Какие механизмы установления согласованности правовых норм используются в судебно правовой системе

Обновлено: 28.03.2024

Система права - объективно существующая внутренняя структура права, определяемая экономическим и социальным строем, выражающаяся одновременно в единстве юридических норм и их разделении на отдельные отрасли, связанные между собой.

Принципы:

Единство и согласованность правовых норм. Данный принцип основывается на том, что все правовые нормы, составляющие систему права, являются частью единого, целого права. Это проявляется в их взаимосвязи, согласованности и взаимодействии, ибо государство выражает и реализует свои цели и задачи посредством права.

Непротиворечивость проявляется в том, что в системе права должны быть сведены до минимума коллизии, противоречия между правовыми нормами структурными элементами системы - отраслями, институтами и другими частями системы.

Дифференциация структурных элементов системы права заключается в разделении права на отдельные части в соответствии с различиями правовых норм. Нормы различаются в зависимости от сфер действия, содержания, характера предписаний, предмета и метода регулирования и т.д. В связи с этим, и в первую очередь в зависимости от характера общественных отношений, правовые нормы подразделяются на отрасли, подотрасли, институты и т.п.

Признак системности базируется на том, что любое право имеет свою систему. Именно система показывает, из каких структурных элементов состоит право.

Структурными элементами системы права являются:

- норма права как первичный, исходный элемент системы права;

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы права выступают:

1. правовые институты;

2. отдельные юридические нормы;

3. отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.

В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.

Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип правовой определенности судебных актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Принцип правовой определенности судебных актов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 16 "Обязательность судебных актов" АПК РФ "По смыслу принципа правовой определенности недопустимы ситуации противоречия судебных актов, что находит свое отражение в положениях статей 16, 69 АПК РФ, 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 117 "Восстановление процессуальных сроков" АПК РФ "При этом статья 117 АПК РФ предполагает оценку арбитражным судом при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока обоснованности доводов лица, настаивающего на таком восстановлении, в целях предотвращения злоупотреблений при обжаловании судебных актов и соблюдения принципа правовой определенности."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Принцип правовой определенности судебных актов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Принцип правовой определенности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Обеспечение принципа правовой определенности в судебной практике, таким образом, имеет два основных аспекта: необходимость рассмотреть дело при отсутствии четкого нормативного предписания и при этом еще и обеспечить единообразие судебной практики. Суд вынужден выходить за рамки простого правоприменительного силлогизма, вынужден устранять недостатки в работе самого законодателя: устранять законодательные коллизии, осуществлять поиск правовых норм для восполнения пробелов законодательства. Судебная деятельность в таких условиях усугубляет уже другую проблему правоприменения - обеспечение единой судебной практики. Соблюдение принципа правовой определенности в судопроизводстве непосредственным образом связано с соблюдением принципа исполнимости судебных актов. Правовая определенность становится частью действительности только в том случае, когда прогнозируемые последствия действий (бездействия) гражданина не просто предусмотрены законом, но и реально наступают (Дикарев И.С. Принцип правовой определенности и законная сила судебного решения в уголовном процессе. Волгоград, 2015. С. 12).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обратная сила решений Конституционного Суда и исполненность судебных актов
(Ильин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2019, N 2) Этот комплексный правовой эффект и защищается принципом правовой определенности, поскольку у лица, в пользу которого вынесен судебный акт, имеются правомерные ожидания того, что правовой эффект этого акта состоится, будет действовать и не будет отменен. В этом смысле достижение такого эффекта можно назвать исполнением судебного акта. Соответственно, с точки зрения предназначения критерия, использованного КС РФ для определения возможности придания обратной силы своим решениям в отношении и других аналогичных рассмотренному им дел, а именно максимального обеспечения действия принципа правовой определенности, судебный акт может пониматься как неисполненный или частично исполненный тогда, когда, несмотря на его вступление в силу, его правовой эффект не реализовался в полном объеме (не была достигнута цель, составляющая содержание иска). Однако это означает, что рассмотренные выше два подхода к определению того, когда судебный акт должен считаться исполненным, не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими, а само понятие "исполненность" с точки зрения и самой логики процессуального закона следует толковать значительно более широко, чем это делалось ранее.

Нормативные акты: Принцип правовой определенности судебных актов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 18.06.2019 N СЕ-2-1/2-19-БК
Следовательно, Договор исходит из того, что решения национальных органов власти могут быть оспорены и отменены в национальной юрисдикции. Если же решение о привлечении хозяйствующего субъекта к ответственности было принято с нарушением компетенции, но вступило в силу и было исполнено, то такое решение не может считаться законным и обоснованным. В соответствии с процессуальным законодательством государств - членов Союза, в силу принципа правовой определенности такие судебные акты должны быть пересмотрены, что будет реализацией принципа non bis in idem.

Механизм судебной власти представляет собой систему законодательно установленных элементов, методов и средств, которые действуют и применяются в соответствии с определенной процедурой в целях защиты и согласования интересов отдельных индивидов, общества и государства.

В структуре механизма судебной власти выделяется:

  • статический (методы и средства);
  • динамический (процедура) элементы.

Механизм судебной власти связан с реализацией основных функций судебной власти. Основное значение судебной власти – защита прав и интересов человека, при помощи осуществления правосудия.

Данное право является ключевым в системе прав человека, так как его реализация гарантирует осуществление всех других гражданских прав и свобод.

Реализуя судебную власть, её органы удовлетворяют потребность цивилизованного разрешения возникающих правовых конфликтов и тем самым способствуют безопасному существованию и развитию государства, сохранению конституционного строя.

Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия. Разрешая различных категории юридических дел, судебная власть тем самым осуществляет правосудие, применяя в каждой конкретной ситуации определенные нормы действующего права.

Содержание механизма судебной власти образуют правовые средства, которые обеспечивают деятельность институтов судебной власти.

Основные элементы механизма судебной власти – судебные органы, осуществляющие правосудие, образующие судебную систему Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее . Структура судебной системы Российской Федерации отличается по ряду критериев от других государственных институтов.

Готовые работы на аналогичную тему

В неё включаются три основных элемента:

  1. Конституционный Суд По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее .
  2. Инстанции общей юрисдикции.
  3. Система арбитражных судов.

В механизм судебной власти включается и судейское сообщество, а также лица, содействующие осуществлению правосудия. Несмотря на то, что ключевая роль в реализации судебной власти принадлежит судье, для нормального функционирования судебного механизма важна и деятельность государственных служащих – работников суда (судебные секретари, помощники судей).

Все элементы института судебной власти связаны в единую систему и выполняют общие задачи охраны конституционного строя, законности, защите прав граждан.

Этапы механизма реализации судебной власти

В механизме реализации судебной власти можно выделять два основных элемента: механизм судебной защиты и механизм, при помощи которого обеспечивается исполнение решений судов.

Каждый механизм представляет собой определенную последовательность этапов:

Механизмом правового регулирования называется совокупность систем правовых средств, благодаря которым осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

За счет такой системы правовых средств, форм, а также способов, нормативность права переходит в упорядоченные общественные отношения. В результате этого происходит удовлетворение интересов субъектов права, установление и обеспечение правопорядка.

Основные признаки механизма правового регулирования:

  1. Является составной частью механизма социального регулирования.
  2. Способен объединять все главные явления правовой деятельности, такие как: средства (например, решение суда, норма права, субъективные обязанности); формы (например, применение, исполнение, соблюдение); способы (например, запреты, разрешение).
  3. Является взаимодействующей и взаимосвязанной системой.
  4. С помощью механизма правового регулирования устанавливается правопорядок в обществе.
  5. Является составной частью правовой системы – приводит в действие все необходимые элементы данной системы.

Основные элементы механизма правового регулирования

К основным элементам механизма правового регулирования относятся:

Нормы права, которые устанавливают обязательное правило поведения субъекта. Этот элемент выполняет следующие задачи: определяет круг людей, на который он может распространиться; определяет поведение субъектов; определяет те обстоятельства, согласно которых лицо руководствуется таким правилом поведения; раскрывает данное правило поведения.

Правоотношения, которые возникли на основании норм права. Данные отношения нужны для конкретизации обязанностей, прав субъектов, а также их юридической ответственности и полномочий.

Юридический факт, к которому относятся определенные жизненные обстоятельства, на основании которых нормы права могут связать прекращение, изменение, а также возникновение субъективных юридических обязанностей, прав.

Акты для реализации обязанностей, прав – поведение субъектов правоотношений по реализации своих обязанностей и прав. Данная реализация обязанностей и прав является завершающим этапом в механизме правового регулирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Правовые отношения выполняют следующие функции:

  • распространение воздействия норм права на определенный круг лиц в конкретный момент;
  • закрепление определенного поведения, которого должны придерживаться субъекты;
  • могут быть условием для юридических действий, чтобы обеспечить субъективные права, ответственность и обязанность.

Основные стадии действия механизма правового регулирования

Стадиями действия механизма правового регулирования называют этапы, которые необходимы для перехода нормативности права к урегулированию общественных отношений. Их содержание, а также количество могут зависеть от введенных структурных элементов и очередности привлечения к правовому регулированию. Стадии делятся на обязательные (которые все время заняты в процессе правового регулирования) и факультативные (потребность в которых возникает только тогда, когда необходимо урегулировать определенные общественные отношения). Такое разделение способно отражать различные проявления, которые оказывают действия права в сторону общественных отношений на различных стадиях его реализации.

Обязательные стадии включают в себя три этапа:

  1. Механизм по созданию норм права. Этап начинается с правового упорядочивания общественных отношений. На данном этапе в разных правовых формах (например, нормативно-правовые акты, правовые прецеденты, нормативно-правовые договора) устанавливается содержание, а также определяются границы поведения субъекта, обстоятельства образования обязанностей, ответственности, прав и полномочий. Таким образом, происходит формирование нормативно правовой базы механизма правового регулирования
  2. Механизм правовых норм действующих в виде правоотношений. Этап начинается в момент появления юридических обязанностей, а также субъективных прав в случае введения субъектов права в правовые отношения. Главным условием данного этапа является юридический факт. С данным фактом или системой фактов нормы права связывают юридические последствия. Обеспечивается уточнение общих моделей отношений, которые изложены в юридических нормах.
  3. Механизм реализации права. На данном этапе происходит реализация, а также исполнение юридических обязанностей и субъективных прав. Этот этап является завершающим, в том случае если вступление в правовые отношения происходит по обоюдному желанию участников. А также если нет нужды в принятии акта использования норм права конкретными государственными органами.

Факультативные стадии по применению норм права, может возникнуть если: обеспечительным фактором по реализации юридических обязанностей, прав участниками правовых отношений выступает правоприменительная деятельность (например, начисление пенсии производится учреждением социального обеспечения, которое основывается на общие юридические нормы); вступление в правовые отношения произошло на основании правоприменительного акта, без желания и воли участников (например, взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей по решению суда); возникла необходимость использования санкции правовой нормы, а также возложение юридической ответственности (например, механизм государственного принуждения).

Применение норм права наступает тогда, когда необходимо их реализовать в форме правоотношений. Однако применение норм права может предшествовать стадии возникновения правовых отношений определенного типа. Данная стадия может выражаться в опосредованной деятельности уполномоченных органов в том случае, если субъект права вступает с ними в правовые отношения, требование которых является составление правоприменительного акта. На основании данного акта за участниками регулируемых отношений закрепляются определенные юридические обязанности, а также субъективные права.

Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, субинститутов, институтов, подотраслей, и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное.

Норма права - установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

Гипотеза - элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

Диспозиция - модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

Санкция - составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Субинститут – общность правовых норм внутри правового института.

Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Предмет правого регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются правом.

Метод правого регулирования – воздействие права на общественные отношения.

Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественный интерес.

Материальное право – совокупность юридических норм, в которых прописаны варианты правового поведения и установлены общеобязательные правила.

Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Парламентское слушание – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа.

Ключевые слова: система права; институт права; субинститут права; отрасль права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – стр.69-80

На уроке мы узнаем, что такое норма права, система права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний на применение знаний о системе права.

Сможем классифицировать отрасли права и приводить примеры отраслей права.

Основное содержание урока.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементами системы права являются:

1. Норма права (определение было дано ранее) это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Она является первичным компонентом. Например, ответственность за совершение кражи.

2. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

3. Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. Примеры: административное право, уголовное, финансовое и пр.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов полномочными органами государства;

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права. Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие о делении отраслей права на публичное и частное:


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: