Какие есть республиканские органы государственного управления в сфере безопасности правопорядка

Обновлено: 19.04.2024

В систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят министерства, государственные комитеты, департаменты при министерствах (государственных комитетах), кроме органов, подчиненных непосредственно Президенту Республики Беларусь.

С известным допуском условности в зависимости от характера, функций и полномочий республиканские органы государственного управления могут быть сведены в следующие группы:

1) органы, осуществляющие руководство отраслями, например, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство торговли;

2) органы по определенным общегосударственным социально-экономическим и иным проблемам, например, Министерство экономики, Министерство труда и социальной защиты;

3) органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции вневедомственного значения, например, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;

4) оные органы, включающие специфические, по своему характеру функции, например, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный комитет финансовых расследований.

Министерство Республики Беларусь–республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в установленной сфере деятельности и координирующий деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Перечень министерств устанавливается указом Президента Республики Беларусь, его же указами назначаются на должность и освобождаются от должности министры.

Министром может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий профессиональную подготовку, отвечающую квалификационным требованиям, и опыт работы в области государственного управления. Правовой статус конкретного министерства закрепляется в Положении, которое утверждается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь.

Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций. Министр в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Правовыми формами деятельности министерств являются постановления, приказы и инструкции. На практике все инструкции проводятся в жизнь приказами министра.

В министерстве в качестве совещательного органа образуется коллегия в составе: министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. Структура министерства и положения о структурных подразделениях утверждаются министром.

Государственный комитет Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в конкретной сфере деятельности.

Государственные комитеты образуются на основании указа Президента Республики Беларусь. Возглавляет государственный комитет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. №289 в центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, являющиеся их структурными подразделениями, с правами юридического лица. Они осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета.

В сферу безопасности и правопорядка включены те органы, которые осуществляют управление в области обороны страны, государственной безопасности, внутренних дел, иностранных дел и юстиции. Деятельность органов в этой области направлена на обеспечение внутренней и внешней безопасности, а также правопорядка. Безопасность предполагает наличие такого состояния (положения), при котором отсутствует угроза опасности кому-либо, чему-либо, а присутствует защищенность интересов гражданина, общества, государства. Отдельным видом безопасности является национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Она слагается из безопасности Республики Беларусь в различных ее сферах: политической; экономической; военной; экологической; информационной; гуманитарной. Правопорядок определяет состояние упорядоченности правовых отношений в обществе. Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент РБ, который реализует свои полномочия в данной сфере через СовБеза и СовМин РБ. Формирует СовБеза и возглавляет его Президент РБ. В состав СовБеза входят: госсекретарь СовБеза, Глава Администрации Президента, Премьер- министр, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Нацсобрания РБ, министр обороны, Председатель КГБ, министр МВД, министр иностранных дел, по чрезвычайным ситуациям, Председатель Государственного пограничного комитета, министр финансов, Председатель КГК, Генпрокурор, Председатель правления Нацбанка, помощник Президента по нацбезопасности.

Основными задачами СовБеза являются: определение приоритетов жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; определение основных направлений стратегии безопасности РБ и организация подготовки государственных программ поддержания надлежащей безопасности РБ; подготовка рекомендаций Президенту РБ по вопросам формирования внешней, внутренней и военной политики, по выработке основных положений государства в отношении других стран; разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти по реализации принятых решений в сфере обеспечения безопасности и оценке их эффективности; подготовка оперативных решений по предотвращению и преодолению чрезвычайных ситуаций, которые могут нанести значительный ущерб интересам РБ; предварительное обсуждение кандидатур на руководящие должности министерств и ведомств (согласно перечню, утверждаемому СовБеза), от которых зависит эффективность мер по обеспечению безопасности РБ;

подготовка предложений Президенту РБ по вопросам введения, продления, отмены чрезвычайного либо военного положения, использования контингента Вооруженных Сил РБ. Работой СовБеза руководит его Председатель — Президент РБ. Заседания СовБеза проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Все члены СовБеза имеют право вносить вопросы на рассмотрение СовБеза. Решения СовБеза принимаются постоянными членами СовБеза простым большинством голосов, если на заседании присутствует не менее трех его постоянных членов. В исключительных случаях решения могут приниматься путем персонального опроса всех постоянных членов СовБеза без их созыва на заседания. Решения подписываются Председателем СовБеза, а протоколы заседаний — председательствующим на заседании. Отдельные решения СовБеза могут оформляться протокольно. Госсекретарь СовБеза является постоянным его членом и назначается Президентом РБ. Госсекретарь руководит аппаратом СовБеза и подчиняется непосредственно Президенту РБ. Госсекретарь обеспечивает деятельность СовБеза. Аппарат СовБеза осуществляет информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности СовБеза, а также решает другие задачи в пределах своей компетенции. Аппаратом СовБеза руководит Госсекретарь СовБеза. Под госбезопасностью (ГБ) понимают состояние защищенности государственного суверенитета, конституционного порядка, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонительного потенциала РБ, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрыв-ной деятельности иностранных спецслужб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц. ГБ достигается проведением единой политики по вопросам ее обеспечения системой мероприятий экономического, политического, организационно-правового и другого характера. Она охватывает мероприятия экологического, медицинского, военного, а также специального характера. Поэтому законодательством предусмотрено, что в осуществлении мероприятий в отношении государственной безопасности участвуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, негосударственные организации и граждане.

Обеспечение ГБ включает определение жизненно важных интересов личности, общества и государства; выявление факторов, создающих угрозу национальной безопасности; формирование системы противодействия негативным факторам и возникающим угрозам. Оно основывается на принципах: законности, предполагающей соблюдение норм международного права и нацзаконодательства; «всеобщей безопасности», предполагающей взаимный учет и соблюдение интересов всех субъектов отношений в сфере безопасности как внутри страны, так и на международном уровне; соблюдения баланса жизненно важных интересов и взаимной ответственности личности, общества и государства в вопросах обеспечения нацбезопасности; постоянного информирования граждан республики по вопросам состояния нацбезопасности. Субъекты обеспечения ГБ многочисленны. К ним относятся: граждане РБ, которые на выборах, референдумах, а также через органы госвласти и органы местного самоуправления высказывают и реализуют свое видение в отношении обеспечения ГБ, привлекают внимание общественных и государственных институтов к опасным явлениям, защищают собственную безопасность; Парламент РБ, который в рамках своих полномочий осуществляет законодательное регулирование и контроль за деятельностью органов госвласти и должностных лиц в отношении осуществления ими соответствующих полномочий в сфере ГБ; Президент РБ, как Глава государства обеспечивающий государственную независимость, осуществляющий руководство в сферах национальной безопасности и обороны; СовБез РБ, который координирует и контролирует деятельность органов исполвласти в сферах ГБ и обороны; СовМин РБ, который принимает меры по обеспечению обороноспособности, нацбезопасности и борьбе с преступностью; Конституционный Суд РБ, который решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов в сфере ГБ Конституции РБ; суды общей юрисдикции, которые осуществляют правосудие в сфере ГБ; Прокуратура РБ, которая осуществляет надзорные полномочия в сфере государственной безопасности; Нацбанк РБ, который разрабатывает и осуществляет эмиссионно-кредитную политику в интересах ГБ; министерства и другие органы исполвласти, которые в пределах своих полномочий обеспечивают реализацию законов, указов, концепций, программ, постановлений органов государственного управления в сфере ГБ, создают и поддерживают в состоянии готовности соответствующие силы и средства безопасности. Особая роль в этой сфере отводится военной организации государства, к которой относятся Вооруженные Силы РБ, внутренние войска, органы и подразделения МВД РБ, пограничные войска, воинские подразделения МЧС и др. В соответствии с Конституцией РБ и Концепцией нацбезопасности РБ общее руководство безопасностью осуществляет Президент РБ. Он возглавляет СовБез РБ, основными задачами которого являются: определение стратегических интересов РБ, концептуальных подходов и направлений обеспечения государственной безопасности и обороны; осуществление текущего контроля деятельности органов исполвласти в сфере ГБ и обороны; подготовка оперативных решений, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к значительным социально-политическим, экономическим, военным и другим последствиям, и мероприятий по их ликвидации. СовМин РБ осуществляет и контролирует реализацию конкретных мероприятий по ГБ органами госслужб специальной компетенции. К числу основных органов спецслужб безопасности относится КГБ. Его основными задачами являются: предупреждение, выявление и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение ущерба безопасности РБ; добывание разведывательной информации об угрозе безопасности РБ в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах; защита независимости и территориальной целостности РБ, ее конституционного строя, экономических интересов, промышленного, военного и научно-технического потенциала; борьба в пределах своей компетенции с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотических средств, оружия, ядерных материалов и их компонентов, а также материалов, подлежащих экспортному контролю; предупреждение, выявление и пресечение преступлений, расследование которых отнесено актами законодательства РБ к ведению органов ГБ; контроль за обеспечением защиты госсекретов в госорганах, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, а также координация этой деятельности; обеспечение госорганов, предприятий, учреждений и организаций правительственной и оперативной связью, а также организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи в РБ и ее учреждениях за рубежом, осуществление госконтроля за этой деятельностью. КГБ возглавляет Председатель, который несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на данный комитет.

В сферу безопасности и правопорядка включены те органы, которые осуществляют управление в области обороны страны, государственной безопасности, внутренних дел, иностранных дел и юстиции. Деятельность органов в этой области направлена на обеспечение внутренней и внешней безопасности, а также правопорядка. Безопасность предполагает наличие такого состояния (положения), при котором отсутствует угроза опасности кому-либо, чему-либо, а присутствует защищенность интересов гражданина, общества, государства. Отдельным видом безопасности является национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.Она слагается из безопасности Республики Беларусь в различных ее сферах: политической; экономической; военной; экологической; информационной; гуманитарной. Правопорядок определяет состояние упорядоченности правовых отношений в обществе. Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент РБ, который реализует свои полномочия в данной сфере через СовБеза и СовМин РБ. Формирует СовБеза и возглавляет его Президент РБ. В состав СовБеза входят: госсекретарь СовБеза, Глава Администрации Президента, Премьер- министр, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Нацсобрания РБ, министр обороны, Председатель КГБ, министр МВД, министр иностранных дел, по чрезвычайным ситуациям, Председатель Государственного пограничного комитета, министр финансов, Председатель КГК, Генпрокурор, Председатель правления Нацбанка, помощник Президента по нацбезопасности.

Основными задачами СовБеза являются: определение приоритетов жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; определение основных направлений стратегии безопасности РБ и организация подготовки государственных программ поддержания надлежащей безопасности РБ; подготовка рекомендаций Президенту РБ по вопросам формирования внешней, внутренней и военной политики, по выработке основных положений государства в отношении других стран; разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти по реализации принятых решений в сфере обеспечения безопасности и оценке их эффективности; подготовка оперативных решений по предотвращению и преодолению чрезвычайных ситуаций, которые могут нанести значительный ущерб интересам РБ; предварительное обсуждение кандидатур на руководящие должности министерств и ведомств (согласно перечню, утверждаемому СовБеза), от которых зависит эффективность мер по обеспечению безопасности РБ;

подготовка предложений Президенту РБ по вопросам введения, продления, отмены чрезвычайного либо военного положения, использования контингента Вооруженных Сил РБ. Работой СовБеза руководит его Председатель — Президент РБ. Заседания СовБеза проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Все члены СовБеза имеют право вносить вопросы на рассмотрение СовБеза. Решения СовБеза принимаются постоянными членами СовБеза простым большинством голосов, если на заседании присутствует не менее трех его постоянных членов. В исключительных случаях решения могут приниматься путем персонального опроса всех постоянных членов СовБеза без их созыва на заседания. Решения подписываются Председателем СовБеза, а протоколы заседаний — председательствующим на заседании. Отдельные решения СовБеза могут оформляться протокольно. Госсекретарь СовБеза является постоянным его членом и назначается Президентом РБ. Госсекретарь руководит аппаратом СовБеза и подчиняется непосредственно Президенту РБ. Госсекретарь обеспечивает деятельность СовБеза. Аппарат СовБеза осуществляет информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности СовБеза, а также решает другие задачи в пределах своей компетенции. Аппаратом СовБеза руководит Госсекретарь СовБеза.

Особенности государственного управления в области безопасности и правопорядка.

Готовый реферат по Административному праву. Объем работы: 26 стр.; Год: 2017; Страна: Беларусь.

Содержание
Введение 3
1. Понятие государственного управления в сфере безопасности и правопорядка 4
2. Отличительные особенности государственного управления в сфере безопасности и правопорядка 9
3. Государственное управление в области обороны и государственной безопасности 10
4. Государственное управление в области пограничной безопасности и таможенного дела 14
5. Государственное управление в области внутренних дел 17
6. Государственное управление в области иностранных дел и юстиции 20
Заключение 24
Список использованных источников 25

Введение

Государственное управление является отдельным видом государственной деятельности наравне с законодательной, судебной деятельностью, прокурорским надзором.
Государственное управление осуществляется государственными органами, и в первую очередь — органами государственного управления (исполнительной власти). Оно имеет публичный характер, политический оттенок и является государственно-властным.
Государственное управление осуществляется в различных сферах деятельности, с точки зрения жизнеспособности государства и общества наиболее важной среди них является сфера безопасности и правопорядка. Именно важностью и обусловлена особая актуальность вопроса государственного регулирования безопасности и правопорядка.
Целью работы является комплексный анализ особенностей государственного управления в сфере безопасности и правопорядка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие государственного управления в сфере безопасности и правопорядка;
2) выявить отличительные особенности государственного управления в сфере безопасности;
3) проанализировать государственное управление в различных областях сферы безопасности и правопорядка.
В соответствии с целью и задачами была сформирована структура реферата, который состоит из введения, шести разделов, заключения и списка использованных источников.
При подготовке реферата использовался нормативно-правовой материал (положения Конституции Республики Беларусь, законов, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь), а также общетеоретическая и специальная литература.

Заключение

К республиканским органам сферы безопасности и правопорядка относятся: Министерство обороны Республики Беларусь; Комитет государственной безопасности Республики Беларусь; Министерство внутренних дел Республики Беларусь; Министерство юстиции Республики Беларусь; Министерство иностранных дел Республики Беларусь; Министерство по чрезвычайным ситуациям; Государственный пограничный комитет Республики Беларусь; Государственный военно-промышленный комитет (также относится к сфере экономики).
Особенностями государственного управления в сфере безопасности и правопорядка являются:
1. Органы, осуществляющие управление в этой сфере, максимально приближены к Президенту, что подчеркивает политическое значение и роль данных органов.
2. Все входящие в состав сферы отрасли обладают общими свойствами.
3. Государственные органы, осуществляющие свои функции государственного управления в сфере безопасности и правопорядка, участвуют в реализации и других функций государства.
4. Для данной сферы, исходя из специфики деятельности, характерны значительный по сравнению с другими сферами удельный вес принудительных средств, в том числе применение непосредственной материальной силы и иного государственного принуждения, а также использование различного рода режимных мероприятий и разрешительной системы.
5. Отраслевые системы органов управления в рассматриваемой сфере имеют определенную степень централизации, особенно это характерно для обороны, государственной безопасности.

Список использованных источников

Понятие, назначение, виды республиканских органов государственного управления.

Внутренняя структура республиканских органов государственного управления.

Структура (звенность) систем, возглавляемых республиканскими органами государственного управления.

Формы работы и управленческой деятельности республиканских органов государственного управления.

Организация работы республиканских органов государственного управления.

Сферы деятельности республиканских органов государственного управления.

Тема 21. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА (*)

Общие положения об экономической сфере государственного управления.

Виды республиканских органов государственного управления, входящих в экономическую сферу.

Назначение, основные задачи, функции и полномочия отдельных республиканских органов государственного управления в экономической сфере.

Тема 22. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА (*)

Общие положения о социально-культурной сфере государственного управления.

Виды республиканских органов государственного управления, входящих в социально-культурную сферу.

Назначение, основные задачи, функции и полномочия отдельных республиканских органов государственного управления в социально-культурной сфере.

Тема 23. СФЕРА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

Общие положения в сфере безопасности и правопорядка.

Виды республиканских органов государственного управления, входящих в сферу безопасности и правопорядка.

Органы внутренних дел: система, назначение, основные задачи, функции, полномочия. Милиция: основные задачи и ее виды.

Органы юстиции: система, назначение, основные задачи, функции, полномочия.

Таможенные органы: система, назначение, основные задачи, функции, полномочия (*).

Назначение, основные задачи, функции, полномочия иных государственных органов в сфере безопасности и правопорядка.

Тема 24. МЕЖОТРАСЛЕВАЯ СФЕРА (*)

Общие положения о межотраслевой сфере.

Виды республиканских органов государственного управления, входящих в межотраслевую сферу.

Назначение, основные задачи, функции и полномочия отдельных республиканских органов государственного управления в межотраслевой сфере.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: