Какие дела рассматривали уездные и верхние земские суды

Обновлено: 23.04.2024

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

1 января 1984 года были проведена Земская реформа, которая стала одной из главных либеральных реформ Александра 2. Реформа вошла в историю под названием «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и определяла систему местного самоуправления на местах.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Трутовский - заседание Земства

Суть реформы

1 января 1864 года император подписывает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ запустил Земскую реформу, создав в уездах и губерниях органы местного самоуправления. Назывались эти органы – Земства.

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году
Курия Получали избирательные права
Земледельческая При наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.
Крестьянская На 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно.
Городская Купцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

Избирательные курии с 1864 года

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

Структура Земского самоуправления после 1864 года

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

Структура Волостного самоуправления после 1864 года

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Земская реформа 1864 года - органы управления

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

ЗЕМСКИЙ СУД

Учреждением о губерниях 1775 г. созданы были:

1) верхний Земский суд, как учреждение судебное для дворян, и

2) нижний Земский суд;

первый имел значение апелляционной инстанции по отношению ко второму. По учреждению о губерниях 1775 г. нижний Земский суд был установлением выборным и коллегиальным. Он состоял из избираемого местным дворянством на 3 года земского, или капитан-исправника, и из двух или трех земских заседателей, также избираемых дворянством; кроме того, в нижний Земский суд командировались из нижних расправ два заседателя для присутствования по делам, касающимся селений (государственных крестьян).

Нижнему Земскому суду вверены были: попечение об охранении тишины и спокойствия в уезде, приведение в исполнение распоряжений правительственных властей, полиция торговая, наблюдение за исправным состоянием дорог и мостов, меры к прекращению заразительных болезней и скотских падежей, дела по отбыванию различных повинностей, меры предосторожности относительно огня, дела по народному продовольствию, меры общественного призрения и к прекращению нищенства, а также часть следственная, разбирательство по маловажным проступкам и решение незначительных исков. Недовольные решениями нижнего земского суда могли перенести дело в уездный суд, а где последнего не было — в нижнюю расправу. Это была не апелляция, а право частного лица избрать суд, где он желает быть судимым.

Пребывание нижний Земский суд имел в уездном городе, но в случае надобности обязан был выезжать в уезд. Компетенция его была ограничена пределами уезда, но не распространялась на города (там были городничие). Эта организация земской полиции, в общем, оставалась неизменной до издания Высочайше утвержденных 3 июня 1837 г. Положения о Земской полиции и Наказа чинам и служителям Земской полиции, которыми нижний Земский суд окончательно был переименован в земский суд (на практике, по упразднении в 1796 г. верхнего Земского суда, название Земского суда употреблялось и раньше).

Число заседателей Земского суда было сокращено; создан был новый институт становых приставов, существенно отличавшихся от прежних заседателей тем, что местопребывание свое они имели не в уездном городе, а в уезде, и не избирались от дворянства, а назначались губернатором, через губернские правления.

В состав Земского суда входили:

1) земский исправник (председатель);

2) старший непременный заседатель, избиравшийся от дворянства, и

3) два сельских заседателя, от государственных крестьян.

В случаях более важных, когда требовалось исследование или принятие мер на месте, вне уездного города, составлялось для этого из Земского исправника, местного станового пристава и уездного стряпчего временное отделение Земского суда, которое пользовалось всеми правами и властью этого суда.

Исполнительными органами Земского суда являлись волостные правления, удельные приказы, вотчинные управления и другие сельские начальства; кроме того, для непосредственного надзора за благочинием и в качестве самостоятельных исполнительных органов Земского суда, Земского исправника и становых приставов, учреждены в 1837 г. служители Земской полиции. Это были сотские и подведомственные им десятские, которые в селениях государственных крестьян и в имениях удельных избирались крестьянами, а в имениях помещичьих назначались владельцем.

В посадах, местечках и заштатных городах, не имевших особой городской полиции, установлены тысяцкие и пятисотские, назначавшиеся Земским исправником. Предметы ведомства Земской полиции и по Положению 1837 г. остались те же, что и по Своду Законов 1832 г.

Земская полиция, как орган дворянского самоуправления, не осуществила своего назначения. Земский суд и Земский исправник были подчинены губернским коронным властям в порядке общей служебной дисциплины и не пользовались никакой самостоятельностью. С другой стороны, уже с начала текущего столетия правительство замечало уклонение дворянства от местной службы, и это уклонение прежде всего отражалось на должности Земского исправника, весьма невысоко ценившейся обществом. Заседатели от крестьян не имели никакого значения. Становые пристава фактически не подчинялись Земскому суду и обратились в самостоятельных управителей своих станов, для которых Земский суд играл лишь роль передаточной инстанции.

К началу прошлого царствования необходимость коренной реформы местной полиции стала очевидной. В 1860 г. от полиции была отделена следственная часть, возложенная на особых судебных следователей. Временными правилами 25 декабря 1862 г. Земские суды были упразднены и заменены уездными полицейскими управлениями, при чем последние в значительной степени утратили характер коллегиального установления, выборный элемент был почти совершенно устранен, а уезд и город в полицейском отношении объединены.

Законом 12 июня 1867 г. городские полиции и Земский суд были и в Сибири соединены в один состав, под именем окружных полицейских управлений, но в своем устройстве и особенно в своей компетенции эти управления сохраняют (кроме выборного начала) все черты старого Земского суда.

Земские суды ( sad ziemski ; judicium terrestre ) были учреждены в Польше в 1447 г. Первоначально ведению их подлежали маловажные гражданские иски между дворянами, но потом круг их ведомства значительно расширился, и в них сосредоточилась вся гражданская юстиция. Земские суды состояли из судьи, подсудка и писаря, которые избираемы были королем из 12 кандидатов, представляемых от каждого повета. Сроков заседаний Земских судов было три в году, каждый раз по шести недель. Сроки эти в русских актах именуются «роками судовыми земскими».

С образованием герцогства варшавского Земские суды были в пределах его упразднены (1807). Согласно польской конституции 1815 г., в каждом воеводстве должно было быть учреждено несколько Земских судов, для гражданских дел свыше 500 злотых; но вся часть конституции, касающаяся судоустройства, не была осуществлена. В губерниях, присоединенных от Польши к России, Земские суды были, после некоторого перерыва, восстановлены на тех же основаниях, на каких они существовали до разделов Польши, при чем они преимущественно назывались поветовыми земскими или просто поветовыми (т. е. уездными) судами; апелляционной инстанцией для них служили главные суды.

Законом 30 октября 1831 г. поветовые Земские Суды переименованы в уездные суды, в которые переданы были и уголовные дела, до того состоявшие в ведении тогда же упраздненных городских судов. — В Малороссии последний гетман, Кирилл Разумовский, восстановил, в 1763 г., судоустройство Литовского статута, действовавшее до Богдана Хмельницкого, при чем в каждом полку учреждены были по два Земских суда, а в Нежинском — три; члены их избирались ежегодно.

В 1783 г. на Малороссию распространено было Учреждение о губерниях 1775 года, но император Павел I указом 30 ноября 1796 г. вновь восстановил там в каждом повете выборные Земские суды, которые ведали гражданские и уголовные дела, были подчинены генеральному суду в Чернигове и просуществовали до 1831 г., когда, законом 6 декабря, Земские суды Малороссии (Полтавская и Черниговская губ.) переименованы были в уездные суды.

________________________________________
Источник: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.
________________________________________

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Верхний Земский Суд

В каждой губернии учрежден был один Верхний Земский Суд, но при больших размерах губернии могло быть и более одного. Этот суд разделялся на два Департамента, каждый из одного председателя и 5 заседателей; первому Департаменту Верхнего Земского Суда поручены были дела уголовные, a второму гражданские, но если бы первом Департаменте было мало дел уголовных, тогда они оба могли заниматься решением и гражданских тяжб.

Председатели суда определялись императором из числа двух избранных Сенатом кандидатов; а заседатели же избирались по выборам из дворян раз в три года.

Верхнему Суду подчинены были Уездные Суды и Нижние Земские Суды его округи, поэтому он являлся для них апелляционной инстанцией. В него вносились по апелляции все дела из вышеперечисленных судов, жалобы и тяжбы дворян и на дворян, как гражданские, так и уголовные. Также рассматривались дела, касавшиеся до вотчин, привилегий, завещаний, до права наследования, дела исковые, также дела тех разночинцев, которые по правам апелляции на Уездные и Нижние Земские Суды подлежали непосредственно до Верхнего Земского Суда.

Верхний Земский Суд окончательно решал тяжбы ценою ниже 100 руб., в исках же превышавших эту сумму недовольные его решением могли переносить свои дела в Гражданскую Палату.

Этот суд заседал три раза в году - от 8 января до страстной недели (последняя неделя перед Пасхой), от Дня Святой Троицы (50 день после Пасхи – конец мая - начало июня) до 27 июня, и с 2 октября до 18 декабря. При необходимости заседания могли быть и в другие периоды. В период между судебными сессиями в каждом департаменте заседали помесячно двое из членов, которые не могли ни решать дела, ни делать какие-либо обнародования сами от себя, но подавали только временные, a не окончательные резолюции по текущим делам.

Источник: материалы сайта « История государства».
________________________________________

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

ВЕРХНИЙ ЗЕМСКИЙ СУД (1775—96), местное судебное учреждение 2-й инстанции для рассмотрения в апелляционном порядке уголовных и гражданских дел дворянства. Были созданы на основании «Учреждений о губерниях» от 7 нояб. 1775 в каждой губернии или наместничестве; в обширных губерниях могло быть открыто 2 и более верхних земских судов. По существу, верхние земские суды являлись преемниками петровских надворных судов.

Верхние земские суды включали 2 председателей, утверждаемых Высочайшей властью по представлению Сената, и 10 заседателей, избираемых местным дворянством на 3 года и утверждаемых губернатором (наместником). Верхние земские суды делились на 2 департамента: уголовных и гражданских дел, в каждый из которых входили председатель и 5 заседателей. В соответствии с указом Сената от 5 июля 1787 дела, представлявшие общественный интерес, решались департаментами совместно. При каждом верхнем земском суде состояли прокурор и 2 стряпчих, казенных и уголовных дел, назначаемые Сенатом: прокурор — по представлению генерал-прокурора, стряпчие — по представлению губернских палат гражданского и уголовного судов. Высшим органом надзора за деятельностью верхних земских судов, как и других губернских судебных органов, являлся генерал-прокурор. Верхним земским судам были подчинены суды 1-й инстанции: уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды.

Екатерина II Великая

Екатерина II Великая

Верхний земский суд решал гражданские и уголовные дела по апелляциям на подчиненные ему судебные учреждения, окончательному решению подлежали тяжбы ценою до 100 руб., в остальных случаях допускались апелляции в палату гражданского суда. Решения верхнего земского суда по уголовным делам подлежали утверждению палатой уголовного суда.

Заседания всех судов 2-й инстанции проходили периодически — 3 сессии в год, но в отдельных случаях суды могли заседать и в другое время. Дела распределялись по жребию между членами суда, слушание и решение дел велось на заседаниях. Закон признавал желательным единогласное решение, но допускалось и решение большинством голосов, причем голос председателя имел перевес. Порядок рассмотрения гражданских дел предполагал сначала решение казенных и общественных дел, затем дел частных лиц в такой последовательности: дела должников, дела о контрактах и купчих, о недвижимых имениях, дела лиц, живущих далеко от суда, все остальные дела и в заключение — дела «пространные». При рассмотрении уголовных дел сначала решались дела заключенных под стражу (в течение 1—2 сессий; в противном случае члены суда подлежали штрафу в размере годового оклада в пользу потерпевшего, его наследников или школ).

Верхние земские суды были упразднены имп. Павлом I при введении новых губернских штатов 31 дек. 1796.

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в 1775 году как продолжение Губернской реформы, для систематизации судов всех уровней в губерниях и уездах. В дальнейшем реформа была дополнена полицейской (1782) и коллегиальной (1784-1786) реформами. Главная характеристика судебной реформы - суд впервые получил независимость от административных органов, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно.

Необходимость реформы

Суть реформы

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в ноябре 1775 года как часть Указа «Об учреждениях для управления всероссийской империей». Изначально этот Указ создавал в стране новую административную структуру, и устанавливал органы управления для них.

Судебная система России после 1775 года может быть представлена схематически.

Судебная реформа Екатерины 2 от 1775 года

Прежде всего, судебная система строилась по классовому признаку - для каждой социальной группы своя форма суда. Причем очень показательными являются названия этих судов:

На всех уровнях создавались 2 департамента: первый рассматривал уголовные, а второй - гражданские дела. В городах, где судили городских жителей (купцов и мещан), магистрат был выборным органом. Сами горожане выбирали его состав. После выборов этот состав утверждался Губернатором. Крестьянский суд предполагал суды над государственными крестьянами. Крепостные крестьяне судились напрямую помещиком, который ими владел. Судьи для таких судов назначались.Уездные суды строились по схожему принципу. Исключение только Нижний земский суд, который избирался сами дворянами уезда сроком на 3 года.

Суды губернского уровня выступали одновременно инстанциями 1 и 2 группы, то есть могли не только рассматривать уголовные и гражданские дела, но и выступать в роли апелляционного органа.Суды уездного уровня выступали инстанцией 1 уровня, то есть рассматривали только дела по существу.

Историческое значение

Судебная реформа 1775 года была попыткой наладить справедливые суды, но эта реформа не смогла решить 2-ух серьезных проблем:

  • Абсолютизм предполагал наличие общегражданских судов, но создать в 18 веке в России всесословные суды у Екатерины 2 не получилось. В результате суды были отдельными для дворян, для горожан и для крестьян. Как итог - главная цель преобразований не была выполнена.
  • Отделение судебной власти от исполнительной. В учебниках часто пишут, что это было достигнуто, но это не так. Во-первых, все губернские суды назначались и утверждались Правительством. Во-вторых, губернатор имел личное право отменить любой приговор, а все приговоры о смертной казни требовали его согласия.

Сама по себе идея бессословного суда в России 1775 года была абсурдной. Ведь в стране существовало крепостное право и большая часть населения была крепостными. Кроме того, Губернская реформа предполагала опору власти на дворянство. Дворяне становились полноправной элитой на местах. Поэтому закрепляя эту элиту, власть не могла допустить равных судов над дворянами и крестьянами. Как итог - в России укрепился сословный суд, который был очень далек от правосудия, особенно на уровне крестьян. Как итог - классовая система укоренилась все сильнее.

Дополнение реформы

Судебная реформа 1775 года стала первым этапом изменения правового поля Российской Империи. В дальнейшем эта реформа была дополнена:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: