Какие новые виды судов использовались в эпоху великих географических открытий для дальних плаваний

Обновлено: 27.03.2024

Были ли морские суда эпохи Великих гео­графических открытий и времён кругосветных плаваний Джеймса Кука специально оборудованы научными при­борами и инструментами?

Я выросла на книгах и фильмах об отважных странниках, которые отправлялись в неведомое на парусных судах. И хотя я знаю, что сейчас люди побывали везде на нашей планете и активно выходят за ее пределы, мне все еще хочется верить, цитируя Гумилева, «как будто не все пересчитаны звезды, как будто наш мир не открыт до конца»!

Причины начала эпохи Великих географических открытий

Началом эпохи считается XV в., когда в 1488 г. португальцы обогнули Африку и вышли в Индийский океан, по пути открыв и присвоив себе много новых земель. Испания включилась в эту гонку захвата территории, и в 1492 г. Христофор Колумб открыл Америку. До 1495 г. две эти страны активно исследовали нашу планету, потом к ним присоединились другие европейские государства — Франция, Великобритания, Голландия. В поисках новых торговых путей они снаряжали экспедиции во все стороны света. Так были открыты Австралия, Новая Зеландия, Гавайские острова. Российские первопроходцы в это же время покоряли Сибирь.

Таким образом, причины начала эпохи открытий — это:

  • переход от феодализма к капитализму;
  • потребность в освоении новых земель и ресурсов;
  • конкуренция между развитыми европейскими странами за земли и ресурсы.

Были ли морские суда оборудованы специальными научными приборами и инструментами

Экспедиция — дело затратное, так что неудивительно, что спонсорам хотелось бы окупить расходы. А для этого корабль должен был как минимум достигнуть цели и вернуться с добычей. Поэтому на судах всегда стояли навигационные приборы. Кроме компаса, европейцы использовали изобретенные еще арабами для ориентирования по звездам астролябию и квадрант. Для путешествий в исследованном пространстве применяли портуланы — специальные карты, на которых были нанесены точные очертания берегов. Все эти приборы были на каждом корабле того времени, в том числе и на судах Джеймса Кука и прочих исследователей Южного полушария.

Последствия эпохи кругосветных плаваний для истории

Для человечества кругосветные плавания были очень значимы Они привнесли в науку и общественную жизнь много полезного:

Эпоха Великих Географических Открытий оставила огромный след в истории человечества, ознаменовала начало новых торгово-экономических отношений и небывалое развитие научно-технической сферы человечества, а также расширила понимание и представление о мире. Людей гнала вперед жажда наживы, обогащений, слухи о неведомых доселе землях, желание узнать побольше. Прирост населения обеспечил развитие ремесла, а значит, Европе срочно потребовались новые рынки сбыта.

Файлы: 1 файл

Korabli_v_epokhu_velikikh_khoreograficheskikh_otkryt.docx

Именно каракки сыграли одну из самых выдающихся ролей в эпоху географических открытий. Большинство известнейших мореплавателей преодолевали мировой океан именно на них. Известнейшая каракка "Санта-Мария" была флагманом у капитана Христофора Колумба, когда он вместе со своей командой достиг побережья Америки. Еще одним флагманом послужил корабль "Сан Габриэл", на этот раз в экспедиции Васко да Гамы в последние годы XV века. Фернан Магеллан во время путешествия имел в своем распоряжении несколько каракк - "Виктория", "Тринидад", "Сан-Антонио", "Сантьяго" и "Консепсьон". Открывший Ньюфаундленд Джованни де Верраццано проделал свое путешествие на каракке "Ла Дофин". Жак Картье во время своей второй экспедиции имел в эскадре каракку "Большой Горностай".

ГАЛЕОНЫ И ПИНАСЫ

В эпоху Великих географических открытий использовались и другие типы судов, но очень мало. Отдельного упоминания заслуживают галеоны, появившиеся во второй четверти XVI века - как раз на закате каракк и каравелл. Галеоны в основном использовались для транспортировок между Европой и колониями, в особенности американскими. Галеон был более быстрым и маневренным судном, чем его предшественники, достичь этого удалось за счет снижения баковой надстройки и удлинения корпуса. Это привело к увеличению устойчивости и повышению волнового сопротивления. Галеон был более длинным, низким и прямым, его корма была прямоугольной формы (тогда как раньше строили круглую), на носу находился гальюн, выступающий вперед ниже уровня бака (надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня). Длина галеона составляла около 50 метров (37 по килю), ширина - 12 метров, водоизмещение галеона было от 500 до 2000 тонн. Галеоны были прочнее и лучше защищены, чем каракки, однако их постройка обходилась дешевле. Корабль обычно строился из дуба (или каких-либо других твердых пород дерева), а рангоут - из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние - косое (латинское). Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая же надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Она имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами. Количество палуб могло быть от двух до семи (в зависимости от водоизмещения). Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе - завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъемность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность, смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал ее прямого удара. Несмотря на большое количество общих черт в конструкции, галеоны разных стран отличались друг от друга, порой очень даже существенно.

Как и любой корабль той эпохи, галеон имел собственное вооружение. На борту располагалось несколько десятков орудий калибра от 3-фунтовых до 50-фунтовых, а также с сотню переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с кормовой и носовой надстроек. Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Вследствие этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. На обоих батарейных палубах располагалось 50 - 80 орудий, но с годами эти суда совершенствовались, а количество орудий возрастало.8 Пожалуй, самым известным галеоном был корабль, именуемый "Золотая лань", который на рубеже 70-х и 80-х годов XVI века обогнул Земной шар. Капитаном корабля был известнейший корсар Френсис Дрейк.9

Галеон не так много использовался в эпоху Великих географических открытий. Он получил развитие в конце XVI - XVIII веках, до этого же только появившись, развиваясь и участвуя в отдельных плаваньях, важных для территориальных исследований европейцев.

Кроме галеона, в эпоху Великих географических открытий использовались и некоторые другие типы судов. Например, пинас - довольно внушительное парусно-гребное судно, имевшее длину до 40 метров, водоизмещение порядка 200-800 тонн, три мачты (грот- и фок- с прямыми парусами, а также бизань с косым) и огромный бушприт. Этот тип кораблей предназначался в основном для торговли, но также имел разведывательную функцию, еще мог выступать в качестве боевого корабля с некоторым количеством артиллерийского вооружения на борту. Стал применяться в XVI веке, но развитие и наиболее активное распространение получил уже в XVII, как и галеон. Мог быть разборным. Известно, что во флотилии Френсиса Дрейка во время его кругосветного плавания было задействовано 4 пинасы, которые, увы, были потеряны к концу плавания.10

Как мы видим, эпоха Великих географических открытий принесла человечеству огромное количество новинок, помогла сделать небывалый скачок в развитии как техники, так и науки. Мировоззрение людей значительно расширилось, стал иным взгляд на многие привычные вещи. Правда, был и один существенный минус - начало работорговли и порабощение многих стран, превращение их в колонии. Что же касается технического аспекта, то здесь развитие было просто колоссальным. Страны обменивались друг с другом неведомыми доселе причудами, развивали морское дело, улучшили компас и астролябию, артиллерийское дело. Но главное, что позволило осуществить все это - суда. Корабельное дело стало на две головы выше за те несколько веков, что ушли на географические открытия. Появились новые разнообразные типы судов, а некоторые были улучшены до неузнаваемости. Человечество вступило в новую эпоху, и во многом это стало возможно только благодаря морскому транспорту. Даже сейчас человечество отдает дань уважения судам, которые помогли людям достичь небывалых успехов в эпоху Великих географических открытий - запечатленные на картинах, собранные в качестве миниатюрных моделей, участвующие в различных регатах корабли вроде "Санты Марии" и "Золотой Лани" до сих пор радуют глаз".

1 Фасмер М. "Этимологический словарь русского языка". Москва, "Астрель. Аст". 2009 г.

3 Энциклопедия "Корабли". Москва, "Издательство АСТ", 1999 г.

5 Морской энциклопедический словарь под редакцией Дмитриева В. В. Л: Судостроение, 1991.

6 Морской энциклопедический словарь под редакцией Дмитриева В. В. Л: Судостроение, 1991.

7 Штенцель А. "История войн на море". Москва. Изографус, "Эксмо-Пресс", 2002 г.


Каравелла — европейское парусное судно, особенно распространённое в XV веке. Первый тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.

Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).

Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магелана.

Содержание

Этимология

Слово португальского происхождения. Caravela (порт.), уменьшительное от caravo - небольшое парусное судно. Восходит к поздне-латинскому carabus – плетеная лодка, обшитая кожами. Латинское слово в свою очередь происходит от греческого χαραβος [1] . К этому же греческому слову восходит и русское «корабль» [2] [3] .

Существуют и другие версии этимологии слова «каравелла». Так есть утверждения, что в начале XIII века термин каравелла имел отношение к небольшим арабским судам с латинским парусным вооружением, называвшимся qârib [4] . Впрочем, слово qârib тоже восходит к греческому χαραβος [1].

Также существует «итальянская» версия происхождения слова «каравелла», связанная с красотой и изяществом судна — от итальянского cara bella — «милая красотка» [5] . Данная версия не имеет убедительных оснований.

История

Суда с названием «каравелла» известны с XIII века. Но до XV века каравеллой называли небольшое португальское рыболовное парусное судно водоизмещением около 20 тонн.

К концу XIII века в Португалии завершилась Реконкиста, страна вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.

В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки

С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394-1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.

Первые исследователи атлантического побережья Африки использовали одномачтовые барки и более крупные «баринели». Но приблизительно с 1440-х годов развитие получают каравеллы.

Тип этих маневренных, приспособленных как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были приспособлены для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.

Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньше удлинение – так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода не известной продолжительности.

В 1494 году Тордесильясский договор решением Папы разделил мир между Испанией и Португалией по «папскому меридиану», проходящему в 482 километрах западнее Азорских островов. Таким образом Испании достались все новые земли к западу от 49°32’56" западной долготы, а Португалии все ещё не открытые земли к востоку от этого меридиана.

История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.

Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.

К концу XV столетия в океанских походах каравеллу начинает заменять более крупная и более мореходная каракка. Так, в 1488 году Бартоломеу Диаш совершил поход к мысу Доброй Надежды на двух каравеллах. Но уже в 1492 году среди трех кораблей Христофора Колумба флагманом является каракка (называемая также нао или нау) «Санта-Мария» в сопровождении двух каравелл, «Пинты» и «Ниньи». В 1497 году Васко да Гама первым из европейцев достиг Индии морским путем, в его эскадре, состоящей из четырех кораблей, две каракки, только одна каравелла, а также малое вспомогательное судно. С самого начала XVI века Португалия регулярно снаряжает эскадры в Индию, а Испания в Америку, которые в основном состоят из каракк. В первом кругосветном походе Магеллана-Элькано 1519-1522 годов участвовали четыре каракки и одна каравелла.

Каравеллы имели распространение до XVII века.

Конструкция

Парусное вооружение. Каравеллы обычно имели 3 мачты. Наличие бушприта не характерно для каравеллы, хотя на некоторых изображениях можно встретить каравеллу с бушпритом (обычно каравеллу-редонду).

По типу парусного вооружения каравеллы разделяют:

  • Каравелла-латина — косые латинские паруса на всех мачтах.
  • Каравелла-редонда (от исп.redonda — прямой парус) — прямые паруса на фок- и грот-мачтах, и косой латинский парус на бизани.

Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн.

Характерной чертой каравелл является длинный полуют – длинная, относительно высокая (но значительно меньше, чем у каракк и более поздних галеонов) надстройка на корме.Носовую надстройку (форкастль) каравеллы имели не всегда.

Археологические находки

Кораблекрушение на рифе Моласиз (англ. Molasses Reef ) [2], территория островов Тёркс и Кайкос. Остатки испанской каравеллы конца XV — начала XVI века, обнаруженные в 1976, и исследованные и поднятые научными экспедициями в 1980-1986 годах. Поднятые археологические объекты хранятся в Национальном музее островов Тёркс и Кайкос [3].

На основании найденных объектов, время кораблекрушения относят к 1510-1520 годам. Это старейший известный европейский корабль, затонувший у берегов Америки.

От корабля сохранилась очень незначительная часть: около 1% корпуса, орудия (небольшие бомбарды) и заряды для них, глиняная посуда, чаши и кувшины, столярные, портняжные и хирургические инструменты, четыре комплекта оков, металлические части такелажа, разные дельные вещи, два якоря, 42 тонны каменного баласта.

Судно было длиной 19 метров, шириной 5-6 метров, осадкой два метра, или чуть больше.

Артиллерийское вооружение каравеллы состояло из двух небольших казеннозаряжаемых бомбард и 15 вертлюжных пушек, устанавлеваемых в поворотное шарнирное крепление (вертлюг) на планширь. Также на вооружении команды были аркебузы. Отдельно от бомбард и вертлюжных пушек хранились каморы - железная цилиндрическая зарядная камера, заполненная порохом, которая устанавливалась как казенная (задняя) часть орудия непосредственно перед выстрелом. Заряды для орудий изготавливались на борту судна - среди остатков корабля были обнаружены большие свинцовые листы, из которых кузнец нарезал кусочки, плавил их и заливал в бронзовую форму, также обнаруженную среди останков, получая круглое ядро. С помощью меньших форм делались заряды для аркебуз. Также были обнаружены гранаты - овальный полый чугунный шар, который через отверстие заполнялся порохом, которое потом запечатывалось запалом.

Личное оружие экипажа состояло из кинжалов и мечей. Найдено было всего одно лезвие меча и части четырех эфесов. Отсутствие личного оружия позволяет сделать вывод, что экипаж успел покинуть тонущий корабль. Из вооружения также были обнаружены остатки арбалетов.

Кораблекрушение на рифе Хайборн (англ. Highborn Cay ), Эксума, Багамские острова. Каравелла, затонувшая на рифе в районе Эскумы (Багамские острова) в начале XVI века, ориентировочно в 1520 году. Останки были обнаружены в 1965 году дайверами-спортсменами. Раскопки и подъем остатков были начаты в 1986 году.

Небольшая часть набора и обшивки корпуса сохранилась благодаря тому, что были покрыты баластом. Толщина обшивки составляла 6 см. Все деревянные элементы корпуса были сделаны из дуба. В качестве баласта использовались камни размером более 50 см.

Длина киля 12,6 метров, общая длина около 19 метров, ширина 5-5,7 метров.

По конструкции это судно схоже с каравеллой, погибшей на рифе Моласиз. Возможно, это один из кораблей, потерянный Пинсоном в 1500 году.

Время от времени в истории человечества происходят события, которые коренным образом изменяют ее ход. Укрощение огня, приручение диких животных, изобретение колеса и письменности, кинематограф, ядерная энергия, полет в космос. Одним из таких поворотных моментов стала эпоха Великих географических открытий, в буквальном смысле слова открывших для человека Землю.

Драккар на старинном гобелене из Байё

На самом деле географические открытия люди делали постоянно, начиная с первобытных времен и вплоть до сегодня. Например, всего несколько лет назад в море Лаптевых был открыт новый остров.

Но к эпохе Великих географических открытий относят только исторический период с XV по XVII век, когда европейские путешественники (преимущественно португальцы и испанцы), искавшие торговые пути в Индию, открывали новые, неизведанные земли и прокладывали маршруты по морю в Африку, Америку, Азию и Океанию.

Время перемен

До середины XV века людям была известна от силы четверть Земли. Но следующие два — всего два! — столетия буквально изменили для человека лик планеты и повернули ход истории.

Астролябия

Астролябия — один из старейших астрономических инструментов, геодезический прибор для измерения углов, в частности для определения широты

Как правило, эпоху Великих географических открытий делят на два периода . Первый — от середины XV до середины XVI века: открытия испанцев и португальцев в Африке, Америке и Азии, включая путешествия Колумба, Васко да Гамы и Магеллана. Второй — от середины XVI до середины XVII века: открытия русских путешественников в Азии, англичан и французов — в Северной Америке и голландцев — в Австралии и Океании.

«Каждый выдающийся исследователь вносит свое имя в историю науки не только собственными открытиями, но и теми открытиями, к которым он побуждает других» (М. Планк)

В силу различных причин подлинно могущественными морскими державами к середине XV века были Испания и Португалия. Торговые пути от этих государств до Индии с ее золотом, серебром, а главное, пряностями, ценившимися чрезвычайно высоко, через Средиземноморье, Африку, Аравию и Азию были долгими и полными опасностей. Именно поэтому испанцы и португальцы первыми начали поиски морского, а значит, более короткого и дешевого пути к индийским богатствам.

Открытие Америки Христофоров Колумбом

Христофор Колумб

Христофор Колумб (1451-1506) — испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 г. открыл американский континент

Родившийся в Генуе (Италия) в семье ткача Христофор Колумб начал ходить на кораблях еще подростком. В 1476 году он попал в Лиссабон, столицу Португалии, куда в то время стекались сведения обо всех новейших географических открытиях. Год за годом молодой итальянец выходил в море на различных судах, побывал в Англии, Ирландии, на Азорских островах. Из книг, собственных впечатлений, разговоров с опытными мореходами Колумб собирал сведения и все более проникался идеей, ставшей в конце концов его истинной страстью: достичь Индии, отправившись не на восток, а на запад.

К середине XV века европейцы уже обладали не только знаниями, но и инструментарием, без которого океанские путешествия были бы невозможны: они использовали астролябию, компас, каравеллу. Мечта Колумба была осуществима, и дело оставалось за малым — для дальнего плавания требовались деньги.

Колумб пытался найти покровителя и мецената при португальском дворе, но получил отказ. В 1485 году мореплаватель покинул Португалию и отправился ко двору «конкурентной» морской державы — Испании.

Эти два королевства воистину царили на морях той эпохи. Их караваны бороздили воды в поисках новых земель, в погоне за золотом, серебром и пряностями, ценившимися выше драгоценных металлов. Кратчайший морской путь в Индию был нужен и португальцам, и испанцам. И Колумб, пусть и далеко не сразу, был принят при дворе Их Католических Величеств, короля Фердинанда и королевы Изабеллы.

Ожидание и красноречие Христофора Колумба были вознаграждены. По соглашению, подписанному между ним и королевской четой Испании, он получал три корабля и финансирование для их снаряжения. В случае успеха Колумб должен был стать адмиралом, вице-королем и правителем всех открытых земель.

В начале августа 1492 года каравеллы «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» вышли в море.

Сам Колумб и не подозревал, насколько удачным было стечение обстоятельств его первого путешествия. На его стороне оказались правильно выбранная широта — кратчайший путь через Атлантику, попутные ветра и даже изменение курса к концу плавания, как того потребовал находившийся на грани бунта экипаж.

Каравелла

Каравелла — морское трех-четырехмачтовое парусное судно с одной палубой и высокими бортами и надстройками. Было распространено в странах Средиземноморья в XIII-XVII вв.

13 октября 1492 года Колумб ступил на первую открытую им землю — один из Багамских островов, названный им Сан-Сальвадором. Уверенный, что достиг подступов к Индии, Китаю и Японии, мореплаватель отправился дальше, дойдя до островов Куба, Эспаньола и Тортуга (последнему было суждено позже стать прибежищем пиратов всего Карибского моря).

В жизни великого итальянца будет еще много взлетов и падений, но именно тогда, осенью 1492 года, он совершил самое великое свое деяние — открыл Новый Свет.

Генрих Мореплаватель

Имя Христофора Колумба является первым, что приходит на ум, когда разговор заходит о Великих географических открытиях. Но справедливее было бы считать, что первым развернул паруса ветрам перемен сын португальского короля Жуана I — инфант Генрих, прозванный впоследствии Мореплавателем.

За всю жизнь Генрих не принял участия ни в одной из экспедиций, но снарядил их великое множество. Инфант хотел найти дорогу вдоль берегов Африки до Индии. До свершения этой мечты Генрих Мореплаватель не дожил, но благодаря ему Португалия открыла самую зловещую, позорную и в то же время самую доходную страницу своей истории — работорговлю.

Васко да Гама и его путь в Индию

Васко да Гама

Васко да Гама (1460/1469 - 1524) — португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командовал первой экспедицией, проплывшей из Европы в Индию

С открытием пути в Индию связаны десятки кораблей и плаваний, сотни моряков, три правителя, сменившие друг друга на троне, — а в историю вошло имя сурового и жестокого мореплавателя, первым из европейцев достигшего Индии морским путем, — Васко да Гамы.

В июле 1497 года его армада из трех кораблей — «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл» и «Берриу» — отправилась в путь. Флотилию ждали суровые испытания: встречные ветра и течения, жара Экваториальной Африки, цинга, поразившая экипаж на полпути к мысу Доброй Надежды. Но четыре с половиной месяца спустя Васко да Гама обогнул южную оконечность африканского континента и повернул на северо-восток.

В отличие от Колумба португалец действительно открыл путь в Индию . Да, впереди были многочисленные столкновения с арабами, давно и прочно освоившими эту часть света, еще нужно было обустраивать фактории и налаживать торговые связи с местными властителями, но главное было сделано. Португалия стала одной из богатейших и могущественнейших морских держав мира. С мая 1498 года и вплоть до открытия Суэцкого канала для судоходства в 1869 году основные торговые пути из Европы в Азию шли морем.

«Тот, кто совершает открытие, видит то, что видят все, и думает то, что никому не приходит в голову» (А. Сент-Дьерди)

Соперничество Испании и Португалии

В XV веке Испания и Португалия делили пальму первенства среди морских держав. Чтобы две могущественные короны не враждовали, открывая новые территории, в 1452-1456 годах римские папы Николай V и КаликстIII закрепили за Португалией право владения землями к югу и востоку от мыса Бохадор, и Испания признала это право.

Старинная карта Европы

Однако открытия Колумба 1492 года резко изменили ситуацию. Поскольку адмирал считал, что открыл западный путь в Индию, а Португалия претендовала на индийские земли, к которым шла восточным путем, оба королевства теперь оспаривали права владения друг у друга.

К счастью, опасный спор сумел разрешить римский папа Александр VI Борджиа, который в мае 1493 года установил демаркационную линию, разделявшую испанские и португальские колонии. Кастилии отныне принадлежали земли к западу от «папского меридиана», Португалии — к востоку, о чем 7 июня 1494 года был подписан Тордесильясский договор. Этот документ не только разграничивал сферы влияния двух держав, но и фактически закреплял за ними владение Мировым океаном, исключая из этого остальные европейские страны.

Кругосветное путешествие Фернана Магелана

Фернан Магеллан

Фернан Магеллан (1480-1521) — португальский и испанский мореплаватель, совершил первое кругосветное путешествие, открыв пролив, ведущий из Атлантического океана в Тихий

Двадцать последующих лет испанские и португальские корабли без устали бороздили океанские просторы. Стало совершенно очевидно, что Америка не Индия, а новый континент. Но пока от нее почти не было доходов, и она казалась досадной помехой на западном пути к пряностям и золоту Индии. Мореходы искали возможность обойти это препятствие.

Поэтому не было ничего удивительного в том, что в 1518 году в испанский совет по делам обеих Индий обратился португальский военный моряк Фернан Магеллан — он предложил рассмотреть план западного маршрута к Молуккским островам, где производились дорогие пряности. Забавно, что к испанской короне вновь обратился чужеземец, и вновь потому, что его проект был отвергнут португальским монархом. И снова, как и в случае с Колумбом, Испания не прогадала, согласившись финансировать экспедицию.

Опытный моряк брался отыскать пролив, который позволил бы проплыть в Азию, не огибая огромный американский континент ни с севера, ни с юга.

«Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие» (А. Эйнштейн)

Путешествие Магеллана стало одним из тяжелейших в истории того времени. Оно продлилось более трех лет. Из пяти кораблей, отправившихся в экспедицию, обратно в испанский порт вернулось только одно, из двухсот шестидесяти пяти человек вернулись лишь восемнадцать. Сам Фернан Магеллан погиб в стычке с туземцами на одном из Филиппинских островов, уже найдя знаменитый пролив, который впоследствии назовут его именем, и находясь на обратном пути в Европу.

Переоценить значение первого кругосветного путешествия невозможно. Были окончательно разрешены давние споры о форме планеты, единстве Мирового океана и преобладании воды над сушей, о чем велись споры еще в Средневековье.

Открытие Австралии

Франция, Англия, Голландия и прочие страны, также имевшие серьезные морские традиции, мало что могли противопоставить засилью испанцев и португальцев в Атлантике, Индии, Центральной и Южной Америке. Англичане и французы начали осваивать североамериканский континент, где впоследствии будут основаны Новая Англия и Канада, которая отойдет французам.

Васко Нуньес де Бальбоа

Изучение Тихого океана началось задолго до появления письменности. Однако впервые он открылся взору европейца Васко Нуньеса де Бальбоа в 1513 г. Испанский конкистадор увидел его с горного кряжа Панамского перешейка

Но самое интересное открытие предстояло совершить голландцам. Еще со времен Аристотеля в географическом мире бытовала идея, что в Южном полушарии непременно должен находиться большой материк, который уравновешивал бы обширную сушу Северного полушария. Но очень долгое время в эту часть Тихого океана корабли заходили скорее по случайности: «ревущих» сороковых широт, «свистящих» пятидесятых и «неистовых» шестидесятых избегали все. Но раз за разом моряки привозили сведения о различных частях суши, которую в конце концов стали называть Terra Australis Incognita — Неизвестная Южная земля, хотя в основном это были острова различных архипелагов Тихого океана.

И только в 1605 году голландец Виллем Янсзон, возглавлявший флот Ост-Индской компании, впервые достиг берегов Австралии . Почти сорок лет спустя другой голландец Абель Тасман достиг Новой Зеландии, Земли Ван-Димена (ныне Тасмания) и отметил на карте остров Фиджи. Поиски таинственной Южной земли завершились.

«Иногда полезнее не знать, что сделано до тебя, чтобы не сбиться на проторенный путь, ведущий в тупик» (Б. Герш)

Освоение русских земель

Пока мировые державы осваивали океан, русские первопроходцы осваивали одну шестую часть суши — огромные пространства Российского государства.

После завоевания Казанского и Астраханского ханств был открыт путь к Поволжью и Уралу. Колоссальные малонаселенные просторы могли стать источником богатства, но могли и погубить путешественников, осмелившихся вторгнуться в неизведанное.

Привилегии и огромные территории, дарованные Иваном Грозным купцам Строгановым, положили начало заселению Урала и развитию там сначала торговли, а потом и промышленности — добычи горных руд, пушнины и соли.

В 1577 году на восток двинулись казачьи отряды атамана Ермака, призванного Строгановыми для защиты от сибирского хана. В 1582 году Сибирское ханство было завоевано и присоединено к Российскому государству.

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем

XVII век ознаменовался множеством географических открытий: было достигнуто устье Енисея, освоены нагорья Таймыра, нанесены на карты великие сибирские реки Лена, Яна, Оленек.

И вот уже следуют имена, известные каждому: Иван Москвитин, Семен Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов. Шаг за шагом они открывают и осваивают для потомков Колыму и Чукотку, Анадырь и Амур, Камчатку и Курилы.

В эпоху Великих географических открытий морской разбой претерпел сильные изменения. Одной из главных причин этого стало открытие и колонизация Американского континента испанцами и португальцами в конце XV–XVI вв. – конкиста (завоевание). Из Америки в Европу потекли несметные богатства: драгоценные камни, металлы, диковинные плоды, пряности. Открытые земли и острова Вест-Индии (Центральной Америки) были объявлены землями испанской короны. Позже к освоению Нового Света, так стали называть Америку, присоединились португальцы и французы. Леса и рощи Испании были пущены на строительство громадного флота транспортно-боевых кораблей – галеонов, потомков каракки. В короткие сроки были построены «золотой» и «серебряный» флоты.

Пираты прячут сундук с сокровищами

Во времена королевы Елизаветы I Англия стала отвоёвывать у Испании авторитет «главной морской державы». Елизавета покровительствовала морским разбойникам, такое поведение королей было нормой, главенствовал принцип: «кто сильнее, тот и прав». Елизавета стала выдавать английским капитанам каперские патенты – официальные разрешения на морской разбой. В патенте оговаривались доли добычи, идущие капитану (каперу) и в казну. С началом успешных действий каперов в Англию потекло золото, города развивались и богатели.

В начале XVI в. появилось понятие «флибустьер» – морской разбойник, грабивший только испанские золотые и серебряные караваны. Британские флибустьеры оборудовали базы в бухтах островов Карибского моря, получившее второе имя – Флибустьерское. В первой половине XVII в. стараниями британских пиратов могущество Испании было подорвано, а Британия создала фундамент для образования огромной империи.

Нападение флибустьеров на корабль

Морские разбойники отдавали предпочтение небольшим кораблям, обладающим высокой скоростью и маневренностью: на таком корабле можно догнать медлительный галеон и уйти от хорошо вооружённого боевого корабля. Из одномачтовых судов самыми «пиратскими» были гукер и шлюп с косыми парусами. Использовались двухмачтовые шхуны с косым парусным вооружением, позволявшим ходить в неблагоприятный ветер, бриги с прямыми парусами, дававшими хороший ход при попутном ветре. Но самыми популярными у пиратов были шхуна – бриг, или бригантина, нёсшая на передней мачте (фоке) прямые паруса, а на задней (бизани) – косые, сочетая достоинства обоих типов парусного вооружения.

Для увеличения высоты мачт над основной мачтой монтировали стеньгу. Мачта и стеньга соединялись площадкой – марсом. На марсах располагались матросы. Устойчивость мачте придавали боковые растяжки – ванты.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: