Какие меры способствуют охране вод мирового океана оснащение морских судов и нефтеприисков

Обновлено: 18.04.2024

За последние годы был принят ряд важных международных соглашений по охране морей и океанов от загрязнений. В соответствии с этими соглашениями промывка танкеров и сброс отработанных судовых вод должны осуществляться в специальных портовых устройствах. Каждая страна, подписавшая соглашение, несет юридическую и материальную ответственность за загрязнение вод океанов и морей.

Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта экологической защиты состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.
Пути решения экологических проблем:

- Система экологических, технических и социальных мер одновременно.

- Международные соглашения по Мировому океану, ибо мертвый океан не нужен человечеству!

Наиболее серьезной проблемой морей и океанов в нашем столетии является загрязнение нефтью, последствия которого губительны для всей жизни на Земле. Поэтому в 1954 году в Лондоне прошла международная конференция, ставившаяся целью выработать согласованные действия по охране морской среды от загрязнения нефтью. На ней была принята конвенция, определяющая обязанности государств в этой области. Позже в 1958 году в Женеве были приняты еще четыре документа: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции юридически закрепили принципы и нормы морского права. Они обязывали каждую страну разработать и ввести в действие законы, запрещающие загрязнять морскую среду нефтью, радиоотходами и другими вредными веществами. Прошедшая в 1973 году в Лондоне конференция приняла документы по предотвращению загрязнения с судов. Согласно принятой конвенции, каждое судно должно иметь сертификат - свидетельство о том, что корпус, механизмы и прочая оснастка находятся в исправном положении и не наносят ущерб морю. Соответствие сертификатам проверяется инспекцией при заходе в порт[12,с.22].

Запрещен слив нефтесодержащих вод с танкеров, все сбросы с них должны выкачиваться только на береговые приемные пункты. Для очистки и обеззараживания судовых сточных вод, в том числе хозяйственно-бытовых, созданы электрохимические установки. Институт океанологии РАН разработал эмульсионный метод очистки морских танкеров, полностью исключающий попадание нефти в акваторию. Он заключатся в добавлении к промывной воде нескольких поверхностно-активных веществ (препарат МЛ), что позволяет осуществить на самом судне очистку без сброса загрязненной воды или остатков нефти, которую можно впоследствии регенерировать для дальнейшего использования. С каждого танкера удается отмыть до 300 т нефти.В целях предотвращения утечек нефти совершенствуются конструкции нефтеналивных судов. Многие современные танкеры имеют двойное дно. При повреждении одного из них нефть не выльется, ее задержит вторая оболочка.

Капитаны судов обязаны фиксировать в специальных журналах сведения обо всех грузовых операциях с нефтью и нефтепродуктами, отмечать место и время сдачи или слива с судна загрязненных сточных вод. Для систематической очистки акваторий от случайных разливов применяются плавучие нефтесборщики и боковые заграждения. Также в целях предотвращения растекания нефти используются физико- химические методы. Создан препарат пенопластовой группы, который при соприкосновении с нефтяным пятном полностью его обволакивает. После отжима пенопласт может использоваться вторично в качестве сорбента. Такие препараты очень удобны из-за простоты применения и невысокой стоимости, однако их массовое производство пока не налажено. Также существуют сорбирующие средства на основе растительных, минеральных и синтетических веществ. Некоторые из них могут собирать до 90% разлитой нефти. Главное требование, которое к ним предъявляется, - это непотопляемость.После сбора нефти сорбентами или механическими средствами на поверхности воды всегда остается тонкая пленка, которую можно удалить путем разбрызгивания разлагающих ее химических препаратов. Но при этом эти вещества должны быть биологически безопасны.

В Японии создана и апробирована уникальная технология, с помощью которой можно в короткие сроки ликвидировать гигантское пятно. Корпорация «Кансай сагге» выпустила реактив ASWW, основной компонент которого - специально обработанная рисовая шелуха. Распыленный по поверхности, препарат в течение получаса всасывает в себя выброс и превращается в густую массу, которую можно стащить простой сетью.Оригинальный способ очистки продемонстрирован американскими учеными в Атлантическом океане. Под нефтяную пленку на определенную глубину опускается керамическая пластинка. К ней подсоединяется акустическая пластинка. Под действием вибрации сначала скапливается толстым слоем над местом, где установлена пластинка, а затем смешивается с водой и начинает фонтанировать. Электрический ток, подведенный к пластинке, поджигает фонтан, и нефть полностью сгорает[11,с.55].

Для удаления с поверхности прибрежных вод пятен масел американские ученые создали модификацию полипропилена, притягивающего жировые частицы. На катере-катамаране между корпусами поместили своеобразную штору из этого материала, концы которой свисают в воду. Как только катер попадает на пятно, нефть прочно прилипает к «шторе». Остается лишь пропустить полимер через валики специального устройства, которое отжимает нефть в приготовленную емкость.С 1993 года был запрещен сброс жидких радиоактивных отходов (ЖРО), но число их неуклонно растет. Поэтому в целях защиты окружающей среды в 90-е годы стали разрабатываться проекты очистки ЖРО. В 1996 году представители японских, американских и российских фирм подписали контракт на создание установки по переработке ЖРО, скопившихся на Дальнем Востоке России. На реализацию проекта правительство Японии выделило 25,2 млн. долларов.Однако, несмотря на некоторые успехи в поиске эффективных средств, ликвидирующих загрязнения, о решении проблемы говорить рано. Только внедрением новых методик очисток акваторий невозможно обеспечить чистоту морей и океанов. Центральная задача, которую необходимо решать всем странам сообща, - предотвращение загрязнения

Конвенцией ООН по морскому праву установлены следующие нормы по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды:

1. Государства, действуя через международную организацию или дипломатическую конференцию, устанавливают международные нормы и стандарты для предотвращения загрязнения с судов.

2. Государства принимают национальные законы и правила для предотвращения загрязнения с судов, плавающих под их флагом.

3. Государства вправе устанавливать особые требования для предотвращения загрязнения, предъявляемые к иностранным судам, заходящим в их порты. Государство флага судна требует от капитанов судов, плавающих под его флагом, предоставления необходимой информации властям государства, установившего такие требования.

4. Прибрежные государства вправе устанавливать законы и правила для предотвращения загрязнения с иностранных судов, находящихся в их территориальном море, включая суда, осуществляющие право мирного прохода.

5. Прибрежные государства могут принимать законы и правила для предотвращения загрязнения с судов, находящихся в исключительной экономической зоне этих государств.

Конвенция предусматривает комплекс мер, обеспечивающих выполнение указанных требований:

1. Назначение тестовой работы: проверить успешность в освоении содержания курса географии, сформированность предметных умений.

2. По содержанию работа позволяет проверить усвоение материала по темам:

Часть А.: типология стран мира, природно-ресурсный потенциал, особенности народонаселения мира, мировое хозяйство и его структура, международное географическое разделение труда, внешние экономические связи стран современного мира.

Часть Б .: Демографические процессы Регионы и страны мира

3. При разработке тестов принималась во внимание необходимость проверки знания карты, сформированности пространственных представлений, умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

При составлении тестовых заданий были использованы:

- Избирательный тест представляет собой вопрос, на который предлагается несколько вариантов ответа, из которых ученик должен выбрать правильный.

- Тест-подстановка представляет собой фразу (формулу, рисунок), в которой пропущено какое-либо слово (число, цифра или конструктивная деталь).

-Тесты-задачи: типовые, когда ход и метод решения известен ученику; нетиповые, когда ход и метод ученику не известен, и он должен сконструировать их самостоятельно на основе изученного материала.

4. Время выполнения работы: примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: для заданий части А – 1-2 минуты, для заданий части В – 4-5 минут.

Общая продолжительность работы составляет 40 минут.

5. Норма оценивания :

верное выполнение каждого задания части А оценивается в 1 балл.

Правильное выполнение заданий части В:

- установление соответствия – 4 балла (по одному баллу за правильно установленную пару)

- анализ таблицы и формулировка вывода – 5 баллов

- анализ карты – 2 балла

- анализ географической информации – 5 баллов

Соответствие баллов отметке по 5-балльной шкале:

1-14 баллов - отметка «2»

15-20 баллов - отметка «3»

21-26 баллов - отметка «4»

27-31 баллов - отметка «5»

5. Дополнительные материалы и оборудование: во время проведения теста у каждого учащегося должны быть – географический атлас, географические справочники.

Кодификатор элементов содержания, используемый для составления КИМ

Актуальность данного индивидуального проекта заключается в том, что за последние десятилетия состояние Мирового океана сильно ухудшилось. Из-за распространения загрязняющих веществ данная проблема выросла до глобальных масштабов. Исчезают многие виды морских животных и растений. Очень сложно очистить моря и океаны. Необходимо донести до людей: какая за этим стоит опасность для всей планеты. Следует рассмотреть проблему загрязнения морей и океанов, источники и их ликвидацию, а также методы отчистки воды.

1. Выяснить какие вещества попадают в океан?

2. Понять, что происходит с вредными веществами, когда они попадают в водную среду?

3. Узнать, как влияет уровень загрязнения на процессы, протекающие в море?

4. Решить, как обеспечить охрану и контроль вод Мирового океана.

1.Виды загрязнений и их влияние на морскую среду.

Под загрязнением морей понимаются такие вредные последствия, которые приносят ущерб живым ресурсам, несут опасность для здоровья людей и помехи в морской деятельности, включая рыболовство, ухудшают качество морской воды и умень­шают ее полезные свойства. Этот список включает вещества с токсическими свойствами, сбросы нагретых вод (тепловое загрязнение), патогенные микробы, твердые отходы и некоторые другие формы воздействий.

Среди всех видов загрязнений наиболее значимый – химический. Химикаты и тяжелые металлы используются в самых разных видах промышленности. Каждый водоем связан с окружающей средой, и много факторов оказывают на него сильное влияние. Например: различные природные явления, индустрия, промышленность, транспорт, деятельность человека и т. д.

1.1 Нефть и нефтепродукты.

Нефть оказывает вредное влияние на многие живые организмы и на звенья биологической цепочки. Каждый год в море попадает около 10 млн. т. нефти. Большая часть попадает в воду через естественное просачивание со дна, но примерно половина из источников, находящихся на суше.

Способы поступление нефти в моря и океаны:

· Бурение на шельфах (1%)

· Ливневые стоки (5%)

· Аварии судов и буровых установок (6%)

· Сброс промышленных отходов и сочных вод (10%)

· Атмосферные выпадения (10%)

· Сбросы в портах и припортовых акваториях (17%)

· Сбросы в море промывочных, балластных и льяльных вод с судов (23%)

· Вынос речным стоком во всем многообразии форм (28 %)

Нефтяные пленки на поверхности препятствуют обмену теплом, энергией, влагой и газами между атмосферой и гидросферой. Также нефтяные пленки влияют на баланс кислорода в воздухе.

1.2 Органическое загрязнение.

Большое значение для водных обитателей имеют вносимые с суши органические остатки. Суспензия, попадая в водоем, остается на дне, тем самым задерживая или прекращая жизнедеятельность организмов, отвечающих за самоочищение воды. Когда данные осадки гниют, образовываются новые вредные соединения. Так как урбанизация растет быстро, а строительство очистительных сооружений только замедляется, вода загрязняется бытовыми отходами. Мало того, что бытовые отходы несут в себе многие заболевания, для их разложения также требуется большое количество кислорода. Когда понижается уровень кислорода в воде, умирают многие морские животные.

1.3 Неорганическое загрязнение.

Существует много источников попадания отравляющих химических соединений в воды морей – бытовые моющие средства, вещества для обработки растений и т.д.

Главными неорганическими загрязнителями являются химические соединения. Обычно они попадают в воду в результате человеческой деятельности. Основными источниками принято считать предприятия пищевой промышленности и сельское хозяйство. Фитопланктон поглощает тяжелые металлы, а далее они передаются по пищевой цепочке.

Пестициды не только уничтожают вредителей, но и вредят многим полезным организмам. В сельском хозяйстве уже давно стоит задача заменить химические методы борьбы с вредителями на экологически безопасные. Накопление в воде хлорорганических пестицидов несет огромную угрозу жизни людей. Ядохимикаты очень активно распространяются по территориям морей.

Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в моря через атмосферу. Наиболее опасными являются ртуть, свинец и кадмий.

1.4 Бытовые отходы.

Бытовые отбросы являются не только переносчиками человеческих заболеваний, но и тем, что содержат в себе вещества, поглощающие кислород. Кислород в море необходим для процесса разложения органических веществ. Во многих странах сточные воды сбрасывают в моря, предварительно не фильтруя. В Средиземное море сливают 80% данного вида жидкостей без какой-либо обработки. По этой причине закрывают целые пляжи, так как сточные сбросы отравляют организм.

XXI век - это эра пластика. Тонны пластмассовых отходов находятся сейчас на поверхности морей и океанов, и в последнее время пластмассовых отбросов становится все больше. Они легче воды и поэтому долгое время плавают на поверхности. Существуют целые "пластиковые" острова огромных размеров. Особенно опасны пластмассовые изделия для судоходства. Нередко причиной кораблекрушения становится попадание таких отбросов в гребневые винты или засорение трубопроводов, систем охлаждения двигателей судов. Также известны случаи смерти крупных морских млекопитающих из-за проникновения синтетических веществ в легкие.

1.5 Тепловое загрязнение.

Основным источником локальным повышением температуры Мирового океана являются электростанции, которые сбрасывают отработанную воду. Многие организмы не способны выжить при высоких температурах. Это нарушает пищевые цепочки и приводит к исчезновению множества видов животных. А некоторые виды растений начинают слишком активно размножаться, что становится причиной цветения воды.

Также повышение температуры воды природного водоема негативно влияет на биоценоз водоема. У морских животных увеличивается скорость обмена веществ, потребность в кислороде. Также рыбы подвергаются тепловому шоку. Из-за другого температурного режима животные меняют маршрут миграций и нерестовое поведение. Подобные изменения приводят к исчезновению или сокращению миграции.

Охрана морей должна проводиться не только физически, внедряя новые способы отчистки воды, но и закрепляться на законодательном уровне, обязывать людей защищать окружающую среду. В Лондоне в 1954 году прошла международная конференция, на которой был подписан правовой документ, обязующий государства охранять морскую среду.

Дальнейшая забота об охране Мирового океана нашла выражение в четырех конвенциях, принятых на 1-й Международной конференции ООН по морскому праву в Женеве в 1958 г.: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции юридически закрепили принципы и нормы морского права.

В 1973 была создана Международная конференция, которая приняла конвенцию по ликвидации загрязнение моря с судов. В некоторых районах полностью запретили слив нефтесодержащих вод с танкеров. Все отходы должны выкачиваться только на береговые приемные пункты. Все корабли оснащаются устройствами для очистки сливных вод.

На случай крупной утечки нефти придумали пенопластовое вещество. При контакте с нефтью этот препарат полностью его обволакивает. Но пока массовое производство данного препарата не налажено.

2.1 Самоочищение морей и океанов.

Самоочищение морей – это процесс, при котором разрушаются компоненты загрязнения и включаются в общий круговорот веществ. Эта способность ограничена. Многие акватории уже утратили возможность самоочищаться от вредных компонентов.

Морские организмы являются показателем нефтяных загрязнений и являются участниками очищения морской среды. В Мировом океане биота еще практически не нарушена: при внешних воздействиях, выводящих систему из состояния устойчивого равновесия, равновесие смещается в том направлении, при котором эффект внешнего воздействия ослабевает.

Особенно важными в процессе самоочищения морей являются моллюски. Плотное население мидий на площади 1 кв. м. за сутки фильтрует до 200м. куб. воды. Другие моллюски, ползая по камням, растениям, причалам и днищам судов, ежедневно очищают огромные заросшие поверхности.

Водоросли являются источником разнообразных химических соединений и выделяют в окружающую среду огромное количество биологически активных веществ. Они оказывают воздействие на развитие других организмов, участвуют в биологических процессах морей, влияют на показатели и на формирование качества вод. Обогащая воду кислородом, необходимым для жизнедеятельности аэробных бактерий, водных грибов и других организмов - активных агентов самоочищения загрязненных естественных вод, многие виды водорослей вместе с тем принимают непосредственное участие в утилизации некоторых органических соединений, солей тяжелых металлов, радионуклидов, очищая, облагораживая окружающую среду.

Учёные стремятся более детально изучить деятельность морских организмов, включая водоросли, чтобы найти новые эффективные способы борьбы с загрязнением морских вод.

2.2 Контроль над уровнем загрязнения морских вод.

Контроль осуществляется по следующим направлениям:

· Физические и химические показания загрязнения вод

· Баланс загрязняющих веществ, разложение и трансформация загрязняющих веществ

· Закономерности пространственных и временных изменений концентрации загрязняющих веществ

Наблюдение за загрязненностью поверхности проводиться по двум программам – сокращенная и полная. Сокращенная программа включает в себя наблюдения один раз в декаду. С помощью нефтепродуктов и растворенного кислорода визуально наблюдают за состоянием поверхности воды. Во время полной программы проводятся наблюдения раз в месяц с помощью разнообразных загрязняющих веществ.

Законодательством РФ также предусмотрен контроль. В 1982 году Конвенцией ООН по морскому праву нашли воплощение в российских законах «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Ни одна проблема сейчас не вызывает таких оживленных споров в мире как загрязнение морей. Мировой океан играет очень важную роль в жизни человечества. Из морей и океанов поступает в атмосферу большая часть кислорода. Так как на нашей планете больше воды, то именно она формирует климат Земли. Чтобы спасти морскую среду следует разработать более рациональные способы переработки отходов. Необходимо, чтобы предприятия, сбрасывающие вредные вещества знали, как пагубно они влияют на морскую среду. Следует награждать людей, проводящих полезные исследования в данной области. Надо научиться прогнозировать появление новых опасных загрязнителей. Также следует установить стандарты на качество воды в морях. Если каждый человек задумается о состоянии наших морей и начнет помогать его восстановлению, то мы сможем вернуть мировой океан в прежнее состояние.

Я считаю данную тему актуальной в наши дни. Я решила провести социальный опрос среди студентов первого курса Кубанского Института Профессионального Образования и узнать их мнение по данному вопросу.

Водные запасы на Земле огромны, они образуют гидросферу - одну из мощных сфер нашей планеты. Гидросфера, литосфера, атмосфера и биосфера взаимосвязаны, проникают одна в другую и находятся в постоянном, тесном взаимодействии. Все сферы в своем составе имеют воду. Водные ресурсы слагаются из статических (вековых) запасов и возобновляемых ресурсов. Гидросфера объединяет Мировой океан, моря, реки и озера, болота, пруды, водохранилища, полярные и горные ледники, подземные воды, почвенную влагу и пары атмосферы.

Вода - одна из наиболее важных жизнеобеспечивающих природных сред, образовавшихся в результате эволюции Земли. Она является составной частью биосферы и обладает целым рядом аномальных свойств, влияющих на протекающие в экосистемах физико-химические и биологические процессы.


Гидросфера и ее охрана от загрязнения

Загрязнение - видимое или невидимое, на суше, воздухе или воде - является в настоящее время нежелательной, но так хорошо знакомой частью нашей жизни. Загрязнение может быть описано как внесение человечеством веществ или материалов, которые ухудшают качество окружающей среды. Эти вещества (поллютанты) вносятся в окружающую среду человеком, а не в результате естественных высачиваний нефти или извержений вулканов, которые могут быть названы естественными поллютантами. Многие поллютанты являются синтетическими веществами, чуждыми, а поэтому опасными для нас и других организмов.

Воздействие человека на живые ресурсы биосферы, в том числе Мирового океана, в наше время не ограничивается только изъятием биопродукции, культивированием и изменением состава и численности популяций. На протяжении последних десятилетий особенно быстро нарастает и расширяется влияние индустриализации и урбанизации современного общества, интенсификации и химизации сельского хозяйства и иных атрибутов научно-технического прогресса, которые сопряжены с загрязнением биосферы и появлением новых экологических факторов. Особое место в этой сложной и многоплановой проблеме занимают вопросы загрязнения Мирового океана. Многие, если не большинство, из токсических веществ, вышедших из-под контроля человека на суше, попадают в конечном счете в морскую среду, создавая ситуацию локального, регионального или глобального загрязнения морей и океанов.

За последнее время большую тревогу вызывает загрязнение морей и Мирового океана в целом (фоновое загрязнение). Глобальное (фоновое) загрязнение гидросферы определяется главным образом атмосферным переносом и выведением загрязняющих веществ из атмосферы. За исключением сырой нефти, все загрязняющие вещества поступают в Мировой океан в значительной мере через атмосферу. Ежегодно сжигается и выбрасывается в атмосферу свыше 109 тонн твердых, паро- и газообразных соединений. В атмосферных аэрозолях и выпадениях на океан обнаружены в заметных количествах такие продукты как ДДТ, полихлорированные бифенилы, ртуть, свинец, зола.

Основные источники загрязнения - бытовые и промышленные сточные воды (в прибрежных районах сосредоточено 60% крупных городов), нефть и нефтепродукты, радиоактивные вещества. Особо опасны загрязнения нефтью и радиоактивными веществами. Предприятия приморских городов выбрасывают в море тысячи тонн различных, как правило, неочищенных отходов, в том числе канализационные стоки. В моря выносятся загрязненные речные воды. Нефть и нефтепродукты попадают в воду в результате промывки цистерн, емкостей, в которых транспортируется нефть. Огромное количество нефти попадает в океан и в моря при авариях танкеров, нефтепроводов на нефтепромыслах, при разведке и эксплуатации нефтяных месторождений в зоне материковых шельфов. При авариях нефтяных скважин в море выбрасываются многие тысячи тонн нефти.

Загрязнение является причиной гибели морских животных, ракообразных и рыб, водоплавающих птиц, тюленей. Известны случаи гибели около 30 тыс. морских уток, массовой гибели морских звезд в начале 1990-х в Белом море. Нередки случаи закрытия пляжей в связи с опасными концентрациями загрязняющих веществ в морской воде.

К сожалению, сохранить в широких масштабах неприкосновенность и первозданное состояние природных вод при современных темпах развития общества и научно-технического прогресса практически невозможно, поскольку деятельность человека глубоко затрагивает все звенья биосферы, в том числе и гидросферу.


Мероприятия по охране вод морей и Мирового океана

Мероприятия по охране вод морей и Мирового океана заключаются в устранении причин ухудшения качества и загрязнения вод. Особые меры по предупреждению загрязнения морской воды следует предусматривать при разведке и освоении нефтяных и газовых месторождений на материковых шельфах. Необходимо ввести запрет на захоронение токсичных веществ в океане, сохранять мораторий на испытания ядерного оружия под водой. Следует предпринимать быстрые меры по ликвидации последствий аварий и катастроф, при которых в океан попадают токсичные продукты. Проблема охраны вод Мирового океана является глобальной, она касается всех государств планеты. Для охраны вод Мирового океана необходимы совместные усилия всех государств мирового сообщества, ООН и ее подразделений. В значительной степени такие меры могут иметь успех при участии государств в международных природоохранных программах, которые разработаны и предлагаются соответствующими конвенциями, предусмотрены международными соглашениями.

Наиболее значительным вкладом в охрану морских вод следует считать минимизацию сбросов в море загрязненных сточных вод.

Как показали выполненные расчеты, сбросы загрязненных стоков (санитарных и охлаждающих вод) на МЛСП отвечают условиям НДС для всех загрязняющих веществ.

Большое внимание при проектировании объекта было уделено вопросу обработки и утилизации образующихся в процессе эксплуатации МЛСП стоков. Разработанные технологические схемы практически полностью исключают сброс за борт производственных стоков, образующихся на этапе бурения скважин, а также нефтесодержащих стоков, образующихся в процессе обработки пластовой продукции и эксплуатации комплекса.

Для минимизации воздействия на морскую среду закачке в подземные горизонты подлежат:

· все объемы отработанных буровых растворов, буровых сточных вод и бурового шлама (ОБР, БСВ и БШ) – в поглощающий горизонт;

· пластовые воды и все нефтесодержащие стоки с опасных и безопасных площадок платформы – в систему ППД.

Платформа оборудуется необходимыми системами и резервуарами для сбора, обработки и временного хранения стоков до их закачки в пласт.

Сброс санитарных сточных вод в морскую среду после очистки регламентирован НДС.

Проведенные расчеты и результаты распространения ЗВ в морской среде показывают, что в контрольном створе не будет наблюдаться превышений нормативно допустимых значений (ПДК) загрязняющих веществ или ухудшения качества морских вод на участке сброса ни по одному из компонентов, входящих в состав сточных вод.

Для максимальной очистки санитарных стоков на МЛСП предусматривается устройство установки электрохимической очистки, а также блока доочистки, позволяющих снизить наличие и концентрации присутствующих в стоке ЗВ до минимально возможных показателей.

На МЛСП предусмотрены системы сбора, накопления и очистки всех категорий образующихся стоков, в том числе дренажные системы опасных и безопасных стоков, предотвращая тем самым их попадание в море. Все системы оборудованы датчиками для контроля за их переполнением и автоматизированными система сигнализации.

Не допускается сброс с платформы твердых бытовых и производственных отходов и мусора.

Герметизированные системы добычи, сбора, подготовки и транспорта продукции скважин на платформе оснащаются системами автоматического отключения и блокировок на случаи нарушения технологии или аварий, а также автоматической системы предупреждения перелива токсичных жидкостей в технологических емкостях.

Мероприятия, обеспечивающие рациональное использование и охрану морских вод от загрязнения и истощения сводятся к следующему:

· все суда, участвующие в проведении работ (суда снабжения) подлежат нормативным проверкам на соответствие требованиям МАРПОЛ 73/78 до выдачи им разрешения на осуществление работ, также они должны иметь необходимые сертификаты и разрешение на ведение работ;

· использование на судах установок очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, нефтесодержащих стоков или накопительных емкостей, соответствующих требованиям Российского морского регистра судоходства и сертифицированных соответствующими службами;

· контроль за сбросом сточных вод и удалением мусора за борт на судах;

· оптимальный режим водозабора и использования морских вод;

· оборудование водозаборных сооружений рыбозащитными устройствами;

· исключение сбросов в море неочищенных или недостаточно очищенных стоков;

· наличие на каждое загрязняющее вещество очищенных сточных вод, предназначенных для сброса в морскую среду при эксплуатационном бурении, эколого-рыбохозяйственных и санитарно-эпидемиологических нормативов ПДК, разработанных по существующим стандартным методикам и утвержденных в установленном порядке;

· наличие системы контроля температурного режима сбрасываемых вод;

· исключение сбросов в море отработанных буровых растворов и шлама, неочищенных или недостаточно очищенных стоков. В соответствии с требованиями Морского регистра судоходства за борт могут сливаться только пожарная вода от системы объемного затопления, бытовые сточные воды после их обработки (очистки);

· устройство систем, емкостей, контейнеров для сбора всех видов загрязненных стоков и жидких отходов, с их последующей утилизацией или очисткой;

· использование на платформе установки обработки сточных вод морского исполнения, отвечающей нормам, правилам, изложенным в нормативах по контролю загрязнения водных объектов, (Правила МАРПОЛ 73/78 и Правила РМРС по предотвращению загрязнения моря с судов);

· работа системы приготовления и сепарации буровых растворов в замкнутом цикле, что позволяет снизить объемы морской воды, необходимой для приготовления растворов;

· установку специальных поддонов в местах возможных утечек и проливов горюче-смазочных материалов, буровых, тампонажных и других растворов;

· контроль качества шламосодержащих и жидких стоков, закачиваемых в поглощающую скважину;

· устройство дренажных систем опасных и безопасных стоков во всех технологических зонах, а также установка комингсов высотой 200 мм и поддонов во всех местах, где возможно наличие протечек;

· все резервуары сбора и хранения буровых сточных вод оборудованы датчиками контроля верхнего уровня жидкости, что снижает вероятность переполнения резервуаров;

· оборудование оснащено автоматическими сигнализирующими устройствами, автоматическими клапанами, приборами контроля, различными предохранительными устройствами;

· для всех производственных установок и систем разработаны планы проверок соблюдения природоохранных требований;

· контроль за гидродинамическими и гидрохимическими параметрами морских вод в расчетном контрольном створе в процессе эксплуатации выполняется по программе экологического мониторинга;

· комплекс устройств прямой отгрузки нефти выполнен с учетом требований «Международного руководства по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов»;

· обеспечение высокого уровня технической надежности оборудования и реализация программ по подготовке и обучению персонала безопасной эксплуатации оборудования.

В целях предупреждения аварийных сбросов сточных вод на МЛСП предусмотрены следующие меры:

· соблюдение технологических параметров производства, а также нормальной эксплуатации сооружений;

· сбор, накопление, обработку (очистку) и утилизацию все категорий стоков, образующихся на МЛСП, в том числе устройство специальных поддонов и/или систем (коммингсы) в местах возможных утечек и случайных переливов жидких продуктов производства;

· все резервуары сбора и хранения буровых сточных вод оборудованы датчиками контроля верхнего уровня жидкости, что снижает вероятность переполнения резервуаров;

· оборудование оснащено автоматическими сигнализирующими устройствами, автоматическими клапанами, приборами контроля, различными предохранительными устройствами;

· для всех производственных установок и систем разработаны планы систематических проверок;

· обеспечение высокого уровня технической надежности оборудования и реализация программ по подготовке и обучению персонала безопасной эксплуатации оборудования.

Мероприятия по минимизации возникновения аварийных разливов нефтепродуктов и последствий их воздействия, а также способы их локализации и ликвидации рассмотрены в главе 6.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: