Какие критерии положены в основу характеристики конкретного типа государства

Обновлено: 26.04.2024

Типология государств – это метод научного познания государства как политической формы общественной организации, предполагающий классификацию по существенным признакам, отражающим общие закономерности его создания, развития и функционирования.

Значение выработки адекватных критериев типологии государства

Типология – это метод познания, в том числе общественной действительности, предполагающий классификацию объектов исходя из их определенных качественных признаков. Этот вид структурирования научного знания позволяет облегчить исследования предмета. Так, всякий предмет характеризуется значительным объемом признаков, разной степенью их интенсивности и выражения. Значение типологии заключается в том, что анализ исследуемых предметов производится по характерным, значимым признакам предмета.

Иными словами, выбор адекватных критериев типологии предметов позволяет выявить их наиболее характерные, сущностные признаки предмета, сгруппировать на основе этих признаков соответствующие типы и исследовать их.

Указанное в полной мере распространяется и на типологию государств, которая предполагает выявление во всех известных истории государства и права и практики публичного управления государствах по выработанным критериям сущностных характеристик, и объединение государств по таким сущностным характеристикам в группы для дальнейшего исследования.

Отказ от типологии государства невозможен, поскольку тогда исследователь не мог бы систематически и объективно исследовать государство как политическую форму организации общества, поскольку вынужден был бы фокусироваться на специфических характеристиках отдельных государственных образований.

При этом выработка адекватных критериев для типологии государства требует всестороннего осмысления указанного общественно-политического явления в его взаимосвязи с правом, правовой культурой и другими социальными институтами.

Готовые работы на аналогичную тему

Тип государства, в свою очередь, можно охарактеризовать как систему важнейших признаков государства свойственных большим группам государств на определенном этапе исторического развития.

Классические критерии типологии государств

Теории государства и права известны два основных подхода к проблеме типологии государств:

Формационный подход к типологии государств в качестве основного критерия использует социально-экономические характеристики общества, а именно общественно-экономическую формацию, отражающую тип производственных отношений в обществе, то есть базис общественного развития, который в конечном итоге определяет сущность и содержание государства и права как собственных надстроек. Исходя из указанного критерия государства объединяются в следующие типы:

  • рабовладельческое государство. Экономическую основу такого государства составляет собственность рабовладельцев на рабов, орудия и средства производства;
  • феодальное государство, базис которого составляют собственность феодалов на землю и неполная собственность на крестьян;
  • буржуазное государство, основу которого составляет капиталистическая частная собственность на средства производства;
  • социалистическое государство, базис которого составляет общественная собственность на средства производства.

В соответствии с указанной концепцией государство и право характеризуются как инструменты классового господства, обусловленные уровнем развития экономических отношений на конкретном этапе исторического развития. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями становятся причинами социальных революций и соответствующих преобразований государственно-правового устройства;

Цивилизационный подход рассматривает государство как культурное явление, не фокусируясь на причинах развития государства, описывая типичные характеристики государства в конкретный период исторического развития. Следуя названному подходу, каждое общество ввиду специфических характеристик его жизнедеятельности в экономической, правовой, социальной, культурной и иных сферах представляет собой единое образование – цивилизацию, которая последовательно проходит стадии – от становления до упадка. Согласно указанному подходу государства на определенном этапе отражает не только характер соотношения политических сил, но и сформировавшиеся в процессе исторического развития специфические культурные характеристики и системы поведения.

Названные подходы дают представление о сущностных характеристиках известных истории человеческого развития типов государств, однако не в полной мере отвечают запросам современной практики публичного управления, что актуализирует выработку новых критериев типологии государств, их перманентное исследования.

Выработка адекватных критериев типологии государства на современном этапе

Для нужд современного публичного управления и дальнейшего развития теории государства и права, теории государственного и муниципального управления типология государств проводится по следующим группам критериев:

  • социальные. Эти классификации проводятся исходя из характеристик общества, соотносимых с характеристиками государства, то есть социальным назначением государства, его функциями и задачами в обществе. Примерами типологии на основе специальных критериев выступают демократический и антидемократический тип государства, социальный и антисоциальный тип государства, светский и религиозный тип государства и др.;
  • динамичные. Эти критерии предполагают, что объединения известных истории государств в группы осуществляется исходя из характеристик развития государственности;
  • формализованные. Эти критерии предполагают, что государство объединяются в типы исходя из характеристик организации государственной власти, например, критериями могут выступать форма правления, форма территориального устройства государственной власти, механизм государственного управления и пр.

Процесс выработки адекватных критериев типологии государств продолжается, и учеными выявляются новые критерии сравнения государств, что предполагает и исследование новых специфических сторон указанного явления. В конечном итоге, задача познания государства через его типологию, обуславливается необходимостью дальнейшего совершенствования государственного устройства для обеспечения прав личности.

Государство имеет разные черты, признаки и системы классификации. Это связано с разносторонним и многогранным смыслом, который вкладывается в данное определение. Один из самых распространенных типов классификации – типология государства и права. Такая политическая форма организации общества рассматривается с точки зрения двух различных подходов: формационного и цивилизационного.

Различные подходы к классификации государства и права. Современный взгляд на проблему

Рисунок 1. Типология государства

Формационный подход

В основе данного метода лежит систематизация определенного государственного устройства на основе общественного-экономической формации. Данный термин дословно переводится с латинского как «образование».

Формация – определенный этап в развитии общества и его структуре, характеризующийся типом производственных отношений.

Формационный подход активно использовался в марксизме. Марксистская теория трактовала государственное устройство в качестве надстройки над экономическим базисом, в основе которой лежат материальные и производственные отношения. Согласно выдвинутым идеям, финансовое положение социума определяет, какая ступень общественного развития на данный момент превалирует в политической и правовой сфере государства. Поэтому социально-экономический строй лежит в основе производственного характера любой страны.

Ф. Энгельсом и К. Марксом выделялось три макроформации:

  • архаическая (древняя);
  • эксплуататорская;
  • коммунистическая.

Основной определяющий критерий – наличие частной собственности и классов, а также их взаимодействие.

В 1938 году данная концепция была пересмотрена И. В. Сталиным, и количество формаций увеличилось до пяти:

  • первобытнообщинная;
  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • социалистическая.

До недавнего времени в научной и учебой литературе существовал исключительно формационный подход. Но его главный недостаток заключался в отсутствии объяснения, почему разные народы, начинавшие свой путь практически в одинаковых условиях, достигли разного результата в плане государствообразования. Поэтому политико-правовая область пополнилась другими критериями определения государства, одним из которых стало понятие «цивилизации».

Цивилизационный подход

Цивилизация – емкое определение, включающие в себя развитие духовной и материальной культуры (как в античности, так и в современности). Л. Г. Морган и Ф. Энгельс подразумевали под данным понятием этап в становлении общества, следующий сразу за варварством. Некоторые идеалистические теории, наоборот, обозначали ее как эпоху деградации и культурного упадка, не усматривая в ней целостность и органичность.

Цивилизационная типология, ввиду большого количества отличающихся друг от друга обозначений, подразумевает классификацию цивилизации по шести типам:

  • локальная (шумерская, эгейская и индийская);
  • особенная (западноевропейская, российская, исламская, буддистская);
  • древняя, средневековая, современная;
  • крестьянская, промышленная, научно-техническая;
  • доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
  • мировая.

Считается, что последний вид находится на данный момент на этапе формирования. В основе такой цивилизации лежит глобальный гуманизм, базирующийся на человеческой духовности, которая развивалась на протяжении всей истории человечества. В данном принципе первостепенное значение занимает ценность человеческой жизни, при этом не отрицаются национальные обычаи, разнообразие верований, традиции, сложившееся миропонимание. Цивилизационный подход рассматривает благо человека как высший критерий, по которому оценивается уровень комфорта и прогресса отдельных граждан и всего социума.

Согласно территориальному фактору, важнейшими определяющими условиями являются географические и климатические особенности региона.

Смысл, вкладываемый в понятие цивилизации, был развит и конкретизирован английским историком А. Тойнби. Он считал, что такая политическая форма организации общества является относительно замкнутой и «окольной», поскольку ограничивает отдельную группу людей характерными только для нее культурными, экономическими, религиозными, географическими и психологическими особенностями. Согласно его теории, в основе культуры базируется душа, кровь и лимфа, и в сравнении с ними политика и экономика кажутся искусственными, несущественными и заурядными. По мнению А. Тойнби, цивилизация объединяет в себе несколько государств и придает им общность.

Первоначально историк выделил около ста подобных самостоятельных форм организации социума, но затем, пересмотрев собственные взгляды, он сократил их количество до 21, в числе которых остались некоторые прекратившие свое существование цивилизации. Ученый поделил их на две группы:

  1. Первичные. Государство играет главную роль в социально-экономическом развитии и неразрывно связано с религией, а не является исключительно надстройкой.

Древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская.

  1. Вторичные. Государственное образование не входит в культурный и религиозный комплекс.

Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская.

Взгляды А. Тойнби критиковались отечественными и западными учеными, поскольку в его позиции отсутствовали четкие критерии определения:

  • уровень экономического развития;
  • этнические особенности;
  • религия;
  • мораль;
  • культура.

По мнению историка, установив тип цивилизации, можно было одновременно выяснить вид государственного устройства. Но типология стран по цивилизационному подходу им не была разобрана. Несмотря на это, А. Тойнби стремился представить данный метод как всеобъемлющий инструмент изучения истории развития общества.

Принципы соотношения

Государство и духовно-культурная жизнь общества взаимодействуют друг с другом на основе трех принципов:

  1. Учет не только социальных интересов и действующих сил, но и устойчивых нормативных образцов поведения, исторического опыта, представлений о мире, ценностей.
  2. Власть рассматривается как часть культуры, имеющая неразрывную связь с престижем, моралью, ценностной ориентацией, сложившимся мировоззрением, символикой.
  3. В государственной жизни изучаются отличия, вытекающие из своеобразия национальной культуры и характера, которые послужили причиной разного развития отдельных стран, стартовавших в одинаковых условиях.

Природа различных государственных образований имеет принципиальные особенности в ту или иную историческую эпоху. Поэтому типология государств представляет важное значение в изучении их социальной природы, определение характера на разных этапах развития. Каждый выделяемый тип – строгая система сторон и свойств отдельной политической формы организации общества в истории. Все страны в определенную историческую эпоху имели схожие сущностные черты.

Какое бы количество не было родов строя государственной направленности – для нации есть только один – таким всегда было и, что самое главное всегда останется государство свободного характера.

Стоит отметить, что государственность существует уже несколько тысячелетий. За такой достаточно длительный промежуток времени одни государства просто пропали с лица Земли, а что касается других, то они претерпели существенные видоизменения, а также появились новые. Ведь важным фактором является, что любое общество постоянно стремится к развитию, а отсюда и получается, что не остается неизменным, и само государство.

Все государства, которые когда-то существовали обычно классифицируются по различным признакам.

Исторический критерий

Исторический (или как его еще часто называют временной) критерий. Различают четыре группы государств:

  • Древнего мира;
  • средневековые;
  • Нового времени;
  • современные.

Сравнение количественного характера данных дает возможность сделать конкретный вывод о значительном развитии государственности. Если раньше государства занимали всего лишь малую часть нашей планеты, то на данный момент более 200 стран занимают практически всю территорию Земли.

Экономический критерий

Критерий экономической направленности или специальный способ производства различных благ материального характера. По большей части характеризуется тем, какие орудия труда применяли люди, как распределяли материальные или же произведенные блага. Также важно, что от того, какой именно класс стоял у власти и какая конкретно экономика существовала на том или ином этапе развития человечества зависит и характер самого государства. Если разделять государства по признаку, то можно выделить четыре основные группы:

  • государство рабовладельческой направленности. Его базис экономического характера составляла собственность рабовладельцев не только на какие-либо средства, а также орудия производства, но также и на работников в качестве которых выступали рабы. Именно рабы, их физическая сила являлась одной из самых главных для процесса создания тех или иных материальных благ;
  • государство феодального порядка. Данное название появилось от древнего слова «феод», которое в свое время означало определенный кусок земли, земельный надел. И действительно основу экономического характера феодального государства составляла собственность на землю и при этом неполная собственность на крепостных крестьян;
  • буржуазное государство (от франц. bourgeois – «горожанин»). В данных государствах в самих городах развивалась промышленность. Основой производства благ материального порядка стала собственность на средства промышленной направленности производства;
  • государство социалистической направленности. Ранее считалось, что в России был построен социализм. Тем не менее данное суждение оказалось неправильным. Так как государство социалистической направленности по всем своим показателям (таким как экономическим, а также политическим и, конечно, нравственным) обязано быть выше буржуазного. В таком отношении одними из самых продвинутых государств считаются скандинавские страны (то есть это Швеция, Финляндия, Норвегия).

Разделение государств по устройству власти

По устройству власти государственного характера сами государства подразделяются на республики, а также монархии.

Монархия (от греческого корня «моно») означает, что правит один человек. Стоит отметить, что в качестве отличительных признаков монархии выступают:

  • существование единоличного главы государства;
  • монарх в свою очередь обладает всей полнотой власти;
  • передача власти в государстве осуществляется путем наследования;
  • монарх правит бессрочно;
  • монарх в свое время не несет ответственности юридической направленности за те ошибки, которые он совершил в ходе своего правления.

Что касается древних, а также средних веков, то в это время практически все государства были именно монархиями причем не просто монархиями, а монархиями абсолютными в которых в свою очередь власть принадлежала монарху безраздельно. На данный момент времени гораздо чаще встречаются монархии, которые являются ограниченными, когда власть монарха не является безграничной и значительную роль играет именно парламент. Стоит отметить, что некоторые страны имеющие достаточное промышленное развитие (такие как Великобритания, Швеция, Бельгия и др.) выступают в качестве ограниченных монархий в которых в свое время данная форма правления существует по большей части именно формально в силу традиции. Важным является и тот момент, что какой-либо значимой роли в этих странах монархи не играют, а управление самой страной осуществляют именно парламент, правительство во главе с премьер-министром.

Республика (слово, которое произошло от латинского res publica – «дело общего характера») появилась позже монархии, тем не менее данная формула устройства власти государственной направленности достаточно широко распространена в современном обществе.

Наряду с главами правительства, а также государства в республике создается парламент – орган государственной направленности представляющий народ.

Стоит отметить, что Республика обладает следующими признаками:

  • государственная власть осуществляется не одним лицом, а системой органов;
  • власть в государстве в свое время делится на законодательную (то есть парламент) и, что не менее важно исполнительную (правительство), и, конечно, судебную;
  • в процессе формировании тех или иных органов государства принимает участие народ;
  • президент, а также парламент избираются на какой-то определенный срок;
  • высшие лица должностного характера несут конкретную юридическую ответственность за ошибки, которые они в свое время совершили.

В качестве одних из самых значимых органов в республике выступает именно президент, а также парламент. Если согласно конституции государства гражданин, который выступает в роли президента сам формирует правительство и при этом играет более значительную роль по сравнению с парламентом, такую республику мы называем президентской (как пример можно взять США). В том случае, если правительство формируется парламентом и при этом несет ответственность перед ним, а не перед президентом, это республика парламентского характера (в качестве примера можно привести Италию).

Разделение государств по территориальному устройству

Стоит отметить, что по устройству территориального типа виды государств бывают федеративными, а также унитарными.

Государство унитарного характера имеет такие основные признаки:

  • территория в свою очередь разделяется на единицы административного характера (то есть определенные районы, провинции), которые имеют равный статус правовой направленности;
  • существует государство единого типа;
  • принимаются специальные законы единого характера, а также иные документы нормативной направленности, которые оказывают свое действие на всей территории государства.

В качестве государств унитарного типа обычно выступают Украина, Франция, Польша, а также Норвегия и ряд других. Данная форма устройства характерна для стран, которые имеют достаточно небольшую территорию и при этом однородный состав национального порядка.

Федерация – это социальное объединение на добровольной основе нескольких ранее самостоятельных образований государственного характера в единое государство (Россия, США, Бразилия, ФРГ).

Хотя государство федеративного порядка – это довольно объедение достаточно сложное и при этом многоликое, можно отметить признаки общего характера, которые в свою очередь присущи федерациям:

  • та или иная территория состоит из частей или же субъектов (областей, штатов, земель и т.п.), которые не выступая в качестве государств в полном смысле слова имеют определенную самостоятельность (например, любой регион России имеет право самостоятельно заключать договоры внешнеторговой направленности);
  • для того чтобы выразить интересы субъектов федерации осуществляются необходимые действия по созданию специального государственного органа (обычно в качестве него выступает одна из палат парламента). В России это Совет Федерации, в США – в его роли выступает Сенат, а в Германии – Бундесрат;
  • также важно, что в федерации вполне можно иметь двойное гражданство. Например, в США лица обладают как общефедеративным гражданством Соединенных Штатов, так и гражданством какого-либо отдельного штата где они в свое время проживают (гражданство штата Массачусетс, гражданство штата Флорида и т.д.). Что касается России, то в ней в свою очередь существует только единое гражданство общефедеративного характера Российской Федерации;
  • федеративные субъекты вполне могут принимать свои законы в пределах своей компетенции. Важно заметить, что для того чтобы они не противоречили законам федеральной направленности.

В Конституции Российской Федерации отмечается, что Россия выступает в качестве именно федеративного государства.

Классификация государств, которая дается по различным признакам, приводится на рисунке ниже.

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

2) цивилизационный подход.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2) класс, инструментом власти которого становится государство;

3) социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

1) современных и древних;

2) западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.

Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

Понятие и виды социальных норм.

Социальная норма – это правило поведения, регулирующее общественное отношение.

Признаки социальной нормы:

1) Нормативность (представляют собой правила поведения субъекта в определенной ситуации)

2) Общеобязательность (обязательны для широкого круга лиц)

3) Социальная обусловленность (обусловлены уровнем развития общества)

4) Системность (представляют собой систему взаимосвязанных элементов)

5) Регулятивность (являются регуляторами общественных отношений)

6)Обеспеченность (реализация соц. норм обеспечена соответствующими средствами, присущими конкретному виду соц. норм)

Функции социальных норм:

1)Трансляционная (являются средством сохранения и передачи опыта социального регулирования),

2) Регулятивная (являются регуляторами общественных отношений),

3) Оценочная (являются критерием оценки поведения субъекта).

Виды социальных норм

I. По содержанию:

4) религиозные и т.д.

II. По форме выражения:

1) Формально-определенные (письменные)

2) Формально-неопределенные (не письменные)

III. По способам формирования и обеспечения:

1) обычаи (формируются в обществе естественно в результате многократного повторения наиболее рациональных действий),

2) нормы морали (формируются в обществе естественно-исторически на основе нравственных представлений людей. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия),

3) нормы общественных организаций (создаются общественными организациями в целях упорядочения отношений между членами этих организаций. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций),

4) нормы права (устанавливаются либо санкционируются государством. Их реализация обеспечивается возможностью применения гос. принуждения).

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. В словаре русского языка слово «тип» в наиболее подходящем к предмету нашего исследования значении толкуется как образец, модель или разновидность, форма, которым соответствует известная группа предметов, явлений. Применительно к областям научных знаний понятие типа конкретизируется, но существенно не отличается. Так, например, известный отечественный ученый-логик Н. И. Кондаков определяет тип как «образец, который выражает общие, существенные черты определенной группы предметов, явлений; форма, вид, модель которой соответствует определенному классу объектов».

Таким образом, тип государства – это теоретическая модель усредненного (типового государства) сам факт существования которого, равно как и динамика социально-политического развития определяется в зависимости от особенностей той или иной исторической эпохи, а исторический тип государства - это совокупность внешних признаков и сущностных свойств характерных для большинства государств в определенный исторический период.

Типология необходима для получения новых знаний: она позволяет предсказать существование ранее неизвестных объектов (в качестве примера приведем таблицу химических элементов Менделеева, благодаря которой он предсказал открытие таких элементов, которые ранее были не известны) или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными явлениями. Отличие типологии от классификации в том, что типология допускает существование таких явлений или объектов, которые не соответствуют ни одному из выделенных критериев. Типология превосходит классификацию своей универсальностью. Она является первоначальной операцией любых систематизаций.

Метод типологии занимает важное место в теоретическом государствоведении, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся функциональную сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества. При этом в рамках разных политико-правовых учений выделялись различные критерии типизации государств.

Одним из первых попытался вывести общие закономерности формирования и функционирования государства Аристотель. Он считал, что основными критериями разграничения государств являются, количество властвующих в государстве и осуществляемые государством функции. По количественному признаку различаются государства, где основные властные полномочия принадлежат единоличному главе государства, государства, управляемые коллективным органом власти, и наконец, такие государства, где принятие наиболее важных решений непосредственно зависит от большинства населения. В зависимости от сущности механизма государственного функционирования Аристотель выделяет правильные и неправильные государства. К правильным формам относятся монархии (единоличная власть монарха направлена на достижение общественного блага), аристократии (власть немногих «лучших», заботящихся о государственных и общественных нуждах), демократии (властные полномочия осуществляются непосредственно населением). К неправильным Аристотель относит деспотию (произвольную, ничем и никем не ограниченную власть тирана), олигархию, при которой представители власти заботятся о собственных материальных интересах в ущерб общегосударственным, и наконец, охлократию – «власть толпы».

Причину смены правильной формы правления неправильной философ усматривал в действии закона вырождения, согласно которому все совершенное со временем приобретает извращенную форму и, следовательно, правильное государство постепенно вырождается в свой антипод, становясь неправильным. Вместе с тем и неправильная форма правления не может существовать вечно, поскольку люди стремятся к улучшению положения в обществе и к установлению оптимального властного режима. Цикличность человеческого развития предопределяет последовательную замену правильной формы на неправильную (и соответственно неправильной формы на правильную), при этом особенностью аристотелевской концепции социального развития является то, что каждая последующая стадия хуже предшествующей (аристократия хуже монархии, а охлократия – олигархии). Сам процесс развития представляет собой замкнутый цикл, в рамках которого правильные и неправильные формы последовательно сменяют друг друга. Полное прохождение цикла ведет к возобновлению процесса на новой исторической ступени развития.

С развитием государственно-правовой системы изменялись и идейно-теоретические представления о проблемах типологии государства. В частности, Г. Елиннек писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно установить некоторые общие признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. Ученый различал идеальный и эмпирический типы государств, где первое – это мыслимое государство (теоретическая модель), не существующее в реальной жизни и рассматриваемое как своеобразный эталон (образец), с которым сравнивается конкретное государство. Эмпирический тип получается в результате сопоставления реальных государств друг с другом. Предметом типизации при этом является не абстрактная теоретическая модель идеального государства, а взятый в хронологической последовательности механизм государственно-правовой эволюции. Ученый выделяет древневосточный, греческий, римский, средневековый и современный типы государств.

Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия.

По мнению К. Ясперса, из чисто природного человеческого существования вырастают подобия организмов – социально-политические образования, которые живут и развиваются в соответствии с рядом закономерностей. Ученый предлагал хронологическую типизацию, основанную на общей посылке, в соответствии с которой любое государство представляет собой особую форму жизни, имеющую свое начало и конец. При этом ученый отрицал эволюционный характер социально-политического процесса, утверждая, что различные исторические типы государств ни в коей мере не взаимосвязаны, соприкосновение неодинаковых по типовой принадлежности государств, по его мнению, приводит к тому, что они только мешают друг другу.

В современном теоретическом государствоведении выделяются самые разные критерии типологии государства. Проводится типологическая градация по таким критериям, как: 1) Роль религии (теократические и светские); 2) Политический режим (демократические и антидемократические); 3) Форма правления (республики и монархии); 4) Территориальное устройство (унитарные и федеративные); 5) Географическое расположение и отношение к частям света (западные, восточные, европейские, азиатские, африканские, южноамериканские и пр.); 6) Цикличность (города, патримонии (домена), публично-правового порядока (стейт)). Иногда, по сути, предлагается вернуться к типизации, предложенной еще античными мыслителями. Так, например, французский исследователь М. Тропе, классифицируя государства, подразделяет их на монархии, аристократии и демократии.

Учитывая множественность точек зрения, связанных с рассмотрением проблемы типологии государств, представляется целесообразным их объединение в рамках двух подходов: монистического и плюралистического.

Монистический подход предполагает осуществление типизации по единственному критерию, признаваемому основным отличительным признаком, наличие которого позволяет отнести различные государства к тому или иному типу. В свою очередь плюралистический подход подразумевает использование нескольких критериев, сочетание которых позволяет говорить о типе государства как о комплексной, системной категории. Таким образом, монистическому и плюралистическому подходам соответствуют формационный и цивилизационный подходы соответственно.

В основе формационного подхода лежит единственный критерий деления государств на типы - «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван «формационным» и относится к «монистическому»), которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга циклы (этапы) - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический, каждый из которых соответствует своей общественно-экономической формации.

В основе цивилизационного подхода лежит множественный (плюралистический) критерий деления государств на типы, объединенный одним названием - «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский). Государство рассматривается с точки зрения комплексного подхода в рамках которого объединяются объективно-материальные и идейно-духовные факторы при этом если для представителей формационного подхода первичным определяющим тот или иной тип государства является материальное начало (бытие), то для представителей цивилизационного подхода первичным является - идейно-духовные факторы. Основное предназначение термина «цивилизация» видится в том, чтобы обозначить тип культуры (греческая, египетская, сирийская, западно-европейская, православная и др.). Отсюда и в понимании цивилизации следует исходить из понимания культуры, поскольку человек как существо не только биологическое, но и социальное, стал, наряду с естественной природной средой, создавать для себя новую, искусственную среду обитания - «вторую природу». И вот эта деятельность человека и ее результаты и называются «культурой». Основной категорией в оценке и характеристике культуры является понятие «ценность». В процессе деятельности человек создает как объекты материальной культуры, так и духовные ценности. В том числе и такие ценности, как право и государство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: