Какие изменения в структуре судебной системы произошли за последние 5 лет

Обновлено: 23.04.2024

В федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О судебной системе РФ» за все время после его принятия была внесено лишь около десяти поправок. Однако некоторые из них оказали значительное влияние на работу судебной системы. В частности, они касались ее структуры, требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи, и порядку назначения их на должность, возрастных критериев и др.

О том, как на протяжении двух десятков лет видоизменялся ФКЗ «О судебной системе РФ» рассказывает в рубрике «Исторические хроники» депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина.

Итак, федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» после продолжительных согласований между двумя палатами Федерального собрания в декабре 1996 года был принят и вступил в силу.

Казалось бы, все нюансы учтены, по всем разногласиям найдены компромиссы. Но жизнь не стоит на месте. За прошедшие двадцать с лишним лет в закон было внесено более 10 поправок. Это сравнительно немного, что свидетельствует о том, что ФКЗ действительно был хорошо проработан. Тем не менее по ряду позиций он изменился, в некоторых случаях — достаточно существенно.

Для более наглядного представления о динамике изменений, внесенных в ФКЗ «О судебной системе РФ», можно разбить их на три группы.

К первой группе отнесем наиболее существенный пакет поправок, касающихся структуры судебной системы, и рассмотрим их в хронологическом порядке.

В 2003 году в судебной системе РФ были образованы арбитражные апелляционные суды — для рассмотрения дел в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом апелляционная инстанция отделялась от первой судебной инстанции. Это исключало положение, при котором в арбитражном суде субъекта РФ не только решение принималось, но и его проверка осуществлялась.

Некоторые положения федеральных конституционных законов об арбитражных судах и о судебной системе были скорректированы в 2009 году в связи с созданием Дисциплинарного судебного присутствия — специализированного органа, принимающего окончательные решения по жалобам на решения органов судейского сообщества о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Дисциплинарное присутствие являлось федеральным судом и входило в судебную систему России. Однако в 2014 году оно было упразднено, а вопросы, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ.

Изменения, внесенные в 2011 году, были обусловлены созданием в системе арбитражных судов специализированного Суда по интеллектуальным правам. Он занимался делами об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. К его подсудности также относятся споры о предоставлении или прекращении такой охраны. При этом сторонами дела могут быть любые организации, ИП или граждане. Для изучения специальных вопросов, возникающих по конкретным делам, в аппарате суда формируются группы советников, обладающих соответствующей квалификацией.

В 2014 году было принято два закона о внесении изменений в ФКЗ «О судебной системе РФ», причем с разницей всего в два дня. Так, 3 февраля из закона было исключено понятие "народный заседатель". Этот институт упразднили в рамках судебной реформы. Вместо него, был введен суд с участием присяжных заседателей.

А 5 февраля закон был скорректирован наиболее существенным образом — в связи с внесением в Конституцию РФ поправки, упраздняющей Высший арбитражный суд с передачей его функций заново создаваемому Верховному суду РФ.

Обновленный ВС РФ стал высшим судебным органом не только по гражданским, уголовным, административным делам, но по разрешению экономических споров. При этом арбитражные суды сохранены: окружные, апелляционные, региональные, специализированные.

И, наконец, в 2018 году было решено создать структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды, отнесенные к федеральным судам общей юрисдикции и действующие в пределах территории соответствующих судебных округов. На основании этих изменений создано 9 кассационных и 5 апелляционных судов. Установлено также, на территории каких регионов они действуют и каковы места их постоянного пребывания.

Кроме того, в систему военных судов, помимо окружных (флотских) и гарнизонных, решено включить кассационный и апелляционный военные суды. Прописаны их полномочия и порядок организации работы.

Принципиальное отличие установленного порядка от прежнего — четкое распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке, которые ранее были сконцентрированы в одних и тех же судах.

Во вторую группу объединены поправки в ФКЗ «О судебной системе РФ», касающиеся требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи, порядка назначения судей на должность, объема их полномочий и пр.

Самые первые изменения и дополнения в закон были приняты в 2001 году и касались именно этих вопросов. В частности, требования к кандидатам на должность судьи были дополнены требованием об отсутствии у них заболеваний, препятствующих исполнению полномочий. В связи с этим введено предварительное медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи. Предусматривалась также возможность привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

В 2009 году из закона исключили норму, предусматривающую возможность присвоения работникам аппарата суда в военных судах воинских званий.

Корректировкой условий работы судей ознаменован 2012 год. Были внесены изменения в законы о статусе судей, о госзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, о дополнительных гарантиях соцзащиты судей и работников аппаратов судов, о мировых судьях. Соответствующие поправки были внесены и в рассматриваемый ФКЗ.

Так, вместо норм о зарплате судей, введены положения о ежемесячном денежном вознаграждении, состоящем из месячных окладов, доплат за выслугу лет, ученую степень, звание доцента, профессора, почетное звание "Заслуженный юрист РФ", а также из неких ежемесячных денежных поощрений. В отдельных случаях возможна также ежемесячная доплата за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.

Закреплено, что размер должностного оклада Председателя Конституционного суда РФ утверждается указом Президента РФ. Размеры должностных окладов судей КС РФ при этом устанавливаются в предусмотренном законом процентном отношении к этой сумме.

Размер должностного оклада Председателя Верховного суда РФ — 98% от должностного оклада Председателя КС РФ. Оклады судей — также в процентном отношении к этой сумме, предусмотренной законом.

Закреплено, что размеры должностных окладов судей ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции. Решение об индексации принимает Президент РФ.

Оклады за квалификационный класс составляют от 30 до 150 процентов должностных окладов, доплата за выслугу лет — от 15 до 50 процентов тех же сумм.

Классов при этом стало больше: высший и классы с 1 по 9 (ранее — высший и с 1 по 5).

В 2018 году законодатель решил разграничить правила наделения полномочиями Председателя ВС РФ, его заместителей, судей ВС РФ и председателей, заместителей председателей и судей других судов.

Дело в том, что ВС РФ не входит в систему судов общей юрисдикции. Согласно поправкам порядок наделения полномочиями его сотрудников устанавливается законами о ВС РФ и о статусе судей. Для остальных судов — соответствующим федеральным конституционным законом и также законом о статусе судей.

Кроме того, изменениями этого года определен механизм признания судьи ВС РФ нуждающимся в жилье и постановки его на учет для предоставления выплаты на приобретение и строительство.

И, наконец, третья группа поправок, регулирующих возрастные критерии и сроки пребываний судей в должности.

В 2001 году было установлено, что Председатели Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели верховных судов республик, краев, областей, судов городов федерального значения, автономных округов, военных судов и т. д. по нисходящей назначаются на должность сроком на шесть лет, но не более двух сроков подряд.

Предельный возраст пребывания в должности судьи, за исключением судей Конституционного Суда РФ, — 65 лет.

Спустя четыре года этот критерий был изменен, и предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда повышен с 65 до 70 лет. Поправки в ФКЗ 2005 года также гласили, что полномочия судьи прекращаются в связи с истечением их срока или по достижении им предельного возраста пребывания в должности. Ранее полномочия прекращались или приостанавливались только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Некоторые ограничения с высших лиц Верховного суда РФ было решено снять в 2012 году. Теперь Председатель ВС РФ и его заместители могут назначаться на данные должности неограниченное количество раз подряд (ранее — не более 2 раз подряд). Также с Председателя ВС РФ снято ограничение по предельному возрасту пребывания в должности.

А в 2018 году поправкой в ФКЗ был установлен предельный возраст пребывания в должности председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ — 76 лет.

Так на протяжении двух десятков лет видоизменялся федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ». Добавим, что базовые положения ФКЗ остались неизменными. А заодно их напомним: судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна, она действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

ЦСР представил полную концепцию реформы судебной системы

Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина опубликовал проект реформы судебной системы. Он был разработан в рамках программы стратегического развития России на 2018–2024. Реформа направлена на улучшение качества судейских кадров, укрепление независимости судей и снижение нагрузки и рационализацию судебного процесса.

Часть предложений уже были анонсированы в виде законопроектов, а другие анонсировал Владимир Путин. Председателей судов будут назначать после выборов, судей будут готовить в специальном Центре, а в качестве дисциплинарной ответственности введут понижение квалификационного класса судьи.

Кто разработал реформу

Кадры решают

Для решения вопроса улучшения судейских кадров предлагается создать единый Федеральный центр подготовки судей. Действовать он должен независимо от ведомств и специализироваться исключительно на профподготовке претендентов на должность судьи. Предполагается, что учредителем может выступать Правительство. «Необходимо обеспечить и высокую степень автономии Центра от любой власти, включая судебную, поскольку слишком тесный контроль со стороны судебной власти будет способствовать сохранению существующего положения дел, а не его изменения», – подчеркивает ЦСР. Головной кампус Центра предлагают создать в Санкт-Петербурге, дополнительные – в Екатеринбурге и Владивостоке. Обучение в центре по замыслу будет проходить бесплатно, а слушателям выплачивается стипендия. Предполагается заключение определенного целевого договора: по окончании обучения кандидаты должны проработать минимум 5 лет на судейской должности или возместить сумму обучения.

Для поступающих введут строгие критерии отбора: в Центре будут обучать только толкованию права, а не его содержательным аспектам. Высокого уровня предлагается сделать вступительные экзамены, а перед зачислением в Центр кандидаты должны получить рекомендацию квалификационной коллегии судей, также они пройдут проверку биографий.

Преподавать в Центре будут действующие и бывшие судьи разных уровней, а также профессоры права, одновременно являющиеся практикующими адвокатами, а также специалисты в области этики, психологии, риторики, социологии и экономики.

Радикально предлагается изменить статус секретаря судебного заседания. Во-первых, работа на этом месте не будет давать юридического стажа, а во-вторых, для нее не потребуется юридического образования.

Если сейчас председатели судов вынуждены выбирать из немногочисленных юристов и студентов-юристов, готовых пойти работать за низкую зарплату, то открытие доступа к этой работе представителям других специальностей позволит набирать более квалифицированных кандидатов

Помощников судей, наоборот, предлагается наделить процессуальными функциями и условно наделить статусом «судья номер два». Легализовать предлагается функции по подготовке судебных актов, разъяснений сторонам их прав и обязанностей, истребованием доказательств и т. д. Вместе с этим предлагается повысить зарплату помощникам. Повышение заработной платы вдвое советуют провести работникам аппарата суда. Затраты на это составят 25 млрд руб. (14,7% от общего финансирования судебной системы из федерального бюджета). По мнению экспертов Кудрина, это сможет повысить конкурс на должности и улучшить качество кадров.

Кадровая комиссия при Президенте должна участвовать только в процессе наделения гражданина статусом судьи, считают в ЦСР. Все дальнейшие назначения действующих судей или их перемещения будут происходить по представлению председателя ВС. При этом в сам состав ККП предлагается включить представителей ВККС, администрации президента, совета судей и общественности.

Как готовят судей в других странах

Независимые судьи

Для достижения этих целей предлагается назначать председателей районных судов по итогам выборов или после выдвижения соответствующей кандидатуры коллективом суда. Также предлагается изменить полномочия председателей суда по участию в процессе назначения судей, распределению дел и материального вознаграждения. Последней мерой ЦСР называет уточнение условий наступления дисциплинарной ответственности судей.

Для назначения председателей судей ЦСР предлагает два варианта:

Председателей районных судов выбирают

Кандидатуру рассматривает квалификационная коллегия судей, далее проходит процедура голосования среди судей этого суда, а кандидатура победившего кандидата согласуется с председателем ВС. Нахождение в должности занимает 3 года, один судья не может быть председателем больше двух сроков подряд.

Председателей районных судов выдвигают

Председателем может быть назначен только действующий судья данного суда на основе рейтингового голосования. Все судьи в специальных бюллетенях делают отметки о рейтинге всех судей. Далее выявляется рекомендованный судья, получивший большее количество голосов. Судья вправе отказаться от должности. Кандидатура согласовывается председателем ВС.

Ограничить полномочия председателей судов рекомендуют следующим образом:

  • исключить или существенно сократить участие председателя суда в процессе назначения судьи на должность;
  • изменить механизм премирования судей из фонда оплаты труда (без усмотрения председателя);
  • заменить практику «ручного» распределения дел председателем на электронную систему распределения дел;
  • организационно-хозяйственные полномочия должны быть изъяты у председателя суда и переданы администратору суда.

Эксперты отмечают, что необходимо четкое регулирование дисциплинарной ответственности судей, и указывают на противоречия в законодательстве.

Сейчас прекращение полномочий судьи происходит «не только за совершение преступных действий, но также и за допускаемый дисциплинарный проступок, притом что основания для выбора из всех мер дисциплинарной ответственности, именно прекращения полномочий, дифференцированы недостаточно четко», – отмечают эксперты. В качестве изменений в законодательство предлагается взять позицию КС, а именно в части того, что мера должна быть соразмерна проступку, а прекращение полномочий должно являться исключительной мерой. Кроме этого, прекращение полномочий судьи может применяться за проступок, который «порочит честь и достоинство судьи, подрывает доверие к судебной власти и является несовместимым со статусом судьи».

Также эксперты ЦСР предлагают разграничить понятия "дисциплинарный проступок" и "судебная ошибка". Дифференцировать предлагается и меры дисциплинарной ответственности: к существующим предлагают добавить понижение квалификационного класса судьи. С этом предложением уже выступал Владимир Путин (см. "Путин предложил ввести новую меру ответственности для судей").

Постоянно висящая угроза наказания за неправосудное решение способствует формированию корпуса запуганных и подконтрольных судей, боящихся допустить судебную ошибку, а значит, не способных проявлять самостоятельность и независимость в своих суждениях. Наказание, применяемое выборочно для отдельных судей, приводит к нарастанию тенденций «управляемости» вопреки принципу независимости судей и самостоятельности судебной власти

Снять нагрузку с судей

Как отмечают эксперты ЦСР, большинство судей в России работают с постоянной перегрузкой. Изменить это предлагают за счет корректировки потока входящих дел и издержек судопроизводства для его участников, а также за счет рационализации судебного процесса и процедур.

Приказное и упрощенное производство по делам, которые фактически не содержат спора, значительно снижало нагрузку с судебной системы, однако сейчас эта схема исчерпала свои возможности. Сейчас основную нагрузку на суды создают гражданские дела. При этом часто в суды попадают дела, которые спора не содержат.

Многочисленными являются иски налоговых органов к гражданам, при этом «стоимость» иска составляет 12 300 руб., а средняя стоимость исков от ПФР – около 11 300 руб. При этом дела удовлетворяются в 98,5% случаев для налоговой и в 99,3% для ПФР. «Целесообразно повысить пороговую сумму иска для ФНС и ПФР как минимум до 10 000 руб., это позволит сократить число гражданских дел на 2 млн в год», – считают в ЦСР. Сократить количество исков можно и за счет существенного повышения госпошлины для юридических лиц (например, до 10% от взыскиваемой суммы, но не более чем до 1 млн руб). В качестве последней меры предлагается дифференцировать пошлину за кассационное и апелляционное обжалование, что «заставит участников судопроизводства более ответственно относиться к вопросам обжалования».

В уголовном судопроизводстве единственная мера по сокращению числа дел – создание стимулов для прекращения дел на стадии следствия до передачи в суд тех уголовных дел, которые прекращаются в суде. Такая возможность предусмотрена УПК, но на стадии следствия прекращается не более 1,5% дел.

В арбитражных делах предлагается распространить практику обязательной ведомственной досудебной апелляции на все контрольно-надзорные органы. «То есть до подачи заявления в суд гражданин или организация обязаны обжаловать решение любого контрольно-надзорного органа в вышестоящей инстанции того же органа», – поясняет ЦСР.

Рационализация судебного процесса заключается в предоставлении возможности судьям в уголовном процессе озвучивать только резолютивную часть, оставляя полный текст решения на самостоятельное ознакомление сторон. Подробно с этой концепцией можно ознакомиться в материале «Верховный суд начал "процессуальную революцию"» об уже вышедшем законопроекте, который регулирует в том числе мотивировки по гражданским и арбитражным делам.

Кроме этого, предлагается на предварительном заседании открывать основанное судебное заседание, если явились обе стороны. Это касается судов общей юрисдикции.

Акцент в заседаниях ЦСР хотят сделать на аудиозаписях: «Необходимо сделать аудиозапись основным средством фиксирования хода судебного заседания в гражданском и уголовном процессах, письменный протокол будет являться вспомогательным источником, куда будут вноситься лишь основные сведения и процессуальные действия участников», – отмечают они.

Упросит работу единая картотека дел судов общей юрисдикции с возможностью публичного доступа к судебным актам, а также подача документов в такие суды в электронном виде, по аналогии с арбитражными судами.

Прочими мерами, которые сократили бы нагрузку, эксперты называют развитие института медиации и декриминализация части правонарушений. Помогло бы сокращение потока жалоб в порядке ст. 125 УПК (на действия/бездействия, решения следствия и прокуратуры в ходе работы по уголовному делу). Однако их ЦСР не называет первостепенными.

Одно из главных событий 2019 года — старт работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции и свершившаяся вместе с этим «процессуальная революция». Эти события одновременно стало завершающей стадией масштабной судебной реформы в России.

Судебная реформа в России началась вместе с третьим президентским сроком Владимира Путина. Тогда началось обсуждение инициативы по объединению Верховного и Высшего арбитражного судов. Спустя семь лет состоящая из трех элементов реформа завершилась.

  • Объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда (2014 год).
  • Создание новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции (2019 год).
  • Реформа процессуального законодательства (2019 год).

В Верховном суде отмечали, что основная задача реформы — это создание той модели судебной системы, «которая будет отвечать современным запросам гражданского общества, пользоваться доверием у этого общества и обеспечивать высочайший уровень правовой защищенности».

Поправки в процессуальное законодательство вступили в силу 1 октября 2019 года. В этот же день начали работать четырнадцать новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции и два новых военных суда. В связи с изменившимися порядками обжалования, можно сказать, что «в полную силу» суды начнут работать лишь в 2020 году. Поэтому, предлагаем в последний раз вспомнить — кто будет судить, кого и по каким правилам.

Дела для новых судов

Новые апелляционные суды пересматривают дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов — верховные суды республик, областные, краевые суды. В их же ведении оказались споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды стали вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим.

Кассационные суды общей юрисдикции по аналогии рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Они станут вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Например, Второй кассационный суд общей юрисдикции находится в новой иерархии выше, чем Московский городской суд. Новый суд напомнил об этом и вынес частное определение в отношении Ольги Егоровой, в котором поставил вопрос о принятии ею мер, направленных на предупреждение нарушений при рассмотрении московскими судами вопросов об ограничении конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (см. «Главе Мосгорсуда вынесли частное определение за продление арестов»).

Правила для новых судов

«Процессуальная революция» затронула все основные кодексы — АПК, ГПК, УПК и КАС.

Больше всего изменений досталось Гражданскому процессуальному кодексу. Главное изменение — представителями в суде общей юрисдикции, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, отныне могут быть только адвокаты и лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью. Кроме того, теперь заявителю иска необходимо указывать дополнительные сведения об ответчике. Если ответчиком выступает гражданин, то в иске нужно указать один из его идентификаторов: СНИЛС, ИНН, серию и номер удостоверяющего личность документа, регистрационный номер ИП, серию и номер водительского удостоверения или свидетельства о регистрации транспортного средства. Подробный разбор самых значимых изменений мы сделали в материалах «Изменения в ГПК. Что нового?», «Как это работает: новые сроки, преюдиции и другие изменения в АПК и ГПК».

Кодекс административного судопроизводства получил меньше всего изменений. В нем дополнили перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства — делами о признании запрещенной информации, размещенной в интернете и делами о признании информационных материалов экстремистскими. Поскольку административные и гражданские дела рассматриваются в одних и тех же судах общей юрисдикции, в КАС прописали новое правило для судов: когда заявлен иск с административными и гражданскими требованиями, если разделение требований невозможно, судья должен перейти к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства. Такое же право предусмотрено и для случаев, когда заявитель ошибся, и его административный иск на самом деле был гражданским — тогда судья выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам ГПК.

Главное изменение для уголовного процесса и Уголовно-процессуального кодекса — сплошная кассация. Если раньше кассационные суды могли отказаться передать дело на рассмотрение суда, то теперь такой возможности у них нет — если соблюдены все процессуальные нормы, то будет рассмотрена каждая кассационная жалоба. При этом процесс апелляционного обжалования решений по уголовным делам практически не изменился. Все промежуточные судебные решения и приговоры мировых судей нужно обжаловать в районном или равном ему суде, а решения и приговоры районных или приравненных к ним судов – в городской/областной или равный им суд.

Дипломы для юристов

1 октября в новых судах было скучно — тогда они не рассмотрели ни одного дела и ни одной жалобы (они просто не успели поступить на рассмотрение). Зато весело было в судах «старых» — арбитражных. Все дело в том, что арбитражный процесс, как и административный, стал профессиональным: для участия в процессе в качестве представителя теперь нужно предъявлять диплом о высшем юридическом образовании или подтверждать ученую степень по юридической специальности (см. «Поправки в АПК. Что нового?»).

В итоге многие юристы просто не смогли попасть в заседание. Они совершенно разные картины. Так, несколько человек упомянули, что после возражений оппонента о допуске в заседание без диплома судья представителя не допустил, несмотря на то что этот представитель ранее уже участвовал в этом процессе и ссылался на постановление Пленума ВС. Другие отмечали, что во многих судах в разных частях России судьи дипломы не просили, так как дела, которые приняли к производству 1 октября, ещё не начали слушаться. Многие юристы решили заверить у нотариуса копию диплома, хотя некоторым хватало фотографии документа, а другие, наоборот, перестраховывались и приносили оригинал документа. На несколько дней эта тема стала самой обсуждаемой в юридическом сообществе, а мы подробно писали об этом в материале «А с дипломом человек: как юристы ходили в суд по новым правилам»).

Судьи для судов

Для того, чтобы новые суды вообще заработали, Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) пришлось провести множество заседаний — всю первую половину года коллегия отбирала подходящих для работы в новой инстанции судей. Сотни кандидатов пытались получить рекомендацию, нолучилось не у всех — многим не хватило опыта работы, а кого-то от рекомендации отдалили проблемы с конфликтом интересов, уголовными делами родственников и неоплаченными административными штрафами.

Подробно о том, как проходил набор в новые суды, можно узнать из наших многочисленных репортажей с каждого из заседаний ВККС (их легко найти по тегу «Судьи»), а также из обзорных материалов. Например:

Тем не менее, к октябрю новые кассационные суды получили 65% судей от штатной численности, а апелляции — 60%. Такие цифры приводил Вячеслав Лебедев. Этого было достаточно, чтобы новые суды могли беспрепятственно начать работу, потому что по закону суд считается укомплектованным, когда в нем занята половина судейских мест.

Но назначения продолжились и после этого, и уже к декабрю судейский состав апелляций и кассаций выглядит следующим образом:

Судьи: Татьяна Васильева, Зоя Михеева, Александр Пушкин, Татьяна Васильева, Лариса Синьковская, Сергей Курохтин, Наталья Овсянкина, Сергей Бабков, Александр Беседин, Елена Геращенко, Ольга Дробышевская, Ольга Ефремова, Лариса Изотьева, Елена Кондакова, Павел Мелехин, Наталия Никулина, Елена Пономарева, Ирина Селиверстова, Елена Стоян, Юрий Троян, Галина Харебина, Елена Корпачева, Вадим Неустроев, Галина Гришина, Николай Жудов, Виктор Рогов, Сергей Бузмаков, Юлия Ковалёва.

Судьи: Галина Алексеева, Наталья Буткова, Алексей Головко, Татьяна Егорова, Сергей Иванов, Светлана Клюсова, Анна Кулябина, Елена Морозкова, Сергей Напалков, Олеся Павлова, Елена Переверзина, Игорь Пластинин, Инга Семенова, Елена Стародубцева, Маргарита Хизниченко, Елена Шадрина, Андрей Худяков, Светлана Вдовиченко, Инна Кошелева, Павел Быканов, Юлия Ехалова.

Судьи: Анна Носкова, Юлия Печурина, Ольга Силина, Вячеслав Слепченко, Светлана Солдатова, Жанна Тотцкая, Герман Александров, Елена Анфалова, Наталья Брянцева, Наталья Демидчик, Елена Капорина, Алла Колпакова, Галина Рассказова, Евгений Салтыков, Елена Удод, Анастасия Катанаева, Константин Сафонов, Дмитрий Гылкэ, Екатерина Сиротина, Александр Фофонов.

Судьи: Юрий Печерица, Юлия Ходус, Татьяна Афанасьева, Владимир Батялов, Наталья Миронова, Алексей Михеев, Александр Нечепурнов, Елена Рогожина, Галина Урняева, Павел Федоров, Николай Волков, Дмитрий Калугин, Елена Лунькина, Сергей Фоминых, Елена Яковлева, Анна Бушмина, Надежда Краснова, Михаил Сорокин, Владимир Кузьмичев, Наталья Бычкова, Роман Нестерук, Дмитрий Ходак.

Судьи: Дмитрий Голубченко, Евгений Захаров, Андрей Мулярчик, Галина Никитина, Виктория Опанасенко, Елена Сучкова, Лариса Тертишникова, Елена Шилкина, Александр Шульга, Татьяна Ячменёва, Елена Ненашева, Юлия Роженцева, Евгений Сербов, Елена Вольная, Ольга Красикова, Роман Мартынов, Александр Гальчиков.

Судьи: Марианна Болдова, Елена Булатова, Диана Ефимова, Наталия Клименко, Оксана Кузьмина, Дарья Скокова, Сергей Строганов, Елена Безгина, Вадим Васляев, Татьяна Веркошанская, Мухтар Гайдаров, Алексей Глухов, Андрей Зюзюкин, Александр Поддымов, Виктор Рыжов, Алексей Александров, Алексей Балашов, Геннадий Баранов, Елена Батулина, Светлана Гольман, Ольга Евстигнеева, Андрей Елизаров, Инна Изоткина, Михаил Князьков, Александр Козлов, Александр Озеров, Ольга Спрыгина, Светлана Тарасова, Евгения Улитина, Виктория Филатова, Ольга Шабанова, Олег Шамонин, Руслана Шостак, Константин Андреев, Ксения Демина, Владимир Захаров, Нина Курдюкова, Асель Омарова, Василий Попов, Светлана Романова, Вадим Ситников, Светлана Юдина, Диана Асатиани, Светлана Бородина, Галина Желонкина, Андрей Котлов, Наталия Макарова, Наталья Петрова, Сергей Погодин, Ольга Полянина, Елена Потемина, Андрей Савельев, Игорь Тарасов, Мария Тришкина, Валентина Комиссарова, Александр Перегудов, Владимир Плюхин, Александр Разуваев, Оксана Смирнова, Елена Солтыс, Ксения Сосновская.

Судьи: Елизавета Агафонова, Ольга Аксенова, Ольга Анатийчук, Валентина Белоусова, Александр Берестовой, Жанна Буторина, Наталья Варнакова, Александр Васев, Елена Васильева, Наталия Власенко, Ленара Гайниева, Владимир Герасимов, Александр Дементьев, Юрий Денисов, Евгений Жерненко, Светлана Захарова, Наталья Зуева, Михаил Зюлин, Алексей Иванов, Татьяна Иванова, Елена Кислиденко, Ольга Климова, Олег Колесников, Инесса Комарова, Таукан Конов, Наталья Коргун, Алексей Корлыханов, Ольга Костина, Елена Кочнева, Сергей Крылов, Светлана Курчевская, Евгений Кучинский, Наталья Лепехина, Елена Лоханова, Елена Лысова, Наталья Матушкина, Любовь Мичурина, Александр Москаленко, Ольга Мядзелец, Нина Никулинская, Муза Парменычева, Руслан Патронов, Екатерина Пирожкова, Дарья Полозова, Людмила Пугина, Елена Рахманкина, Олег Семенов, Елена Смирнова, Юрий Трубицын, Александр Харитонов, Елена Цыпкина, Игорь Чаплыгин, Алексей Шкода, Сергей Склярук, Людмила Бакулина, Людмила Гончарова, Георгий Дороднов, Аминат Ионова, Ольга Карцевская, Денис Копылов-Прилипко, Ирина Кумачева, Сергей Морхов, Игорь Пауков, Юлия Сокурова, Сергей Сорокин, Ильдар Сюбаев, Елена Ярусова, Жанна Беклова, Максим Блошенко, Максим Матейкович, Елена Щеглова.

Судьи: Юлия Александрова, Любовь Байдаева, Элеонора Воронина, Екатерина Гутенева, Елена Замарацкая, Кристина Лепская, Алексей Цой, Алексей Бакулин, Светлана Белинская, Галина Бурматова, Любовь Бушта, Александр Городков, Юлия Григорьева, Сергей Жирнов, Ольга Жидкова, Галина Заседателева, Андрей Зеленский, Татьяна Ирышкова, Ирина Киреева, Инна Косицына-Камалова, Лариса Кротова, Юлия Куванова, Сергей Кузнецов, Елена Кулешова, Светлана Куракова, Елена Мальцева, Виктория Медведкина, Елена Меншутина, Светлана Панфёрова, Татьяна Петрова, Юлия Петрова, Вера Рогачева, Николай Рогожин, Светлана Сазонова, Виталий Саяпин, Ольга Смирнова, Евгений Снегирёв, Сергей Стародубов, Светлана Старцева, Ирина Стешовикова, Кирилл Уланов, Михаил Устимов, Дмитрий Фуганов, Татьяна Шевчук, Андрей Широков, Елена Широкова, Светлана Шкарупина, Ольга Котикова, Марина Нагуляк, Наталья Сазонова, Елена Гилязова и Злата Птохова;

Судьи: Харет Борс, Вадим Брянский, Виталий Горковенко, Юрий Грибанов, Ольга Иванова, Юрий Капункин, Максим Караулов, Игорь Косарев, Елена Кудрявцева, Виктория Малаева, Олег Маслов, Ольга Никольская, Виталий Песоцкий, Александр Русаков, Алексей Харитонов, Юлия Шумакова, Наталья Бетрозова, Сарра Дагуф, Екатерина Каминская, Наима Карасова, Герман Лоншаков, Нина Лопаткина, Омар Омаров, Татьяна Парамонова, Филипп Руденко, Екатерина Фрид, Татьяна Шатова, Екатерина Якубовская, Александр Скачков, Владимир Бородинов, Олег Жогин, Александр Иванов, Анатолий Колесник, Инна Конышева, Нинель Лозовая, Сергей Ляшев, Елена Макарова, Эльмира Мальманова, Мурат Мамий, Надежда Мартынова, Дмитрий Монмарь, Александр Найденов, Валерий Ноздрин, Роман Подольский, Наталья Усенко, Елена Федина, Тамара Хаянян, Николай Шаталов, Валерий Шелудько.

Судьи: Гульсум Зайнуллина, Татьяна Камышова, Ольга Кедрина, Ильдар Нафиков, Рамиля Нурмухаметова, Елена Росина, Марат Султанов, Гузель Усманова, Стелла Черчага, Андрей Железный, Юлия Белоусова, Альберт Бецуков, Диана Гареева, Надежда Колбина, Сергей Леонтьев, Вероника Минеева, Рита Мурзакова, Заур Ошхунов, Виктория Стадникова, Ригина Фахретдинова, Светлана Харрасова и Михаил Чекмарева.

Судьи: Елена Балакирева, Ольга Курунтяева, Раиль Шайдуллин, Александр Юдкин, Виталий Белов, Татьяна Вышутина, Рамиль Гильфанов, Александр Емелин, Андрей Жданович, Наталья Иванова, Татьяна Ившина, Елена Колесникова, Наиль Ляпин, Лариса Муромцева, Наталья Назейкина, Игорь Николаев, Лариса Трескунова, Лариса Фризен, Ольга Юрова, Ольга Якимова, Максим Бегунов, Закарий Вагапов, Наталья Волынчук, Олег Загороднов, Евгений Карякин, Валерий Кияйкин, Сергей Краснов, Риф Набиев, Алексей Плеханов, Сергей Рубанов, Роза Тароян, Елена Федотова, Элен Штейн, Леонид Бочков, Наталья Бросова, Алексей Иванов, Сергей Колесников, Сауле Максутова, Екатерина Матыцина, Наталья Назинкина, Степан Парамзин, Игорь Пикалов, Мария Плахотник, Ольга Подгорнова, Алла Рипка, Марс Самитов, Дмитрий Свиридов, Татьяна Сергеева, Ольга Серябкова, Виталий Сказочкин, Ильфат Фахрутдинов, Дмитрий Алексеев, Лилия Арзамасова, Денис Борченко, Вера Бугаева, Татьяна Кизирбозунц, Лариса Матвеева, Геннадий Непопалов, Ольга Никонова, Светлана Осипова, Наталья Петрова, Ольга Плисякова, Елена Прокаева, Станислав Семёнцев, Игорь Тимохин, Екатерина Трух, Сергей Трухин, Елена Якушева.

Судьи: Татьяна Давыдова, Александр Дегтярев, Юлия Зарипова, Наталья Козина, Сергей Осадчий, Александра Родина, Ирина Трапезникова, Ольга Янковская, Лариса Гагарина, Наталья Гречкань, Лариса Ермолаева, Елена Зеленова, Александр Коренев, Елена Кукарцева, Наталья Маркелова, Светлана Протозанова, Яна Пудовкина, Елена Рогова, Петр Степанов, Ирина Тульская, Оксана Горбунова, Ануза Загайнова, Владимир Лавров, Наталия Малоедова, Александр Субботин, Андрей Завьялов, Алсу Зайдуллина, Анна Марченко, Руслан Мухаметов, Маргарита Нарская, Лидия Сапрыгина, Максим Сафронов, Ирина Симакова, Георгий Хватков, Ольга Храмцова, Татьяна Чиркова, Наталья Чистякова, Наталья Шведко, Сергей Шелепов, Сергей Автономов, Антон Башков, Оксана Айкашева, Светлана Бабкина, Рахиля Галимова, Юлия Гончаренко, Александра Груднова, Людмила Лезина, Наталья Фархутдинова, Ирина Чаус.

Судьи: Игорь Бородкин, Елена Волкова, Алексей Гордиенко, Евгений Гринсон, Елена Зайцева, Мария Кильмухаметова, Ирина Конарева, Ирина Кокина, Сатык Ларионов, Ольга Нецветаева, Ирина Никулина, Ирина Новожилова, Елена Прудентова, Наталья Пушкарева, Максим Сиротинин, Екатерина Старчикова, Ирина Шефер, Светлана Шушакова, Виктория Бойко, Ольга Евтифеева, Надежда Жуленко, Кристина Зиновьева, Светлана Латушкина, Александр Нестеренко, Вера Слесарева, Евгений Черемисин, Людмила Шульгина, Дмитрий Безденежных, Ирина Билоград, Светлана Вульферт, Ольга Дмитриева, Наталья Дударёк, Виктория Ковалевская, Людмила Ковалюк, Дмитрий Недорезов, Наталья Папушина, Сергей Пелёвин, Анна Писарева, Ольга Пластинина, Иван Рубанов, Надежда Суворова, Наталья Умыскова, Татьяна Фролова, Элла Ценёва, Наталья Череватенко, Елена Чистякова, Светлана Булычева, Сергей Зыкин, Лидия Кожевникова, Евгений Колчанов, Марина Лавник, Радомир Ларионов, Ирина Мишина, Руслан Павлов, Андрей Палий, Татьяна Першина, Евгений Яковлев, Галина Благодатских, Наталья Богдевич, Светлана Зорина, Татьяна Чунькова, Светлана Дамдинова и Валерий Соловьев.

Судьи: Константин Аноприенко, Сергей Бусаров, Ирина Власенко, Наталья Воробьева, Евгений Гаврилов, Галина Дежурная, Оксана Зайцева, Игорь Зиганшин, Сергей Ковалёв, Елена Королева, Светлана Любенко, Виктория Мертикова, Елена Николаенко, Галина Познер, Елена Резниченко, Павел Ровенко, Людмила Саломатина, Светлана Светлова, Марина Симакова, Оксана Соловьева, Рена Старовойт, Александр Тымченко, Татьянва Шевцова, Ольга Виноградова, Евгений Железнов, Яна Кудрина, Ирина Куликова, Наталья Малышева, Наталья Хребтова, Наталья Хромина, Анастасия Кравченко, Ярослав Римский, Вера Горенко.

2018 год запомнится двумя важнейшими для всей судебной системы законами. Первый – о создании новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Второй – «процессуальная революция», которая внесла множество изменений во все основные кодексы. Их принятие подвело черту под масштабной судебной реформой в России.

Как свершилась «процессуальная революция»

В октябре 2017 года Пленум Верховного суда предложил так называемую процессуальную революцию – масштабный пакет поправок в процессуальные кодексы. Спустя несколько месяцев законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму, где пробыл почти девять месяцев. За это время инициатива претерпела значительные изменения.

  • Октябрь 2017 года. Пленум ВС представляет проект процессуальной реформы. Среди новелл – отказ от мотивировочных частей решений по целому ряду дел, профессиональное представительство в судах и увеличение числа дел, рассматриваемых в упрощенном порядке.
  • Февраль 2018 года. Законопроект поступает на рассмотрение в Госдуму. Федеральная палата адвокатов и Совет по правам человека выступают с критикой: им не нравится норма об отказе от «мотивировок».
  • Апрель 2018 года. Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству дает законопроекту «зеленый свет». Председатель комитета Павел Крашенинников обращает внимание, что норма о «мотивировках» требует серьезного обсуждения. Критике подвергаются и другие положения реформы.
  • Май 2018 года. Верховный суд вносит в Госдуму поправки в «процессуальную революцию». Они расширили список решений, мотивы которых придется разъяснить. При этом председатель ВС Вячеслав Лебедев тогда заявил: этот перечень может быть пересмотрен в будущем.
  • Июнь 2018 года. Законопроект проходит первое чтение, но еще без поправок. Спустя неделю рабочая группа предлагает сразу несколько серьезных поправок в реформу. Эксперты сходятся во мнении, что норма об отказе от мотивировок для реформы не нужна. От новеллы о профпредставительстве в судах решено не отказываться, но и ее смягчают.
  • 20 сентября 2018 года. Рабочая группа предлагает новый пакет поправок: с новыми требованиями к правилам идентификации должников и старыми суммами для упрощенного производства.
  • Ноябрь 2018 года. Законопроект выходит на финишную прямую – 6 ноября его принимают во втором чтении, 20 ноября – в третьем. 23 ноября он получает одобрение Совета Федерации.
  • 28 ноября 2018 года. Путин подписывает «процессуальную революцию».

Подписанный президентом Путиным в конце ноября 219-страничный закон вобрал в себя изменения во все основные процессуальные кодексы. Но к тому моменту реформа претерпела значительные изменения. Так, в итоговую версию документа не вошли положения об отказе от мотивировочных частей решения: от них избавились в процессе рассмотрения документа в Госдуме. Кроме того, граждан решили не обязывать самостоятельно отслеживать движение дел в интернете.

При том что из итоговой версии документа убрали основные спорые положения, в нем все равно содержится множество значимых изменений. Так, в российских судах впервые появилась «сплошная кассация». Сейчас вопрос о передаче дела на рассмотрение ставится на усмотрение судьи кассационного суда. Председатель ВС Вячеслав Лебедев, комментируя ход судебной реформы, отмечал: «Обеспечить качественную проверку кассационных жалоб можно только при сплошном кассационном производстве, а не выборочной кассации».

Изменились и правила судебного представительства. После вступления норм закона в силу представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел смогут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, но за исключением дел, которые рассматривают мировые судьи или районные суды.

Подробно о значимых изменениях, принесенных «процессуальной революцией», мы писали в день публикации закона, в материале «Путин подписал «процессуальную революцию».

Новые суды: кто, где, когда?

«Процессуальная революция» принималась во многом в увязке с другой инициативой Верховного суда, который еще летом 2017 года предложил создать в России новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Законопроект принимали в течение года, и он тоже претерпел ряд изменений. В итоговой редакции депутаты утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду.

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим.

Кассационные суды общей юрисдикции по аналогии рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Апелляционные суды создали в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд. Для просмотра интерактивной карты нажмите на картинку.


Кассационные суды решили разместить в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный – в Новосибирске. Для просмотра интерактивной карты нажмите на картинку.


В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города. Так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой – в Казани, откуда он переехал в Самару. Калугу лишили апелляции и отдали ее Москве, потому что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база и транспортная доступность.

После того, как в конце июля закон был принят, начался процесс их кадрового наполнения. Начался он с поиска руководителей – к 15 октября, в установленный законом срок, все председатели были назначены. В основном ими стали председатели судов областного уровня, а подробнее обо всех руководителях можно прочитать в нашем материале «Путин назначил председателей новых судов».

После этого процесс формирования кадрового состава судов продолжился. В конце ноября ВККС одобрила кандидатуры 14 зампредов в новые суды, а в декабре – еще 16. Получили рекомендации судьи как в апелляции, так и в кассации.

Суд считается образованным, если в него набрано не менее половины судей от установленного числа. Подробнее о том, как комплектуются новые СОЮ, мы писали в материале «Как в России решили кадровый вопрос новых судов».

Завершение реформы

В конце февраля 2018 года председатель Совета судей Виктор Момотов принял участие в заседании СПЧ, посвященного совершенствованию процессуального законодательства. Тогда он рассказал о трёх основных стадиях судебной реформы.

  • Объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда (2014 год).
  • Создание новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
  • Реформа процессуального законодательства.

Конечной целью реформы глава Совета судей назвал создание той модели судебной системы, «которая будет отвечать современным запросам гражданского общества, пользоваться доверием у этого общества и обеспечивать высочайший уровень правовой защищенности».

Таким образом, все три «больших» стадии судебной реформы уже приняты на законодательном уровне, но пока не вступили в силу. Это произойдет не позднее 1 октября 2019 года. Изменения в процессуальное законодательство вступят в силу в тот же день, в который начнут работать новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Решение о конкретной дате примет Пленум Верховного суда.

документы нейтральное закон

Вносятся изменения в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», а также изменения в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства РФ.

Закрепляется порядок прекращения Советом Федерации по представлению Президента полномочий отдельных категорий судей.

Определяется порядок реализации новых полномочий Президента по внесению в Совет Федерации представлений о прекращении полномочий отдельных категорий судей в соответствии с пунктом «е3» статьи 83 и пунктом «л» части 1 статьи 102 Конституции.

Согласно конституционным положениям, по представлению Президента могут быть прекращены Советом Федерации полномочия судей «высших судов», включая их председателей и заместителей председателей – Конституционного Суда, Верховного Суда; кассационных и апелляционных судов, включая военные, арбитражные и Суда по интеллектуальным правам.

Президент может инициировать данную процедуру в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, которые предусмотрены федеральными конституционными законами.

В законах закреплен перечень оснований, предоставляющих Президенту право инициировать процедуру прекращения полномочий судей. К таким основаниям, помимо совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, также отнесены:

  • несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
  • нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
  • занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными конституционными законами.

Порядок внесения в Совет Федерации представления Президента о прекращении полномочий указанных категорий судей определяется Президентом. Представление главы государства должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок со дня его получения.

При этом в отношении вышеуказанных категорий судей, а также в отношении остальных категорий судей действующий порядок прекращения полномочий судей сохраняется (в том числе через соответствующую квалификационную коллегию судей). Стоит обратить внимание, что в отношении судей Конституционного Суда особенности прекращения полномочий предусмотрены ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Положения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующие предъявляемые требования к судьям и к кандидатам на должность судьи, приводятся к единообразию в соответствии с Конституцией — в части запрета иметь иностранное гражданство (подданство), вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

В целях приведения судебной системы РФ в соответствии со ст. 118 Конституции предлагается исключить положения о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации из действующего законодательства.

Такие изменения вносятся в законы: «О судебной системе РФ», «О статусе судей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и в Кодекс административного судопроизводства. Одновременно с этим устанавливается срок, не позднее которого конституционные (уставные) суды субъектов РФ должны быть упразднены – 1 января 2023 года.

При этом судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, прекратившим исполнение своих полномочий — как в соответствии с указанным изменениями, так и ранее — обеспечивается сохранение гарантий, включая материальное и социальное обеспечение, предусмотренных федеральным и региональным законодательством для таких судей в отставке.

Указывается, что в случае необходимости субъекты РФ вправе принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти региона.

«Изменения направлены на реализацию новых положений Конституции и будут способствовать повышению эффективности судебной деятельности, обеспечению большей прозрачности осуществления судопроизводства, а также росту авторитета судебной власти», — сообщил Павел Крашенинников.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: