Какие основные функции осуществляет наше государство республика казахстан приведите примеры

Обновлено: 24.04.2024

Статья 3 Конституции Республики Казахстан 1995 года устанавливает, что единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Тем самым, источником формирования государственной власти в Республике Казахстан является народ.

В свою очередь, государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов (п.4 ст.3 Конституции). Данное конституционное положение означает, что сама по себе государственная власть в Республике Казахстан одна, едина, и не может расщепляться на три самостоятельные государственные власти, а только имеются ветви единой государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. С этой точки зрения применительно к Республике Казахстан мы можем говорить не о разделении властей во множественном числе на законодательную, исполнительную и судебную, а о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, имея в виду власть в единственном числе.

Конституция Республики Казахстан, признавая разделение единой государственной власти на ветви, в отношении только исполнительной и судебной ветви государственной власти указывает высшие их органы: Правительство и Верховный Суд Республики соответственно. Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью (п.1 ст.64), а Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.81).

Что же касается законодательной ветви государственной власти, то в Конституции Республики отсутствует указание на конкретный орган, который возглавляет законодательную ветвь государственной власти. Правовой статус Парламента Республики Казахстан Конституцией определяется как высший представительный орган Республики, осуществляющий законодательные функции (п.1 ст.49). Здесь отсутствует указание о том, что Парламент Республики является единственным законодательным органом страны. Поэтому по Конституции Республики Казахстан 1995 года Парламент не является единственным законодательным органом. Это означает, что кроме Парламента Республики законодательные функции осуществляет другой государственный орган или должностное лицо. Обычно таким должностным лицом выступает глава государства. Кроме того, законодательные функции может осуществлять и народ в форме референдума, о чем было сказано выше, однако применительно к государственным органам Республики Казахстан, которым народ делегирует осуществление своей власти, имеются особенности по осуществлению ими законодательных функций.

В Конституции Республики в пункте 2 статьи 45 устанавливается, что в случае, предусмотренном подпунктом 4 статьи 53 Конституции, Президент Республики издает законы, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Конституции, - указы, имеющие силу законов Республики. Президент Республики издает законы, если Парламент делегировал ему законодательные полномочия (п.п.3 ст.53 Конституции). Указы Президента Республики, имеющие силу законов, по юридической силе равнозначны законам, издаваемым Парламентом Республики. Значит, в предусмотренных Конституции Республики случаях кроме Парламента законодательные функции осуществляет Президент Республики. Поэтому законодательная ветвь государственной власти в Республике Казахстан не может в полном объеме возглавляться Парламентом Республики.

В то же время Конституция Республики характеризует Парламент Республики Казахстан как высший представительный орган (п.1 ст.49). В VIII Разделе Конституции Республики употребляется формулировка «местные представительные органы», в качестве которых выступают маслихаты. Значит, Конституция Республики Казахстан предусматривает функционирование представительной власти, как высшей, так и местной. Означает ли это, что представительная власть Республики Казахстан, как например, исполнительная и судебная власти, имеет свою систему органов, куда входят маслихаты и которая возглавляется Парламентом? На наш взгляд, только с определенной долей условности. Одно из значений слова «система» в переводе с греческого означает множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство[120]. В системе исполнительной ветви государственной власти Республики Казахстан вышестоящий орган либо вышестоящее должностное лицо может отметить акты или решения нижестоящих органов или должностных лиц. Например, в соответствии с подпунктом 7 статьи 66 Конституции Правительство Республики Казахстан отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов Республики. В свою очередь, Верховный Суд Республики Казахстан осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за деятельностью местных и других судов (ст.81 Конституции).

В отношении же актов маслихатов как местных представительных органов Парламент Республики как высший представительный орган не может отменить или приостановить полностью или в части их действие либо осуществлять надзор за деятельностью маслихатов. Пункт 3 статьи 88 Конституции устанавливает, что решения маслихатов, не соответствующие Конституции и законодательству Республики Казахстан, могут быть отменены в судебном порядке. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»[121] дополняет, что решения маслихатов, не соответствующие Конституции и законодательству Республики Казахстан, могут быть отменены самим маслихатом (ст.7). Кроме того, полномочия маслихата не могут прекращаться досрочно Парламентом, а прекращаются досрочно Президентом Республики, а также в случае принятия маслихатом решения о самороспуске (п.5 ст.86 Конституции).

Поэтому законодательная власть Республики Казахстан, хотя и представлена в большем объеме в лице Парламента Республики, однако не обладает самостоятельной системой государственных органов, в отличие от исполнительной и судебной ветвей власти. Это обусловлено тем, что Республика Казахстан является унитарным государством с единым Парламентом, где из государственных органов законодательными функциями обладают только республиканские органы (Парламент, и в предусмотренных Конституцией случаях – Президент Республики). Маслихат как местный представительный орган не наделен правом издавать законы, и соответственно, не осуществляет законодательные функции. Поэтому говорить о самостоятельной системе законодательной ветви власти Республики Казахстан не приходится.

В то же время в казахстанской литературе признается представительная власть как ветвь государственной власти. В частности, отмечается, что являясь ветвью государственной власти, представительные органы наделены полномочиями по разработке и принятию законодательных актов и выполнению иных функций, закрепленных в Конституции Республики Казахстан[122].

Как было указано выше, все ветви единой государственной власти взаимодействуют между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Система сдержек и противовесов – это совокупность установленных в Конституции организационных и правовых мер, обеспечивающих деятельность ветвей государственной власти в рамках их полномочий, предусматривающих ответственность за их превышение. Сдержки – это конституционные способы удерживания деятельности ветвей власти в рамках закона[123]. Например, законодательные полномочия Парламента сдерживаются тем, что Парламент не может принимать законодательные акты, направленные на увеличение объема своих полномочий, так как полномочия Парламента, закрепленные в Конституции, являются исчерпывающими и не подлежат расширению путем издания отдельных законодательных актов. Противовесы – это конституционные способы противодействия одной ветви власти другой для отстаивания своих конституционных полномочий и недопущения нарушения Конституции[124]. Например, Парламент в соответствии со своими полномочиями на совместном заседании Палат может не утвердить отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета, приведя при этом веские аргументы (п.п.2 ст.53 Конституции).

В соответствии с Конституцией деятельность Конституционного Совета Республики Казахстан в сферу правосудия не включается, однако данному органу принадлежит важная роль в обеспечении режима конституционной законности[125].

Что же касается прокуратуры Республики, то в Конституции Республики 83 статья, устанавливающая конституционные основы правового статуса прокуратуры, содержится в VII Разделе Конституции под названием «Суды и правосудие». Однако это не означает, что прокуратура организационно встроена в систему судебной ветви государственной власти, хотя содержание деятельности прокуратуры в той или иной степени перекрещивается с органами правосудия и Конституционным Советом по вопросам обеспечения верховенства Конституции, защиты прав и свобод человека и гражданина и т.п. Прокуратура Республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Республики. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту Республики (п.2 ст.83 Конституции).

Основные понятия функций государства, содержание, признаки и эволюция его функций. Роль органов государства в осуществлении его внутренних и внешних функций. Основные внутренние функции государства Республики Казахстан. Правоохранительная система.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.12.2012
Размер файла 45,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

Правоприменительная деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Правоохранительная деятельность - это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства: а) организационно - регламентирующая, б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций

На ранних стадиях развития советской правовой науки термина «правоохранительная деятельность», равно как и «правоохранительная система», не существовало, соответственно не было одноименной дисциплины. По мере развития государственности и создания органов, уполномоченных охранять правовые нормы, возникли курсы, рассматривавшие отдельные вопросы деятельности судов, позднее прокуратуры. Появился новый предмет «Судоустройство», который преподавался в вузах до середины 50-х годов. Впоследствии он сменил наименование на «Суд и правосудие», «Организация суда и прокуратуры в СССР», a c 1988 года на «Правоохранительные органы в СССР». После распада СССР это название утратило ссылку на государственную принадлежность. С 1997 года дисциплина в Казахстане преподается как «Правоохранительная система»

Это связано, прежде всего, с новым подходом к проблеме правоохранительных мер, осуществляемых государством, а так же с расширением содержания понятия правоохранительной деятельности вообще. Современные учебные программы юридических вузов и факультетов предусматривают изучение достаточно широкого круга органов, наделенных полномочиями по защите права.

С течением времени постепенно сменились приоритеты государственного развития. В центре внимания оказался человек - его личность, права, свободы и законные интересы. Значительно возросло значение других правоохранительных учреждений - юстиции, адвокатуры. Так постепенно предмет дисциплины расширился. Соответственно изменились традиционные подходы в его изучении. ЕСЛИ раньше в предмет дисциплины входили в основном вопросы, связанные с организацией правоохранительных органов, их устройством, структурой, статусом, полномочиями, ТО теперь в центре внимания находятся проблемы формирования правоохранительных учреждений (цели их создания, общие задачи), их роль и место в государстве, взаимодействие между собой, механизм реализации охраны права (способы, средства, формы и методы защиты), правоохранительная деятельность, связанные с ней правоотношения, компетенция должностных лиц, т.е. вся система охраны права в целом, а не отдельные ее элементы.

Одним словом, можно сказать, правоохранительная система - это такой конгломерат правовых институтов, как и правовая система, только в более узком и конкретном понимании применительно к вопросам охраны права. Здесь уместно привести аллегорию французского правоведа Ж. Карбонье, сравнившего правовую систему с «вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений». Точно также правоохранительная система вобрала в себя не только правоохранительные органы, но н все институты права, связанные с его охранительными функциями.

Дисциплина «Правоохранительная система» не относится к отраслевой правовой науке. Она, скорее, является межотраслевой, поскольку носит более общий и связующий характер. По сравнению с любой отраслью права, представляющей собой совокупность или систему правовых норм, регулирующих схожие, однородные общественные отношения, предмет этого курса основывается на разноплановых нормативных актах.

Без знания основ теории, а так же прошлого невозможно изучение любой юридической науки. Поэтому все названные предметы рекомендуется изучать последовательно и во взаимосвязи. Изучение курса «Правоохранительная система» следует начинать с освоения основных понятий, используемых дисциплиной. Вначале необходимо получить четкое представление о правоохранительной системе в целом, раскрыть ee понятие, содержание, составные элементы. Далее, освоив структуру системы, перейти к изучению основных компонентов - раскрыть содержание и принципы правоохранительной деятельности, ее отличие от других видов общественно-полезной деятельности, наиболее характерные признаки, основные направления, цели и задачи, способы и методы осуществления. Затем, ознакомиться с конкретными субъектами правоохранительной системы, их организационным строением, компетенцией, правовым статусом должностных лиц и др.

Стержневой основой правоохранительной системы является правоохранительная деятельность. Именно она определяет ее основные направления, в соответствии с которыми государство формирует соответствующие институты. Надо сказать, что термин «правоохранительная деятельность» в юридической науке хотя и существует с конца 50-х - начала 60-х годов двадцатого столетия, однако до сих пор не имеет окончательного, устоявшегося определения, вызывая тем самым многочисленные споры и не понимание в среде ученых и практиков.

2.3 Правоохранительная система

Правоохранительная деятельность не замыкается на узких специфичных вопросах борьбы с правонарушениями, а заключается в охране права в целом, которая включает в себя весь комплекс (систему) государственных мероприятий, направленных на создание необходимых условий для нормальной реализации правовых норм на основе добровольного и принудительного исполнения.

Таким образом, правоохранительную деятельность можно охарактеризовать как - осуществляемую в соответствии с законом и установленной процедурой общественно-полезную деятельность по обеспечению условий соблюдения, исполнения, использования и правильного применения правовых норм с помощью юридических мер воздействия на сознание и поведение субъектов правоотношений.

Из сказанного вытекает, что характерными признаками правоохранительной деятельности являются:

* наличие правозащитной функции;

* применение специальных юридических мер воздействия к субъектам правоотношений;

* строгая регламентация законом;

* установленная процедура - процессуальный порядок. Исходя из признаков, правоохранительную деятельность можно отграничить от других видов деятельности. реагирование является лишь средством для обеспечения выполнения основной задачи.

Правоохранительная деятельность имеет цель - охрану права и задачи - обеспечить действенность правовых норм, возможность их реализации, неприкосновенность и применение мер ответственности за их несоблюдение. Исходя из направленности задач, можно выделить ее основные направления (формы):

* деятельность органов юстиции;

Правоохранительная деятельность в той или иной степени свойственна всем субъектам право применения, но для одних она является основной, для других - второстепенной. Государство, заинтересованное в стабильности права и общественных отношений, специально создает (предоставляет возможность создания) органы, для которых охрана права является доминирующей, иногда единственной, функцией.

Так, к правоохранительным органам и учреждениям можно отнести Конституционный Совет, суд, прокуратуру, юстицию, адвокатуру, органы уголовного преследования.

Если первые пять организаций представляют собой самостоятельные, независимые формирования, то большинство служб, осуществляющих дознание оперативно-розыскную деятельность, являются структурными подразделениями других государственных органов, которые, в свою очередь, имеют достаточно широкий круг полномочий, выходящих за рамки правоохранительных.

Вообще, надо сказать, круг правоохранительных органов и учреждений их компетенция и задачи постоянно меняются. Время и опьгг неизбежно вносят свои коррективы. Президент, Парламент и Правительство страны работают над совершенствованием правоохранительной системы, ищут наиболее оптимальные пути решения вопросов, связанных с обеспечением стабильности правовых норм.

Заключение

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Раньше широко допускалось отождествление функций государства как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось, например, в работах Г. Кельзена при рассмотрении деятельности государства как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации. Государство, пишет в связи с этим Г. Кельзен в своей широко известной работе «Общая теория права и государства», если рассматривать его «чисто правовой феномен, как юридическое лицо», есть не что иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорации. «Вопрос, однако, заключается в том, как государство - корпорация отличается от других корпораций».

Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между ним и другими корпорациями заключается в «нормативном порядке», который сам устанавливается государственной корпорацией. С юридической точки зрения «проблема государства - корпорации по своему существу есть проблема национального правового порядка».

Существует много различных точек зрения и подходов к рассмотрению и определению функций государства, что вполне естественно и понятно, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемого вопроса. В теоретическом и практическом плане, однако более оправданным и конструктивным сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства. Что в своей работе я и попытался сделать.

Список источников

1. Матузов Н.И. Теория государства и права. Курс лекций. 1995

2. Карташов В.Н. Юридическая практика // Теория государства и права. Курс лекций. 1995.

3. Байтин М.И. Сущность и типы государства // Теория государства и права. Курс лекций. 1995

4. Корельский // Теория государства и права. 1997

5. Гойман - Червонюк // Очерк теории государства и права. 1996

6. Доклад Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном 5-летию независимости РК. «Казахстанская Правда» от 17 декабря 1997 года).

7. Теория государства и права. Курс лекций под редакцией профессора М.Н. Марченко. 1996

8. Конституция РК, Норма - К, 2004 Алматы

9. Сборник Кодексов РК, «Атамура», А. 2003

10. Гражданский кодекс РК. Комментарий. М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин, Алматы «Жеті жар?ы»

11. Общая теория государства и права М.К. Марченко М.Т-1 «Зерцало», 2001

12. Основы государства и права Казахстана, Сапаргалиев, г. Алматы «Атамура», 2000 с. 27

13. Марченко М.Н. «Теория государства и права» М. 2004 г.

14. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, «О Парламенте РК и статусе его депутатов», 16 декабря 1995 г.

Цель работы: рассмотреть, как на характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…. 4
1.1 . Форма государства. …………………………7
1.2 . Форма правления и ее виды. Монархия…. 9
1.3 . Республика…………………………………. 11
Глава 2. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………..15
2.1 . Унитарное государство…………….….…….15
2.2 . Федерация……………………………………..16
2.3 . Конфедерация………………………………. 17
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. ……..19
3.1 . Антидемократический режим……………….20
3.2 . Демократический режим……………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………. 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

Форма государства РК.docx

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Еще Платон и Аристотель пытались объяснить разнообразие форм организации и осуществлении государственной власти в Древнем мире. Так, Аристотель выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, - взяв в основу классификации способы образования органов государства.

На протяжении столетий Августин, Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо, Радищев и др. пытались обобщить и систематизировать знания о формах правления, причинах их возникновения и развитии.

Марксистская теория определяла форму правления в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим базисом и т.д. При этом за рамками изучения оставались такие факторы, активно влияющие на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание и т.д.

Форма государства - такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.

Отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально- государственного и административно- территориального устройства, политический режим.

При этом форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно устроенном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства, и каково их строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

- монархические (единоличные, наследственные)

- республиканские (коллегиальные, выборные)

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военноначальники, предводители разросшихся семейных или соседских общин, руководители храмов и т.п.[1]

Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась 4 -3 тысячи лет до нашей эры. В этих обществах монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления (организация совместных работ, ведение войн и оборону, взимание налогов, создание страховых фондов и т.п.).

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- представительство государства монарха по своему усмотрению;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на:

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.[1]

По формуле Петровского Воинского устава — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - IX и Франция до революции 1789 года.

С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых странах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь к интересам нового господствующего класса - буржуазии.

Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх, будучи юридически и фактически независимым от парламента (представительного учреждения народившегося и окрепшего “третьего сословия”) в сфере исполнительной власти, тем не менее, вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.

Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.[2] Монарх же не вправе изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах

власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

Монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества. Как показывает современная история, монархия еще не отжившая свой век форма правления, а имеющая при определенных условия достаточные исторические перспективы. Примером могут послужить постоянно поднимающиеся в современной России разговоры о восстановлении монархии.

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Географические факторы, исторические традиции, национальная психология, также как и соотношения классовых сил в некоторых государствах привели к возникновению другой формы правления - республиканской. К примеру, древнегреческие республиканские формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих древнегреческих полисов, роли морской торговли в экономической жизни Древней Греции, победы демоса и его функций как коллективного рабовладельца.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательных решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Впервые идею разделения властей разработал Монтескье (XVIII век) в труде “О духе законов”.

Различные органы государства выполняют различные функции по управлению государством: Парламенты (народные собрания, национальные ассамблеи, думы и т.д.) принимают законы, правительство и его органы - выполняют эти законы, организовывают их исполнение, судебные органы - контролируют исполнение законов и привлекают к ответственности нарушителей этих законов.

Вся эта идея создавала систему “сдержек и противовесов”, обеспечивающую власть народа, сдерживающую попытки одной из ветвей власти стать индивидуальным или коллективным диктатором.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Целью курсовой работы является раскрытие понятия и содержания функций государства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие функций государства и описать их классификацию.
Изучить формы осуществления функций государства в РК.
Рассмотреть реализацию функций государства органами государственной власти Республики Казахстан.

Работа состоит из 1 файл

4вопрос.doc

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни [4, 255].

Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» условный. Его употребление не имеет в виду умалить значение данной разновидности функций и правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция – не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.

От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями государственных функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в деятельности государства. Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности.

Функции подразделяются на законодательные, управленческие, правоохранительные, в том числе судебные и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти, это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной исполнительной, судебной, но тем не менее, весьма часто используемая в научных и практических целях. Например, информационная функция характеризует деятельность четвертой власти, средств массовой информации. Она имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество целенаправленная информированность населения, подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для осуществления и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Функции государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной территориальной организацией. В теории государства наиболее распространено членение функций на внутренние и внешние. Внутренне функции государства проявляют себя в экономической, социальной, идеологической сферах жизни общества. Например, в экономической области на разных этапах государственности функции могут выполнять роль "ночного сторожа", выполнять регулятивную социальную роль, осуществлять хозяйственно организаторскую функцию, обеспечивать учет меры труда и меры потребления, планово-программное воздействие на экономику и тому подобное. [3, с.119]

Внешние функции - защита общества от нападения извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т.п. - также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не вовнутрь, а вовне его жизнедеятельности.

Сейчас деление функций на внутренние и внешние утратило свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, и наоборот) Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства, в экологической демографической, сырьевой, космической сферах и других сферах деятельности затрагивающих всю цивилизацию.

Особую проблему представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства, которые имеют несколько аспектов. В условиях тоталитарного, и как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций - большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государственных образований, неизбежно встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации. В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства. Функции государства обеспечивают государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе, при этом каждый орган имеет свои функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. В обеспечение выполнения функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата [5, 269].

Для образования государственного органа необходима правовая основа, то есть издание специального нормативно-правового акта. Система государственных органов устанавливается Конституцией. Различают представительные, законодательные органы, принимающие законы (Парламент, Правительство, Органы исполнительной власти, Министерства и т.д.). На эти органы возлагается обязанность организовывать реализацию принятых законов. И, наконец, судебные органы, разрешающие различные имущественные и иные споры, контролирующие исполнение законов. Государственные органы обеспечивают осуществление сильной и эффективной государственной власти, которая необязательно должна быть авторитарно диктаторской). Возможна легитимная, основанная на законе, сильная власть. Таким образом, орган государства - это элемент составляющий часть государственного аппарата, наделенный компетенцией, необходимой для осуществления функций. Построение аппарата должно идти от функции к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.

Глава 2 ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА в Республике Казахстан

В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции

Согласно первому критерию, основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная [6, 291].

Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Республики Казахстан законов.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.

Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая, или, как представляется более целесообразным ее называть, - организационная.

Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы – правовые.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) – законодательная деятельность. Законодательную функцию государства в РК осуществляет Президент и Парламент.

Парламент Республики Казахстан - высший представительный и законодательный орган Республики Казахстан.

Согласно ст. 49 п. 1 Конституции Республики Казахстан парламент является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции.[9]

Конституция характеризует Парламент как орган законодательной власти, в предоставлении Парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате Парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Признание Парламента органом, осуществляющим законодательные функции означает, что все законы Республики Казахстан должны быть рассмотрены и одобрены Парламентом. Хотя необходимо признать, что Парламент в Республике Казахстан не является единственным законодательствующим органом. Такие полномочия есть и у Президента, и у самого казахстанского народа, который может принять законы путем республиканского референдума.[9]

Будучи законодательньм органом, Парламент исполняет контрольные функции за исполнительной властью посредством:

а) утверждения бюджета Республики;

б) путем оказания вотума недоверия Правительству.

Согласно Конституции Республики Казахстан Парламент является бикамеральным, т.е. состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.[9]

Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Исполнительные функции в Республике Казахстан осуществляет Правительство.

В соответствии со ст. 64 Конституции Республики Казахстан Правительство возгла вляет исполнительную ветвь власти в Республике Казахстан. Правительство возглавляет единую систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство в любом государстве является высшим коллегиальным органом исполнительной власти.[9]

Правовой статус Правительства Республики Казахстан закреплен в Конституции Республики Казахстан (раздел 5), Указе Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона "О Правительстве Республики Казахстан" от 18 декабря 1995 года. В них раскрывается юридическая природа Правительства Республики Казахстан, отражается его место в системе органов государственной власти и характеризуется его деятельность. Как высший коллегиальный орган исполнительной власти Правительство осуществляет государственное управление, что обеспечивается его полномочиями. Правительство направляет и организует работу министерств, комитетов и других центральных органов исполнительной власти.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: