Какие государственные органы занимаются вопросами обеспечения безопасности информации и какие задачи

Обновлено: 23.04.2024

Каковы основные принципы и задачи органов власти при обеспечении информационной безопасности Российской Федерации?

Деятельность государственных органов по обеспечению информационной безопасности основывается на следующих принципах, закрепленных в статье 34 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646.

К числу таких принципов отнесены:

а) законность общественных отношений в информационной сфере и правовое равенство всех участников таких отношений, основанные на конституционном праве граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;

б) конструктивное взаимодействие государственных органов, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности;

в) соблюдение баланса между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере;

г) достаточность сил и средств обеспечения информационной безопасности, определяемая в том числе посредством постоянного осуществления мониторинга информационных угроз;

д) соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации.

Как следует из статьи 35 Доктрины, задачами государственных органов в рамках деятельности по обеспечению информационной безопасности являются:

а) обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в информационной сфере;

б) оценка состояния информационной безопасности, прогнозирование и обнаружение информационных угроз, определение приоритетных направлений их предотвращения и ликвидации последствий их проявления;

в) планирование, осуществление и оценка эффективности комплекса мер по обеспечению информационной безопасности;

г) организация деятельности и координация взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности, совершенствование их правового, организационного, оперативно-разыскного, разведывательного, контрразведывательного, научно-технического, информационно-аналитического, кадрового и экономического обеспечения;

д) выработка и реализация мер государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность в данной области.

Задачами государственных органов в рамках деятельности по развитию и совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности (статья 36) являются:

а) укрепление вертикали управления и централизация сил обеспечения информационной безопасности на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне объектов информатизации, операторов информационных систем и сетей связи;

б) совершенствование форм и методов взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности в целях повышения их готовности к противодействию информационным угрозам, в том числе путем регулярного проведения тренировок (учений);

в) совершенствование информационно-аналитических и научно-технических аспектов функционирования системы обеспечения информационной безопасности;

г) повышение эффективности взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности.

Подготовлено старшим помощником прокурора области по правовому обеспечению Петровым М.Б.

Статья 16. Защита информации

1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;

7) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 242-ФЗ)

5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет и решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты информации и государственной тайны.

Соответствующими указами Президентом определены федеральные органы исполнительной власти, реализующие полномочия по защите информации:

Федеральная служба то техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК России) - Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю».

ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:

обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации;

обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации;

защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

осуществления экспортного контроля.

Нормативные правовые акты и методические документы, изданные по вопросам деятельности ФСТЭК России, обязательны для исполнения государственными органами и организациями.

ФСТЭК России осуществляет методическое руководство деятельностью государственных органов и организаций в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) - Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации».

Основными задачами ФСБ России в области защиты информации являются:

обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку;

формирование и реализация в пределах своих полномочий государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности;

организация в пределах своих полномочий обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.

Различие компетенций вышеперечисленных органов исполнительной власти заключается в следующем:

ФСТЭК России формирует требования и производит контроль мероприятий по защите информации некриптографическими методами (разграничение прав пользователей, защита информации от побочных электромагнитных излучений, защита речевой информации и др.);

ФСБ России формирует требования и производит контроль мероприятий по защите информации криптографическими методами (защита каналов связи, электронная подпись).

Защита информации некриптографическими методами является наиболее массовым видом при создании защищенных информационных систем.

В соответствии со статьей 12 федерального закона «О безопасности» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

2. Нормативно-правовая база защиты информации

Основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646.

Организация работ по защите информации в органах исполнительной власти осуществляется их руководителями. Для организации и проведения работы по защите информации создаются специальные подразделения по защите информации (или штатные специалисты).

В органах исполнительной власти субъекта может циркулировать два вида информации подлежащей обязательной защите в соответствии с действующим законодательством:

1. Информация, составляющая государственную тайну (Указ Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»).

2. Конфиденциальная информация (Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»), которая в свою очередь делится на несколько составляющих, наиболее часто встречающихся в исполнительных органах власти:

персональные данные (любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу);

служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами (служебная тайна – сведения, содержащие информацию ограниченного доступа, документы с пометкой «Для служебного пользования»).

Для вышеперечисленных видов информации должны в обязательном порядке применяться меры по защите информации.

Защита сведений, отнесенных к государственной тайне, осуществляется в соответствии с законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018) "О государственной тайне" и инструкцией по обеспечению режима секретности в РФ от 05.01.2004 3-1.

Одна из основных целей защиты информации – это предотвращение ее утечки по техническим каналам.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, обладатель информации обязан обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

3. Требования по защите информации

Конкретные требования по защите информации, которые должен обеспечить обладатель информации, отражены в руководящих документах ФСТЭК и ФСБ России. Документы также делятся на ряд направлений:

защита информации при обработке сведений, составляющих государственную тайну;

защита конфиденциальной информации (в т.ч. персональных данных);

защита информации в ключевых системах информационной инфраструктуры.

Конкретные требования по защите информации определены в руководящих документах ФСТЭК России.

При создании и эксплуатации государственных информационных систем (а это все информационные системы областных органов исполнительной власти) методы и способы защиты информации должны соответствовать требованиям ФСТЭК и ФСБ России.

Документы, определяющие порядок защиты конфиденциальной информации и защиты информации в ключевых системах информационной инфраструктуры имеют пометку «Для служебного пользования». Документы по технической защите информации, как правило, имеют гриф «секретно».

4. Аттестация объектов информатизации

Основной единицей в терминах защиты информации принято считать объект информатизации – совокупность информационных ресурсов, средств и систем обработки информации, используемых в соответствии с заданной информационной технологией, а также средств их обеспечения, помещений или объектов (зданий, сооружений, технических средств), в которых эти средства и системы установлены, или помещений и объектов, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (если упрощенно, объекты информатизации – это автоматизированные системы, на которых обрабатывается защищаемая информация и защищаемые помещения, в которых ведутся конфиденциальные переговоры).

Подтверждением того, что объект информатизации защищен, является наличие на объекте «аттестата соответствия» («Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации». Утверждено Председателем Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации 25 ноября1994 г.).

Под аттестацией объектов информатизации понимается комплекс организационно-технических мероприятий, в результате которых посредством специального документа – «Аттестата соответствия» подтверждается, что объект соответствует требованиям стандартов или иных нормативно-технических документов по безопасности информации, утвержденных ФСТЭК России.

Наличие на объекте информатизации действующего «Аттестата соответствия» дает право обработки информации с уровнем секретности (конфиденциальности) на период времени, установленным в «Аттестате соответствия».

Обязательной аттестации подлежат объекты информатизации, предназначенные для обработки конфиденциальной информации, информации, составляющей государственную тайну, управления экологически опасными объектами, ведения секретных переговоров.

Пpи аттестации объекта информатизации подтверждается его соответствие требованиям по защите информации от несанкционированного доступа, в том числе от компьютерных вирусов, от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок пpи специальных воздействиях на объект (высокочастотное навязывание и облучение, электромагнитное и радиационное воздействие), от утечки или воздействия на нее за счет специальных устройств, встроенных в объекты информатизации.

Аттестация проводится органом по аттестации (организация, имеющая лицензии ФСТЭК России).

Расходы по проведению всех видов работ и услуг по аттестации объектов информатизации оплачивают заявители.

Для проведения аттестации объектов информатизации, на которых обрабатывается:

информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, требуется лицензия ФСТЭК России на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации);

конфиденциальная информация требуется лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Органы по аттестации объектов информатизации несут ответственность за выполнение возложенных на них функций, обеспечение сохранности государственных и коммерческих секретов, а также за соблюдение авторских прав pазpаботчиков аттестуемых объектов информатизации и их компонент.

5. Сертификация средств защиты информации

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 608 «О сертификации средств защиты информации» технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации являются средствами защиты информации.

Указанные средства подлежат обязательной сертификации, которая проводится в рамках систем сертификации средств защиты информации. При этом криптографические (шифровальные) средства должны быть отечественного производства и выполнены на основе криптографических алгоритмов, рекомендованных ФСБ России.

Оценка соответствия средств, предназначенных для защиты информации конфиденциального характера проводится на основании Постановления Правительства РФ «Об особенностях оценки соответствия продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения, об особенностях аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия указанной продукции (работ, услуг)» от 15 мая 2010 г. № 330-дсп.

На аттестованных объектах информатизации должны применяться сертифицированные по требованиям безопасности информации средства защиты информации. Сертификация средств защиты осуществляется испытательными лабораториями.

Федеральными органами по сертификации являются ФСТЭК России и ФСБ России в части:

разработки и производства средств защиты информации, составляющей государственную тайну;

разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации.

6. Построение системы защиты информации в организации

Вопросы создания и непосредственного руководства подразделениями по защите информации в органах государственной власти возлагаются на руководителей органов государственной власти или их заместителей.

Для организации и проведения работ по защите информации создаются специальные подразделения по защите информации (или штатные специалисты).

Указанные подразделения организуют свою деятельность в соответствии с «Типовым положением о подразделении по защите информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам в министерствах и ведомствах, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации», утвержденным решением Гостехкомиссии России от 14 марта 1995 г. № 32.

7. Контроль состояния защиты информации

Контроль состояния защиты информации (далее - контроль) осуществляется с целью своевременного выявления и предотвращения утечки информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, преднамеренных программно-технических воздействий на информацию и оценки защиты ее от иностранных технических разведок.

Контроль заключается в проверке выполнения актов законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, решений ФСТЭК России, а также в оценке обоснованности и эффективности принятых мер защиты для обеспечения выполнения утвержденных требований и норм по защите информации.

Контроль организуется ФСТЭК России, ФСБ России, другими органами государственной власти, входящими в государственную систему защиты информации, и предприятиями в соответствии с их компетенцией.

ФСТЭК России организует контроль силами центрального аппарата и территориальных Управлений ФСТЭК России.

Центральный аппарат ФСТЭК России осуществляет в пределах своей компетенции контроль в органах государственной власти и на предприятиях, обеспечивает методическое руководство работами по контролю.

Территориальные управления ФСТЭК России, в пределах своей компетенции осуществляют контроль в органах государственной власти и на предприятиях, расположенных в зонах ответственности этих управлений.

Органы государственной власти организуют и осуществляют контроль на подчиненных им предприятиях через свои подразделения по защите информации. Повседневный контроль за состоянием защиты информации на предприятиях проводится силами их подразделений по защите информации.

Контроль на предприятиях негосударственного сектора при выполнении работ с использованием сведений, отнесенных к государственной или служебной тайнам, осуществляется органами государственной власти, ФСТЭК России, ФСБ России и заказчиком работ в соответствии с их компетенцией.

Защита информации считается эффективной, если принимаемые меры соответствуют установленным требованиям или нормам.

Несоответствие мер установленным требованиям или нормам по защите информации является нарушением.

Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации — одна из ключевых задач формирования информационного общества. Ее решение предполагает обеспечение информационной безопасности граждан в условиях информационного окружения, а также самой информационной инфраструктуры. Обеспечению информационной безопасности посвящена отдельная подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №1815-р от 20 октября 2010 года.

Основными задачами подпрограммы «Безопасность в информационном обществе» являются:

  • обеспечение контроля и надзора, разрешительной и регистрационной деятельности в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем;
  • развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;
  • противодействие распространению идеологии терроризма, экстремизма, пропаганды насилия.

Формирование информационного общества в целом не возможно без формирования культуры обеспечения безопасности в информационном пространстве как у пользователей, так и у владельцев информационных систем и ресурсов. Граждане России, обладающие минимальными практическими навыками владения инструментами информационной безопасности, значительно менее уязвимы при возникновении угроз в отношении него.

Минкомсвязь России наряду с другими ведомствами осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики по данному направлению.

Учитывая масштабы проникновения информационных технологий в повседневную жизнь граждан, организаций и органов власти всех уровней, а также высокий уровень зависимости создаваемых в стране информационных систем от импортной продукции, особенно важно обеспечить должный уровень информационной безопасности страны в современном глобальном информационном мире.

В этих условиях необходимо предпринять меры, направленные на обеспечение информационной безопасности не только государственных органов власти, но и других организаций и граждан, проживающих на территории России.

Регулятор (регулирующий орган власти) — государственная организация, которая контролирует исполнение требований российского законодательства по защите информации и от потери данных и несанкционированного доступа на объектах госвласти, а также сведений, составляющих гостайну.

Перечень регуляторов

В России к регулирующим органам относятся:

  • ФСБ. Обеспечивает безопасность в стране в пределах своих полномочий: например, сертифицирует средства защиты информации.
  • ФСТЭК. Реализует и поддерживает политику государства в сфере ИБ, осуществляет взаимодействие между другими ведомствами.
  • ФСО. Разрабатывает и реализует госполитику и правовые акты в сфере охраны сведений, которые относятся к гостайне, обеспечивает спецсвязь между органами госвласти.
  • Роскомнадзор. Контролирует деятельность средства массовой информации по предоставлению недостоверной информации или утечке сведений, составляющих гостайну. Исполняет функции надзора за соблюдением требований к системам, обрабатывающим персональные данные граждан.
  • Минкомсвязи. Разрабатывает и реализует госполитику и нормативно-правовую документацию в сфере ИТ, СМИ, электросвязи и т. д.

Аттестация

Аттестация необходима компаниям, деятельность которых регулируется государством — например, финансовым организациям. Тот же банк работает с персональными данными клиента, содержат в том числе конфиденциальную информацию о счете.

Чтобы финансовая организация могла заниматься обработкой данных, ей необходимо пройти соответствующую аттестацию и выполнять требования ряда положений ЦБ и ГОСТ. Требования, которые предъявляют регуляторы к организациям, должны исполняться в полной мере. В противном случае юрлицо не является аттестованным и не имеет права заниматься обработкой информации, распространение которой ограничено российским законодательством.

Для коммерческих организаций соблюдений требований в сфере ИБ также актуально. Ориентируясь на документы регуляторов, компании разрабатывают собственные нормативно-правовые акты и положения, которые обязательны к исполнению сотрудниками. Для проведения аттестаций компании привлекают представителей регуляторов или соответствующие организации, которые обладают необходимыми лицензиями.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: