Какие должности на судне имеют уровень ответственности обозначенный в мк пднв 78 уровень управления

Обновлено: 19.04.2024

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ

от 28 ноября 2001 года N 384

О введении в действие Инструкции о дипломировании
персонала судов рыбопромыслового флота России
по специальностям, не предусмотренным
Международной конвенцией ПДНВ 78/95

____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа Госкомрыболовства России от 23 мая 2002 года N 212
____________________________________________________________________

В целях упорядочения дипломирования специалистов, не включенных в перечень Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками 1995 года (ПДНВ 78/95),

2. Начальникам государственных администраций морских рыбных портов при выдаче и обмене дипломов персоналу рыбопромысловых судов, дипломирование которого не предусмотрено Международной конвенцией о подготовке и дипломировании и несении вахты 1978 года с поправками 1995 года, руководствоваться настоящей инструкцией.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление мореплавания (В.В.Соколова).

УТВЕРЖДЕНО
приказом Государственного комитета
Российской Федерации по рыболовству
от 28 ноября 2001 года N 384

ИНСТРУКЦИЯ
о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота России по
специальностям, не предусмотренным международной конвенцией ПДНВ
78/95 (судоводители, механики маломерных рыбопромысловых судов,
электромеханики, рефрижераторные механики)

I. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция применяется для дипломирования:

1.1.1. Судоводителей прошедших обучение в учебно-курсовых комбинатах (УКК), мореходных школах и работающих на судах рыбопромыслового флота валовой вместимостью до 200.

1.1.2. Судоводители, имеющие среднее техническое или высшее морское образование, работающие на судах валовой вместимостью более 200, дипломируются в соответствии с требованиями МК ПДНВ 78/95.

1.1.3. Механиков, прошедших обучение в УКК или мореходных школах и работающих на судах с мощностью главной двигательной установки (ГДУ) до 250 кВт.

1.1.4. Механиков, имеющих среднетехническое образование и работающих на судах с мощностью ГДУ от 250 до 750 кВт.

1.1.5. Механики, имеющие среднее техническое или высшее морское образование, работающие на судах с мощностью ГДУ 750 и более, дипломируются в соответствии с требованиями МК ПДНВ 78/95.

1.1.6. Судовые электромеханики первого, второго, третьего разряда.

1.1.7. Судовые рефрижераторные механики первой, второй, третьей категории.

1.2. Капитаны морских рыбных портов осуществляют дипломирование только персонала судов рыбопромыслового флота:

1.2.1. Рыбопромысловый флот - суда, обслуживающие рыбопромысловый комплекс, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

1.2.2. Рыболовные суда - суда, используемые для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей или иных живых ресурсов моря.

1.2.2. Суда специального назначения - производственные рефрижераторы (ПР), плавбазы (ПБ), плавзаводы (ПЗ), китобазы и прочие суда, используемые для переработки водных биологических ресурсов.

1.2.4. Приемо-транспортное судно - судно, используемое для приемки и транспортировки уловов рыбы, других водных животных и растений, продуктов их переработки и иных грузов для обслуживания в море рыбопромысловых судов.

1.3. Выдача дипломов о присвоении квалификации, подтверждений к ним производится капитанами морских рыбных портов в соответствии с перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

1.4. В настоящей инструкции, если специально не предусмотрено иное:

- "МК ПДНВ 78/95" - Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками 1995 года;

- "Диплом" - официальный документ выданный капитаном морского рыбного порта от имени Правительства Российской Федерации и предоставляющий его владельцу право занимать должности командного состава на судах рыбопромыслового флота;

- "Морское образовательное учреждение" - все образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов для судов рыбопромыслового флота, включенные в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства;

- "Судно рыбопромыслового флота" - рыболовные суда, вспомогательные суда, суда специального назначения;

- "Прибрежное плавание" - означает плавание вдоль побережья в одном направлении по кратчайшему пути менее 250 морских миль от пункта отхода с удалением от берега до 50 морских миль, если не введены ограничения по району плавания Регистровыми документами.

- "выдающая Администрация" - капитан морского рыбного порта, имеющий право выдавать дипломы капитанов, лиц командного состава или рядового состава, которые отвечают в отношении работы, возраста, состояния здоровья, подготовки на соответственный диплом, Правило 1/1, п.3 ПДНВ.

1.5. Срок действия диплома пять лет. По окончании срока действия диплома диплом подлежит продлению на очередной срок.

1.6. Срок действия протокола Морской Квалификационной Комиссии (МКК) - пять лет.

1.7. Срок действия дипломов при продлении на очередной срок исчисляется со дня сдачи экзаменов в МКК.

1.8. Срок рассмотрения документов не должен превышать одного месяца со времени подачи документов.

1.9. Иностранные граждане, принятые на работу в состав экипажа рыбопромыслового судна, имеющие надлежащий действительный диплом, выданный иностранным государством в соответствии с требованиями ПДНВ, допускаются к исполнению соответствующих обязанностей, за исключением капитана, старшего помощника капитана, радиоспециалиста, старшего механика, при наличии подтверждения к диплому, полученного на основании решения МКК.

1.10. Порядок продления дипломов:

- продление диплома осуществляется через пять лет после прохождения курсов профессиональной переподготовки и обязательной сдачи экзаменов в МКК;

1.11. При получении всех первичных дипломов аттестация в МКК не требуется, если прошло менее года со дня окончания учебного заведения.

1.12. При обмене диплома в случае наличия записи: "Без права обмена на последующие высшие дипломы" данная запись сохраняется.

1.13. Подтверждение, удостоверяющее действие диплома, выдается после окончания последнего срока продления диплома в соответствии с правилами заполнения диплома.

1.14. Свидетельства о прохождении дополнительной подготовки должны быть выданы образовательными учреждениями и тренажерными центрами, включенными в перечень, одобренный органом исполнительной власти в области рыболовства.

1.15. Оригиналы свидетельств о прохождении специальной подготовки возвращаются их владельцам, а заверенные дипломным отделом копии свидетельств хранятся в дипломном деле.

1.16. При возникновении сомнений в подлинности документов, предъявленных для обмена диплома, их подлинность проверяется путем запроса подтверждения выдавшей документ организации.

1.17. Недействительные документы изымаются капитаном морского рыбного порта, о факте их обнаружения сообщается в орган исполнительной власти в области рыболовства и, в необходимых случаях, компетентные органы.

1.18. В исключительных случаях и в случаях, не предусмотренных настоящей инструкцией, для решения вопроса обмена диплома следует обращаться в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства. Дипломы, выданные капитанами морских рыбных портов рыболовства. Дипломы, выданные капитанами морских рыбных портов СССР, не входящих в настоящее время в Российскую Федерацию, подлежат обмену на соответствующие дипломы нового образца, при выполнении соответствующих требований о дипломировании.

II. Документы, представляемые для получения дипломов и подтверждений к ним

1. Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана и капитанов рыбопромысловых судов валовой вместимостью менее 200

Для рыбопромысловых судов, занятых в прибрежном плавании

1.1. Вахтенный помощник капитана

.1*. Каждый вахтенный помощник капитана рыбопромыслового судна валовой вместимостью менее 200, занятого в прибрежном плавании, должен иметь надлежащий диплом.

.2. Каждый кандидат на получение диплома вахтенного помощника капитана рыбопромыслового судна валовой вместимостью мене 200, занятого в прибрежном плавании, должен:

.2.1. быть не моложе 18 лет;

.2.2. заявление установленного образца (приложение 1);

.2.3. копию диплома об окончании морского учебного заведения по специальности или свидетельство, подлежащее обмену на рабочий диплом, об окончании учебного заведения (приложение 2);

.2.4. действующую медицинскую книжку моряка;

.2.5. справку о плавании, подтверждающую стаж плавания, продолжительностью не менее 12 месяцев в составе палубной команды (приложение 3);

.2.5*. кандидатам на получение диплома, не работавшим на рыболовных судах, свидетельство о прохождении курса морской профессиональной подготовки по программе, утвержденной Госкомрыболовством России;

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

.2.6. ограниченный диплом оператора ГМССБ;

.2.7. свидетельство о прохождении РЛТ;

.2.8. свидетельство о прохождении ознакомления и начальной подготовки или инструктажа по вопросам безопасности в соответствии с разделом A-VI/1 Кодекса ПДНВ;

.2.9. свидетельство о прохождении подготовки специалиста по спасательным шлюпкам, плотам и дежурным шлюпкам в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ;

.2.10. свидетельство о подготовке по современным методам борьбы с пожаром по расширенной программе в соответствии с положениями раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ;

.2.11. свидетельство о прохождении подготовки по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с требованиями пунктов 1 - 3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ.

.3. в случаях, когда подготовка по современным методам борьбы с пожаром, оказании первой медицинской помощи не включена в квалификационные требования для выдачи диплома, выдаются специальные свидетельства.

.4. Протокол сдачи квалификационного экзамена в МКК на соответствие стандарту компетентности, указанному в разделе A-II/3 Кодекса ПДНВ.

.5. Две цветные или черно-белые фотографии размером 3 х 4,5 без уголка на светлом фоне (форма одежды - белая рубашка, галстук).

2.1. Капитан

.1. Каждый капитан, работающий на рыбопромысловом судне валовой вместимостью менее 200, занятом в прибрежном плавании, должен иметь надлежащий диплом.

.2. Каждый кандидат на получение диплома капитана рыбопромыслового судна прибрежного плавания валовой вместимостью менее 200 должен:

.3. быть не моложе 20 лет; и иметь:

.3.1 заявление установленного образца (приложение 1);

.3.2 диплом вахтенного помощника капитана;

.3.3 действующую медицинскую книжку моряка;

.3.4 справку о плавании, подтверждающую стаж работы на рыбопромысловых судах в должности вахтенного помощника капитана не менее 24 месяцев;

.3.5 свидетельство о прохождении курса профессиональной переподготовки по программе, утвержденной Госкомрыболовством России;

.3.6 диплом оператора ГМССБ или ограниченный диплом оператора ГМССБ;

.3.7 свидетельство о прохождении РЛТ;

.3.8 свидетельство о прохождении ознакомления и начальной подготовки или инструктажа по вопросам безопасности в соответствии с разделом A-VI/1 Кодекса ПДНВ;

Правило V/1-1
Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов, лиц командного и рядового состава нефтяных танкеров и танкеров-химовозов

1. Лица командного и рядового состава, за которыми закреплены особые обязанности и ответственность в отношении груза или грузового оборудования на нефтяных танкерах или танкерах- химовозах, должны иметь документ о начальной подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах.

2. Каждый кандидат на получение документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах или танкерах-химовозах, должен пройти начальную подготовку в соответствии с положениями раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ, а также:

  • .1 иметь одобренный стаж работы на нефтяных танкерах или танкерах-химовозах не менее трех месяцев и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 1 раздела А-V/1-1 Кодекса ПДНВ; или
  • .2 пройти одобренную начальную подготовку по вопросам грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 1 раздела А-V/1-1 Кодекса ПДНВ.

3. Капитаны, старшие механики, старшие помощники капитана, вторые механики и любые лица, которые несут непосредственную ответственность за погрузку, выгрузку, меры предосторожности во время перевозки, обработку груза, очистку танков или другие грузовые операции на нефтяных танкерах, должны иметь документ о подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах по расширенной программе.

4. Каждый кандидат на получение документа о подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах по расширенной программе должен:

  • .1 отвечать требованиям, предъявляемым к получению документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах; и
  • .2 при наличии квалификации, требуемой для получения документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах:
    • .2.1 иметь одобренный стаж работы на нефтяных танкерах не менее трех месяцев, или
    • .2.2 пройти одобренную подготовку на нефтяных танкерах во внештатной должности продолжительностью не менее одного месяца, которая включает по меньшей мере три операции по погрузке и три операции по выгрузке и документально подтверждена в одобренной книжке регистрации подготовки, принимая во внимание руководство, изложенное в разделе В-V/1; и

    5. Капитаны, старшие механики, старшие помощники капитана, вторые механики и любые лица, которые несут непосредственную ответственность за погрузку, выгрузку, меры предосторожности во время перевозки, обработку груза, очистку танков или другие грузовые операции на танкерах-химовозах, должны иметь документ о подготовке для проведения грузовых операций на танкерах-химовозах по расширенной программе.

    6. Каждый кандидат на получение документа о подготовке для проведения грузовых операций на танкерах-химовозах по расширенной программе должен:

    • .1 отвечать требованиям, предъявляемым к получению документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах; и
    • .2 при наличии квалификации, требуемой для получения документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах:
      • .2.1 иметь одобренный стаж работы на танкерах-химовозах не менее трех месяцев, или
      • .2.2 пройти одобренную подготовку на танкерах-химовозах во внештатной должности продолжительностью не менее одного месяца, которая включает по меньшей мере три операции по погрузке и три операции по выгрузке и документально подтверждена в одобренной книжке регистрации подготовки, принимая во внимание руководство, изложенное в разделе В-V/1; и

      7. Администрации должны обеспечивать выдачу документа специалиста морякам, которые имеют квалификацию согласно пунктам 2, 4 или 6 соответственно, или надлежащее подтверждение существующего профессионального диплома или документа специалиста.

      Правило V/1-2
      Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов, лиц командного и рядового состава газовозов

      1. Лица командного и рядового состава, за которыми закреплены особые обязанности и ответственность в отношении груза или грузового оборудования на газовозах, должны иметь документ о начальной подготовке для проведения грузовых операций на газовозах.

      2. Каждый кандидат на получение документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на газовозах должен пройти начальную подготовку в соответствии с положениями раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ, а также:

      • .1 иметь одобренный стаж работы на газовозах не менее трех месяцев и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 1 раздела А-V/1-2 Кодекса ПДНВ; или
      • .2 пройти одобренную начальную подготовку для проведения грузовых операций на газовозах и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 1 раздела А-V/1-2 Кодекса ПДНВ.

      3. Капитаны, старшие механики, старшие помощники капитана, вторые механики и любые лица, которые несут непосредственную ответственность за погрузку, выгрузку, меры предосторожности во время перевозки, обработку груза, очистку танков или другие грузовые операции на газовозах, должны иметь документ о подготовке для проведения грузовых операций на газовозах по расширенной программе.

      4. Каждый кандидат на получение документа о подготовке для проведения грузовых операций на газовозах по расширенной программе должен:

      • .1 отвечать требованиям, предъявляемым к получению документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на газовозах; и
      • .2 при наличии квалификации, требуемой для получения документа о начальной подготовке для проведения грузовых операций на газовозах:
        • .2.1 иметь одобренный стаж работы на газовозах не менее трех месяцев, или
        • .2.2 пройти одобренную подготовку на газовозах во внештатной должности продолжительностью не менее одного месяца, которая включает по меньшей мере три операции по погрузке и три операции по выгрузке и документально подтверждена в одобренной книжке регистрации подготовки, принимая во внимание руководство, изложенное в разделе В-V/1; и

        5. Администрации должны обеспечивать выдачу документа специалиста морякам, которые имеют квалификацию согласно пунктам 2 или 4 соответственно, или надлежащее подтверждение существующего профессионального диплома или документа специалиста.

        Правило V/2
        Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов, лиц командного и рядового состава, а также другого персонала пассажирских судов

        1. Настоящее правило применяется к капитанам, лицам командного и рядового состава, а также другому персоналу, работающему на пассажирских судах, совершающих международные рейсы. Администрации определяют применимость этих требований к персоналу пассажирских судов, не совершающих международных рейсов.

        2. До того, как им будет поручено выполнение обязанностей на пассажирских судах, моряки должны пройти подготовку, требуемую пунктами 4–7, ниже, в соответствии с их должностью, обязанностями и ответственностью.

        3. Моряки, от которых требуется проходить подготовку в соответствии с пунктами 4, 6 и 7, ниже, должны через промежутки времени, не превышающие пяти лет, проходить соответствующие курсы повышения квалификации или представить доказательство того, что в течение пяти предшествующих лет они достигли требуемого стандарта компетентности.

        4. Капитаны, лица командного состава и другой персонал, назначенный согласно расписанию по тревогам для оказания помощи пассажирам пассажирских судов в аварийных ситуациях, должны пройти подготовку по управлению неорганизованными массами людей, указанную в пункте 1 раздела A-V/2 Кодекса ПДНВ.

        5. Персонал, осуществляющий непосредственное обслуживание пассажиров в пассажирских помещениях пассажирских судов, должен пройти подготовку по вопросам безопасности, указанную в пункте 3 раздела A-V/2 Кодекса ПДНВ.

        6. Капитаны, старшие механики, старшие помощники капитана, вторые механики и любые лица, назначенные согласно расписанию по тревогам ответственными за безопасность пассажиров пассажирских судов в аварийных ситуациях, должны пройти одобренную подготовку в отношении управления и поведения человека в критических ситуациях, указанную в пункте 3 раздела A-V/2 Кодекса ПДНВ.

        7. Капитаны, старшие механики, старшие помощники капитана, вторые механики и каждое лицо, на которое возложена непосредственная ответственность за посадку и высадку пассажиров, погрузку, выгрузку или крепление груза либо закрытие отверстий в корпусе пассажирских судов ро-ро, должны пройти одобренную подготовку по вопросам безопасности пассажиров и груза, а также водонепроницаемости корпуса, указанную в пункте 4 раздела A-V/2 Кодекса ПДНВ.

        8. Администрации должны обеспечивать, чтобы каждому лицу, которое признано имеющим квалификацию, требуемую согласно положениям настоящего правила, выдавалось документальное подтверждение прохождения им подготовки.

        Литература

        ПДНВ (STCW) с Манильскими поправками - ИМО, CPI Books Limited [2013]
        Безопасность морского судоходства - В.Ляшенко [2007]
        ПДНВ руководство для моряков 2012 (c учетом новых Манильских поправок 2010 года) [2012]

        Требования к экипажам, командному составу и администрации судна по организации вахты на мостике и в машинном отделении, как в рейсе, так и на период стоянки в порту, а также по другим вопросам, связанным с эксплуатацией судов, безопасностью судна, экипажа, груза, пассажиров в процессе эксплуатации, а также защиты окружающей среды изложены как в Уставе флота рыбной промышленности, так и в КТМУ. Они соответствуют положениям Конвенции 1978г. о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers- далее Конвенция ПДНВ-78/95) и Кодекса ПДНВ, являющегося приложением к Заключительному акту Конференции участников Конвенции ПДНВ в 1995г. Неизвестно почему, но в официальном переводе названия Конвенции слово «стандарты» было опущено. Конвенция ПДНВ-78/95 вступила в силу в 1992г., поправки дополнения 1995г. вступили в силу в 1997г., поправки 1997г. вступили в силу с 1999г. Украина присоединилась к Конвенции в 1996г., приняв «Закон Украины о присоединении к Конвенции…» № 464/96-ВР.Конвенция ПДНВ-78/95 и Кодекс ПДНВ охватывают практически все аспекты, связанные с квалификацией экипажей судов, необходимой для своих обязанностей:

        - уровень и стандарты компетентности по каждой должности на судне;

        - наличие дипломов и иных документов, подтверждающих компетенцию моряка;

        - наличие периодических подтверждений дипломов и иных документов, подтверждающих компетентность моряка;

        - требования по подготовке и квалификации инструкторов, руководителей подготовки и экзаменаторов в учебных заведениях, где проходят обучение подготовку моряки;

        - требования к тренажерам, используемым в процессе подготовки моряков;

        - медицинские требования к плавсоставу;

        - требования к организации вахты на мостике и в машинном отделении, таким образом, чтобы усталость персонала не влияла на эффективность несения вахты, а личный состав вахт получал достаточный отдых и был годен к несению вахты;

        - требования по соблюдению периодов отдых для персонала, несущего вахту;

        Конвенция ПДНВ-78/95 не распространяется:

        - на моряков, которые служат на военных кораблях и иных судах государственной некоммерческой службы;

        - на плавсостав рыболовных судов;

        - на моряков, работающих на прогулочных яхтах, не занимающихся коммерческими перевозками;

        - на экипажи деревянных судов примитивной конструкции;

        Конвенция ПДНВ-78/95 состоит из 17 статей, в Приложениях, состоящих из 8 глав (полностью переработанных в 1995г.), изложены основные требования к подготовке моряков, дипломированию и несению вахты.

        Правило I/9 Приложения к Конвенции обязывает каждую из Сторон Конвенции установить требования к состоянию здоровья моряков, а также учредить реестры всех выдаваемых дипломов и сертификатов, и давать сведения об их аутентичности и действительности другим Сторонам, которые обращаются с официальным запросом на подтверждение.

        Правило I/14 Приложения к Конвенции, измененное в 1995г., устанавливает, чтобы Морская Администрация каждой страны обязывала каждую судоходную компанию своего флага нанимать на суда только дипломированных моряков, чтобы можно было проверять подлинность их дипломов.

        Эти функции выполняются на трех уровнях: управления (капитан, старпом, старший механик, 2-й механик); эксплуатации (вахтенные помощники капитана и вахтенные механики); вспомогательный уровень (рядовой состав). Глава II Приложения к Конвенции 1978г. устанавливает на всех уровнях обязательные минимальные требования к капитану и палубной команде, Глава III – к машинной команде. Глава IV определяет требования к сертификатам по ГМССБ, а Глава V – к специальной подготовке персонала специализированных судов (танкеров, пассажирских судов типа «ро-ро» и отличных от «ро-ро»). Глава VI определяет функции, относящиеся к аварийным ситуациям, охране труда, медицинскому уходу и выживанию. Глава VIII определяет принципы организации вахтенной службы. Все положения данных глав обычно включаются (либо учитываются) разработчиками в процесс разработки Систем безопасной эксплуатации для конкретных судов (по Кодексу МКУБ). Кроме упомянутого Приложения-78, существует еще Приложение 1 – Кодекс ПДНВ, который образует единый инструмент с Конвенцией и состоит из Части А – обязательной и Части Б – рекомендательной – всего по 8 глав.

        Кодексом определены функции моряков на судне:

        (2) размещение и перевозка грузов;

        (3) управление эксплуатацией судна и забота о людях на судне;

        (4) судовые механические установки;

        (5) электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления;

        (6) техническое обслуживание и ремонт;

        В Кодексе ПДНВ приведены образцы дипломов и сертификатов, а также подтверждений к ним, требования по квалификации и подготовке инструкторов, методистов и экзаменаторов при подготовке моряков, эксплуатационные требования к тренажерам, используемым в процессе подготовки. Под стандартами компетенции Кодекса ПДНВ следует понимать уровень профессиональной подготовки, необходимый для надлежащего выполнения функций на судне, в соответствии с международно согласованными критериями. Это специальные таблицы, следующего образца:

        Раздел А- II/1

        Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 500 и более

        Функция: Судовождение на уровне эксплуатации (всего 11 страниц).

        Стр. 7 из 11 - Обработка и размещение груза на уровне эксплуатации

        Компетенция Знание, понимание и профессионализм Методы демонстрации компетентности Критерии оценки компетентности
        Наблюдение за погрузкой, размещением, креплением, сохранностью во время плавания, выгрузкой груза. Обработка, размещение и крепление груза. Знание воздействий, производимых грузом, включая тяжеловесные грузы, на мореходность и остойчивость судна. Знание безопасной обработки, размещения и крепления груза, включая навалочные грузы и опасные, вредные и ядовитые грузы, и их влияние на безопасность человеческой жизни на судне. Способность установить и поддерживать эффективное общение во время погрузки и выгрузки. Экзамен и оценка доказательства, полученного на основе одного или более из следующего: .1 одобренный стаж работы на судне. .2 одобренный стаж подготовки на учебном судне. .3 одобренная подготовка на тренажере, если это применяется Грузовые операции выполняются в соответствии с грузовым планом или другими документами и установленными правилами техники безопасности, инструкциями по эксплуатации оборудования и судовыми возможностями по размещению груза. Обработка вредных, опасных и ядовитых грузов соответствует международным правилам и признанным стандартам, а также кодексам безопасной практики. Общение является ясным, хорошо понимаемым и постоянно успешным.

        Раздел А- III/1

        Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных механиков судов с традиционно обслуживаемым или периодически безвахтенно обслуживаемым машинным отделением

        Функция: Судовые механические установки на уровне эксплуатации (всего 8 страниц).

        Таблица А- III/1

        Стр.4 из 8

        Компетенция Знание, понимание и профессионализм Методы демонстрации компетентности Критерии оценки компетентности
        Эксплуатация главных и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления Главные установки и вспомогательные механизмы: .1 подготовка к работе главной силовой установки и вспомогательных механизмов .2 эксплуатация паровых котлов, включая систему сжигания топлива . 3 способы проверки уровня воды в котлах и необходимые действия при нарушении нормального уровня . 4 обнаружение типичных неисправностей механизмов и установок в машинном и котельном отделении и меры по предотвращению поломок Экзамен и оценка доказательства, полученного на основе одного или более из следующего: .1 одобренный стаж работы на судне . 2 одобренный стаж подготовки на учебном судне .3 одобренная подготовка на тренажере, если это применяется . 4 одобренная подготовка с использованием лабораторного оборудования Операции планируются и выполняются в соответствии с установленными правилами и процедурами по обеспечению безопасности эксплуатации и избежанию загрязнения окружающей среды Отклонения от нормы быстро выявляются Работа силовой установки и механических систем постоянно отвечает требованиям, включая команды с мостика, относящиеся к изменениям скорости и направления движения Причины неисправностей механизмов быстро выявляются и предпринимаются действия для обеспечения общей безопасности судна и установки с учетом преобладающих обстоятельств и условий

        Кроме стандартов компетенции Кодекс предусматривает минимальные требования для дипломирования на уровнях управления и эксплуатации, требования к программам подготовки плавсостава на определенных типах судов (танкера, химовозы, газовозы, ро-ро, другие пассажирские суда), по управлению неорганизованными массами людей, по управлению в чрезвычайных ситуациях, по использованию спасательных средств и т.д. Все данные требования также оформлены в виде таблиц стандартов.

        Кроме того, на Конференции 1995г. был принят ряд резолюций по данному вопросу:

        Резолюция 3. Положения переходного периода
        Резолюция 4. Подготовка радиооператоров для ГМССБ
        Резолюция 5. Подготовка персонала пассажирских судов типа «ро-ро» в отношении управления и поведения человека в чрезвычайных ситуациях;
        Резолюция 6. Подготовка персонала пассажирских судов;
        Резолюция 7. Мониторинг применения альтернативного диплома;
        Резолюция 8. Содействие техническим знаниям, навыкам и профессионализму моряков;
        Резолюция 9. Разработка международных требований к состоянию здоровья моряков;
        Резолюция 10. Подготовка морских лоцманов, персонала СУДС и морского персонала, занятого на передвижных морских установках;
        Резолюция 11. Содействие техническому прогрессу;
        Резолюция 12. Вклад Всемирного морского университета в достижение повышения стандартов морской подготовки;
        Резолюция 13. Пересмотр типовых курсов подготовки, опубликованных ИМО;
        Резолюция 14. Содействие участию женщин в морской отрасли;

        Все вышеупомянутые аспекты организации подготовки, дипломирования моряков и несения вахты на рыболовных судах являются предметом специальной Конвенции ПДНВ-95Р(International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Fishing Vessel Personnel – STCW F 95). Формат Конвенции соответствует Конвенции 1978г. до внесения в нее поправок, с изменениями, учитывающими специфику рыболовного флота, которая значительно отличается от специфики работы моряков транспортных судов. Конвенция относится к рыболовным судам длиной 24м и более, состоит из 16 статей и нескольких глав дополнения. Украина к Конвенции присоединилась в соответствии с Законом Украины «О присоединении к Международной Конвенции ….» № 2993 – III от 17.01.2002г., однако Конвенция ПДНВ-95 Р в силу пока не вступила из-за того, что ее подписало менее 10 государств.

        Согласно Конвенции ПДНВ-95 Р ряд требований по подготовке моряков может быть несколько изменен (например, подготовка судоводителей не на тренажерах, а на планшетах, получение сертификатов компетентности для некоторых специальностей на основании не образования соответствующего уровня, а опыта работы и проч.).

        В Украине моряков различных специальностей (рядовых и командного состава, торгового и рыболовного флота) готовит целый ряд учебных заведений различного уровня (от высших профессиональных училищ до Национальной морской академии). Процесс подготовки для получения различных квалификационных свидетельств подготовки (ИБМ, ГМССБ, медицинской помощи, ОСПС и пр.) происходит в учебно-тренажерных центрах, аттестованных Инспекцией по вопросам подготовки и дипломирования моряков (далее Инспекция ПДМ) Укрморречфлота Минтранссвязи.

        Инспекция ПДМ – государственная организация, контролирующая соответствие квалификации моряков дипломам, квалификационным свидетельствам и другим документам. Она же утверждает Государственные квалификационные комиссии для проведения поверки знаний на подтверждение квалификации и дипломирования моряков, ведет реестр всех выданных на территории Украины дипломов, квалификационных свидетельство и других документов моряков, в том числе тех, срок которых истек или был продлен, либо действие которых было приостановлено, либо аннулировано, либо которые были заявлены как потерянные или уничтоженные.

        1 В пункте 1, после существующего подпункта .40, включается новое определение следующего содержания:

        ".41 Кодекс МГТ означает Международный кодекс по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки, как он определен в правиле II-1/2.29 Конвенции СОЛАС".

        Правило I/11 - Подтверждение действительности дипломов

        2 Существующий пункт 1 изменяется следующим образом:

        "1 Каждый капитан, лицо командного состава и радиооператор, имеющие диплом, выданный или признаваемый на основании любой главы Конвенции, кроме правила V/3 или главы VI, которые работают на судне или намереваются возвратиться на судно после периода времени, проведенного на берегу, должны для подтверждения годности к работе на судах, через промежутки времени, не превышающие пяти лет:

        .1 отвечать требованиям к состоянию здоровья, предписанным правилом I/9; и

        .2 доказывать сохранение профессиональной пригодности в соответствии с разделом А-1/11 Кодекса ПДНВ".

        Глава V - Требования к специальной подготовке персонала определенных типов судов

        3 После существующего правила V/2 добавляется новое правило V/3 следующего содержания:

        Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов, лиц командного и рядового состава, а также другого персонала на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ

        1 Настоящее правило применяется к капитанам, лицам командного и рядового состава, а также другому персоналу, работающим на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ.

        2 До того, как им будет поручено выполнение обязанностей на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, моряки должны пройти подготовку, требуемую пунктами 4-9, ниже, в соответствии с их должностью, обязанностями и ответственностью.

        3 Все моряки, работающие на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, до того, как им будет поручено выполнение обязанностей на судах, должны быть надлежащим образом ознакомлены с конкретным судном и оборудованием, как указано в пункте 1.5 правила I/14.

        4 Моряки, которым назначены обязанности по безопасности, относящиеся к работе с топливом, применению топлива или к реагированию в чрезвычайной ситуации, связанной с топливом, на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, должны иметь документ о начальной подготовке для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ.

        5 Каждый кандидат на получение диплома о начальной подготовке для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, должен получить начальную подготовку в соответствии с положениями пункта 1 раздела A-V/3 Кодекса ПДНВ.

        6 Должно считаться, что моряки, которым назначены обязанности по безопасности, относящиеся к работе с топливом, применению топлива или к реагированию в чрезвычайной ситуации, связанной с топливом, на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, если они квалифицированы и дипломированы в соответствии с пунктами 2 и 5 правила V/1-2 или с пунктами 4 и 5 правила V/1-2 для газовозов, отвечают требованиям, указанным в пункте 1 раздела A-V/3 о начальной подготовке для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ.

        7 Капитаны, механики и весь другой персонал, имеющий непосредственные обязанности по работе с топливом и топливными системами и по их использованию на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, должны иметь документ о подготовке для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, по расширенной программе.

        8 Каждый кандидат на получение документа о подготовке по расширенной программе для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, при наличии документа специалиста, описанного в пункте 4, должен:

        .1 получить одобренную подготовку по расширенной программе для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 2 раздела A-V/3 Кодекса ПДНВ; и

        .2 пройти одобренный стаж работы на судне не менее одного месяца, который включает как минимум три операции по бункеровке на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ. Две из трех операций по бункеровке могут быть заменены одобренной подготовкой на тренажере по операциям бункеровки в рамках подготовки, указанной в пункте 8.1, выше.

        9 Должно считаться, что капитаны, механики и любые лица, имеющие непосредственные обязанности по работе с топливом и по его использованию на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, квалифицированные и дипломированные для работы газовозах в соответствии со стандартами компетентности, указанными в пункте 2 раздела A-V/1-2, отвечают требованиям, указанным в пункте 2 раздела A-V/3, в отношении подготовки по расширенной программе для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, при условии что они также:

        .1 отвечают требованиям пункта 6; и

        .2 отвечают требованиям к бункеровке в пункте 8.2 или принимали участие в проведении трех грузовых операций на танкере-газовозе; и

        (принята 25 ноября 2016 года)

        КОМИТЕТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,

        ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на то, что Комитет резолюцией MSC.385(94) принял Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), который вступает в силу 1 января 2017 года после вступления в силу новой главы XIV Конвенции СОЛАС,

        ОТМЕЧАЯ, что между вступлением в силу Полярного кодекса и поправок к Конвенции ПДНВ будет иметь место переходный период и что в разделе B-V/g Кодекса ПДНВ предоставляются рекомендации по подготовке капитанов и членов командного состава судов, эксплуатирующихся в полярных водах, которые должны применяться Администрациями в течение переходного периода,

        ТАКЖЕ ССЫЛАЯСЬ на то, что Комитет на своей девяносто шестой сессии постановил предоставить государствам-членам единую резолюцию с поправками к Конвенции, включая поправки, относящиеся к Полярному кодексу, а также к подготовке и дипломированию, относящимся к конкретным пассажирским судам,

        РАССМОТРЕВ на своей девяносто седьмой сессии поправки к Конвенции, предложенные и разосланные в соответствии со статьей XII 1) a) i) Конвенции,

        1 ОДОБРЯЕТ, в соответствии со статьей XII 1) a) iv) Конвенции, поправки к Конвенции, текст которых изложен в приложении к настоящей резолюции;

        2 ПОСТАНОВЛЯЕТ в соответствии со статьей XII 1) a) vii) 2) Конвенции, что вышеупомянутые поправки считаются принятыми 1 января 2018 года, если до этой даты более одной трети Сторон или Стороны, общий торговый флот которых по валовой вместимости составляет не менее 50% мирового торгового флота судов валовой вместимостью 100 и более, не уведомят Генерального секретаря Организации о своих возражениях против поправок;

        3 ПРЕДЛАГАЕТ Сторонам принять к сведению, что в соответствии со статьей XII 1) a) ix) Конвенции содержащиеся в приложении поправки вступают в силу 1 июля 2018 года после их принятия в соответствии с пунктом 2, выше;

        4 НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ Стороны применять поправки к правилу I/1.1, правилу I/11 и правилу V/4 на раннем этапе;

        5 ПРЕДЛАГАЕТ Сторонам признавать дипломы моряков, выданные Стороной на раннем этапе в соответствии с пунктом 4, выше, и до вступления в силу поправок к правилу V/4;

        Приложение

        1 В правиле I/1.1 добавляются следующие новые определения:

        ".42 Полярный кодекс означает Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, как он определен в правиле XIV/1.1 Конвенции СОЛАС.

        .43 Полярные воды означают воды Арктики и/или район Антарктики, как определено в правилах XIV/1.2-XIV/1.4 Конвенции СОЛАС".

        2 В правиле I/11 после существующего пункта 3 включается следующий новый пункт и последующие пункты соответственно перенумеровываются:

        "4 Каждый капитан или лицо командного состава для продолжения работы на судах, эксплуатирующихся в полярных водах, должны отвечать требованиям пункта 1 настоящего правила и должны, через промежутки времени, не превышающие пяти лет, доказывать сохранение профессиональной пригодности для работы на судах, эксплуатирующихся в полярных водах, в соответствии с пунктом 4 раздела А-I/11 Кодекса ПДНВ".

        Требования к специальной подготовке персонала определенных типов судов

        3 В главе V существующее правило V/2 заменяется следующим:

        Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов, лиц командного и рядового состава, а также другого персонала на пассажирских судах

        1 Настоящее правило применяется к капитанам, лицам командного и рядового состава, а также другому персоналу, работающему на пассажирских судах, совершающих международные рейсы. Администрации определяют применимость этих требований к персоналу пассажирских судов, не совершающих международных рейсов.

        2 До того, как им будет поручено выполнение обязанностей на судне, весь персонал, работающий на пассажирском судне, должен отвечать требованиям пункта 1 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ.

        3 Капитаны, лица командного и рядового состава, а также другой персонал, работающий на пассажирских судах, должны пройти подготовку и ознакомление, требуемые пунктами 5-9, ниже, в соответствии с их должностью, обязанностями и ответственностью.

        4 Капитаны, лица командного и рядового состава, а также другой персонал, от которых требуется проходить подготовку в соответствии с пунктами 7-9, ниже, должны через промежутки времени, не превышающие пяти лет, проходить соответствующие курсы повышения квалификации или представить доказательство того, что в течение пяти предшествующих лет они достигли требуемого стандарта компетентности.

        5 Персонал, работающий на пассажирских судах, должен пройти ознакомительную подготовку по действиям в аварийных ситуациях на пассажирских судах в соответствии с их должностью, обязанностями и ответственностью, как указано в пункте 1 раздела A-V/2 Кодекса ПДНВ.

        6 Персонал, осуществляющий непосредственное обслуживание пассажиров в пассажирских помещениях пассажирских судов, должен пройти подготовку по вопросам безопасности, указанную в пункте 2 раздела A-V/2 Кодекса ПДНВ.

        7 Капитаны, лица командного и рядового состава, квалифицированные в соответствии с главами II, III и VII, а также другой персонал, назначенный согласно расписанию по тревогам для оказания помощи пассажирам в аварийных ситуациях на пассажирских судах, должны пройти подготовку по управлению неорганизованными массами людей на пассажирских судах, как указано в пункте 3 раздела A-V/2 Кодекса ПДНВ.

        8 Капитаны, старшие механики, старшие помощники капитана, вторые механики и лица, назначенные согласно расписанию по тревогам ответственными за безопасность пассажиров в аварийных ситуациях на пассажирских судах, должны пройти одобренную подготовку в отношении управления и поведения человека в критических ситуациях, как указано в пункте 4 раздела A-V/2 Кодекса ПДНВ.

        9 Капитаны, старшие механики, старшие помощники капитана, вторые механики и лица, на которых возложена непосредственная ответственность за посадку и высадку пассажиров, погрузку, выгрузку или крепление груза либо закрытие отверстий в корпусе на пассажирских судах ро-ро, должны пройти одобренную подготовку по вопросам безопасности пассажиров и груза, а также водонепроницаемости корпуса, требуемую пунктом 5 раздела A-V/2 Кодекса ПДНВ.

        10 Администрации должны обеспечить, чтобы каждому лицу, признанному квалифицированным в соответствии с пунктами 6-9 настоящего правила, выдавалось документальное доказательство прохождения подготовки".

        4 В главу V добавляется следующее новое правило:

        Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов и лиц командного состава на судах, эксплуатирующихся в полярных водах

        1 Капитаны, старшие помощники капитана и вахтенные помощники капитана на судах, эксплуатирующихся в полярных водах, должны иметь документ о начальной подготовке для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, как требуется Полярным кодексом.

        2 Каждый кандидат на получение документа о начальной подготовке для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, должен получить одобренную начальную подготовку для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 1 раздела A-V/4 Кодекса ПДНВ.

        3 Капитаны и старшие помощники капитана на судах, эксплуатирующихся в полярных водах, должны иметь документ о подготовке по расширенной программе для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, как требуется Полярным кодексом.

        4 Каждый кандидат на получение документа о подготовке по расширенной программе для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, должен:

        .1 отвечать требованиям для получения документа о начальной подготовке для судов, эксплуатирующихся в полярных водах;

        .2 иметь одобренный стаж работы на судне в полярных водах не менее двух (2) месяцев в составе палубной команды на уровне управления, или во время выполнения обязанностей по несению вахты на уровне эксплуатации, или равноценный одобренный стаж работы на судне; и

        .3 получить одобренную подготовку по расширенной программе для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 2 раздела A-V/4 Кодекса ПДНВ.

        5 Администрации должны обеспечить, чтобы морякам, квалифицированным в соответствии с пунктами 2 или 4, в зависимости от случая, выдавался документ специалиста.

        Положения переходного периода

        6 До 1 июля 2020 года моряки, которые начали проходить одобренный стаж работы на судах в полярных водах до 1 июля 2018 года, должны иметь возможность установить, что они отвечают требованиям пункта 2, посредством следующего:

        .1 завершение одобренного стажа работы на судне, эксплуатирующемся в полярных водах, или равноценного одобренного стажа работы на судне с выполнением обязанностей в составе палубной команды на уровне эксплуатации или на уровне управления в общей сложности в течение не менее трех месяцев за предшествующие пять лет; или

        .2 успешное прохождение курса подготовки, отвечающего рекомендациям о подготовке, установленным Организацией для судов, эксплуатирующихся в полярных водах.

        7 До 1 июля 2020 года моряки, которые начали проходить одобренный стаж работы на судах в полярных водах до 1 июля 2018 года, должны иметь возможность установить, что они отвечают требованиям пункта 4, посредством следующего:

        .1 завершение одобренного стажа работы на судне, эксплуатирующемся в полярных водах, или равноценного одобренного стажа работы на судне с выполнением обязанностей в составе палубной команды на уровне управления в общей сложности в течение не менее трех месяцев за предшествующие пять лет; или

        .2 успешное прохождение курса подготовки, отвечающего рекомендациям о подготовке, установленным Организацией для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, и завершение одобренного стажа работы на судне, эксплуатирующемся в полярных водах, или равноценного одобренного стажа работы на судне с выполнением обязанностей в составе палубной команды на уровне управления в общей сложности в течение не менее двух месяцев за предшествующие пять лет".

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: