Какие органы государственной власти осуществляют финансовую деятельность государства

Обновлено: 27.03.2024

Состав финансовых органов России и их основные функции.

Понятие государственных органов в сфере финансовой политики

Финансовые органы представляют собой ряд специальных узкопрофильных управленческих организаций, созданных государством, выполняющих функции по контролю за оборотом денег в конкретном государстве с опорой на унифицированных правилах экономического планирования.

Деятельность органов государства в области финансов направлена на реализацию мер, обеспечивающих исполнение другими организационными структурами законодательных норм в области финансовой организации государства.

Финансовые органы осуществляют контроль за движением государственных финансов, который осуществляет действия по контролю за:

  1. Юридической, нормативной, расчетной и иной документацией государства.
  2. Осуществлением учёта различных типов.
  3. Экономических, в частности, финансовых операций.
  4. Средствами из бюджета и другими экономическими ресурсами.
  5. Экономические показатели национального производства.
  6. Уровень использования информационно-технических систем и так далее.

К органам, которые выполняют часть функций и задач в сфере финансовой политики, относятся:

  1. Министерство финансов Российской Федерации (наименование данного органа часто применяется в сокращённой форме– Минфин РФ).
  2. Министерские органы, к функциям которых относят управление деятельностью в области экономики и финансов, и финансовые управления регионов, находящихся в Российской Федерации (в частности, финансовые управления городов федерального значения – Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга).
  3. Административные управления, специальные отделы и департаменты, включённые в администрации муниципалитетов Российской Федерации, в функционал которых включается управление и контроль за оборотом денежных средств.
Оценка стоимости бизнеса
Финансовый анализ по МСФО
Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel
Оценка акций и облигаций

Юридическая база

  • Перечислены основные обязанности Министерства финансов Российской Федерации в области финансов.
  • Перечислены основные обязанности и функции Правительства Российской Федерации в области финансов.

Финансовые органы Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

Министерство финансов в России представляет собой орган государственный орган власти, имеющий полномочия власти исполнительного типа, работа которого должна регулировать и проводить экономическую политику государства (в том числе, регулировать бюджет государства, налогообложение, финансы и операции на валютном рынке и т.д.), а также осуществлять контроль за работой организаций, которые осуществляют исполнительную власть в финансовой области. Помимо этого, Министерство финансов наделено правом издавать нормативно-правовых актов в области финансов, имеющих юридическую силу на территории Российской Федерации.

По той причине, что Министерство финансов является одним из основных участников налоговых правоотношений и субъектном права в области налогообложения, оно имеет ряд уникальных функций и полномочий, которые не представлены больше ни одному государственному органу в области финансовой политики.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующий функционал:

  1. Оформляет разъяснения в письменной форме по темам, касающимися исполнения налогового законодательства, каждому субъекту экономической деятельности в области финансов, в частности, лица, выплачивающие налоги, работники консолидированных групп, специальные государственные органы, лица и организации, осуществляющие сбор налогов и прочее.
  2. Определяет в соответствии с законодательством правила и статьи доходов и расходов и сроки реализации и выполнения определённых действий в области хозяйствования в рамках деятельности индивидуальных предпринимателей.
  3. Определяет сроки и правила постановки на учёт в налоговые органы.
  4. Определяет и утверждает способы оформления уведомлений, которые согласно действующему законодательству освобождают от обязанностей, предусматривающих уплату налоговых выплат, непосредственно зависимых от изменений налога на добавленную стоимость.

Исходя из сложившейся ситуации Министерство финансов Российской Федерации может выполнять функцию, по которой предусматривается право давать отсрочку налогоплательщику определённого перечня налогов, штрафов и пени.

Ранее Минфин Российской Федерации выполняло функцию и по определению правил документального оформления деклараций и расчётов по налоговым данным, но с 2010 года данная функция больше не включается в полномочия Министерства финансов РФ.

Министерские органы в регионах, в ведение которых входит управление финансово-экономической деятельностью

Как было сказано ранее, в финансовую систему органов государственной власти включаются не только федеральные, но и региональные и муниципальные органы. Безусловно, они имеют гораздо меньше функций, чем государственные органы федерального значения.

Полномочия подобных органов сильно ограничены. В качестве основных функций можно выделить:

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ не является полностью финансовым органом, это орган исполнительной власти Российской политической системы. Основные функции и полномочия Правительства РФ перечислены в Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ» . Из перечисленных законов взяты функции, которые уполномочено выполнять Правительство в сфере финансовой политики:

  1. Осуществлять реализацию основных мер в рамках политики Российской Федерации в области налогообложения, а также осуществлять юридическое государственное регулирование её реализации.
  2. Издавать законодательные акты, имеющие юридическую силу на территории Российской Федерации.
  3. Принимать участие в каком-либо типе правовых отношений в сфере налогообложения, который предполагает реализацию или от реализации мер по предоставлении рассрочки для уплаты налоговых выплат на государственном уровне. При этом, время, которое может предоставлено объекту налогообложения в качестве отсрочки не должно быть меньше одного года и не должно быть больше трёх лет).

Государственные органы, которые осуществляют деятельность с государственными пошлинами

Взимание или возврат государственных пошлин тоже является одной из операциях в области финансовой политики государства. Только ряд органов государства имеет полномочия для работы с государственным пошлинами. Среди таких органов представлены:

  1. Конституционный суд Российской Федерации.
  2. Иные суды регионов, включённых в состав Российской Федерации (в частности, арбитражные, суды общей юрисдикции).
  3. Судьи, осуществляющие деятельность в мировом суде.
  4. Нотариусы, осуществляющие деятельность в специальных конторах, сформированных государством.
  5. Муниципальные органы, которые получили право частичной реализации функций нотариусов.
  6. Лица, занимающие должности в органах исполнительной власти.
  7. Лица, работающие органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
  8. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
  9. Министерство иностранных дел Российской Федерации (сокращённо – МИД РФ) и его представительства, осуществляющие деятельность в Российской Федерации.
  10. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (сокращённо – Роскомнадзор).
  11. Федеральная служба по надзору в области здравоохранения (сокращённо -Росздравнадзор).
  12. Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

Вышеперечисленные органы государственной власти осуществляют ограниченный ряд функций в области финансовой политики, в частности:

  • Принятие решений о возможности получения налогоплательщиком отсрочки для уплаты государственной пошлины.
  • Возврат переплат субъекту налогообложения уплаченной пошлины в пользу государства.

В случае, если объект налогообложения переплатил пошлину, дело может быть рассмотрено в судах либо общей юрисдикции, либо в мировом суде. В случае положительного решения суда по возвращению переплаты объект налогообложения может получить свои средства назад только после получения официального разрешения от налогового органа.

Среди органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, можно выделить две основные группы: органы общей и органы специальной компетенции.

К первой группе относятся высшие законодательные и исполнительные органы власти, которые наряду со своими общими функциями руководят всеми финансами, денежно-кредитной системой, осуществляют валютное и таможенное регулирование (ст. 71, 75 Конституции РФ).

Законодательные органы в лице Федерального Собрания РФ, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и осуществляют контроль за их исполнением (ст. 153 БК РФ).

Исполнительные органы власти в лице Правительства РФ, исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют разработку проектов бюджетов и обеспечивают их исполнение, а также решают другие финансовые вопросы (ст. 114 Конституции РФ).

В финансовой деятельности принимает участие и Президент Российской Федерации. Он издает указы по финансовым вопросам, выступает с бюджетным посланием, распоряжается резервным фондом, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете (ст. 82, 170, 209 БК РФ).

Вторую группу органов составляют государственные органы, для которых финансовая деятельность является основной. Они специально созданы для осуществления финансовой деятельности и проведения финансового контроля в государстве.

Органы специальной компетенции возглавляет Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). На уровне субъектов РФ образованы республиканские министерства финансов или финансовые управления. В органах местного самоуправления финансовую деятельность осуществляют финансовые отделы или объединенные бухгалтерии.

Основная роль в сфере финансовой деятельности отводится Минфину России, обеспечивающему проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующему деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России осуществляет следующие полномочия:

• вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства;

• на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ принимает следующие нормативные правовые акты:

– порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ,

– формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций,

– условия эмиссии и отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг,

– порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности,

– федеральные стандарты аудиторской деятельности,

– порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него,

– требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщиков и др.;

• составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

• ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

• организация распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы в соответствии с законодательством РФ;

• управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

• взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

• осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Минфин России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр финансов РФ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Структурными подразделениями Минфина России являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства (финансовой политики, международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов и др.). Министр финансов РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

В сфере банковской деятельности (одной из разновидностей финансовой деятельности) главным органом специальной компетенции является Банк России. Совместно с Правительством РФ он определяет политику государства в области денежного обращения, руководит кредитной системой, монопольно осуществляет эмиссию денег. На Банк России возложены и контрольные функции в отношении деятельности коммерческих банков, в том числе их лицензирование. Через специально созданный расчетно-кассовый центр (РКЦ) Банк России осуществляет контроль всех расчетов коммерческих банков.

В системе органов специальной компетенции следует выделить группу органов, занимающихся контролем в сфере финансовой деятельности государства. К таким органам относятся:

• Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон о Счетной палате РФ) для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;

• входящие в структуру Минфина России:

– Федеральная налоговая служба (ФНС России), в функции которой входит осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также за соблюдением валютного законодательства,

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), в полномочия которой входит контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, за соблюдением валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля,

– Федеральное казначейство, в полномочия которого входит обеспечение эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, осуществление контроля за накоплением и использованием бюджетных и внебюджетных фондов, а также за состоянием государственной казны и всеми государственными денежными накоплениями,

– другие министерства и федеральные службы, на которых возложены отдельные полномочия по контролю в сфере финансовой деятельности (Министерство экономического развития РФ, Федеральная таможенная служба (ФТС России), Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) и др.).

Следует отметить, что в связи с изменениями экономических задач и финансовой политики государства система органов специальной компетенции часто реформируется.

Финансовые органы государства – это совокупность организаций, осуществляющих управление государственными финансами на основе унифицированных принципов финансово-бюджетного планирования.

В состав финансовых органов РФ входят:

  1. Министерство финансов (Минфин).
  2. Министерства финансов и финансовые управления субъектов Российской Федерации (республик, краёв, областей, автономий, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
  3. Финансовые управления, а также департаменты и отделы при администрациях муниципалитетов.

Минфин: функции и задачи

Минфин России – это федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на проведение единой бюджетной, налоговой, финансовой и валютной политики в Российской Федерации, а также на координацию деятельности иных организаций исполнительной власти, относящихся к сфере финансов.

В процессе реорганизации системы исполнительной власти Минфину была передана часть функций по администрированию налоговой сферы, в соответствии с которыми оно получило полномочия на курирование и координирование деятельности налоговых органов. Кроме этого, Министерство финансов России наделено полномочиями издавать нормативные акты в сфере налогообложения внутри ведомства, а также вести разъяснительную работу по законодательству РФ о налогах и сборах.

Минфин России является субъектом налогового права. Для достижения целей и решения задач, возложенных на него государством в сфере налогообложения, Министерство финансов выполняет следующие функции:

  • предоставляет письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах всем участникам финансово-экономических отношений, к которым относятся налогоплательщики и участники их консолидированных групп, налоговые органы, сборщики налогов и налоговые агенты;
  • в соответствии с п. 2 ст. 54 ПК устанавливает и утверждает порядок доходов и расходов, а также проведение хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей;
  • руководствуясь абз. 3 п. 1 ст. 83 ПК устанавливает порядок постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков;
  • на основании статьи 145 НК утверждает форму уведомления, освобождающего от необходимости выплаты налогов, связанных с калькуляцией и уплатой НДС.

В определённых ситуациях Минфин России имеет право на принятие решения по предоставлению отсрочки или рассрочки по уплате некоторых федеральных налогов, а также пеней и штрафов.

До недавнего времени Министерство финансов РФ имело полномочия на утверждение форм налоговых расчётов и деклараций (а также порядок их заполнения), являющихся обязательными для налогоплательщиков и налоговых агентов. Но со вступлением в действие Федерального закона № 229-ФЗ от 27 июля 2010 г. Минфин этого полномочия лишился.

Финансовые органы субъектов федерации и муниципалитетов на своём уровне также ведут разъяснительную работу (письменно отвечая на заявления) среди налоговых агентов и налогоплательщиков по вопросам применения законодательных актов федерального, регионального и местного значения, касающихся расчёта налогов и размеров иных сборов, а также участвуют в принятии решений по установлению и изменению сроков уплаты региональных и местных налогов.

Правительство Российской Федерации: полномочия в сфере финансов

Правовой статус правительства РФ закреплён в Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе № 2-КЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. В соответствии с этими правовыми актами Правительство РФ в сфере финансовой политики и налогообложения уполномочено:

  • осуществлять деятельность, направленную на выработку государственной политики в сфере налогов и сборов, а также нормативно-правовое регулирование;
  • издавать нормативно-правовые акты;
  • участвовать в одном из видов налогового правоотношения, включающего принятие решений о предоставлении рассрочки или отсрочки при уплате федеральных налогов, зачисляемых в госбюджет, на срок от одного до трёх лет (абз. 2 и. 1 ст. 64 НК).

Органы, уполномоченные на взимание (возврат) госпошлин

Ряд органов и должностных лиц в соответствии с главой 25.3 НК «Государственная пошлина» имеют право на совершение юридических действий, за которые полагается уплата госпошлины. К таким органам и должностным лицам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • уставные суды субъектов федерации;
  • мировые судьи;
  • суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • государственные нотариусы;
  • органы местного самоуправления, имеющие полномочия на совершение нотариальных действий;
  • должностные лица органов исполнительной власти;
  • органы ЗАГС;
  • Федеральная служба Росреестра (регистрации, кадастра и картографирования);
  • МИД России и его представительства на территории РФ;
  • Роскомнадзор и его территориальные органы;
  • Росздравнадзор и его территориальные органы;
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

Вышеперечисленные организации обладают частичными полномочиями налоговых органов, включающими право:

  • на предоставление отсрочек и рассрочек при уплате госпошлины;
  • на возврат (зачёт) плательщику излишков от суммы государственной пошлины.

Излишне уплаченная сумма госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или мировым судьёй, может быть возвращена только по решению местного налогового органа.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды ;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала ;

в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни ;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики ;

е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности ;

е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы ;

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений ;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным ;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры ;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Редакция пункта "а" части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимо­сти от установленной им компетенции.
В ведении федеральных представительных и исполнительных ор­ганов государственной власти находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, тамо­женное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой по­литики; налоги; страхование (статьи 71, 75 Конституции РФ).
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы. Представительные органы в лице Федерального Собрания и пред­ставительных органов субъектов федерации рассматривают, об­суждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты респуб­лик, входящих в состав РФ (ст. 106 Конституции РФ).
Правительство России обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики, занима­ется другими финансовыми вопросами государства (ст. 114 Кон­ституции РФ, Федеральный конституционный закон "О прави­тельстве РФ" от 17.12.97 № 2-ФКЗ в ред. от 31.12.97).
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, ме­стного самоуправления выполняют на соответствующей террито­рии функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, вы­полняя свои основные задачи в определенной сфере деятель­ности, осуществляют одновременно и финансовую деятель­ность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.
Наряду с органами государственного управления, осуществля­ющими финансовую деятельность в связи с выполнением сво­их основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности:
Минфин России;
Федеральное казначейство РФ;
Министерство РФ по налогам и сборам;
Центральный банк РФ (Банк России).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: