Какие основные подходы к определению правового государства

Обновлено: 28.03.2024

Из общего анализа множества теорий происхождения и сущности государства можно выделить подходы к пониманию государства:

1) сущностная характеристика государства заключается, во-первых, в том, что есть два основных подхода к рассмотрению всех правовых явлений, в т.ч. и государства, — это позитивизм и непозитивизм. В зависимости от правопонимания различают:

· социологический подход к государству в рамках позитивисткого правопонимания, рассматривающий государство есть самую сильную в обществе организацию власти, суверенную, самоограничивающую себя законом, а не дозаконотворческими естественными правами человека. Оно само создает законы для государственных служащих и граждан и может в любой момент их изменить (отменить) или ограничить свою власть. Правовое государство в таком понимании в силу отождествления права и закона невозможно, а любое государство есть государство законности;

· легистский подход к государству в рамках позитивисткого правопонимания, наоборот, всякое государство считает правовым, поскольку сущность и пределы государства определены в законах о государстве. Классический позитивизм (легизм) предлагает юридическое определение государства как совокупности законов о государстве, предписывающие каким ему быть. В этом подходе любая деспотия является правовой, если основана на законах;

· правовой (юридический) подход в рамках непозитивисткого правопонимания ограничивает государство правами человека и правом. Этот подход подразумевает минимальное государство (либеральное) и максимум гражданского общества. В нем действуют свобода граждан от всякого государственного вмешательства, а равно социальная ответственность и партнерские отношения с государством;

2) основные подходы к пониманию сущности государства отражают два аспекта сущности государства [44, с. 28]:

· с общефилософских позиций — чем государство как организация отличается от других (формальная сторона);

· по социальной сущности — кому принадлежит власть, и чьи интересы государство выражает, прежде всего (феодальное, капиталистическое, социалистическое и др.) (содержательная сторона);

3) можно выделить подходы к определению сущности государства:

· классовый подход, широко применяемый еще задолго до К.Маркса, видит сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу;

· общесоциальный подход сущность государства видит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По своему содержанию государство должно выступать средством социального компромисса, а по форме быть правовым. Роль государства заключает в том, чтобы служить обществу и ответственно управлять им;

4) современные подходы к сущности государства таковы:

· теологический подход трактует государство как богоустановленное явление (например, в исламе действует теория халифата);

· арифметический (классический) подход рассматривает государство как совокупность трех элементов: власти, территории и населения. Закон (но не право) здесь присутствует для формализации составляющих государство элементов;

· юридический подход рассматривает государство в связи с правом как юридическое явление, юридическое лицо, участвующее в различных правоотношениях. Ныне этот подход включает в себя два направления развития: законническое (легистское), получившее в рамках позитивистского правопонимания, и правовое или либертарное в рамках непозитивизма. Последний считает государство юридической персонификацией нации (здесь нация есть все население страны) с позиции нормативного единства. Персонификация коренится в необходимости централизации политической жизни нации;

· социологический подход, при котором государство рассматривается как часть социальной системы, как политический режим. Среди признаков государства называется и право, подразумеваемое как особая система общеобязательных норм, исходящих от государства и им же охраняемая. Этот подход охватывает наибольшее число сторонников: от Т.Гоббса и Ж.Ж. Руссо до К. Маркса, Ф.Энгельса и В.И. Ленина;

· информационно-кибернетический (технико-кибернетический) подход оценивает государство как структуру, действующую на основе движения информации (системы ввода-вывода, прямых и обратных связей и др.). Данный подход возник недавно, в период перехода к постиндустриальному, информационному обществу и право выполняет здесь технологическую функцию.

Термин «государство» возник в европейской персоноцентристской цивилизации для обозначения публичной политической власти организованной и действующей именно в условиях персоноцентризма, где свободный человек является и целью, и источником развития общества и государства.Античный подход оценивает государство как средство решения общих дел в республике и средство регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а также средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека (Аристотель).

В современной научной литературе правовое государство определя­ется неоднозначно, с различными акцентами в его сущностной характе­ристике. Одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона, другие - государственный суверенитет народа, третьи - основные права человека, четвертые - отношение власти с ин­дивидами на основе права. Правовое государство по В. Ф. Яковлеву -это образ жизни общества и его граждан, основанный на верховенстве закона; по В. С. Нерсесянцу - правовая форма организации и осуществ­ления государственного суверенитета народа; по П. М. Рабиновичу -государство, в котором юридическими средствами реально обеспечены максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека. Профессор Гейдельбергского института зарубежного публичного и ме­ждународного права Т. Швайсфурт обозначает правовое государство как государство международного права. Член Федерального конституцион­ного суда ФРГ профессор К. Хессе определил следующие характерные черты правового государства: 1) право-организующий фактор государ­ства; 2) примат (верховенство) права; 3) гарантии прав и свобод; 4) уста­новление справедливых юридических институтов, обусловливающих со­ответствующую форму государства; 5) правовое государство должно быть социальным.

В учебниках по теории государства и права нового поколения право­вое государство также трактуется неоднозначно. С точки зрения В. И. Хропанюка, правовое государство - «такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотно­шениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права». С. А. Комаров полагает, что «правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функ­ционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности».

Правовое государство во многих ныне действующих конституциях современных государств, в том числе в Конституции Республики Бела­русь, провозглашается как государство социальное.

Некоторые авторы утверждают, что понятие «социальное правовое государство» впервые употребил в 1929 г. немецкий государствовед X. Хеллер как альтернативу диктатуре буржуазии и диктатуре пролета­риата. Однако о государстве социальном речь шла еще в конце XIX в. в книге немецкого ученого Л. Штайна «Настоящее и будущее правовой на­учно-государственной Германии». В этой работе подчеркивалось, что со­циальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяю­щейся личности благодаря своей власти. Оно обязано. способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

Юридически понятие социальное правовое государство было закреп­лено в Конституции ФРГ 1949 г. и получило распространение в конститу­циях многих современных государств.

Социальное правовое государство - это государство, которое:

1) обес­печивает такое состояние в обществе, при котором взаимоотношения ме­жду классами, нациями, другими социальными группами не доводятся до гражданской войны, революции, социальных взрывов, социальных потря­сений;

2) содействует обеспечению достойного уровня жизни всем своим гражданам;

3) проявляет особую заботу о социально незащищенных гра­жданах (инвалидах, престарелых, пенсионерах, одиноких, больных);

4) уделяет большое внимание проблемам образования, здравоохранения, досугу, быту людей. В социальном правовом государстве человек призна­ется высшей ценностью.

Социальное правовое государство - это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих суверенные права народа и международно-признанные права человека, баланс интересов всех социальных групп, личности и общества на основе господства права.

Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Признаки правового государства:

· Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона — в России оно выражается главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу;

· Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;

· Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

· Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.

Предпосылки создания и функционирования правового государства:

· производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства;

· режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

· высокий уровень политического и правового сознания людей;

· юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства;

· важнейшей предпосылкой является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Осуществляется взаимная ответственность государства и личности (все, что не дозволено законом власти, ей запрещено), где соблюдается прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Три ветви власти

Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.

Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека. Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание. Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом.

Основные признаки правового государства

Прежде всего для правового государства характерно верховенство права.

Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех – от главы государства до рядового гражданина. Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства.

Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества, в котором граждане, имея собственные, часто различающиеся интересы, выражают их индивидуально или объединяясь в общественные организации. Гражданское общество является социальной основой правового государства, которое в свою очередь должно примирять различные интересы граждан.

Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения. Для правового государства характерно не только верховенство права и закона, но и справедливость законов. Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. Конституция РФ пронизана таким подходом к правам человека. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом.

Правовое государство в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга. Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали.

Важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля. Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Ещё одним признаком правового государства является приоритет международного права.

Важным принципом является независимость суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплён в статье 120 Конституции РФ; о нём говорится и он обеспечивается и в ряде других статей – о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства. Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.

Принцип приоритета права означает: рассмотрение всех вопросов с позицией права, соединение нравственно-правовых ценностей с формально-регулятивными, необходимость идеологически-правового обоснования решения государственных органов.

Принцип правовой защищенности человека и гражданина: равенство сторон и взаимной ответственности государства и гражданина, особый тип регулирования и формы правоотношений, стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Принцип единства права и закона: должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам, быть принятым легитимным органом государственной власти и при издании должен быть использован весь комплекс правовых средств.

Он означает, что законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения. Во-первых, указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Во-вторых, в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору. Включение данного принципа в Конституцию РФ означает, что Россия стремится вписаться в мировое сообщество, являясь его членом, уважающим международные законы, в выработке которых она сама участвует.

Для правового государства очень важно развитое правосознание граждан. Жители страны должны знать о её законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

Правовое государство — это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, гарантирующая естественные права человека, реальное разделение властей, верховенство права, взаимную ответственность граждан и государства; идеальный тип государства, максимально ограниченный правом и правами человека.

Основными признаками правового государства можно считать: 1) правовой характер государства или связанность государства правом; 2) верховенство права (правового закона); 3) приоритет и гарантии реализации прав и свобод человека; 4) социальный характер государства. Дополнительными, конкретизирующими признаками правового государства выступают [91, с. 31–32]: 1) минимальное государство и максимум гражданского общества; 2) свобода усмотрения и свобода от всякого государственного вмешательства, уровновешенные серьезной социальной ответственностью; 3) полноценное партнерство и взаимнаяответственность государства и граждан (государство служит всему обществу, а не какой-то его части); 4) неприятие идеи полицейского государства; 5) обжалование в независимом суде любых неправомерных действий; 6) верховенство и прямое действие Конституции; 7) правовое законодательство в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права; 8) эффективный контроль и надзор за исполнением правовых законов; 9) правовая организация государственной власти; 10) высокий уровень обеспеченности прав человека как ограничитель государственной власти; 11) разделение властей; 12) независимые адвокатура и суд; 13) плюралистическая демократия; 14) принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и др.

Правовой закон (содержательная характеристика) — закон, воплощающий в себе общесоциальную справедливость, общечеловеческие ценности и этим связывающий государственную власть. В нем проявляется идея верховенства права над государственной властью.

Имеются следующие подходы к пониманию правового государства:

· социологическое понятие государства и позитивисткое понятие права. Государство понимается как самая сильная в обществе организация власти, суверенная, самоограничивающая себя законом, а не дозаконотворческими естественными правами человека. В таком понимании правовое государство невозможно, поскольку: 1) право приравнено к закону; 2) вне закона и без закона нет права (государство, связанное законом, и есть государство законности). Государство само создает законы для всех государственных служащих и граждан и может в любой момент изменить их (отменить) или ограничить свою власть;

· легисткое понятие государства и позитивисткое понятие права — это противоположность социологическому подходу, поскольку любой закон и есть право. Любая деспотия правовая, поскольку основана на законах, хотя и произвольных. Правовое государство в этом понимании — это всякое государство, так как сущность и пределы государства определены в законах о государстве. Термин «правовое государство» в легистком подходе тавтологичен, как «масло масляное»;

· юридическое (правовое) понятие государства и непозитивисткое понятие права. Здесь термин «правовое государство» необходим. В этом подходе государственная власть всегда связана правом, правами человека. Правовое же государство — это государство, где государственная власть максимально ограничена правом, т.е. свободой гражданина. Здесь предполагается минимальное государство и максимально развитое гражданское общество. Гражданин выступает партнером государства. Все отношения выстраиваются от человека к государству. Такой подход предполагает широкую свободу усмотрения и социальную ответственность граждан, свободу от всякого государственного вмешательства, чем отличается правовое государство от полицейского.

От правового государства следует отличать схожие с ним понятия «полицейское государство» и «либеральное государство».

Полицейское государство — тоже демократическое государство, но признающее минимальные права человека, чем и отличается от тоталитарных режимов и деспотии. Однако государственная власть в нем патерналисткая (широкая), что требует большого государственного аппарата и массивного законодательства. Закон разрешает власти все, что не нарушает минимальные права человека. Формально полицейское государство не отрицает гражданские права, но требует контроля государства над их осуществлением: например, массовые шествия не запрещаются, но требуется получение разрешения административных органов, свобода ассоциаций провозглашается, но жестко регламентирована массой требований. Это не либеральное, а социальное государство, т.е. присуще индустриальному обществу. Оно обеспечивает, в первую очередь, равные социальные права, но не политические и гражданские права. Полицейское государство исходит из презумпции злоупотребления гражданами своими правами и свободой. Гражданин является объектом власти и опеки. Кредо патерналисткого государства таково: «Государство должно заботиться о гражданах, как о неразумных детях, а граждане должны соблюдать запреты и выполнять обязанности». Полицейское государство более или менее эффективно защищает свободу, безопасность и собственность граждан от посягательств частных лиц, но не от властного вмешательства самого государства. Слабой стороной полицейского государства являются социальное иждевенчество, подавление свободы усмотрения, бесправность индивида и отстраненность от власти под самыми благовидными предлогами (защиты нравственности, государственной безопасности, общественного порядка, общей пользы и др.), тенденция к самоизоляции государства. Правовой режим полицейского государства требует бесконечного лицензирования, квотированияи и тому подобного. Доминирует разрешительный порядок по принципу «Запрещено все, что прямо не разрешено». У полицейского государства сильно развита фискальная функция, действует множество налогов и сборов. Государство квотирует, контролируем, планирует, регулирует все и вся. Таким образом, полицейское государство достаточно высокоразвито в плане закона и государственности, но идейно противостоит правовому государству.

Полицейское и правовое государства — это идеальные типы, а реальные государства в разных пропорциях обладают признаками их обоих.

Либеральное государство — это минимальное по объему государство, которое не вмешивается и не помогает гражданам решать свои частные задачи, но обеспечивает судебную и полицейскую защиту свободы и безопасности, собственности, т.е. государство, максимально ограничено свободой подвластных и минимально вмешивающееся в их жизнедеятельность. Граждане в нем автономны и ответственны за собственный выбор. Это не социальное государство, а «ночной сторож», минимальное численно, по функциям и по потенциалу. Либеральное государство есть ступень в формировании правового государства. В нем права человека максимально ограничивают власть, налоги равные, тип правового регулирования — общедозволительный: «Можно все, кроме того, что прямо запрещено». Демократия в либеральном государстве плюралистическая, т.е. действует представительство всех точек зрения, учитывается мнение даже меньшинств.

В противоположность либеральному государствусоциальное государствомаксимально вмешивается в жизнь подвластных (до границ естественных прав и свобод человека).

1. Формально-юридический подход. Правовое государство – это декларативная норма в КЦ РФ. Норма-декларация имеет косвенное отношении к фактам (это то, что должно быть, а не есть на самом деле). Т.е. это идеальная государственно-правовая модель, к которой нужно стремиться. Признаки правового государства – закреплены в КЦ РФ (приоритет прав и свобод человека и гражданина, социальное государство и т.д.)

2. Теоретический подход – две разновидности теорий:

2.1. Теория этатистского правового государства.

Как понятие правовое государство появилось в 19 в. Правовое государство – это то, которое ограничивает себя правом. Законы обязательны как для граждан, так и для государства. Эта теория опиралась на просвещенный абсолютизм (монарх публично занимался правотворчеством через определенные процедуры, при этом сам следовал своим указам). Правовому государству в данном подходе должен соответствовать полицейский режим (т.е. социальный режим – обеспечение тех, кто не может обеспечить себя самостоятельно). В правовом государстве должно быть однообразное применение законов. Сейчас полицейское государство – негативный термин.

2.2. Теория либерального правового государства (заложена в РФ), т.е. основанного на правах и свободах. Новгородцев возводит начало теории еще к 14 в. Падуанский в 14 в. считал, что государство предполагает выборную власть, выборную церковь. При гос.власти остальные теряют свое значение.

Лютер утверждал, что в правовом государстве не может быть официальной религии, что оно должно быть светским.

В 17 в. государство воспринималось как результат общественной договоренности. В 19 веке Кант посчитал республику не формой правления, а характеристикой государства (основанного на общественном договора, отсутствии сословий, отсутствии таких понятий, как общее благо, т.к. никто не может навязать представления о благе. у каждого они свои. Граждане должны быть свободны)

Т.е. принципы современного понятия правового государства формировались постепенно (16 в – светское, суверенное, 17-18 – основанное на общественном компромиссе, гарантировании прав человека, 19 в. – республиканское государство, принцип социальности, ориентир на свободу человека

В современный период традиционно выделяют 4 основных признака правового государства (их можно считать и принципами деятельности правового государства):

1) Верховенство права (Право выступает мерой свободы не только граждан государства, но и самого государства. Государственная власть должна быть основана на законе во избежание её произвола).

2) Равенство всех перед законом и судом

3) Взаимная ответственность государства и личности. Личность – высшая ценность государства

4) Действие принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и существование системы сдержек и противовесов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: