Какие обязанности семьи важны для государства

Обновлено: 26.04.2024

Начнём с определений. Что такое семья? Общепринятого определения семьи не существует, поэтому каждый может трактовать это понятие по-своему. Лично мне нравится следующее определение:

«Семья - совместная жизнь лиц двух последовательных поколений (родители-дети), с целью рождения и воспитания своих детей и продолжения своего рода.»

Единственной задачей, которую людям нельзя качественно решить вне семьи, является воспитание детей. Всё многообразие отношений людей между собой, кроме воспитания детей, можно успешно реализовывать, семьи не создавая. Этот факт доказывает вся история человечества.

Основной функцией семьи является воспитание и социальная адаптация детей в обществе и окружающем мире.

Вторая важная функция семьи - это забота о всех её членах (не только о детях), бережное отношение друг к другу, защита членов семьи от негативных внешних воздействий.

Что такое крепкая семья? Крепкой можно назвать ту семью, которая хорошо справляется с вышеперечисленными функциями.

Крепкая семья – это фундамент крепкого государства. Слабая разрушенная семья – причина всех государственных бед и неурядиц.

Дадим определение государству.

Государство – это малочисленная группа активных людей, пришедшая к власти, которая силой своей власти контролирует территорию и людей на этой территории проживающих.

Основная функция государства – сохранение контроля над своей территорией и своим населением.

Крепкое государство – это государство эффективно, с наименьшими издержками, контролирующее свою территорию и своё население.

Человечество постоянно развивается и государству с каждым годом требуется всё больше сил и ресурсов, чтобы удержать под своим контролем свою территорию и своё население. История человечества предельно ясно показывает, какая это нелёгкая задача.

За счёт каких ресурсов государство живёт и развивается? Основных ресурса два:

  1. Семья.
  2. Природные ресурсы территории государства.

Существуя и развиваясь, государство разрушает два этих ресурса. Ничего удивительного в этом нет. В нашей вселенной всегда и везде существование и развитие чего-то одного идет за счёт разрушения чего-то другого. Например, земледелец, получая урожай, разрушает плодородие почвы. Человек строя свой дом рубит деревья. Но мудрый земледелец заботится о восстановлении плодородия своих земель, а мудрый строитель думает о посадке новых лесов, или о том, как без вырубки лесов обойтись.

Я поставил семью в списке ресурсов государства на первое место. Без людей государства нет. Государству постоянно требуются физически и психически здоровые, хорошо воспитанные и хорошо обученные люди. Откуда государство берёт их для своих нужд? Из семьи. Государство заставляет тратить людей свои жизни и здоровье, жизни и здоровье своих детей, на государственные нужды.

Вернёмся к разговору об эффективности государства. Основным критерием эффективности государства должно служить эффективность использования людских ресурсов, а значит эффективность использования семьи. Чем меньше времени и здоровья приходится тратить людям и их семьям на поддержание и развитие государства, тем эффективнее государство.

А зачем семье государство? Второй важной функцией государства является функция защиты семей и людей, проживающих на территории государства, от внешней агрессии, техногенных и природных катастроф, финансовых кризисов и т. п.. Государство аккумулирует ресурсы, для того чтобы сгладить негативные последствия от тех или иных неприятностей для своего населения. Государство – это выработанный в процессе эволюции механизм защиты семьи.

Государство должно заботиться о семье, также как земледелец заботится о восстановлении плодородия своих земель. Если государство о семье не заботится, то оно приходит в упадок и разрушается.

Семью можно рассматривать как возобновимый ресурс. Но у каждого возобновимого ресурса есть предел разрушения, за границей которого последующее восстановление данного ресурса становится невозможным. Есть такой предел и у института семьи, а значит есть он и у государства.

Государство, которое, разрушая семью, не заботится о её восстановлении, вынужденно брать на себя функции семьи по воспитанию детей, и по обеспечению членов разрушенных семей. Проблема в том, что функции семьи государству не свойственны, и выполнять качественно функции семьи ни одно государство никогда не сможет. В основе семьи лежит любовь и взаимное уважение, а в основе государства – сила и принуждение.

Пример России показателен. Непрерывное колоссальное разрушение института семьи в России на протяжении всего прошлого столетия, привело к появлению огромного числа детских домов, домов престарелых, психбольниц, тюрем, интернатов. А это значит, что разрушение института семьи в России привело к появлению огромного числа сирот, брошенных детей, одиноких стариков, людей психически неуравновешенных, преступников. Последствия такого катастрофического разрушения института семьи Россия будет расхлёбывать ещё не одно столетие.

В СССР и России власть никогда официально не признавала масштабы разрушения института семьи и катастрофичность такого разрушения для государства. Не признаёт она всего этого и сейчас. Но «не признавать», совсем не значит «не осознавать». Власть в СССР и России всегда осознавала и осознаёт катастрофические последствия разрушения семьи. Не замечать этой катастрофичности невозможно.

На кого только в СССР и России не возлагали функцию воспитания подрастающего поколения: на церковь, на детдома, на пионерию и комсомол, на детсады и школы, на армию, на рабочие коллективы, на тюрьмы и лагеря. Толку не было! И быть не могло. И не будет.

Воспитание детей есть монополия семьи!

Если государство семью поддерживает, помогает ей восстанавливаться, без крайней нужды семью не разрушает, то в этом случае крепкая семья избавляет государство от множества несвойственных государству функций и позволяет значительно снизить затраты государства на контроль своей территории и своего населения. А значит, при бережном отношении к семье эффективность государства значительно повышается, и такое государство неизбежно будет получать конкурентные преимущества перед другими.

Если продолжать разговор об эффективности государства, то напрашивается ещё один вывод. Эффективность государства зависит от размера его территории. Небольшой территорией управлять легче. На небольшой территории легче навести порядок. Когда ты жёстко ограничен в людских и природных ресурсах, ты начинаешь бережно к ним относиться, ты начинаешь стараться использовать их с максимальным эффектом. Жесткие ограничения заставляют и учат думать ;0)

Все мы знаем, как удобно пользоваться сотовой связью. Мы всё меньше пользуемся стационарными телефонами. Новых телефонных кабельных линий не тянут. Потому что дорого, неэффективно и неокупаемо. А сотовая связь, состоящая из множества небольших «сот», продолжает победоносно покрывать весь мир. Посмотрите на карту Европы. Маленькие страны-соты эффективно объединённые в одну европейскую систему. Посмотрите на Россию. Через всю её огромную территорию протянут один строго охраняемый священный золотой кабель вертикали власти. Только дозвониться по этому кабелю до власти мало кому удаётся.

И семья и государство состоят из людей. Люди приходят во власть из своих семей. Конечно же, власть людей меняет и не всегда к лучшему. Но основная беда в том, что из разрушенных семей в государственную власть приходят люди уже заранее готовые предавать интересы своего государства и своего народа ради своих сиюминутных интересов и выгод своего властного окружения. Государство разрушает семью, а разрушенная семья разваливает государство. Круг разрушения замыкается. И я не вижу в современной России сил, способных этот круг разрушения разорвать.

семья дети

В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2018–2027 годов в России Десятилетием детства, целью которого является совершенствование госполитики в сфере защиты детей.

Поддержка семей в условиях угрозы распространения коронавируса

По поручению Президента РФ в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции семьи с детьми получат целый ряд мер дополнительной поддержки от государства. Так, предусмотрены:

  • дополнительная выплата на детей до трех лет в размере 5 000 рублей за апрель, май и июнь 2020 года на каждого такого ребенка;
  • дополнительная разовая выплата в июле на детей до 16 лет в размере 10 тыс. рублей;
  • ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до трех лет семьям, у которых среднедушевой доход за 12 месяцев меньше двух региональных прожиточных минимумов;
  • ежемесячное пособие на детей с трех до семи лет семьям, у которых среднедушевой доход не больше прожиточного минимума по региону;
  • один из родителей, признанный безработным, вместе с пособием по безработице получит выплату на каждого несовершеннолетнего ребенка в размере 3000 руб. в месяц в июне-августе.;
  • увеличенное пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих граждан в размере 6 752 рублей.

Подробнее о выплатах семьям с детьми читайте в нашем материале.

Расширение программы маткапитала

С 1 января выплаты в размере 466 617 рублей смогут получить семьи, где родился первый ребенок. При рождении второго ребенка маткапитал увеличится на 150 тыс. рублей и составит 616 617 рублей, а кроме того, будет ежегодно индексироваться. Также законом сокращаются сроки выдачи сертификата и денег, упрощается сам процесс подачи заявки на маткапитал. Так, ПФР примет решение о выдаче сертификата в течение пяти рабочих дней вместо пятнадцати. Если Пенсионному фонду потребуется уточнить какие‑то сведения, то этот срок может быть продлен до 15 дней (раньше – месяц). Уже через один рабочий день решение станет известно получателю маткапитала. Наконец, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства. Пенсионный фонд будет сам выяснять всю необходимую информацию. Сама программа продлится до 2026 года. Подробно о сути изменений мы рассказывали в нашем разъясняющем материале.

Освобождение выплат в связи с рождением детей от НДФЛ

По закону выплаты в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка освобождаются от уплаты НДФЛ. Были внесены изменения в Налоговый кодекс — расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.

Совместная учеба братьев и сестер

Поправки в законодательство дают детям из одной семьи, проживающим по одному адресу, право преимущественного приема в те школы и детские сады, куда ходят их братья и сестры. Закон направлен на поддержку семей с детьми.

Семья и дети – приоритет

В Конституцию РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Почему государство забоится о семье? Приведите примеры такой заботы.

Почему государство заботиться о семье (обществознание 5 класс)?

Государство заботится о семье, потому что семья является основной общества и основой демографической стабильности в стране.

Как пример заботы государства о семье можно назвать:

  • возможность родителю находится в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (далеко не во всех цивилизованных странах есть такая социальная поддержка)
  • возможность получать бесплатное дошкольное и школьное образование
  • предоставление материнского капитала
  • предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство за рождение третьего ребенка
  • помощь в приобретении жилья по программам "Молодая семья"
  • предоставление льгот многодетным семьям

Чтобы понять почему государство заботится (или должно заботится) о семье, вспомним определение, что такое семья, какие признаки ей свойственны и какие функции она выполняет:


Теперь вспомним функции семьи:


Из этого можно сделать вывод, что государство заботится о семье для поддержания ее важных социальных функций. Благодаря семье сохраняется необходимая численность населения, происходит социализация детей, которые в последствии становятся полноправными гражданами государства, их экономическая поддержка, контроль над их поведением. В семье появляются, воспитываются новые граждане и обеспечивается их физическое и психологическое здоровье, а так же здоровье других членов семьи, поэтому для государства важно помогать семьям.

Здоровая, крепкая семья - это опора для государства. Недаром говорят, что семья - это ячейка общества.

Благодаря семьям растет демография, рождаются новые люди, на семью ложится основная функция по воспитанию и развитию подрастающего поколения. Дети подрастают и приносят пользу своей стране, работая на различных предприятиях, а некоторые из них придумывают новые технологии, которые опять же помогают государству.

Поэтому и на государстве лежит обязанность о заботе семьи, чтобы семьям жилось проще и они рожали будущих воинов, специалистов в области медицины (и других областях). Сейчас выплачиваются денежные средства на рождение детей, существуют различные льготные ипотеки, программы, льготы для многодетных семей.

1 июня весь мир отмечает День защиты детей. В Семейном кодексе Российской Федерации право ребенка на защиту состоит из трех важных пунктов. Впрочем, Семейное право не ограничивает ребенка только защитой. Об истории праздника мы уже писали, а сегодня поговорим о семейном кодексе: какие права у детей и обязанности у родителей?

Что такое Семейный кодекс?

Семейный кодекс — это нормативный правовой акт, в котором прописан регламент отношений внутри любой семьи в Российской Федерации. У родителей есть права и обязанности, а у детей, в силу недееспособности, только права.

Какие важные моменты зафиксированы в кодексе?

  • Ответственность родителей за своего ребенка.
  • Забота родителей о физическом и психическом здоровье ребенка.
  • Воспитание ребенка родителями.
  • Защита родительских прав.
  • Лишение родительских прав.
  • Права ребенка.
  • Порядок взыскания и выплаты алиментов.
  • Защита семейного права.

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)

СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе 11 Семейного кодекса РФ:

Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Ст. 56. Право ребенка на защиту:

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.


2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.


3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.


Ст. 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Ст. 59. Изменение имени и фамилии ребенка.

Ст. 60. Имущественные права ребенка:

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Права и обязанности родителей

В Семейном кодексе Российской Федерации права и обязанности родителей тесно переплетаются между собой. Например, в ст. 63 говорится о правах и обязанностях по воспитанию и образованию: родители несут ответственность за то, чтобы их дети получили общее образование, но при этом родители имеют право выбрать, каким способом и где их дети будут его получать.

Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

Ст. 62. Права несовершеннолетних родителей:

Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Ст. 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей:

Родители обязаны вставать на защиту прав своих детей, если, конечно, это не противоречит интересам самих детей.

Ст. 65. Осуществление родительских прав:

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Ст. 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка:

В ст. 66 разъясняется порядок осуществления родительских прав теми родителями, которые проживают отдельно от ребенка. В частности, родитель, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению бывшего (или нынешнего) супруга или супруги с ребенком.

Однако если родители так и не смогли прийти к соглашению (кстати, согласно ст. 66 СК, это можно сделать даже письменно), то спор между ними будет разрешаться с привлечением судебного законодательства, а также органов опеки и попечительства.

Ст. 68. Защита родительских прав:

Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

К поправкам к Конституции возникло много вопросов – и у экспертов, и у обычных граждан. Одной из самых резонансных стала поправка, которая касается всех: о детях.

Я вошла в рабочую группу по подготовке поправок в том числе в надежде на что-то повлиять в той сфере, в которой я работаю 15 лет, – сфере защиты семьи и детства. Хотя бы снизить вред. Я, конечно, рада, что дети оказались одной из трех ключевых ценностей, которые постулируются теперь в посвященной им статье Конституции, – но только не в том варианте, который был в итоге принят: если в части поправок про НКО наши предложения услышали, то про детей – нет.

Я говорю о части 4 новой статьи 67.1, которая изначально звучала так: «Дети являются важнейшим достоянием России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, принимает на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Не у меня одной первая фраза вызвала нарекания: не могут быть достоянием дети, ведь достояние – это имущество! И накануне второго чтения законопроекта о поправках эта фраза была, по счастью, изменена. В итоговом, одобренном парламентом варианте она звучит так: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики». Это гораздо лучше – тут понятно, что государство планирует учитывать интересы детей при формировании госполитики (хотя большой вопрос, могут ли быть дети приоритетом политики – лучше было бы написать «Благополучие детей – приоритет государственной политики»).

Конституция Российской Федерации. Полный текст со всеми поправками

Но весь остальной текст этой части не изменился, остался таким же странным. Предложенная формулировка по «духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» сводит все многообразие человеческой личности к трем качествам. И почему забыты другие важные человеческие ценности – милосердие, справедливость, ответственность и т. п.?

Вопросы вызывает и фраза про «уважение к старшим» как цели воспитания. Кто подразумевается под «старшими», насколько старше они должны быть? Почему это ценность или цель исключительно для детей? С одной стороны, очевидно, что нужно уважать старших, с другой – такое утверждение может конфликтовать с необходимостью – в некоторых случаях – защищаться от незаконных действий «старших», например, в случае насилия с их стороны.

Но самое главное – это концовка про государство, принимающее на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Эта формулировка вызывает серьезные опасения не только у меня, но у огромного количества НКО в этой сфере. Мы много лет работаем над тем, чтобы устройство ребенка в детский дом не приравнивалось к устройству в семью. Чтобы всем было очевидно, что детский дом – не аналог семьи, не родитель. А временное и очень неправильное место для пребывания детей, откуда они должны как можно скорее попасть в семью, прежде всего – вернуться в родную. В 2008 г. у нас изменился Семейный кодекс и оттуда наконец исчезла фраза, что ребенок либо устраивается в семью, либо в детский дом как альтернативные и равные виды устройства. Теперь ребенок в детском доме не считается устроенным и главная задача госорганов – вернуть его в кровную семью или устроить в приемную. В 2014 г. было принято постановление правительства о реформировании детских сиротских учреждений, где была усилена идея, что это сугубо временное место, что ребенок в детском доме по определению находится временно.

Теперь и в Конституции у нас появляется формулировка, снова уравнивающая государственную заботу и семью. Государство, согласно этой формулировке, – «такой же» родитель. А ведь когда ребенок остается без родительского попечения, то единственная существующая форма именно государственного попечения – это размещение детей в детские дома, потому что только в такой форме государство может исполнять обязанности родителя. Но это так себе родительство.

Ведь главное – в том, как именно государство будет свои обязанности «родителя» выполнять. Родитель выполняет свои обязанности непосредственно и лично, и главное, что он дает ребенку, – чувство заботы, любви, привязанности. Государство может создать детям условия для обучения и воспитания, временного проживания, может защищать их права. Но удовлетворить эмоциональные, психологические потребности ребенка государство как система не может. Установить с ребенком отношения заботы и привязанности может только человек.

Еще вопрос, что будет с детьми в семьях под опекой. Ведь когда ребенок не усыновлен, а находится под опекой или в приемной семье, у него остается статус оставшегося без попечения родителей – т. е., согласно новой поправке, у него теперь появляется «родитель» в лице государства. А как этот «родитель» будет выполнять свои родительские обязанности в отношении ребенка в семье опекунов, например бабушки? Значит ли это, что теперь государство в лице какого-нибудь специального института «государственного родительства», видимо, тех же органов опеки, будет разделять с ней воспитание и заботу о ребенке на равных, как родитель и должен?

Кроме того, родительские обязанности предполагают ответственность, включая уголовную, за ненадлежащее их исполнение. Понятно, что это невозможно распространить на действия государства, поэтому невозможно говорить об «исполнении обязанности родителей» в юридическом смысле, хотя нарушения прав детей в детских домах, особенно для детей с тяжелыми нарушениями развития, – наша ежедневная реальность. Если государство – родитель, то за такое выполнение своих родительских обязанностей его давно надо было лишить родительских прав. Но боюсь, такого инструмента у нас как раз не появится. А вот риски, что устройство в детский дом снова начнут воспринимать как аналогичное устройству в семью, – вполне.

И даже наличие в поправке оговорки про семейное воспитание (спасибо, конечно, что она хотя бы появилась, хотя и не очень понятно, что за семейное воспитание имеется в виду) не снимает всех рисков. Потому что в такой форме это предложение содержит две противоречащие друг другу идеи: о приоритете семейного воспитания и обязательство о передаче государству обязанностей родителя.

На мой взгляд, эта часть новой статьи Конституции должна была быть сформулирована так: «Государство защищает право каждого ребенка на жизнь, здоровье, развитие, образование, право жить и воспитываться в семье. Государство обеспечивает приоритет семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей». Эту версию мы с коллегами из московских социальных НКО из объединения «Все вместе» направили в Совет по правам человека при президенте и некоторым депутатам Госдумы.

Приоритет в такой формулировке отдается семейному воспитанию, а государство выступает в качестве защитника прав ребенка. В таком изложении было бы сохранено важнейшее право – а на самом деле витальная потребность каждого ребенка – жить и воспитываться в семье, а государство выступает не собственником, а защитником ребенка.

Что будет, если в силу вступит тот вариант, что был одобрен парламентом? Вариантов два. Или эта норма будет «мертвой» и не будет отражена в федеральном законодательстве и реальной госполитике в этой сфере (тогда вопрос: зачем такое писать в Конституции?).

Или мы начнем перестраивать и законодательство, и практику. Как? Прописывая обязанности и права государства-родителя? Разделенную опеку между государством и семьей опекуна? Меняя само понятие родительства? Слишком много вопросов и очень не хотелось бы, чтобы этой возможностью воспользовались люди, которые считают, что у государственного воспитания должен быть приоритет над семейным.

Автор – член рабочей группы по доработке Конституции, руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: