Какие формы участия граждан в осуществлении правосудия раньше существовали в россии
Обновлено: 24.04.2024
Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей основывается на конституционном принципе суверенитета народа, в соответствии с которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Реализация данного права осуществляется через комплекс других прав граждан, закрепленных в Конституции России:
- право избирать и быть избранным в органы государственной
- власти и органы местного самоуправления;
- право участвовать в референдуме;
- право на равный доступ к государственной службе;
- право участвовать в отправлении правосудия.
Важнейшей формой участия граждан в управлении делами государства, а также высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является свободным и добровольным.
Активное избирательное право (право избирать) у граждан России возникает с 18 лет. Реализации права быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах также 18 лет) — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по достижении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет.
Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.
На выборах в Российской Федерации применяются два вида избирательных систем — мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе голосование осуществляется за конкретных кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а избранным считается тот, кто набрал большинство голосов. При пропорциональной — голосование осуществляется за партийные списки, а избранными считаются представители партий, допущенные к распределению депутатских мандатов, в зависимости от количества поданных за них голосов. Полностью по партийным спискам проходят выборы в Государственную Думу Российской Федерации. В последнее время все чаще звучит критика подобного способа формирования депутатов Государственной Думы, так как она не позволяет реализовать беспартийным гражданам пассивное избирательное право самостоятельно. Ответом на данную критику стало внесение в Федеральное законодательство правила, по которому любой гражданин Российской Федерации, не являющийся членом какой-либо политической партии, вправе быть включенным в партийный список кандидатов на выборах от любой политической партии при условии его выдвижения.
Однако участие граждан в управлении делами государства выборами не ограничивается. Избранные должностные лица должны являться проводниками воли и интересов народа. Для этого депутат Государственной Думы, например, обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, проводить встречи с избирателями, а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.
Действенной гарантией надлежащего представительства интересов граждан является возможность отзыва должностных лиц избирателями. Правда такая возможность имеется только в отношении депутатов представительных органов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Помимо выборов волю населения призван выявлять референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В зависимости от уровня проведения референдум может быть общефедеральным, региональным и местным.
Референдум осуществляется на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Право на участие в референдуме имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.
Действующее российское законодательство закрепляет весьма сложную процедуру организации и проведения референдума. К примеру, только для того, чтобы инициировать проведение общероссийского референдума необходимо собрать в его поддержку не менее 2 миллионов подписей граждан. Видимо, это и предопределяет нечастое применение референдума на уровне Российской Федерации.
Важный механизм участия в управлении делами государства связывается с доступом на государственную службу. Данное право означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации.
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством. Квалификационные требования включают в себя требования к уровню профессионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных — среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Равенство прав граждан при поступлении на службу обеспечивается применением конкурсных процедур, заключающихся в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям.
Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосудия осуществляется следующими способами: участие в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя, арбитражного заседателя.
Введение института присяжных заседателей в судебное разбирательство призвано обеспечить привлечение общественности к осуществлению правосудия при рассмотрении уголовных дел. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в судебном разбирательстве по уголовным делам призваны разрешать вопросы факта, то есть доказанность совершения преступного деяния подсудимым и его виновность. Отбор кандидатов в присяжные заседателя в целях обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется путем случайной выборки.
Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон, заявляемому до рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями.
В Российской Федерации действует принцип участия граждан в отправлении правосудия, правовой основой для действия данного принципа является ч. 5 ст. 32 Конституции РФ в которой говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Данный принцип утверждает участие граждан в разрешении уголовных и арбитражных дел, и является одним из проявлений демократии, так как закрепляет участие представителей народа в осуществлении судебной власти.
В соответствии со ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» участие граждан в отправлении правосудия осуществляется в двух формах: в качестве присяжных заседателей и арбитражных заседателей. [1]
Особенностью присяжных заседателей является то, что они привлекаются к рассмотрению уголовных дел подсудных судам областного звена, при условии заявления обвиняемым. Этот правовой институт был учрежден впервые в 1864 году в ходе судебно- правовой реформы, но отменен в 1917 году «декретом о суде». Присяжные заседатели имеют право принимать решение только по вопросам факта: о наличии преступного деяния; доказано ли, что данное деяние совершил подсудимый и если доказано, то заслуживает ли он снисхождения. Тогда как вопросы права решает судья-профессионал. Важным фактом является то, что присяжные фактически независимы от судьи при вынесении решения. [2] Кандидаты на пост присяжных заседателей должны соответствовать определенным требованиям, которые регламентируются в ст. 3 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Основными критериями являются: возраст-25 полных лет, отсутствие судимости, дееспособность. Списков кандидатов присяжных заседателей формируется в порядке, установленном ст. 4 и ст. 5 данного федерального закона. Раз в 4 года составляется основной список кандидатов и запасной, количество устанавливается соотношением граждан постоянно проживающих на территории муниципального образования и граждан постоянно проживающих на территории субъекта РФ. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом и по окончании исполнения своих обязанностей в качестве присяжного заседателя гражданин получает вознаграждение. [3] Применение института присяжных заседателей можно считать проявлением демократии в судопроизводстве.
Однако касательно института присяжных заседателей проходят дискуссии о логичности его применения в рассмотрении уголовных дел. Главным и основным минусом данного института является непрофессионализм людей, которые его представляют. Это бывают люди разных профессий не обязательно юридических, и в связи с этим, принимая решение, они ориентируются больше на свои эмоции, которые возникают во время судебного процесса.
Сторонники института присяжных заседателей руководствуются тем, что появляется возможность выслушать сразу несколько мнений, а не только судейское. Также по мнению сторонников данного института плюсом является то, что можно определить, как приговор суда воспринимает обычное население, из чего можно сделать вывод о понятности толкования законов. Этот вопрос остается открытым и на сегодняшний день. [4]
Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении дел наравне с судьей-профессионалом и при осуществлении правосудия пользуются правами и несут обязанности судьи. Порядок привлечения граждан ка арбитражных заседателей регламентируется в ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации». Особенное внимание стоит уделить второй статье данного федерального закона о требованиях, предъявляемых арбитражным заседателям. В отличие от присяжных заседателей арбитражные заседатели должны иметь высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Они не должны состоять в близком родстве с председателем или заместителем председателя того же арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
Списки арбитражных заседателей также формируются иначе. В соответствии с третьей статьей данного закона, списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Сами списки предоставляются арбитражными судами субъектов РФ на утверждение в Верховный суд РФ и после утверждения публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации». Это обусловлено спецификой дел, которые входят в компетенцию арбитражного суда и согласно ст. 27 ст. 28 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» это дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Именно поэтому для кандидатуры арбитражных заседателей установлены такие требования, так как для разрешения проблем подобного рода необходимо обладать знаниями и опытом работы в сфере экономический правоотношений, так как при осуществлении правосудия арбитражными судами используются не только нормы действующего законодательства, но и обычаи делового оборота. В этой связи, как показала практика, участие арбитражных заседателей способствует справедливому и компетентному разрешению споров, рассматриваемых арбитражными судами. Иначе человек данными знаниями не обладающий не сможет ориентироваться в делах, которые подведомственны арбитражному суду, и соответственно с большой вероятностью примет неверное решение. [5]
Принцип участия граждан в отправлении правосудия в настоящее время является одним из способов проявления демократии в государстве. В России применяется две формы данного участия: присяжные и арбитражные заседатели. Его нельзя назвать новым по отношению к России, однако еще возникает много противоречий связанных с его применением, в частности института присяжных заседателей. Реализация данного принципа не идеальна и требует дальнейшего совершенствования, но он нужен для России и отказать от него сейчас нельзя.
[Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство). М:"Юрист", 2005 с. 64-66]
[Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"]
[Попова А.Д. Суд присяжных как атрибут демократического государства: история и современность // Российская юстиция. - 2010.]
[Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"]
[Шидакова М.А., Иванченко Е.А. Судебная власть как правовой институт защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации// Сборник научных трудов кафедры правовой культуры и защиты прав человека Северо-кавказский федеральный университет-2017. –С.81-86]
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане вправе участвовать в отправлении правосудия. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является гражданским долгом в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Каждые четыре года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели соответствующего муниципального образования, а на их основании высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
За время исполнения присяжным заседателем функций, указанных в федеральном законодательстве, суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере ½ части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы, а также:
— возмещаются командировочные, транспортные расходы;
— по основному месту работы сохраняются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством;
— увольнение, перевод на другую работу в этот период по инициативе работодателя не допускаются.
На присяжного заседателя в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.
Прокуратура
Московской области
Прокуратура Московской области
12 декабря 2018, 00:00
В соответствии со статьей 32 Конституции РФ граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане вправе участвовать в отправлении правосудия. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является гражданским долгом в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Каждые четыре года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели соответствующего муниципального образования, а на их основании высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
За время исполнения присяжным заседателем функций, указанных в федеральном законодательстве, суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере ½ части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы, а также:
— возмещаются командировочные, транспортные расходы;
— по основному месту работы сохраняются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством;
— увольнение, перевод на другую работу в этот период по инициативе работодателя не допускаются.
На присяжного заседателя в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.
Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей основывается на конституционном принципе суверенитета народа, в соответствии с которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Реализация данного права осуществляется через комплекс других прав граждан, закрепленных в Конституции России:
- право избирать и быть избранным в органы государственной
- власти и органы местного самоуправления;
- право участвовать в референдуме;
- право на равный доступ к государственной службе;
- право участвовать в отправлении правосудия.
Важнейшей формой участия граждан в управлении делами государства, а также высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является свободным и добровольным.
Активное избирательное право (право избирать) у граждан России возникает с 18 лет. Реализации права быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах также 18 лет) — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по достижении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет.
Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.
На выборах в Российской Федерации применяются два вида избирательных систем — мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе голосование осуществляется за конкретных кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а избранным считается тот, кто набрал большинство голосов. При пропорциональной — голосование осуществляется за партийные списки, а избранными считаются представители партий, допущенные к распределению депутатских мандатов, в зависимости от количества поданных за них голосов. Полностью по партийным спискам проходят выборы в Государственную Думу Российской Федерации. В последнее время все чаще звучит критика подобного способа формирования депутатов Государственной Думы, так как она не позволяет реализовать беспартийным гражданам пассивное избирательное право самостоятельно. Ответом на данную критику стало внесение в Федеральное законодательство правила, по которому любой гражданин Российской Федерации, не являющийся членом какой-либо политической партии, вправе быть включенным в партийный список кандидатов на выборах от любой политической партии при условии его выдвижения.
Однако участие граждан в управлении делами государства выборами не ограничивается. Избранные должностные лица должны являться проводниками воли и интересов народа. Для этого депутат Государственной Думы, например, обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, проводить встречи с избирателями, а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.
Действенной гарантией надлежащего представительства интересов граждан является возможность отзыва должностных лиц избирателями. Правда такая возможность имеется только в отношении депутатов представительных органов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Помимо выборов волю населения призван выявлять референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В зависимости от уровня проведения референдум может быть общефедеральным, региональным и местным.
Референдум осуществляется на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Право на участие в референдуме имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.
Действующее российское законодательство закрепляет весьма сложную процедуру организации и проведения референдума. К примеру, только для того, чтобы инициировать проведение общероссийского референдума необходимо собрать в его поддержку не менее 2 миллионов подписей граждан. Видимо, это и предопределяет нечастое применение референдума на уровне Российской Федерации.
Важный механизм участия в управлении делами государства связывается с доступом на государственную службу. Данное право означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации.
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством. Квалификационные требования включают в себя требования к уровню профессионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных — среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Равенство прав граждан при поступлении на службу обеспечивается применением конкурсных процедур, заключающихся в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям.
Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосудия осуществляется следующими способами: участие в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя, арбитражного заседателя.
Введение института присяжных заседателей в судебное разбирательство призвано обеспечить привлечение общественности к осуществлению правосудия при рассмотрении уголовных дел. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в судебном разбирательстве по уголовным делам призваны разрешать вопросы факта, то есть доказанность совершения преступного деяния подсудимым и его виновность. Отбор кандидатов в присяжные заседателя в целях обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется путем случайной выборки.
Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон, заявляемому до рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями.
Участие граждан в деятельности по осуществлению правосудия реализуется на практике в различных формах. Предпочтительным представляется в первую группу выделить формы участия граждан (представителей народа) непосредственно в осуществлении правосудия. Ко второй группе следует отнести опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и судопроизводства). Исходной правовой базой для непосредственного участия граждан в отправлении правосудия являются ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ».
Конституция России в ч. 5 ст. 32 устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». ФКЗ «О судебной системе РФ», УПК РФ и ГПК РФ конкретизируют это общее положение. На основе указанных нормативных актов можно сделать вывод о том, что такое участие осуществляется в судах общей юрисдикции (в том числе и военных судах) при осуществлении правосудия только по уголовным делам в случаях, предусмотренных УПК РФ. При этом граждане в роли присяжных заседателей участвуют по уголовным делам во всех судах общей юрисдикции среднего звена и в Верховном Суде РФ, в военных судах при рассмотрении дела Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в соответствии с ФЗ «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции».
Институт присяжных заседателей был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г., но в 1917 г. его упразднили, и первое заседание с участием присяжных заседателей после реставрации этого суда произошло 15 декабря 1993 г. в Саратовском областном суде. В настоящее время фактический удельный вес уголовных дел, рассматриваемых российскими судами с участием присяжных заседателей, пока что незначителен.
Присяжных заседателей положено отбирать из числа граждан РФ, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований. Одним из основных правил, соблюдаемых при отборе, является использование таких приёмов, которые обеспечили бы случайность выбора лиц, включаемых в списки кандидатов в присяжные заседатели, а в дальнейшем – в состав коллегий присяжных по конкретным уголовным делам. Во время судебного заседания отбор присяжных заседателей в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных (ст. 326, 328 УПК РФ) осуществляют судьи с участием сторон.
Присяжные заседатели не имеют равных и одинаковых прав с судьёй при отправлении правосудия. В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьёй (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности или невиновности подсудимого (ст. 343 УПК РФ). Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или не заслуживает. Судья же в суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдательный). При наличии обвинительного вердикта присяжных заседателей судья выносит обвинительный приговор с назначением или без назначения наказания. Не во всех случаях обвинительный вердикт влечёт обязательно вынесение обвинительного приговора. Однако в определении меры наказания осуждённому и решении ряда важных (преимущественно юридических) вопросов, которые могут возникнуть по конкретному делу, присяжные заседатели не участвуют, вопросы наказания судья решает единолично. Существенным моментом, характеризующим полномочия присяжных, является и то, что они не должны мотивировать своё решение.
В арбитражных судах принимают участие арбитражные заседатели, которые пользуются правами, равными с правами судей-профессионалов, что подтверждено в ч. 4 ст. 1 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».
В соответствии с российским законодательством присяжные и арбитражные заседатели вместе с судьями-профессионалами являются носителями судебной власти. Об этом говорится в ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ»: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия».
К опосредованным формам участия граждан в деятельности по осуществлению и обеспечению правосудия следует отнести все другие допущенные законом разновидности и способы их (граждан) участия (частный обвинитель, понятой, свидетель), кроме непосредственного отправления правосудия (в качестве присяжных и арбитражных заседателей).
Автор статьи
Читайте также: