Какие бывают суда для водного туризма

Обновлено: 24.04.2024

Лодки являются самым массовым малым плавучим средством, предназначенным для перемещения по относительно спокойной водной поверхности. Разновидностей лодок существует огромное множество, но, прежде чем мы начнем в них разбираться, необходимо определиться, какие именно малые суда мы будем называть лодкой.

Если обратимся к «Толковому словарю русского языка» под редакцией С. И. Ожегова, то найдем там следующее определение для лодки: «Небольшое, обычно гребное судно». Однако что значит «небольшое»? И какие бывают исключения из «обычно»? В толковом словаре ответ найти не получится.

Обратимся поэтому к наиболее авторитетному источнику сведений о всех океанских, морских и речных судах. Военно-морской словарь дает для лодок более точное и конкретизированное определение. Согласно ему лодкой мы будем считать малое судно грузоподъемностью до пяти тонн, длиной не более девяти метров и шириной до трех. Существуют моторные, гребные и парусные лодки, но так как и в разговорной практике, и в морском деле принято называть парусные лодки яхтами, то мы будем рассматривать только гребные и моторные. Кроме того, заметим, что лодка с установленным стационарно мотором является катером, поэтому нас будут интересовать исключительно те моторные лодки, которые оснащаются подвесными моторами. Ну и, конечно же, в рамках данной статьи мы не будем рассматривать такие специфические объекты, как подводные лодки и летающие лодки (гидросамолеты).

Наш интерес - лодка как средство отдыха и передвижения обычного жителя умеренных широт без привязки к его профессиональной деятельности.

Немного истории

С самого зарождения человеческой цивилизации люди стремились селиться рядом с водоемами, что служило определенной гарантией стабильного снабжения питьевой водой для общины. Однако в отличие от суши водное пространство не предназначено для свободного перемещения млекопитающих вида homo sapiens. Умение человека плавать, во-первых, ограничено сравнительно небольшими расстояниями, во-вторых, невозможностью транспортировать даже небольшие грузы и малоподвижных членов общины.

Наверное, именно поэтому в древности люди обратили внимание на проплывавшие по реке стволы поваленных деревьев и начали приспосабливать эти плавсредства к собственным нуждам. Очевидно, что первыми появились плоты, представляющие собой простые связки бревен, способные выдержать на себе некоторый груз.

Никому не известно, когда именно и кому в голову пришла мысль выдолбить ствол изнутри для повышения его грузоподъемности, но именно с таких лодок-долбленок и началась история современного мирового флота. Древнейшей находкой подобного рода на данный момент является лодка, найденная на территории Нидерландов. Она была создана примерно восемь тысяч лет назад из одного соснового ствола. Следует отметить, что подобные каноэ-долбленки до сих пор используются индейскими племенами бассейна Амазонки.

Другим путем шли народы, населявшие Крайний Север. В условиях почти полного отсутствия древесной растительности основным материалом при постройке лодок были шкуры морских животных. Ими обтягивались каркасы из древесных планок и костей, швы пропитывались жиром в качестве герметика, и получались каяки, байдары и умиаки, которыми до недавних пор широко пользовались гренландские, алеутские и эскимосские морские охотники. Доподлинно неизвестно, когда появились первые подобные суда, но есть достоверные описания китобойного промысла на байдарах в районе Берингова пролива в VII веке нашей эры. Следовательно, впервые появились они намного раньше.

Долбленки и каяки являются первыми представителями корпусных и каркасных лодок. За несколько тысяч лет развития в разных частях земного шара возникло огромное количество их разновидностей, которое мы и попробуем коротко рассмотреть далее.

Классификация современных лодок

Ввиду огромного числа разновидностей лодок в разных точках земного шара единой общепринятой классификации лодок не существует. Так как одним из основных критериев при выборе лодки является ее предназначение, проще всего классифицировать малые суда, исходя из области будущей эксплуатации. Различают лодки, предназначенные для эксплуатации в народном хозяйстве (спасательные, гидрографические, армейские, лоцманские, дозорные, рыбнадзорные. ), спортивные гоночные и спортивные специализированные (например, рафтинговые), прогулочные, туристические, рыболовные, хозяйственные и многие другие.

Также принята классификация по широкому ряду параметров. По материалу, из которого изготовлен корпус лодки, - металлические, пластиковые, деревянные, из прорезиненной ткани. По типу корпуса - надувные, каркасные неразборные, жесткие неразборные и разборные. По количеству корпусов - монококи, катамараны, тримараны, монококи с одним или двумя балансирами. По типу движителя - буксируемые, гребные, парусные, моторные винтовые, моторные с водометным движителем и всевозможные их комбинации. По вместимости - одно-, двух-, четырех- и многоместные. По наличию палубы - беспалубные, полупалубные и палубные. По характеру движения - водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, экранопланы. По району плавания - морские трех категорий, речные четырех классов (классы и категории определяются способностью лодки выдерживать волнение и ветер различной силы). По форме носа лодки - остроносые, с носовым транцем, санного типа. По форме кормы - транцевые, вельботные, с кормовым подзором, с крейсерской кормой, с туннельной кормой.

Как видим, неполное перечисление критериев, по которым можно классифицировать лодки, заняло достаточно длительное время. Поэтому далее мы рассмотрим наиболее характерные для наших широт и условий типы лодок, доступные большинству из нас в качестве полезной покупки или объекта проката на время отдыха.

Как выбирать лодку для отдыха

При выборе любого плавучего судна приходится искать компромисс между его остойчивостью (способностью судна возвращаться на ровный киль после сильного крена или дифферента), вместимостью и грузоподъемностью, управляемостью и скоростью на воде. Вполне очевидно, что чем шире днище и выше киль, тем тяжелее перевернуть лодку. Самыми же быстрыми будут бескилевые узкокорпусные и при этом неустойчивые на воде лодки типа байдарки и каноэ. Поэтому при выборе лодки сначала определитесь, что вы хотите от нее получить - спокойный отдых на водной глади или наслаждение от притока адреналина. Нужна ли вам лодка для транспортировки определенного груза или только для короткой прогулки без всяких запасов. Будете ли вы с нее рыбачить или только наслаждаться речными и морскими пейзажами.

Второй критерий, который необходимо продумать перед выбором водного транспортного средства, - каким образом вы будете доставлять его к воде. Одно дело, если у вас есть дача или дом на берегу водоема и вы можете поставить ангар у среза воды. И совсем другое, если единственным средством доставки вашей лодки к воде является общественный транспорт и собственные плечи.

И третий важный момент - заранее подумайте, будете ли вы ставить на лодку мотор. Если такой вариант не исключается пусть и в отдаленном будущем, то лодка изначально должна предусматривать возможность его установки.

Итак, рассмотрим несколько примеров лодок различных типов для различного времяпрепровождения на воде.

Как правило, в этих целях используются небольшие трех-четырехместные плоскодонные лодки. Их легко встретить в различных прудах и озерах на территории больших городских парков или в прокатных конторах на берегу рек и озер в местах массового отдыха горожан. Представляют собой монолит из текстолита или армированного пластика, редко изготавливаются из дерева. Пластиковые борта часто имитируют дощатую структуру.

Сплавсредства

Водный туризм – один из самых эмоциональных видов «дикого» туризма.

Здесь есть всё: полное погружение в природу, автономность, не достижимое в городских условиях удовольствие (имеется в виду рыбалка, да ещё какая!). Здесь возможен быстрый рост от наивного, мало что понимающего новичка до сурового, заросшего щетиной профессионала.

А реки нашей страны дают широчайшие возможности для выбора: можно в тёплой компании с подругами плыть по небыстрой таёжной речке; или где-нибудь на Кавказе, в Саянах, на Алтае сыграть с горной рекой в русскую рулетку.

Для выбора из этого великолепия обязательно нужно правильно определить средство сплава. Вот и посмотрим, каковы они – эти средства, на что способны, чем отличаются друг от друга.

Условно сплавсредства можно разделить на три класса (совсем как у настоящих боевых кораблей). Это лёгкий, средний и тяжелый классы.

Существуют и некие промежуточные – гибридные – конструкции. Но это для особых случаев сплава, для узконаправленных локальных целей.

Лодка каяк фото

Каяк – это узкая, длинная, хищная как акула лодка, зачастую для одиночки (каяки бывают также двух- и трехместными). Профессионалы вытворяют на ней чудеса.

Например, перевернувшись (а такое в походах случается сплошь и рядом), каякер самостоятельно встаёт на ровный киль,не покидая каяка. Совсем как барон Мюнхгаузен, который вытащил себя вместе с лошадью из болота за волосы.

Одна беда: каяк слишком громоздок для транспортировки, он ведь неразборный. И места в нём для груза нет.

Поэтому в любом водном походе каякерам необходимы «шерпы» — другое средство сплава с экипажем, на котором ехал бы их груз.

Байдарка резиновая - надувная лодка фото

Наиболее распространённый и, заметим, очень удачный тип сплавсредства этого же класса – байдарки, особенно двухместные. Они могут быть каркасными и надувными.

Надувные легки, компактны, их не надо собирать. Накачал «лягушкой» — и готово, можно в путь.

Но! У надувной байдарки практически нет килеватости, поэтому она сильно рыскает при гребке и требуется немалое внимание и усилие, чтобы держать её на курсе.

К тому же эта байдарка довольно непредсказуема: как капризная женщина, может выкинуть какое-нибудь коленце, проще говоря, перевернуться.

Каркасная байдарка

Конструкция каркасной байдарки ясна из названия. Сначала собирается жёсткий каркас из стандартных, входящих в комплект элементов. Материал каркаса — дерево или лёгкий металл.

Особых различий при этом не возникает, на прочности тоже не сказывается. Скорее, это дело вкуса.

Собранный каркас впихивается (вталкивается, вставляется, втискивается) в водостойкую, прочную как шкура бизона оболочку. Всё, дело сделано!

Один совет: хотя бы за недельку до похода не пожалейте времени, произведите пробную сборку.

Наверняка будут моменты, когда вы с гневом и негодованием будете стоять над кучей разнородных частей и, держа в руках инструкцию, восклицать: «Чего они тут понаписали! Оно же туда не влазит!».

Нелишним будет и потренироваться на воде в посадке и особенно высадке из байдарки. Тут есть свои тонкости, познать которые можно только на практике.

Опытом многих-многих сплавов подтверждено: байдарка хороша на реках низшей категории сложности (о категориях можно узнать не только из интернета, но и из расспросов опытных сплавщиков).

Она вместительна, достаточно устойчива, быстра (на стоячей воде при слаженной работе экипажа может дать скорость в 7 – 8 км/час) и является, пожалуй, самым подходящим судном для нешироких быстрых рек с порогами не более 1 метра высотой.

  • Средний класс прочно и основательно оккупировали катамараны.

Катамаран для сплава по горным рекам

По количеству членов экипажа они бывают двойками и четвёрками. Двойки по ходовым качествам и безопасности ближе к байдаркам и редко когда используются в сплавах пятой или шестой категорий сложности.

А вот катамараны-четвёрки часто могут дать фору даже судам тяжелого класса – плотам.

Общий облик катамарана все, наверное, представляют. Два продольных длинных баллона, подвязанных к жесткой раме, и четыре гребца. Баллоны – двойные: внутренний из воздухонепроницаемой ткани и наружный меньшего, чем внутренний, диаметра, из плотной и прочной ткани. Рама может быть металлической, из лёгкого металла, но можно её изготовить из дерева на месте. В этом случае, конечно, катамаран несколько потеряет в элегантности.

Обратимся на момент к истории.

История катамаранов

Здесь мы, граждане РФ, можем чуточку погордиться. Если Россия — всё же не родина слонов, то уж туристских катамаранов точно.

В Советском Союзе катамаран как средство сплава использовался широко и давно. А поскольку заводское производство их отсутствовало, каждый делал катамаран на свой страх и риск, по собственному разумению.

Естественно, при таком разнообразии прогресс шел быстро и примерно к 1983 году определились оптимальные технические характеристики катамарана и главное – экипажи отказались от посадки на «пятую точку» и перешли на коленную. Это когда гребец стоит на баллоне на коленях.

А чтобы не упасть с катамарана, бёдра фиксируются мягкими или жёсткими фиксаторами. Такая, казалось бы, чисто техническая мелочь неожиданно резко повысила его возможности, он стал конкурентоспособен с плотами.

Отметим минус катамарана в сравнении с плотом: его водоизмещение в 4 — 6 раз меньше. Но зато! Катамаран может иметь отрицательную скорость – когда гребцы работают назад; он может идти против течения.

Правда, на горных реках вряд ли кому-либо взбредёт в голову ходить против течения, но можно траверсировать реку, почти не теряя высоты.

Другими словами, катамаран-четвёрка – настоящая «рабочая лошадка» любого сложного, экстремального сплава.

Отметим ещё одну особенность: именно катамаран, как никакая другая посудина, даёт экипажу такой трудно объяснимый словами навык, как «чувство воды». И поэтому из катамаранщиков получаются отличные плотовики (с возрастом многие переходят на плот, всё же катамаран любит молодых и гибких). Обратной пересадки – с плота на катамаран – почти не бывает.

Иностранцы познакомились с русскими катамаранами как раз в 1983 году, на водном ралли, на реке Чуя на Алтае.

Русские там же впервые увидели их плоты-рафты. Американцы долго ходили вокруг различных катамаранов, осматривали их, фотографировали.

И через два года на это же «Чуя-ралли» привезли свои катамараны заводского изготовления: элегантные, гладенькие, в разнообразной расцветке! Впрочем, призового места они всё равно не получили.

  • Перейдём к тяжелому классу сплавсредств – к плотам.

Рафт - надувной плот для сплава экстремалов

Здесь были две параллельные, независимые друг от друга, линии развития.

Одна – это то, что ныне обозначается словом «рафт» — американский плот, сейчас в России он имеет широчайшее распространение.

Рафт – плоскодонная посудина овальной формы, вдоль надувных бортов сидят гребцы с катамаранными однолопастными вёслами.

В чём его преимущество перед, например, катамаранами или русскими плотами? Да в том же, что и у Макдональдса перед нашей столовой – в доступности, широком распространении, в простоте и непритязательности.

Для массового и сравнительно безопасного сплава, не требующего отточенной техники — это самое то!

Русский плот

О наших доморощенных плотах. Американцы, увидев их на уже упомянутом ралли, дали название «рашен рафт».

Современный «рашен рафт» — это 4 – 5 поперечных баллона большого — 1 метр и больше — диаметра. Баллоны вяжутся к деревянной раме, изготовляемой на месте.

Строительство плота – наука и песня одновременно, без опытного кораблестроителя не обойтись никак. Нужно выбрать подходящие деревья, ошкурить их, подсушить на костре, вытесать необходимую форму. На носу и корме устанавливаются подгребицы – этакие деревянные треугольники, на которые будут опираться греби. Особое искусство — изготовление длинных гребей, в четыре и более метра.

Как видно, работа длительная, требует умения владеть топором. Зато какое удовольствие – смотреть на построенный своими руками дредноут! Даже лентяи-катамаранщики (они-то давно собрали свою посудину) любуются готовым к спуску на воду кораблём.

А когда плот мощно и уверенно идёт по крутым водным валам, когда спокойно и слаженно, без суеты и спешки работает экипаж – нет, никакой рафт не даст такого эстетического наслаждения. Увы! Увидеть сейчас настоящий русский плот в действии, на воде – большая редкость! Вымирают как мамонты.

Картинка плота на реке - честера

Пытливый ум туриста-водника спокойно жить не может (по крайней мере, так было до недавних пор), поэтому постоянно появлялись гибридные конструкции.

Цель-то благая: что бы такое придумать лёгкое, надёжное, безопасное, состоящее из одних достоинств? Назовём лишь одно сплавсредство, уверенно себя зарекомендовавшее — это честер (название местное, распространённое в Сибири; в других регионах возможно иное). Это два поперечных баллона, связанных рамой. На баллонах по два гребца лицом друг к другу, вёсла катамаранные.

Действительно, честер удачно вписался между плотом и катамараном: большое водоизмещение (следовательно, устойчивость к опрокидыванию) и удивительная поперечная манёвренность.

Вот вкратце конструкция и возможности разных типов сплавсредств. Выбирайте, с чего начнёте.

Но что бы вы ни выбрали, поверьте: водный экстремальный туризм – это великолепное, чисто мужское занятие, которое проверяет тебя на прочность.

Видео

Смотрите ролик сплава на катамаране:

Сплав — это опасно. А какой — самый опасный вид спорта? Топ-10 под картинкой.

Техника дошла: помимо байдарок и катамаранов можно прокатиться на акваскиппере — не пожалеете.

Парусный туризм — одна из разновидностей спортивного. Однако в отличие от остальных, для занятий им требуется немало знать и уметь. Во-первых, необходимы знания и навыки по обслуживанию судов. Во-вторых, придется пройти курс обучения и получить права на управление судном. И, наконец, не обойтись без определенных финансовых вложений. Лишь выполнив все эти условия, можно отправляться в путь, к покорению водной стихии.

Парусный туризм и его особенности

Путешествие под парусом представляет собой довольно сложное мероприятие. Туристам необходимо не только уметь ходить под парусом, но и разбираться в вопросах кораблестроения, а именно:

  • В вопросах конструирования, постройки и испытаний судов, используемых в парусном туризме.
  • Во взаимосвязях моря, парусной лодки и человека.

Парусный туризм (или любительский яхтинг) — это вид деятельности, главная цель которой состоит в общении с природными стихиями (воздухом и водой), а не в победе над другими участниками и не в развитии каких-либо физических качеств. В этом его основное отличие от других туристических дисциплин. Любительский яхтинг подходит тем, кто готов тратить собственные силы и средства просто для того, чтобы поплавать по морю или океану.

Поход под парусом заключается в прохождении определенного маршрута и командном управлении судном. Не стоит путать любительский яхтинг с морской прогулкой миллионера в окружении головокружительных красоток на собственном корабле.

В данном виде туризма решающую роль играют погодные условия. Это еще одно его принципиальное отличие. Для паруса нужен ветер, поэтому при полном штиле суда и их команды бездействуют.

Достоинства парусного туризма

  • Возможность насладиться пейзажами. При качественно подобранном маршруте можно увидеть множество прекрасных мест. Главное при этом — не отвлекаться от управления судном.
  • Совершенствование навыков. Управление судном развивает навыки в этой области, а также тренирует моторику и реакцию.
  • Безопасность. Перед отправлением в путешествие участники в обязательном порядке проходят инструктаж. по желанию (или при необходимости) группа может воспользоваться услугами профессионального капитана. Все это снижает потенциальные риски.
  • Уверенность в себе. Ведь яхта у большинства людей ассоциируется c зажиточностью и высоким уровнем жизни.

Несмотря на все преимущества парусного туризма, следует помнить о том, что он противопоказан людям, имеющим проблемы с кровеносными сосудами и артериальным давлением. Кроме того, не следует брать на борт детей — для них это слишком опасно, да и выполнять управление судном они, как правило, не могут.

Немного истории

Как известно, в прошлом лодки использовались исключительно для перевозки грузов и пассажиров. Чаще всего, это было прерогативой богатых людей. Лишь с 1662 г. в Голландии стали проводиться соревнования на яхтах, а спустя еще 100 лет — в США. Остальной мир заинтересовался этим видом спорта немного позднее.

В нашей стране парусный туризм начал развиваться в эпоху правления Петра I. Император лично привез в Россию первые яхты и даже преподавал в Королевском Яхт-клубе.

Поначалу яхтинг существовал исключительно как соревновательный вид спорта. И лишь со временем он эволюционировал в разновидность путешествия по морю, имея целью воссоединение человека с природой.

Основные типы судов в парусном туризме
Морские путешествия человек начал совершать буквально сразу же после изобретения лодки. Исторически сложилось, что некоторые виды судов наиболее часто используются в парусном туризме:
    . Самое первое плавательное средство для совершения водных походов, на которое начали ставить паруса. Именно посредством экспериментов с байдарками были выявлены особенности малых парусников, отработаны основные технические решения, испытаны разные типы парусов. Вплоть до настоящего времени байдарка с парусом для морских прогулок не теряет своей популярности.
  • Яхта. Слово голландского происхождения, которое переводится как «гнать, преследовать». Представляет собой судно с водоизмещением до 3000 кг и применяется в целях спорта и туризма. Яхты бывают 3-х типов: парусные, гребные и оснащенные двигателем. Выступает наиболее востребованным судном в туризме.
Виды парусов

Название «парусный туризм» говорит само за себя — это путешествие под парусом. Последний применяется в качестве основного или дополнительного двигателя при попутном ветре. Главные требования к парусам — простота, удобство и безопасность. Их изготавливают из легких материалов, обычно бязи или перкаля. Их не закрепляют на мачте накрепко, поскольку паруса должны легко и быстро опускаться и подниматься.

Существует 3 типа паруса:
  1. Прямой. Такие паруса устанавливаются поперек судна и закрепляются на реях — горизонтальных балках, имеющихся на мачте. Обычно изготавливаются в виде прямоугольника или трапеции. Чтобы управлять им, необходимо разворачивать рей. Соединяя несколько прямых парусов, можно получить большую площадь. Это свойство сделало такой парус очень распространенным. На каждые 5 м² паруса требуется один член команды для управления им.
  2. Шпринтовый. Такой парус получил свое название из-за присутствия в сооружении особой детали, крепящейся у мачты — шпринта. Задача шпринта — удерживать верхний угол паруса.
  3. Рейковый. Назван так вследствие того, что в сооружении присутствует реек — тонкий шест, устанавливаемый на мачте. Один его конец, более короткий и толстый, направлен вниз, в другой, тонкий и длинный — вверх. Реек подходит для установки парусов самой различной формы.
Величина паруса зависит от размера судна:
  • На байдарки устанавливается парус площадью до 2 м², при этом высота мачты — 2,5 м.
  • Для 3-х местных судов необходим парус в 2,5 м², а мачта высотой 3 м.
  • На 5-местные лодки ставят паруса площадью 3 м², мачта при этом должна иметь высоту 3,5 м.
Немного о погоде

Парусный туризм напрямую зависит от ветра и погодных условий. Это факторы не просто комфортного путешествия, но и безопасности команды.

Отправляясь в морское путешествие, необходимо помнить:
  • Утром и вечером ветер более сильный, а к полудню стихает.
  • Ночью прослеживается рост атмосферного давления, и ветер минимален.
  • Днем давление на суше ниже, чем над морем, поэтому появляется бриз.
  • Медленное снижение давления говорит о вероятности небольшого дождя, а быстрое — грозы или ливня.
  • Если мачта судна выше 10 м, следует к силе ветра по прогнозу добавить еще процентов 20, поскольку с высотой сила ветра растет.
Правила безопасности

Парусный туризм очень увлекателен. Однако водная стихия всегда несет в себе определенную опасность для человека.

Необходимо знать основные правила, отправляясь в путешествие, и соблюдать их:
  • К походу под парусом следует хорошо подготовиться. Если на это не было времени или отсутствует психологическая уверенность — лучше отложить мероприятие.
  • Чаще всего травму на яхте можно получить при падении за борт. Ведь судно часто кренится, а пол на палубе скользкий. Поэтому обязательно следует крепко держаться.
  • Крайне необходимо научиться пользоваться спасательным жилетом и страховочным поясом, а также позаботиться об их наличии.
  • С огнем нужно обращаться очень осторожно. Яхты выполнены из материала, способного быстро возгораться, поэтому сгореть судно может за считанные минуты.
  • Необходимо помнить, что гик (нижнее горизонтальное устройство, удерживающее парус) расположен примерно на уровне человеческой головы и может двигаться от одного борта до другого сам по себе. Сила удара при этом такова, что может повлечь летальный исход.
  • Курение допускается только с наветренной стороны судна, чтобы пепел не мог попасть на палубу.
  • Необходимо ознакомиться с расположением на яхте огнетушителей, сигнальных средств, а также научиться подавать сигналы бедствия.
Интересное о любительском яхтинге
  • Россияне питают особую страсть к яхтам — на их аренду наши соотечественники тратят больше, чем жители других государств.
  • Основным флотом планеты выступают чартерные яхты — их удельный вес в общем количестве кораблей составляет 94%.
  • Европейцы любят отдыхать, а азиаты — трудиться, в том числе на воде, поэтому яхты последних оборудованы залами для переговоров.
  • Существует яхта в виде острова с растущими пальмами, несколькими вулканами и даже вулканом, которая признана самой необычной.

Парусный туризм — это незабываемые путешествия, которые в последние годы привлекают все большее количество людей по всему земному шару. Это не самый дешевый вид туризма, но он позволяет увидеть живописнейшие природные пейзажи и познакомиться с объектами мировой истории и культуры.

Основные типы судов для сплава по рекам: рафт, катамаран, байдарка, каяк.

Рафт популярен за границей. Как правило, на этом судне катают коммерческих туристов, не нужно никаких навыков, чтобы проехаться по реке 2 с элементами 3 категории сложности. Опытных туристов-водников, которые на рафтах ходят сложные маршруты в России очень мало.

Спортивный самодеятельный туризм. Сплавные суда Дикий туризм, Водный туризм, Длиннопост

Плюсы данного судна:

+Можно не боясь взять новичков и прокатиться по небольшому порожистому участку реки.

Минусы данного судна:

-В пороге можно за секунду набрать столько воды, что система отлива не справится и произойдёт оверкиль (т.е. переворот судна)

Катамаран - не имеет педалек. Катамаран - самое популярное сплавное судно на пост Советском пространстве. Разработан в СССР и нигде в мире больше не ходят на этих судах. Два надувных балона, соединённых дюралевой рамой. Коленная посадка, сидя в которой очень удобно грести. Катамаран - это скорость, манёвр. На катамаране весело идти как большой компанией по спокойной реке, так и слаженным экипажем по самой сложной бурной воде. Бывают на 2, 4, 6 человек. Минусов у катамарана нет.

Спортивный самодеятельный туризм. Сплавные суда Дикий туризм, Водный туризм, Длиннопост

В отличии от рафта и катамаран байдарка имеет ограничение - 3 категория сложности. Более сложные реки на ней ходить нельзя. Это пожалуй единственное ограничение. Отличное судно, на спокойной воде доставит очень много эмоций. По своим габаритам вы идеально будете проходить между упавшими деревьями (под ними). Идеальное судно для спокойных рек равнины. С помощью этого судна вы познаете всю красоту родных краёв.

Спортивный самодеятельный туризм. Сплавные суда Дикий туризм, Водный туризм, Длиннопост

Данным судном сложнее всего научится управлять. Чтобы идти на нём в поход, нужно, как минимум владеть эскимоским переворотом (после того, как вы перевернулись под воду, вы должны встать из под воды). Сложное в управлении, требовательное к навыкам, тесное судно. Но. Такого общения с водой как каяк вам не даст ни одно судно. В каяке вы остаётесь один на один с рекой, вы начинаете лучше её понимать, вы сливаетесь с каяком в единое целое. Эмоции получаемые от этого судна стоят потраченного времени. Многие водники постепенно эволюционируют до каякеров.

Спортивный самодеятельный туризм. Сплавные суда Дикий туризм, Водный туризм, Длиннопост

Решать на чём сплавляться каждый выбирает сам. Важно, что каждый сев, в любое из этих судов изменит свою жизнь к лучшему.

Касательно минусов катамарана. Все-таки они есть. Ситуация, произошедшая неделю назад на р.Чуя со мной непосредственно.

При заходе в порог 4 к.с. Буревестник, на двухместном катамаране ввиду сильной струи не удалось выполнить траверз к правому берегу, хотя рафту благодаря большему количеству гребцов это удалось без проблем. Все - таки 8 человек - это вам не 2.

Вторично, из-за такого захода катамаран повело на валы. Валы конечно не строго параллельны и на третий из них, самый мощный, зашли под углом. Высота 2.5 метра.

Теперь ситуация - правый баллон катамара уже перевалился через гребень, и, казалось бы киль уже предотвращен, но. Вал был не простой, а типа полубочка, т.е. гребень вала представляет собой обратный поток, который, прорвавшись между баллонами и смыл вашего покорного слугу с левого баллона нахрен. По свидетельству очевидцев - как корова языком.

Во избежание комментов на тему того, что сидеть надо плотно - ноги у меня закреплены хорошо, не первый раз хожу и ситуации бывали разные.

Собственно недостаток катамарана заключается в том, что на валы и в бочки нужно заходить все-таки строго прямо, в отличие от рафта, который некоторые люфты все-таки прощает.

Еще один нюанс заключается в том, что, опять же в отличие от рафта, который в бочке обычно проскакивает по ее верху (собственно плоскодонка - она и есть плоскодонка), катамаран в бочку втыкается, сильнее или слабее в зависимости от остроты носовых окончаний баллонов. И для выхода из бочки уже таки нужно иметь определенный навык.

Не пытаюсь очернить то или иное сплавное средство. Сам много лет хожу на катамаранах, байдарках, по простым и категорийным рекам. Есть знакомые, которые таки да - эволюционировали в каякеров и крайне этим довольны.

И, кстати, возможно это у моих знакомых так, но рафт в качестве походного сплавсредства особо не котируется ввиду вышеупомянутой автором плохой управляемости.

А вообще плюсую, пост хороший, по полочкам все.

Я как раз из этих эволюционировавших из катамаранщиков в каякеры. Опыт на катах 6у, 6р. Недостатков полно - необходимость тщательного сочетания экипажа, даже на двойке, особенно в походах 5 выше категории; на реках высокой категории после переворота трудно восстановить ровный киль, на груженом катамаране нереально; гораздо меньшая свобода маневра на реке.

При этом никакого неуважения ни к кому не испытываю, круто кататься на чём угодно.

Как же грустненько, что в цены в минимальном случае начинаются с 15, а по факту почти сразу уходят к 30+

Люблю рафты, так как опыт хождения раз в год, то для любителя - это самое лучшее средство.

Правда когда три дня по Шуе шли, то ощутили его скорость.

А почему сплав - приравнивается к экстриму, и - только? Почему - только пороги, камни?

Берёшь ПСН-15 или 20 (Плот Спасательный Надувной, цифра - номинальная вместимость), дуги не надуваешь, грузишься компанией человек шесть, припасов всяких, и - по спокойной реке любого размера - неторопливо идёшь вниз по течению.

Негромкий блюз из колоночки, пиво, удочка за бортом - хорошо же! ))

Катались по обычной, равнинной реке на Рафтах.
Очень удобно. Загрузил отдел в один Рафт, и плывешь. Вискарик, коньячок, печеньки. Сидишь на балоне, гребешь и тихонечко загораешь.
Грузоподъемность фантастическая! И палатки, и все шмотки помещаются без проблем.
Транспортировка в сложенном состоянии только вопросы вызывает.

Чего? Я сплавлялся, вполне удобно, для новичков самое то

Рафт это пиздец. Посадка в полуоборота жесть.

Вот и я встретил ту, кого надо добиваться⁠ ⁠

Собственно заголовок говорит за себя. Познакомились в тиндере (т9 сначала исправил на тандыр). Художник она. Общались. Что понравилось - писала сама, спрашивала всякую мелочь, интересовалась в общем. Общение перешло в телеграмм. Обменивались фотками, дикпиков с моей стороны не было, с её тоже, что хорошо, я приверженец старой школы. В общем - прошла неделя плотного такого общения. Виртуального. Решили встретиться.

Встречу назначили в центре города. Встретились. Погуляли. Неловкого молчания не было, я сыпал остротами и шутил, она смеялась. Немного раздражал её смех, похожий на скрип пружин старого дивана, но кто не без греха. Потом я перестал обращать на это внимание. Взяли по кофе.

Первый звоночек прозвенел когда она начала говорить про энергию. Про энергетическую совместимость людей. Рассказала что ходила на массаж, но отказала массажисту. Да, отказала в том, что бы он сделал ей массаж. На мой закономерный вопрос о внешности сказала что он был симпатичный и стройный. Просто не тянуло к нему. Не сошлись ауры. А я вот её притягиваю. Есть, мол, контакт у нас. Собственно говоря, меня это радовало - контакта хотелось: дамой она была симпатичной и, не смотря на двоих детей, стройной и с нужными выпуклостями в нужных местах. Классным завершением это вечера стал блюз-концерт на одной из молодёжных площадок.

Так мы общались ещё три дня и решили опять погулять. Я ей привёз клубнику с огорода. Ей вроде как это понравилось. Мы опять говорили друг о друге. Все было классно, вот правда. Идём. И тут она просто замолчала. Спрашиваю: почему у нас монолог, а не диалог. И тут ещё один звонок. Точнее маленький гром. "У меня настроение пропало. Я домой хочу". Вызови, говорит, мне такси, не хочу гулять. Оки. Вызвал. Ладно, думаю, посмотрим.

Вечером, в переписке, на мой вопрос о том, мол, что это было, мне пришёл ответ что я должен был её остановить, уговорить остаться и вообще включить мужика. Ладно, думаю, глянем.

Решили встретиться ещё раз. Она была инициатором - соскучиласьвседела. Приятно конечно было слышать, но такой уставший с работы был, что хотелось только принять душ и завалиться на диван, предварительно полив огород конечно, ибо стояла жара +30. В общем решил приехать. Вызвал такси, ибо автобус уже не ходит. В одну сторону от меня в это время в центр города выходит 500-600р, что для нашего города не сказать что мало. Приехал к её дому. Написал что я на месте, жду только её. Купил ведёрко мороженого, думал прикольно будет его идти и кушать, романтика ж. Ложки естественно тоже купил. Целый набор, блин, ибо поштучно не продавались. Фигня. Жду. Пишу. Вижу что читает, не не отвечает. Чувствую что пахнет гавной, но жду. Начал есть мороженое. А, я звонил ей раза три, она не брала трубку. Прошло минут двадцать, ведёрко ополовинилось. Звонит. И я просто обалдел. Привет, говорит, как дела, я малину кушала, вкусная такая. Я: дамочка, вы ничего не забыли? Я так-то тут. Занята была она! Выбирала малину, она её очень любит. Честно говоря, я такое первый раз видел. Обиделся, спрашивает. Нет, говорю, все ништяк, подумаешь, приехал из своих ебеней в центр, после работы, реально уставший, все нормально. Сарказмом в моем голосе можно было пробить броник сапера, но, видимо, её броня была как у танка. Аааа, ну ладно, говорит, хорошо добраться до дома, пока.

В полном ахтунге от такого я приехал домой. Не писал ей дня два, ибо нахер мне это надо. Тут позвал сосед на плов на огне. Стоим, пьём пиво, смотрим на его детей плещущихся в бассейне, идиллия. И тут пишет она. Приветиккакделачтонепишешьчтоделаешь. Пфф, думаю. Даже привет не буду писать. Отправил фотку плова. Сказала что тоже хочет и было бы крутым мужским поступком привезти ей горячего плова прямо с костра. А я посчитал крутым мужским поступком закинуть её везде в чс и забыть как о страшном деревенском туалете.

маршруты на теплоходах по рекам и на океанских лайнерах по морям.

Географически и по времени спортивный водный туризм очень разнообразен: от

часовых однодневных маршрутов по ближайшим рекам, до многонедельных

походов по рекам в гористой местности. Для свершения несложных путешествий

может использоваться небольшая резиновая надувная лодка, наиболее популярная у

рыбаков. В других случаях, для прохождения сложных порогов, на байдарки, ПСНы

и рафты шьются специальные «фартуки», чтобы плавательные средства не заливало


Водные походы условно разделяются на некатегорийные и категорийные (I — VI категории сложности). В некатегорийных походах побывали почти все красноярцы, принимая участие в походе выходного дня — летний сплав по Мане. Сложные категорийные маршруты доступны только очень подготовленным группам туристов. В Красноярском крае у туристов-водников пользуются популярностью сплавы по горным рекам Западного Саяна, плато Путорана, рекам Енисей, Кан, Казыр, Кизир, Шинда, Сисим, Чулым, Ангара, Нижняя Тунгуска, Таймыра, Хатанга, Пясина и другим. На Таймыре водные маршруты нередко прокладывают для любителей рыбной ловли, активно используя местные озера.

Вейкбординг — представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга. Катер буксирует рейдера, стоящего на короткой, широкой доске. Двигаясь на скорости 30-40 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую рейдер использует как трамплин. В прыжке можно исполнить множество разнообразных трюков. Стоимость полного комплекта вейкбордического снаряжения от $400.

Дайвинг — очень популярен во всем мире. Общая подготовка и снаряжение обойдутся новичку в сумму до $1000, зато потом он будет тратиться только на билеты и гостиницы. Если же снаряжение не покупать, то стоимость подготовки к первому туру снижается до $250. Правда, тогда придется платить по $30-40 за аренду костюма, акваланга и других, необходимых на глубине вещей. Действительно же хорошее снаряжение стоит от $1500 за полный комплект.

Водные лыжи — один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам. Для занятий водными лыжами потребуются четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм. Стоимость лыж варьируется от 120 до 1000 долларов, плюс остальное снаряжение (гидрокостюм, перчатки, спасательный жилет) стоит где-то $150.

Виндсерфинг — это овальная доска из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости и с плавниками-стабилизаторами на нижней плоскости, и небольшим парусом, который крепится к доске. Серфинг — это то же самое только без паруса. Собственно виндсерфинг и произошел от серфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10-12 м/с. Виндсерфер в комплекте стоит $1000, запасной парусный комплект (мачта, гик, парус) — $500, гидрокостюм — $200, итого $1700.

Каякинг — сплав на одноместных пластмассовых лодках (каяках), управляемых двухлопастным байдарочным веслом.

Каякинг набирает все большую популярность и в России. Этот спорт одиночек, хотя и лишен командного духа, зато дает возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один. В современном каякинге развиваются три основных направления — гребной слалом, родео и сплав.

Слаломный каякинг — это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду.

Рафтинг (сплав) — сплав на рафтах, то есть многоместных надувных судах, управляемых, как канойными, однолопастными, так и дополнительно распашными (лодочными) веслами.

Рафт-туры в основном бывают следующими: поездки на день (от 60 до 150 $) или полдня (в районе 25-75 $), и многодневные путешествия. Во время последних туристы попадают в отдаленные уголки гор, с нетронутой природой, разбивают лагерь по мере прохождения реки и исследуют дикие окрестности вокруг стоянок. Минимальная стоимость таких рафт-туров — от 1000-1500 $.

Водный туризм — недешевый отдых: хороший катамаран вместе с каркасом может стоить 30-40 тысяч рублей

Экзотические плавсредства

Новым, очень интересным и оригинальным способом путешествий на воде является water-skyshoes.Оказывается, на лыжах можно перемещаться не только по снегу. Сравнительно недавно были изобретены «надувные ботинки» — своеобразный необычный вариант водных лыж. Прообразом для их создания послужили снегоступы. Несмотря на их довольно забавный вид, на таких надувных лыжах некоторым смельчакам удавалось проходить очень большие расстояния по воде, причем не только по рекам. Некоторые путешественники преодолевали свыше 5000 км по океанским волнам.

Из современных способов получения острых ощущений на воде можно отметить катание на аквабайках (гидроциклах или водных мотоциклах).

Туры на подводных лодках

Новым видом туристических развлечений, связанных с экстримом, являются туры на подводных лодках .

Если раньше погружения в батискафах и субмаринах были доступны лишь ученым и военным и проводились исключительно с целью исследований или совершенствования техники, то в последнее время как за рубежом, так и в России все большее развитие получают подводные туристические экскурсии.

Подводные плавательные средства во многих странах, в том числе и в нашей, пока сравнительно немногочисленны и производятся промышленностью только на заказ.

До недавнего времени собственно туристических субмарин существовало немного. Чаще всего их предлагали туристам в аренду научно-исследовательские лаборатории. Самыми известными из подводный лодок являются «Морская звезда» — подводный дом, в котором на дне Красного моря (на глубине 10 м) пять человек прожили месяц, изучая рыб и морские растения.

Совсем недавно в Голландии построена подводная лодка, специально предназначенная для туристических погружений в тропических морях. Она может опускаться на глубину до 300 м и оставаться под водой почти две недели. Скорость ее движения — до 28 км в час.

Далеко не каждый рискнет спуститься га глубину с аквалангом, да и не всем это позволит здоровье, а вот прокатиться на подводной лодке, как знаменитые герои Жюля Верна, познакомиться с живой природой морей и океанов в естественной среде, осмотреть обломки затонувших кораблей и затопленные части древних городов смогут многие.

Кроме подводных лодок, для знакомства с подводным миром сейчас во многих туристических центрах используются суда с прозрачным дном.

Катание по морским волнам

Катание по морским волнам на самых разных приспособлениях становится одним из самых популярных видов туризма, спорта и развлечений. Поклонники скоростного перемещения по воде начитывают в своих рядах десятки миллионов человек во всем мире.


В 2005 г. на юге России, на окончании Ейской косы, омываемой водами Таганрогского залива и Ейского лимана (побережье Азовского моря), был создан первый в нашей стране клубный отель водных видов спорта и активного отдыха на воде. Он называется «Акватория лета». Выбор места был неслучаен. Именно здесь собирались в течение более 10 лет поклонники водного экстрима. Объясняется это тем, что роза ветров здесь идеально подходит для занятий морским спортом. Прежде всего это виндсерфинг (катание на доске под парусом), кайтсерфинг (катание на доске под парашютом) и вейкбординг (катание на доске, буксируемой катером).

В комплекс клуба входят три двухэтажных жилых корпуса на 86 номеров (включая номера «люкс»), трехэтажное здание ресторана с панорамными окнами, бассейн и вводно-спортивный комплекс (причал, прокат оборудования, пляж). Номера отеля оборудованы индивидуальными кондиционерами, душем, телевизорами, мобильной телефонной связью. Спортивный центр оснащен самым современным оборудованием общей стоимостью около 300 тыс. долларов, а обучение водному экстриму проводит большая команда квалифицированных инструкторов. У отеля есть подробный интернет-сайт и московское представительство, активно сотрудничающее с несколькими десятками турагенств. На базе территории клуба созданы многочисленные спортплощадки для занятий прыжками на батуте, айкидо и многими другими видами спорта. В дальнейшем планируется создание сети российских спортивных клубных отелей под маркой «Акватория лета».

Рыболовные экстрим-туры

Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.

Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.

В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги.

В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.

Дайвинг

Магическая сила подводного мира заключается в универсальности его среды: имеется отличие от положения на земле и в воздухе, под водой можно двигаться во все стороны, самостоятельно выбирая направление.

Подводное плавание (diving) — один из самых сложных и опасных видов спорта и туризма. Несмотря на это, а также дороговизну снаряжения, которая не каждому по карману, движение дайверов расширяется с каждым годом как у нас в стране, так и за рубежом. Человека всегда манил к себе загадочный подводный мир. В настоящее время только в Европе любителей подводного плавания насчитывается свыше 3 млн.


Однако, если во многих других видах туризма можно обойтись без специальной обучения и подготовки, в подводном плавании это недопустимо. Единственная, даже незначительная ошибка под водой может стоить аквалангисту жизни. Поэтому без надлежащего обучения под руководством опытных инструкторов и приобретения необходимых практических навыков спускаться под воду не рекомендуется даже самым отчаянным авантюристам. Дайвинг-центры не допускают до погружения новичков, не прошедших специального курса обучения и не имеющих специальной лицензии.

Во многих странах созданы центры подготовки водолазов-любителей и центры организации подводного туризма.

Большинство центров по подготовке и обслуживанию любителей подводного плавания объединены в ассоциации. Крупнейшим из них является PADI (Professional Association of Diving Industrion), имеющая около 200 подводных центров в 175 странах мира (число подводников с сертификатами PADI около 6 млн человек), CMAS (Confederation Mondile des Activites Subag Nation), SGL (Scubargo Education Association) и др.

По некоторым подсчетам подводным плаванием в мире увлекаются не менее 30 млн человек.

Задачами таких центров являются подготовка подводников-любителей, разработка мероприятий по обеспечению безопасности подводных путешествий, аттестация и сертификация членов подводных центров, разработка карт и атласов подводных объектов.

Полный курс обучения начинающего дайвера включает в себя: обучение плаванию с дыхательной трубкой, аквалангом сначала в бассейне, а затем на открытой воде, подводное ориентирование, способы подводного плавания, ориентирование под водой по компасу и с помощью подводных ориентиров, плавание в условиях ограниченной видимости и ночью, поиск под водой предметов и подъем их на поверхность, глубоководное погружение.

Одна из опасностей, связанных с дайвингом, — это возможность возникновения кессонной болезни. Поэтому необходимо тщательно следить за глубиной погружения, временем нахождения под водой и скоростью подъема на поверхность. Не рекомендуются многократные погружения под воду в один день и многодневные погружения без перерыва.

Определенную опасность представляют собой морские течения при открытой береговой линии, а также прибойные волны вблизи скал и рифов.

Кроме того, опасность для туристов, занимающихся подводным плаванием, представляют некоторые морские обитатели (ядовитые медузы, ежи, морские звезды, моллюски, морские змеи, рыбы, а в некоторых местах также морские хищники, например акулы).

Особенно большое внимание уделяется подводному плаванию в скандинавских странах: Швеции, Финляндии и Норвегии. Так, в Швеции имеется свыше 300 центров подготовки туристов-подводников, в Финляндии — около 60.

В России также создаются специальные организации подводного туризма — «Бадди», «Морские технологии», «Золотой Галеон», «Подводный клуб МГУ» и др.

Подводное плавание включает в себя разные направления. Наиболее популярным из них является подводная археология (поиск и исследование затонувших объектов — городов, кораблей). Более половины участников подводных центров занимаются подводным плаванием с целью поиска и обследования погибших судов, часть из них участвует в кладоискательстве.

Большое распространение подводная археология получила в прибрежных морских районах, где имеются затонувшие части античных или средневековых городов. Различные экспедиции, связанные с глубоководным погружением, работают и на реках и озерах (например, на Днепре, в районе острова Хортица, в высокогорных священных озерах на бывшей территории империй инков и майя и т.д.).

Другим направлением подводного плавания является участие в научных исследованиях с целью изучения подводного мира.

Очень увлекательным видом деятельности в дайвинге является подводная видео- и фотосъемка, как любительская, так и профессиональная.

В последнее время получил распространение подводный ритуальный туризм — оказание различных почестей и возложение венков на месте затонувших судов и массовой гибели моряков в результате катастроф или военных действий. Такой вид туризма особенно популярен в северо-восточных регионах России (Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Новгородской областях и в республике Карелия). Данные регионы имеют значительный потенциал для приключенческого, научного, учебного и ритуального подводного туризма. По данным АО «Морские технологии» только в Российском бассейне Балтийского моря и прилегающих озерах находится свыше 6000 затонувших объектов. На базе этих объектов создан «Атлас объектов на дне Финского залива и Балтийского моря».

В России подводный туризм популярен также в бассейнах Черного, Каспийского, Азовского и Баренцева морей, а также на Тихоокеанском побережье Дальнего Востока, озера Байкал, Белое и др.

Одним из развивающихся направлений в дайвинг-туризме является подводное плавание в северных морях.

В Кандалакшском заливе на Белом море (одном из наиболее доступных из наших северных морей для дайверов) функционирует несколько современных дайвинг-центров, оснащенных современным подводным оборудованием, катерами, ботами и моторными лодками.

Один из них под названием «Полярный круг», открытый усилиями энтузиастов из подводного клуба Московского государственного университета в 2004 г., располагается у старинного поморского поселка Нильмогуба. На морском льду оборудован комфортабельный мобильный лагерь, состоящий из нескольких фанерных домиков-балков на полозьях. В них могут с удобствами разместиться 3-4 дайвера, в тепле облачиться в гидрокостюм, проверить снаряжение. Балки установлены в непосредственной близости от майн — отверстий во льду для ныряния. Один из балков занят под столовую и кают-компанию.

Спуски под лед в легководолазном снаряжении относятся к наиболее экстремальному виду дайвинга, поэтому во время таких спусков особое внимание уделяется безопасности.

У подводников клуба МГУ есть прекрасно оборудованное судно «Картеш», на котором летом можно посетить любую точку русского Севера. Базируется судно в Чупе (Кандалакшский залив Белого моря) или Тернберке (Баренцево море).

Еще один дайвинг-центр имеется на берегу Авачинской бухты на Беринговом море.


Эти центры у наших полярных морей привлекают любителей подводного экстрима почти нетронутой природой и, конечно, относительной транспортной доступностью.

Как отличить в дайвинге отдых от спорта, а спорт от экстрима? Бывалые подводники отвечают просто: «по цвету бездны». Если аквалангист опустился на глубину, где вода имеет голубую окраску, это отдых, приятный и относительно безопасный. Если цвет воды при дальнейшем погружении сменился на синий, это уже спорт, а там, где начинается черная вода, это экстрим.

Самыми экстремальными и опасными видами подводного плавания являются технодайвинг, т.е. глубоководные декомпрессионные погружения на разных дыхательных смесях в открытой воде, а также проникновение в подводные пещеры (подводная спелеология) и на затонувшие объекты.

Подводные исследования в пещерах требуют не только специального снаряжения и подготовки, но и большого мужества. Существуют очень сложные пещеры, до дна которых приходится продвигаться несколько суток, преодолевая очень сложные препятствия в виде глубоких колодцев и завалов. Однако стремление увидеть то, что доступно немногим, преодолевает все.

Для тех же, кто очень хочет почувствовать себя дайвером, но в силу разных причин (возраста, состояния здоровья, характера) не может погружаться на большие глубины, туристические центры, расположенные на морских курортах на острове Маврикий, продумали такой вид развлечений, как «снуба дайвинг». Это один из простейших способов погружения под воду. На голову ныряльщику одевается специальный шлем, в который через длинный шланг подается воздух. На талию надевается пояс с грузом — и вперед, вернее вниз. Дайверов погружают на глубину 3-4 м возле рифов, куда подплывают прикормленные стайки рыбок, моллюсков и мелких морских животных. Возраст ныряльщиков практически не ограничен — от 7 до 77 лет. «Снуба дайвинг» очень популярен среди мам с малышами и пожилых людей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: