Какие инструменты урегулирования задолженности используются на судебном этапе

Обновлено: 02.05.2024

Кредитование — способ решить множество финансовых проблем. Но, к сожалению, иногда сложности накапливаются, кредит становится труднее выплачивать, и человек оказывается в непростой ситуации. Банк начинает сообщать о долге, угрожать судебным взысканием долга по кредиту, уверять, что такое развитие событий практически неминуемо. Не бойтесь и не паникуйте. Даже в случае судебного разбирательства есть возможность договориться о более выгодных условиях, но до суда ситуация может и не дойти. Кредитору невыгодно проходить все стадии судебного процесса, так что оптимальный вариант для обеих сторон — договориться о разрешении ситуации мирным путем. В частности, добросовестные коллекторские агентства, такие как ЭОС, предлагают множество программ, в ходе которых можно уменьшить сумму задолженности или организовать гибкий график выплат по индивидуальной схеме. Такое решение оптимально и для заемщика: не придется иметь дело с приставами и принудительным взысканием, чреватым арестом счетов и различными ограничениями.

Содержание статьи

Когда банк подает в суд

Обычно после одной или двух просрочек серьезных мер кредитор не предпринимает. Чаще всего сначала все ограничивается звонками и письмами с напоминанием о взносе: возможно, заемщик просто забыл о выплате. Если же неуплата становится систематической, банк подключает свою службу взыскания, может обратиться к коллекторскому агентству по агентскому договору: представители компании будут пытаться связаться с заемщиком, чтобы тот выплатил кредит банку. Еще один вариант развития событий — договор цессии: банковская организация перепродает право на взыскание кредита коллекторскому агентству, и оно становится полноправным кредитором, правда, с некоторыми ограничениями: может смягчать условия, но не ужесточать. Судебное разбирательство — крайняя мера, банки идут на нее нечасто и неохотно: это длительный процесс, который повлечет за собой лишние расходы.

Порядок судебного разбирательства

Многое зависит от того, какой кредит был взят и какова сумма задолженности. В целом процесс выглядит так:

  • представители банковской организации обращаются в суд первой инстанции, в том числе к мировому судье;
  • если судья выносит решение в пользу кредитора, инициируется исполнительный процесс. Подписывается исполнительный лист, который передают в ФССП — Федеральную службу судебных приставов;
  • у заемщика есть возможность повлиять на процесс, попросить отсрочку или обжаловать решение, если на то есть основания.

После начала исполнительного процесса, если решение или судебный приказ не были отменены, заемщику дается 5 дней, чтобы согласиться добровольно погасить задолженность. Таким образом, приставы смогут удерживать до 50 % его ежемесячных доходов. Если же заемщик откажется, начнется процесс описи и конфискации имущества, которое впоследствии будет выставлено на торги.

Может ли банк получить решение в свою пользу без суда

Такое возможно, если представители банка обратились не с иском в районный суд, а с заявлением к мировому судье. По новым правилам такое допустимо для большого количества кредитов на суммы до полумиллиона рублей. Судья рассмотрит заявление банка, вынесет решение и, если требования банка оправданы, вынесет судебный приказ. Это так называемый упрощенный порядок взыскания. Впрочем, заемщик имеет право оспорить этот приказ в течение 10 рабочих дней с момента его получения. Только если возражений со стороны заемщика не последовало, приказ начинает приводиться в исполнение. Если же тот оспорил приказ, у кредитора останется право обратиться с иском в районный суд. Через него все и будет решаться — этот длительный процесс может занимать не один месяц.

Что делать, если инициировано разбирательство

Судебные разбирательства нередко пугают людей. Если они выясняют, что им пришло письмо о начале процесса, частая первая реакция — паника. Но поспешные действия не изменят ситуации и не помогут делу. Оптимальный вариант — успокоиться и попробовать найти пути решения. Как правило, с кредитором можно договориться: убегать не лучшая тактика, так как задолженность от этого никуда не денется. ЭОС предпочитает предлагать клиентам разнообразные варианты решения проблемы, а не обращаться в суд. Если же речь идет о банке, постарайтесь не переживать и попробуйте связаться с представителями кредитора, чтобы уточнить ситуацию. Активное участие в процессе и готовность выплачивать обязательства сыграют на руку даже в сложных обстоятельствах.

Как погашают задолженность через ФССП

Как не допустить судебного разбирательства

Судебное разбирательство — долгий процесс, и банки прибегают к нему нечасто. Это касается и добросовестных коллекторских агентств, заинтересованных в том, чтобы клиент погасил задолженность без лишних сложностей. Практика показывает, что оптимальная стратегия действий, позволяющая избежать суда, — сотрудничество с кредитором. Организация, как правило, и сама не заинтересована в разбирательстве, поэтому может договориться с клиентом о графике погашения, удобном ему. Существует множество возможностей выплатить кредит без длительных разбирательств. Главное — не бояться: добросовестный и законопослушный кредитор пойдет навстречу и поможет подобрать предложение, дающее возможность погасить задолженность. Свяжитесь с кредитором, задайте интересующие вопросы и узнайте, что он может Вам предложить. Сотрудничество — всегда более оптимальный вариант, чем суд.

Как не допустить визита приставов

  • Реструктуризация. Клиент обращается к кредитору и сообщает, что платить кредит на прежних условиях не в состоянии. В результате происходит пересмотр графика платежей, и сумма ежемесячного взноса уменьшается, становится посильной для выплаты.
  • Рефинансирование. Такое возможно, если кредит был взят давно, а сейчас многое изменилось, и текущие условия позволяют погашать задолженность с большей выгодой. Происходит перерасчет кредита по новым правилам, заключается новый договор. Правда, такое возможно, если сложности с выплатами только-только начались.
  • Скидки и акции. Для добросовестных коллекторских агентств, в частности для ЭОС, характерны так называемые акции прощения. В ходе этих мероприятий человек может списать часть задолженности, облегчив тем самым кредитную нагрузку.

ЭОС всегда старается подобрать решение, выгодное для клиента. Гибкий график выплат, прощение части задолженности — мы делаем все, чтобы помочь человеку начать новую жизнь без обязательств.

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Как работает анонимный звонок?

Шаг 1

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС

Шаг 2

Получите консультацию специалиста

Шаг 3

Выберите оптимальный способ погашения задолженности

Анонимная горячая линия.
Проконсультируйтесь по вопросам погашения задолженности в компании ЭОС, не раскрывая личных данных.

Что регулирует закон о внесудебном взыскании задолженности по кредиту? Какие преимущества имеет досудебное взыскание долгов с физических лиц? Как взыскать долг без помощи судебных приставов?

Привет всем, кто посетил наш сайт! На связи эксперт портала «ХитёрБобёр» — Денис Кудерин.

Тема этой публикации – досудебное взыскание долгов. Материал будет интересен всем, кто когда-нибудь давал в долг и сталкивался с просрочками, обещаниями, уходами в подполье и прочими моделями поведения недобросовестных заемщиков. Актуальной статья будет и для самих должников по банковским и «бытовым» кредитам.

Дочитавших до конца ждёт гарантированный бонус – обзор самых компетентных и надёжных компаний, занимающихся досудебным урегулированием долговых споров, плюс советы, как ускорить возврат средств.

Досудебное взыскание долгов

1. Что представляет собой досудебное взыскание долгов?

Дать деньги в долг гораздо легче, чем вернуть кредит своевременно и в полном объёме. Против недобросовестных должников займодатели используют самые разные методы – уговоры, угрозы, увещевания и, наконец, привлечение третьих лиц – юристов, коллекторов, представителей судебных органов.

Обращение в суд – весьма действенная процедура. Если есть веские доказательства передачи денег в долг в виде расписки или договора, у вас есть неплохие шансы выиграть дело, особенно, если будете действовать через профессиональных юристов.

Однако и кредиторы, и должники понимают, что обращение в судебные инстанции – мероприятие хлопотное и долгое. Иногда разбирательства затягиваются на месяцы, и это не считая исполнительной стадии, длительность которой не в силах определить ни один юрист.

Вот почему досудебное взыскание становится всё более востребованной процедурой в долговых спорах между физическими и юридическими лицами.

Досудебное взыскание долгов – комплекс процедур, позволяющих кредитору вернуть средства без привлечения суда. Такие мероприятия позволяют сторонам спора уладить долговой конфликт на удовлетворяющих друг друга условиях.

Досудебное урегулирование споров не обязательно означает немедленный возврат средств. Иногда стороны пересматривают условия соглашения и назначают другие сроки возврата долга либо проводят реструктуризацию кредита с отменой штрафов и пени за просрочку.

Читайте обзорную статью «Возврат долгов» на нашем сайте.

Что регламентирует закон о внесудебном взыскании долгов по кредитам

В 2016 году в РФ принято новое положение законодательства – о взыскании долгов по кредитам банковскими организациями во внесудебном порядке.

Для вынесения решения нужна исполнительная запись нотариуса. Такая запись делается уполномоченным лицом на копии договора или иного документа, подтверждающего наличие долга.

Новый закон даёт кредиторам больше свободы действий. Теперь им не обязательно обращаться в суд и ждать окончания разбирательств, а также срока, за который решение может быть обжаловано.

Время с момента возникновения просрочки по кредиту и до появления исполнительного документа сокращается до минимума. Правда, за 2 недели до похода к нотариусу банковские работники обязаны уведомить об образовании просрочки должника.

Все подробности по этой теме – в статье «Взыскание долгов через нотариуса».

2. Какие плюсы досудебного взыскания долгов – 3 главных преимущества

У процедуры досудебного взыскания долгов есть несомненные плюсы. Самый главный из них – экономия времени и ресурсов. Кредитор вовремя получает свои деньги назад, а должник не превращается в ответчика на судебном процессе и отделывается «лёгким испугом».

Рассмотрим основные преимущества такого способа возврата средств подробнее.

Преимущество 1. Быстрое получение денежных средств

Когда кредитор принимает решение инициировать судебный процесс по возврату долга, он запускает регламентированный по времени и стадиям исполнения механизм, который может длиться месяцами, а иногда и годами.

Должник наверняка воспользуется всеми правами, положенными ему по закону, и сделает так, чтобы судебные разбирательства продолжались как можно дольше.

За это время заемщик успеет распорядиться своими деньгами и имуществом таким образом, чтобы они не достались «врагу», то есть кредитору. К тому же у него есть право на обжалование решения, на апелляцию, на объявление себя банкротом.

Досудебное взыскание существенно ограничивает возможности должника. У него остаётся гораздо меньше пространства для маневра.

Преимущество 2. Отсутствие лишних затрат

Сокращаются и денежные расходы кредитора. Даже если он действует полностью самостоятельно, без помощи профессионального юриста, его затраты на судебные издержки будут весьма значительны.

Уже на стадии подачи искового заявления ему придётся уплатить государственную пошлину, размер которой напрямую связан с суммой долга. В среднем этот показатель составляет 5% от задолженности. Если же кредитор привлекает адвокатов или юристов, его расходы увеличиваются ещё на 15-30%.

Преимущества досудебного взыскания долгов

А если истцу понадобится провести дополнительные экспертизы – например, проверку подписи при взыскании долга по расписке? Запишите в расходы ещё несколько тысяч рублей.

Вывод: досудебное урегулирование денежных споров обойдётся гораздо дешевле, чем инициация судебного и исполнительного производства.

Преимущество 3. Удовлетворение обеих сторон

Возврат долгов до суда – более удобная процедура не только для кредитора, но и для заемщика. Согласившись не доводить дело до судебного разбирательства, обе стороны денежного спора приходят к мирному соглашению по поводу сроков и условий возврата.

Должник и кредитор не становятся врагами на всю жизнь, а расходятся полюбовно. Худой мир, гласит народная мудрость, лучше доброй ссоры, в нашем случае – длительной судебной тяжбы.

Дополнительные подробности о долговых спорах – в обзорной статье нашего сайта «Взыскание долгов».

Таблица поможет оценить преимущества досудебной процедуры более наглядно:

Критерии сравнения Досудебное взыскание Судебный процесс
1 Время От нескольких недель до 1-2 месяцев От 2 месяцев до полугода и более
2 Средства Минимальные От 5% до 70% от суммы долга
3 Человеческий фактор Минимум нервных затрат Участие в суде – это всегда стресс и лишние переживания

3. Как взыскать долг в досудебном порядке – 5 простых шагов

С теорией разобрались, переходим к практике.

Итак, ваш должник пропустил все сроки погашения долга или вовсе отказался выполнять взятые на себя обязательства. Какие шаги нужно предпринять, чтобы провести досудебное взыскание максимально грамотно и быстро?

Читайте наше экспертное руководство, запоминайте, применяйте на практике.

Шаг 1. Уведомляем должника о наличии задолженности

Первым делом нужно уведомить должника о его положении. Мало ли, может он действительно забыл о долге, а на звонки не отвечает, потому что загружен на работе или по рассеянности. У каждого человека есть право на ошибку: задача кредитора – вовремя на эту ошибку указать.

Шаг 2. Составляем и отправляем претензию должнику

Следующий этап – составление официальной письменной претензии. Такое письмо вам понадобится для подачи искового заявления, если дело всё же дойдёт до суда, поэтому писать его нужно грамотно, по всей форме.

В письме укажите обстоятельства займа, напишите о крайнем сроке возврата средств – как правило, это 30 дней с момента предъявления претензии.

Пример

Уважаемый Александр Иванович! 1 ноября 2016 года вы заняли у меня 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей сроком на один месяц, о чем свидетельствует оставленная вами расписка. Сроки возвращения прошли, а денег я от Вас до сих пор не получил.

Просьба вернуть долг в течение месяца после получения этого письма. В противном случае я буду вынужден обратиться в судебные инстанции. Мой адвокат уже готовит исковое заявление на случай, если Вы не выполните своих долговых обязательств.

С уважением, Евгений Смирнов.

Последняя фраза – про адвоката – не обязательно должна соответствовать истине. Но пусть ваш должник будет в курсе, что вы не действуете в одиночку, а имеете профессиональную поддержку.

Кстати, если вы и вправду не хотите заниматься досудебным урегулированием спора самостоятельно, вы вправе делегировать этот процесс опытному специалисту из юридической фирмы или частнопрактикующему адвокату. Их услуги стоят денег, но зато процесс будет проведён максимально грамотно и чётко.

Кроме того, есть специальные службы медиации, которые специализируются на переговорах с должниками с целью прийти к мирному соглашению между сторонами.

Шаг 3. Собираем материалы, подтверждающие факт наличия задолженности

Письмо с претензией отправлено, копию вы сохранили, оригинал переслали должнику. Далее вам нужно собрать как можно больше материалов, подтверждающих факт задолженности.

Доказательствами выступают:

Чем больше таких доказательств у вас имеется, тем лучше.

Желательно также собрать информацию из открытых источников о финансовых делах и имуществе должника: это поможет правильно оценить его возможности.

Шаг 4. Проводим переговоры с должником

Должник получил претензию, осознал, что досудебное урегулирование лучше судебного процесса, и решил пойти с вами на контакт.

В переговорах по телефону и при личных встречах нужно обсудить с ним процесс погашения долга, назначить новые условия и сроки, оформить соглашение документально.

Если вы действуете через посредника, этот этап возьмёт на себя профессиональный юрист. Специалист знает, как вести переговоры грамотно, и поможет добиться максимально выгодных для вас условий возврата средств.

О том, как вернуть долг по расписке, читайте в соответствующей публикации.

Шаг 5. Получаем денежные средства

Итак, ваш оппонент согласился вернуть деньги «без суда и следствия», нашёл возможность собрать нужную сумму и полностью рассчитался с долгами. Стороны довольные расходятся по домам – дело сделано.

Если же должник всё-таки не вернул деньги, что ж – остаётся только «выйти на тропу войны» и попытаться взыскать средства в судебном порядке. Но это уже тема отдельной статьи.

На всех этапах досудебного урегулирования долгового конфликта целесообразно консультироваться с квалифицированными юристами. Делать это удобнее всего через сайт Правовед.ру.

С этим сервисом работают тысячи практикующих специалистов, которые помогут разработать правильный алгоритм действий, составить претензию, собрать доказательства.

Связаться с юристами Правоведа можно через онлайн чат.

Ресурс Правовед работает круглосуточно, без выходных и перерывов. Пользователям доступны бесплатные консультации и платная правовая поддержка.

4. Профессиональная помощь в досудебном взыскании долга – обзор ТОП-3 юридических компаний

У вас нет времени возвращать долги самостоятельно? Вы никогда не занимались подобными делами и боитесь совершить ошибку? Не беда – профессиональные специалисты займутся досудебным урегулированием спора за вас.

Мы подготовили обзор трёх наиболее компетентных в этой сфере компаний.

1) АКМ

Организация предлагает пользователям широкий ассортимент юридических услуг: возврат долгов в досудебном порядке, представление интересов клиентов в судах, поддержка на стадии исполнительного производства, взыскание дебиторской задолженности, взыскание с родственников и наследников должника.

За помощь в решении споров компания берёт вознаграждение в размере от 5 до 25% от суммы долга. Возврат задолженности проводится без предоплаты. Поскольку сотрудники лично заинтересованы в положительном результате, урегулирование происходит максимально оперативно.

Компания разработала собственные технологии по досудебному возврату средств и успешно использует их на практике. Сроки внесудебного взыскания – от нескольких недель до 2 месяцев. После заключения соглашения с должником фирма контролирует возврат долга до его полного погашения.

2) Леонакс

Фирма занимается взысканием долгов с юридических лиц и рядовых граждан, работает без предоплаты, оказывает коллекторские услуги, проводит переговоры с должниками и гарантирует полное юридическое сопровождение клиента на всех этапах досудебного урегулирования.

В числе мероприятий по возврату средств – выезд к должнику, обращение к руководителям компаний, в которых он работает. При необходимости «Леонакс» может выкупить ваш долг за 50% от его суммы.

3) Юрколлегия

Компания занимается возвратом долгов уже 15 лет. За этот срок «Юрколлегия» прошла путь от небольшой частной фирмы до крупного игрока на рынке юридических услуг РФ. Теперь это известное агентство с безупречной репутацией. Организация работает во всех регионах России, а также в странах СНГ.

Только за ноябрь 16 года компанией возвращено долгов на сумму 17 млн рублей. Приоритетное направление деятельности фирмы в рамках досудебного взыскания – грамотное проведение переговоров с должником с целью его мотивации к скорейшему погашению долга.

5. Как упростить досудебное взыскание долга – 3 полезных совета

И в заключение – несколько полезных советов, которые помогут упростить и ускорить процедуру досудебного взыскания.

Читайте, запоминайте, применяйте на практике.

Совет 1. Обращайтесь за помощью к юридическим компаниям

Профессиональная помощь никогда не будет лишней – если, конечно, за дело берётся грамотный специалист. За рубежом без помощи юриста люди не погашают даже штрафы за неправильную парковку. На постсоветском пространстве люди привыкли обходиться собственными силами. А зря.

Как упростить досудебное взыскание долга

У хорошего юриста гораздо больше практики в решении долговых вопросов, чем у рядового гражданина. Кроме того, развитие информационных технологий позволяет воспользоваться бесплатными консультациями или платной поддержкой, не вставая из-за стола.

Задача юриста, который берётся за досудебное взыскание, не только возвратить долг полностью, но и вернуть проценты по нему, а в идеале – полностью компенсировать затраты на юридическую поддержку.

Совет 2. Пригрозите должнику исковым заявлением

Должнику нужно дать понять, что ваши намерения – серьёзны и основательны.

Пусть знает, что если средства не будут возвращены в срок, ему придётся иметь дело уже не с вами, а с судебными приставами или, того хуже, коллекторами.

Совет 3. Подготовьте материалы, подтверждающие факт наличия задолженности

Чем больше собрано доказательств по факту долга, тем больше шансов убедить должника в необходимости возврата денег. Помимо расписки о займе средств, желательно иметь дополнительные свидетельства наличия задолженности.

Это могут быть показания свидетелей, которые присутствовали при передаче денег, записи устных переговоров, записанные на диктофон, другие факты, которые могут прямо или пусть даже косвенно подтвердить вашу правоту.

Смотрим короткий ролик по теме публикации.

6. Заключение

Итак, друзья, давайте подведём итоги. Досудебное взыскание долгов – процедура, в большинстве случаев более предпочтительная для кредитора, чем судебное разбирательство. Такое мероприятие экономит средства и время и позволяет добиться нужного результата мирным путём.

Коллектив журнала «ХитёрБобёр» желает вам финансового благополучия и душевного спокойствия! Будем благодарны за оценки, комментарии и замечания к статье. До новых встреч!

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта "ХитёрБобёр.ru" (до 2019 г.)

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа "Машук-2011”.

Взыскание долгов предусматривает возникновение конфликтной ситуации между кредитором и должником. Как наиболее рационально и грамотно с юридической точки зрения разрешить спорную ситуацию, какие существуют способы и приемы воздействия на неплательщика, рассмотрим в нашей статье.

Природа долгового конфликта

фигурки тянут деньги


Конфликтная ситуация предусматривает отсутствие согласия между сторонами вызванное, как правило, противоположностью взглядов на определённые обстоятельства, разными целями и позициями. Поэтому природа долговых конфликтов кроется в неспособности или нежелании одной из сторон выполнить свои обязательства по выплате долга. Конфликты долгового характера были, есть и будут в независимости от экономической ситуации, развития общества и правовой регуляции обязательственных отношений. Действующим законодательством регламентированы эффективные способы взыскания долгов и разрешения конфликтов с минимальными усилиями и максимальным результатом для кредитора, защищающего свои законные права.

Этапы взыскания

Существует два этапа разрешения конфликта по неисполнению обязательств:

  • досудебное взыскание долгов;
  • судебный порядок урегулирования спора.

Каждый из них имеет несколько стадий, для которых характерны определённые методы и способы. Тем не менее прийти к согласию с помощью подписания мирового соглашения, реструктуризировать долг можно на каждом этапе.

Досудебный этап взыскания задолженности предполагает две стадии: soft-collection и hard-collection.

Досудебный Soft-collection

трубка и деньги


Стадия soft-collection предусматривает напоминание должнику о необходимости выполнении обязанности. Способы информирования используются разные, к самым распространённым из них относят:

Звонки на телефон должнику. При этом кредитор преследует цель уведомить сторону договора о наличии задолженности и выяснить причину её возникновения. Разговор, как правило, проходит в вежливой форме. Результатом телефонных переговоров будет предложение в определённый срок погасить долг или встретиться с кредитором для урегулирования спорных отношений по его взысканию.

Письма должнику на указанный в договоре адрес или электронную почту также носят уведомительный характер, и используются с целью задействовать все возможные способы информировать неплательщика и напомнить ему о задолженности.

Согласно гражданскому законодательству долговые обязательства должны быть выполнены в срок, установленный договором. Если этого не произошло, кредитор имеет право на получение информации о причинах невыполнения. Поэтому способы, предусмотренные на стадии soft-collection вполне законны с первого дня невыполнения договорных условий.

В случае невозможности установить контакт с контрагентом, невыполняющим обязательства с помощью средств связи используются методы hard-collection.

Досудебный Hard-collection



Эта стадия предусматривает личный контакт сторон и некоторые методы психологического давления на должника по взысканию долга. Так кредитор может лично выехать по месту жительства или регистрации, по месту работы физического лица, обязанного осуществить возврат долга.

Целью hard-collection является вызвать у должника дискомфорт, чувство стыда и желание рассчитаться по долгам, а также выяснить причины неисполнения обязательств. Поскольку срок долга уже достаточен, велика вероятность скрытых причин его невыполнения. К таким причинам можно отнести:

  • невозможность выполнить обязательство по выплате задолженности в связи с финансовыми обстоятельствами;
  • сознательное уклонения от расчета по долгам.

Кроме этого, стадия взыскания hard-collection направлена на информирование должника о негативных последствиях.

К методам стадии hard-collection относится и направление письменной претензии должнику о возврате долга. Претензия – это официальное уведомление, фиксирующее наличие невыполненных обязательств. Согласно нормам процессуального законодательства, в претензии необходимо указать:

  1. Данные получателя, наименование, адрес и реквизиты отправителя.
  2. Фактические данные об имеющихся правоотношениях, ссылкой на подписанный сторонами договор и его условия.
  3. Подтверждённые данные о нарушении обязательств стороной соглашения.
  4. Методы разрешения долгового конфликта с указанием сроков и способов погашения обязательств должником.
  5. Уведомление о том, что в случае отрицательного ответа на претензию или отсутствия такового, спор о взыскании будет передан на рассмотрение в судебную инстанцию.

Претензия направляется заказным письмом с уведомлением или вручается лично должнику под подпись о получении.

Законодательством не предусмотрен обязательный претензионный порядок досудебного урегулирования споров по взысканию долгов для некоторых категорий дел, однако юридическая практика свидетельствует о том, что суды при рассмотрении дела принимают во внимание попытки стороны разрешить конфликт до обращения в суд.

Судебное взыскание Legal-collection

выплата по суду


В ситуации, при которой все способы и методы досудебного урегулирования конфликта не привели к желательному результату и взыскать долг не удалось — кредитор имеет право обратиться в суд. Для разрешения спора судебная инстанция может рассмотреть долговой конфликт в исковом производстве. Но если спорных отношений нет, то есть должник не возражает против взыскания, суд может принять решение и в приказном производстве.

Основные отличия приказного и искового производства:

  • решение в приказном производстве выносится на основании заявления кредитора и прилагаемых к нему документов, подтверждающих наличие долга и отсутствие спора, то есть возражений должника;
  • в приказном производстве мировой суд выносит свой вердикт в течение пяти дней с подачи заявления о взыскании без участия сторон, срок искового производства предусматривает два месяца на полноценное судебное рассмотрение спора с участием истца и ответчика;
  • судебный приказ является и исполнительным листом, и решением суда одновременно, и вступает в силу через 10 дней после принятия его судьей, при условии отсутствии возражения со стороны физического лица с которого проводится взыскание;
  • законодательством не предусмотрено обжалование приказа, его можно только отменить, если должник в предусмотренный срок направит в суд заявление о наличии спорных отношений по взысканию долга.

Для неплательщика, к которому предъявляются претензии о взыскании, несомненно выгоднее идти на контакт с кредитором и попытаться договориться о возможности реструктуризации возврата долга на начальной стадии долгового конфликта. В противном случает, возможно, придётся иметь дело с уже вступившем в силу судебным решением и дополнительными расходами включающими и неустойку, и платежи связанные с расходами работы судов и судебных приставов по помощи кредиторам при взыскании долга принудительно.

Взыскание задолженности судебными приставами

судебные приставы


Судебные приставы-исполнители осуществляют, согласно законодательству, принудительное выполнение должником своих обязанностей. Для этого при получении от заявителя исполнительного листа, выданного на основании решения суда, судебного приказа, а также документов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона №229 возбуждается исполнительное производство по взысканию задолженности. В рамках такого процесса судебные приставы имеют право:

Список полномочий достаточно обширен. Кроме того, за осуществление некоторых действий, требующих расходов приставы имеют право взыскания потраченных средств с лица, не исполняющего долговые обязательства. Также предусмотрены штрафные санкции за невыполнения предписаний судебных приставов.

Что делать, если у должника «нет денег»

потрясти


При отсутствии у физического лица уклоняющегося от выполнения решения суда о взыскании долга любого вида имущества, денежных средств, официального места работы и специальных прав, принудительное выполнение им своих обязанностей может вызвать определённые затруднения. На практике используются такие методы:

  • запрос в органы ЗАГС для выявления семейных связей должника и в случае нахождения общего имущества наложение взыскания долга на часть, принадлежащую должнику;
  • запрос в Пенсионный фонд и если окажется, что неплательщик пенсионер, то средства будут вычитаться с пенсии;

Если и эти способы не принесли результата и возврат долга не произошёл, то исполнительный лист возвращается заявителю с пометкой об отсутствии у неплательщика имущества подлежащего взысканию. Однако кредитор имеет право через два месяца обратиться снова с заявлением о возбуждении исполнительного производства по взысканию долга, если станут известны факты о наличии платёжеспособности должника.

Физическое лицо, не имеющее возможности расплатиться по долгам, согласно принятому недавно федеральному закону «О банкротстве физических лиц» может сам инициировать процедуру своего банкротства и при наличии определённых условий добиться списания долговых обязательств.

Лучшим вариантом разрешения возникших конфликтов, связанных с взысканием долга, является активная позиция контрагента, по разным причинам попавшего в ситуацию, когда невозможно выполнить свои обязательства вовремя. Следует помнить, что у добросовестного кредитора нет цели обогатиться за счет должника, ему надо вернуть свои деньги. Поэтому любые конструктивные предложения по мирному урегулированию проблемы будут им восприняты позитивно. Если же есть подозрения в обратном, необходимо оспаривать такие требования по возврату долга в суде.

Также можете посмотреть подробное видео о судебном взыскании долга и реализации решения суда:


Подписывая договор кредитования, вы обязуетесь вернуть долг. Невыполнение обязательств грозит не просто штрафом и начислением повышенной пени, но и судами, а также появлением в вашей жизни коллекторов. Как вести себя, если долг накопился, а погасить его нет денег.

Кто может требовать возврат долга

Сразу определим организации, которые имеют полное право взыскивать задолженность по кредитам или займам. К ним относятся:

  • Кредитор — банк или МФО, где был взят кредит;
  • Новый кредитор — банк или коллекторское агентство, которые купили долг;
  • Юридические и правовые организации, которые представляют интересы кредитора и проводят взыскание долга через суд;
  • Арбитражные управляющие — специалисты по возврату кредитной задолженности через суд или иными способами.

А кто такой коллектор? Это посредник между организацией, которой вы задолжали, и вами. С ним можно столкнуться на досудебной стадии разбирательства.

Любые другие организации не имеют права требовать от вас возврат долга. Если вас пытаются принудить выплатить деньги частные лица и организации, не входящие в перечень, смело обращайтесь с заявлением в полицию.

Виды взыскания задолженности

Теперь рассмотрим законные на территории России виды взыскания задолженности.

Досудебное взыскание

Досудебным взысканием занимается банк-кредитор. Сотрудники банка вместе с должником ищут приемлемые способы возврата долга. Досудебное взыскание состоит из следующего общения:

В случае досудебного взыскания долга кредитор напрямую связывается с заемщиком и обсуждает процедуру возврата денег без привлечения суда. Результатом переговоров может стать реструктуризация долга, продление срока возврата или другие решения. Это самый приемлемый способ возврата кредита как для банка, так и для должника. И если у вас накопился долг, лучше решить проблему с банком без привлечения третьих лиц.

Судебное взыскание

Банк-кредитор обращается в суд с заявлением о возврате долга. В ходе разбирательства судья может принять сторону заемщика или кредитора. Если договор кредитования заключен верно, то суд всегда примет сторону банка и обяжет вас вернуть долг в назначенный срок.

По решению суда банк получит исполнительный лист и передаст его судебным приставам.

Исполнительный лист. Образец

Чтобы вернуть долг банку, приставы могут:

  • Арестовать ваше жилье и транспорт;
  • Арестовать и продать на аукционе бытовую технику и ценные вещи. Вырученные деньги уйдут на погашение долга.

Внесудебное взыскание

Банк-кредитор может передать долг другим организациям, которые займутся его взысканием. Это могут быть другие банки или МФО, а также коллекторские агентства, арбитражные специалисты (сотрудники юридических компаний) которые специализируются исключительно на взыскании задолженностей.

Половина полученных с вас денег уйдет на погашение долга перед банком-заемщиком, вторая — на оплату услуг организаций, которые занимаются взысканием долга.

Принудительное взыскание

Принудительно отбирать имущество у должника могут судебные приставы, которые по решению суда опишут и конфискуют имущество или ценные вещи, а также коллекторские агентства.

Принудительные взыскания проводят только после решения суда. Без решения принудительно описывать и арестовывать имущество нельзя.

После вступления в силу решения суда должнику обозначат срок, в который он должен вернуть средства банку или МФО. Если этого не происходит, то начинается процедура принудительного взыскания, которую проводят судебные приставы.

Как проходит принудительное взыскание

  1. Арест имущества. Судебные приставы могут арестовать имущество, которое принадлежит должнику. То есть вас лишат права распоряжаться квартирой, дачей, машиной или чем-то еще. После судебных разбирательств арестованное имущество могут продать на торгах или передать в собственность банка-кредитора.
  2. Удержание части зарплаты или пенсии. Суд может обязать работодателя или государственные органы удерживать часть суммы из заработной платы или пенсии должника в счет погашения.
  3. Лишение прав на имущество. К примеру, должник распоряжается ценными бумагами и акциями, которые могут быть конфискованы в пользу банка.
  4. Иностранные граждане, которые не вернули долг, могут быть выдворены за пределы РФ.

Имущество, которое арестовать нельзя

  • Материнский капитал, пособия по рождению ребенка и другие выплаты матерям;
  • Любое имущество, которое принадлежит родственникам должника;
  • Жилье (дом, земельный участок, квартира), если они являются единственным местом проживания должника;
  • Продукты питания;
  • Оборудование и технику, которая необходима для работы.

Методы взыскания задолженности

Когда речь заходит о коллекторах и судебных приставах, то многие заемщики вспоминают ужасы, которые регулярно показывают по телевидению. Действительно, некоторые коллекторские агентства действуют незаконными методами, а это повод заявить на них в суд.

Законные методы

Закон разрешает следующие методы взыскания задолженности:

Незаконные методы

Сейчас вы узнаете, когда и сколько раз в день могут звонить коллекторы, сотрудники банка и другие уполномоченные люди.

К незаконным методам относятся:

  • Любые контакты коллекторов или сотрудников банка с 22:00 до 8:00;
  • Любые контакты в праздничные дни до 09:00 и после 23:00;
  • Личные встречи с должником больше 1 раза в неделю;
  • Угрозы и оскорбления;
  • Давление на близких заемщика, его родственников и детей;
  • Распространение неправдивой информации о заемщике в социальных сетях или других информационных источниках;
  • Нанесение вреда имуществу.

Внимание! Если вы столкнулись хотя бы с одним видом незаконного взыскания долга со стороны коллекторов, немедленно обращайтесь в полицию с соответствующим заявлением. Не ждите, что коллекторы одумаются и прекратят терроризировать вашу семью и вас.

Сайт «Кредитный адвокат» рекомендует составлять максимально подробное заявление на коллекторов.

Soft-collection представляет собой дистанционные досудебные процедуры взыскания долгов. Soft-collection - это важная стадия коллекторской деятельности в случаях, когда проводится конвейерное взыскание большого количества однотипной задолженности. Однако технологии, использующиеся на стадии Soft-collection можно также эффективно применять на этапе уже судебного разбирательства и даже в рамках исполнительного производства. Таким образом, Soft-collection отличают особые технологии применения.

В стадии мягкого взыскания можно воплотить в действие такие принципы коллекторского подхода, как:

Формализуй - проводится технологизация процесса общения с заемщиками, выделяются основные стадии общения, осуществляется выполнение инструкций по этим стадиям.

Оптимизируй - активно ищутся пути сокращения временных затрат на каждую отдельную операцию: внедряется специальное ПО call-центра, автоматическое SMS информирование должника и пр.

Твори - успешное результативное общение с должниками основывается на гибкости и должно учитывать особенности каждой отдельной ситуации.

Давайте рассмотрим некоторые особенности Soft-collection: сначала юридические, психологические и организационные аспекты, а затем и сам алгоритм действий.

Юридические аспекты взыскания задолженности

Юридические аспекты решают 2 основных блока вопросов:

Грамотное в рамках закона оформление полномочий сотрудников коллекторской организации.

Определение границ возможных действий взыскателя: законных угроз и шантажа.

Давайте более пристально рассмотрим первый юридический блок: чтобы начать процесс взыскания необходимо или оформить договор с кредитором или купить долг по цессии. Коллекторская деятельность чаще всего осуществляется на основе договорных отношений. В договоре круг полномочий коллекторов должен быть оговорен изначально.

У коллектора должны быть полномочия на переговоры с должником, на осуществление сбора информации, куда входит отправление запросов в другие организации. Коллекторское агентство должно иметь полномочия по обращению в правоохранительные органы и в суд от имени кредитора. Это дает возможность подкрепить угрозы реальными последствиями: повестками или копиями судебных заявлений/решений. И самое главное – коллекторское агентство должно входить в государственный реестр коллекторских агентств ФССП. В соответствии с данным приказом агентство должно вести свою деятельность в специальном программном обеспечении, в котором будет регистрироваться вся исходящая и входящая корреспонденция, будет вестись вся информация о должнике, история взаимодействия с ним, будет храниться запись звонков и переговоров.

В юридическом аспекте еще одно отличие мягкого взыскания от жесткого заключается в том, что специалисты могут не оформлять отдельные доверенности на осуществление своей деятельности, так как они работают в пределах агентства без выезда.

В сферу второго блока юридических аспектов относится определение границ возможных мер воздействий на должника: границ угроз в рамках закона и шантажа. Основным рамкополагающим документом в этом вопросе является ФЗ-230. Согласно своду законов, незаконным является воздействие реальными угрозами убийством или же причинением тяжкого вреда здоровью. Также угроза применения насилия к должнику или к его близким или распространения порочащих не соответствующих истине сведений могут квалифицироваться как самоуправство.

Организационные аспекты мягкого взыскания

Комплекс организационных аспектов состоит из:

эффективного распределения и разграничения обязанностей;

наличия хороших систем управления документооборотом.

Используемые юридическим лицом оборудование или программное обеспечение должны обеспечивать:

регистрацию исходящей и входящей корреспонденции;

учет следующих сведений о должниках: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства или места пребывания, номер контактного телефона, адрес электронной почты (если известен), размер просроченной задолженности, наличие письменных соглашений, заявлений, уведомлений, согласия (отзывов согласия), судебных актов;

разграничение доступа к информации о должниках;

ведение аудиозаписи разговоров при личных встречах, автоматической аудиозаписи телефонных разговоров с сохранением аудиоинформации;

хранение аудиозаписей всех случаев ведения разговоров с должником;

хранение электронных копий бумажных документов, составленных или полученных в ходе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, не менее трех лет со дня их отправления или получения;

резервирование баз данных на отдельном физическом носителе.

Психологические аспекты взыскания задолженности

Вся коллекторская деятельность предполагает наличие внимания к психологическим нюансам. Применение психологических методик важно не только для повышения результативности переговоров, но и для коррекции психологического состояния собственно самих сотрудников.

Сегодня в коллекторской и иных сферах деятельности применяется большое количество всевозможных методик практической психологии. Наиболее известные из них - нейро-лингвистическое программирование, соционика, эриксоновский гипноз и пр. Практически по всем этим методикам проводятся тренинги и существуют курсы подготовки. Кроме этого, актуальными для специалистов по общению (личному или телефонному) являются тренинги по жестким переговорам, по коммуникации, по убеждению.

Итак, давайте рассмотрим более подробно какие блоки психологической подготовки наиболее важны для коллекторов:

способы выявления лжи;

рефрейминг - умение изменять представление о долге;

техники эффективного убеждения;

методики борьбы со стрессом и способы управления своим состоянием.

Правильная типизация должников позволяет выбрать верную коммуникативную стратегию. Должников можно разделить по психотипам, по социальным характеристикам, по готовности контактировать, по причинам возникновения задолженности и пр. Со временем показала свою большую эффективность следующая типизация:

Должники в силу обстоятельств: в эту категорию можно отнести людей, потерявших работу или ставших неплатежеспособными из-за разного рода жизненных событий: развода, болезни или смерти родственников. Эта категория должников не уклоняется от выплаты долга, но выплачивать может меньшие суммы и за более длительный срок. Общаясь с должниками в силу обстоятельств целесообразно рассматривать разные способы разрешения проблемы, однако нужно все время проводить мысль о необходимости уплаты долга несмотря на обстоятельства.

Наивные заемщики - это люди, не рассчитавшие своих возможностей, не прочитавшие внимательно договор или банально забывшие внести платеж. Как правило, представитель этой категории не особенно серьезно относятся к появлению задолженности, поэтому разговор с ними должен вестись в ключе разъяснения последствий невозврата кредита. В эту же категорию нужно отнести заемщиков, взявших на себя кредит по просьбе близких. Им необходимо разъяснять, что именно они несут обязательства по возврату займа или кредита. Впрочем, их нужно проконсультировать о возможности обращения в правоохранительные органы по вопросу возбуждения уголовного дела о мошенничестве в отношении лица, которое склонило их к взятию кредита.

Недовольные банковские клиенты считают, что банк при оказании услуг допустил ошибки. Претензии в этом случае могут касаться размера процентов, сумм комиссий, сумм страховки или платы за обслуживание счета. Также недовольство может быть вызвано сложностью процедуры погашения кредит - длительными сроками зачисления или очередями. Общаясь с этим типом клиентов, нужно им сообщить, что их претензии доведены до банковских специалистов банка и подчеркнуть, что наличие этих претензий не является основанием для непогашения задолженностей. В противном случае процедура принудительного взыскания вызовет еще больше неудобств.

Злостные и нечестные неплательщики - это лица, которые изначально кредит возвращать не собираются. Таких клиентов необходимо максимально убедительно предупреждать об уголовных последствиях такого деяния.

Какие существуют методики выявления лжи? Специалист по взысканию должен уметь определять уровень правдивости аргументов оппонента. При откровенном вранье должник в большинстве случаев ведет себя нервозно, что проявляется в каких-либо неконтролируемых движениях или, наоборот, в подавлении любых реакций. В этом вопросе можно положиться на интуицию. Для прояснения ситуации можно задавать уточняющие вопросы. Если должник говорит, что в будущем собирается выполнить обязательства, можно уточнить каким способом, когда и пр.

Для специалистов коллекторов важным является умение сохранять правильное эмоциональное состояние и уверенность в себе. Для формирования противодействия стрессовым ситуациям, разрушающим рабочий настрой необходимо умение выставлять якоря - сигналы или символы, связанные с психологической реакцией. Защититься можно, вспоминая какую-либо мелодию, связанную с позитивными воспоминаниями, вызывающими чувство уверенности. Можно вспомнить какие-то моменты победы, дающие чувство уверенности, и зафиксировать их при помощи какого-либо знака - например, знак ОК. Для вызова состояний уверенности в своих силах можно даже составить коллекцию таких якорей - звуковых или тактильных.

Деятельность по взысканию в рамках методики soft-collection

В составе soft-collection можно выделить 2 основных режима работы:

Также отдельно в качестве предварительной можно выделить деятельность по сбору дополнительной информации о должнике, чтобы выбрать наиболее эффективный для конкретного случая режим воздействия. Какой-либо границы между этими двумя режимами не существует, так как консультация может иметь угрожающий характер и наоборот.

Режим угроз

Эффективное использование угроз, соответствующих законодательству основано на возможности выбрать более действенный вид угроз. Можно выделить следующие типы угроз:

не совсем правдивые или мифические.

Юридические угрозы представляют собой разъяснение неблагоприятных последствий для должника в случае невыполнения долговой обязанности. Юридические угрозы можно разделить на:

связанные с формированием кредитной истории.

Наиболее эффективными юридическими угрозами являются:

увеличение суммы задолженности из-за включения сумм госпошлины и расходов на представителя;

угроза обращения в полицию с заявлением о мошенничестве, особенно если были выявлены недостоверные сведения, указанные при получении кредита о месте работы или размере зарплаты;

объяснение факта ухудшения кредитной истории и последствий этого;

описание вероятности запрета на выезд за границу, описи имущества, изъятия автомобиля и другого имущества после начала исполнительного производства.

Обыденные угрозы можно разделить на рабочие, домашние и пр. Самыми распространенными являются следующие варианты:

Мифические угрозы - самый сложный вариант для коллекторов, так как требуют умения составлять косвенные речевые приемы. Основаны мифические угрозы на распространении недействительной информации. Например, что для взыскания долгов может применяться насилие.

Эффективность применения угроз во многом зависит от особенностей личности должника и возможности их сочетания.

Режим консультаций

В режиме консультирования должника сообщаются следующие сведения:

каким образом можно удобнее погасить задолженность;

как найти деньги для оплаты кредита - возможность займа у родственников, контакты кредитных брокеров, возможность рефинансирования.

От коллектора, работающего в этом режиме, требуется предварительная подготовка - наличие под рукой необходимой информации. Нелишней будет определенная гибкость в общении, чтобы понять какого типа консультация важна для текущей ситуации. Иногда может потребоваться юридическая консультация по трудовому праву - в случае задержки выплат по зарплате. А иногда может потребоваться просто объяснить какие именно кнопки нужно нажать на банкомате.

В рамках мягкого взыскания чаще всего используется режим телефонного сбора информации, когда возникает необходимость в уточнении каких-либо отсутствующих или изменившихся данных: места работы должника, дней выплаты зарплаты или ее размера. Для этого коллектор созванивается с бухгалтерией организации или руководством. Для выяснения реального места проживания должника могут потребоваться телефонные звонки по соседям.

Более жесткий тип взыскания носит название hard-collection. Это также метод досудебной работы с должником, основанный на специально разработанной технологии и позволяющий взыскивать задолженности различных размеров физических и юридических лиц. Hard-collection существенно отличается от soft collection самим подходом. Методики hard collection обычно применяются, когда задолженности уже больше 2 месяцев. В этом случае меняются все принципы взаимоотношений с должником.

Если в щадящем режиме взыскания предполагается, что должник просто невнимателен к своим обязательствам или легкомысленно к ним относится, то на стадии hard collection отношение к вопросу уже становится иным. Срок задолженности уже недвусмысленно показывает, что есть риск, что должник не собирается оплачивать долг или что у него есть свои скрытые мотивы. Какие самые распространенные причины длительных задержек выплаты долга можно выделить:

финансовые причины - отсутствие денег, недостаточность оборотных активов;

общее тяжелое положение – должник готовится к банкротству с последующей ликвидацией компании;

должник не хочет платить поставщику из-за возникновения противоречий с ним и желания сменить партнера;

стратегия использования чужих оборотных средств.

В этом случае истинные мотивы должника не известны коллектору. Задача кредитного инспектора - выяснить эти истинные мотивы и в соответствии с выявленной информацией выбрать необходимую стратегию давления. От правильно выбранного подхода к решению этого вопроса зависит успешность всего взыскания. Разные типы долговых ситуаций решаются разными типами воздействия. От кредитного инспектора требуется на начальном этапе переговоров докопаться до истинных причин длительной просрочки платежа и затем правильно выстроить цепочку действий для успешного взыскания. При этом важно при работе с юридическими лицами провести работу максимально корректно, чтобы сохранить отношения с клиентами.

Определен стандартный срок hard collection, который составляет 120 дней. Конечно, долг можно взыскать и раньше. Процедура hard collection включает следующие этапы:

переговоры с должником;

детальная проработка графиков платежей и дополнительных соглашений;

Автоматизация взыскания задолженности на всех этих этапах существенно сократит время работы сотрудников, работающих с должниками. Автообзвон должника, call-центр с автоматической переадресацией на менеджера, создание специальных мероприятий по определенному неплатильщику сократит рутинную работу отдела взыскания и повысит процент взыскания минимум на 20%. Процент “неконтактных” клиентов сократится благодаря функции автодозвона и автоинформирования. Помимо прочего увеличится эффективность работы сотрудников, за счет сохранения истории взаимодействия с должником в карточке контрагента.

Давайте рассмотрим самые важные составляющие процедуры hard collection подробнее:

Письменное взаимодействие может состоять из трехступенчатой системы писем, рассылающихся через определенные периоды времени. С каждым новым письмом в зависимости от роста срока задолженности текст должен становиться все более жестким.

Телефонное взаимодействие предполагает телефонный созвон с кредитором для взаимной разработки стратегии по взысканию долга. Телефонное взаимодействие может чередоваться с письменным: например, первое письмо и звонок, второе письмо и звонок и дальше.

Прямые непосредственные переговоры проводятся для более детального обсуждения сложившейся ситуации с должником или для заключения гарантийного соглашения. На этом этапе все соглашения и договоренности нужно зафиксировать в письменной форме.

При выполнении любого этапа взаимодействия кредитный инспектор должен быть нацелен на достижение конкретного результата. Если первый этап - письмо и звонок не привели к результату, схема повторяется. После третьего письма и звонка принимается решение о дальнейших предпринимаемых мерах. Здесь важно все действия выполнять последовательно и неукоснительно. Все угрозы юридического плана должны обязательно выполняться в оговоренные сроки, так как это способствует улучшению платежной дисциплины.

На стадии хард-коллекшн может быть 2 исхода переговоров: нежелательный и более трудоемкий - выставление претензии с последующей передачей дела в суд или наиболее желательный - согласование погашения задолженности.

Выбор стратегии

По общему правилу стадии должны проходить последовательно:

На самом деле нецелесообразно сразу идти в суд, не выяснив причину просрочки у должника. Однако нецелесообразно и отвлекать ресурсы компании на звонки контрагенту, если он на них не реагирует. Порой должник может просто оттягивать время, чтобы увести имущество. В этом случае 30-60 дней отсрочки ему как раз достаточно, чтобы осуществить задуманное. В другом случае имеет смысл подождать с судом и дольше, если добросовестный должник ждет получения субсидии или маткапитала, или же деньги от своего должника, у которого имущество уже выставлено на торги.

Однако есть случаи, когда необходим срочный переход к Legal collection:

Должник меняет место жительства без уведомления кредитора.

Появилась информация о продаже имущества должника третьим лицам.

Появилась информация о начале процедуры банкротства.

Появилась информация о проблемности должника - наличие судебных производств по другим искам.

Смена руководства компании на подставных лиц.

Подача иска к кредитору об оспаривании основного договора.

Информационные аспекты взыскания дебиторской задолженности

Клиент коллекторской организации должен иметь необходимые информационные инструменты, чтобы иметь возможность быстро сдать долг на взыскание и располагать информацией о ходе взыскания. Написание писем и контакты по телефону в большинстве случаев являются неудобными, времязатратными и утомительными для обоих сторон. Поэтому разрабатываются специальные формы электронной отчетности, к которым клиент организации может иметь постоянный доступ.

БИТ.Управление задолженностью - специализированная CRM для коллекторских агентств, банков, МФО, КПК и предприятий из сферы ЖКХ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: