Какие изменения характерны для судебной системы в новое время

Обновлено: 23.04.2024

Эпоха Нового времени охватила относительно непродолжительный период – XVII-XIX вв. Однако в мировой истории государственных укладов и правовых институтов она стала важнейшей (с позиций современного представления об исторических перспективах общественного развития). Именно тогда произошло становление (а затем утверждение практически по всему миру) современного право-государственного уклада, основанного на политической демократии, правовой свободе и гражданском равенстве.

Основным социально-политическим процессом Нового времени стало укрепление новой системы общественных отношений, взаимосвязанных с капиталистической экономикой, частным предпринимательством и вообще совершенно новым уровнем хозяйственного и технического развития подавляющего большинства стран. Новая система общественных отношений нашла выражение в укреплении в праве всех институтов, так или иначе связанных с частной собственностью.

Эволюция хозяйственно-экономического уклада общества предопределила кардинальную перестройку всей устоявшейся в средневековье системы правовых отношений. В эпоху Нового времени произошло формирование нового гражданского общества, отрицающего сословную организацию и, напротив, предполагающего гражданское равенство и свободу от традиционных государственных, феодальных, религиозных и т. п. ограничений.

Такой кардинальный поворот не мог быть осуществлен мирно и безболезненно. Особенно имея в виду, что в период феодализма и вообще средневековья сформировалась довольно развитая государственная организация, способная поставить под политический контроль и общественное регулирование многие из социальных устремлений и массы, и индивидов. Преодоление старых порядков, «старого режима» вылилось в историческую череду политических революций.

Новое время было эпохой революционного в основном утверждения нового право-государственного уклада. Первые политические революции эпохи – в Нидерландах в XVI в., в Англии в середине XVII в. – были еще в значительной степени связаны с религиозными исканиями времени, с последствиями Реформации. Однако уже революции XVIII в. – американская, французская – стали итогом чисто политической борьбы новых общественных сил за государственное и правовое господство.

Среди революций Нового времени особое место занимает Французская революция 1789-1795 гг. Она стала первым действительно общеевропейским и мировым событием, непосредственно повлиявшим на государственно-политические процессы конца XVIII – начала XIX в. во многих странах мира. Французская революция сформировала выдающуюся по силе «энергию прогресса», идеал которого не утратил полностью своей притягательности и в современных условиях.

Взаимообусловленность новых государственно-политических порядков и революционного движения имела и оборотную сторону. Революционные взрывы таили в себе объективную опасность непредсказуемости исхода общественного возмущения, возобладания революционной стихии ради самой себя – особенно, когда на арену истории и политических преобразований вышли народные массы. Радикально-демократические порывы, спрямленные психологией массы, не единожды в истории Нового времени рождали противоположность своим начальным устремлениям.

В эпоху Нового времени государственный строй, форма установлений, перестал быть решающим элементом в право-государственном укладе (как то было в средние века и тем более в античности). Форма реализации власти стала в большей степени зависеть от политического режима, а эта институция в конкретной истории зависит от значительно большего числа объективных и субъективных факторов. В государственно-политическую жизнь надолго вошло противостояние либерализма и диктатуры.

В государственно-политическом отношении Новое время отчетливо разделилось на два этапа. Классическим образцом первого этапа стала абсолютная монархия. Это была принципиально важная, рожденная на исходе позднего средневековья государственная форма, единственно возможный тогда вариант централизованного национального государства. В период абсолютизма, и во многом благодаря ему, государственные учреждения и правовые институты приняли вид и формы, которые в общем принципиально не переменятся до Новейшего времени.

Вместе с тем абсолютизм был оплотом, символом и одновременно выражением «старого режима». В борьбе с ним исторически возобладали принципы разделения властей в государстве, верховенство непременно законодательных органов, основанных на народном представительстве. Они стали краеугольными для новой организации государства, но сами по себе эти принципы связаны только со стремлениями породившего их времени и никак не могут считаться некими абсолютно непререкаемыми ценностями мировой государственной и правовой истории.

На втором этапе Нового времени (XIX в.) происходит очевидное движение к конституционной монархии и республике. Конституционализм стал главным принципом государственно-политической организации обществ на этом этапе, запрограммировав основные тенденции эволюции государственных форм в XX в. Конституционные стремления общества опирались и на совершенно новую, в том числе антирелигиозную, идеологию политического и правового обновления мира, подразумевая всестороннее освобождение человеческой личности и закрепление в правовом и политическом порядке свобод гражданина. У истоков этого идейного обновления была идеология Просвещения – она заложила основы современного политического и правового мышления и стала едва ли не первым, после христианства, универсальным мировоззрением.

Самым характерным явлением правовой истории Нового времени стала всеобъемлющая кодификация права. Кодифицированное право практически повсеместно возобладало над иными его формами, и кодификация стала главным путем реализации государственной политики, реформ и обновлений правовой системы.

В Новое время окончательно установилось доминирование Европы в мире. Это проявилось не только в рождении именно здесь определяющих для государственной и правовой истории форм и институтов, но и в том, что европейский опыт стал влиять в едином направлении на политическое развитие других стран. Весьма важной составляющей правовой и государственной истории стало широкое перенимание странами Азии, Африки, Латинской Америки учреждений, конституционных принципов, а также рецепция западноевропейского права. Доминирование имело и вторую сторону.

Наиболее мощные западные страны сформировали к XIX в. огромные колониальные империи в Азии и Африке. Борьба за преобладание в мире, империализм, не только по-особому деформировала государственно-политическую историю Европы, но в конце концов породила мировые войны, знаменовавшие новые тенденции – Современной Эпохи.

Эпоха Нового времени охватила относительно непродолжительный период – XVII-XIX вв. Однако в мировой истории государственных укладов и правовых институтов она стала важнейшей (с позиций современного представления об исторических перспективах общественного развития). Именно тогда произошло становление (а затем утверждение практически по всему миру) современного право-государственного уклада, основанного на политической демократии, правовой свободе и гражданском равенстве.

Основным социально-политическим процессом Нового времени стало укрепление новой системы общественных отношений, взаимосвязанных с капиталистической экономикой, частным предпринимательством и вообще совершенно новым уровнем хозяйственного и технического развития подавляющего большинства стран. Новая система общественных отношений нашла выражение в укреплении в праве всех институтов, так или иначе связанных с частной собственностью.

Эволюция хозяйственно-экономического уклада общества предопределила кардинальную перестройку всей устоявшейся в средневековье системы правовых отношений. В эпоху Нового времени произошло формирование нового гражданского общества, отрицающего сословную организацию и, напротив, предполагающего гражданское равенство и свободу от традиционных государственных, феодальных, религиозных и т. п. ограничений.

Такой кардинальный поворот не мог быть осуществлен мирно и безболезненно. Особенно имея в виду, что в период феодализма и вообще средневековья сформировалась довольно развитая государственная организация, способная поставить под политический контроль и общественное регулирование многие из социальных устремлений и массы, и индивидов. Преодоление старых порядков, «старого режима» вылилось в историческую череду политических революций. Новое время было эпохой революционного в основном утверждения нового право-государственного уклада. Первые политические революции эпохи – в Нидерландах в XVI в., в Англии в середине XVII в. – были еще в значительной степени связаны с религиозными исканиями времени, с последствиями Реформации. Однако уже революции XVIII в. – американская, французская – стали итогом чисто политической борьбы новых общественных сил за государственное и правовое господство.

Среди революций Нового времени особое место занимает Французская революция 1789-1795 гг. Она стала первым действительно общеевропейским и мировым событием, непосредственно повлиявшим на государственно-политические процессы конца XVIII – начала XIX в. во многих странах мира. Французская революция сформировала выдающуюся по силе «энергию прогресса», идеал которого не утратил полностью своей притягательности и в современных условиях.

Взаимообусловленность новых государственно-политических порядков и революционного движения имела и оборотную сторону. Революционные взрывы таили в себе объективную опасность непредсказуемости исхода общественного возмущения, возобладания революционной стихии ради самой себя – особенно, когда на арену истории и политических преобразований вышли народные массы. Радикально-демократические порывы, спрямленные психологией массы, не единожды в истории Нового времени рождали противоположность своим начальным устремлениям. В эпоху Нового времени государственный строй, форма установлений, перестал быть решающим элементом в право-государственном укладе (как то было в средние века и тем более в античности). Форма реализации власти стала в большей степени зависеть от политического режима, а эта институция в конкретной истории зависит от значительно большего числа объективных и субъективных факторов. В государственно-политическую жизнь надолго вошло противостояние либерализма и диктатуры.

В государственно-политическом отношении Новое время отчетливо разделилось на два этапа. Классическим образцом первого этапа стала абсолютная монархия. Это была принципиально важная, рожденная на исходе позднего средневековья государственная форма, единственно возможный тогда вариант централизованного национального государства. В период абсолютизма, и во многом благодаря ему, государственные учреждения и правовые институты приняли вид и формы, которые в общем принципиально не переменятся до Новейшего времени. Вместе с тем абсолютизм был оплотом, символом и одновременно выражением «старого режима». В борьбе с ним исторически возобладали принципы разделения властей в государстве, верховенство непременно законодательных органов, основанных на народном представительстве. Они стали краеугольными для новой организации государства, но сами по себе эти принципы связаны только со стремлениями породившего их времени и никак не могут считаться некими абсолютно непререкаемыми ценностями мировой государственной и правовой истории.

На втором этапе Нового времени (XIX в.) происходит очевидное движение к конституционной монархии и республике. Конституционализм стал главным принципом государственно-политической организации обществ на этом этапе, запрограммировав основные тенденции эволюции государственных форм в XX в. Конституционные стремления общества опирались и на совершенно новую, в том числе антирелигиозную, идеологию политического и правового обновления мира, подразумевая всестороннее освобождение человеческой личности и закрепление в правовом и политическом порядке свобод гражданина. У истоков этого идейного обновления была идеология Просвещения – она заложила основы современного политического и правового мышления и стала едва ли не первым, после христианства, универсальным мировоззрением.

Самым характерным явлением правовой истории Нового времени стала всеобъемлющая кодификация права. Кодифицированное право практически повсеместно возобладало над иными его формами, и кодификация стала главным путем реализации государственной политики, реформ и обновлений правовой системы.

В Новое время окончательно установилось доминирование Европы в мире. Это проявилось не только в рождении именно здесь определяющих для государственной и правовой истории форм и институтов, но и в том, что европейский опыт стал влиять в едином направлении на политическое развитие других стран. Весьма важной составляющей правовой и государственной истории стало широкое перенимание странами Азии, Африки, Латинской Америки учреждений, конституционных принципов, а также рецепция западноевропейского права. Доминирование имело и вторую сторону. Наиболее мощные западные страны сформировали к XIX в. огромные колониальные империи в Азии и Африке. Борьба за преобладание в мире, империализм, не только по-особому деформировала государственно-политическую историю Европы, но в конце концов породила мировые войны, знаменовавшие новые тенденции – Современной Эпохи.

Эпоха Нового времени охватила относительно непродолжительный период — XVII–XIX вв. Однако в мировой истории государственных укладов и правовых институтов она стала важнейшей (с позиций современного представления об исторических перспективах общественного развития). Именно тогда произошло становление (а затем утверждение практически по всему миру) современного право-государственного уклада, основанного на политической демократии, правовой свободе и гражданском равенстве.

Основным социально-политическим процессом Нового времени стало укрепление новой системы общественных отношений, взаимосвязанных с капиталистической экономикой, частным предпринимательством и вообще совершенно новым уровнем хозяйственного и технического развития подавляющего большинства стран. Новая система общественных отношений нашла выражение в укреплении в праве всех институтов, так или иначе связанных с частной собственностью.

Эволюция хозяйственно-экономического уклада общества предопределила кардинальную перестройку всей устоявшейся в средневековье системы правовых отношений. В эпоху Нового времени произошло формирование нового гражданского общества, отрицающего сословную организацию и, напротив, предполагающего гражданское равенство и свободу от традиционных государственных, феодальных, религиозных и т. п. ограничений.

Такой кардинальный поворот не мог быть осуществлен мирно и безболезненно. Особенно имея в виду, что в период феодализма и вообще средневековья сформировалась довольно развитая государственная организация, способная поставить под политический контроль и общественное регулирование многие из социальных устремлений и массы, и индивидов. Преодоление старых порядков, «старого режима» вылилось в историческую череду политических революций. Новое время было эпохой революционного в основном утверждения нового право-государственного уклада. Первые политические революции эпохи — в Нидерландах в XVI в., в Англии в середине XVII в. — были еще в значительной степени связаны с религиозными исканиями времени, с последствиями Реформации. Однако уже революции XVIII в. — американская, французская — стали итогом чисто политической борьбы новых общественных сил за государственное и правовое господство.

Среди революций Нового времени особое место занимает Французская революция 1789–1795 гг. Она стала первым действительно общеевропейским и мировым событием, непосредственно повлиявшим на государственно-политические процессы конца XVIII — начала XIX в. во многих странах мира. Французская революция сформировала выдающуюся по силе «энергию прогресса», идеал которого не утратил полностью своей притягательности и в современных условиях.

Взаимообусловленность новых государственно-политических порядков и революционного движения имела и оборотную сторону. Революционные взрывы таили в себе объективную опасность непредсказуемости исхода общественного возмущения, возобладания революционной стихии ради самой себя — особенно, когда на арену истории и политических преобразований вышли народные массы. Радикально-демократические порывы, спрямленные психологией массы, не единожды в истории Нового времени рождали противоположность своим начальным устремлениям. В эпоху Нового времени государственный строй, форма установлений, перестал быть решающим элементом в право-государственном укладе (как то было в средние века и тем более в античности). Форма реализации власти стала в большей степени зависеть от политического режима, а эта институция в конкретной истории зависит от значительно большего числа объективных и субъективных факторов. В государственно-политическую жизнь надолго вошло противостояние либерализма и диктатуры.

В государственно-политическом отношении Новое время отчетливо разделилось на два этапа. Классическим образцом первого этапа стала абсолютная монархия. Это была принципиально важная, рожденная на исходе позднего средневековья государственная форма, единственно возможный тогда вариант централизованного национального государства. В период абсолютизма, и во многом благодаря ему, государственные учреждения и правовые институты приняли вид и формы, которые в общем принципиально не переменятся до Новейшего времени. Вместе с тем абсолютизм был оплотом, символом и одновременно выражением «старого режима». В борьбе с ним исторически возобладали принципы разделения властей в государстве, верховенство непременно законодательных органов, основанных на народном представительстве. Они стали краеугольными для новой организации государства, но сами по себе эти принципы связаны только со стремлениями породившего их времени и никак не могут считаться некими абсолютно непререкаемыми ценностями мировой государственной и правовой истории.

На втором этапе Нового времени (XIX в.) происходит очевидное движение к конституционной монархии и республике. Конституционализм стал главным принципом государственно-политической организации обществ на этом этапе, запрограммировав основные тенденции эволюции государственных форм в XX в. Конституционные стремления общества опирались и на совершенно новую, в том числе антирелигиозную, идеологию политического и правового обновления мира, подразумевая всестороннее освобождение человеческой личности и закрепление в правовом и политическом порядке свобод гражданина. У истоков этого идейного обновления была идеология Просвещения — она заложила основы современного политического и правового мышления и стала едва ли не первым, после христианства, универсальным мировоззрением.

Самым характерным явлением правовой истории Нового времени стала всеобъемлющая кодификация права. Кодифицированное право практически повсеместно возобладало над иными его формами, и кодификация стала главным путем реализации государственной политики, реформ и обновлений правовой системы.

В Новое время окончательно установилось доминирование Европы в мире. Это проявилось не только в рождении именно здесь определяющих для государственной и правовой истории форм и институтов, но и в том, что европейский опыт стал влиять в едином направлении на политическое развитие других стран. Весьма важной составляющей правовой и государственной истории стало широкое перенимание странами Азии, Африки, Латинской Америки учреждений, конституционных принципов, а также рецепция западноевропейского права. Доминирование имело и вторую сторону. Наиболее мощные западные страны сформировали к XIX в. огромные колониальные империи в Азии и Африке. Борьба за преобладание в мире, империализм, не только по-особому деформировала государственно-политическую историю Европы, но в конце концов породила мировые войны, знаменовавшие новые тенденции — Современной Эпохи.

44. Политическая мысль Нового времени

44. Политическая мысль Нового времени Эпоха буржуазных революций в Европе положила конец средневековью, началось Новое время. У людей появилась возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о

Раздел V. Государство и право Новейшего времени

Раздел V. Государство и право Новейшего времени Новейшая история — одно из самых условных понятий. По определению новейшей принято считать непосредственную предысторию современного состояния государственно-политической системы, тот исторический период, когда были

§ 4*. Становление права Нового времени в США

§ 4*. Становление права Нового времени в США 25 мая 1787 г. в американском городе Филадельфия открылся Учредительный конвент для выработки конституции. Бурные обсуждения продолжались почти четыре месяца. Дело шло успешно, не в последнюю очередь благодаря усилиям

Эпоха Нового времени, как принято считать в отечественной науке, начинается в XVII веке и завершается в конце XIX века. Буржуазная революция в Англии открывает начало этого периода. Содержание этой эпохи в социальном и политическом плане неоднозначно. Лишь в отдельных странах Западной Европы и в США победило новое общественно-политическое устройство. В других регионах мира по-прежнему господствовали феодальные, а в отдельных странах — первобытнообщинные отношения. С победой буржуазного строя человечество сделало новый прогрессивный шаг в своем развитии. Возникали новые производительные силы и, соответственно, происходили изменения в государстве и праве. В идеологии возникали новые философские, политические, экономические и юридические идеи, многие из которых первоначально проявлялись в религиозных формах. Впервые последовательно обоснована и изложена теория разделения властей, организационно независимых и взаимоуравновешивающих. Как важнейшая гарантия независимости суда также обосновано положение о несменяемости судей. Государству отведена роль «ночного сторожа», что означает лишь охрану с его стороны экономических отношений в обществе.

Становление национальных правовых систем. После победы буржуазных революций укрепились новые общественные отношения, которые повлекли за собой становление нового, буржуазного права. Для буржуазного права характерны новые принципы — единство закона, юридическое равенство, законности и свободы. Унификация права - это важнейшая проблема буржуазных революций. Множественность правовых систем феодального строя препятствовала развитию торговли и установлению неограниченной частной собственности. По этим причинам необходимо было установить единое для всего государства право. По мере укрепления власти буржуазии стали формироваться единые национальные системы права. В буржуазном обществе утверждается юридическое равенство лично свободных людей и всеобщая правоспособность, поскольку они являются предпосылками заключения особого договора. Последний играет в буржуазном государстве огромную роль. Принцип законности неразрывно связан с принципом юридического равенства. Юридическое равенство означает не только равные права, но и равную для всех ответственность перед законом. Законность проявляется в правомерном поведении граждан и юридических лиц, что обеспечивает стабильность политических и экономических отношений. Свобода, понимаемая в широком смысле, является также важным принципом буржуазного права. Политическая свобода понимается как основа для развития буржуазного общественного строя.

Правовые системы буржуазных государств можно разделить на две группы. К первой группе относятся континентальные (романо-германская). Они развивались в XIX в. под влиянием французского права, а в XX в. — германского права. Для этой системы характерно деление права на частное и публичное. Частное право защищает интересы граждан от преступных посягательств со стороны как отдельных лиц, так и государства. Гражданское, семейное, торговое право относятся к частному праву. Публичное право защищает интересы всего общества и государства от любых посягательств. К публичному праву относятся: конституционное, международное, административное, уголовное, процессуальное. Континентальные правовые системы разграничивают право материальное и процессуальное. Закон является основным источником права. Суд не занимается установлением норм права, а лишь применяет их к конкретным случаям. Для этих систем также характерна кодификация материального и процессуального права.

Вторую группу составляют англосаксонские правовые системы. Они основываются на общем праве Англии и берут свое начало с XI в. Здесь нет деления права на частное и публичное и строгого деления материального и процессуального права. Отрасли права не выделяются структурно и не кодифицированы. Судебный прецедент является основным источником права. Суд создает право при разрешении конкретных дел. Для этих систем права характерна особая терминология и наличие ряда правовых институтов, которых нет в других странах.

Становление новой судебной системы. Во время царствования Петра I была произведена реорганизация судебной системы, имев­шей ряд характерных особенностей. Цель судебной реформы была впервые сформулирована в пре­амбуле к Инструкции рекетмейстеру от 5 февраля 1722 г. В данной преамбуле Петр I отметил, что предпринятые им усилия по преобразованию судоустройства и судопроизвод­ства имели целью, чтобы «каждому по их делам суд был пра­ведной и беспродолжителной»[28]. По мнению Л.С. Симкина, общей целью судебных реформ являлось формирование в нашей стране «самостоятельного правосудия», отделение суда от администрации. С точки зрения Н. Н. Ефремовой, сквозная цель реформ заключалась в создании «равного, справедливого, гуманного суда».

Судебная система возглавля­лась монархом, который мог единолично по своему усмотрению решать любое дело, не опираясь ни на какие законы. Ему принад­лежало последнее слово в решении наиболее важных дел, которые поступали к нему на утверждение. От имени императора за судеб­ными учреждениями надзирали фискалы и прокуроры.

Второй по значимости судебной инстанцией был Сенат. В его юрисдикцию входили дела по обвинению высших должностных лиц, он рассматривал апелляции на решения Юстиц-коллегии. Ре­шения Сената являлись окончательными и могли быть отменены только монархом. Судебная деятельность Сената была сосредоточена в Расправной палате, которая являлась его судебным департаментом.

В составе Сената судебный департамент был учрежден в 1712 г., а название Расправной палаты он получил в 1713 г. по аналогии с прошлым учреждением[29]. В состав Расправной палаты входили сена­торы и назначенные Сенатом «судьи расправных дел». В 1718 г. Расправная палата была передана в состав Юстиц-коллегии.

В ведении Юстиц-коллегии находилось судопроизводство по уголовным, гражданским и фискальным делам. Кроме того, она ру­ководила деятельностью губернских надворных судов, всей систе­мой провинциальных нижних и городских судов, т.е. основной ча­стью всей судебной системы. Юстиц-коллегия была одновременно судебной инстанцией и административным органом, а также апел­ляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам для подведомственных ей судов. Юстиц-коллегия осуществляла следст­венные и розыскные действия, осуществляла надзор за пенитенци­арной системой[30].

В судебных округах, на которые долилась страна, действовали надворные суды в составе президента, вице-президента, нескольких (от двух до шести) членов суда. Они создавались для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а также дел, возбуждаемых по доно­сам фискалов, касавшихся разного рода финансовых, государствен­ных, должностных и иных тяжких преступлений. Надворные суды являлись апелляционной инстанцией на решения провинциальных и городовых судов, а также земских судов в дистриктах (уездах). С 1720 г. при надворных судах учреждалась должность прокурора, на котором лежала обязанность осуществлять надзор за правильно­стью судопроизводства. С 1722 г. есть судебных учреждений посте­пенно начинает сворачиваться, нижние судебные инстанции были упразднены и заменены провинциальными судами в составе воево­ды и нескольких асессоров[31].

В качестве надзорной инстанции выступали губернаторы и вое­воды, к которым постепенно переходили все большие судебные полномочия. Воеводы н земские комиссары рассматривали дела о беглых крестьянах, комиссары — дела о нанесении ущерба государ­ственной казне.

Попытка создания новой судебной системы потерпела неудачу: отсутствовала целостная иерархическая структура; в целом судебная система строилась по сословному принципу; не была отделена от администрации. Так, коллегии были наделены судебными функ­циями и рассматривали дела по принадлежности [32] .

В петровский период в России создается профессиональная полиция[33], которая приходит на смену нескольким приказам: Разбойному, Земскому, Преображенскому и Приказу тайных дел. В 1718 г. была учреждена Тайная канцелярия, которая положила начало после­дующей системе полицейских органов. Полиция создавалась для охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, проведе­ния дознания. Кроме того, в ее компетенцию входили противопо­жарная служба и городское благоустройство.

Первая четверть XVIII столетия ознаменовалась активизацией правотворческой деятельности, возрастанием роли нормативного регулирования общественных отношений.

Правотворческой деятельности Петр I уделял огромное внимание. За период его царствования было принято около 4 тыс. правовых актов (в среднем свыше 160 в год), из которых наиболее значимые несут печать его личного участия, выражающегося в образности стиля изложения [34] . Петр уделял большое внимание действенности законов и их эффективности.

Петр I предпринял попытку глобальной систематизации россий­ского законодательства[35]. В основу легли Соборное Уложение 1649 г. и последующие нормативные акты. С этой целью в 1700 г. была об­разована специальная Палата об уложении (Уложенная палата). Петр рассчитывал на быстрый успех, но работа оказалась чрезвы­чайно сложной. В 1718 г. Петр решил создать новое уложение на основе иностранных источников (шведских, датских, эстляндских, лифляндских). Однако отсутствие необходимой теоретической базы, нестыковка иностранных и национальных правовых систем, различие и несовместимость правовой культуры, отсутствие квалифициро­ванных кадров обрекли и этот проект на неудачу.

Судебное процессуальное законодательство первой четверти XVIII в. характеризуется поисками наиболее оптимальных форм судопроизводства Этому способствовал создание первых ко­дексов [36] .

С конца XVII в. обнаруживается тенденция к замене состяза­тельного процесса, так называемого «суда», розыскным (инквизиционным) [37] - Ускорению внедрения розыскного процесса в судебную практику способствовали и рост социальной напряженности и много­численные крестьянские восстания. Для государства самым главным было наказание «чтоб другим не повадно было так воро­вать». Тем не менее законодатель стремился обеспечить качество процессуальных действий. За преступления против правосудия (лжеприсягу, лжесвидетельство) виновным грозила смертная казнь — «обычное украшение законодательства Петра»[38].

Основные черты розыскного процесса:

1) начиналось в большинстве случаев по инициативе государства;

2) судьи сами вели следствие и сами же решали дело;

3) обвиняемый бесправен;

4) характерна система формальных доказательств;

5) мог завершиться не только вынесением обвинительного или оправдательного приговора, но и решением суда «об оставлении в подозрении» (при недостатке улик). Оставленный в подозрении не мог занимать должности в госаппарате, выступать свидетелем в суде, имели место и иные ограничения его прав.

Хотя деления судебного процесса па уголовный и гражданский еще не существовало, рассмотрение гражданских дел имело свою специфику [39] . Если применение инквизиционного принципа к уго­ловному судопроизводству осуществлялось довольно успешно, то в гражданском судопроизводстве оно сталкивалось с серьезными труд­ностями. прежде всего в силу громоздкости.

Итак, особенностью судебной реформы Петра I, является то что она пересматривает прежние положения ведения судебного процесса, организована новая судебная система, утверждена система пыток как один из методов получения свидетельских показаний, а также одним из важных достижений того времени было отделение процессуального права от материального. Важнейшим в сфере реформ центральных органов государственной власти стало создание Сената и святейшего Синода. А также, положено начало формированию новой системы права в различных сферах общественных отношений.

Вывод: подводя итог сделанной курсовой работы, можно сказать что рассматриваемый нами период конца XVII века – начала XVIII века, является периодом существенных преобразований России, как в реформировании центральных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также в военной и судебной сферах, результатом которых Россия получила статус империи.

Заключение

Рассматриваемый в данной работе период конца XVII – начала XVIII века сыграл важную роль в развитии государства. Благодаря Петровским преобразованиям Россия заняла лидирующие позиции на мировой арене. Достаточное влияние на развитие российского законодательства оказали западноевропейские страны. Это повлияло не только на законодательство, но и на культурное воспитание населения. Наконец, в нашей стране появляются такие важные образовательные учреждения как академия, школы для военнослужащих. Заимствуются правила этикета и используются как образец поведения.

Изучив необходимую литературу и нормативно-правовую базу рассматриваемой проблемы, мы пришли к выводу о наличии определенных закономерностей в развитии государственного строя России.

Становление абсолютной монархии в начале XVIII века было необходимо, прежде всего для обеспечения обороноспособности страны, а также для решения внутригосударственных вопросов, довольно долго нуждающихся в преобразованиях, которыми и занялся Петр I.

Итак, реформирование центральных органов государственной власти и органов местного самоуправления привело к значительному прогрессу в развитии государственного строя, в результате чего был создан Правительствующий Сенат как главный орган государственный власти имеющий исключительные полномочия в отсутствие монарха и святейшего Синода, ведающего церковными вопросами, проведено новое административно-территориальное деление страны, а также пересмотрена система управления.

Судебная реформа Петра I пересматривает прежние положения ведения судебного процесса, организована новая судебная система, утверждена система пыток как один из методов получения свидетельских показаний, а также одним из важных достижений того времени было отделение процессуального права от материального. Важнейшим в сфере реформ центральных органов государственной власти стало создание Сената и святейшего Синода.

Совершенствования в военной сфере, положительно сыграли на его развитии, благодаря которым в стране появилась регулярная армия, а также практически с нуля был создан морской флот.

Но при всей противоречивости попыток петровских преобразова­ний нельзя не признать, что его реформы оказали колоссальное влияние на все сферы жизни страны и, конечно, на развитие рос­сийской правовой системы.

Таким образом, поставленные перед нами цели и задачи можно считать выполненными.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: