Какие органы осуществляют контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов

Обновлено: 17.04.2024

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты Российской Федерации.

от 17 ноября 1994 г. N 1266

ОБ ИНСПЕКЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

1. Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации (далее именуется - Инспекция) является государственным учреждением, осуществляющим разрешительные и контрольные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов (далее именуются - фонды) и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов (далее именуются - компании), а также содействующим развитию негосударственного пенсионного обеспечения.

2. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Инспекции являются осуществление контроля за деятельностью фондов и компаний в целях обеспечения защиты законных прав и интересов граждан и содействие развитию негосударственного пенсионного обеспечения.

4. Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:

регистрирует уставы фондов;

лицензирует деятельность фондов и компаний на основании положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

устанавливает порядок ведения и ведет Реестр негосударственных пенсионных фондов и Реестр специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов;

осуществляет контроль за обеспечением исполнения обязательств фондов и компаний;

разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы по вопросам деятельности фондов и компаний, отнесенным настоящим Положением к компетенции Инспекции;

обобщает практику деятельности фондов и компаний и представляет в Министерство социальной защиты населения Российской Федерации предложения по развитию и совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность фондов и компаний, а также аналитическую информацию об их деятельности;

подготавливает и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о деятельности Инспекции;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан по вопросам, входящим в компетенцию Инспекции;

проводит мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров;

осуществляет в установленном порядке контакты с аналогичными учреждениями других государств.

5. Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами имеет право:

запрашивать и получать от фондов и компаний установленную отчетность, а также документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения разрешительных и контрольных функций;

проводить проверки достоверности представляемой отчетности и соблюдения фондами и компаниями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, при выявлении нарушений давать предписания по их устранению, а в случае их невыполнения приостанавливать действие лицензий, выданных фондам и компаниям, впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

при осуществлении своей деятельности создавать комиссии и назначать уполномоченных для проведения проверок деятельности фондов и компаний.

6. Инспекцию негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации возглавляет главный инспектор, назначаемый на должность Президентом Российской Федерации.

руководит деятельностью Инспекции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и осуществление ею своих функций;

издает в пределах своей компетенции приказы и инструкции, дает указания, обязательные для исполнения фондами и компаниями, а также организует проверку их исполнения;

имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению главного инспектора;

распределяет обязанности между заместителями главного инспектора;

назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Инспекции;

утверждает в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности работников центрального аппарата Инспекции и фонда оплаты труда структуру, штатное расписание, смету расходов на его содержание в пределах выделенных ассигнований, а также положения о подразделениях аппарата Инспекции.

7. Финансирование расходов на содержание аппарата Инспекции осуществляется за счет ассигнований на содержание федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных в федеральном бюджете.

8. Для предварительного рассмотрения подготавливаемых проектов нормативных и методических документов по вопросам, отнесенным настоящим Положением к компетенции Инспекции, при Инспекции образуется экспертный совет их числа ведущих специалистов министерств и ведомств, работников научных учреждений, представителей негосударственных пенсионных фондов.

Состав экспертного совета и положение о нем утверждаются главным инспектором Инспекции.

9. Работники Инспекции не вправе разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну проверяемых фондов и компаний.

10. Отказ в выдаче лицензии, а также иные действия Инспекции, ограничивающие функции фондов и компаний, могут быть обжалованы в судебном порядке.

11. Инспекция является юридическим лицом, имеет расчетный и иные, в том числе валютный, счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки установленной формы.

Местонахождение Инспекции - город Москва.

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 17.11.1994 N 1266 "Об утверждении Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты Российской Федерации"

Требования разработаны в соответствии с Положением об Инспекции негосударственных пенсионных фондов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1266, Положением о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792, и Временными правилами инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов, утвержденными Приказом Инспекции от 15 декабря 1995 г. N 90.

Настоящее Положение определяет порядок регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов в Инспекции негосударственных пенсионных фондов в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О некоммерческих организациях", Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077, Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1266, Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов".

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 39, ст. 2184), Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1266 "Об утверждении Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 31, ст. 3284) и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 1, ст. 69) Правительство Российской Федерации постановляет:

Статья 34. Регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. Надзор и контроль за указанной деятельностью

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения фондов государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Уполномоченный федеральный орган осуществляет в пределах своей компетенции государственное регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России осуществляет в пределах своей компетенции регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, а также надзор и контроль за указанной деятельностью.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный федеральный орган действует в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Банк России действует в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При осуществлении своих функций уполномоченный федеральный орган принимает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции, определенной настоящим Федеральным законом и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

3. При осуществлении своих функций Банк России:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам регулирования деятельности фондов, включая регулирование отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию между фондом и участниками фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также регулирование указанных отношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе:

утверждает типовые страховые правила фонда, типовую форму договора об оказании фонду услуг специализированного депозитария, типовую форму соглашения между фондом и организацией о взаимном удостоверении подписей, типовую форму договора об обязательном пенсионном страховании;

утверждает формы заявлений (требований) кредиторов фонда по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров, о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда, а также инструкции по заполнению форм заявлений (требований) о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда;

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает форму документов, содержащих сведения о составе и структуре обязательств фонда (фондов) перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

утверждает форму заявлений о предоставлении лицензий фондам, созданным в результате реорганизации;

утверждает форму уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации о завершении реорганизации в форме присоединения или слияния фонда, а также состав предоставляемых реорганизуемым фондом сведений о застрахованных лицах, указанных в статье 33 настоящего Федерального закона;

утверждает порядок и условия выдачи Банком России согласования на проведение реорганизации фондов;

утверждает порядок представления сведений о должностных лицах реорганизуемых фондов и фондов, создаваемых в результате реорганизации, в отношении которых применяются установленные настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России квалификационные требования и (или) требования к деловой репутации;

утверждает порядок расчета собственных средств фондов, создаваемых в результате реорганизации;

утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре имущества, которое передается при реорганизации фондов, в целях включения его в расчет размера собственных средств фондов, создаваемых в результате реорганизации;

утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре передаваемых при реорганизации фондов активов, в которые размещены средства пенсионных резервов или инвестированы средства пенсионных накоплений, и экономическое обоснование возможности такой передачи;

утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре документов, передаваемых при реорганизации фондов в целях ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - пенсионных счетов накопительной пенсии), позволяющих определить обязательства фондов перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает формы документов, содержащих сведения о составе кредиторов и размерах требований, подлежащих досрочному удовлетворению в связи с реорганизацией фондов;

утверждает требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения, порядок, формы и сроки составления и представления отчетов о деятельности фондов;

определяет порядок уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации и Банка России о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании и о вновь заключенных пенсионных договорах досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

устанавливает обязательные условия договора доверительного управления, заключаемого фондом с управляющей компанией, требования к квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности фондов, квалификационные требования к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда, к контролерам (руководителям службы внутреннего контроля), порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, не включенных в резервы фонда, для отражения на пенсионном счете накопительной пенсии, формы отчетов лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, порядок и сроки их представления;

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает порядок и сроки расчета стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости пенсионных резервов фонда, порядок расчета текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, утверждает типовую форму пенсионного договора досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, утверждает типовые правила досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

утверждает формы отчетных документов, формируемых фондом по результатам сверки информации о размере средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, учтенных на именных пенсионных счетах участников, нарастающим итогом с общим объемом средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, включая сверку за прошедший финансовый год;

устанавливает порядок, формы и формат уведомлений, направляемых специализированным депозитарием Банку России, фонду, управляющей компании, о выявленных в ходе осуществления контроля специализированным депозитарием нарушениях настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, инвестиционной декларации в случае ее наличия;

устанавливает требования к внутренним документам фондов, связанным с деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию или разработанным во исполнение требований, установленных к фондам и (или) к их деятельности законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах;

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 194-ФЗ)

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам регулирования, контроля и надзора за деятельностью фондов;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) осуществляет лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

4) ведет реестр фондов;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществляет регистрацию правил фонда;

6) раскрывает информацию о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, о наименовании специализированного депозитария, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) информирует Пенсионный фонд Российской Федерации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия, в течение 10 рабочих дней со дня введения соответствующего запрета или аннулирования лицензии;

8) направляет в пределах своей компетенции лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, предписания о предоставлении документов, запросы, в том числе инициированные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований федеральных законов;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) выдает лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в пределах своей компетенции предписания об устранении выявленных нарушений требований настоящего Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

9.1) выдает фонду предписания о запрете всех или части операций;

10) рассматривает отчеты фондов, а также аудиторские и актуарные заключения, отчеты о результатах проверки актуарных заключений;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) рассматривает аудиторские заключения на отчетность лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а в случае необходимости требует представления аудиторского заключения на такую отчетность;

12) ежегодно опубликовывает в средствах массовой информации сведения о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Формы опубликования указанных сведений устанавливаются Банком России;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих указанную аттестацию в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, а также осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) аннулирует квалификационные аттестаты в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами настоящего Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации;

15) рассматривает жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона;

16) привлекает фонды, а также их должностных лиц к административной ответственности в порядке, установленном федеральным законом;

17) обращается в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом, без соответствующих лицензий, а также с иском в защиту интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц в случае нарушения их прав и законных интересов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

17.1) назначает временную администрацию в случаях, установленных федеральными законами;

(пп. 17.1 введен Федеральным законом от 22.04.2010 N 65-ФЗ)

17.2) осуществляет согласование проведения реорганизации фонда (фондов) в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(см. текст в предыдущей редакции)

18) предпринимает иные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 06.12.2007 N 334-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При осуществлении контроля служащие Банка России в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и на основании решения о проведении проверки, принятого Председателем Банка России, его заместителем, Комитетом финансового надзора Банка России или иными лицами в соответствии с нормативными актами Банка России, имеют право беспрепятственного доступа в помещения фондов, право доступа к документам и информации (в том числе к информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами), которые необходимы для осуществления контроля, а также право доступа к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России.

При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

(п. 5.1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При осуществлении надзора и контроля за лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, Банк России вправе:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проводить плановые проверки не чаще одного раза в год;

проводить внеплановые проверки в случае обнаружения признаков соответствующих нарушений, в том числе на основании отчетов фонда, уведомлений специализированного депозитария о выявлении нарушений, жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических лиц, сведений, полученных из средств массовой информации;

получать от лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и их работников необходимые документы и информацию, в том числе информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, а также объяснения в письменной или устной форме;

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

(п. 6 введен Федеральным законом от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

7. В целях определения достоверности данных, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда, а также в иной отчетности фонда, представляемой в Банк России, Банк России вправе провести оценку активов и обязательств фонда и стоимости активов под обеспечение указанных обязательств.

Банк России выдает предписание об указании фондом в отчетности данных, полученных Банком России на основании проведенной оценки.

На основании предписания Банка России об указании в отчетности данных, полученных Банком России на основании проведенной оценки, фонд отражает в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности, представляемой в Банк России, размер собственных средств, размер средств пенсионных резервов, размер средств пенсионных накоплений и (или) размер соответствующих обязательств, определенные Банком России на отчетную дату. Обжалование фондом указанного предписания в судебном порядке не приостанавливает его исполнения.

При проведении оценки размера собственных средств, размера средств пенсионных резервов, размера средств пенсионных накоплений и (или) размера соответствующих обязательств Банк России вправе привлекать ответственного актуария и независимого оценщика за счет средств Банка России.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ в наименование статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

Статья 34. Регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. Надзор и контроль за указанной деятельностью

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 мая 2021 г. - Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 92-ФЗ

1. В целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения фондов государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ в пункт 2 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

2. Уполномоченный федеральный орган осуществляет в пределах своей компетенции государственное регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Банк России осуществляет в пределах своей компетенции регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, а также надзор и контроль за указанной деятельностью.

Уполномоченный федеральный орган действует в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Банк России действует в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ статья 34 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу с 1 сентября 2013 г.

2.1. При осуществлении своих функций уполномоченный федеральный орган принимает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции, определенной настоящим Федеральным законом и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в пункт 3 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

3. При осуществлении своих функций Банк России:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 10 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 194-ФЗ

1) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам регулирования деятельности фондов, включая регулирование отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию между фондом и участниками фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также регулирование указанных отношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе:

утверждает типовые страховые правила фонда, типовую форму договора об оказании фонду услуг специализированного депозитария, типовую форму соглашения между фондом и организацией о взаимном удостоверении подписей, типовую форму договора об обязательном пенсионном страховании;

утверждает формы заявлений (требований) кредиторов фонда по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров, о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда, а также инструкции по заполнению форм заявлений (требований) о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда;

Информация об изменениях:

утверждает форму документов, содержащих сведения о составе и структуре обязательств фонда (фондов) перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

утверждает форму заявлений о предоставлении лицензий фондам, созданным в результате реорганизации;

утверждает форму уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации о завершении реорганизации в форме присоединения или слияния фонда, а также состав предоставляемых реорганизуемым фондом сведений о застрахованных лицах, указанных в статье 33 настоящего Федерального закона;

утверждает порядок и условия выдачи Банком России согласования на проведение реорганизации фондов;

утверждает порядок представления сведений о должностных лицах реорганизуемых фондов и фондов, создаваемых в результате реорганизации, в отношении которых применяются установленные настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России квалификационные требования и (или) требования к деловой репутации;

утверждает порядок расчета собственных средств фондов, создаваемых в результате реорганизации;

утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре имущества, которое передается при реорганизации фондов, в целях включения его в расчет размера собственных средств фондов, создаваемых в результате реорганизации;

утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре передаваемых при реорганизации фондов активов, в которые размещены средства пенсионных резервов или инвестированы средства пенсионных накоплений, и экономическое обоснование возможности такой передачи;

утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре документов, передаваемых при реорганизации фондов в целях ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - пенсионных счетов накопительной пенсии), позволяющих определить обязательства фондов перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

утверждает формы документов, содержащих сведения о составе кредиторов и размерах требований, подлежащих досрочному удовлетворению в связи с реорганизацией фондов;

утверждает требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения, порядок, формы и сроки составления и представления отчетов о деятельности фондов;

определяет порядок уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации и Банка России о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании и о вновь заключенных пенсионных договорах досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

устанавливает обязательные условия договора доверительного управления, заключаемого фондом с управляющей компанией, требования к квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности фондов, квалификационные требования к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда, к контролерам (руководителям службы внутреннего контроля), порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, не включенных в резервы фонда, для отражения на пенсионном счете накопительной пенсии, формы отчетов лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, порядок и сроки их представления;

утверждает порядок и сроки расчета стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости пенсионных резервов фонда, порядок расчета текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления;

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, утверждает типовую форму пенсионного договора досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, утверждает типовые правила досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

утверждает формы отчетных документов, формируемых фондом по результатам сверки информации о размере средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, учтенных на именных пенсионных счетах участников, нарастающим итогом с общим объемом средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, включая сверку за прошедший финансовый год;

устанавливает порядок, формы и формат уведомлений, направляемых специализированным депозитарием Банку России, фонду, управляющей компании, о выявленных в ходе осуществления контроля специализированным депозитарием нарушениях настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, инвестиционной декларации в случае ее наличия;

устанавливает требования к внутренним документам фондов, связанным с деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию или разработанным во исполнение требований, установленных к фондам и (или) к их деятельности законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах;

2) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам регулирования, контроля и надзора за деятельностью фондов;

3) осуществляет лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

Информация об изменениях:

4) ведет реестр фондов;

5) осуществляет регистрацию правил фонда;

Информация об изменениях:

6) раскрывает информацию о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, о наименовании специализированного депозитария, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия;

7) информирует Пенсионный фонд Российской Федерации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия, в течение 10 рабочих дней со дня введения соответствующего запрета или аннулирования лицензии;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ в подпункт 8 пункта 3 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

8) направляет в пределах своей компетенции лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, предписания о предоставлении документов, запросы, в том числе инициированные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований федеральных законов;

9) выдает лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в пределах своей компетенции предписания об устранении выявленных нарушений требований настоящего Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

Информация об изменениях:

9.1) выдает фонду предписания о запрете всех или части операций;

Информация об изменениях:

Подпункт 10 изменен с 10 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 194-ФЗ

10) рассматривает отчеты фондов, а также аудиторские и актуарные заключения, отчеты о результатах проверки актуарных заключений;

11) рассматривает аудиторские заключения на отчетность лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а в случае необходимости требует представления аудиторского заключения на такую отчетность;

12) ежегодно опубликовывает в средствах массовой информации сведения о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Формы опубликования указанных сведений устанавливаются Банком России;

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ в подпункт 13 пункта 3 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

13) утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих указанную аттестацию в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, а также осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц;

14) аннулирует квалификационные аттестаты в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами настоящего Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации;

15) рассматривает жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона;

16) привлекает фонды, а также их должностных лиц к административной ответственности в порядке, установленном федеральным законом;

17) обращается в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом, без соответствующих лицензий, а также с иском в защиту интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц в случае нарушения их прав и законных интересов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

17.1) назначает временную администрацию в случаях, установленных федеральными законами;

Информация об изменениях:

17.2) осуществляет согласование проведения реорганизации фонда (фондов) в соответствии с настоящим Федеральным законом;

18) предпринимает иные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 427-ФЗ пункт 5 статьи 34 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

5. При осуществлении контроля служащие Банка России в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и на основании решения о проведении проверки, принятого Председателем Банка России, его заместителем, Комитетом финансового надзора Банка России или иными лицами в соответствии с нормативными актами Банка России, имеют право беспрепятственного доступа в помещения фондов, право доступа к документам и информации (в том числе к информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами), которые необходимы для осуществления контроля, а также право доступа к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ пункт 5.1 статьи 34 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 9 февраля 2016 г.

5.1. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России.

При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в пункт 6 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

6. При осуществлении надзора и контроля за лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, Банк России вправе:

проводить плановые проверки не чаще одного раза в год;

проводить внеплановые проверки в случае обнаружения признаков соответствующих нарушений, в том числе на основании отчетов фонда, уведомлений специализированного депозитария о выявлении нарушений, жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических лиц, сведений, полученных из средств массовой информации;

получать от лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и их работников необходимые документы и информацию, в том числе информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, а также объяснения в письменной или устной форме;

обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Информация об изменениях:

Статья 34 дополнена пунктом 7 с 1 мая 2021 г. - Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 92-ФЗ

7. В целях определения достоверности данных, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда, а также в иной отчетности фонда, представляемой в Банк России, Банк России вправе провести оценку активов и обязательств фонда и стоимости активов под обеспечение указанных обязательств.

Банк России выдает предписание об указании фондом в отчетности данных, полученных Банком России на основании проведенной оценки.

На основании предписания Банка России об указании в отчетности данных, полученных Банком России на основании проведенной оценки, фонд отражает в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности, представляемой в Банк России, размер собственных средств, размер средств пенсионных резервов, размер средств пенсионных накоплений и (или) размер соответствующих обязательств, определенные Банком России на отчетную дату. Обжалование фондом указанного предписания в судебном порядке не приостанавливает его исполнения.

При проведении оценки размера собственных средств, размера средств пенсионных резервов, размера средств пенсионных накоплений и (или) размера соответствующих обязательств Банк России вправе привлекать ответственного актуария и независимого оценщика за счет средств Банка России.

Органы управления

  • Генеральный директор - Тетюнина Елена Николаевна

Органы контроля

Банк России

В целях соблюдения требований действующего законодательства о негосударственных пенсионных фондах, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России.

АО «Независимый специализированный депозитарий»

Аудиторскую проверку годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), проводит ООО «ФБК», заключение по результатам проверки также предоставляется в Банк России.

Ежедневный контроль за соблюдением установленных законом ограничений и требований при инвестировании Фондом средств пенсионных накоплений и размещении пенсионных резервов осуществляет Акционерное общество «Независимый специализированный депозитарий» (АО «НСД»), ИНН 7715159793.

Акционерное общество «Независимый специализированный депозитарий» имеет лицензии:

  • Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности 045-07072-000100 от 31 октября 2003 года (бессрочная).
  • Лицензия на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов 22-000-1-00016 от 04 декабря 2000 года (бессрочная).

Договоры, заключённые между АО «НСД» и АО «НПФ Эволюция»

Наименование документа Номер (№) Дата заключения договора Срок действия договора
Договор об оказании услуг специализированного депозитария негосударственному пенсионному фонду 23ПР-02/21 12.02.2021 Заключен на 3 (Три) года. Вступает в действие с 17.02.2021
Договор об оказании услуг специализированного депозитария негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию 21ПН-02/21 12.02.2021 Заключен на 3 (Три) года. Вступает в действие с 17.02.2021

Организации, контролирующие деятельность НПФ

Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ № 75 от 07.05.1998 (в редакции от 20.07.2020) функции контроля и государственного регулирования деятельности фондов, работающих в области ОПС и негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляют Банк России и уполномоченный федеральный орган.
Цели контроля и регулирования: не допустить несоблюдения требований, установленных законом о НПФ, обеспечить защиту интересов государства, а также интересов и прав застрахованных лиц, участников фондов и прочих заинтересованных субъектов.
Деятельность АО «НПФ Эволюция» подлежит ежедневному контролю в целях соблюдения норм, требований и условий, содержащихся в законодательных и нормативных правовых актах РФ и нормативных актах Банка России, а также в инвестиционных декларациях УК. Контролю подлежат следующие аспекты деятельности Фонда и УК:

  • размещение средств пенсионных накоплений;
  • инвестирование средств пенсионных резервов;
  • формирование структуры и состава указанных резервов и накоплений.

Акционерное общество «Независимый специализированный депозитарий» осуществляет контролирующие функции на основании заключенного договора о предоставлении соответствующих услуг.

Общественный контроль за функционированием АО «НПФ Эволюция» осуществляет совещательный коллегиальный орган — Попечительский совет, сформированный с Уставом. Функции контроля финансово-хозяйственной деятельности НПФ осуществляет Ревизионная комиссия, избранная общим собранием акционеров.

Отчётность Фонда, составленная в соответствии с МСФО и ОСБУ (по результатам финансового года), проходит независимую аудиторскую проверку. Аудитором определена аудиторско-консалтинговая компания ООО «ФБК». По итогам проверки составляется заключение, которое направляется в Банк России.

Служба внутреннего контроля

Контролер (Служба внутреннего контроля) Фонда осуществляет внутренний контроль за соответствием деятельности Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, регулирующих указанные виды деятельности.

Контроль - относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов. Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.

Регулирования деятельности пенсионного обеспечения

Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью являются:

  • Минзрасоцразвития России;
  • Банк России.

Уполномоченный федеральный орган и Банк России осуществляет надзор и контроль в целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства гос. регулирование деят-ти фондов в области негосуд. пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Список литературы:
п. 1 ст. 34 ФЗ «О НПФ»

Гос. регулирование деят-ти НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию в части правоотношений между НПФ и его участниками, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд РФ, осуществляет Минтруда и соцзащиты Российской Федерации;

Список литературы:
подп. 1. п. 1 Постановления Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем гос. регулирование деят-ти негосуд. пенсионных фондов по негосуд. пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и проф.у пенсионному страхованию»

Лицензирующим органом, осуществляющим лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию является:

Банк России при осуществлении своих функций осуществляет лицензирование деят-ти по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

Список литературы:
подп. 3 п. Зст. 34 ФЗ "О НПФ"

Органом, осуществляющим уведомительную регистрацию негосударственных пенсионных фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика является:

Вопрос предполагает устаревшее законодательство:
ФСФР как уполномоченный федеральный орган осуществляет уведомительную регистрацию негосуд. пенсионных фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деят-ть по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.

Список литературы:
подп. 7 п. 3 Пост. Правительства РФ от 4 ноября 2003 г. N 669
«Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем гос. регулирование деят-ти НПФ по негосуд.у пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и проф. пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деят-тью» (пункт утратил силу с 01.09.2013)

Полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере фин. рынков с 1 сентября 2013 года передаются Банку России (Федеральный закон от23 июля 2013 года № 251-ФЗ).

Действующее законодательство:
Банк России принимает решение о гос. регистрации НПФ, осуществляет взаимодействие по вопросам их гос. регистрации с Фед. налоговой службой, ее территориальными органами (далее - уполномоченный регистрирующий орган), выдает им лицензии, осуществляет регистрацию их правил (изменений в них), ведет реестр НПФ и книгу их гос. регистрации в целях осуществления контрольных и надзорных функций.

Список литературы:
п. 1.1 Инструкции ЦБ РФ "О порядке принятия Банком России решения о гос. регистрации НПФ, о предоставлении или о переоформлении лицензии НПФ, порядке ведения реестра лицензий, порядке регистрации правил (изменений в правила) НПФ"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: