Какие государства в мире по вашему мнению являются правовыми

Обновлено: 27.03.2024

Рейтинг правовых государств высчитывается определяется индексом верховенства закона. Этот индекс разработан в 2010 году Международной неправительственной организацией World Justice Project и измеряет достижения стран мира с точки зрения обеспечения правовой среды, которая базируется на универсальных принципах верховенства закона. Индекс представляет собой комбинированный показатель, рассчитываемый на основе данных, полученных из экспертных источников и опросов общественного мнения в странах, охваченных исследованием.

Таким образом, рейтинг оценивает, насколько в стране соблюдаются законы. Оценка осуществляется по таким подпунктам:

  • уровень коррупции;
  • открытость власти;
  • соблюдение основных правд человека;
  • порядок и безопасность;
  • регулятивное правоприменение;
  • гражданское правоприменение;
  • уголовное правоприменение;
  • соблюдение закона со стороны представителей государства.

В этом году составители рейтинга WJP Rule of Law Index оценивали 139 стран и территорий мира. Год оценки — конец 2021 года.

СтранаИндекс
1Дания0.90
2Норвегия0.90
3Финлян­дия0.88
4Швеция0.86
5Германия0.84
6Нидер­ланды0.83
7Новая Зелан­дия0.83
8Люксем­бург0.83
9Австрия0.81
10Ирландия0.81
11Эстония0.81
12Канада0.80
13Япония0.79
14Австра­лия0.79
15Велико­британия0.79
16Бельгия0.79
17Сингапур0.78
18Гонконг0.75
19Литва0.75
20Южная Корея0.74
21Чехия0.73
22Испания0.73
23Франция0.72
24Латвия0.71
25Уругвай0.71
26Порту­галия0.70
27США0.69
28Кипр0.68
29Мальта0.68
30Коста-Рика0.68
31Словения0.68
32Италия0.66
33Словакия0.66
34Чили0.66
35Барбадос0.65
36ОАЭ0.64
37Сент-Винсент и Гренадины0.64
38Польша0.64
39Сент-Китс и Невис0.63
40Антигуа и Барбуда0.63
41Румыния0.63
42Намибия0.62
43Сент-Люсия0.62
44Руанда0.62
45Багам­ские о-ва0.61
46Маврикий0.61
47Грузия0.61
48Греция0.61
49Хорватия0.61
50Ботсвана0.59
51Гренада0.59
52Доминика0.58
53ЮАР0.58
54Малай­зия0.57
55Ямайка0.57
56Аргентина0.56
57Иордания0.55
58Сенегал0.55
59Косово0.55
60Гана0.55
61Монголия0.54
62Болгария0.54
63Маке­дония0.53
64Тунис0.53
65Трини­дад и Тобаго0.53
66Босния и Герцего­вина0.52
67Венгрия0.52
68Казах­стан0.52
69Малави0.52
70Непал0.52
71Индо­незия0.52
72Панама0.52
73Молдова0.51
74Украина0.51
75Буркина-Фасо0.50
76Шри-Ланка0.50
77Таиланд0.50
78Гайана0.50
79Индия0.50
80Брази­лия0.50
81Суринам0.49
82Вьетнам0.49
83Узбеки­стан0.49
84Алжир0.49
85Бенин0.49
86Албания0.49
87Сербия0.49
88Гамбия0.49
89Марокко0.49
90Перу0.49
91Колумбия0.49
92Беларусь0.48
93Белиз0.48
94Домини­кана0.48
95Эквадор0.48
96Сальва­дор0.48
97Парагвай0.48
98Китай0.47
99Танзания0.47
100Киргизия0.47
101Филип­пины0.46
102Россия0.46
103Того0.45
104Кот-д’Ивуар0.45
105Ливан0.45
106Замбия0.44
107Кения0.44
108Нигер0.44
109Сьерра-Леоне0.44
110Мада­гаскар0.44
111Либерия0.44
112Гвате­мала0.44
113Ангола0.43
114Мали0.43
115Мексика0.43
116Судан0.42
117Иран0.42
118Турция0.42
119Конго0.42
120Нигерия0.41
121Эфиопия0.41
122Гвинея0.41
123Мозамбик0.40
124Бангла­деш0.40
125Зимбабве0.39
126Пакистан0.39
127Уганда0.39
128Мьянма0.39
129Гондурас0.39
130Боливия0.39
131Гаити0.38
132Никарагуа0.38
133Маври­тания0.36
134Египет0.35
135Афгани­стан0.35
136ДР Конго0.35
137Камерун0.35
138Камбоджа0.32
139Вене­суэла0.27

Рейтинг стран, где соблюдается закон, составляется с учетом оценки стран по восьми ключевым показателям:

  1. Ограничение полномочий институтов власти.
  2. Отсутствие коррупции.
  3. Порядок и безопасность.
  4. Защита основных прав.
  5. Прозрачность институтов власти.
  6. Соблюдение законов.
  7. Гражданское правосудие.
  8. Уголовное правосудие.

Лидерами рейтинга этого года стали государства Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Нидерланды. В десятку лидеров также вошли Новая Зеландия, Австрия, Австралия Германия и Сингапур. Нижние строчки рейтинга занимают Бангладеш, Пакистан, Венесуэла, Зимбабве и Камерун. Россия в нынешнем рейтинге заняла 80 место (в прошлом рейтинге 86 место, см. публикацию), однако по-прежнему находится в нижней части списка по всем показателям. Последние места заняли Зимбабве, Афганистан и Венесуэла.


Стабильность, соблюдение норм и принципов права, безопасность граждан и их равенство перед лицом закона – все эти признаки присущи так называемому правовому государству. Агентство РБК регулярно публикует Рейтинг правовых государств, в котором Россия, увы, занимает далеко не первые позиции. По итогам 2012 года наша страна находится на 85-ом месте, по соседству с Угандой, Нигерией и Зимбабве.

Подкосили российские позиции высокий уровень преступности, коррупции и практически неограниченная власть правящей элиты страны. Мы же предлагаем Вашему вниманию десятку стран, возглавивших список правовых государств.

10. Сингапур

image

В стране уникально низкий уровень преступности – Сингапур занимает вторую строку в соответствующем рейтинге. Безопасность и соблюдение прав и свобод граждан делают страну крайне привлекательной в глазах мирового сообщества. Так, Сингапур входит в десятку самых привлекательных туристических направлений на 2013 год.

9. Австрия

image

Благополучная и зажиточная Австрия бдительно охраняет покой собственных граждан, обеспечивая их равноправие перед лицом закона. Страна традиционно славится низким уровнем коррупции.

8. Япония

image

В рейтинге стран с самым низким уровнем преступности страна восходящего солнца занимает шестое место. Традиционно неподкупное правосудие и уважительное отношение граждан друг к другу обеспечили Японии хорошие позиции в нашей сегодняшней десятке.

7. Австралия

image

Австралия – это единственная неазиатская страна, где в правоохранительных органах действует специальное агентство по расследованию случаев коррупции. Высокий уровень личных свобод и низкий уровень преступности позволили стране занять четвертую строку в рейтинге самых благополучных государств.

6. Новая Зеландия

image

По версии международной организации Transparency International, Новая Зеландия – наименее коррумпированная в мире страна. Кстати, как и Сингапур, Новая Зеландия рекомендована для посещения туристами в 2013 году.

5. Нидерланды

image

Страну постоянно приводят в пример в качестве социально-ориентированной, традиционно поддерживающей и оберегающей личные свободы граждан. В Нидерландах практически отсутствует социальное расслоение.

4. Норвегия

image

Скандинавские страны традиционно возглавляют рейтинг правовых государств. В нынешней десятке Норвегия обогнала все прочие страны по такому показателю, как эффективность гражданского правосудия.

3. Финляндия

image

Целый ряд громких скандалов, связанных с изъятием финскими властями детей, рожденных в интернациональных браках, вызвал острую критику со стороны российских правозащитников. Между тем, Финляндия традиционно занимает высокие позиции среди стран мира по уровню защиты свобод и прав граждан.

2. Дания

image

По таким показателям, как уровень порядка и безопасности, а также эффективность гражданского правосудия Дания обогнала даже лидера сегодняшнего рейтинга. Кстати, датский Институт по правам человека считается самым авторитетным в Европе в своей области.

1. Швеция

image

Социально-ориентированная экономика, низкий уровень преступности, высокий уровень образованности населения и крайне низкая коррумпированность власти способствуют тому, чтобы именно Швеция возглавила рейтинг правовых государств.

Хоть одно? Что за смешной вопрос! Да их порядка 80 в мире и бόльшая их часть расположена вблизи России – в Европе. Перечисление можно начать по порядку с севера: Норвегия, Швеция, Дания, Исландия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Германия, Нидерланды, Бельгия, Великобритания, Ирландия, Франция и далее по всему континенту. На Востоке – Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия. В Америках – Канада, США, Чили.

То, что автор вопроса поставил слово «правовое» в кавычки, свидетельствует о том, что он явно не понимает значение этого термина и вкладывает в него какой-то свой смысл.

На самом деле содержание концепции «правового государства» ясно и недвусмысленно – это верховенство закона. Это такое правовое положение в стране, когда закону подчиняются не только граждане, но и власть, когда закон равным образом защищает граждан и от уличных, бытовых преступников, и от посягательств власти на их права и свободы в попытке эти права урезать и тем самым расширить свои полномочия.

Правовое государство существует не в силу благостных деклараций («А у нас построено правовое государство»). Оно проявляется в действии вполне определенных механизмов – институтов. Их несколько. В числе основных можно назвать следующие:

  1. Разделение властей на представительную, исполнительную и судебную. В этой формуле они не дополняют и не подменяют друг друга – они совершенно независимы и самостоятельны по отношению друг к другу. В стране действуют три власти, а не одна. Для чего? Если исполнительная власть (поскольку именно у нее есть аппарат принуждения) совершает ошибки или прямо идет на преступление, то суд и/или парламент в состоянии это пресечь, полагаясь на силу и действие закона, которому аппарат принуждения подчиняется безотносительно указаниям главы исполнительной власти.

Наиболее яркие примеры функционирования этого механизма разделения властей видны на примере американской практики, когда Конгресс плотно контролирует действия Белого дома в силу, в частности, своих полномочий надзора и распоряжения госсредствами.

Суд любого уровня в США может приостановить или отменить любое распоряжение исполнительной власти, включая распоряжение президента, на основании его несоответствия закону.

Когда же три ветви власти, да еще в нарушение собственной конституции, в которой четко зафиксирован принцип разделения властей, сводятся в единую «вертикаль», то исчезает всякий контроль, и власть уже может принимать – и принимает - какие угодно неправовые и незаконные решения, конечно же, под благовидными предлогами защиты интересов граждан, что в действительности оборачивается нарушением гражданских прав и свобод.

В отсутствие контроля власть скрывает многие свои действия, и общество оказывается не в состоянии оценить их характер и последствия, а сталкивается уже только с их негативными результатами, исправление которых превращается в тяжелую и сложную политическую проблему – вот так возникают кризисы.

Когда парламент не имеет желания или возможностей разобраться, какие расходы госбюджета секретятся и на каком основании, почему принимаются решения, противоречащие ранее данным обещаниям и заявлениям, почему проводится политика, ослабляющая национальную безопасность страны, то совокупным эффектом будет рост социальной и политической напряженности.

Хорошо видно, как в отсутствие контроля и ответственности, гробовым молчанием или постыдным мычанием встречаются властью вопросы общества относительно собственности чиновников, фактов коррупции в высшем эшелоне власти, непонятных расходов госкорпораций на непонятные цели, которые увеличиваются за счет бесконтрольного роста тарифов и налогов.

Равным образом, если ни один суд не в состоянии пресечь очевидные нарушения властью конституции и законов, то совокупным эффектом станет формирование в стране противоправной атмосферы и нарушение законов всеми против всех.

В территориально крупных и многонациональных странах федерализм представляет собой еще один важный противовес и ограничитель центральным властям, что благотворно сказывается на стабильности общественно-политической системы. Разрушение федерализма всегда является шагом к узурпации власти.

Представительная власть – парламент – никогда не будет действенной, если в ней не представлена реальная, а не «системная», прикормленная оппозиция. Сменяемость власти в ходе честных и прозрачных выборов (а не таких, которые на протяжении десятилетий «становятся все более честными и прозрачными») является важным элементом и контроля за властью и стабильности в стране.

Отсутствие привилегий перед лицом закона: наличие «спецсубъектов», спецномеров на машинах и многих других «спец» - это верный признак того, что законы в стране не действуют.

Важным элементом правового государства является деятельность негосударственных СМИ, способных оценивать деятельность власти и требовать от нее ответы на неудобные вопросы.

Вот эти и другие механизмы, обеспечивающие верховенство закона, реально и существуют в десятках стран мира. Эти страны, кстати, одновременно являются и наиболее развитыми в экономическом отношении и процветающими.

Судейский молот

Правовым называют государство, система права которого считает главной ценностью права и свободы человека, а деятельность всех органов власти направлена на защиту и соблюдение этих прав и свобод. Его основными признаками принято считать верховенство права, стабильность системы права, отсутствие произвола со стороны представителей государства и независимость разных ветвей власти.

Всем людям, находящимся на подвластной ему территории, правовое государство даёт такие гарантии как:

  • безопасность (в том числе от государственного произвола);
  • защита прав и свобод;
  • защита достоинства;
  • равенство прав;
  • справедливый суд.

В правовом государстве личность и государственная власть несут взаимную ответственность. Все обязаны подчиняться существующему правовому порядку, и любые нарушения как со стороны государства, так и со стороны жителей, должны пресекаться. Основная идея правового государства состоит в том, чтобы исключить любые проявления произвола со стороны государственной власти и различных органов, действующих от её имени.

На сегодняшний день считается, что правовым может быть только демократическое государство.

Конечно, практически любое государство в современном мире называет себя правовым. Однако нельзя просто провозгласить себя таким. Необходимо выстроить строгую и стабильную систему, защищающую людей и организации от любых действий со стороны представителей власти, которые нарушали бы их права и свободы.

Впервые идея правового государства была озвучена в 18 веке. Это был период роста антифеодальных настроений в Европе, поскольку представителям всех сословий надоело отношение властей. Основными авторами и идеологами данной концепции выступили Джон Локк (1632-1704) и Шарль де Монтескьё (1689-1755). В своих работах они описывали модель государства, все отношения внутри которого построены на уважении к человеческим правам и свободам.

Признаки правового государства

Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:

  • Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
  • Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
  • Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
  • Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
  • Защита частной собственности.Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
  • Свобода экономической деятельности.Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.

Примеры правового государства

В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.

В частности, учитываются такие аспекты как:

  • открытость власти;
  • соблюдение прав и свобод;
  • уровень коррупции;
  • правопорядок в стране;
  • регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
  • соблюдение правовых норм государственной властью.

Лидерами этого рейтинга в 2020 году стали следующие страны:

  • 5 место: Нидерланды.По многим рейтингам эта страна считается одной из наиболее благоприятных для жизни. В ней не только уважительно относятся к правам и свободам людей, но и практически отсутствует социальная стратификация. В рейтинге WJP Нидерланды заняли пятое место с индексом верховенства права 0,84.
  • 4 место: Швеция.Низкий уровень преступности, мощная система образования и социально-ориентированная экономика обеспечили этой стране 4 место в рейтинге с индексом 0,86.
  • 3 место: Финляндия. Эта страна также занимает первые строчки в различных рейтингах, посвященных качеству жизни граждан. В рейтинге WJP она заняла третье место с индексом 0,87.
  • 2 место: Норвегия. Ключевой параметр, за счёт которого Норвегия вырвалась на второе место с индексом 0,89 – это эффективность гражданского правосудия.
  • 1 место: Дания. Возглавила рейтинг Дания с индексом 0,90. Первое место ей обеспечили эффективность гражданского правосудия и одна из лучших в мире правоохранительных систем.

России в этом рейтинге досталось 93-е место. В 2021 году в пятёрке лидеров произошли перемены – Германия вытеснила Нидерланды с 5-го места на 6-е. Россия в 2021 году переместилась на 101-ю строку.

Организация власти в правовом государстве

Рассмотрим ряд характерных особенностей, которые свойственны организации власти правового государства.

1. Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм – это концепция, подразумевающая законное существование различных точек зрения, в том числе и противоречащих друг другу. В правовом государстве человек имеет возможность высказать субъективное мнение, не боясь уголовной или административной ответственности.

Наличие идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть господствующей идеологии, а власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Даже если одна партия получила большинство в парламенте благодаря народной поддержке, возможности других партий не должны ограничиваться.

Также признаком правового государства является плюрализм мнений в СМИ. В частности, оппозиция должна иметь возможность критиковать решения действующей власти и иметь для этого свободный доступ ко всем средствам массовой информации, включая государственные.

2. Принцип выборности

Органы власти избираются посредством всенародного голосования. В разных странах оно устроено по-разному, но сводится к тому, что все правоспособные (или дееспособные) граждане могут повлиять на исход выборов, проголосовав за предпочитаемого кандидата. Как правило, совместно с принципом выборности используется принцип сменяемости, подразумевающий, что власть избирается на небольшой срок, после которого происходят повторные выборы.

3. Обеспечение правопорядка и стабильность права

Правовое государство обязано обеспечивать правопорядок, гарантируя людям безопасность. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и система правосудия. Кроме того, государство само должно уважать и соблюдать правовые нормы, защищая людей не только от преступности, но и произвола собственных представителей.

Принципы законности должны соблюдаться одинаково по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, должности, заслуг перед обществом и прочих факторов.

Кроме того, государство должно выстраивать максимально стабильную и устойчивую систему права. Обычно с этим не возникает проблем, государство действительно считает права и свободы высшей ценностью. Если же законодательная деятельность государства направлена на их подавление, это снижает стабильность системы права.

4. Недопущение монополизма

Любая монополия вредна, поскольку ограничивает свободу выбора и исключает альтернативы. Политическая монополия фактически подразумевает захват власти, а экономические монополии негативно сказываются на экономике страны, доступности соответствующей продукции и благополучии граждан. Поэтому правовое государство должно следить за тем, чтобы не возникало как политических, так и экономических монополий.

Функции правового государства

Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:

  • Политическая. Данная функция направлена на обеспечение всем гражданам равных возможностей для участия в политической жизни страны, а также на формирование и свободное существование различных политических партий.
  • Экономическая. Регулирование экономической сферы – одна из важнейших функций государства. Оно обеспечивает честную конкуренцию на рынке, следит за уровнями инфляции и безработицы, предпринимает меры для предотвращения серьёзных последствий различных кризисных явлений.
  • Социальная. Данная функция подразумевает регулирование социальной сферы жизни общества. В частности, государство стремится обеспечить доступность образования и здравоохранения.
  • Правоохранительная. Эта функция направлена на поддержание правопорядка, защиту гражданских прав и свобод, защиту частной собственности.
  • Культурная. Данная функция связана с духовной сферой жизни общества. Правовое государство обеспечивает культурную свободу и плюрализм, давая гражданам возможность свободно обмениваться культурными ценностями, создавать и потреблять их.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:

  • суверенитет народа (народ является единственным носителем или источником власти);
  • наличие гражданского общества;
  • свобода предпринимательства и наличие частной собственности;
  • стабильная, единая и согласованная система законов;
  • высокий уровень правосознания у граждан.

Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.

Правовое государство в России в наше время

В Конституции РФ закреплены все базовые принципы правового государства. В частности, она называет главной ценностью права и свободы людей. Также Конституция гарантирует разделение властей, свободу слова, защиту частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.

В статье 1 прямо сказано, что РФ – правовое государство. Таким образом, основной закон прямо провозглашает, что российское государство стремится быть правовым. Здесь стоит отметить, что «правовое государство» – это некий идеал, к которому с разным успехом стремятся все современные страны. России на пути к этому идеалу предстоит решить некоторые проблемы, в частности, сформировать зрелое гражданское общество.

Заключение

Правовое государство – это государство, в котором наивысшей ценностью являются права и свободы людей, а деятельность политических и социальных институтов направлена на то, чтобы максимально полно реализовать эти права и свободы. В современном мире каждое государство стремится получить статус правового, однако просто принять соответствующее решение недостаточно. Создание правового государства – это долгий процесс, в котором должны принимать участие и политические элиты, и простые граждане.

Глобус

Государство – это форма организации общества с централизованной и общепризнанной властью. Это определение наиболее простое и универсальное, однако, на данный момент ни в литературе, ни в международном праве не существует однозначного и общепринятого определения данного понятия. При этом термин «государство» может употребляться в трёх близких по смыслу, но разных по содержанию значениях:

  • форма организации общества (как противоположность анархии);
  • территория, на которой закреплена государственная власть (как синоним слова «страна»);
  • организация, обладающая властью, которой подчиняется всё население страны.

Основным является третье значение. То есть, подразумевается политическая организация с определённой внутренней иерархией, в руках которой сосредоточена вся власть в стране. Авторитет государства признаётся всеми гражданами. Оно устанавливает законы и следит за их исполнением на своей территории.

Слово «государство» образовано от слова «государь», которое в свою очередь произошло от слова «господарь» (титул правителей на Руси и в других славянских государствах до 17-го века).

Государственная власть распространяется на всех людей, пребывающих в стране, и на все организации, действующие на её территории (по этой причине во всём мире принято правило, согласно которому территория посольства принадлежит направляющему государству).

Основная задача государства заключается в том, чтобы управлять обществом, обеспечивая порядок, стабильность и социально-экономическое развитие, а также независимость и защиту страны от внешних угроз.

Для любого государства важен суверенитет – его независимость во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних. Уважение суверенитета других государств – основной принцип международного права.

Признаки государства

Несмотря на отсутствие общепринятого определения того, что такое государство, существует ряд признаков, позволяющих приблизиться к данному определению. Признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.

Основные признаки

В качестве основных можно назвать такие признаки государства как:

  • Территория. У государства должна быть территория, на которой действует его суверенитет. Помимо суши к этой территории относятся воздушное пространство, недра, воды и континентальный шельф.
  • Население. Это люди, проживающие на территории государства. К населению относятся не только граждане, но и другие жители.
  • Суверенитет. Это независимость государства во внешних делах и верховенство его власти во внутренних. Ни в международных делах, ни во внутренних не существует более высокой власти, чем государство. При этом в своей внешней политике оно обязано уважать чужой суверенитет.
  • Аппарат управления. Это совокупность органов власти, наделённых полномочиями и возможностью осуществлять свои функции (в частности, за счёт силового принуждения). Аппарат управления олицетворяет власть и имеет отчётливую иерархическую структуру.
  • Правовая система. На территории государства действует система законов, соблюдать которые обязаны все жители и все организации. Контроль за их соблюдением осуществляют правоохранительные органы, система правосудия, служба государственной безопасности и другие структуры.
  • Налоговая система. Государство должно обеспечивать безопасность страны, а также функционирование бюджетных сфер, таких как здравоохранение, образование и прочее. В современном мире для финансирования этих потребностей используется налогообложение.
  • Армия. Традиционно практически у любого государства имеются вооружённые силы, призванные защищать страну, её суверенитет и территориальную целостность. Но в современном мире этот атрибут становится необязательным, и некоторые государства обходятся без армии. Собственных вооруженных сил нет у Панамы, Андорры, Ватикана и ещё порядка 20 государств.

В литературе часто упоминается такой признак государства как монополия на насилие, а само государство определяется как «аппарат насилия и принуждения». Однако важно понимать, что насилие и принуждение можно рассматривать исключительно как инструмент поддержания правопорядка, но не как способ удержания власти.

Дополнительные признаки

Существует также ряд признаков, которые характерны для большинства государств, однако не являются обязательными. Это такие признаки как:

  • Единый язык. В большинстве стран мира существует единый язык, считающийся государственным. Это не обязывает граждан общаться на этом языке, но он должен использоваться во всех официальных документах. В то же время во многих странах утверждено 2 государственных языка или даже больше (например, в Бельгии таковых 3: французский, немецкий и нидерландский).
  • Единство транспортной, информационной и энергетической инфраструктур. Данный признак подразумевает, что все уголки страны связаны дорогами, железнодорожными путями, каналами связи, линиями электропередач, трубопроводами и прочими системами.
  • Единая внешняя политика. Государство вырабатывает внешнюю политику, которую поддерживают все регионы и организации, участвующие в международном сотрудничестве.
  • Государственная символика. Исторически так сложилось, что у государств есть государственный флаг, герб и гимн.
  • Собственная денежная единица. Большинство государств имеет собственную денежную единицу и полностью контролирует систему обращения денег в стране. Но страны Евросоюза, к примеру, используют общую для всех денежную единицу – евро.

Функции государства

Все функции можно поделить на две большие группы: внешние и внутренние. Рассмотрим каждую группу подробнее.

Внутренние функции:

  • правовая (обеспечение правопорядка, регулирование общественных отношений);
  • политическая (выбор вектора развития, управление страной);
  • культурная (выработка культурной политики, обогащение духовной сферы жизни общества, обеспечение свободного и всеобщего доступа к информации);
  • организационная (координация деятельности органов власти);
  • социальная (развитие системы образования и здравоохранения, поддержка граждан с ограниченными возможностями, обеспечение социальной справедливости);
  • экономическая (управление экономическими процессами в стране, обеспечение стабильности и развития внутренней экономики);
  • экологическая (контроль за экологичностью производств, строгое регулирование добычи полезных ископаемых);
  • образовательная (гарантия доступности образования для населения).

Внешние функции:

  • защита от внешних угроз;
  • международное взаимодействие, торговля и поддержание связей во всех сферах жизни общества;
  • сотрудничество с другими государствами для решения общемировых проблем.

Форма государства

Формой государства называется модель его устройства, определяющая его территориальную организацию, способы управления и систему организации власти. Выделяют три элемента формы государства:

  • форма правления;
  • государственно-территориальное устройство;
  • политический режим;

Рассмотрим подробно каждый из элементов. .

1. Форма правления

Формой правления называется модель, определяющая систему организации власти, порядок формирования органов власти, их полномочия и сроки действия. Существует две основных модели: монархия и республика, а также ряд производных от них.

1.1. Монархия

Монархия – это форма правления, подразумевающая, что власть находится в руках наследного правителя. Выделяют четыре основных типа монархии:

  • Абсолютная. Вся власть принадлежит монарху (Российская империя до 1917 года, современная Саудовская Аравия).
  • Ограниченная. Монархия играет символическую и церемониальную роль, реальная же власть принадлежит выборному парламенту и правительству (Великобритания, Нидерланды).
  • Дуалистическая. Монархия, в которой власть разделена между выборными органами и наследным правителем (например, в Марокко король обладает полномочиями по смене правительства).
  • Теократическая. Верховный правитель является также и главой Церкви, а действующее право считается проявлением божественной воли (Ватикан).

Ограниченная и дуалистическая формы относятся к конституционным монархиям, в которых власть наследного правителя сильно ограничена конституцией и другими нормативно-правовыми актами.

1.2. Республика

Республика – это форма правления, подразумевающая, что население страны так или иначе участвует в избрании органов власти. Выделяют три вида республик:

  • Президентская. Характерной особенностью данной формы является то, что как внешнюю, так и внутреннюю политику страну определяет президент (РФ, США).
  • Парламентская. Функции главы государства выполняет премьер-министр, которым становится лидер партии, получившей парламентское большинство (Федеральный канцлер Германии).
  • Смешанная.Данная форма подразумевает широкие властные полномочия как для парламента, так и для президента (Франция).

2. Государственно-территориальное устройство

Данный элемент определяет, как взаимосвязаны между собой территориальные образования. По этому признаку выделяют три основных формы государства:

  • Унитарное.Отдельные регионы подчинены центральной власти (Нидерланды, Испания, Италия).
  • Федерация.Данная форма наделяет отдельные территориальные образования некоторой самостоятельностью (США, РФ).
  • Конфедерация. Это союз нескольких государств, сохраняющих независимость. Обычно такой союз позиционируется как временный (Южные штаты во время Гражданской войны в США).

Интересно, что официальное название Швейцарии в настоящее время – Швейцарская Конфедерация. Однако по всем признакам она является федерацией.

3. Политический режим

Под политическим режимом подразумевается способ управления страной. Выделяют три основных вида режимов:

  • Демократический. Представительская демократия – наиболее распространённый политический режим. Он подразумевает, что источником власти является народ, но страной управляют выборные органы (Франция, Швеция).
  • Авторитарный. При авторитаризме власть фактически сосредоточена в руках одного человека или группы людей, а возможности народа по смене власти ограничены (Китай).
  • Тоталитарный.Характерная черта тоталитаризма состоит в том, что государство стремится полностью контролировать граждан, регулируя все аспекты их жизни (нацистская Германия, КНДР, СССР в период правления Сталина).

Теории происхождения государства

Сегодня не существует однозначного мнения о том, как именно сформировалась концепция государственной власти и как возникали первые государства. Рассмотрим несколько наиболее значимых теорий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: