Какие органы осуществляют досудебное расследование днр

Обновлено: 27.03.2024

На обывательском уровне, когда происходит преступление, все знают, что надо обращаться «в полицию». Но это очень условная формулировка.

Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.

Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.

Что такое подследственность?

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.

При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.

Виды подследственности

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.

Предметная подследственность

Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:

  • органы дознания и следствия;
  • отдельные органы дознания;
  • отдельные органы предварительного следствия.

Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.

Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.

Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.

Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.

Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.

Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:

  • убийства — умышленные и по неосторожности;
  • изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
  • нарушение конституционных и гражданских прав;
  • преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.

ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:

  • государственная измена;
  • диверсии и терроризм;
  • шпионаж;
  • незаконное пересечение границы;
  • изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.

Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.

Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:

  • причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
  • неоказание помощи больному;
  • работорговля;
  • кража;
  • мошенничество;
  • вымогательство;
  • грабеж;
  • разбой и т.д.

Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.

Территориальная подследственность

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

  • местонахождением обвиняемого;
  • местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
  • профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
  • разбросом мест преступления и т.д.

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Персональная подследственность

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.

Альтернативная последовательность и связь дел

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

В целях обеспечения правильного и единообразного п р и мен е н ия судами Донецкой Народной Республики норм уголовно-процессуального законодательства, регл а мен т и р у ю щих принятие судами уголовных дел к рассмотрению, считаю необходимым дать судам следующие разъяснения :

1. В соответствии с постановлениями Совета Министров Донецкой Народной Республики № 9-1 от 02.06.2014 года «О применении Законов на территории Донецкой Народной Республики в переходный период», № 1-1 от 10.01.2015 г. «О внесении изменений в Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики № 9-1 от 02.06.2014 года «О применении Законов на территории Донецкой Народной Республики в переходный период», на переходный период на территории Донецкой Народной Республики введен в действие Уголовно-процессуальный кодекс УССР от 28 декабря 1960 г. в редакции по состоянию на 12.07.2001 г., в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики и законодательству Донецкой Народной Республики (далее – УПК Украины 1960 года).

Судам следует учесть, что Законом Украины «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины» № 2670- III от 12.07.2001 г. (далее – Закон № 2670- III ) были внесены определенные изменения в названный Кодекс, однако вышеуказанный Закон № 2670- III вступил в силу с 01.09.2001 г., за исключением предусмотренных п. 1 Переходных положений норм, которые вступили в силу 28.08.2001 г.

По состоянию на 12.07.2001 г. действовала редакция УПК Украины 1960 года с изменениями, внесенными Законом Украины «О внесении изменении в Уголовно-процессуальный кодекс Украины» № 2533-III от 21.06.2001 г., вступившим в силу с 29.06.2001 года.

Таким образом, при рассмотрении уголовных дел судам Донецкой Народной Республики в переходный период следует руководствоваться УПК УССР 1960 года (с сентября 1991 года – Уголовно-процессуальный кодекс Украины) в редакции по состоянию на 29.06.2001 года (далее - УПК).

2. Обратить внимание судов, что согласно ст. 112 УПК по определенным категориям преступлений предварительное следствие проводится следователями прокуратуры.

При этом необходимо учитывать, что в ст. 112 УПК указаны номера статей Особенной части Уголовного кодекса Украины от 28.12.1960 г. в редакции с изменениями от 17.05.2001 г.

В свою очередь, с 01.09.2001 г. вступил в силу Уголовный кодекс Украины, действовавший на территории ДНР до 16.08.2014 г. включительно.

Постановлением Президиума Совета Министров ДНР № 27-2 от 17.08.2014 г. был утвержден и вступил в силу Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики.

На основании изложенного, обращаю внимание судов на необходимость проверки при поступлении в суд уголовных дел соблюдения органами предварительного следствия требований ст. 112 УПК о подследственности.

При этом следует учитывать, что по отдельным категориям дел о преступлениях, совершенных с 01.09.2001 г. до 16.08.2014 г. включительно, указанных в ст. 112 УПК, предварительное следствие осуществляется следователями органов прокуратуры при условии соответствия составов преступлений Особенной части Уголовного кодекса Украины от 28.12.1960 г. в редакции с изменениями от 17.05.2001 г., ссылки на которые приведены в ст. 112 УПК, соответствующим составам преступлений Особенной части Уголовного кодекса Украины от 01.09.2001 г.

Отдельные категории преступлений, совершенных с 17.08.2014 г., предусмотренные в ст. 112 УПК, расследуются следователями органов прокуратуры при условии соответствия составов преступлений Особенной части Уголовного кодекса Украины от 28.12.1960 г. в редакции с изменениями от 17.05.2001 г., ссылки на которые приведены в ст. 112 УПК, соответствующим составам преступлений Особенной части Уголовного кодекса ДНР от 17.08.2014г.

В соответствии со ст.98 УПК при наличии поводов и оснований прокурор, следователь, орган дознания обязаны вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Часть вторая статьи 104 УПК указывает на необходимость проведения неотложных следственных действий в случае возбуждения уголовного дела о тяжком преступлении органом дознания, которому такие дела не подведомственны, с последующей передачей уголовного дела следователю через прокурора. Согласно статье 116 УПК следователь, установив, что данное дело ему не подследственно, обязан провести все неотложные действия, после чего передать дело прокурору для направления его по подследственности.

В соответствии со ст. 227 УПК, а также ст. 34 Закона ДНР «О прокуратуре», утвержденного Постановлением Верховного Совета ДНР № 21/6 – ВС от 15.07.14 г., осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции имеет право изымать от дознавателя (органа дознания) и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования, с обязательным указанием оснований передачи.

Согласно ст. 28 Закона ДНР «О прокуратуре» мотивированное постановление выносится прокурором и в иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, нормами УПК предусмотрена возможность возбуждения уголовного дела по любому преступлению, в том числе и не подведомственному соответствующему должностному лицу, обязанность органа дознания и следователя осуществлять неотложные следственные действия с последующей передачей уголовного дела прокурору для определения подведомственности мотивированным постановлением.

На основании изложенного, считаю необходимым разъяснить судам, что уголовные дела, производство предварительного следствия по которым согласно ст. 112 УПК возложено на следователей органов прокуратуры, могут быть расследованы следователями органов внутренних дел лишь при наличии мотивированного постановления прокурора о передаче данного уголовного дела для расследования в орган внутренних дел (соответствующему следователю), с обязательным указанием в постановлении оснований такой передачи.

При поступлении в суд уголовных дел, расследованных органами внутренних дел, предварительное следствие по которым согласно ст. 112 УПК должно осуществляться следователями органов прокуратуры, при наличии в материалах дела мотивированного постановления прокурора о передаче данного уголовного дела на расследование в орган внутренних дел (соответствующему следователю), в том числе и в случае возбуждения уголовного дела следователем органов внутренних дел, оснований считать, что уголовное дело расследовано некомпетентным органом либо возбуждено некомпетентным должностным лицом, что влечет возвращение уголовного дела на дополнительное расследование, не имеется.

Управлением по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры ДНР осуществляется постоянный надзор за законностью проведения предварительного следствия и соблюдением конституционных прав потерпевших от преступлений по уголовным делам, которые находятся в производстве следователей Отдела расследований дорожно-транспортных происшествий Следственного управления Министерства внутренних дел ДНР.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что достаточно большое количество преступлений, предусмотренных ст. 309 УК ДНР, совершается в результате нарушения водителями пункта 12.3. Правил дорожного движения Донецкой Народной Республики (далее – ПДД ДНР), которым установлена обязанность водителя в случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое он объективно способен обнаружить, немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки транспортного средства либо безопасного для других участников движения объезда препятствия.

В конце мая 2021 года следователями Отдела расследований дорожно-транспортных происшествий Следственного управления Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики окончено предварительное следствие по двум уголовным делам, возбужденным по преступлениям, предусмотренным ст. 309 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, в совершении которых обвиняются лица, допустившие нарушение вышеуказанного пункта 12.3 ПДД ДНР.

04.06.2021 Заместителем Генерального прокурора Донецкой Народной Республики утверждено обвинительное заключение по уголовному делу по обвинению гражданина Донецкой Народной Республики в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 309 УК Донецкой Народной Республики.

Материалами уголовного дела полностью доказывается вина водителя, который в темное время суток, управляя технически исправным легковым автомобилем по ул. Кирова со стороны ул. Бирюзова в направлении ул. Дагестанской в Кировском районе г. Донецка, не осуществлял должного контроля за дорожной обстановкой и имея возможность обнаружить пешехода, который двигался в попутном направлении по проезжей части ул. Кирова, располагая технической возможностью остановки автомобиля до полосы движения пешехода, не принял немедленно меры для уменьшения скорости и остановки управляемого им транспортного средства, то есть нарушил пункт 12.3 ПДД ДНР, в результате чего совершил наезд на пешехода, причинив тяжкий вред его здоровью.

Уголовное дело направлено для рассмотрения по существу в Кировский межрайонный суд города Донецка, в порядке ст. 248 УПК Донецкой Народной Республики. Максимальное наказание, которое может быть назначено судом за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 309 УК ДНР, - лишение свободы на срок до двух лет с лишением права управления транспортным средством на срок до трех лет.

Кроме того, 04.06.2021 Заместителем Генерального прокурора Донецкой Народной Республики утверждено обвинительное заключение по уголовному делу по обвинению гражданина Украины, постоянного жителя Донецкой Народной Республики, в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 309 УК Донецкой Народной Республики.

Органом предварительного следствия установлена и доказана вина водителя, который в темное время суток, управляя технически исправным легковым автомобилем по проезжей части ул. Октября со стороны ул. Павелецкой в направлении ул. Александрова в Буденновском районе г. Донецка, ввиду допущенного им нарушения пункта 12.3 ПДД ДНР, совершил наезд на гражданина, который лежал на проезжей части, будучи в состоянии алкогольного опьянения. В результате дорожно-транспортного происшествия, потерпевшему причинены множественные телесные повреждения, повлекшие его смерть.

Уголовное дело направлено для рассмотрения по существу в Буденновский межрайонный суд города Донецка, в порядке ст. 248 УПК Донецкой Народной Республики. Максимальное наказание, которое может быть назначено судом за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 309 УК ДНР, - лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права управления транспортным средством на срок до трех лет.

Главная | Требования, предъявляемые к обращениям граждан, и организация приема руководством Генеральной прокуратуры ДНР

Требования, предъявляемые к обращениям граждан, и организация приема руководством Генеральной прокуратуры ДНР

Основные термины, используемые в Инструкции:

1) обращение – изложенные в письменной или устной форме предложение (замечание), заявление (ходатайство) или жалоба;

2) предложение (замечание) – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (местных администраций), развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах;

4) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) коллективное обращение – обращение двух и более граждан по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам);

6) первичное обращение – обращение по вопросу, который ранее не рассматривался в органах прокуратуры, либо поступившее от граждан, ранее не обращавшихся в прокуратуру по вопросу, который уже рассматривался;

7) дубликат обращения – повторный экземпляр или копия одного и того же обращения от одного и того же гражданина;

9) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Требования к обращению и основания, при наличии которых обращения могут быть оставлены без рассмотрения и возвращены гражданину органами прокуратуры

Письменное обращение гражданина должно в обязательном порядке содержать наименование и (или) адрес государственного органа, органа местного самоуправления либо должность лица, которому направляется обращение; фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения; изложение сути обращения; дату и личную подпись гражданина (граждан) (ч. 2 ст.10 Закона).

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии (ч.6 ст.10 Закона).

В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, либо при невозможности прочтения данных о гражданине, направившем обращение (фамилии и адреса), обращение остается без рассмотрения и ответ на обращение не предоставляется.

В случае если в обращении не изложена суть вопроса или текст обращения не поддается прочтению, а также если не указана дата и подпись гражданина, направившего обращение, оно в течение 10 дней со дня регистрации, возвращается гражданину с разъяснением права на повторное обращение по данному вопросу (ч. 3 ст.10 Закона).

Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, может быть оставлено без ответа по существу, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение в течение 10 дней с момента регистрации обращения.

При наличии в таком обращении данных, указывающих на признаки преступления, оно направляется для проведения проверки в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Донецкой Народной Республики (далее – УПК).

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть предоставлен без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности предоставить ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений, в течение 10 дней с момента поступления обращения.

Организация приема граждан в Генеральной прокуратуре

Прием граждан Генеральным прокурором осуществляется при наличии ответа на обращение за подписью заместителя Генерального прокурора.

Заместители Генерального прокурора принимают граждан по вопросам, относящимся непосредственно к их компетенции, при наличии ответа на обращение за подписью начальника управления или прокурора города, района, межрайонного прокурора.

Начальники управлений осуществляют прием граждан по вопросам о нарушении сроков рассмотрения обращений, ранее поступивших в Генеральную прокуратуру, о несогласии с ответами прокуроров городов, районов, межрайонных прокуроров.

Запись граждан на прием к руководству Генеральной прокуратуры осуществляется отделом по рассмотрению обращений и приему граждан.

При решении вопроса о необходимости организации приема Генерального прокурора или его заместителей отдел по рассмотрению обращений и приему граждан составляет заключения о наличии оснований для организации приема граждан.

Для обжалования в Генеральную прокуратуру действий (бездействий) должностных лиц гражданин должен иметь ответ, предоставленный соответствующим прокурором города, района, межрайонным прокурором, руководителями министерств, ведомств, учреждений и организаций, должностных лиц правоохранительных органов об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В случае обращения на личный прием гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность, а представитель - документ, подтверждающий его полномочия, которые должны быть оформлены в установленном законом порядке (ст.5 Закона).

Приказом председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики №116-од от 31.05.2016 утвержден Временный порядок осуществления судопроизводства по жалобам на действия (бездействие) лиц, производящих дознание (дознавателей), органов дознания, следователей, начальников следственных отделов, прокуроров.

В соответствии с вышеуказанным порядком судопроизводство по делам об обжаловании действий (бездействия) органа дознания, следователя, прокурора и рассмотрение жалоб на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждении и прекращении уголовного дела – это деятельность уполномоченных субъектов по защите охраняемых прав и законных интересов граждан, круг которых определён ст. 39 Конституции Донецкой Народной Республики и иными законодательными актами.

При рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) лиц, производящих дознание (дознавателей), органа дознания, следователя, начальников следственных отделов, прокурора и рассмотрении жалоб на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждении и прекращении уголовного дела в переходный период применяются нормы Уголовно-процессуального кодекса Украины 1960 года в редакции по состоянию на 29.06.2001, в частях, не противоречащих законодательству Донецкой Народной Республики.

Задачами судопроизводства при рассмотрении таких дел являются охрана прав и свобод потерпевших, обвиняемых и иных лиц, которым причинён вред вследствие общественно опасного деяния, а также разрешение вопросов о возбуждении, прекращении уголовных дел в точном соответствии с требованиями закона.

Дела по жалобам на действия (бездействие), процессуальные решения лиц, производящих дознание (дознавателей), органа дознания, следователя, начальников следственных отделов, прокурора подведомственны судам, подсудны Верховному Суду Донецкой Народной Республики в качестве суда первой инстанции и рассматриваются судебной палатой по уголовным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики, а по делам о преступлениях, совершённых военнослужащими, – Военным Трибуналом на правах палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

Постановления судьи Верховного Суда по жалобам на действия (бездействие), процессуальные решения лиц, производящих дознание (дознавателей), органа дознания, следователя, начальников следственных отделов, прокурора вступают в законную силу немедленно после их вынесения, оглашения.

Постановления суда по результатам рассмотрения жалобы по существу могут быть пересмотрены Президиумом Верховного Суда в порядке, установленном приказом Председателя Верховного Суда «Об утверждении Временного порядка осуществления пересмотра судебных дел в порядке надзора» № 44-од от 6 мая 2015 года, с учётом внесённых изменений и дополнений.

Дела данной категории рассматриваются единолично судьёй соответствующей палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики, который определяется главой судебной палаты по уголовным делам или Председателем Военного Трибунала на правах палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

Жалоба может быть подана подозреваемым, обвиняемым, их защитником, законным представителем, потерпевшим, его законным представителем, а также лицом, интересы которого затрагиваются в ходе доследственной проверки или расследования уголовного дела.

Жалоба должна содержать:

1) наименование суда, в который подаётся жалоба;

2) фамилию, имя, отчество заявителя, средства связи (почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты);

3) наименование и номер уголовного дела, название органа и должностного лица, совершившего обжалуемое действие (бездействие), осуществляющего проверку заявления, принявшего процессуальное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждении или прекращении уголовного дела;

4) указание на обжалуемое действие (бездействие), процессуальное решение;

5) обоснование жалобы;

6) просьбу заявителя.

Если жалоба подаётся защитником подозреваемого, обвиняемого или представителем потерпевшего, она подлежит обязательному дополнительному подписанию непосредственно подозреваемым, обвиняемым или потерпевшим.

Жалоба и приложения к ней подаются в соответствии с количеством лиц, действия (бездействие) или постановления которых обжалуются. Указанное требование не распространяется на лиц, находящихся под стражей.

Жалоба может быть подана в течение 7 дней с момента совершения действия (бездействия). Если действия (бездействие) лиц, производящих дознание (дознавателей), следователя, начальников следственных отделов, прокурора оформляются процессуальным документом, срок подачи жалобы начинается со дня, когда заинтересованному лицу стало известно о принятии процессуального решения. В случае пропуска срока подачи жалобы заявитель обязан изложить в жалобе причину пропуска срока, при необходимости приобщить к жалобе документы, подтверждающие уважительность причины пропуска срока, и указать просьбу о его восстановлении. Срок подачи жалобы в случае его пропуска по уважительным причинам может быть восстановлен судьёй, в производство которого поступила жалоба.

При поступлении жалобы в суд судья в течение 5 рабочих дней принимает решение об открытии производства по жалобе либо об отказе в открытии производства по жалобе. Решение о восстановлении пропущенного срока принимается одновременно с вынесением постановления об открытии производства по жалобе.

Судья выносит постановление об открытии производства по жалобе, если отсутствуют основания для отказа в этом, которым назначает дело по жалобе к рассмотрению в судебном заседании, истребует из соответствующего органа материалы доследственной проверки или уголовное дело и устанавливает срок его представления суду. Время рассмотрения дела по жалобе в суде не

засчитывается в срок предварительного следствия и содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей.

Постановление об открытии производства по жалобе является окончательным, опротестованию в порядке надзора не подлежит.

Судья отказывает в открытии производства по жалобе, если: 1) жалоба подана лицом, не имеющим права либо полномочий на её подачу; 2) жалоба подана после окончания срока, предусмотренного для обжалования и лицо, которое подало жалобу, не указывает причины пропуска срока и не инициирует вопрос о восстановлении срока или судья по заявлению лица не найдёт оснований для его восстановления; 3) жалоба подана на действия (бездействие), процессуальное решение, которые не подлежат обжалованию; 4) жалоба не соответствует требованиям, указанным во Временном порядка; 5) если имеется постановленное по тому же вопросу судебное решение, которое не отменено в порядке надзора.

Отказ в открытии производства опротестованию не подлежит и не лишает права повторного обращения в суд в случае устранения причин, явившихся основанием для отказа в открытии производства.

Жалоба должна быть рассмотрена не позднее 10 рабочих дней после открытия производства по жалобе с участием лица, которое подало жалобу. Представительство этого лица в суде может осуществлять его защитник, законный представитель или представитель.

По результатам рассмотрения дела по жалобе на действия (бездействие), процессуальное решение лиц, производящих дознание (дознавателей), органа дознания, следователя, начальников следственных отделов, прокурора суд выносит одно из постановлений:

1) об удовлетворении жалобы полностью или частично, признании действий (бездействия) лиц, производящих дознание (дознавателей), органа дознания, следователя, начальников следственных отделов, прокурора неправомерными и:

а) обязательстве прекратить действие;

б) обязательстве совершить определённое действие;

в) отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материалов органу дознания, предварительного следствия, прокурору для дополнительной проверки;

г) признании постановления о возбуждении уголовного дела незаконным;

д) отмене постановления о прекращении уголовного дела и направлении дела прокурору для возобновления предварительного следствия или дознания;

2)об отказе в удовлетворении жалобы;

3) о прекращении производства по жалобе в случаях:

а) повторной неявки лица, подавшего жалобу, в судебное заседание;

б) отказа заявителя от рассмотрения жалобы;

в) когда уголовное дело, в рамках которого подана жалоба, поступило в суд с обвинительным заключением, постановлением о применении принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия;

г) отмены прокурором обжалованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела.

На постановление суда, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть принесён протест в порядке надзора Председателем Верховного Суда Донецкой Народной Республики, первым заместителем или заместителем Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики или лицом, исполняющим его обязанности.

Постановление судьи о признании постановления о возбуждении уголовного дела незаконным влечёт признание протоколов следственных действий, произведённых по возбуждённому уголовному делу, недопустимыми доказательствами, и утрату юридической силы постановлений о принятых по этому делу процессуальных решениях. Аналогичные правовые последствия влечёт вынесение судьёй постановления о признании незаконными действий должностного лица, возбудившего уголовное дело.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: