Какие категории гражданских судов можно выделить в зависимости от права собственности

Обновлено: 25.04.2024

Для того чтобы считаться судовладельцем, лицо должно эксплуатировать судно от своего имени и на законном основании. Например, от своего имени судно эксплуатируется фрахтователем по договору тайм-чартер или бербоут-чартер. Весьма распространенной в настоящее время является передача судна в доверительное управление для его эксплуатации за вознаграждение в интересах собственника по договору доверительного управления (см. комментарий к ст.14). Одним из законных оснований является административный акт соответствующего государственного органа (Госкомимущества). Например, суда, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а за казенными предприятиями - на праве оперативного управления.

2. В большинстве случаев, говоря о лице, эксплуатирующем судно, КТМ употребляет термин "судовладелец". Так, судовладелец обязан осуществить репатриацию члена экипажа (ст.58), он является стороной договора тайм-чартер (ст.198) или бербоут-чартер (ст.211), договора морского агентирования (ст.232), спасания (ст.338). Судовладелец несет ответственность при столкновении судов (ст.313), и его интересы защищаются при аресте судна (ст.393), заявлении о морском протесте (ст.394). Судовладелец имеет право ограничить свою ответственность по морским требованиям (ст.354).

Вместе с тем в определенных случаях КТМ прямо говорит о правах и обязанностях собственника судна. Согласно ст.20 собственник присваивает название судну и он же обязан осуществить подъем затонувшего судна (ст.109). Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью (ст.316) и в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ (ст.327) несет собственник судна. Он же имеет право ограничить свою ответственность за причиненный ущерб (ст.320, 331).

Субъекты права собственности на судно

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п.2 ст.8 Конституции РФ). Это положение нашло свое отражение в ст.212 ГК, согласно которой имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п.2 ст.212 ГК); при этом права всех собственников защищаются равным образом (п.4 ст.212 ГК). Это же положение закреплено и в п.1 комментируемой статьи при определении субъектов права собственности на судно.

Суда могут находиться в собственности граждан и юридических лиц независимо от того, имеет ли гражданин российское гражданство и является ли юридическое лицо таковым по законодательству Российской Федерации. Это положение отвечает принципу равенства всех перед законом, содержащемуся в п.1 ст.19 Конституции РФ. Указанный принцип распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и означает, что иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь те же имущественные и личные неимущественные права, что и российские граждане, т.е. пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Суда могут находиться в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст.125 и 214 ГК). Российская Федерация и ее субъекты в лице уполномоченных органов могут быть представлены в юридических лицах. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (ст.294 и 296 ГК).

В соответствии с п.2 ст.3 КТМ его правила не применяются к судам, находящимся в собственности государства и эксплуатируемым им и используемым только для правительственной некоммерческой службы, за исключением случаев, прямо предусмотренных в КТМ. Так, правила КТМ о регистрации судов и прав на них (ст.34), правила о столкновении (ст.310), правила об ограничении ответственности по морским требованиям (ст.366) распространяются и на суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей.

Суда могут находиться в собственности муниципальных образований, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст.125 и 215 ГК). Муниципальные образования в лице уполномоченных органов могут быть представлены в юридических лицах. Имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (ст.294 и 296 ГК).

Права собственника судна

Права собственника определяются ст.209 ГК и реализуются посредством правомочий по владению (реальному обладанию судном), пользованию (извлечению пользы, выгоды) и распоряжению (продаже, дарению, передаче в доверительное управление) принадлежащим ему судном.

В соответствии с п.3 ст.212 ГК законом могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на судно, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится судно в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования. Согласно этой же статьи ГК могут быть определены виды имущества, находящегося только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации и абз.2 п.2 ст.1 ГК гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.2 ст.209 ГК собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие федеральному закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Право собственности на судно удостоверяется специальным документом - Свидетельством о праве собственности на судно, выдаваемым МАП в лице капитана порта при внесении судна в Государственный судовой реестр.

Передача судна в доверительное управление

Доверительное управление основывается на общих правилах гражданского законодательства России. Вопросам доверительного управления имуществом в ГК посвящена отдельная глава 53 (ст.1012-1026), предусматривающая новый способ осуществления собственником имущества его права распоряжаться имуществом и назвавшая среди объектов доверительного управления объекты, относящиеся к недвижимому имуществу. В связи с тем, что вопросы, связанные с доверительным управлением судном, регулируются общими правилами гражданского законодательства Российской Федерации, в КТМ доверительному управлению судном посвящена только одна статья - 14

Несоблюдение требования о регистрации передачи судна в доверительное управление влечет недействительность договора (п.3 ст.1017 ГК). Имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна ему в управление названы среди основных сведений, подлежащих внесению в Государственный судовой реестр или судовую книгу в соответствии с п.2 ст.39 КТМ.

В соответствии с правилами, установленными КТМ, к доверительному управляющему судном не может быть предъявлен иск о возмещении ущерба от загрязнения нефтью и иск о возмещении ущерба от загрязнения в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Такие иски могут быть предъявлены к собственнику судна и только в соответствии с правилами, установленными КТМ. Эти правила не затрагивают право регресса собственника судна к любому третьему лицу, в том числе к доверительному управляющему.

Статья 16. Государственная регистрация судна и прав на него, учет плавучих объектов

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов):

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственном судовом реестре;

реестре арендованных иностранных судов;

Российском международном реестре судов;

реестре строящихся судов.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

2. Судно, которому в соответствии с пунктом 8 статьи 23 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ)

3. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

4. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Реестры судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся в них информации лиц.

(в ред. Федеральных законов от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

правоохранительных органов и судов о находящихся в производстве делах;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

государственных или муниципальных органов в связи с предоставлением ими государственных или муниципальных услуг;

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией;

государственных органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов;

органов государственной статистики;

иных определенных федеральными законами органов.

Ст. 16. Государственная регистрация судна и прав на него, учет плавучих объектов

2. Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

3. Право собственности на судно, строящееся на территории Российской Федерации, может быть приобретено с момента государственной регистрации такого права в реестре строящихся судов.

5. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Комментарии к ст. 15 КВВТ РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Авторы: Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко

1. В соответствии с положением п. 1 комментируемой статьи судно может находиться в любой из форм собственности: частной, государственной, муниципальной и пр. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 209 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим судном или его частью. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе:

- отчуждать свое судно в собственность другим лицам;

- передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном;

- отдавать судно в залог и обременять его другими способами;

- распоряжаться им иным образом.

Право собственности на судно возникает в результате:

1) его постройки и государственной регистрации (ст. 219 ГК);

2) государственной регистрации судна, переданного по договору (ст. 223 ГК);

3) государственной регистрации бесхозяйного судна, принятого на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (ст. 225 ГК).

Постановка на учет бесхозяйного имущества осуществляется в порядке, утв. Приказом Минтранса от 2 октября 2014 г. N 278 "Об утверждении Правил учета бесхозяйных судов и о внесении изменений в Правила государственной регистрации судов, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 144".

Споры о признании права собственности на судно нередко возникают на практике и решаются в судебном порядке.

Пример: ОАО "Ярославский коммерческий банк социального развития" (правопреемник - ОАО "Промсвязьбанк") обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Инвестлизинг", ООО "МТД" Капитал" о признании недействительным договора купли-продажи в части отчуждения судна "Дебаркадер-54", об определении доли в праве собственности на спорное судно в размере 96,86%.

Отказывая истцу, суды указали, что независимо от квалификации договора право банка на спорное судно могло возникнуть только по правилам ст. 219 ГК и при исполнении ООО "Инвестлизинг" своей обязанности по передаче доли в праве на спорное судно банку. Судами установлено, что доказательств возникновения у банка доли в праве собственности на спорное судно представлено не было. Поэтому суды не нашли оснований для удовлетворения заявленного банком требования об определении его доли в праве собственности на судно.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительной сделки купли-продажи и применении последствий ее недействительности, суды исходили из того, что материалами дела подтверждается, что продавец (ООО "Инвестлизинг") распорядился имуществом, собственником которого он являлся; доказательств прекращения его права не представлено. Суды отклонили доводы банка о создании новой вещи, в отношении которой право у продавца не возникло. Кроме того, как указано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11 июля 2011 г. N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", отсутствие у продавца в момент заключения договора продажи недвижимости права собственности на имущество - предмет договора - само по себе не является основанием для признания такого договора недействительным (см. Определение ВАС РФ от 6 декабря 2012 г. N ВАС-3395/11 по делу N А43-9250/2010).

2. Положения гражданского законодательства, приведенные выше, детализируются в п. 2 комментируемой статьи. В ней установлено, что право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в одном из реестров: Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов (подробнее см. комментарий к ст. 16).

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает особенности государственной регистрации права собственности на судно, которое строится на территории Российской Федерации. Право собственности на строящееся судно приобретается с момента государственной регистрации такого права в реестре строящихся судов.

Датой государственной регистрации строящегося судна является день получения регистрирующим органом заявления о государственной регистрации судна (п. 5 Правил государственной регистрации судов). В реестр строящихся судов подлежат включению суда, в отношении которых в соответствии с п. 105 Правил государственной регистрации судов заведено дело на строящееся судно. В это дело помещаются все документы, поступающие для государственной регистрации прав на строящееся судно.

4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает возможность передачи судна в доверительное управление на срок, не превышающий 5 лет.

Для этого должен быть заключен договор доверительного управления судном. В соответствии со ст. 1012 ГК по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Осуществляя доверительное управление, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя в соответствии с договором. Законом или договором доверительного управления могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом (например, ст. 1020 ГК).

В соответствии с положениями ч. 2 и 3 ст. 1017 ГК договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества, то есть в письменной форме. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (см. комментарий к ст. 16). Несоблюдение формы договора доверительного управления судном или требования о регистрации его передачи в доверительное управление влечет недействительность договора.

Не подлежит передаче в доверительное управление судно, находящееся в собственности государственного органа или органа местного самоуправления. В соответствии с ч. 3 ст. 1015 ГК доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом.

В соответствии с п. 5 комментируемой статьи доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Эти положения также основаны на нормах ГК: в соответствии со ст. 1015 ГК доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Таким образом, не могут быть доверительными управляющими в отношении речных судов некоммерческие организации и унитарные предприятия. Доверительное управление судна должно осуществляться исключительно компетентным в области управления судами и их эксплуатации индивидуальным предпринимателем или коммерческой организацией.

Задайте вопрос юристу:

Для абсолютного большинства дачников, садоводов и огородников могут оказаться очень полезными разъяснения Верховного суда о правильном разделе земельных участков. Речь идет о самых часто встречающихся ситуациях, когда дом и земля делятся между несколькими собственниками.


Такое случается при получении наследства, при разводах и в прочих аналогичных случаях.

Мало кто знает, что при подобных операциях размер будущих участков, которые получатся после деления, имеет исключительно важное значение.

Дело в том, что по закону отдать человеку его долю можно только в том случае, если все образовавшиеся после раздела участки соответствуют минимально разрешенному размеру для целевого использования земли.

То есть, если изначально участок предоставлялся для садоводства, то делить его надо так, чтобы на каждой части можно было продолжать и далее этим садоводством заниматься.

Подобные разъяснения были даны, когда Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ пересматривала результаты разбирательства одного земельного спора в Волгоградской области. Там в суд пришел гражданин и попросил выделить ему часть дома и земельного участка, которыми владели несколько хозяев на правах общей долевой собственности.

В суде истец объяснил, что ему принадлежат две трети доли дома и земельного участка. По паспорту БТИ общая площадь дома - 70,1 кв. м., а участка - 506 кв.м. Одной третью части владела женщина, а после ее смерти - наследник.

Если участок предназначен для садоводства, то делить его надо так, чтобы садоводству не препятствовать

Этот наследник с требованием соседа не согласился и принес в суд встречный иск - разделить дом и землю по тому варианту, который он предлагает.

Местный суд встал на сторону истца и поделил дом и землю. Истцу досталось 337, 3 кв. м, а ответчику - 167, 7 кв. м.

Апелляция с таким решением согласилась.

Местный волгоградский суд, когда принимал это решение, пошел по самому простому пути - дом и землю он поделил так, как там исторически сложился порядок пользования - без отступления от размера долей в праве собственности сторон на дом и участок.

С таким решением Верховный суд не согласился и объяснил, почему.

В Земельном кодексе (статья 1) сказано, что участки, которыми владеют граждане, образуются разными способами. Участки перераспределяют из уже имеющихся наделов, выделяют из существующих, отдают или продают участки из земель государственной или муниципальной собственности. По тому же Земельному кодексу, выделение доли из участка земли - это такое же выделение участка. А тот, от которого "отрезали" часть, будет и дальше числиться участком, но - в новых границах. Человек, у которого была доля, после выделения становится настоящим собственником полученного участка, а остальные хозяева долей так и остаются собственниками частей в едином наделе.

Еще важный момент - в Земельном кодексе говорится, что как бы ни меняли, разрезали или выделяли части из целого участка, все его доли должны отвечать первоначальному целевому назначению и разрешенному использованию. По закону у участков, в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования, установлены предельно минимальные и предельно максимальные размеры.

В 1996 году состоялся общий пленум Верховного и Высшего Арбитражного судов(N6/8 от1 июля 1996 г.). На этом пленуме шла речь о Гражданском кодексе. В нем есть статья 252, в которой говорится, что суд имеет полное право отказать в иске участнику долевой собственности, попросившему выделить ему долю в натуре. Отказ возможен, если выделение доли повлечет "несоразмерный ущерб имуществу, находящемуся в общей собственности". То есть если после выделения куска земли оставшийся участок нельзя использовать по прямому назначению. В этом случае под понятием "ущерб" надо понимать серьезное ухудшение технического состояния, невозможность использования вещи по ее целевому назначению, неудобство в использовании, снижение культурной или художественной ценности вещи. В последнем случае речь уже не о земле, а о коллекциях картин, предметов или о библиотеках.

Эти разъяснения, подчеркнул Верховный суд, соответствуют Закону "О государственном кадастре недвижимости". По нему кадастровый орган принимает решение об отказе поставить на учет участок, если новый участок или оставшийся старый не будут соответствовать прописанным в законе минимальным и максимальным размерам.

Из всего сказанного Судебная коллегия по гражданским делам ВС делает вывод - выделение доли в натуре одному из собственников земельного участка возможно лишь в том случае, если этот участок и оставшиеся после дележа наделы имеют площадь не меньше минимально разрешенной и соответствующей целевому назначению.

В Земельном кодексе сказано, что предельные максимальные и минимальные размеры устанавливаются градостроительными регламентами. В Градостроительном кодексе говорится, что правила землепользования и размеры пишет местная власть.

В нашей ситуации есть постановление Волжской городской Думы Волгоградской области. По нему предельно минимальный участок - 0,02 гектара, а предельно максимальный - 0,2 гектара. Поэтому в нашем споре вновь образуемый участок, который суд выделил в собственность ответчику, - в 168,7 квадратного метра - не соответствует требованиям закона. Верховный суд РФ велел спор о земле пересмотреть.

ГПК или КАС: почему суды ошибаются в подведомственности

Верховный суд разъяснил, почему суды должны принимать заявления с неверной подведомственностью и самостоятельно исправлять ошибку, а не прекращать дело. Еще он разрешил дело, в котором нижестоящие инстанции отказались принимать заявление истца и по ГПК, и по КАС. А юристы рассказали о процессуальных сложностях выбора между административным и гражданским производством.

До 15 сентября 2015 года обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке – согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса. Теперь практически все подобные иски попадают под действие Кодекса об административных правонарушениях. В то же время, по правилам гражданского судопроизводства, суд оценивает те акты, из которых возникают гражданские права и обязанности – например, когда лицо получает право на какое-либо имущество. Такие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ».

Сложный выбор

Правила сформулированы очень абстрактно, а конкретизирующих постановлений со стороны ВС немного, говорит партнер юрфирмы «Шаймарданов и партнеры» Айнур Ялилов. Поэтому судьи могут сомневаться, в каком порядке рассмотреть дело. Спорные ситуации возникают тогда, когда в одном деле есть и административный, и гражданско-правовой компоненты, делится управляющий партнер АБ «Юг» Юрий Пустовит. «Например, по распоряжению местной администрации снесли здание, которое она считала самостроем, – здесь нарушено гражданско-правовое право собственности, но нарушено согласно властно-распорядительному акту органа власти, – приводит примеры Пустовит. – Или площадь участка уменьшилась из-за незаконных поправок Росреестра: тоже нарушено право собственности, но суд должен будет оценить законность действий чиновников».

По словам Ялилова, каждый судья пытается истолковать разъяснения Верховного суда самостоятельно, чтобы применить их в конкретном деле. В итоге по аналогичным вопросам двое судей могут вынести разные процессуальные решения. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер, отмечает адвокат «Инфралекса» Михаил Гусев.

Если суд придет к выводу, что требования поданы в неправильном порядке, он выносит определение об отказе в принятии иска или административного иска. Если судья сомневается, ему удобнее отказать: в этом случае по спорному вопросу может высказаться апелляция. Ведь отмены определений, как правило, не влияют на общую статистику судьи, рассказывает Ялилов. Если же судья принял к рассмотрению спор, который был разрешен в неправильном судопроизводстве, то это уже очень грубое нарушение, объясняет юрист.

Возможно и такое, что ошибка не исправлена, а спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а госоргану больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского – значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Ошибки здесь ведут и к тому, что дело рассматривает другой суд, говорит Ялилов. Если дело касается земельных участков, то, вынужденно подавая иск в гражданском судопроизводстве, нужно будет адресовать его по месту нахождения участка, рассказывает юрист, в то время как административный иск подается по месту нахождения органа власти.

Нельзя спорить бесконечно

Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Жилин так и сделал: подал гражданский иск. Сургутский горсуд его удовлетворил, но суд ХМАО-Югры вопреки своей же позиции в предыдущем деле прекратил производство. Он объяснил, что вопрос надо решать, наоборот, в административном порядке. С этим не согласился Верховный суд, который отменил этот акт. Если Жилину нельзя обратиться в суд ни в гражданском, ни в административном порядке – получается, у него вообще отняли право на судебную защиту, гласит определение ВС № 69-КГ17-17. В итоге дело направили на новое рассмотрение в апелляцию.

Как определить подведомственность спора

Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер – то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.

По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:

  • договоры и другие сделки;
  • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
  • причинение вреда;
  • неосновательное обогащение.

В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.

Какие дела разрешаются в порядке КАС: мнение Верховного суда

  • Гражданин оспаривает отказ местных властей выделить ему бесплатно садовый участок (определение № 20-КГ17-17, 20-КГ17-16).

  • Гражданин оспаривает акт местных властей о порядке демонтажа самовольных построек (определение № 11-АПГ17-9).

  • Гражданин оспаривает бездействие местной администрации, которая не подключает его дом к сети водоснабжения (определение № 45-КГ17-4).

  • ТСЖ обжалует постановление муниципальных властей, которые наложили сервитут на ее участок (определение № 11-КГ17-18).

  • Казенное предприятие хочет признать незаконными предписания Государственной инспекции труда (определение № 29-КГ17-5).

Какие дела разрешаются в порядке ГПК: мнение Верховного суда

  • Прокурор оспаривает акты местной власти, в результате которых ряд граждан получили участки, а затем некоторые из них были проданы третьим лицам (№ 27-КГ17-11).

  • Бывшая военнослужащая, не согласная с полученной характеристикой, подала иск о защите чести и достоинства (№ 201-КГ17-35).

  • Гражданка решила обязать местные власти выдать ей звание «Ветеран труда» (№ 53-КГ17-8).

Разрушить процессуальный барьер

Если истец ошибся и подал неправильное заявление – это не должно тормозить процесс, убежден Пустовит. Вместо того, чтобы отказывать в принятии иска, возвращать его или оставлять без движения, суд должен сам определить верный вид судопроизводства, информировать об этом участников процесса и рассмотреть дело по закону, считает адвокат. Такое разъяснение он предлагает включить в закон или закрепить в судебной практике.

Еще более детальные разъяснения Верховный суд дал в свежем определении № 81-КГ17-27:

Вид судопроизводства (гражданское или административное) выбирает суд. Он должен передать заявление для рассмотрения в тот же суд, но в другом порядке, а не прекращать дело.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: