Какие особенности судов викингов позволяли им совершать длительные морские плавания кратко

Обновлено: 23.04.2024

Однажды Карл Великий стал свидетелем необычного события на юге Франции. Флот северян плыл вдоль побережья, ища цели для разграбления. Заметив гарнизон франков, викинги передумали и развернули корабли, чтобы унести ноги подобру-поздорову. Солдаты короля послали за ними погоню, однако суда северян были слишком быстры, чтобы франки могли хотя бы приблизиться к ним. День великого короля был окончательно испорчен.

Современники эпохи викингов испытывали трепет не только от одного вида кораблей викингов, но и от их мореходных качеств. Однако хотелось бы знать, как быстро они могли плавать? Историки до недавнего времени не могли точно это понять, пока в начале XX века не были найдены первые захоронения с кораблями скандинавов. Позже обнаружили еще несколько кораблей, но учёные всё ещё строили догадки. И только после создания первых точных реплик получилось построить картину реальных скоростей древних судов викингов.

Датский музей в Роскилле построил пять таких кораблей-реплик и использовал их для проверки средних и максимальных скоростей различных судов, которые были найдены в скандинавских захоронениях.

Skuldelev 1 – океанский торговец

Крупное морское грузовое судно из Согне-фьорда в западной Норвегии. Оно построено из тяжелых сосновых досок и имеет округлую форму, что дает ему высокую грузоподъемность и отличные мореходные качества в Северной Атлантике. Океанский торговец мог бы плавать по всему Северному морю и Балтике, а также по Северной Атлантике. Судно и его груз могли принадлежать конунгу или торговцам, направлявшимся в коммерческие экспедиции. У корабля были палубы спереди и сзади, а также открытый трюм.

Возраст: около 1030 г.
Длина: 15,84 метра
Ширина: 4,8 метра
Вёсла: 2-4
Экипаж: 6-8 человек
Площадь паруса: 90 м2
Средняя скорость: 5-7 узлов
Максимальная скорость: около 13 узлов

Skuldelev 2 – быстрый змей

Военный корабль, построенный для быстрой переброски воинов из одной точки в другую. Имел экипаж из 60-80 человек и принадлежал ярлу или конунгу. Построили его из дуба в окрестностях Дублина примерно в 1042 году.

Возраст: около 1042 г.
Длина: ок. 30 метров
Ширина: 3,8 метра
Вёсла: 60
Экипаж: 65-70 человек
Площадь паруса: 112 м2
Средняя скорость: 6-8 узлов
Максимальная скорость: 13-17 узлов

Skuldelev 3 – прибрежный торговец

Небольшой, элегантный и прочный торговый корабль, созданный для перевозки грузов в прибрежных водах Дании и на Балтике. Построен из датского дуба и был найден в прекрасной сохранности недалеко от Роскилле. Корабль имел палубы спереди и сзади, а посередине был открытый трюм, вмещавший 4 тонны груза. Судно могло использоваться для коротких путешествий, например в торговых целях или для посещения важного собрания на тинге.

Ветер был основной движущей силой для этого корабля, а вёсла помогали маневрировать возле берега.

Skuldelev 5 – боевой малыш

Самый маленький корабль, используемый в военных целях. Хорошо подходил для плавания в прибрежных датских водах и на Балтике. В отличие от других кораблей типа Skuldelev, он был построен с использованием как новой, так и уже бывшей в употреблении переработанной древесины. За несколько лет до того, как затонуть, корабль ремонтировался – отсюда и б/у материалы. Всё говорит о том, что судно строили и ремонтировали опытные корабелы.

Возраст: около 1030 г.
Длина: 17,3 метра
Ширина: 2,5 метра
Вёсла: 26
Экипаж: 30 человек
Площадь паруса: 46 м2
Средняя скорость: 6-7 узлов
Максимальная скорость: 15 узлов

Дракен «Харальд Прекрасноволосый»

Его начали строить в 2010 году, а своё первое серьёзное плавание он совершил спустя 5 лет. Это не копия какого-то найденного древнего корабля, а воссозданное по сагам и на основе знаний из археологических находок судно. Подобные корабли саги часто называют «Великими», а сейчас мы можем сказать, что это самый крупный реконструированный корабль викингов из ныне существующих.

Важно понимать, что это не лучший источник для понимания скорости скандинавских судов эпохи викингов, потому что он не является копией известных найденных кораблей и его размер намного больше любого из них. Тем не менее, мы можем сделать вывод, что больше не значит быстрее. Максимальная скорость дракена « Харальд Прекрасноволосый » составляет 14 узлов, на три узла меньше чем у Skudelev 2. Внушительные размеры явно ухудшили маневренность и быстроходность корабля.

Есть о чём поспорить

Поэтому 17 узлов – наиболее разумный максимум, пока новая реплика или археологическое открытие не докажет что-то другое.

Пикабу в мессенджерах

Активные сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Тенденции


Волшебные миры⁠ ⁠

Волшебные миры Арт, Фэнтези, Темное фэнтези, Воин, Викинги, Самурай, Лес, Корабль, Длиннопост

Волшебные миры Арт, Фэнтези, Темное фэнтези, Воин, Викинги, Самурай, Лес, Корабль, Длиннопост

Волшебные миры Арт, Фэнтези, Темное фэнтези, Воин, Викинги, Самурай, Лес, Корабль, Длиннопост

Волшебные миры Арт, Фэнтези, Темное фэнтези, Воин, Викинги, Самурай, Лес, Корабль, Длиннопост

Волшебные миры Арт, Фэнтези, Темное фэнтези, Воин, Викинги, Самурай, Лес, Корабль, Длиннопост

Волшебные миры Арт, Фэнтези, Темное фэнтези, Воин, Викинги, Самурай, Лес, Корабль, Длиннопост

Волшебные миры Арт, Фэнтези, Темное фэнтези, Воин, Викинги, Самурай, Лес, Корабль, Длиннопост


В Норвегии нашли под землёй корабль викингов⁠ ⁠

Древнее погребальное судно веками скрывал огромный курган.

Археологи из из Норвежского института изучения культурного наследия выяснили, что огромный курган железного века скрывал погребальный корабль викингов.

Открытие было сделано в ходе исследования георадарами археологического памятника Геллестад (коммуна Квинесдал на юго-востоке Норвегии). Поводом для проведения работ стало будущее строительство новой дороги, которое потребовало изучения местности.

Корабль викингов в Геллестаде учёные нашли впервые. Но ранее там были обнаружены 13 курганов, возраст самых древних из которых составлял около 1,5 тысяч лет. Их исследование позволило говорить о Геллестаде как о месте массовых захоронений железного века.

Погребальная ладья оказалась моложе: её датируют IX веком нашей эры. Позже рядом с ней были обнаружены длинные дома, традиционные для культуры викингов. Археологи сразу предположили, что эти дома служили залами для тризн, а сам Геллестад был элитным кладбищем — далеко не всех викингов хоронили в ладьях. Однако, судя по всему, такой погребальный обряд был распространен куда шире, чем считалось ранее.

В Норвегии нашли под землёй корабль викингов Археологические находки, Норвегия, Корабль, Погребение, Курган, Железный век, Викинги, Культурное наследие, Георадар, Ладья, Археология, Археологи, Ученые, Видео, YouTube


В Норвегии завершились раскопки погребального корабля викингов⁠ ⁠

За время раскопок удалось обнаружить около 8000 фрагментов различных предметов — от бусин до изъеденного ржавчиной топора.

К раскопкам корабля приступили в 2020 году. Археологи предположили, что он был построен около 750–850-х годов нашей эры. Скорее всего в нем похоронили знатного и влиятельного человека.

В Норвегии завершились раскопки погребального корабля викингов Археологические раскопки, Норвегия, Археологи, Археология, Раскопки, Корабль, Погребение, Викинги, Вокруг света

Однако сам курган заметно пострадал в XIX веке, когда его, как и соседние могильники, распахали фермеры.

Наиболее примечательной находкой стала большая янтарная бусина, отверстие в которой позволяет предположить, что она крепилась к одежде или к важному символическому предмету, возможно к мечу или ножнам.

Кроме этого, в почве был найден отпечаток и ржавчина от большого топора, вероятно, украденного грабителями. Еще один топор нашли под остатками досок — он представляет собой изъеденный ржавчиной кусок металла.

Среди других артефактов — обломки сундука, точильный камень, а также 1300 корабельных гвоздей, которые позволят узнать конструкцию ладьи.

Кроме того, исследователи извлекли хорошо сохранившиеся куски киля общей длиной девять метров, а также остатки покрытия корабельных палуб. В ближайшее время археологов ждёт кропотливая работа, из найденных фрагментов планируют восстановить корабль.

Викинги⁠ ⁠

Викинги Викинги, Оружие, Корабль, Юмор, Армия, Маскировка


Пара слов о навигации викингов⁠ ⁠

Впервые викинги достигли Ирландии и Шотландии благодаря тому, что наблюдали за сезонными перелетами птиц между Скандинавией и этими землями. Кроме того, во время длительных плаваний они замечали, что птицы, оказавшиеся на их кораблях, не покидали борт, пока не удавалось достигнуть расстояния одного перелета до большой земли. Если, конечно, несчастных пташек к тому времени не сжирали. Живший в X веке норвежский мореход по имени Флоки Вильгердарсон имел привычку брать на борт своего драккара священных воронов, которых время от времени выпускал. Если птицы возвращались, можно было предположить, что поблизости земли нет. Если ворон не появлялся, это вселяло в моряков надежду. Так Флоки стал первым норвежцем, достигшим берегов Исландии, а заодно получил от земляков прозвище Вороний Флоки.

У скандинавов была серьезная мотивация отправляться в плавания – Исландия, Гренландия и «Винланд» в Новом Свете были открыты в первую очередь потому, что в самой Скандинавии было «очень не очень» с хорошей пахотной землей, и местным жителям порой было крайне трудно прокормить свои семьи. Их навигация основывалась на наблюдении за природой, морем и ночным небом.

Еще до конца первого тысячелетия нашей эры викинги разработали метод определения направления в море. Они подметили, что каждый день солнце поднималось на максимальную высоту в небе, прежде чем снова опускаться к горизонту. Наблюдая за тенью от мачты или какой-то другой части корабля, в то время как солнце двигалось по своей дневной дуге, они могли держать относительно прямой курс.

Расположение солнца на его максимально дневной высоте, как и его наиболее низкое положение относительно уровня моря, фактически определяли для мореходов стороны севера и юга. Кроме того, поскольку побережья Скандинавии преимущественно простираются по направлению «север-юг», местные моряки придумали концепцию «суши» (восток) и «заморья» (запад). Иными словами, северо-восток и юго-восток они определяли как «северная суша» и «южная суша», в то время как северо-запад и юго-запад – «северное заморье» и «южное заморье». Викинги также научились определять скорость своих драккаров и пройденные расстояния, отсчитывая удары весел по воде. Едва ли они использовали Полярную звезду для определения широты, но она могла служить им ориентиром в ночное время, подобно солнцу в течение дня. Простейшие измерительные приборы появились уже после того, как были открыты Исландия, Гренландия и «Винланд».

Однако солнце не всегда светит в суровых северных краях, поэтому скандинавы разработали простейшие способы приблизительно определять свое местоположение при помощи органов чувств. Так, например, они могли почувствовать запах хвойных лесов задолго до того, как те оказывались в поле зрения. Они наблюдали за цветом воды, ее плотностью и температурой, просто опуская руку за борт, оценивали ее запах и даже ее соленость. Нерадивого «лоцмана», который пренебрегал знаками природы или раз за разом терпел неудачу в прокладке верного курса, в один прекрасный день могли в профилактических целях просто выбросить за борт и на веревке протащить за кораблем.

Викинги также использовали примитивные ручные лоты для измерения глубины и определения расстояния до суши. Они привязывали к грузику лота комок жира, и затем, после извлечения его из воды, по цвету и составу того, что налипало на жир, могли определить местность и примерно расстояние до берега даже в условиях густого тумана.

Скандинавские моряки внимательно наблюдали за водоворотами и течениями, и были особенно искусны в понимании того, как эти течения и ветер влияют на поведения моря. Они наблюдали за облаками и заметили, что те имеют тенденцию скапливаться у берегов, и что облака часто покрывают вершины гор, благодаря чему о приближении суши можно было догадаться еще до того, как удавалось различить сами горы. И они практически наверняка были знакомы с такими явлениями, как миражи или отражения лежащей за горизонтом земли, которая становилась видимой. Блики, отражаемые покрытой снегом или льдом землей, также могли дать намек на то, что желанная суша была не так далеко.

Скандинавы – лучшие мореходы «эпохи викингов». Драккары и кнорры бороздили морские и океанские просторы. Но если про ТТХ кораблей викингов знают все, то про численность экипажей немногие. Давайте поговорим о том, сколько человек выходило в плаванья на драккарах и кноррах? Итак, начнем!

Кнорры и численность их экипажей

Кнорры – торговые корабли скандинавов. Именно на кноррах северные мореходы достигли берегов Гренландии, а затем, и побережья Северной Америки (Винланда). Кнорры активно подходили для морских и речных перевозок. Отличная мореходность, солидная вместимость, небольшой экипаж, делали их первоклассными кораблями для торговцев и переселенцев.

Средняя длина кнорров составляла 16 метров, а ширина – 5 метров. Грузоподъемность кораблей составляла 25-30 тонн. Разумеется, это средние показали. Бывали кнорры больших и меньших габаритов.

Экипаж кнорра состоял из 5-8 моряков. Еще 4-5 воинов обычно брали на борт для защиты. В итоге экипаж состоял из 9-13 человек. Такая численность была оптимальной для торговых перевозок. Груз обычно размещался в обширном отсека, находящемся в средней части судна.

Если кнорр использовался для перевозки переселенцев, например, в Исландию или Гренландию, помимо экипажа, на борт принимали семьи с их скарбом и домашними животными. Обычно на корабль брали 10-12 переселенцев. Кстати, кнорры могли перевозить даже коров и лошадей.

Могли кнорры применяться и для перевозки одних лишь людей. В этом случае помимо экипажа, на борту размещалось 20-30 человек. Но такую прорву людей можно было брать на корабль лишь при прибрежных плаваниях, так как запаса воды и провизии хватало ненадолго.

Как мы видим, экипаж кнорра мог существенно различаться. Все зависело от тех целей для которых использовался корабль.

Драккар и численность его экипажа

Драккары – боевые корабли викингов. Именно на них скандинавы отправлялись в морские походы. Большая скорость и малая осадка, делали драккары идеальными для набегов. Корабли обычно применялись для прибрежных плаваний. Большой экипаж не позволял совершать длительные плавания вдали от берегов.

Драккары имели продуманную конструкцию. Они развивали потрясающую для тех времен скорость. При попутном ветре корабль мог двигаться со скоростью в 12-18 узлов в час. Помимо паруса, на драккаре было по 50-80 весел.

Средняя длина драккаров составляла примерно 25-30 метров, а ширина – около 4 метров. На борт корабля поднималось 50-80 воинов. Опять же, приводятся лишь средние размеры корабля и экипажа.

Интересный тест!

Итак, численность экипажа зависела от размеров корабля, его типа, и тех целей, для которых он использовался. Драккары были лучшими военными, а кнорры – торговыми кораблями в «эпоху викингов».

Викинги вошли в историю как бесстрашные воины, пираты, торговцы, но в первую очередь – как отважные мореплаватели. И своей славой они во многом обязаны кораблям. Остроносые драккары под полосатыми парусами, со щитами на бортах стали символом целой эпохи.

В Эпоху викингов существовали так называемые «морские конунги», знатные люди, у которых не было ни земли, ни домов, а только корабли, что не мешало им занимать важное место в обществе и командовать порой целыми отрядами, равными дружинам баронов и графов в Европе. Для конунгов Норвегии, Дании и Швеции количество кораблей, которые они могли собрать на войну, как правило, имело большее значение, чем количество людей в армии. А по законам Норвегии, во время сбора ополчения отдельные городки и области выставляли не просто отряды, а именно боевые корабли.

Большое значение кораблей для викингов отражено в культуре и быту. Длинные дома жителей Скандинавии своей формой напоминали перевёрнутые корабли. А в поэзии викингов насчитывается больше двадцати кённингов (поэтических названий) кораблей. Вот лишь некоторые из них: «конь волны», «зверь пучины», «олень моря» «скакун тропы чайки». [1]

Но что же такого особенного было в кораблях викингов, что позволило им получить славу лучших мореходов того времени?

Целый ряд конструктивных особенностей давал им возможность выдерживать плавание в открытом океане. В первую очередь, это гибкий корпус. Доски крепились к шпангоуту посредством «канатов». При этом корпус получался легким и гибким, но прочным. Он изгибался на волнах, иногда очень сильно, но оставался водонепроницаемым, и, главное, выдерживал даже огромные штормовые волны. Напротив, судно с жёстким корпусом, например, как у средиземноморских галер того времени, могло переломиться от собственной тяжести на большой океанской волне. Викинги же противопоставляли силе волн не силу, а гибкость.

Другой особенностью корпуса был киль из цельного ствола дерева. Он был более прочным и надежным, чем сбитый из нескольких досок. Правда, это ограничивало размер корабля: его невозможно было построить больше, чем длина самого длинного ствола подходящего дерева. [2]

Легкость корпуса обеспечивала низкую осадку, что было очень важно для плаваний по неисследованным землям. Там, где более тяжелые корабли неминуемо повредили бы корпус о рифы или сели на мель, легкие суда викингов безопасно проходили. А если бы такое судно село на мель, снять его было бы совсем несложно. Легкость кораблей позволяла викингам подниматься по рекам и даже перетаскивать суда по земле из одной реки в другую.

Однако к концу X века появляются два основных типа: Langskip – «длинный змей», также известный в наши дни как драккар, и Knörr [3].

Кнорр – большое транспортное судно. Это были грузовые суда средней длиной около 16 м. Они были более короткими, чем драккары, но и более прочными [4]. Корабли такого типа использовались торговцами и в качестве военных транспортов для перевозки людей. Экипаж кнорра составлял, по разным оценкам, от шести до десяти человек.

Скорее всего, именно на кноррах викинги плавали в Гренландию и Северную Америку, так как такие суда лучше выдерживали сильные волны открытого океана.

Langskip – основной и наиболее известный тип кораблей викингов. В наши дни такие корабли принято называть драккарами, потому что на носу корабля часто ставили изображение дракона.

Длина драккара составляла в среднем от 20 до 25 метров, однако в сагах упоминаются корабли длиной больше 30 метров. Ширина в самом широком месте была около пяти метров. Драккар мог идти как под парусом, так и на вёслах. Количество вёсел зависело от размеров корабля и могло колебаться от 16 до 30 пар на особо крупных кораблях. В среднем экипаж одного драккара составлял около сорока человек, однако на больших кораблях мог доходить до восьмидесяти.

Узкий, гибкий и длинный корпус драккара позволял ему развивать под парусом огромную для того времени скорость в 11-12 узлов. Для сравнения, скорость венецианских галер XII-XIV вв. не превышала 5 узлов, а скорость когга XIII—XV вв. даже в хороших условиях не превышала 7,5 узлов [5].

В Эпоху викингов никто не мог сравниться с ними на море.

Важно отметить, что легендарные большие корабли конунгов с экипажами под сотню человек, скорее всего, не совершали долгих плаваний, а были предназначены для плавания в прибрежных водах в хорошую погоду. А в дальние походы викинги ходили на кораблях, похожих на тот, который нашли в кургане Гокстада: длина – 23,3 м., ширина – 5,2 м., 16 пар вёсел. [6]



Что мы знаем о викингах? В период с VIII по XI век они "путешествовали" по Европе, доходя до Северной Америки и Ближнего Востока, воюя, торгуя н колонизируя свободные земли. Они были грозными врагами. Притом мы знаем о них меньше, чем о Древнем Риме. Вся доступная на сегодняшний день информация получена из источников трех типов: археологических изысканий, письменных свидетельств н нордических саг. При том сами викинги не оставили после себя текстов. Все письменные свидетельства оставлены народами, соприкасавшимися с викингами, а саги долгое время существовали в рамках устной традиции и были записаны лишь в конце XII начале XIII в.
На местах крупных раскопок в Хедебю, Моосгарлс, Бирке, Роскильде, Линдхольм-Хойе, Гокстаде, Скулделеве, Йорке и Гьермундбю обнаружен богатейший материал, который при сопоставлении с письменными источниками проливает свет на многие аспекты культуры викингов. Но в то же время, эти находки ставят перед нами все новые и новые вопросы. Неправильная интерпретация и чрезмерное восхваление некоторых аспектов эпохи викингов создали в общественном сознании искаженную картину этого народа.
Слово «викинг» происходит от древненорвежского «víkingr», которое по наиболее распространённой версии означает «человек из бухты», «человек из порта» (от корня vík — бухта, залив, убежище; + суффикс ingr). Оно также может происходить от названия норвежской области Вик. Отдельные лингвисты выводят термин от древненорвежского vike в значении «покидать, удаляться»: так называли людей, покидающих родные края с целью грабежа или торговли.
Синонимом слова "викинг" было слово norseman или normann, то есть «северный человек». До сих пор французская провинция носит название Нормандия в честь колонизировавших ее когда-то норманнов-викингов. На востоке Европы и на Балканах для обозначения викингов использовали слова «рус» и «варяг», которыми называли скандинавских пиратов, торговцев, колонистов и наемников.

Поначалу это были летние набеги, которые проводились в период между севом и жатвой. Они носили спорадический и ограниченный характер. Позднее, по мере успеха, набеги учащались и становились более массовыми. Участники набегов (выжившие), возвращались домой, привозя серебро, скот и другие трофеи. Становясь в один момент богачами. Что со временем и породило трехвековой феномен набегов норманнов. Чтобы держать под контролем однажды покоренные земли, викинги стали оставаться на зиму, строя укрепленные лагеря. Многих привлекали плодородные, но плохо охраняемые земли, полому в конечном итоге они переселились сюда вместе с семьями навсегда. Норвежцы и датчане искали новые земли за Северным морем и Атлантическим океаном, тогда как шведы продвигались на восток, вдоль рек, в том числе и по территории нынешней России.

К середине X в. большинство викингов, осевших в Англии и Ирландии, перешли из язычества в христианство, а затем и ассимилировались с местным населением. Викинги, принявшие христианство, принесли новую религию в Скандинавию. В первую очередь новую религию принимали местные правители, которые затем распространяли ее среди населения. В некоторых случаях крещение викингов шло постепенно и мирно, в других случаях крещение носило насильственный характер. Так крестовый поход Олафа Триггвассона закончился сражением при Свольдре, в котором Олаф потерпел поражение и погиб.

В отличие от Данни и Южной Швеции, где первые королевства сформировались уже в начале VIII в.. Норвегия была объединена Гаральдом только около 900 г. Часть норвежцев бежало от власти Гаральда и осело в Исландии, где сформировали демократическое государство в главе с собранием-альтингом. Кнут Великий, который унаследовал в 1014 г. норвежский престол у своего отца Свена Вилобородого, стал королем Норвегии, Дании и Англии. Его влияние распространялось также на Швецию, но после смерти Кнута в 1035 г. его королевство распалось.

Быстрые и мелкосидящие корабли викингов позволяли им преодолевать большие расстояния, как на море, так и на реках. В искусстве мореплавания скандинавы превосходили все другие европейские народы. Викинги могли неожиданно появиться н с ходу атаковать побережье. Корабли викингов поднимались вверх по течению всех крупных европейских рек. Среди разграбленных ими городов значатся Париж, Аахен, Кёльн.

Викинги терроризировали не только северное побережье Европы, но также побережье Средиземного, Черного и даже Каспийского моря. Варяжские купцы достигали Царьграда-Константинополя, куда перешел центр власти после крушения Рима. Путь «из варяг в греки» шел через крупные реки на территории России. Местами корабли приходилось перетаскивать волоком. Варяжские наемники служили византийским императорам, варяжская гвардия считалась элитарным формированием, не имевшим равных в Европе и на Ближнем Востоке.

Другой крупной колонией викингов стала Нормандия, где в 911 г. франкский король дал земли армии викингов под командованием Рольфа. Позднее франки несколько раз пытались изгнать норманнов, но те оказались слишком сильным противником, чтобы с ними мог сладить ослабевший франкский престол. В свою очередь, в 1066 г. норманны переправились через Ла-Манш и вторглись в земли англосаксов. Норманнский герцог Вильгельм Бастард стал королем Англии Вильгельмом I Завоевателем. Но даже этот потомок викингов оказался уязвим для атак своих бывших сородичей. Уже в 1067 г. Вильгельму пришлось выплатить дань датскому королю Свену Эстридсону. Впрочем, это был последний случай выплаты дани английским правителем викингам.

Норманны были самым суровым и ненасытным народом Европы. Они где силой, где миром обосновались в разных углах континента. После перехода Скандинавии в христианство, активность викингов сошла на нет. Европа теперь смотрела на Восток, на Святую Землю. В 1096-1099 гг. прошел 1-й Крестовый поход. Воины из Дании, Норвегии и Швеции сражались под знаменем с изображением креста рядом с воинами других европейских народов.

Примерная хронология походов викингов.

789 Первый документально подтвержденный набег викингов на Англию. Англосаксонский король Беортрих послал своего представителя навстречу высадившейся партии викингов. Викинги убили посла.
792 Англосаксонский король Оффа организует оборону Мерсии против набегов викингов.
793 Норвежские викинги разрушили островной монастырь Линднсфарн на северо-востоке Англии.
795 Викинги разорили остров Ратлин и несколько монастырей в Ирландии
799 Набеги викингов в районе устья Луары. Франция.
800-900 Столетие постоянных набегов викингов привели к краху англосаксонских королевств, в первую очередь Уэссекса.
806-865 Шведские викинги под предводительством Рюрика осели в районе Ладожского озера и в Новгороде.
808 Датский король Готтрик разорил славянский торговый центр под Рериком и перенес торговлю под Хедебю.
810 Датские викинги разоряют Фризию.
Ок. 830 Норвежские викинги с баз па островах к северу от Шотландии вторгаются в Ирландию.
830 850 Постоянные набеги викингов на побережья Англии и Франции.
834 837 Ежегодные набеги на Дорстад во Фризии,
835 Король Уэссекса Эгберт разбивает датских викингов. Другая партия викингов разоряет остров Шепни в устье Темзы.
840 Викинги впервые остаются в Ирландии на зиму.
841 Викинги строят форт на берегу Лиффи на месте нынешнего Дублина. Викинги разоряют Руан во Франции.
842-843 Викинги разоряют Квеитовик Франция, поднимаются вверх по Луаре и атакуют Пат. Впервые викинги зимуют во Франции.
844 Викинги плывут вверх по Гаронне. Франция. Они атакуют Севилью в Испании, но мавры отбивают их атаку.
845 120 датских кораблей плывут вверх по Сене и атакуют Париж. Король франков Карл Лысый откупается от викингов, выплатив 7000 фунтов серебра - первый данегельд ("датские деньги") из 13 выплаченных до 926 г. Викинги разрушают Гамбург в Германии.
850-851 Викинги впервые зимуют в Англии под Танетом. Король Уссекса Этельвульф разбивает викингов и начинает планомерную борьбу против них.
852 Шведские викинги требуют данегельд с жителей Новгорода.
855-856 Викинги зимуют на острове Шепни в устье Темзы.
857 Датчане разоряют Париж.
858 Основание Киева.
859-862 Флот викингов разоряет средиземноморское побережье.
860 Викинги безуспешно атакуют Константинополь.
Ок. 860 Норвежские викинги открывают Исландию.
862 Викинги разоряют Кёльн. Германия.
863 Викинги разоряют Ксантен. Германия.
865 «Великая армия» датских викингов высаживается в Англии с целью постоянного захвата земли. К 870 г. викинги покоряют северо-восточные районы Англии, где возникает область Данелаг.
S66 Кент платит первый данегельд.
866-867 Соломон, герцог Бретани разбивает франков у Бриссарта при помощи викингов-наемников.
Ок. 870 Гаральд объединяет Норвегию и становится единовластным королем. Английский король Эдмунд разбит и убит датчанами.
870-930 Поселения викингов в Исландии.
871 Датские викинги разбиты при Эшдауне анлосаксами под предводительством Этельреда I и Альфреда Уэксексского.
Ок. 872 Морское сражение при Хафрсфьорде между Гаральдом и союзом северных и западных норвежских вождей. Датчане атакуют англосаксонское королевство Мерсия.
878 После серии неудач Альфред Уэссексский разбивает датчан под предводительством Гутрума при Эдиштоне.
881 Набеги викингов на Аахен, Вормс, Мец, Бонн и Кёльн.
882 Олег Мудрый объединяет Новгород и Киев. Набег викингов на Трир.
884-885 Датский набег на Кент отбит Альфредом, который попутно освободил Лондон. Датчане вынуждены подписать Уэдморский мир, по которому определялась южная граница Данелаг. Альфред Великий становится королем саксонской Англии.
886 Париж на протяжении II месяцев осаждало 40000 викингов, приплывших на 700 кораблях.
887-888 Франкский король Карл Толстый нанял викингов для борьбы с восставшими бургундцами.
891 Викинги разбиты франками в Бельгии.
892-896 Король Альфред разбивает датскую «Великую армию», остатки которой укрылись в Данелаг и Франции. Саксы успешно борются с кораблями викингов на море.
Ок. 900 Датчане и норвежцы под предводительством Рольфа Пешехода оседают между Сеной и Луарой. Франция.
902 Ирландцы изгоняют викингов из Дублина.
907 Олег спускается вниз по Днепру в Черное море, ведет войну с Византией.
910-912 Викинги пиратствуют на Каспийском море.
911 Рольф Пешеход получил Нормандию в ленное владение от франкского короля Карла Простоватого. Договор между Русью и Византией подписан варяжскими именами. В византийской армии формируется отряд варяжской гвардии, численность которого к 988 г. достигает 6000 человек.
912 Рольф Нормандский принимает христианство и в дальнейшем именуется Ролло.
917-919 Норвежцы возвращают себе Дублин. Викинги из Ирландии занимают Йорк.
924 Саксонский король Эдвард Старший в ходе 20-летней кампании отбивает большую часть Данелаг.
934 Германский король Генрих Птицелов разбивает датского короля Хнубу при Хедебю.
Ок. 937 Сражение при Брунанбурге. Армия викингов из Ирландии и Норвегии под предводительством Олафа Гутфритссона разбита в двухдневном сражении саксами и викингами-наемниками под предводительством короля Ательстана.
940-954 Йорк временно становится независимым варяжским государством.
Ок.950 Король Хакон Добрый старается обратить Норвегию в христианство.
954 Эадред изгоняет Эрика, последнего короля викингов из Йорка. Англия снова целиком находится под властью англосаксов.
958 Гаральд Синезуб становится королем Данию.
962-965 Гаральд Синезуб восстанавливает датскую власть в Норвегии. Гаральд принимает христианство и крестит Данию.
974 Германский император Оттон II занимает даневерк - укрепление на франкско-датской границе. Гаральд Синезуб возвращает эти территории Дании в 983 г.
Ок. 980-1014 Новые набеги викингов на Англию. Король Этельред II терпит серьезное поражение н вынужден заплатить данегельд. В 991 г. Этельред устраивает резню датчан, родившихся в Англии.
980 Сражение при Таре. Ирландцы разбили осевших в Ирландии викингов, заставив тех платить дань.
Ок. 982-985 Эрик Рыжий обнаружил Гренландию. Около 985 г. он приступил к колонизации острова, имея флот в 23 корабля. Бьярни Херъёлфессон не сумел подойти к берегам Гренландии и вместо нее попал в Америку.
991 Сражение при Мальдонс. Армия Уэссекса под командованием элдермена Биртнота разбита армией викингов под предводительством Олафа Трюгвассона и Торкелла Великого.
995-1000 Олаф Трюгвассон правит Норвегией вплоть до своею поражения и гибели в морском сражении при Свольдре с датчанами и шведами.
Ок. 1000 По рассказам Бьярни Херъёлфссона Лейф Эрикссон и его брат Торвалд исследовали Винландию - северо-восток Америки.
1013 Датский король Свен Вилобородый признан Данелаг.
1014 Ирландцы под предводительством короля Бриана Бору разбили норвежских викингов в решающем сражении при Клонтарфе. Кнут Великий, сын Свена Вилобородого разбил «всю английскую знать» в сражении при Эпниидоном и в 1016 г. провозгласил недолговечное королевство.
1015-1016 Олаф Харальдссон (св. Олаф) занимает норвежский трон.
1028 Олаф Харальдссон изгнан из Норвегии и убит в 1030 г. в сражении при Стикласгаде.
1035-1043 После смерти Кнута Великого Хардакнут (1035-1042) становится королем Данин и Англии, а Магнус Добрый (1035-1047) - королем Норвегии. В 1042 г. Магнус объединяет Данию и Норвегию, в 1043 г. побеждает славян при Хедебю.
1047-1066 Гаральл Сигурлссон Харлрала становится королем Норвегии.
1047-1074 Свен Эстридеон становится королем Дании.
1050 Гаральл Харлрала разрушает Хедебю.
1066 Гаральл Харлрала вторгается на север Англии, терпит поражение и гибнет от рук саксонского короля Гарольда Годвинссона в сражении при Стемфордском мосту. 25 сентября Вильгельм Нормандский высаживается на юге Англии. Англосаксонская армия делает бросок на юг, но терпит поражение при Гастингсе 14 октября. В бою английский король Гарольл гибнет.
1067 Свен Эстридсон вторгается в Англию. Вильгельм Завоеватель платит данегельд.
1079 Исландец Годред Корван вторгается на остров Мэн, затем подчиняет себе дублинских викингов и устанавливает норвежскую власть.
1085 Последний набег викингов на Англию под предводительством датского короля Кнута заканчивается провалом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: