Какие органы государства выполняют следующие задачи рассматривают дела об уголовных правонарушениях

Обновлено: 19.04.2024

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

В соответствии со статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе, установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 данного Кодекса; создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 1 указанной статьи).

1. Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию (ст. 3.2 КоАП РФ) и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ) иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. При этом применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (ст. ст. 22.1 - 22.3, ст. 28.3 КоАП РФ).

Органам, должностным лицам, не уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, передать не рассмотренные до 1 июля 2002 года дела об административных правонарушениях судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Как следует из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф относится к числу основных административных наказаний, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений, предусмотренных данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, и применяться как к физическим, так и к юридическим лицам; полномочиями налагать административные штрафы наделены не только судьи (мировые судьи), но и административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностные лица органов и учреждений органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации органов и учреждений (статья 3.2, часть 1 статьи 3.3 и статья 22.1).

Суд — государственный орган, осуществляющий правосудие по уголовным делам, то есть рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях уголовных дел. Этот орган обладает обширными полномочиями, которые будут рассмотрены при изложении сущности и содержания судебных стадий.
Прокурор — государственный орган, выполняющий в уголовном судопроизводстве разнообразные функции.

Вопрос о выполнении прокурором функций в уголовном процессе является остродискуссионным.

Думается, что в досудебных стадиях и в стадии предания суду до назначения судебного заседания прокурор осуществляет функции уголовного преследования и надзора за соблюдением законов органами, ведущими досудебную подготовку материалов. В стадии судебного разбирательства он выполняет роль стороны, представляющей публичные интересы и поддерживающей обвинение. После вступления приговора в законную силу прокурор реализует правозащитную функцию, которую в правовой литературе чаще всего называют функцией надзора за законностью.

В процессе уголовного преследования прокурор вправе:

  1. возбуждать уголовные дела;
  2. давать указания органам, осуществляющим досудебную подготовку материалов, отменять их незаконные и необоснованные решения;
  3. участвовать в производстве следственных действий;
  4. давать санкции в случаях, установленных законом;
  5. утверждать обвинительное заключение и т. д. (ст. 211-217 УПК).

Более подробно полномочия прокурора будут рассмотрены при изложении вопросов, связанных с прокурорским надзором и ведомственным контролем.

Следователь — должностное лицо, на которое закон возложил специальную обязанность по производству предварительного следствия. Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, в том числе военной, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и федеральной службы налоговой полиции (ст. 125 УПК).

Следователи всех ведомств и министерств обладают процессуальной самостоятельностью. Все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или разрешения суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Указания прокурора по уголовному делу для него обязательны. Однако в случае несогласия с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или прекращении уголовного дела следователь вправе представить дело с письменными возражениями вышестоящему прокурору. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора и возвращает дело следователю для продолжения следствия, или признает указания прокурора обоснованными и поручает через нижестоящего прокурора производство следствия по этому делу другому следователю (ст. 127 УПК).

Орган дознания — государственный орган, осуществляющий распорядительно-управленческую деятельность, на который дополнительно к его основным функциям возложена обязанность реагировать на преступления путем возбуждения уголовного дела и производства расследования в форме дознания или установления фактических обстоятельств преступления в протокольной форме досудебной подготовки материалов.

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Комментарий к ст. 22.1 КоАП РФ

Комментируемая ст. 22.1 КоАП РФ посвящена судьям и органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

1. В части первой комментируемой ст. 22.1 КоАП РФ в общем виде закреплен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Первыми среди них названы судьи (мировые судьи). В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ) в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации;

- кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

О распределении полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях между различными судами см. комментарий к ст. 23.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон N 120-ФЗ) в систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят, в частности, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. Подробнее об их компетенции см. комментарий к ст. 23.2 КоАП РФ.

Наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, являются федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов, а также иные государственные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Следует отметить, что комментируемый Кодекс зачастую не указывает прямо, какие органы государственной власти уполномочены рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, а использует формулировки типа "органы, осуществляющие государственной контроль и надзор в определенной сфере". Для определения соответствующих государственных органов необходимо руководствоваться Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и положениями о данных органах, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации либо постановлениями Правительства Российской Федерации.

С одной стороны, обозначение общих названий является положительным моментом, т.к. такой подход исключает влияние постоянных изменений структуры федеральных органов исполнительной власти. С другой стороны, это может вызвать затруднения при определении конкретного федерального органа исполнительной власти, о котором идет речь в КоАП РФ (Махров И.Е. Административная юрисдикция органов исполнительной власти // Право и экономика. 2002. N 12).

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделен Банк России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 КоАП РФ.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделены также государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. В части второй комментируемой статьи закреплен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Вопрос о полномочиях органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ в области рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта РФ решается с учетом Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кроме того, КоАП РФ наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по созданию административных комиссий и иных коллегиальных органов, которые могут наделяться полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, наделены:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;

- административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ;

- государственные учреждения, подведомственные соответственно органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Следует иметь в виду, что Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 4 февраля 2004 г. по делу N 47-Г03-30 указал, что органы административной юрисдикции, применяющие законы субъекта Российской Федерации в области административного права, сами должны быть образованы законом субъекта Российской Федерации, поскольку действующее законодательство предполагает применение норм административного права органами государственной власти.

Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А., 2019. Издательство "РосБух"

12 января 2022 года органы прокуратуры Российской Федерации отметят юбилей - 300-летнюю годовщину с даты образования органов прокуратуры России.

Что за орган представляет собой прокуратура? Какое место она занимает в системе органов власти? Какие цели, задачи и функции возложены на неё сегодня? Об этом – интервью старшего помощника прокурора республики по правовому обеспечению старшего советника юстиции Ирины Машковой

Ирина Геннадьевна, какое место занимают органы прокуратуры в системе органов государственной власти?

Правовой статус органов прокуратуры определён Конституцией и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Это особый конституционно-правовой статус. В результате длительных исторических и законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась в структурно и функционально самостоятельный, независимый государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением Конституции и законов, а также иные функции.

Среди населения иногда все ещё бытует мнение, что прокуратура это карательный орган. Это не так. Прокуратура – это, прежде всего, правозащитный орган.

Какие прокуратура выполняет задачи и функции на современном этапе?

Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» целью деятельности органов прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокуратуры заключаются в: своевременном выявлении правонарушений и их пресечении, предупреждении нарушений закона; установлении причин нарушений, лиц, виновных в их совершении и привлечение их к ответственности; восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.

Функции органов прокуратуры можно условно разделить на надзорные и иные.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

- федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля и управления, судебными приставами, администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторов, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами указанных органов и организаций, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов;

- органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Кроме того, прокуратура осуществляет:

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, поддерживает государственное обвинение в суде;

- возбуждает дела об административных правонарушениях;

- участвует в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

- участвует в правотворческой деятельности органов власти и местного самоуправления;

- ведёт государственный и ведомственный статистический учёт.

С принятием в 2016 году Федерального закона «Об основах профилактики в Российской Федерации» органы прокуратуры также стали субъектом системы профилактики и осуществляется в т.ч. посредством правового просвещения и правового информирования населения.

С июля текущего года Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

Что важно знать гражданам о деятельности органов прокуратуры?

Для реализации функций прокуроры наделены широким кругом полномочий, которые осуществляются независимо от федеральных и иных органов власти, общественных объединений.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

  • для проведения проверки, в частности, являются обращения граждан, предпринимателей, должностных лиц организаций, публикации в средствах массовой информации и сети «Интернет».

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для исполнения.

Деятельность органов прокуратуры осуществляется гласно в той мере, в которой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан. В указанных целях она широко освещается в средствах массовой информации.

В каком случае обращение или жалоба гражданина подлежит разрешению прокурором?

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры рассматриваются обращения, содержащие сведения о нарушениях закона, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства. При этом, следует обратить внимание, что органы прокуратуры не осуществляют надзор за гражданами.

Согласно закону органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в хозяйственную деятельность организаций.

Таким образом, жалобы на действия граждан, а также первичные жалобы на нарушение закона, прежде всего, подлежат разрешению контролирующими, правоохранительными и иными органами в соответствии с их компетенцией.

Например, первичная жалоба на нарушение трудовых прав подлежит разрешению Государственной инспекцией труда по РС(Я), жалоба на нарушение санитарного законодательства – Управлением Роспотребнадзора, на нарушение жилищных прав управляющими компаниями – Управлением Государственного строительного и жилищного надзора РС(Я). Заявления о преступлениях подлежат рассмотрению правоохранительными органами, поскольку органы прокуратуры не наделены полномочиями по возбуждению и расследованию уголовных дел.

Несогласие с ответом на первичное обращение подлежит обжалованию вышестоящему должностному лицу данного органа.

В том случае, когда заявитель не согласен с ответом руководителя контролирующего органа, жалоба подлежит разрешению органами прокуратуры.

Есть исключения из этого правила. Например, напрямую в органы прокуратуры можно обжаловать бездействие или незаконные действия судебных приставов.

Кроме того, есть категория административных дел, которые возбуждаются исключительно прокурором. Список таких дел, предусмотрен ст. 28.4 КоАП РФ (дела о нарушении избирательных прав граждан, нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления и её размещению в сети "Интернет", возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства и т.д.).

В органы прокуратуры можно обратиться лично, по почте или удалённо через сайт прокуратуры, Единый портал госуслуг.

Какие у прокурора есть возможности по защите прав граждан?

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов,

- требовать предоставления необходимых документов и материалов,

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений.

На противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт прокурор п риносит протест, а на содержащий коррупциогенные факторы - требование об их устранении, которые подлежат рассмотрению в 10-дневный срок, а коллегиальным органом - на его ближайшем заседании.

В целях устранения нарушений закона, из причин и условий, а также привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности прокурор вносит представление должностному лицу, подлежащее рассмотрению в 30-дневный срок.

В целях привлечения виновного лица к административной ответственности прокурор выносит постановление.

О недопустимости нарушения закона прокурор объявляет должностному лицу предостережение.

При установлении признаков состава уголовного преступления, прокурор выносит постановление в порядке ст. 37 УПК РФ и направляет его для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

В целях защиты граждан прокурор также вправе обратиться с заявлением (иском) в суд.

Также прокурор осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Во всех лиц случаях прокурор может защищать интересы граждан в судебном порядке?

К сожалению, нет. Если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, согласно ст. 45 ГПК и ст. 98 КАС РФ заявление или административное заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, если основанием для него является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых:

- социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- защиты семьи, материнства, отцовства и детства;

- социальной защиты, включая социальное обеспечение;

- обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;

- охраны здоровья, включая медицинскую помощь;

- обеспечения права на благоприятную окружающую среду;

Прокурор в обязательном порядке вступает в процесс и даёт заключение по делам: о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, о лишении или ограничении родительских прав, об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными, об обязательных обследовании, лечении или госпитализации больного туберкулёзом, или для оказания психиатрической помощи .

На незаконное или необоснованное судебное постановление (решение, приговор , определение) прокурор приносит апелляционное, кассационное, частное или надзорное представление (жалобу) в вышестоящий суд.

Судебная власть выполняет такую роль в государстве как: правосудие. Граждане обращаются в суд с целью восстановления нарушенных прав.

Также, суд в рамках правосудия обеспечивает исполнения приговоров и судебных решений. Например, назначает меру пресечения и выбирает учреждение где осужденный гражданин будет отбывать срок. Например, выдача исполнительного листа на исполнение денежных обязательств.

Также, судебная власть осуществляет контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц. Речь идет о незаконных действиях и бездействиях.
Задачами полиции является охрана правопорядка, защита прав. Полиция обеспечивает безопасность граждан ( в каждом районе существует участковый который следит за безопасностью).

Полиция старается предотвращать противозаконные действия граждан.

Если преступление или правонарушение уже произошло, то полиция обеспечивает сохранность улик, способствует расследованию преступления правонарушения.

Почему законодатель провозглашает признание, соблюдение и защиту прав человека и гражданина конституционной обязанностью государства?

Так как в Конституции РФ есть нормы, которые гласят, что жизнь человека- важнейшая ценность. Следовательно, государство в лице правоохранительных органов ОБЯЗАНЫ обеспечить гражданам спокойную, безопасную жизнь.

Законодатель охраняет права и законные интересы граждан, но также, возлагает обязанности на граждан по соблюдению законов.

Права человека должны соблюдаться не только государством, но и всеми членами общества, так как порядок обеспечивается непосредственно начиная с граждан, а уже потом, речь идет о государстве.

Вопросы «?» Подумай, какие условия необходимы, чтобы беда, случившаяся с гражданином К., стала редким явлением в нашем обществе.

Для того чтобы беда, случившаяся с гражданином К., стала редким явлением в наши дни, нужно приложить немало усилий. Можно предложить такие меры, как увеличение срока или штрафа.

Необходимо учредить патрульный контроль в различных точках города круглосуточно. Тогда можно говорить о том, что риск сократится и преступность сократится в целом. Следовательно, это бы привело к снижению процента нападений со стороны преступных групп.

Вопросы «?» Вспомни, каковы основные направления деятельности полиции. На основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность?

Полиция осуществляет правоохранительную деятельность в соответствии с принципами:

  1. В соответствии с принципом законности. Установлены законодательные акты, регламентирующие деятельность полиции.
  2. В соответствии с принципом активного соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
  3. В соответствии с принципом гуманизма. Так, сотруднику полиции запрещается прибегать к насилию и жестокому обращению.
    Полиция осуществляет охрану правопорядка, защиту нарушенных прав и свобод граждан.
Вопросы «?» Какие дела относятся к компетенции мирового судьи?
  1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
    1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
    2) дела о выдаче судебного приказа;
    3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
    4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
    5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
    6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей.

1. Какие органы называют правоохранительными?

Правоохранительные органы- это органы, осуществляющие контроль за законностью, защиту нарушенных и оспариваемых прав граждан, обеспечение безопасности и правопорядка.

К правоохранительным органам относят:

  • Органы выявления и расследования преступлений
    Правоохранительные органы, своей целью имеющие расследование правонарушений и преступлений.
  • Органы юридической помощи
    Правоохранительные органы, оказывающие помощь гражданам в защите нарушенных прав.
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
    Правоохранительные органы, целью которых является обеспечение внутреннего и внешнего правопорядка и безопасность.

2. В чём смысл словосочетания «охрана права»?

Смысл словосочетания заключается в том, что законы РФ обязуются защищать права человека.

Охрана права заключается в том, что правоохранительные органы следят за исполнением законов, а также, в случае нарушений, помогают гражданам их восстановить и защитить в установленном законом порядке.

Также, судебные органы восстанавливают нарушенное право граждан в суде, что тоже является охраной законности, а значит, права.

3. Каковы права и обязанности полиции?

В соответствии со статьей 12 закона “О полиции” от 07.02.2011 №3-Ф3, На полицию возлагаются следующие обязанности:

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления,
административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению.

4. Кто может быть судьёй?

В соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 года “О статусе судей в Российской Федерации” Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

  • 1) имеющий высшее юридическое образование по специальности “Юриспруденция” или высшее образование по направлению подготовки “Юриспруденция” квалификации (степени) “магистр” при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки “Юриспруденция”;
  • 2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • 3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • 4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • 5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • 6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;

Судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет.

5. Каковы принципы правосудия?

  • 1 .Законность. Правосудие осуществляется в соответствии с процессуальными требованиями, закрепленными в законодательстве.
  • 2. Осуществление правосудия только судом. Только суд вправе осуществлять правосудие как «независимый арбитр»
  • 3. Обеспечение прав граждан на судебную защиту. У каждого гражданина РФ есть право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов.
  • 4. Независимость судей. Судебная власть независима. Суд выносит решение единолично, без постороннего вмешательства, на него нельзя оказать давление и повлиять.
  • 5. Открытое разбирательство дел во всех судах. Судебное разбирательство осуществляется открыто, кроме коммерческих тайн и дел об удочерении и усыновлении
6. Что ты знаешь о суде присяжных?

Суд присяжных это особый институт судебной системы. Он рассматривает уголовные дела о некоторых тяжких и особо тяжких преступления; в судебном разбирательстве принимают участие 12 присяжных заседателей.

Их выбирают в случайном порядке. Присяжным заседателем может стать любой человек. Присяжные заседают отдельно от судьи. Они должны установить факт совершения преступления, в котором обвиняется подсудимый, и доказано ли, что это преступление совершил подсудимый, а также решить вопрос о виновности подсудимого в этом преступлении.

Выслушав вердикт суда присяжных, судья принимает решение о том, какое наказание понесёт человек. Присяжным необходимо ответить на вопросы: Имело ли место совершение преступления? Совершил ли его данный гражданин? Заслуживает ли снисхождения? (если да)
Существуют арбитражные заседатели, которые имеют особый опыт в предпринимательских отношениях.

7. Почему прокуратуру называют правоохранительным органом?

Дело в том, что Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему. Целью данного органа является прокурорский надзор.

Также, необходимо отметить, что прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, а также координирует деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Вся деятельность Прокуратуры осуществляется в соответствии с принципами, на которых основывают свою деятельность все правоохранительные органы.

8. Какую юридическую помощь населению оказывают адвокаты?

У адвокатов множество функций, которые он осуществляет с целью оказания помощи населению. Речь идет о консультациях по юридическим вопросам, оказание помощи в составлении жалоб и исковых заявлений.

Также, адвокат может представлять интересы подзащитного в суде.
Адвокат является посредником между гражданином, нуждающимся в защите и правоохранительными органами. Он способствует тому, чтобы права граждан не были нарушены правоохранительными органами при совершении правоохранительных действий и правосудия.

9. Зачем граждане обращаются к нотариусу?

Граждане обращаются к нотариусу для того, чтобы засвидетельствовать копий документов и выписок из них, скриншотов и электронную переписку.

Нотариус удостоверяет или подлинность подписей на документах, удостоверяет сделки. Нотариус оказывает помощь в составлении завещания, открытии наследства, осуществляет поиск наследников.
Также, нотариус оказывает правовую помощь в бракоразводных процессах.

В классе и дома

Конституция РФ (ст. 48, ч. 1) провозглашает: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». Объясни, каким образом обеспечивается это конституционное положение.

Согласно ст. 48 Конституции Российской Федерации «Каждому гарантируется помощь квалифицированного юриста, в случаях предусмотренных законом, бесплатно. Каждый задержанный, обвиняемый, заключенный под стражу имеет право на юридическую помощь с момента задержания или предъявления обвинения».

При задержании по подозрению в совершении преступления гражданину предоставляется адвокат, также, адвокат может оказывать представительство в суде.

Есть категории дел, участие в которых адвоката – обязательный критерий. Помощь может осуществляться бесплатно. В таком случае, государство предоставляет гражданину адвоката.
Также, у гражданина есть право нанять адвоката самостоятельно.

2*. В ситуации, когда человек по тем или иным причинам не может непосредственно выполнять какие-то действия, он может оформить доверенность. Узнай (например, в нотариальной конторе) об условиях и правилах оформления доверенности. Все ли доверенности обязательно должны быть заверены нотариусом?

Доверенность — документ, заявление о том, что доверитель дает право доверенному представлять доверителя, его интересы или что-то еще.

Для того, чтобы составить доверенность необходимо учесть, что данный документ должен быть составлен в простой письменной форме необходимо:

  • указать ФИО доверенного лица
  • действие, на которое доверенное лицо уполномочено посредством заключаемой доверенности
  • сделать подписи уполномоченного доверенного лица
  • определить срок действия заключаемой доверенности (с даты написания документа)
  • указать ФИО, место жительства, должность и действие доверителя
  • сделать нотариальное удостоверение, если речь идет о заключении сделок Все ли доверенности обязательно должны быть заверены нотариусом?

Нет, не все доверенности должны быть заверены нотариусом. Гражданский Кодекс РФ дозволяет делать это только с некоторыми видами доверенностей.

Доверенность должна быть заверена нотариусом, если доверенность предназначена для совершения сделок, доверенности в рамках передоверия, доверенность на получение повторного свидетельства о государственной регистрации.

3*. В определённых ситуациях судебные процессы в России происходят с участием присяжных. В 2004 г. Аналитический центр Юрия Левады («Левада-Центр») провёл опрос 1591 россиянина. Отвечавшие должны были сравнить обычный суд с судом присяжных и выбрать тот ответ, который в большей степени соответствует их представлениям. Результаты опроса отражены в таблице. Сделай вывод об отношении к суду присяжных. Если бы опрос проводился в текущем году, изменились бы результаты? Свой ответ поясни. Выскажи своё отношение к затронутой проблеме. Аргументируй его.

Данный вопрос очень дискуссионный. Дело в том, что доверять или не доверять суду присяжных, каждый гражданин решает сам.
Иногда это является последней надеждой человека, который невиновен, а все доказательства указывают на его виновность по стечению обстоятельств.

Однако необходимо учитывать то, что освободиться может и хладнокровный преступник. Поэтому, к данном институту осуществления правосудия необходимо относиться очень серьезно, так как в таком случае решается судьба не одного человека, а общества в целом.

4*. Куда следует обратиться гражданам в следующих ситуациях?

1) Вернувшись с работы, Петров обнаружил, что его квартира ограблена.

Необходимо обратиться в полицию и вызвать участкового дежурного.

2) Пенсионерка увидела в дверной глазок, что незнакомый мужчина пытается проникнуть в квартиру её соседей.

Необходимо обратиться в полицию и вызвать участкового дежурного.

3) Юрий Иванович собирается оформить завещание в пользу своей соседки.

Необходимо обратиться в нотариальную контору.

4) Наталье Ивановне предстоит бракоразводный процесс со сложным разделом совместно нажитого имущества и определением места жительства пятилетней дочки, размера алиментов на её содержание.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: