Какие изменения в семейно брачном праве происходят с созданием советского государства

Обновлено: 28.03.2024

Отношение Советского государства к браку и семье более чем за 70 лет с момента принятия в 1918 г. первого советского семейного Кодекса законов об актах гражданского состояния1 претерпело существенные изменения. Однако тот переломный момент, когда советское брачно-семейное законодательство резко поменяло свой курс и пошло принципиально новым путем, отчетливо виден. Таким моментом можно считать постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательство о браке и семье"2, о котором речь пойдет далее. Сначала остановимся на тех основных принципах, на которых базировалось законодательство до Постановления о запрещении абортов. Затем попробуем проследить, какие изменения произошли впоследствии.

Брак основывается на взаимной склонности. Е. Розенберг приводил в своей статье следующее определение брака, содержавшееся в одной из современных автору советских монографий: "Брак есть отношение совместного сожительства, основанного на началах любви, дружбы, сотрудничества"3. А вот мнение судебных работников Витебского губернского отдела юстиции: "Брак есть свободное сожительство двух лиц"4. На второй сессии ВЦИК XII созыва звучало и такое: "Брак основан на взаимном притяжении, на культурном и идейном единомыслии и на половых отношениях"5. Наличие склонности или хотя бы хорошего отношения супругов друг к другу не было лишь формальным требованием к браку. Одним из своих определений Гражданская кассационная коллегия (ГКК) Верховного суда РСФСР признала брак прекращенным на том основании, что муж умершей женщины тиранил ее, бил и проживал ее заработок, и вследствие этого не признала наследственных прав за пережившим мужем6.

Указанные воззрения отразились в Кодексе законов о браке, семье и опеке 1926 г.12 В основу Кодекса легло определение понятия брака в качестве наличия таких фактических отношений между мужчиной и женщиной, как совместное сожительство, ведение при этом сожительстве общего хозяйства, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей (ст. 12 КЗоБСО). Регистрации брака отводилась роль "технического средства", бесспорного доказательства брака.

О наличии брака говорит ведение общего хозяйства. Никто, кажется, не сомневался в том, что супруги должны быть в семье cотрудниками, соработниками. "Наш кодекс о браке и семье не может смотреть на семью иначе, как на трудовое объединение"16, - замечал Я. Н. Бранденбургский. Утверждалось, что настоящие брачные отношения могут сложиться только на основе экономической связи, "под брачные отношения должна быть подведена хозяйственная база"17. Между прочим именно "трудовой принцип" стал тем критерием, на основании которого сформировалась судебная практика признания юридической силы за фактическим браком18. Трудовая основа брачно-семейных отношений подчеркивалась и в действовавшем законодательстве: ст. 12 КЗоБСО 1926 г. относила общность хозяйства к одной из трех составляющих брак.

Полная свобода разводов. С точки зрения марксистской идеологии и нового быта, отмечал П. В. Верховский, "мы готовы ценить и поддерживать только брак по взаимной склонности и только до тех пор, пока эта склонность продолжается. В этом отношении советские граждане ничуть не связываются"19. Советские граждане уже с декабря 1917 г. получили в соответствии с Декретом о расторжении брака свободу разводов. Для получения развода достаточно было желания одного из супругов. Такое прогрессивное законодательство, замечает Н. А. Семидеркин, не было знакомо ни одному государству того времени20. И граждане не замедлили воспользоваться предоставленной свободой. Народные судьи Усть-Медведицкого округа сообщили в 1921 г. в НКЮ следующее: ". наблюдается более интенсивное предъявление исков о расторжении брака без всякой основательной причины, а просто по одному только чисто животному увлечению, ибо в законе нет никакого ограничения в этом отношении"21. Президиум губернского совета народных судей Вологодского судебного округа указывал на большое количество разводов, использовавшихся крестьянством "исключительно в корыстных целях"22. Отдел юстиции Смоленского губисполкома отметил злоупотребления, граничащие с преступлениями, на почве разводов. "Мужчины при такой свободе имеют возможность обольстить и сделать несчастными какое угодно количество девушек, поочередно прибегая к бракам и разводам неопределенное число раз"23.

"У нас дело обстоит просто, - писал Я. Н. Бранденбургский, - не хотите или не можете жить вместе, пожалуйте в ЗАГС и разводитесь"24. И по другому поводу замечал: "Едва ли мы должны стремиться к особо устойчивой семье"25.

Таким образом, понятие брака до 27 июня 1936 г. строилось, по нашему мнению, на указанных принципах.

Принятие Постановления о запрещении абортов показало, что в советском семейном праве произошел, без преувеличения, перелом. Есть несколько оснований это полагать. Одно из них смена законодателя. Если до упомянутого Постановления нормативные акты о браке и семье принимались на уровне республик, то с указанного времени - на уровне Союза ССР26. Другим, гораздо более важным основанием явилось восприятие законодателем принципиально нового взгляда на брак и семью. Данное Постановление явилось первым нормативным актом Советского государства, направленным на "укрепление семьи" вместо ее "раскрепощения". Первый шаг в этом направлении - некоторое усложнение Постановлением от 27 июня 1936 г. процедуры расторжения брака (для регистрации развода стали необходимыми личное присутствие обоих разводящихся супругов и уплата пошлины). Однако о восприятии законодателем нового взгляда на брак и семью больше, чем само Постановление, свидетельствовали материалы периодической печати (в том числе и юридической) тех лет, появлявшиеся в связи с его обсуждением и принятием. Отдельные публикации видных юристов-специалистов по семейному праву (некоторые из них работали в законодательных комиссиях, например, М. О. Рейхель) в связи с Постановлением о запрещении абортов подчеркивают необходимость принципиальных изменений брачно-семейного законодательства. В частности, Ф. Нахимсон при обсуждении данного постановления поставил вопрос о судьбе фактического брака: "О разводах следует четко сказать, остается ли у нас фактический брак или вводится обязательная регистрация брака. Если фактический брак остается, то тогда все санкции за развод теряют до известной степени свой смысл"27. И несмотря на то что кардинальные изменения в советском семейном праве произошли все же не в 1936, а в 1944 г., есть основания считать Постановление от 27 июня 1936 г. имеющим прямое отношение к реформе семейного права военного времени. Архивные материалы в какой-то мере это подтверждают.

Так, в письме гражданина Волкова Сталину и Вышинскому, написанном 27 октября 1940 г., читаем: "Я слышал, что готовится Указ Верховного Совета о регистрации брака и об алиментах"28. То же самое и в письме гр. Горшкова (написано в то же время)29. Оба письма содержат предложения, действительно учтенные Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства""30. Принимая во внимание, что часто подобные письма выражали лишь одобрение проводимых или намечаемых реформ, очевидно, работа над этим Указом началась как минимум в 1940 г. Близость этой даты к июню 1936 г. заставляет предположить, что Постановление о запрещении абортов и Указ от 8 июля 1944 г. являлись этапами планомерно проводимой реформы брачно-семейного права.

Далее при подготовке в 1937 г. проекта Гражданского кодекса СССР М. О. Рейхель, разрабатывавший соответствующий раздел, в тезисах и развернутой схеме для VII части проекта предлагал такую формулировку ст. 1 главы "Общие положения" в разделе "О браке": "Граждане, вступающие в брак, должны зарегистрировать его в органах ЗАГСа, как в интересах государства, так и с целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и их детей". Там же он обращал внимание на то, что "императив регистрировать брак" в скрытом виде содержится и в ст. 1 действовавшего КЗоБСО 31. Следовательно, то, что осуществилось в 1944 г., разрабатывалось уже в 1937.

Как же изменилось отношение законодателей к рассмотренным чертам понятия брака? Несомненно, наличие "склонности" в браке не имеет какого-либо юридического значения. Данная декларация представляет ценность лишь в контексте установленного равноправия мужчины и женщины, когда брак не является средством экономического закабаления последней. Интересно, однако, отметить, что в 1949 г., когда разрабатывался проект Основ Союза ССР и республик о браке и семье, представителями МГУ, Ташкентского юридического института, Киевского университета, юридического факультета Ереванского университета и Н. В.Рабинович было внесено предложение подчеркнуть в ст. 1, что брак представляет собой свободно заключаемый супругами союз, что семья основана на любви супругов друг к другу и на взаимной привязанности членов семьи32. Предложение не прошло. В Кодексе о браке и семье 1969 г. в качестве одной из его задач было указано "построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви и дружбы и уважения всех членов семьи"33.

Ведение общего хозяйства со временем перестало быть определяющей чертой брака. Начиная с Указа от 8 июля 1944 г. брак определялся, как правило, по наличию или отсутствию регистрации. Уже не "трудовой принцип" и совместное хозяйство свидетельствовали о браке, а регистрация брака порождала имущественные права и обязанности супругов34. Однако следы прошлых воззрений можно было обнаружить и в послевоенном законодательстве. Так, одна из предложенных редакций ст. 16 проекта Основ о браке и семье 1949 г. (об имуществе, нажитом в браке) содержала следующую формулировку: "Имущество, приобретенное супругами во время брака, со времени поступления его в общее хозяйство является их общей собственностью"35. Здесь подчеркнута необходимость совместного "освоения", а не просто приобретения имущества, для того чтобы оно получило режим общей совместной собственности.

Последнее рассматриваемое в данной статье, но исторически первое новшество касается ограничения свободы расторжения брака. Ранее уже назывались меры, введенные Постановлением о запрещении абортов для "борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям"40. Несложность процедуры развода, существовавшей до указанного Постановления, объяснялась в основном желанием освободить женщину от "прежнего рабства", "уравнять ее во всех правах с мужчиной"41. В качестве одной из целей Постановления о запрещении абортов Н. Крыленко рассматривал укрепление основ советской социалистической семьи42. Указ от 8 июля 1944 г. пошел еще дальше и усложнил процедуру развода. В соответствии со ст. 23-26 этого Указа заявление о разводе подавалось в народный суд. После публикации в местной газете объявления о возбуждении дела (за счет истца) в суд вызывался ответчик. Если народному суду не удавалось примирить супругов, дело могло быть рассмотрено по заявлению супруга в вышестоящей инстанции, которая уже и выносила окончательное решение. Кроме того, за выдачу свидетельства о разводе взыскивалась большая пошлина: от 500 до 2000 руб. С этого времени, по выражению С. Д. Бененсона, установилась "свобода разводов под контролем государства"43. В подтверждение данного тезиса приведем несколько решений Верховного суда СССР по гражданским делам о разводе: в определениях по делам N 402 и N 36/345 подчеркивалось, что Указ от 8 июля 1944 г. не исключает развода, хотя направлен на укрепление семьи44; народный суд обязывался выяснять, имеются ли условия для возобновления нормальных супружеских отношений, "как этого требует Указ" (определение по делу N 36/1021)45; в Постановлении пленума Верховного суда СССР N 12/81/У от 16 сентября 1949 г. обращалось внимание народных судов на недооценку ими примирительного производства46; Постановлением пленума Верховного суда СССР от 1 июля 1951 г. к основаниям для отмены решения народного суда об окончании дела было отнесено несоблюдение примирительного производства47.

Приведенные материалы позволяют сделать следующий вывод: Советское государство перешло с 27 июня 1936 г. от политики полного раскрепощения брачных отношений к императивному регулированию брака и семьи. Принципиально изменился взгляд советского законодательства на брак: под ним стал пониматься сам акт регистрации, а не фактические брачные отношения. Если раньше фактический брак имел юридические последствия, будучи признанный таковым судом, то теперь лишь акт регистрации порождал права и обязанности супругов. И еще один аспект нового в тот период взгляда на брак: взаимные права членов семьи основывались не на кровном родстве, а на юридическом факте - регистрации брака родителей. В то же время следует отметить, что при всей неоднозначности предпринятых государством в сфере брачно-семейных отношений шагов трудно согласиться с мнением тех авторов, которые рассматривают подобные изменения как "усиливающие реакцию", а нормативные акты, принятые после 27 июня 1936 г., как "отбросившие наше законодательство на столетие назад"48.

1 СУ РСФСР. 1918. N 76-77. Ст. 818 (далее - КЗАГС).

2 СЗ СССР. 1936. N 34. Ст. 309 (далее - Постановление о запрещении абортов).

3 Розенберг Е. Проект КЗоБСО // Еженедельник советской юстиции (далее - ЕСЮ). 1925. N 4849. С. 1484.

4 ГА РФ. Ф. 353. Оп. 5. Д. 226. Л. 47.

5 ВЦИК XII созыва: Вторая сессия: Стенографический отчет. М., 1925. С. 246.

Семейное право также лишь в этот период выделяется в самостоятельную отрасль в связи со стремлением советской власти обеспечить реальное равноправие полов и демократизировать семейные взаимоотношения.

В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». Ими узаконивалась только гражданская форма брака. Церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: согласие родителей и начальства, ограничения по национальному, сословному и религиозному признакам.

Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия супругов. Вводился минимальный брачный возраст: 18 лет - для мужчин и 16 лет - для женщин. Препятствиями для заключения брака являлись лишь недееспособность и близкое родство будущих супругов.

Устанавливалась свобода развода. В случае согласия супругов и отсутствия несовершеннолетних детей он производился Загсом, в противном случае – судом, который решал вопрос о том, с кем останутся дети, кто из бывших супругов и в какой мере будет их обеспечивать. Внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях с детьми, родившимися в браке.

Декретом СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января 1918 г. было установлено, что все акты гражданского состояния должны были вестись только отделом записей браков и рождений Загса местного исполкома.

16 сентября 1918 г. ВЦИК принял первый в истории России Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, состоящий из 4 разделов и 267 статей. В кодексе получили продолжение и развитие положения всех предыдущих декретов.

Допускался судебный порядок установления отцовства и материнства. Забеременевшая не от мужа женщина не позднее, чем за 3 месяца до родов могла подать заявление в Загс с указанием срока зачатия, ФИО и места жительства отца, а Загс извещал его. Если в течение 2 недель он через суд не опровергал заявление, то признавался отцом. В случае коллективного сожительства расходы на содержание ребёнка возлагались на всех предполагаемых отцов.

Нетрудоспособный супруг имел право на содержание от трудоспособного супруга. Родители обязаны были содержать несовершеннолетних нетрудоспособных детей. Трудоспособные дети обязаны были содержать нетрудоспособных родителей и иных ближайших родственников.

Супруга не обязана была теперь следовать за мужем и принимать его гражданство. Отменялся принцип общности семейного имущества, и вводился принцип раздельности имущества каждого супруга и ребёнка.

Воспитание и содержание детей рассматривалось теперь как общественная обязанность родителей. В случае её неисполнения суд имел право лишить родительских прав. Запрещалось усыновление (из-за потенциальной опасности внутрисемейной эксплуатации и нарушения декрета о запрете наследования).

Над несовершеннолетними и душевнобольными устанавливалась опека. Она осуществлялась отделом социального обеспечения или назначенным опекуном. Права и обязанности опекуна тщательно регламентировались.

Подготовленный Наркоматом юстиции проект Кодекса рассматривался ВЦИК 16 сентября 1918 г. Кодекс состоял из четырех разделов и 246 статей. В разделе Кодекса "Брачное право", так же как и в Декрете о гражданском браке, указывалось на признание государством лишь гражданского брака, но в отличие от Декрета Кодекс содержал положения, определявшие судьбу церковных браков, заключенных до опубликования Декрета: они были легализованы, однако по этому вопросу на местах и даже в центре существовали разногласия. Зачастую церковный брак рассматривался лишь как свидетельство фактических брачных отношений. Устранялись такие препятствия для вступления в брак,как разноверие, монашество, обет безбрачия. Кодекс 1918 г. распространял принцип единобрачия на всех граждан России (ст. 68), установил единый возрастдля вступления в брак – 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, причем верхний предел не ограничивался.

По Кодексу был расширен круг лиц, между которыми могли заключаться браки, за счет снятия запрета вступать в брак со свойственников и с дальних родственников. Без особых разрешений стали допускаться браки между двоюродными братьями и сестрами, между тетками и племянниками, между дядями и племянницами. Запрет относился лишь к родственникам по восходящей и нисходящей линии, а также к полнородным и неполнородным братьям и сестрам, хотя при обсуждении Кодекса было высказано предложение снять такой запрет.

Кодекс не требовал от вступающих в брак разрешения родителей, опекунов или попечителей, а лицам, состоявшим на военной или гражданской службе, не было необходимости испрашивать дозволения начальства. В отличие от церковных правил, по которым не допускалось вступление в четвертый брак, гражданский брак мог заключаться последовательно любое число раз. Нарушение условий вступления в брак влекло за собой его недействительность. Новое право перестало рассматривать как преступлениемногие прежде каравшиеся деяния: прелюбодеяние, как называемое «кровосмесительство» и др.

Опека.

Информация о Курганском городском отделе

После Октябрьской революции 1917 года начался период становления так называемого «советского семейного права», первыми источниками которого были декреты ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака». На основании вышеназванных декретов 22 октября 1918 года был принят первый семейный кодекс - «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Можно выделить следующие характерные черты семейного права России периода 1917-1926 годов:

- утрачивает правовое значение церковный брак;
- закрепляется свобода расторжения брака под контролем государства;
- уравниваются в правах законные и незаконнорожденные дети;
- вводится институт судебного установления отцовства;
- еще более упрощается процедура развода;
- вводится институт признания брака недействительным;
- закрепляется принцип раздельности имущества супругов, а также родителей и детей;
- вводится институт опеки;
- не признается усыновление.

Новые социально-экономические условия потребовали разработки нового семейного кодекса, который был принят 19 ноября 1926 года и введен в действие, с 1 января 1927 года. Данный кодекс предусмотрел возможность признания юридической силы за фактическими брачными отношениями, ввел режим совместной собственности, установил единый брачный возраст для мужчин и женщин (18 лет), восстановил усыновление и др.

Из-за существования легального фактического брака, когда муж или жена погибали на фронте, да и в иных случаях их смерти, неизменно возникали проблемы, связанные с наследством, назначением другому супругу пенсии по утере кормильца, получением льгот и т.д. Возникала необходимость в упорядочении брачных отношений, что и было сделано Указом. Фактический брак больше не признавался в качестве действительного брака; фактическим супругам ст. 19 Указа предписывала оформить свои отношения в ЗАГСе (с указанием в свидетельстве о браке даты начала фактического совместного проживания). Была введена двухступенчатая процедура развода: районные (городские) народные суды лишь выясняли причины и мотивы развода, пытались примирить супругов (первая стадия), а окончательное решение мог вынести только вышестоящий суд (вторая стадия); допускались отказы в расторжении брака.

Третья послереволюционная кодификация семейного права была проведена в период с 1968 по 1970 годы. 27 июня 1968 года были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Затем в их развитие были приняты кодексы о браке и семье во всех союзных республиках бывшего СССР. В РСФСР КоБС был принят 30 июля 1969 года и введен в действие с 1 ноября 1969 года.

Помимо КоБС РСФСР, следует обратить внимание и на другие источники правового регулирования семейных отношений в период с 1969 по 1995 годы. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 года «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» была предусмотрена возможность единоличного рассмотрения судьей без возбуждения гражданского дела бесспорных дел о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

Существенные изменения в семейное законодательство были внесены Законом СССР от 22 мая 1990г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства». Данный закон предоставлял детям право самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства. Была предусмотрена возможность исключения из общего имущества супругов имущества, нажитого после фактического прекращения брачных отношений без оформления развода. Был введен институт немедленного отобрания детей у родителей органами опеки и попечительства с последующим предъявлением иска в суд о лишении родительских прав.

18 ноября 1994 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнении в Кодекс о браке и семье РСФСР», направленный на изменение института алиментных обязательств.

Существенные изменения в институт усыновления были внесены Федеральным законом от 7 марта 1995 года «О внесении изменений и дополнений КоБС РСФСР, УК РСФСР, УПК РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

И, наконец, период с 1995 года, ознаменовавшийся принятием Семейного Кодекса Российской Федерации, по настоящее время, с учетом приведенной выше классификации, следует считать шестым периодом в развитии русского семейного права.

Информация о Курганском городском отделе

Семейный кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации.

Углубляясь в историю современного семейного законодательства необходимо отметить, что до принятия христианства на Руси семейные отношения регулировались обычным правом. После принятия христианства, ставшего официальной религией после язычества, регулирование семейных отношений на Руси осуществлялось по модели византийского брачно-семейного законодательства Номоканона, который дополнялся постановлениями русских князей и получил название Кормчей книги. В 1551 году на Руси был принят Свод канонического права. Брачно-семейными делами, как и в Византии, занималась церковь.

Основными источниками правового регулирования семейных отношений так называемого периода Империи (от Петра I до Николая II) явились: Свод Законов Гражданских как составная часть Свода законов Российской Империи; соответствующие Указы, в которых при сохранении связи семейного права с церковными правилами усиливается роль светского законодательства; также выделяется сословный характер семейного законодательства; усилена роль личности женщины в семейных отношениях; усложняется процедура расторжения брака; смягчается власть родителей над своими детьми.

После Октябрьской революции 1917 года начался период становления так называемого «советского семейного права», первыми источниками которого были декреты ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака». На основании вышеназванных декретов 22 октября 1918 года был принят первый семейный кодекс - «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». В семейном законодательстве этого периода утрачивается правовое значение церковного брака; закрепляется свобода расторжения брака под контролем государства; уравниваются в правах законные и незаконнорожденные дети; вводится институт судебного установления отцовства; еще более упрощается процедура развода; вводится институт признания брака недействительным; закрепляется принцип раздельности имущества супругов, а также родителей и детей; вводится институт опеки; не признается усыновление.

С 1 января 1927 года вводится Кодекс законов о браке, семье и опеке, который предусматривал возможность признания юридической силы за фактическими брачными отношениями; режим раздельности супружеского имущества был заменен на режим общности; наряду с судебным был предусмотрен регистрационный порядок установления отцовства в загсе (по заявлению матери с последующим извещением лица, записанного отцом, если в течение года он не оспаривал отцовство в суде, то в дальнейшем право на опровержение отцовства утрачивалось); был установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин - 18 лет; было ограничено одним годом после расторжения брака право на получение содержания нетрудоспособного нуждающегося супруга; из кодекса был исключен институт признания брака недействительным; был отменен судебный порядок расторжения брака. Брак расторгался только в органах ЗАГС, причем участие второго супруга было не обязательно, он лишь извещался о разводе; был восстановлен институт усыновления.

В послереволюционной России новый Семейный Кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 году, четвертый в порядковом ряду основополагающих законов в облaсти регулирования брачно — семейных отношений.

Обновление семейного законодательства было связано с коренными изменениями в политической, социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важнейшие социальные институты общества, какими являются брак и семья. Нормы Семейного Кодекса Российской Федерации (далее — Семейный кодекс) были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, международными правовыми aктами.

В положениях современного Семейного Кодекса закреплены демократические принципы построения се¬мейных отношений, гарантии защиты прав и интересов членов семьи, учтены опыт применения предыдущего законодательства о браке и семье, правильность и жизненность ряда ранее действовавших норм. Вместе с тем в нем разрешены накопившиеся проблемы и противоречия в регулировании семейных отношений. Учтен и международный опыт.

Так, в Семейный кодекс были включены новые для российского законодательства институты и нормы: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, права детей в семье, приемная семья и др. Закреплены положения, выработанные судебной и прокурорской практикой, практикой органов опеки и попечительства, органов ЗАГС.

Семейный кодекс 1996 года устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Вaжное место в обеспечении прав и интересов членов семьи отводится семейному законодательству, которое исходит из необходимости укрепления семьи, недопустимости произвольноro вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления семейных прав, возможности их судебной защиты.

Кроме этого, в Семейном кодексе закреплено, что в Российской Федерации признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Регулирование семейных отношений базируется на принципах добровольности брачного союза мyжчины и женщины, равенства прав cупругов в семье, разре¬шения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Семейный кодексом охватывается обширный круг семейных отношений, при этом с учетом их специфики, вмешательство государства сведено до разумного минимума.

По сравнению с Кодексом о браке и семье РСФСР 1969 г. Семейный Кодекс не содержит норм, носящих чисто декларативный характер. Так, в главе 11 «Права несовершеннолетних детей» четко определен статус ребенка в семье, что соответствует содержанию Конвенции ООН о правах ребенка. Дано определение ребенка как лица, не достигшего возраста 18 лет. Предусмотрены права ребенка жить и воспитываться в семье, на заботу со стороны родителей, на общение с ними, в том числе при их раздельном проживании. Особо выделeны имущественные права ребенка (право собственности на принадлежащее ему имущество, право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом родителей при совместном проживании, право на получение содержа¬ния от родителей и др.). Новшеством является статья 56 «О праве ребенка на защиту его законных прав и интересов», в том числе от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих.

Также внесены существенные изменения Семейным Кодексом в имущественные правоотношения между супругами. Семейный Кодекс в отличие от Кодекса о браке и семье РСФСР устанавливает два вида режима имущества супругов: законный и договорный (главы 7, 8).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: