Какие изменения произошли в праве и судебной процедуре в эпоху империи

Обновлено: 19.04.2024

Текст№3.
В. И. Уколова (современный российский историк) из статьи «Римское право»
• Римляне - народ, подаривший человечеству право. Правовым регламентированием
были охвачены многие стороны их жизни, общественной и личной.
Римляне полагали, что есть законы божеские и законы человеческие. Вторые вытекали из первых.
Римские граждане были в принципе равны перед законом. Запрещалось наделять привилегиями отдельных лиц, и последнее постановление народного собрания считалось обязательным для исполнения всеми. Это обеспечивалось и контролировалось римскими государственными органами и специальными магистратами (высшими должностными лицами), которые стояли на страже законности и правопорядка, а также на страже личного достоинства каждого гражданина. Не случайно же смертной казнью каралась не только кража собственности, но и сочинение «позорящей кого-либо песни».
Установление империи повлекло за собой изменение характера и содержания права. Субъект этого права превращался из гражданина в подданного, исчезал принцип правового равенства. Менялся сам характер суда и наказания. Огромное количество дел переходило из ведения назначаемых судей непосредственно к магистратам, что бюрократизировало процесс. Суды все реже становились публичными, усложнялась сама процедура судопроизводства.
Созданию совершенной и гибкой системы римского права способствовала деятельность нескольких поколений талантливых римских юристов. Римские юристы сыграли исключительную роль в разработке и практических рекомендациях применения правовых презумпций (правовых положений), особенно же в уголовном и процессуальном праве. В частности, были сформулирована презумпция невиновности: «каждый считается честным, пока не доказано обратное» и «без вины нет ответственности».
Римское право впервые представило и универсально - юридическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Понимая право как отражение миропорядка в человеческом обществе, римляне полагали, что только неукоснительное следование закону может сохранить гармонию в отношениях между людьми. Гарантом этой гармонии должно быть сильное государство, ибо только государство, стоящее на страже правопорядка, может обеспечить соблюдение этих прав, которыми человек обладает по природе и по законам - божеским и человеческим. Вопросы:
1) Какую роль в жизни цивилизованных обществ играют письменные законы? В чем их преимущество перед обычным правом?
2) Когда в Риме появились письменные законы и при каких обстоятельствах?
3) Какие права личности обеспечивали римские законы? Как эти права охранялись?
4) Какие изменения произошли в праве и судебной процедуре в эпоху империи? Как это было связано с общими политическими процессами?
5) Какое значение для взаимоотношений человека и государства имело положение о презумпции невиновности?

наверняка если задали, то где-то это есть, поищи в учебниках ответ и т. д. , полно поисковиков ищи, интернет в помощь.

С видоизменением всей системы власти и управления в эпоху империи изменились и судебные институты. Реформировались судебные полномочия прежних магистратов, стали утрачивать значение прежние формализованные процедуры обращения в суды. Основным источником большинства перемен стала концентрация высшей судебной власти в руках принцепса, а потом и государя — он передоверял эту власть новым чиновникам и назначенным магистратам, которые уже вершили суд от его имени, считаясь не столько с традициями права, сколько с императорскими указами-эдиктами и постановлениями. Сложилось даже противопоставление старого права (jus vetus), сохранявшегося во многом благодаря юридической науке, и нового права (jus novus), исходящего из императорских повелений и иных актов.

С I в. императоры начали предоставлять магистратам самого различного уровня особое право — jus cognitionis, т. е. гражданского судопроизводства, не зависящее от полномочий imperium. Важнее всего это было для судебной практики в провинциях, куда назначались наместники без официально-правовых полномочий. Одновременно увеличилось количество преторских магистратур и их специализация: возникли должности преторов по особым спорам о наследственных поручениях, по спорам казны с частными лицами, об опеке и об освобождении (II в.). Императоры стали давать защиту таким правоотношениям, которые никак не получали защиты в рамках даже формулярного судопроизводства и не предусматривались преторским правом: спорам по поводу алиментов, взыскания гонорара, несовершенных завещаний. Решение этих дел предоставлялось консулам — как бы в компенсацию почти потерянных ими административных и политических прав.

Магистраты получали право решать новые категории дел, не считаясь с прежними процедурами, — вне гражданского судопроизводства, почему и вся новая единоличная юстиция получила наименование экстраординарной, или когниционной. Другой ее особенностью стало решение дел магистратом единолично либо с помощью особых чиновников.

Из старых судебных институтов сохранились в период принципата только центумвиральные суды (примерно до III в.) и, главным образом, частные судьи. Число последних существенно возросло, а судьями стали назначаться не только всадники и сенаторы (как было признано в I в. до н. э.), но и просто богатые люди из плебса. В сер. I в. до н. э. было установлено 3 декурии судий, в списке каждой было по 100 членов. При Августе создали четвертую, куда включались уже и не очень богатые люди, чье состояние не превышало 300–400 тыс. серебряных сестерций. В сер. I в. были созданы 5-я и 6-я декурии, причем каждая включала уже до тысячи судей.

Окончательно изменение судебных порядков оформилось к концу III в. В 294 г. Диоклетиан объединил судопроизводство по двум стадиям (основным в легисакционном и формулярном процессе), был запрещен, по сути, обычный гражданско-процессуальный порядок «старого права». С тем и отпала надобность в центумвиральных судьях, а частные стали играть роль только третейских, или мировых, посредников между сторонами. В 342 г. были упразднены и формулы прежних исков. Единственно правильным судопроизводством стало когниционное, а вся судебная власть перешла к императорским администраторам — префектам преториев и города, специальным судьям, получавшим за свою деятельность жалованье от казны или городов.

В новом процессе вызов в суд имел уже полуофициальный характер. Жалоба истца заносилась в специальное дело, с нее посылалась копия ответчику, которого уже могли заставить явиться в суд и принудительно. После установления предмета разбирательства стороны представляли доказательства — вещественные и личные, важнейшими из которых были в том числе собственное признание и присяга. Судопроизводство велось устно, в совершенно свободной от всяких формальностей процедуре. Решение суда заносилось в книгу канцелярии, а стороны получали копию. Важным новшеством было то, что судья абсолютно не был стеснен никакими формальностями в оценке доказательств, ничто не имело заранее установленной силы, и выносил решение, основываясь только на собственном понимании дела и интересов сторон, по своему желанию оценивая доказательства («В одном случае достоверность истины может быть подтверждена, например, самим количеством свидетелей, в другом — соответствующими слухами… Ты должен сам, исходя из собственных лучших побуждений своего разума и совести, дать личную оценку тому, что ты считаешь для себя доказанным, или наоборот, что ты считаешь не вполне доказанным» — Дигесты. 22. 5. 3. 2). Естественно, это привносило в суд значительную долю волюнтаризма. Предотвратить последствия такового должно было право обжалования, которого ранее не было. На решение судьи можно было принести жалобу — апелляцию к вышестоящему чиновнику — как правило, проконсулу или наместнику провинции (легату, прокуратору). На тех — префекту претория. Наконец, высшей инстанцией был суд императора (на деле, его особой канцелярии во главе с магистром — см. § 16). Вначале обжалование было неограниченно. При Юстиниане было установлено, что обжаловать можно не более чем в две инстанции и только значимые иски (со стоимостью выше 10 фунтов золотом).

С экстраординарным судопроизводством вошло в практику и принудительное исполнение решений судов как государственных органов. Этим ведали специальные чиновники. У суда появилось право заставлять должников работать под угрозой тюрьмы или имущественных конфискаций.

В судах теперь неограниченно разрешалось представительство, причем стороны могли и не являться в суд, а только удостоверить действия своих поверенных. В собственно разборе дела, которое шло уже закрыто, в канцелярии, могли участвовать адвокаты, поверенные.

2. СУДОПРОИЗВОДСТВО

2. СУДОПРОИЗВОДСТВО С самого начала придется признать, что из-за отсутствия частных документов наши сведения о судах и судопроизводстве в стране Хатти весьма скудны.Низшей инстанцией для рассмотрения тяжб, по-видимому, были суды старейшин, составлявших органы

Юстиция Союзников

Юстиция Союзников Несмотря на то что подобные жесткие меры должны были поставить крест на подпольной деятельности нацистов, Союзное командование, чтобы вконец подорвать возможное сопротивление, решилось на принятие еще более жестких, почти драконовских мер. В приказе

Приложение 3 Высший командный состав сухопутных войск Российской империи периода август 1914 г. – март 1917 г

Приложение 3 Высший командный состав сухопутных войск Российской империи периода август 1914 г. – март 1917 г СТАВКА Верховные главнокомандующие: генерал от кавалерии великий князь Николай Николаевич (20.7.1914 – 23.8.1915, 2.3 – 11.3.1917);император Николай II (23.8.1915

Судопроизводство

Судопроизводство В судебном процессе черты глубокой архаики проступали еще резче, нежели в праве.Древнерусская судебная терминология свидетельствует, что в глазах людей того времени суд, судоговорение были, в сущности, словесным боем между тяжущимися сторонами.

Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство

Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство С сер. IV в. до н. э. основная роль в организации судопроизводства по частным искам в Риме переходит к претору (должность учреждена в 366 г. в качестве помощника консула для решения внутригородских дел). Значение преторской

Уголовная юстиция в империи

Уголовная юстиция в империи Номинально суд постоянных комиссий продолжал существовать до начала III в. Но уже в период принципата он начал вытесняться новым порядком судопроизводства. При императоре Августе окончательно исчезло право апелляций к народному собранию:

Церковная юстиция

Церковная юстиция Юрисдикция церкви в отношении своих сочленов и тем более в отношении мирян вовсе не вытекала из Писания и богословских догматов. Ее возникновение было историческим. Связано оно было, во-первых, со стремлением государственной власти опереться на

Суд и судопроизводство

Суд и судопроизводство Юстиция в византийском государстве была неразделима с общей администрацией. В этом заключалась одна из главных особенностей судоустройства империи и его общее отличие от традиций римской юстиции. Не только юридически управленческая власть была

Судопроизводство

Судопроизводство Администрация была в Древней Японии тесно связана с юстицией. На самом высшем уровне и на уровне местном судопроизводство осуществляли одни и те же учреждения. Однако существовали и специальные юридические ведомства.Все судебные дела первоначально

Усиление государственных институтов и влияния власти на общественную жизнь сопровождалось возрастанием роли законодательства. Только за годы правления Карла Великого было издано около 200 капитуляриев — актов короля, направленных в адрес населения, должностных лиц, церкви (от capitui — глава, т. к. капитулярии разделялись на разделы-главы). Основными предметами капитуляриев были судебные и административные дела, социальные и даже семейные отношения, религиозные и церковные учреждения, управление хозяйством и организация школ. Значительное число капитуляриев полностью и еще больше частично были посвящены вопросам морально-нравственного порядка, поддержанию в империи особых отношений, «королевского мира» и всеобщей взаимной заботы; эти мотивы были особенно важны в связи с провозглашением государством своих задач по созданию христианской монархии мира.

Важной задачей государственного и церковного управления власть провозглашала соблюдение права и законности. В особенности значительны эти мотивы были в Аахенских капитуляриях 802 и 812–813 гг. Правосудие должно ориентироваться только на существующие законы или верховную власть короля: «Никто да не дерзает по умыслу или лукавству нарушать записанную правду и самому себе чинить правосудие, притеснять вдов…» Местные власти, графы обязывались знать законы королевства. Особую роль в церковном управлении должна была играть правильность принимаемых решений. Для этого всем церковным служителям предписано было иметь заместителей и сотников «законы разумеющих и преданных правосудию», с тем чтобы делами их возрастали выигрыши и авторитет святой церкви.

Одним из важных направлений законодательства стало регулирование домениального королевского хозяйства. Специально этим вопросам был посвящен «Капитулярий о поместьях» (capitulario de villis) начала IX в. Многочисленные наставления и правила для управляющего преследовали цели обеспечить королевский интерес и доходы с поместий («Чтобы поместья наши, коим мы определили обслуживать наши собственные нужды, всецело служили нам, а не другим людям») и сохранение установленных отношений в королевских землях. Управляющим запрещалось объявлять собственными вассалами подчиненных людей, им предписывалось строго по наставлению исполнять предписанную службу. Капитулярий определял нормы и порядок натуральных сборов и повинностей с вотчин, использование труда рабов и зависимого населения.

Важное место занимали меры, направленные на сокращение произвола местных властей, на ограничение самовольных действий графов и епископов. Специальный капитулярий был посвящен урегулированию порядка несения воинской службы и злоупотреблений в ее отправлении, предотвращению «непослушаний графу и государевым посланцам». Вместе с тем в большом числе законов местным властям предоставлялись все новые и новые полномочия в судебных делах, вводились наказания за новые, ранее не известные традиционному праву преступления. Нередко это было связано с желанием подавить местный сепаратизм новозавоеванных областей и не вполне подчинявшихся королевской власти территорий империи. Особой жесткостью отмечены Саксонские капитулярии 782 г., которыми вводились запреты на народные собрания у саксов, преследования за попытки возродить язычество в своей земле или как-то выступить против административных и финансовых полномочий церкви; преступников предписывалось предавать смертной казни в произвольной форме. Повторный Саксонский капитулярий 797 г. несколько смягчал санкции, однако общая линия была заявлена недвусмысленно.

Связанные реалиями времени, капитулярии закрепляли и особые отношения королевской власти со знатью, в частности привилегии знати быть подсудными только королю. Централизаторские устремления законодательства в особенности ослабли с расширением империи и к концу царствования Карла Великого.

§ 7. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

§ 7. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Отдел о суде мы закончим вопросом о законодательстве, имеющем ближайшую связь с судом. В период сложения государства, каждая из составных областей его управлялась обычаем, а в качестве писаного закона, регулирующего или отменяющего обычаи имела

Законодательство

Законодательство Писатели древности, к сожалению, не оставили потомству документов об ассирийских законах, столь же подробных, как, например, о египетских. Зато до нас дошли подлинные законодательные памятники Ассирии. Из уголовного ассирийского судопроизводства мы

Законодательство Моисея

Законодательство Моисея Древние правила, приписанные в Библии пророку Моисею, устанавливали организацию древнееврейского общества на строго и узконациональном начале. Еврейская община формировалась как замкнутый социальный организм, связанный общими традициями,

Законодательство империи

Законодательство империи Усиление государственных институтов и влияния власти на общественную жизнь сопровождалось возрастанием роли законодательства. Только за годы правления Карла Великого было издано около 200 капитуляриев — актов короля, направленных в адрес

Королевское законодательство

Королевское законодательство Создание централизованной Королевской юстиции исторически было неразделимо с ростом правового значения королевского законодательства — ордонансов.В период ленной монархии за французскими королями не признавалось право

Церковное Законодательство.

Церковное Законодательство. О Соборах Поместных и Вселенских. Еще в первые три века Христианская Церковь свои общие нужды касательно догматических вопросов и канонического устройства обсуждала на соборах епископов. Напомним о соборах против монтанистов, относительно

2 Суды и законодательство в Российской империи в XIX–XX веках

2 Суды и законодательство в Российской империи в XIX–XX веках В начале XIX века власти Российской империи предприняли две важные меры по усовершенствованию законодательства. Во-первых, была осуществлена его кодификация и публикация свода законов в хронологическом и

Законодательство

Законодательство В середине XIX в. в условиях общественно-политического и экономического кризиса российское правительство вынуждено было приступить к подготовке реформ. Вопрос об управлении печатью занимал одно из важных мест во внутренней политике. Являясь

2.3. Законодательство

2.3. Законодательство Законодательство – вид исторических источников, объединяющий нормативные документы, санкционированные верховной властью.История государственной власти и управления в России, а следовательно, и история российского законодательства составляют

3.5.3. Законодательство

3.5.3. Законодательство Если мемуары возникают в личной сфере, газеты – в общественной, то законодательство – в государственной. И его компаративный анализ фиксирует значительные различия в этой сфере между Россией и Европой.Сравнительный анализ законодательства

Варварские правды, равно как и королевское законодательство, существовали в пространстве традиционной, пришедшей из догосударственных времен судебной организации. Судебные установления практически совпадали с органами общинного самоуправления, а в процессе укрепления государственности суд становился доминирующей функцией территориальных народных собраний.

Судебные собрания франков (и других германских народов) были двух типов. Первый, основной, — окружные под председательством особого старейшины — тунгина, а позднее — королевского графа. Второй — сотенные под председательством центенария, или сотника. (Со второй половины VII в. графы стали доминирующими руководителями собраний всех видов, хотя в эпоху Каролингов — с 811 г. — им предписывалось лично председательствовать только в особо важных случаях; в прочих — ставить своих назначенцев-викариев.) На собраниях могли присутствовать все свободные полноправные общинники, присутствие даже вменялосьим в обязанность под угрозой штрафов. Позднее бедняков стали освобождать от участия в судах, а еще позднее власть рекомендовала привлекать к собраниям по преимуществу «знатных, мудрых и богобоязненных» общинников — суд всех превратился в суд некоторых, в большей степени подконтрольных власти. Непосредственно судьями были не члены собрания, а особые традиционные знатоки права — рахинбурги; их правовое суждение одобрялось (или не одобрялось) народом. Окружные собрания созывались периодически — раз в шесть недель, сотенные — по специальному созыву. И разбирались на них разные по значимости дела: в окружных — наиболее важные (о свободе, о преступлениях, связанных со смертью, против королевской власти или королевских людей и т. д.); в сотенных — о движимом имуществе, о долгах, о штрафах. При Карле Великом окружные стали собирать всего до трех раз в год, а основными стали сотенные, находившиеся уже под контролем графов и состоявшие из части общинников — скабинов (позднее — шеффенов). Изменилсяи их характер: если раньше собрания проводились под открытым небом, что условно обеспечивало гласность и открытость разбирательства, его народную оценку, то теперь было постановлено, что суд должен происходить под крышей, «дабы из-за солнечной жары и дождя не забросили общественной пользы». Благое улучшение неминуемо оборачивалось более узким характером разбирательства.

Судьи-рахинбурги принимали на себя перед каждым процессом обязательство следовать доказательствам и «провозглашать право». Истецимел право потребовать от судей высказать решение (т. е. рассмотреть дело); за отказ от этого рахинбургов предписывалось, по Салическому закону, штрафовать. Значительный штраф (примерно равный плате за убийство) угрожал судьям и за неправовое решение, если это будет доказано. На общинные суды можно было принести жалобу в высшую инстанцию — королевский суд. Суд был единичным, именно королевским: здесь председательствовал или сам король, или его майордом во главе своих дворцовых советников и слуг. Позднее, при Каролингах руководителем дворцового суда стал пфальцграф (впрочем, дела знатных обязан был разбирать сам король). В эпоху Салического закона сотенный суд, как традиционный, считался как бы приоритетным: это был истинно народный суд. При Каролингах значение королевского суда возросло. Помимо этого, имелись также вотчинные суды, где судил крупный землевладелец, и церковные суды.

Процесс по всем делам был исковым, возбуждение жалобы или обвинения было частной инициативой общинника. Вызов в суд происходил при свидетелях. За отказ от явки угрожал штраф. Впрочем, неявка была, вероятно, фактом более распространенным: например, Рипуарская правда разрешала повторять вызов до 7 раз. Устанавливались и новые определенные сроки для повторной явки. В случаях невыплаты займа в ходу был арест имущества должника семью рахинбургами до судебного рассмотрения. Явка в суд истца и ответчика, обвинителя и обвиняемого должна была быть личной, суть жалобы или обвинения формулировал сам истец (возможно, даже по-латыни). После возражений ответчика собственно вершился суд. Суд шел в две условные стадии: вначале рахинбурги провозглашали обычаи (право) к делу, потом выносили суждение (приговор или решение). На суждение можно было возражать, но тотчас, «не переминая ноги». Собрание народа подтверждало криком суждение. Предполагалось, что это должно быть единогласно, но, разумеется, недовольное меньшинство заставляли умолкнуть.

Наличие или отсутствие реальных доказательств существенно влияло на ход разбирательства. Были безусловные доказательства, которые не подлежали оспариванию (поличное или королевская грамота при земельных спорах). Вору, застигнутому с поличным, привязывали украденное на спину и так вели на суд. Только в 560 г. преступникам, взятым на месте преступления, стали предоставлять слово в суде, до тогоих предписывалось умертвлять (если речь шла о тяжких действиях) без возражений. Были условно-объективные доказательства: жребий или присяга (соприсяжничество). По жребию определялись те, кто подлежал наказанию в случае массовых преступлений (если кого-то убили во время драки, бунта и т. п.). По Салическому закону коллективное вменение ограничивалось «скопищем» до 7 человек, вина остальных должна была быть конкретно доказана. Присягой можно было подтвердить или отвергнуть самые разные, но не очень значительные обвинения; наилучшим выходом было совместное соприсяжничество сородичей или общинников в «доброй славе и имени» обвиненного. В делах против несвободных или рабов доказательства исчерпывались показаниями под допросом (пыткой). Одним из распространеннейших доказательств был Божий суд — главным образом в виде ордалий. За отсутствием реальных доказательств для выяснения правоты того или другого участника прибегали к испытанию огнем, водой и др., считая, что Бог косвенно укажет на правого или виноватого. Германцы (не только салические франки) применяли ордалии нескольких видов: 1) «котелок» (когда испытуемому полагалось вынуть камень или кольцо из кипящего котла); от испытания можно было и откупиться за 1/5 положенного штрафа; 2) огнем (сунуть руку в огонь, пройти по раскаленным лемехам, взять кус железа в руки, для женщин — пройти в одной рубахе сквозь костер; по характеру ран судили о «вине»); 3) холодной водой (испытуемого опускали на веревке в чан или реку, если тонул — виноват); 4) крестом (вытянуть руку на богослужении, если, устав, опустил — значит, Бог не пожелал укрепить силы); 5) хлебом и сыром (втыкали обличенному в рот ячменный хлеб с сыром, если давился — виноват); последние два вида применялись в обвинениях против духовных лиц, особенно монахинь. Характер обращения к Божьему суду имел и судебный поединок. Салический закон его не упоминает, но в Бургундском он описан особо. Биться следовало лично, только женщины и старики могли выставить наймита, вначале только с щитом и батогом, позднее вошло в обиход и оружие. С IX в. знать стала биться на конях. Поединок шел до захода солнца, проигравший или убитый объявлялся виновным и подлежал наказанию. Наконец, важное место занимали свидетельские показания. Свидетели делились на случайных (т. е. судебных — свидетелей преступления или нарушения) и свидетелей факта, которых приглашали в расчете на будущее подтвердить заключение сделки, займа и т. д. (например, в Рипуарском законе, если сделку не заключали письменно, следовало пригласить 6 или 12 свидетелей — мальчиков, которым «для памяти» надрать уши). Свидетельствование считалось общественным долгом. За лжесвидетельство, за уклонение от участия в судопроизводстве на свидетелей мог быть наложен штраф. В случае же намеренного отказа от дачи показаний, помимо штрафа, свидетель объявлялся вне закона и, видимо, изгонялся из общины.

Исполнение судебного решения было делом истца. В случае отказа виноватого добровольно исполнить постановленное судом, можно было обратиться к помощи короля. Крайним средством принуждения было лишение виноватого «королевского покровительства»: тогда каждому, кто давал осужденному кров и пропитание, угрожал большой штраф. Решения по имущественным делам (изъятие вещи и т. п.) исполнялись графами, которые также несли личную ответственность за справедливость исполнения.

Политическое и судебное красноречие

Политическое и судебное красноречие В эпоху гражданских войн достигло своего полного развития великое орудие европейской культуры — литературный латинский язык. Здесь ре­шающую роль сыграл расцвет красноречия, вызванный широким развити­ем политической жизни,

Право сильного как единственное право

Право сильного как единственное право «Право сильного как единственное право.Как видите, я основываю наш деспотизм на праве и долге: право вынуждать исполнение долга есть прямая обязанность правительства, которое есть отец для своих подданных.Оно имеет право сильного

Политическое и судебное красноречие

Политическое и судебное красноречие В эпоху гражданских войн достигло своего полного развития великое орудие европейской культуры — литературный латинский язык. Здесь ре­шающую роль сыграл расцвет красноречия, вызванный широким развити­ем политической жизни,

11. Отцовское право и материнское право

11. Отцовское право и материнское право Мы теперь можем рассмотреть спорную проблему счета происхождения по отцовской и материнской линиям, или — что звучит более красиво, но менее точно, — отцовского права и материнского права.Сразу оговоримся, что за выражениями

5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ

5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ Древнерусское гражданское право не знало единого понятия права собственности – содержание его было различным в зависимости от того, кто был субъектом и что фигурировало в качестве объекта права

33. ФЕОДАЛЬНОЕ АНГЛИЙСКОЕ ПРАВО. ОБЩЕЕ ПРАВО И ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ. СТАТУТЫ И СУДЕБНЫЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ

33. ФЕОДАЛЬНОЕ АНГЛИЙСКОЕ ПРАВО. ОБЩЕЕ ПРАВО И ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ. СТАТУТЫ И СУДЕБНЫЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ К XII–XIII вв. в централизованной Англии сложилась единая правовая система, получившая впоследствии название «общего права»

77. АМЕРИКАНСКОЕ ПРАВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. АНТИТРЕСТОВСКОЕ И ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

77. АМЕРИКАНСКОЕ ПРАВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. АНТИТРЕСТОВСКОЕ И ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В 1913 г. была принята XVII поправка к Конституции США, заменившая косвенные выборы сенаторов прямыми. Равенство мужчин и женщин в избирательных правах было

Судебное резюме

Судебное законодательство и сословная ответственность дворянства

Судебное законодательство и сословная ответственность дворянства Если жестокость наказания потеряла свою эффективность, то единственным средством обуздания нерадивых и недисциплинированных офицеров оставалось воздействие на их самосознание. Однако в данном случае

Соборное уложение и судебное дело

Соборное уложение и судебное дело Волнения, мятежи, жалобы на неправосудие и лихоимство побудили царя и его советников подумать об улучшении судопроизводства и управления.В 1648 г., 16 июня, царь на общей думе с патриархами, святителями, со своими боярами и другими думными

К рассказу «Соборное уложение и судебное дело»

К рассказу «Соборное уложение и судебное дело» Крестьяне Уложением еще более закрепощались… – Январь 1649 г., когда Уложение было утверждено на Земском соборе, считается временем окончательного оформления в России крепостного права.Приказные – чиновники, служащие

4. Право ходатайства и право убежища

4. Право ходатайства и право убежища Одной из весьма важных привилегий, созданных изменившимися отношениями церкви к государству, был обычай ходатайства (intercessio) епископов за свою паству перед светской властью. Эта практика в глубине своей коренится скорее на


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Тема 1. Римское право.

1. В. И. Уколова, современный российский историк Из статьи «Римское право»

Римляне — народ, подаривший человечеству право. Правовым регламентированием были практически охвачены многие стороны их жизни, общественной и личной.

Римляне полагали, что есть законы божеские и законы человеческие. Вторые вытекали из первых.

Римские граждане были в принципе равны перед законом. Запрещалось наделять привилегиями отдельных лиц, и последнее постановление народного собрания считалось обязательным для исполнения всеми. Это обеспечивалось и контролировалось римскими государственными органами и специальными магистратами, которые стояли на страже законности и правопорядка, а также на страже личного достоинства каждого гражданина. Не случайно же смертной казнью каралась не только кража собственности, но и сочинение «позорящей кого-либо песни».

Установление империи повлекло за собой изменение характера и содержания права. Субъект этого права превращался из гражданина в подданного, исчезал принцип правового равенства. Менялся сам характер суда и наказания. Огромное количество дел переходило из ведения назначаемых судей непосредственно к магистратам, что бюрократизировало процесс. Суды все реже становились публичными, усложнялась сама процедура судопроизводства.

Созданию совершенной и гибкой системы римского права способствовала деятельность нескольких поколений талантливых римских юристов. Римские юристы сыграли исключительную роль в разработке и практических рекомендациях применения правовых презумпций (правовых положений), особенно же в уголовном и процессуальном праве. В частности, была сформулирована презумпция невиновности: «каждый считается честным, пока не доказано обратное» и «без вины нет ответственности».

Римское право впервые представило и универсально-юридическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Понимая право как отражение миропорядка в человеческом обществе, римляне полагали, что только неукоснительное следование закону может сохранить гармонию в отношениях между людьми. Гарантом этой гармонии должно быть сильное государство, ибо только государство, стоящее на страже правопорядка, может обеспечить соблюдение тех прав, которыми человек обладает по природе и по законам —божеским и человеческим.

Тема 2. Идеал человека в древнем Риме.

2. Цицерон. Об обязанностях

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу? . Но если этот душевный подъем, который бывает виден в опасностях и в трудах, чужд справедливости и борется не за общее благо, а ради своей выгоды, то он порочен. . Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты.

. Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни необдуманно и беспечно.

Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались созданными не для развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и значительных стремлений. Развлечения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более важные и ответственные дела. . Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

3. Сенека. Нравственные письма к Луцилию

. Блаженную жизнь создает дух свободный, высокий, неустрашимый, непоколебимый, дух без всякого страха и без страстного желания, для которого единственное благо — честь, единственное зло — бесчестье. Все прочее — куча презренных вещей, не отнимающих ничего от блаженной жизни и ничего к ней не прибавляющих. Человек, установивший жизнь на таком основании, необходимо, хочет он или нет, унаследует постоянную веселость, а также высшую и свыше приходящую радость, так как он радуется только тому, что свойственно ему самому, и не стремится ни к чему, что вне его.

Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трешься. Каждый непременно либо прельстит тебя своим пороком, либо заразит, либо незаметно запачкает.

Уходи в себя, насколько можешь; проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше; допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше.

Иногда нам следует бояться народа, иногда, если порядки в государстве таковы, что большинство дел проводится через сенат, тех сенаторов, что в милости, иногда же —тех людей, кому на погибель народу отдана власть над народом. Сделать всех этих людей друзьями слишком хлопотно —довольно и того, чтобы они не были тебе врагами. Поэтому никогда мудрец не станет гневить власть имущих, — наоборот, он будет уклоняться от их гнева, как мореход от бури.

Тема 3. Христиане и их противники.

4. Цецилий. Октавий

Цецилицй - римский писатель II в. н. э.

Подумайте, несчастные, пока еще живете, о том, что ждет вас после смерти. Ведь вот большая часть из вас, лучшая, как вы говорите, нуждается и страдает, терпит лишения и голод, а бог терпит и не замечает, не хочет или не может помочь своим. Таким образом, он либо бессилен, либо несправедлив. А разве римляне без вашего бога не управляют, не царствуют, не господствуют над всей землей и не владычествуют над вами? А вы тем временем, живя в страхе, в тревоге, отказываетесь от приличных наслаждений, не посещаете зрелищ, не участвуете в празднествах, публичные пиршества — не для вас, вы гнушаетесь священных игр. Вы не украшаете головы цветами, не холите тела благовониями. Итак, вы и после смерти не воскресаете, и здесь не живете. Поэтому, если в вас есть хоть капля разума и стыда, перестаньте исследовать небесные сферы, судьбы мира и тайны веков: достаточно видеть то, что у вас под ногами, особенно для вас, людей невежественных, невоспитанных, грубых, неотесанных; если вам не дано понимать земное, тем более вам недоступно рассуждать о божественном.

5. Лактанций, христианский богослов, III в.

Единственное или, по крайней мере, главнейшее отличие человека от животных заключено в религии. Вся мудрость человеческая заключена в одном —познавать и почитать Бога, —таков наш догмат, таков смысл (нашего учения).

6. Татиан, христианский богослов, II в.

Не хочу царствовать, не желаю быть богатым, отказываюсь от военачалия, ненавижу блуд, я свободен от безумного честолюбия, презираю смерть, я выше всякой болезни, печаль не терзает моей души. Если я раб, терплю рабство; если свободен, не хвастаюсь своим благородством. Я вижу, что одно и то же солнце для всех, что одна смерть постигает всех, живет ли кто в удовольствиях или в бедности.

7. Анонимный христианский памятник 11—111 вв. н. э.

В своем отечестве живут они, но как иноземцы. Всякая чужбина для них — отечество, и всякое отечество — чужбина. Они пребывают во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но гражданство имеют на небе. Они повинуются установленным законам и своею жизнью побеждают законы. Они любят всех и всеми преследуются.

Тема 4. Достижения римской цивилизации.

6. Н. Я. Данилевский. Россия и Европа, 1869

Н. Я. Данилевский (1822—1885) — выдающийся российский культуролог.

Политический смысл римлян не имеет себе подобного. Небольшое зерно кристаллизует около себя племена Лациума и подчиняет себе мало-помалу, постепенно, систематически, а не завоевательными порывами — весь бассейн Средиземного моря и всю западную европейскую окраину Атлантического океана Свободолюбивые римляне никогда, однако же, не теряют дара повиновения, дара подчинения своей личной воли воле общей, для воплощения которой среди республики оставляется ими место для диктатуры .. Этого мало. Сообразно возрастанию государства они изменяют форму правления, переменяя республику на империю, которая делается учреждением вполне народным, держащимся не внешнею силою, — ибо сколько было слабых, ничтожных императоров, — а волею народною, инстинктивно чувствовавшей необходимость империи для поддержания разросшегося государства в трудные и опасные времена. Взаимные отношения граждан определяются в продолжение государственной жизни Рима самым точным и полным образом и составляют собою совершеннейший кодекс гражданских законов.

Но в Риме, так же как и в Греции, рабство составляет основной, фундаментальный факт общественного строя. Культурная деятельность совершенно незначительна, в науке, в философском мышлении, так же как и в искусствах, за исключением архитектуры, Рим не производит ничего оригинального.

9. О. Шпенглер. Закат Европы, 1918—1922

Цивилизация —неизбежная судьба культуры, Они —завершение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение. Они — конец без права обжалования ..

Только это и приводит к пониманию римлян как наследников эллинов Только таким образом и предстает поздняя античность в свете, разоблачающем ее глубочайшие тайны. Ибо что же еще может означать тот факт. что римляне были варварами, но варварами, не предшествующими великому подъему, а замыкающими его? Бездушные, далекие от философии, лишенные искусства, с расовыми инстинктами, доходящими до зверства, бесцеремонно считающиеся лишь с реальными успехами, стоят они между эллинской культурой и пустотой. Их направленная только на практическое фантазия .. представляет собою черту характера, которая вообще не встречается в Афинах. Греческая душа и римский интеллект — вот что это такое. Так различаются культура и цивилизация.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст 1. Вспомните, какую роль в жизни цивилизованных обществ играют письменные законы? В чем их преимущества перед обычным правом? Когда в Риме впервые появились письменные законы и при каких обстоятельствах? Какие права личности обеспечивали римские законы? Как эти права охранялись? Какие изменения произошли в праве и судебной процедуре в эпоху империи? Объясните, как это было связано с общими политическими процессами. Подумайте, какое значение для взаимоотношений человека и государства имело положение о презумпции невиновности. Какая существовала связь между гражданскими идеалами римлян и созданным ими правом?

2. Прочитайте тексты 1 и 2. В какое время писали свои произведения Цицерон и Сенека? Дайте краткую характеристику двух эпох. Определите главные черты образа идеального человека, который описан Цицероном. Как соотносятся в его представлении понятия «человек» и «гражданин»? Какую роль, по мнению Цицерона, должно играть государство в жизни людей? Как Цицерон относится к честолюбию, стремлению к славе? Что, с точки зрения Цицерона, должно определять поведение идеального человека — его желания или рассудок? Почему не поощряется стремление к роскоши, развлечениям? Чем объясняется отрицательное отношение к толпе Сенеки? Что, с его точки зрения, является самым ценным в жизни человека? Как философ призывает строить отношения с людьми, с государственной властью? Чем это можно объяснить? Понравился бы Цицерону такой стиль поведения? Почему?

Подведите общий итог и расскажите, какие изменения претерпели идеалы римского общества

3. Прочитайте тексты 4, 5, 6 и 7. Подумайте, почему противнику христианства, римскому писателю Цецилию кажется, что христианский бог бессилен или не хочет «помочь своим»? Какими, с точки зрения Цецилия, должны быть отношения между богами и человеком? Что на это мог бы возразить христианин? Что нового принесло христианство в представление о религии? Что в поведении христиан кажется Цецилию непонятным? Какой образ жизни для него самого является нормальным? Какая сторона жизни — материальная или духовная — наиболее важна для Цецилия?

Сравните образ жизни первых христиан и идеалы философов-стоиков. В чем они близки? Как вы понимаете слова из текста 7: «живут не по плоти», «гражданство имеют на небе»?

Вспомните, как христиане относились к государству, в чем видели главный смысл земной жизни

4. Прочитайте и сравните тексты 8 и 9. Сравните две оценки римской цивилизации. Какая из них кажется вам самой объективной? Почему? Согласны ли вы с мнением О. Шпенглера о том, что римляне были далеки от философии, а их интересы были чисто практические? В каком значении в данном случае Шпенглер использует слово «цивилизация»? Какую роль отводит Риму в истории единой античной цивилизации? Какие достижения римлян Данилевский считает самыми важными? Что вы сами могли бы добавить к этому перечню?

Напишите эссе на основе анализа высказывания.

1.Иди и возвести римлянам: так хотят небожители, чтобы мой Рим был главою вселенной; поэтому пусть они усердно занимаются военным делом и пусть сами знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы не в состоянии противиться римскому оружию.

Пророчество Ромула, основателя Рима

2. Обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне в настоящее время поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия наподобие острова окружена, как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые, в свою очередь, защищены труднопроходимыми горами. Второе условие то, что, хотя большая часть ее берегов не имеет, гаваней, зато существующие гавани обширны и весьма удобны. Одно из них особенно выгодно для отражения нашествий извне; другое полезно для нападений на внешних врагов и для обширной торговли.

Греческий историк Страбон об Италии, конец I в. до к. э. — начало I в. и. э.

3 «Римский законодатель 1 предоставил отцу, можно сказать, полную власть над сыном в течение всей своей жизни — пожелает ли он его арестовать, бичевать, держать на полевых работах в оковах или убить, хотя бы сын уже занимался государственными делами, отличался на высших должностях и заслуживал одобрение за ревностное служение государству».

Дионисий Галикарнасский, греческий историк конца I в. до н. э.

1 То есть Ромул.

4. Из земледельцев выходят храбрейшие мужи и самые предприимчивые воины, а земледелие есть занятие наиболее благочестивое и устойчивое.

Катон Старший, II в. до н. э.

5. Римляне покорили своей власти почти весь известный мир и подняли свое могущество на такую высоту, какая немыслима была для предков и не будет превзойдена потомками.

6. Средства труда делят на три части: орудия говорящие, издающие нечленораздельные звуки и орудия немые; к говорящим относятся рабы, к издающим нечленораздельные звуки — волы, к немым — телеги.

Марк Варрон, римский писатель, 116—27 гг. до н. э.

7. И дикие звери в Италии. имеют логова и норы, куда они могут прятаться, а люди, которые сражаются и умирают за Италию, не владеют в ней ничем, кроме воздуха и света, и, лишенные крова, как кочевники, бродят повсюду с женами и детьми. Их называют владыками мира, а они не имеют и клочка земли.

Речь Тиберия Гракха к народу, в пересказе греческого историка Плутарха,

46—126 гг. н. э.

8. Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства.

9. Будем, Лесбия, жить, любя друг друга!

Пусть ворчат старики — за весь их ропот

Мы единой не дадим монетки медной!

Пусть заходят и вновь восходят солнца, —

Помни: только лишь день погаснет краткий,

Бесконечную ночь нам спать придется.

Дай же тысячу сто мне поцелуев,

Снова тысячу дай и снова сотню,

И до тысячи вновь и снова до ста,

А когда мы дойдем до многих тысяч,

Перепутаем счет, чтоб мы не знали,

Чтобы сглазить не мог нас злой завистник,

Зная, сколько с тобой мы целовались.

Ненависть — и любовь. Как можно их чувствовать

вместе? Как — не знаю, а сам крестную муку терплю.

Катулл, выдающийся римский поэт, 87—54 гг. до н. э.

10. Юпитер, громы мечущий, — верим мы — царит на небе: здесь на земле к богам причтется Август.

11. Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честен по природе. Мне скажут: да ведь они рабы. Да, но вот этот раб обладает свободным духом. А покажите мне, кто не рабствует в том или другом смысле! Этот вот — раб похоти, тот — корыстной жадности, а тот — честолюбия.

Сенека, великий римский философ, 3—65 гг. н. э.

12. Тело мое могут взять, но дух мой свободен, и ему никто ни в чем не может помешать, и потому живу я так, как хочу.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: