Какие государственные органы осуществляют свои функции в установленной сфере деятельности юстиция

Обновлено: 22.04.2024

Минюст России является центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции.

Министерство юстиции Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, который вырабатывает и реализует гос. политику и осуществляет регулирование с точки зрения права в сфере деятельности министерства.

В сферу деятельности министерства входят:

  • контроль за отбыванием наказаний;
  • оформление организаций некоммерческого типа, в том числе международных отделений, НКО;
  • адвокатура, нотариат, органы ЗАГС;
  • область обеспечения порядка в деятельности судов и исполнения судебных актов;
  • оказание юридической помощи и просвещение населения.

Минюст осуществляет правоприменительные функции и контролирует деятельность некоммерческих организаций, политических партий, религиозных организаций и других общественных объединений в соответствии с их учредительными документами и законодательством РФ, деятельность адвокатуры, нотариата, гос. регистрации актов гражданского состояния.

Руководит деятельностью Минюста России Глава государства. Правительство РФ осуществляет координационные функции.

Система Министерства состоит из территориальных органов и подчиненных им иных органов и учреждений юстиции, а также организаций, способствующих их работе.

Минюст России координирует и контролирует деятельность подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

Основные задачи Минюста России

Минюст России разрабатывает общую стратегическую концепцию государственной политики в соответствующей сфере деятельности, осуществляет нормативно-правовое регулирование, обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав и свобод гражданина.

Главным документом, которым руководствуются органы юстиции, является Конституция, а также федеральные конституционные законы, акты Президента и Правительства, международные договоры РФ, Положение о Минюсте России.

Задачи, которые возложены на Минюст России, выполняются министерством, его территориальными органами, ими являются федеральные управления, главные управления по субъектам, управления республик, областей, автономной области, автономных округов. Задачи выполняют федеральные гос. учреждения.

В систему органов юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых министерством осуществляются функции управления: адвокатура, нотариат, ЗАГС, судебные экспертные лаборатории, Российская правовая академия, научный центр правовой информации, редакции журналов.

Минюст России находится в тесной связи с другими федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ и органами на местах, а также с общественными объединениями и организациями.

Минюст России – это многофункциональный федеральный орган исполнительной власти, который возглавляет единую систему органов юстиции РФ. Основные задачи и функции органов юстиции определены законодательством РФ, а также НПА Минюста России.

В законотворческой, контролирующей деятельности полномочия Минюста России широки и значимы.

Минюст России вносит на рассмотрение Президенту и Правительству проекты ФКЗ, ФЗ, другие документы, которые требуют утверждения высших органов государственной власти. Минюст осуществляет планирование и прогнозирование деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб.

На Минюст России возложено обеспечение исполнения Конституции, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, международных договоров РФ по вопросам, касающимся юстиции.

Министерство самостоятельно принимает НПА, которые относятся к сфере юстиции, занимается обобщением практики применения законодательства, анализирует процесс реализации государственной политики в сфере юстиции, осуществляет мониторинг правоприменения в РФ в целях выполнения решений Конституционного суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека, координирует мониторинг правоприменения, который осуществляют федеральные органы, органы субъектов и органы на местах, обеспечивает методическую базу мониторинга.

Министерство принимает участие в работе по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ.

В компетенцию Минюста входит проведение правовой экспертизы проектов законов, которые вносят федеральные органы на рассмотрение Главы государства и Правительства РФ,концептуальных проектов, тех. заданий на разработку проектов ФЗ. Кроме правовой экспертизы Минюстом проводится экспертиза на коррупционную составляющую проектов ФЗ, которые разрабатываются федеральными органами.

Минюстом осуществляется аккредитация юр. и физ. лиц в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы НПА в случаях, которые предусматривает законодательство.

Министерство ведет гос. реестр независимых экспертов, аккредитованных для проведения антикоррупционной экспертизы, утверждает формы заключения экспертов и формы свидетельств об аккредитации.

В компетенцию Минюста входит подготовка отзывов и заключений на законодательные проекты, поправки к ФЗ.

В Правительство предоставляется информация в виде предложений о приоритетных направлениях законотворческой деятельности.

Федеральные министерства также готовят проекты законов, Минюст обеспечивает методическую сторону их подготовки.

Минюст проводит правовую экспертизу НПА субъектов по вопросам соответствия документов Конституции и законам, осуществляет учет НПА субъектов, проводит мониторинг применения НПА субъектов, проводит антикоррупционную экспертизу этих актов при мониторинге их применения. Минюст проводит антикоррупционную экспертизу уставов МО и МПА.

Роль Минюста России при осуществлении международных связей

При осуществлении международных связей орган юстиции уполномочен:

  • удовлетворять запросы уполномоченного РФ при ЕСПЧ в связи с поступившими в суд обращениями;
  • быть координатором деятельности федеральных органов по взаимодействию РФ с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
  • вносить предложения, касающиеся международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и др. делам;
  • составлять заключения на предмет соответствия международного договора законам РФ;
  • получать от иностранных государств и направлять в иностранные государства запросы о правовой помощи, перенаправлять запросы в федеральные органы государственной власти для исполнения;
  • готовить представления о передаче лиц, которые были осуждены в РФ, и суд посчитал возможным отбывание наказания этих лиц в государствах, гражданами которых являются лица;
  • выносить решения о нежелательном пребывании иностранных граждан на территории РФ;
  • вести и публиковать список экстремистских материалов, организаций, которые судом РФ были запрещены или их деятельность приостановлена, так как она носила экстремистский характер.

Контроль за деятельностью нотариата, адвокатуры, судебных экспертных учреждений

Минюст должен осуществлять контроль за деятельностью адвокатов и нотариусов. Министерством утверждаются формы реестров регистрации нотариальных действий, свидетельств и удостоверительных надписей. В круг обязанностей министерства входит иное нормативно-правовое регулирование, предусмотренное законами РФ. В таком же порядке ведется реестр адвокатов субъектов РФ, утверждается ордер на исполнение поручения, который выдается адвокатским образованием, форма удостоверения адвоката.

Министерство организует работу судебно-экспертных учреждений, обеспечивает их методической базой.

ФСИН России

Роль Минюста России в реформировании пенитенциарной системы страны значительна. Реформы направлены на гуманизацию условий содержания лиц, совершивших преступления, на обеспечение гарантии их прав и свобод в соответствии с международными стандартами и правилами. Суть реформ в направлении на переориентацию пенитенциарных учреждений в реабилитационные центры в условиях изоляции.

ФСИН – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные, контролирующие, надзорные функции в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений. ФСИН осуществляет функции охраны и конвоирования подсудимых, контролирующие функции за поведением условно осужденных.

Основными задачами ФСИН являются:

  • охрана прав и интересов осужденных лиц;
  • обеспечение правопорядка в специализированных учреждениях;
  • обеспечение безопасности содержащихся там осужденных , а также работников уголовно-исполнительной системы;
  • охрана и конвой граждан РФ по маршрутам, которые установлены на территорию РФ, граждан иностранных государств в случае экстрадиции;
  • деятельность по оказанию помощи в социальной адаптации.

Органы ФСИН на территориях обязаны в течение недели со дня получения документа о помиловании представить его в комиссию по вопросам помилования и предоставить сведения во ФСИН России, а она в свою очередь предоставляет сведения в администрацию Президента РФ.

Служба реализует специальные программы, разработанные на государственном уровне, которые включают в себя получение образования, профессии, создают систему образования осужденных на гибкой основе. Анализ показывает, что 90% осужденных не имеют профессии, трудовых навыков.

ФСИН активно занимается профилактикой преступности, совершенствует оперативно-режимную деятельность, обеспечивает правовую и социальную защиту работникам службы.

ФСИН организует отбывание наказания, не связанного с лишением свободы.

Службу возглавляет директор, который назначается на должность Президентом РФ по представлению председателя Правительства. У директора есть несколько заместителей, назначаемых на должность Главой государства по представлению министра юстиции РФ. ФСИН включает в себя 17 управлений по основным направлениям деятельности службы.

ФССП России

Самостоятельной областью правоохраны является ФССП, осуществляющая деятельность по исполнению судебных решений, вынесенных по гражданским делам и приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий.

Служба образована в связи с необходимостью организации судопроизводства в судах, обеспечения условий для его беспрепятственного осуществления с соблюдением установленного процессуальным законом порядка, обеспечения выполнения распоряжений судьи и решений суда.

Обязательность исполнения вступивших в законную силу решений суда – одна из основ организации и деятельности судебной системы РФ.

Раньше исполнение судебных решений было возложено на судебных исполнителей, но данная система оказалась неэффективной. В 2007 году был принят Закон о судебных приставах и Закон об исполнительном производстве.

Служба освобождает судей от распорядительных функций, которые им не свойственны. В России была создана необходимая нормативная база для деятельности специальной службы, основной функцией которой стало принудительное исполнение судебных решений.

Полномочия судебных приставов определяет процессуальное законодательство и ведомственные НПА.

Полномочия службы расширились, когда был принят и введен в действие УПК, где к органам дознания относились главные судебные приставы субъектов и старшие судебные приставы. Дознаватели ФССП получили право проводить дознание по уголовным делам, где имели место посягательства на правосудие.

Когда был принят и введен в действие КоАП судебные приставы стали вести административное производство о наложении штрафов по 11 статьям кодекса.

ФССП – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП подведомственна Минюсту России.

Основными задачами ФССП являются:

  • обеспечить порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • организовать принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, которые предусмотрены законом;
  • управлять органами ФССП на территориях.

Основными документами, которыми руководствуется ФССП, является Конституция РФ, ФЗ, акты Главы государства и Правительства, международные договоры РФ, акты Минюста России, Положение о ФССП России.

Служба уполномочена обеспечивать порядок деятельности судов, осуществлять производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов, применять меры принудительного исполнения на основании исполнительных документов.

Службой организуется хранение и реализация имущества, находящегося под арестом и в изъятии, розыск должника, участие в процедурах банкротства.

Возглавляет службу директор ФССП России, он же является главным судебным приставом РФ, назначается на должность и снимается с должности Главой государства. У директора имеются заместители, численность которых также устанавливается Главой государства. Каждый заместитель работает в своем направлении. Директор вносит на рассмотрение в Минюст России проекты положений, предложения об усовершенствовании работы судебных приставов, о внедрении образцов спец. техники и спец. средств с последующим представлением их в Правительство РФ.

ФССП РФ является видом государственной правоохранительной службы, поэтому имеет статус органа исполнительной власти федерального значения.

Для кандидатов на должность судебного пристава существуют специальные требования. Старшие судебные приставы должны иметь высшее юридическое образование, а главное деловые и личные качества, а также состояние здоровья должны способствовать выполнению должностных обязанностей. Лицо, имеющее судимость не может быть назначено на должность судебного пристава.

Судебных приставов можно разделить на два типа: обеспечивающих порядок деятельности судов и приставов-исполнителей. Функции у этих двух типов различны, в соответствии с выполняемыми функциями приставы проходят профессиональную подготовку.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, ему присваиваются классные чины работников органов юстиции

В Законе о судебных приставах четко прописаны права и обязанности судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов. Судебный пристав должен:

  • обеспечивать безопасность судьи, заседателей, участников, свидетелей;
  • выполнять распоряжения председательствующего, связанные с соблюдением порядка;
  • исполнять решения суда о применении мер принудительного характера;
  • обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений;
  • предупреждать преступления и правонарушения, выявлять нарушителей;
  • осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд.

Судебный пристав имеет право обращаться за помощью к полицейским, органам безопасности, военнослужащим ВВ, применять физическое воздействие, спец. средства и оружие в случаях, предусмотренных законодательством.

Судебные приставы вправе проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, которые находятся в здании суда или подвергаются приводу в суд, осуществлять личный досмотр граждан и вещей, которые находятся при них, но для таких действий необходимо иметь веские основания полагать, что действия этих людей угрожают безопасности суда.

Судебные приставы имеют полномочия и выполняют задачи защиты прав и интересов граждан и организаций. Они самостоятельно определяют порядок проведения исполнительного производства, меры исполнения актов судебных органов.

Пристав-исполнитель может получать необходимые сведения, проводить проверку исполнения, проникать в помещения и хранилища должников, производить осмотр, налагать арест на имущество, реализовывать его. Пристав-исполнитель имеет право арестовывать счета,ценности должника в банках и кредитных организациях.

В этой связи возник вопрос о законности истребования сведений, составляющих банковскую тайну. Конституционный суд РФ признал такие действия приставов-исполнителей законными, но разглашение данных сведений недопустимо.

Пристав-исполнитель имеет право разыскивать должника, вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам. Требования судебного пристава носят обязательный характер для всех органов, должностных лиц, организаций и граждан.


Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Деятельность

Правовые основы деятельности

Информационные и аналитические материалы

Открытое министерство

Историческая справка

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

Заявитель имеет право на обжалование действий и (или) бездействия должностных лиц центрального аппарата (территориальных органов) в досудебном (внесудебном) порядке.
Заявитель может обратиться с жалобой по основаниям и в порядке статей 11.1 и 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в том числе в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной услуги; 3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной, у заявителя;
5) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба должна содержать:
1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего.
Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
1) удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения (при наличии таких полномочий), исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
2) отказать в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции.

2. Министерство юстиции Российской Федерации, его органы, учреждения и организации образуют систему Министерства.

3. На Министерство юстиции Российской Федерации возлагаются следующие основные задачи:

участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Российской Федерации и Совета Министров - Правительства Российской Федерации;

организационно-правовое обеспечение судебной реформы;

обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов;

государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;

регистрация уставов общественных и религиозных объединений;

организация и развитие системы юридических услуг;

обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, повышение квалификации кадров;

участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.

4. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, органы юстиции краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также управляет непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями.

5. В своей деятельности Министерство юстиции Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

ГАРАНТ:

См. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

6. Министерство юстиции Российской Федерации в целях реализации возложенных на него задач:

ГАРАНТ:

О дополнительных функциях Минюста РФ см. Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. N 642 и постановление Правительства РФ от 3 июня 1995 г. N 550

координирует нормотворческую деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти;

разрабатывает проекты нормативных актов или участвует в подготовке таких проектов, вносимых Советом Министров - Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

участвует по поручению Президента Российской Федерации в проведении экспертизы законов Российской Федерации, направленных ему для подписания;

представляет по поручению Президента Российской Федерации и Совета Министров - Правительства Российской Федерации заключения о соответствии Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации проектов актов, вносимых в установленном порядке на их рассмотрение;

осуществляет работу по систематизации законодательства: ведет банк нормативных актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор по законодательству; участвует в подготовке к выпуску официальных изданий кодексов и сборников законодательства Российской Федерации;

проводит в целях обмена правовой информацией сравнительно-правовой анализ нормативных актов субъектов Российской Федерации, государств - участников Содружества Независимых Государств, а также других иностранных государств;

организует внедрение программно-аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, Министерства юстиции Российской Федерации, органов, учреждений и организаций юстиции;

осуществляет государственную регистрацию нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, а также контролирует своевременность и правильность их официального опубликования;

обеспечивает и координирует работу по практической реализации судебной реформы;

осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности, в том числе по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению;

обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов в судьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

организует работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей;

организует работу по ведению судебной статистики;

способствует развитию системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан, прав юридических лиц; осуществляет регистрацию и выдачу лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг;

открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает поручения соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор, а также контор нотариусов, занимающихся частной практикой; устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате;

сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам и организациям;

создает, реорганизует и ликвидирует учреждения судебной экспертизы системы Министерства, руководит их деятельностью;

организует работу по обеспечению кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, их профессиональную учебу, а также подготовку и повышение правовой квалификации кадров для центральных органов федеральной исполнительной власти;

взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями в подготовке юридических кадров;

осуществляет в установленном порядке финансирование органов, учреждений, организаций юстиции и выделяет финансовые средства в распоряжение соответствующих судов, обеспечивает контроль за их расходованием. Организует материально-техническое обеспечение судов, органов, учреждений и организаций системы Министерства;

организует и финансирует научные исследования в порученной ему сфере деятельности;

участвует в правовом просвещении граждан, в том числе с использованием средств массовой информации;

организует рассмотрение жалоб и заявлений граждан, связанных с работой органов, учреждений и организаций юстиции, по вопросам, входящим в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации;

представляет в установленном порядке согласованные с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложения о заключении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и по его поручению ведет соответствующие переговоры. Заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями. Организует выполнение договоров о правовой помощи, а также других международных договоров, соглашений и конвенций в части, относящейся к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации;

организует по вопросам своего ведения взаимодействие с органами юстиции государств - участников Содружества Независимых Государств;

анализирует организацию системы юстиции иностранных государств и осуществляет обмен опытом в целях совершенствования своей деятельности;

осуществляет другие функции, вытекающие из его компетенции.

7. Министерство юстиции Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе:

запрашивать в порядке, установленном законодательством, у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать необходимые информацию, документы и материалы;

привлекать в установленном порядке для осуществления законопроектных, экспертных и исследовательских работ, консультаций научные организации, сотрудников государственных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов, в том числе зарубежных, создавать временные творческие коллективы, использовать в этих целях специальные бюджетные и внебюджетные средства;

вносить в установленном порядке предложения об улучшении условий труда, материальном и социально-бытовом обеспечении работников судов и системы Министерства;

создавать в установленном порядке учреждения и организации для материально-технического, научного, финансового и социально-бытового обеспечения деятельности Министерства, его органов, учреждений и организаций;

содействовать распространению правовой информации на территории Российской Федерации и за ее пределами, в том числе путем заключения соглашений об издании сборников законодательства с участием Министерства юстиции Российской Федерации.

8. Министерство юстиции Российской Федерации самостоятельно принимает решения по всем вопросам, относящимся к порученной ему сфере деятельности, кроме вопросов, требующих согласования в установленном законодательством Российской Федерации порядке с другими центральными органами федеральной исполнительной власти и соответствующими органами субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные нормативные акты, в том числе инструкции и разъяснения Министерства юстиции Российской Федерации, изданные по вопросам организационного обеспечения деятельности государственного нотариата и органов записи актов гражданского состояния, организации судебных экспертиз, ведения судебной статистики и другим вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для работников судов, органов, учреждений и организаций системы Министерства, центральных органов федеральной исполнительной власти, иных органов, должностных лиц и граждан, на которых они распространяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Министерство юстиции Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый в порядке, установленном законодательством.

Министр осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.

Министр имеет заместителей, назначаемых в установленном порядке. Распределение обязанностей между заместителями Министра производится Министром.

11. Министр юстиции Российской Федерации:

вносит в установленном порядке на рассмотрение Президенту Российской Федерации и Совета Министров - Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к ведению Министерства юстиции Российской Федерации;

издает на основе и во исполнение актов законодательства в пределах компетенции Министерства юстиции Российской Федерации приказы и распоряжения, дает указания, проверяет их исполнение;

назначает и освобождает в установленном порядке руководителей краевого, областного, городов Москвы и Санкт-Петербурга органов юстиции;

назначает и освобождает работников центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации и руководителей подведомственных Министерству учреждений и организаций;

утверждает положения о структурных подразделениях Министерства юстиции Российской Федерации, а также в установленном порядке положения (уставы) о подведомственных Министерству учреждениях и организациях. Положение о подразделении Министерства юстиции Российской Федерации, обеспечивающем деятельность военных судов, утверждается по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации;

утверждает в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, а также в пределах выделенных ассигнований - смету расходов на его содержание;

присваивает в пределах своей компетенции классные чины работникам центрального аппарата, Министерства юстиции Российской Федерации, органов и учреждений юстиции, судов, а также представляет в установленном порядке к присвоению классных чинов и воинских званий;

представляет в установленном порядке особо отличившихся работников системы Министерства к государственным наградам и присвоению почетных званий;

подписывает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

осуществляет другие правомочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. В Министерстве юстиции Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности и других руководящих работников системы Министерства, а также иных специалистов в области права.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Министерства юстиции Российской Федерации.

Решения коллегии реализуются приказами и распоряжениями Министра.

В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Совету Министров - Правительству Российской Федерации.

13. При Министерстве юстиции Российской Федерации состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы, а также Научный центр правовой информации, обеспечивающий суды, органы, учреждения и организации системы Министерства информацией о правовых актах.

Центральным научным и учебным учреждением Министерства юстиции Российской Федерации является Российская правовая академия.

Министерство юстиции Российской Федерации является учредителем, а также участвует в издании журналов и газет специального юридического и общеправового характера.

14. При Министерстве юстиции Российской Федерации образуется научно-консультативный совет. Состав совета и положение о нем утверждаются Министром.

15. Финансирование центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, направляемых на содержание центральных органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации.

Министерство вправе иметь валютный фонд, используемый в соответствии с законодательством Российской Федерации для выполнения возложенных на Министерство задач.

16. Министерство юстиции Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, текущий, расчетный, валютный и иные счета в банках.

Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, деятельности судебных приставов, нотариата, адвокатуры, органов регистрации.

Деятельность Министерства юстиции РФ регулируется нормами Положения «О Министерстве юстиции Российской Федерации».

Система органов Министерства юстиции РФ:

- Центральный аппарат министерства юстиции.

- Территориальные органы Министерства юстиции РФ.

- Подведомственные федеральные службы и агентства:

а. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).

б. Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

в. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФГУ).

- Подведомственные учреждения и подразделения:

а. Судебно-экспертные учреждения.

б. Государственная регистрационная палата.

в. Научный центр правовой информации.

г. Российская правовая академия.

д. Научно-исследовательские и иные учреждения обеспечительного характера.

Также система органов Министерства юстиции РФ отражена в таблице.

2. Компетенция Министерства юстиции РФ.

Наиболее полно полномочия Министерства юстиции отраженны в Главе 2 Положения « О Министерстве юстиции РФ».

В общих чертах, полномочия Министерства юстиции РФ сводятся к:

- Деятельность в сфере принятия и контроля нормативных правовых актов.

- Деятельность в сфере юридической экспертизы.

- Деятельность в сфере контроля и надзора за адвокатурой и нотариатом.

- Деятельность в сфере государственной регистрации.

- Деятельность в сфере международно-правовых отношений.

3. Федеральная служба судебных приставов РФ: понятие и система органов.

Федеральная служба судебных приставов - государственный орган исполнительной ветви власти, реализующий полномочия по обеспечении установленного порядка деятельности судов, деятельность по исполнению судебных актов и актов других органов государственной власти.

Система органов Федеральной службы судебных приставов представлена в этой таблице.

Правовую регламентацию деятельности Федеральной службы судебных приставов РФ осуществляют нормы права отраженные в следующих нормативных правовых актах:

- ФЗ «Об исполнительном производстве».

- ФЗ «О судебных приставах»

4. Задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов РФ.

Задачами Федеральной службы судебных приставов РФ являются:

- Деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции РФ, арбитражных судов РФ, КСРФ, ВСРФ, ВАС РФ.

- Деятельность по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов определенных (ссылка на статью ФЗ об исполнительном производстве) органов государственной власти и должностных лиц.

- Деятельность по обеспечению исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным УПК РФ к

Федеральной службе судебных приставов присущи следующие полномочия:

5. Федеральная служба исполнения наказания РФ понятие и система органов.

Федеральная служба исполнения наказания РФ - государственный орган исполнительной ветви власти, осуществляющий деятельность по контролю в сфере исполнения уголовных наказаний, функции по содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых лиц, а также, функции по их охране и конвоированию, контролю поведения условно осужденных лиц.

Система органов Федеральной службы исполнения наказания РФ представлена в этой таблице.

Федеральная служба исполнения наказаний РФ создана и регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

- Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

- Указом Президентом РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний.

6. Задачи и полномочия Федеральной службы исполнения наказаний.

Задачами Федеральной службы исполнения наказаний являются:

- Деятельность по содержанию под стражей подозреваемых, обвиняемых, подсудим лиц.

- Деятельность по контролю поведения условно освобожденных лиц.

- Деятельность по охране прав и свобод осужденных и лиц, которые находятся под стражей.

- Деятельность по обеспечению правопорядка и законности в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

- Деятельность по охране и конвоированию лиц, содержащихся под стражей.

- Деятельность по созданию условий содержания под стражей в рамках правовых норм международного права.

- Деятельность по организации осужденным помощи в социальной адаптации.

- Деятельность по управлению территориальными органами и учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: