Какие права и гарантии необходимо обеспечить в стране для установления принципов соц государства

Обновлено: 19.04.2024

Какие права и гарантии необходимо обеспечить в стране для установления принципов социального государства?

Какие приоритеты установило российское государство в решении главных социальных задач (в сфере занятости, доходов, социальной защиты населения, охраны окружающей среды, формировании социокультурной среды, социальном обслуживании, региональной социальной политике)?

Назовите механизмы функционирования социального государства.

Как формируются программы и планы социально-экономического развития страны и ее регионов?

Назовите основные приоритеты Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу?

Назовите основные цели демографической политики государства на среднесрочную перспективу.

Для чего формируется социальным государством и другими заинтересованными субъектами образовательная и культурная политика?

Не превращает ли население социальная поддержка в пассивных потребителей социальных благ?

Как социальное государство строит политику занятости трудоспособного населения?

Не разрушает ли основы государства чрезвычайно сильная миграция населения? Как формируется миграционная политика государства?

В чем заключается бюджетная основа социального государства?

1.6. Функции социальтного государства Ключевые слова

Методы реализации функций государства

Признаки социального государства

Функции социального государства

Средства реализации функций государства

Функциональная система государства

Функции социального государства – это главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (напр., перераспределения богатства, регулирования трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социального государства появляются в ходе эволюционного развития государства, и их появление связано со сменой доминирования отношений государство – общество на отношения государство – личность. Причем социальные функции появляются у государства только на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с появлением нового эволюционного типа индустриального государства, что происходит не ранее первой трети XIX века.

Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит рост количества социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с другой – включение социальных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями, в результате чего происходит «социализация» всех функций государства. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с догосударственных времен. Но только социальное государство ставит удовлетворение социальных потребностей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом признаков, к которым относятся: а) правовая основа социальной политики; б) наличие системы социального страхования; в) существование бюджетных социальных выплат; г) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости; д) доступность социальной поддержки всем без исключения нуждающимся членам общества; е) принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан; ж) существование институтов гражданского общества. Социальное государство призвано: создать и поддерживать законодательные и правовые предпосылки для эффективной экономической основы для развития общества в целях максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества; обеспечивать соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его вознаграждением. В соответствии с этим набором признаков социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует следующие

Важнейшие функции социального государства:

· обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;

· обеспечение социального страхования для всех членов общества;

·обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно- культурного развития;

·социальную защиту нуждающихся;

·сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством перераспределения благ;

·предоставление социальных услуг.

Перечисленные и другие функции социального государства составляют его функциональную систему, находящуюся в развитии. Каждая из данных функций обязательна для социального государства, но может быть выражена с различной степенью интенсивности. Этот перечень также не является застывшим. Становление этих функций происходит не одновременно. Соответствующие изменения будут происходить и в дальнейшем. Функции социального государства имеют определенную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня личного потребления одновременно с социальными решают и такие экономические задачи, как мотивация повышения производительности труда, увеличение потребительского спроса, предотвращение социальных конфликтов и учет изменения роли человека на производстве.

Современная Концепция социального государства выдвигает на передний план взаимоотношения государства и личности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А.Смит, Дж.Милль, Б.Констан, Дж.Локк и др. исходили из оценки свободы как высшей ценности, которую государство обязано гарантировать каждому индивидууму. Они главными принципами социального государства в социально-экономической сфере провозглашали экономическую свободу, автономию личности в экономической сфере, не признавая при этом за государством социальных функций.

Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону управления социальными условиями жизни. По мнению П.И. Новородцева, именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять на себя заботу об ограждении права на достойное человеческое существование.

Та или иная форма и мера воздействия государства на экономическую жизнь необходимы всегда, потому что без его активного содействия невозможно осуществление т.н. прав «второго поколения» (право на труд, на справедливую заработную плату, охрану труда, право на отдых, на социальное обеспечение и т.д.). Принципиальным остается вопрос о соблюдении баланса между свободной экономикой и поиском способов и путей устранения несправедливости, порождаемой рыночными отношениями. Как определить пределы вмешательства государства в экономику, чтобы оно не стало тормозом ее развития, с одной стороны, и обеспечило социальную защиту граждан – с другой? От этих пределов, как отмечал немецкий экономист, лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек, зависит «определяется ли решением правительства ВСЁ, что ВСЕГДА получает КАЖДЫЙ человек, или только НЕКОТОРЫЕ вещи, которые ИНОГДА получают НЕКОТОРЫЕ люди на НЕКОТОРЫХ условиях. ». В этой блестящей, на наш взгляд, формуле ясно выражено различие между «социалистическим» пониманием социального государства и его подлинной сущностью или, как пишет сам Ф. Хайек, между тоталитарной и свободной экономикой.

Утверждение – сложный, противоречивый и длительный процесс. Полная и всеобщая гармонизация принципов свободы и равенства при реализации социально-экономической функции социального государства. едва ли возможна. Однако только их сосуществование и может быть фундаментальной основой становления и развития социального государства. Отмеченная функция социального государства заключается и в устранении резкого различия в имущественном положении, повышении социального статуса индивида. Эта задача решается сегодня в современных государствах с рыночной экономикой путем воздействия на экономические процессы через бюджет, гибкую систему налогообложения, социальные программы. При этом социально ориентированному государству приходится постоянно заботиться о поддержании баланса между рыночной свободой и своим воздействием на экономику, ибо реализация крупных социальных программ связана с повышенным налогообложением, а это со временем становится тормозом для развития производства.

Сегодня возрастает как социальная, так и экономическая функция социального государства. При этом государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорация с соответствующими инициативно-частными организациями.

Специфика России состоит в том, что формирование социальной государственности базируется на недостаточно прочном правовом фундаменте государства, в обстановке нестабильности, правовой разрегулированности и нарушения прав человека. Россия провозгласила себя социальным государством в период экономической разбалансированности, обнищания большей части населения, что привело к значительным трудностям в реализации социально-экономических функций социального государства.

· экономическую свободу человека и признание права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства Определение его дает ст. 23 Трудового кодекса РФ: это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Проблема в том, что данные нормы относятся к сфере труда и не исчерпывают всего многообразия отношений, возникающих между гражданином и государством. В сфере конституционного права социальное партнерство должно осуществляться в следующих формах, как считает В.Е. Чиркин: соглашения работников и работодателей, представленных их организациями, по экономическим вопросам, политических партий - по принципиальным вопросам жизни общества, принцип и порядок мирного разрешения социальных конфликтов, участие различных слоев населения в решении общенациональных задач;

· доверие к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и ответственность государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;

· социальную справедливость и солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и загрузки трудоспособных, чтобы помочь уже нетрудоспособным;

· участие работников в управлении производством и распределением, в общественной и государственной жизни, развитие при этом различных форм экономической демократии.

· социальную функцию частной собственности, что совершенно справедливо, ведь "собственность является тем объектом, грамотное использование которого дает человеку возможность без вмешательства государства самостоятельно решать свои жизненные проблемы, не опускаться, но, наоборот, подниматься по социальной лестнице, пополнять свое благосостояние".

· социально-экономическое равноправие индивидов и их общностей. Социальные и экономические права человека также неотчуждаемы и естественны, как личные, принадлежащие каждому от рождения. Уравнять всех и во всем - это утопическая мысль, но вполне реально предоставить индивидам равные социально-экономические возможности в соответствии с их статусом в обществе. Это одна из целей социального государства.

· социальной справедливости. Около трети рассматриваемых в Конституционном Суде жалоб относится, по существу, к вопросам ее обеспечения. Практически это связано с решением вопросов инфраструктуры, установлением минимального размера оплаты труда, потребительской корзины: то ли минимум оказывается слишком мал, то ли корзина слишком "легкая". Между тем социальная справедливость - принцип, который социальное государство должно гарантировать. В.Е. Чиркин высказывает мысль, что данный тип государства выступает социально-политическим арбитром, так как регулирует экономическую, социальную, политическую и даже духовную сферы жизни общества.

· социально ориентированной экономики.

Признаки социального государства:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства. Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

Социальное государство — это государство благосостоятельных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно становится равенством фактическим.

3. Экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Наличие у государства качеств правового.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага и равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

11. Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан. Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщиками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь достаточные для этого, прежде всего материальные, стимулы.

12. Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей. Если речь идет о физиологических потребностях, то должно быть хорошее питание (сбалансированное, качественное, достаточное по количеству). Люди нуждаюмся и в психологическом комфорте, а следовательно, хорошем времяпрепровождении как в период отпуска, так и в период между работой. Немаловажно для каждого и социальное общение. Есть и политические потребности, а отсюда вытекает наличие у нас возможностей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и желания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.

13. Социальная защита нетрудоспособных слоев населения. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были активными членами общества и сполна вложили свой труд в его процветание.

14. Развитая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование — важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение — залог ее комфортного существования, удобство дорожного и транспортного обслуживания повышает динамизм личности. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осуществляемый в интересах людей, — важная характеристика социального государства.

15. Минимизация социальных различий. В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. И тем не менее по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Понятно, что напряженность работы, допустим, министра гораздо выше, чем у большинства работников. Но как бы чувствовал себя тот же министр, если бы в подъезде, где он проживает, никто не убирал? Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.

16. Реализация социальной справедливости. Социальную справедливость в упрощенном варианте можно определить, как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Однако большинство согласятся с тем, что вряд ли справедливо, когда значительные богатства, накопленные многолетним трудом всего российского народа, вдруг в одночасье оказались в руках олигархов. Или разница в заработной плате рядового рабочего и директора предприятия в сто и более раз, что совсем не свидетельствует о социальной справедливости.

17. Мирное разрешение социальных конфликтов. Конечно, желательно до конфликтов все же не допускать, И тем не менее совсем избегать их не удается. Например, большое число фермеров США и Европы в течение многих лет выращивали продукцию для России (зерно, кур, цветы и др.). Однако Россия в последнее время по многим позициям отказывается от экспорта. Фермеры зарубежных стран проявляют недовольство и склонны бастовать. Правительства этих стран вынуждены рассматривать вопрос о выделении им субсидий, что, понятно, сразу может отразиться на других слоях населения. Однако это все же лучший вариант разрешения социального конфликта, нежели битье витрин или блокирование железных или автомобильных дорог возмущенными фермерами.


За последние десятилетия в результате усилий государств и межгосударственных организаций, сложилась потенциально эффективная система международно-правовых гарантий, как форм и средств контроля деятельности государств по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Главным условием функционирования системы международно-правовых гарантий является принятие государствами обязательств через подписание и ратификацию соответствующих международно-правовых актов. Государства свободны в выборе международных договоров. Их желание или нежелание подписать или присоединиться к международным договорам или конвенциям зависит от многих факторов, в том числе и от экономического положения, и от политической воли руководителя государства. Однако, взяв на себя международные договорные обязательства, государства должны их добросовестно выполнять в соответствии с основополагающим началом всех правовых систем — принципом pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться). Этот общепризнанный принцип международного права является одновременно и основным условием действенности всего международного механизма обеспечения соблюдения государствами своих обязательств в области социальных прав [1].

Как справедливо отмечает В. В. Гаврилов, действенность международных правовых норм во многом зависит от эффективности международного контрольного механизма за их осуществлением. Выступая в качестве средства обеспечения исполнения международных норм, контроль заключается в действиях субъектов международного права по установлению фактического положения и его оценки с точки зрения соответствия нормативным предписаниям, разрабатываемым на международном уровне. [2]

Центральное место в системе международных форм и средств контроля занимает ООН. Ее функции и полномочия весьма разнообразны. ООН организует и проводит исследования, составляет доклады, представляет государствам рекомендации, выносит решения, готовит проекты конвенций и созывает международные конференции для принятия разработанных нормативно-правовых актов. Нормативные правовые акты ООН сформулировали пакет основных прав человека, в том числе и социальных, которые должны содержаться в законодательстве любого государства, претендующего на статус цивилизованного.

Акты ООН отличаются по юридической силе. Всеобщая декларация прав человека одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в виде резолюции, это в большей мере программный политический документ, однако его авторитет достаточно велик, потому что это первый международный документ, который стал результатом осмысления человечеством последствий Второй мировой войны.

Во Всеобщей декларации прав человека выделен и сформулирован пакет основных неотъемлемых и неотчуждаемых трудовых прав человека:

1) право на труд;

2) право на свободный выбор работы;

3) право на защиту от безработицы;

4) право на справедливые и благоприятные условия труда;

5) право на равную плату за равный труд без какой-либо дискриминации;

6) право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения;

7) право создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов;

8) право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего времени и на оплачиваемый периодический отпуск, а также прав в сфере социального обеспечения:

1) право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи;

2) право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства; наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам;

3) право на особое попечение и помощь матерям и младенцам;

4) право детей на социальную защиту;

5) право на образование. [3]

Для того чтобы самореализоваться, удовлетворять свои естественные потребности, человек как биологическое существо и как социальная личность должен выполнять определенную интеллектуальную и физическую работу для создания материальных и нематериальных благ, которые нужны для удовлетворения разнообразных потребностей его самого и общества. Поэтому труд есть социальное право, социальная необходимость и социальная обязанность человека, как члена общества. Именно поэтому международные нормативные акты так настойчиво и подробно регламентируют обязанность государств по созданию внутригосударственного механизма реализации этого права человека. В социальном государстве должны быть созданы условия для его реализации.

Напрашивается естественный вопрос, почему правам «второго поколения» международные организации придают такое значение? Потому что, человек не может пользоваться свободой, если не живет в достоинстве — то есть, хотя бы в минимальном социальном достатке. В конструкции «права человека» вторая часть — «человек» выпадает, если он голоден, нищ, болен, не имеет жилища, не образован и не может реализовать себя через свободный труд. Отсюда проистекает много раз проговоренная неделимость, взаимосвязанность и взаимозависимость двух категорий прав. [4]

Роль международного контроля как средства юридической гарантии социального государства постоянно возрастает, однако, работа органов ООН в этой сфере все же малоэффективна.. В числе причин, влияющих на эффективность работы ООН можно указать следующие: сессионный характер деятельности; отсутствие достаточных полномочий для принятия результативных решений, так как главное средство работы — это диалог; длительный, а иногда и бесконечный поиск компромисса; возражение многих государств против усиления контрольных функций международных организаций в целом и ООН в частности.

Многие государства (в том числе и Россия) не своевременно присылают доклады и ответы на запросы о дополнительной информации, формально подходят к изложению фактов по реализации своих обязательств, что также влияет на аналитическую работу ООН и Комитетов.

Важную роль в международном контрольном механизме стали играть международные суды. Особенно эффективно работает Европейский суд по правам человека, который призван рассматривать дела о толковании и применении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в целях обеспечения выполнения государствами-участниками вытекающих из нее обязательств. Суд осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе поданных на его имя жалоб отдельных физических лиц или неправительственных организаций на нарушение государством прав человека, закрепленных в конкретной норме конкретной статьи Конвенции. Жалоба на нарушение Конвенции может быть подана также и самим государством-участником Конвенции на другое государство-участника.

Таким образом, на международном уровне установлен международно-правовой контроль, который является одной из юридических гарантий социального государства и он выражается в:

- рассмотрении периодических докладов государств;

- рассмотрении споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;

- рассмотрении индивидуальных и коллективных петиций административными или конвенционными органами;

- рассмотрение жалоб международными судебными органами.

Очевидно, что международное сообщество уже выработало и использует определенный механизм функционирования международных контрольных и судебных органов, призванный содействовать осуществлению государством принятых на себя обязательств по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что, безусловно, способствует поднятию авторитета государственной власти. Что касается российского государства, то международные юридические гарантии способствуют тому, чтобы элементы Европейской модели социального государства были восприняты и способствовали развитию и совершенствованию российского социального государства.

1. Иваненко В. А., Иваненко B. C. Международное право как гарантия реализации прав человека. — М.: Наука, 2011. — С. 88.

2. Гаврилов В. В. ООН и права человека: механизмы создания и осуществления нормативных актов6Автореф. дис…канд. юрид. наук. — Владивосток, 2011. — С. 23.

3. Трошкин Ю. В. Права человека. — М.: Юрид. лит., 1997. С. 45.

4. Джибладзе Ю. Социальные и экономические права: действительно ли они являются правами человека и как их можно защищать? //Социальные науки. 2003. № 1. — С. 52.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное государство, государство, достойная жизнь, международный контрольный механизм, международный уровень, обязательство, свободное развитие человека, создание условий.

Похожие статьи

Понятие достойного уровня жизни (правовой аспект)

Согласно статье 7 Конституции: «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Проблема состоит в том.

К вопросу о достойном уровне жизни (правовой аспект)

Но в тоже время остается много и нерешенных проблем. Одной из них является построение политики, «которая направлена создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Понятие социального государства и история его становления.

Социальное государство- это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения его достойной жизни и свободного развития [4. с. 3].

Понятие социального государства | Статья в журнале.

Немаловажную роль в создании концепции социального государства сыграла и борьба трудящихся за свои права.

Регулируя рыночные процессы, содействуя развитию свободного рынка, государство в то же

Международно-правовые гарантии социального государства.

Конституция Российской Федерации как основной.

Именно Конституция РФ в ч.1 ст. 7 закрепила, что Российская Федерация есть государство социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Юридическая форма социальных прав как признак российского.

Основной целью социального государства является создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Юридические гарантии в сфере трудовых отношений, создании условий труда и охраны труда, обеспечении достойного уровня жизни.

К вопросу о понятии и сущностном содержании концепции.

социальное государство, Российская Федерация, достойная жизнь, социальная справедливость, свободное развитие человека, Российское государство, государственная власть, социальная защита.

Социальная политика как многоуровневая дилемма.

Международные конференции. Тематические журналы.

Усиление социальных функций государства вызвано современными социальными процессами, постановкой государством в качестве цели функционирования и развития – человека [2, с. 302].

Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии.

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».


Принцип социального государства, закрепленный в ст.7 Конституции РФ, относится к числу наиболее базовых принципов, определяющих взаимоотношения государства и иных общественных институтов. Вместе с тем, он является одним из наиболее сложных принципов для толкования с точки зрения его юридического наполнения.

Сама идея социального государства родилась на основе определения места государства в экономике и мере его участия в социальной сфере. И в этом отношении история знает две крайности: государство либеральное и государство патерналистское. Государство либеральное идет по пути практически полного отказа от какого-либо участия в социальной сфере, здесь реализация статуса государства как «ночного сторожа» воплощается наиболее ярко. Государство при этом, не обремененное серьезными социальными обязательствами, не обременяет всяческими финансовыми повинности и граждан. Наиболее ярко этой модели соответствуют США. Другая же крайность — государство патерналистское, стремится нивелировать негативные моменты либеральной модели: серьезную зависимость граждан от экономической конъюнктуры, жесткую привязку доступа к фактически базовым социальным благам к наличию и уровню доходов. Для этого такое государство берет на себя огромные социальные обязательства, государство как заботливый отец старается оградить своих граждан от всех рисков. При этом такое государство, как настоящий отец, принимая граждан на такое иждивенчество, стремится всячески покуситься на права граждан.

Социальное государство — своего рода компромисс между этими двумя противоречивыми формами. Первые и наиболее базовые теоретические разработки теории социального государства были сделаны немецким ученым Лоренцом фон Штейном. Уже в его работах принцип социального государства рассматривается как обязанность государства обеспечивать равенство граждан и содействовать их социальному благополучию. Как же этот принцип воплощается на практике? Насколько теория социального государства реализуется в реальной жизни? И самое главное: в чем состоит юридическое наполнение этого принципа, его нормативное содержание?

Наверное, наиболее логично и обоснованно рассмотреть, как решаются эти вопросы на родине идеи социального государства — в Германии. Правовые позиции Федерального Конституционного суда ФРГ раскрывают многие характерные черты, а также наполнение конституционного принципа социального государства. ФРГ не ставит целью достижение государства благосостояния (третий, наиболее развитый тип социального государства по Риттеру). Государство стремится лишь к приблизительно равномерному распределению благ и тягот между гражданами. Социальное государство вмешивается в те сферы, которые не вполне привлекательны для инвесторов в виду их «неприбыльности»: искусство, культура, образование. Именно определенное участие государства в развитии и поддержке этих институтов прежде всего характеризует социальное государство.

В отечественной теории принцип социального государства понимается куда более узко и просто. Основным механизмом реализации этого принципа становится поддержка «слабых и немощных» (С. А. Авакьян), создание равных условий на старте для всех граждан. И такой логике следует весьма большое количество авторов, и лишь совсем немногие предлагают какие-то идеи, выбивающиеся из ряда этих, достаточно схоластических и традиционных воззрений на этот принцип, но все они так или иначе отражают требования к государству как-то перекроить экономику, сделать ее «социально ориентированной» (М.Баглай).

Конституционный суд РФ идет вслед за традиционными для нашей науки взглядами и понимает этот принцип весьма традиционно.

Из его Постановлений, в которых, так или иначе, фигурирует принцип социального государства, следует, что принцип социального государства задает ритм принципу равенства — «равенство в социальном государстве должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов» [2]. Принцип равенства требует фактической оценки способности гражданина платить налоги и сборы. Такой подход к этому вопросу и рассмотрение его в контексте именно принципа социального государства видится довольно спорным.

Еще более ярко приверженность Конституционного Суда традиционным взглядам на этот конституционный принцип демонстрирует Постановление от 16.12.1997 г. № 20-П [3]. Конституционный Суд, раскрывая принцип социального государства вновь утверждает: социальное государство должно заботиться о благополучии своих граждан и оказывать ему соответствующую помощь, материальную поддержку, если лицо по объективным критериям нуждается в ней. Итак, вся миссия социального государства сводится лишь к материальному обеспечению граждан, которые не в силах позаботиться о себе самостоятельно, предоставлению различных льгот и гарантий этой категории лиц.

В другом, довольно известном определении [4] Конституционный Суд связал цели реализации принципа социального государства с необходимостью обеспечения достойного уровня жизни граждан и свободного развития человека.

Итак, конституционный принцип социального государства действительно является весьма неопределенным по объему. Стараясь найти баланс между двумя крайностями, в попытках «усидеть на двух стульях сразу», государства ищут разные пути, по которым они должны и обеспечить некоторую социальную справедливость, поддержав объективно неспособные позаботиться о себе категории населения, и в то же время не нарушить принцип равенства и правового государства. Важно найти тот баланс, когда у гражданина нет возможности переложить все риски и трудности на государство и общество, превратив государство в собес [1]. Более широкое наполнение принципа позволит достичь указанных целей — достойной жизни каждого человека и его свободного развития.

1. Арановский К. В., Князев С. Д., Хохлов Е. Б. О правах человека и социальных правах. Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 4.

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы».
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации" в редакции от 20 апреля 1996 года».
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 N 17-О «По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основные термины (генерируются автоматически): социальное государство, принцип, государство, гражданин, конституционный принцип, Конституционный Суд, принцип равенства, социальная сфера, ФРГ, юридическое наполнение.


Ключевые слова: социальное государство, принципы социального государства, социальная политика, Конституция, конституционное право, институты прямой демократии.

К политико-правовым принципам относят системообразующие правоотношения, регулирующие государственно-правовую жизнь общества. [1,95] Конституционность политико-правовых принципов является следствием общественной рефлексии и обнаруживает ее границы. Тем не менее не всегда политико-правовые принципы выражают познанную обществом действительность; некоторые из них могут выражать желаемое, концептуальное и субъективное, необходимое обществу для осознания господства над государством и правом. По природе политические, отдельные идеи общества становятся «социальным» правом, политико-правовым принципом, и выражают наряду с объективными и действительными принципами сущность государства, определяют справедливость и равенство. На пути научного познания современной государственности встают вопросы и проблемы, связанные с поиском единого концептуального понимания совокупности политико-правовых принципов социального государства и практических оснований их конституционности.

Идеи концепции социального государства (der Sozialstaat) вошли в Конституцию РФ 1993 г. в качестве политико-правовых принципов, став неотъемлемой частью сущности российской государственности. Их конституционность была вызвана причиной юридически придать взаимоотношениям общества и государства современный вид. После Второй Мировой войны появилась новая конституционная терминология, развившая и дополнившая понятие сущности государства. [2,194] Государство стали характеризовать как демократическое, правовое и социальное, которое признает суверенитет народа как источник власти, право как верховенство справедливого закона и формального равенства и своей политикой снижает социальную дифференциацию в обществе.

Конституционность как результат качественного перехода в правовое состояние, в правовую действительность, общественного сознания приобрела новое значение, необходимое для социально-политической трансформации государства и права. Обусловленная политически, она воплотила в завершенной форме политико-правовых принципов гипотезы теорий социального государства.

Список этих гипотез, ныне составляющих основу правового понятия социального государства весьма широк. Принципы охватывают настолько широкий спектр правоотношений, которого вполне достаточно для создания новой системы «социальных» правоотношений. Наиболее существенные из них — это принципы социальной справедливости, социального партнерства, социально-экономического равноправия и обеспечения социальных гарантий. [3,7] Отдельно в российской науке выделяется и доказывается принцип социальной солидарности. [4]

Новое значение конституционности «социальных» правоотношений государства и общества, по мнению автора статьи, не сводится только к пониманию принципов концепции социального государства как определений законодательной нормы, оспариваемой в рамках конституционного судопроизводства. В постановлении Конституционного суда РФ [34-П/2018] указывается, что федеральный законодатель вправе ограничить норму, основываясь на принципе социальной справедливости, чтобы предотвратить необоснованное сверхнормативное предоставление гарантий. Зависимость политико-правовых принципов от социального законодательства и полномочий законодателя, который устанавливает конкретные способы и объемы гарантий и мер социальной защиты, подтверждается в определении Конституционного суда РФ [1775-О/2018] законодательным инструментом повышения уровня социальной защиты отдельных категорий граждан.

«Социальная» природа принципов социального государства объединяет законодателя и законодательство и не призвана выполнять инструментальную функцию определения нормы социального законодательства, потому что «социальное» уже самоопределено. В этом состоит главная цель общественной рефлексии, в этом заключается смысл конституционности политико-правовых принципов социального государства. Автор считает, что собственное значение «социального» как сущностного критерия явления социального государства требует осуществления социальной политики непосредственно обществом через институты прямой демократии. Опосредованное осуществление социальной политики представительными органами сужает ценностное значение политико-правовых принципов социального государства и излишне наделяет их декларативным характером и неприсущей им инструментальной функцией, которыми они по своей природе не обладают.

Реализация социальной политики непосредственно институтами прямой демократии повлияет на рост сознательности общества и зрелость принятия политических решений. Ч.1 ст. 7 Конституции России не определяет субъект социальной политики. [7] Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, сегодня, могут осуществляться непосредственно обществом, так как для этого существует материальная и технологическая база. Только так политико-правовые принципы социального государства станут действующими и реальными правоотношениями, определяющими сущность государства.

  1. Чиркин В. Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов / В. Е. Чиркин. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 688 с.
  2. Чиркин, В. Е. Конституционная терминология / В. Е. Чиркин.; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2015. — 272 с.
  3. Конституционные принципы социального государства: автореферат дис. кандидата юридических наук: 12.00.02 / Калманова Альбина Сослановна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова]. — Владикавказ, 2012. — 21 с.
  4. Принцип социальной солидарности в конституционном праве: автореферат дис. доктора юридических наук: 12.00.02 / Алебастрова Ирина Анатольевна; [Место защиты: Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики»]. — Москва, 2017. — 42 с.
  5. [34-П/2018] Постановление по делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина А. В. Удовиченко
  6. [1775-О/2018] Определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ущаповского Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 2 и пунктом 6 статьи 3 Закона Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей»
  7. Конституция Российской Федерации / Официальное издание, ГУ издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, Москва 2015. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное государство, принцип, социальная политика, прямая демократия, инструментальная функция, Конституционный суд РФ, общественная рефлексия, социальная защита, социальная справедливость, социальное законодательство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: