Какие бывают рыболовецкие суда

Обновлено: 19.04.2024

Основная доля рыбы, попадающей на наш стол, добывается различными способами морского промысла. Для этого необходимы специализированные суда, спроектированные и оборудованные всем необходимым для вылова большого количества рыбы и немедленной переработки улова. Рассмотрим наиболее распространённые типы морских промысловых судов.

Сейнер

Своё название этот тип рыболовецкого судна получил от английского слова «невод» – seine. Так называют суда, с которых осуществляют ловлю рыбы так называемым кошельковым неводом, или снюрреводом. Обычно это небольшое однопалубное судно (от 25 до 70 м в длину), ближе к носовой части которого располагается надстройка. На корме находится свободная сейнерная площадка, предназначенная для разгрузки невода и обработки улова, а также поворотная площадка, необходимая для вымётывания невода. Основное рабочее оборудование сейнера – устройства для выбирания и укладки невода (палубная лебёдка, подъёмный кран и др.), холодильники для хранения рыбы и рыбообрабатывающие машины.


Wikimedia Commons / User:NancyHeise

Крупный сейнер может быть дополнительно оборудован активными рулями, поворотными колонками, устройствами для подруливания и т.д. Поиск рыбы выполняют при помощи эхолота и другого электронного оборудования, облегчающего обнаружение косяков сельди, сайры и других скоплений рыбы. Во время ловли используется вспомогательный мотобот, несущий один конец невода. Во время поисковых переходов он крепится на буксире или поднимается на рабочую палубу. Как правило, сейнеры используются для ловли рыбы в каком-либо определённом районе, относительно недалеко от порта приписки или от рыболовецкой базы.

Траулер

По своим габаритам траулер представляет собой достаточно крупное судно экспедиционного класса, не ограниченное определённым районом плавания. Надёжный корпус с высокими мореходными качествами, как правило, изготовлен из стали. В последнее время появились траулеры со стеклопластиковыми корпусами, обеспечивающими морякам выигрыш по весу и стоимости. Траулеры обладают высоким коэффициентом автономности, так как достаточно велики, чтобы нести на борту большие запасы топлива, воды и продовольствия. Это наиболее распространённый тип промысловых судов в мире.


Wikimedia Commons / Ronnie Robertson (CC BY-SA 2.0)

Основным отличием траулеров от других промысловых судов является оборудование для ловли рыбы траловой сетью, позволяющей работать эффективным методом траления. Кроме рыболовного, траулеры обязательно оборудуются разделочным оборудованием, холодильными и рефрижераторными камерами для заморозки и хранения улова.

В зависимости от размеров и назначения, траулеры подразделяются на несколько разновидностей в зависимости от размеров судна, способов траления (бокового или кормового), наличия определённых видов перерабатывающего оборудования. Размеры траулеров варьируют в очень широких пределах: от 30-50 до 120-160 метров в длину. Крупные суда представляют собой настоящие фабрики для переработки улова, выпускающие широкий спектр продукции, от обычных замороженных тушек до консервов и рыбной муки.

Ярусолов

Для добычи некоторых видов рыбы наиболее эффективным является так называемый ярусный лов при помощи яруса – длинного стального троса, усеянного многочисленными крючками, на которые надевается наживка. Длина яруса может достигать 5 км, а количество крючков на нём – 4 500 штук. Наживку на крючки надевают вручную либо с помощью специальной установки.


Wikimedia Commons / GeSHaFish (CC BY-SA 3.0)

Трос разматывают, опуская в воду в месте крупного скопления рыбы, и тунец, треска или палтус хватают наживку, заглатывая с ней крючок, как при ловле обычной удочкой. Через некоторое время ярус поднимают, пойманную рыбу снимают с крючков и перерабатывают, после чего отправляют на заморозку. Современные ярусники оснащены автоматическим оборудованием, позволяющим очень быстро подготавливать снасти к лову и разделывать пойманную рыбу.

Дрифтер

Малое или среднетоннажное судно, предназначенное для лова рыбы длинной сетью, свободно плавающей в море и образующей в воде своеобразную стену, называют дрифтером. В России дрифтерный промысел запрещён с 2016 года, так как этот способ ловли наносит огромный ущерб морским экосистемам. В раскинутую с дрифтера сеть попадают все морские обитатели, оказавшиеся перед «стеной смерти». Многие из них не представляют промысловой ценности, поэтому рыбаки во время обработки улова выбрасывают их за борт.


Wikimedia Commons / Chris Allen (CC BY-SA 2.0)

К сожалению, большинство рыб к этому времени успевает погибнуть без воды. По оценкам экологов, из-за дрифтерного лова ежегодно гибнет около 60 000 тонн рыбы. Кроме того, в сети, помимо рыбы, часто попадают и гибнут в ней водоплавающие птицы и млекопитающие. В настоящее время дрифтеры используются преимущественно государствами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Многие любители рыбы жалуются на высокие цены. Однако далеко не все задумываются, каким тяжелым трудом добываются морепродукты и сколько средств на это необходимо. Ведь для вылова каждого морского обитателя необходимо особое судно со специальным оборудованием. Предлагаем сегодня разобраться поподробнее в этой теме.

Какие бывают виды рыболовных судов

Рыболовные суда классифицируют по способу ловли. Можно выделить следующие основные виды судов.

Траулер

Это рыболовное судно, занимающееся траловым ловом (на сегодняшний день это наиболее популярный способ добычи рыбы, на долю которого приходится около 55% мирового улова ). Трал - мешкообразная сеть, сделанная из канатов и прикрепленная стальными тросами к судну. Во время буксировки трал “следует” за судном, собирая рыбу.

Длина сети может достигать 70 метров, а высота - 15 метров. Во время движения крупный трал может в секунду отцеживать до 6 тысяч кубометров воды.

При этом существует несколько видов трала: донные и пелагические. Донные предназначены для ловли рыбы, которая обитает на дне моря. Например, треска, пикша, палтус. Пелагические же помогают ловить рыбу, плавающую в толще воды: сельдь, скумбрия, сардина. Большие траулеры могут быть оснащены холодильными установками и оборудованием для обработки рыбы.

Интересно, что современные траулеры часто оснащены всем необходимым для комфортной жизни рыбаков. Например, на новом российском траулере «Баренцево море» есть даже спортивный зал и сауна. А каюты больше похожи на номера в пятизвездочном отеле! Кстати, в день это мощнейшее судно может перерабатывать до 60 тонн сырья.

Сейнер

Как правило, у сейнера одна палуба с сейнерной площадкой - по сути это рабочая площадка, необходимая для хранения и обработки сети (невода). Этот тип судов, который ловит рыбу кошельковым неводом. Это сетная стенка, которая собирается при помощи железного троса. Как только рыбаки находят косяк, они окружают его сетью и стягивают её. Обычно таким способом ловят пелагических (живущих вблизи поверхности) рыб, например, сельдь и скумбрию.

Сейнер, как правило, отличается от траулера тем, что его двигатель и палубная лебедка имеют меньшую мощность. Однако крупный сейнер также может ловить рыбу тралом.

Ярусолов

Это судно осуществляет ярусный лов, при котором в воду забрасываются длинные веревки со множеством крючков.

Краболов

Из названия сразу становится понятно, что это судно предназначено для ловли крабов. Оно оснащено специальными ловушками, внутрь которых кладут наживку (измельченную рыбу), а затем выбрасывают в море. В одной связке может быть до 20 ловушек, а в день может выбрасываться до 10 связок. Спустя определенное количество времени ловушки поднимают сразу на сортировочный стол. Затем крабов сортируют: мелких особей и самок отпускают. Затем они попадают в кработанки - специальные конструкции с морской водой.

Дрифтер

Судно для ловли в дрейфе с помощью специальных плоских сетей (от 3 до 15 метров в высоту и до 5 тыс. метров в длину). Отличительной особенностью такого судна является низкий борт, а также свободная палуба в носовой части, необходимая для механизмов, достающих сеть.

Дрифтеры – сети, которые при опускании в воду падают, как длинные занавески, ловят и перетаскивают пойманную рыбу.

Дрифтеры способны ловить много рыбы, однако в некоторых странах, в том числе в России, дрифтерный лов запрещен. Почему же?
Дело в том, что рыба, проплывая через сеть, запутывается в ней, цепляясь жабрами (такую сеть также называют жаберной). Поранившись, молодые особи гибнут. Также часто дрифтерные сети расставляют на пути рыбы к местам нереста, что негативным образом сказывается на популяции. Например, на Камчатке в 50-60-ых годах из-за этого произошел экономический кризис, так как резко снизилась добыча лососевых.

От дрифтерного лова страдают не только рыбы, но и млекопитающие и даже птицы, именно поэтому в народе его прозвали «стеной смерти».

Каждое из вышеописанных судов оснащено современным оборудованием, благодаря которому удается быстро находить и вылавливать рыбу. Но несмотря на это, процесс ловли является достаточно трудоемким. Рыбаки могут неделями и даже месяцами находиться в море. Именно поэтому рыба сама по себе не может быть дешевой, так как на ее добычу тратится много сил и времени.

Сегодня пойдет речь про классификацию судов. Виды, предназначение, использование. Морские суда делятся на: торговые, рыболовецкие, грузовые, круизные, военные и вспомогательные.

Грузовые суда разделяются на два класса – сухогрузные и наливные .

Широко применяются в мировом судоходстве грузовые специализированные суда, на которых лучше используется грузоподъемность и значительно сокращается время стоянки в портах под грузовыми операциями.

Универсальные сухогрузные суда предназначены для перевозки генеральных грузов. Генеральный груз – это груз в упаковке (в ящиках, бочках, мешках)

Подразделяются они на следующие основные типы: балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, рефрижераторные, пассажирские суда и танкеры и др. Все специализированные суда имеют свои индивидуальные эксплуатационные особенности, что требует от экипажа специальной дополнительной подготовки по приобретению определенных навыков для сохранной перевозки груза, а также обеспечения безопасности экипажа и судна в течение рейса.

Рефрижераторные суда – это суда с повышенной скоростью хода, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов, в основном продовольственных, требующих поддержания определенного температурного режима в грузовых помещениях – трюмах.

Балкеры – это суда, которые приспособлены в определенной степени к перевозке насыпью любого массового сухого груза. Балкеры обычно не имеют грузового устройства, и все грузовые операции производятся портовыми средствами, а люки грузовых трюмов делают больших размеров для полной механизации.

Контейнеровозы – это скоростные суда, предназначенные для перевозки различных грузов, предварительно уложенных в специальные крупнотоннажные контейнеры стандартных типов. Грузовые трюмы разделены специальными направляющими на ячейки, в которые загружают контейнеры, а часть контейнеров размещают на верхней палубе. Грузового устройства контейнеровозы обычно не имеют, и грузовые операции производятся у специально оборудованных причалов – контейнерных терминалов. Некоторые типы судов оборудуются специальным саморазгружающим устройством.

Ролкеры «Ро-Ро» (Rolker «Ro-Ro» ships) – это суда с горизонтальным способом погрузки, служат для перевозки груженых трейлеров (автоприцепов), колесной техники, контейнеров и пакетов. Суда имеют один большой трюм и несколько палуб. Грузовые операции производятся у причала с помощью автопогрузчиков и платформ с тягачами через кормовые или носовые лацпорты (ворота) судна по специальным мосткам – рампам, а перемещают груз с палубы на палубу по внутренним аппарелям (устройство для въезда/съезда техники) или при помощи специальных лифтовых подъемников.

Лихтеровозы – это суда, где в качестве грузовых единиц используются несамоходные баржи – лихтеры, погрузка которых на судно в порту производится с воды, а выгрузка соответственно на воду.

Рыболовное судно - добывающее судно, используемое для лова и первичной обработки рыбы и других живых объектов водного промысла. К рыболовным судам относятся сейнеры, траулеры, ярусники и другие, различающиеся назначением, размерениями, типом промыслового устройства и рыбообрабатывающего оборудования, способом хранения улова.

Лесовоз – судно для перевозки лесных грузов, в том числе круглого леса и пиломатериалов россыпью, в пакетах и блок-пакетах. При перевозке леса для полной загрузки судна значительную часть груза принимают на верхнюю палубу (караван). Палубу на лесовозах ограждают фальшбортом повышенной прочности и оснащают специальными устройствами для крепления каравана: деревянными или металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам, и поперечными найтовыми.

Служебно-вспомогательные суда – суда для материально-технического обеспечения флота и служб, организующих их эксплуатацию. К ним относятся ледоколы, буксирные, спасательные, водолазные, патрульные, лоцманские суда, бункеровщики

Танкеры – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов. Все грузовые операции на танкерах производятся специальной грузовой системой, которая состоит из насосов и трубопроводов, проложенных по верхней палубе и в грузовых танках. Танкеры делятся на: химовозы, газовозы и танкеры для перевозки нефтепродуктов.

Купить траулеры

К рыболовным судам относятся лодки, катера или суда с которых осуществляется промысел рыбы, китов, тюленей или других живых ресурсов в океане, море, озере или реке. Всех их можно разделить по цели использования на несколько типов:

  • коммерческие - промысловые суда;
  • любительские;
  • браконьерские.

В настоящее время насчитывается около четырех миллионов рыболовных судов коммерческого использования.

На самом деле фактическое число рыболовецких судов определить невозможно. В древности рыболовы выходили на промысел на плотах или лодках, построенных из коры деревьев или выдолбленных из бруса хвойных деревьев. Закрепленный на мачте парус, дал возможность рыбакам уходить дальше в море и вести разнообразные промыслы. Прекрасными рыбаками древности считались викинги, которые создали для этого промысла специальное рыбацкое судно.

На протяжении длительного периода развития, рыбная ловля превратилась в отдельную отрасль, что привело к появлению нескольких типов рыболовных судов: траулеры, плавучие базы, дрифтеры, сейнеры, тунцеловы и прочие промысловые корабли. Коммерческие рыболовные суда стали оборудоваться первыми радионавигационными приборами для определения косяков рыбы.

В последнее время рыболовецкие суда, отвечая международным стандартам, становятся все более модернизированными. Рыбную промышленность относят к отрасли связанной с высоким риском. В связи с этим на Международном морском форуме в 1959 году под руководством ООН была подписана Конвенция, определяющая допустимые стандарты проектирования и строительства рыболовных судов, а также оговариваются условия эксплуатации экипажей кораблей.

Большинство коммерческих рыболовных судов являются небольшими кораблями, имеющие размеры до 30 метров, но некоторые суда имеют и размеры крейсера до 150 метров, как правило, это плавучие рыбоперерабатывающие заводы или траулеры. Рыболовные суда коммерческого значения можно классифицировать по способу рыбной ловли.

Классификация судов по способу рыбной ловли

Дрифтеры и лов жаберной сетью

траулеры стоимость

Дрифтер (англ. «drift» - дрейф) - рыболовное судно, предназначенное для ловли рыбы находясь в дрейфе при помощи плоских сетей высотой от 3 до 15 метров и длиной до 5000 метров, свободно плавающих после их постановки. Особенностью архитектуры таких судов является низкий борт, и свободная палуба в носовой части для механизмов выбирающих сети. Дрифтеры имеют размерения малых или среднетоннажных промысловых судов.

Коммерческая рыбная ловля проверяет на прочность даже самых опытных капитанов. Многие матросы занимаются рыбной ловлей, чтобы заработать, но эти деньги достаются тяжким многочасовым трудом. Они работают по 20 часов в день, но в мире есть места, где можно заработать десятки тысяч долларов за небольшой срок.

Умелым капитанам сезонная рыбная ловля в городке Накнек приносит более 130 000 $ чистой прибыли. Департамент рыболовства и охоты (Departament of fish and game) регулирует время ловли и объемы улова лосося. Это делается для того, чтобы сохранить тонкое равновесие экосистемы и не уничтожить всю рыбу.

Рыбалка в Накнек отличается агрессивностью, сосредоточенная на небольшом водоеме. За нарушение капитанам грозят крупные штрафы от 15 000 $ или даже тюрьма.

Улов осуществляется дрифтерной (жаберной) сетью. Она похожа на волейбольную сеть, только движется вместе с подводными течениями прилива. Размер ячеек дрифтерной сети позволяет поймать за жабры рыбу определенного размера. Сеть с буем на конце выбрасывается с дрифтера в воду при помощи барабана, с которого она отматывается при помощи механического привода. Другой конец находится на корме рыболовецкого судна. Жаберная сеть находится в воде определенное время, по истечении которого она втягивается на судно.

Траулеры и траловый лов

Стоимость траулера

Траулеры оборудованы траловыми лебедками, на барабанах которых укладывается до 4000 метров троса - ваера, что позволяет вести вылов рыбы на глубинах до 2 км. Трал поднимается на борт рыболовного судна через слип. Технологическое оборудование траулера состоит из комплекса машин и механизированных линий для разделки, мойки рыбы, иногда консервирования, а также для выработки рыбной муки и жира из отходов. Большинство современных траулеров оснащено рыбопоисковой аппаратурой и приборами контроля параметров трала, которые позволяют управлять его движением в воде и наведением на скопления рыбы.

Ярусники и лов ярусом

Траулер цена

Ярусный лов это способ промышленного рыболовства объектов водного промысла (трески, тунца, палтуса, сайды), при котором используется крючковая снасть с наживкой, прикреплённая к длинному тросу - «ярусу». Рыболовные суда, использующие этот способ рыбной ловли получили название ярусники.

В штате Аляска в 120 км от побережья лежит континентальный шельф, в районе которого обитают самые большие популяции тихоокеанского палтуса и черной трески. За один пятидневный рейс команда рыболовного судна может заработать около 200 000 $. За год рыболовецкие суда совершают около двенадцати рейсов к шельфу.

Пока рыболовецкое судно следует в точку, команда надевает наживку на 4500 крючков, прикрепленных к тросу длиной до 5 км, которые составляют большую снасть. Для исследования морского дна капитан использует эхолот и электронные карты. Для каждой рыбы существуют собственные особенности обитания. Палтус любит мелководье с каменистым дном, а треска предпочитает глубину и более мутную воду.

Снасти опускают на самое дно, где кормятся рыбы, при помощи якорей. Для развертывания яруса рыбаки сначала выбрасывают сигнальные буи, чтобы рыболовное судно могло его найти, когда вернется за уловом. Затем выбрасывается первый из двух якорей, благодаря которым снасти удерживаются на одном месте на морском дне. После этого рыбаки натягивают ярус, выбрасывая километры тросов с 5 см крючками за борт. Затем натягивается снасть, и выбрасывается второй якорь и еще сигнальные буи. Как правило, таким способом, выставляются еще две снасти.

На более модернизированных рыболовных судах используются усовершенствованные способы ловли рыбы. На этих ярусниках во время установки снастей используется автоматическая система насаживания на крючки наживки со скоростью четыре в секунду. Через специальное устройство пропускается ярус, а команда параллельно подает в желоб рыбу-наживку. В результате на выходе появляется трос с крючками и насаженной наживкой. После того как «рыбное» место найдено наступает автоматический процесс постановки ярусов. Километры снастей с наживкой выпускаются с кормы рыболовецкого судна.

Через определенный период времени рыболовные суда вытаскивают свой первый улов. Один конец яруса крепится к гидравлической системе шкивов. Дополнительно для нормального подъема снастей в кормой части имеется пульт управления рыбацким судном. Первая поднятая рыба отправляется на поддон, где специальное устройство снимает рыбу с крючка и сбрасывает в контейнер со льдом. Механизм втягивает снасти и новые и новые рыбины падают в контейнер. Хороший улов зависит от количества заброшенных снастей. С появлением первой рыбы на борту рыболовное судно без оборудования для обработки рыбы обязано попасть в порт не позже 5 суток.

На рыболовецком судне с автоматическими снастями выловленная рыба сразу обрабатывается. Один оператор управляет лебедкой, второй - обрабатывает рыбу, выпотрошив внутренности. После чего ее промывают водой и сортируют по виду и размеру. Затем рыбу полностью замораживают на небольших поддонах через 7 часов после поимки. Когда морозильные камеры заполнены, команда современного рыболовного судна переходит к упаковке улова. Замерзшую рыбу кладут в емкость с водой разбавленную небольшим количеством хлора, где она покрывается коркой, что в свою очередь защищает ее от обморожения. Затем рыбу кладут в упаковки, откуда она снова отправляется в морозильную камеру, где температура составляет минус 15 градусов по Цельсию.

Сейнеры и кошельковый способ

Купить сейнеры

Сейнер (от англ. «seine» - кошельковый невод) - это рыболовецкое судно, ведущее промысловый лов рыбы при помощи кошелькового невода, поднимаемого грузовой стрелой.Каждую весну несколько лучших рыболовов съезжаются в живописный город Sitka на Аляске. Цель у всех одна - наловить как можно больше сельди. Но ловля рыбы в этом районе обходится недешево - разрешение стоит около 300 000 $. Это быстрая, дорогая и опасная рыбалка. Короткий период рыбной ловли решает порой целые судьбы. За 30 минут лова одно рыболовное судно может заработать около 200 000 $.

Департамент рыбалки и охоты назначает определенные участки и отрезки времени, где можно выполнять улов сельди. Воздушная разведка дает представление о том, как будет распространяться сельдь в проливе. Ценность сельди определяется не тушей, а икрой и молокой. Чем более зрелая икра, тем выше качество продукта.

Сейнер это обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части. На корме имеются рабочее пространство для хранения и обработки невода и поворотная площадка, откуда он выметывается при облове. Кроме того, сейнер буксирует за собой вспомогательную моторную лодку. По радиостанции департамент объявляет об открытии сезона и промысел начинается.

Во время лова рыболовные суда находят большие стаи сельди при помощи эхолокатора. После обнаружения стаи вспомогательная моторная лодка с прикрепленным к ней концом невода удаляется от кормы рыболовецкого судна и окружает рыбу. Нижняя часть невода устроена так, что может стягиваться и превращаться в ловушку для рыбы. Пойманная рыба скапливается в сравнительно небольшой донной части невода. Затем судовая команда, воспользовавшись устройствами для выборки и укладки невода, сматывает и утрамбовывает его, поднимая рыбу на борт при помощи подъемного устройства - крана. Когда сеть затянута трепещущий улов насосом выкачивается на борт плавучей базы - судно с большей вместимостью.

Иногда один улов может достигать до 900 тонн. На таком улове одно рыбацкое судно может заработать свыше 1 млн. долларов.

Плавучие рыбоперерабатывающие заводы, плавучие базы и транспортные суда

Стоимость траулера

Улов выгружается на рыбоперерабатывающие суда - самый многочисленный рыболовецкий флот, работающий на больших расстояниях от берега, и имеющие на борту средства для хранения и переработки рыбы. На современном плавучем заводе выполняются все процессы переработки добытых морепродуктов, включая чистку, разделку, замораживание, брикетирование, расфасовку, упаковку, консервирование, извлечение рыбьего жира, изготовление пищевых продуктов. Полная грузоподъемность таких судов составляет от 2000 до 3000 тонн, численность экипажа доходит до 90 человек.

В условиях длительного пребывания в районах промысла, отдаленных от портов приписки рыбодобывающих судов, они и их команды обслуживаются специально предназначенными для этих целей плавучими базами. На таких плавбазах располагаются административные органы флота, средства связи с землей, госпитали и дома отдыха.

Перевозку в рыбной промышленности выполняют суда-рефрижераторы. Она включает доставку промысловой рыбы и пищевых продуктов в центры обработки или консервные заводы.

В порту рыбоперерабатывающие компании еще раз сортируют рыбу и взвешивают. После чего рыба с помощью конвейеров отправляется в цеха, где замораживается. Затем в таком виде рыба помещается в ящики средним весом 600 кг и направляется в рефрижераторные контейнеры. После чего грузовики компаний рыбной промышленности следуют в терминалы, откуда груз может быть доставлен к пунктам назначения по всему миру на больших кораблях - контейнеровозах.

Гарпунные или китобойные суда

Стоимость рыболовецкого траулера

Гарпунные суда используются для охоты на китов. Гарпун - это метательное орудие, к заднему концу штока которого прикреплен канат; наконечник гарпуна либо зазубрен, либо имеет поворотные лапы, благодаря чему и удерживается в теле кита или рыбы. Часто действуют не поодиночке, а в составе китобойных флотилий, при этом сами гарпунные суда небольшие, а добытые ими киты перерабатываются на борту плавучих баз. Сейчас китобойный промысел ЗАПРЕЩЕН законами большинства стран, только Норвегия, Исландия и Япония до сих пор ведут китобойный промысел.

Драги

Сейнеры стоимость

Заборная часть драги представляет собой последовательность металлических скребков, за каждым из которых находится проволочный черпак для сбора сгребаемых с морского дна устриц и морских гребешков. Основным узлом заборной части гидравлической драги для сбора моллюсков являются салазки с ножом спереди и цепным черпаком сзади; водометные сопла, расположенные перед ножом, облегчают съем моллюсков.

Рыболовные промыслы могут быть прибыльной индустрией, но для тех, кто выбрал этот путь, должен уметь идти на жертвы, ведь рыбаков, впрочем, как и всех моряков объединяет тоска по дому и семье.

Советуем Вам также ознакомиться с другими статьями: ремонтом судов и земснарядами от компании Судовефрь.

Рыболовные суда - это лодки, катера или корабли, при помощи которых люди осуществляют промысел рыбы, китов, тюленей, а также любых других животных, которые могут обитать в море, океане, озере, речке и т.д.

Общие сведения

В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается примерно четыре миллиона рыболовных судов коммерческого использования. Однако тут очень важно отметить, что подсчитать реальное количество судов, которые используются для ловли рыбы, практически невозможно, так как многие люди занимаются частным промыслом.

рыболовные суда матрос

История развития ловли рыбы довольно длительная. На сегодняшний же день это занятие переросло в полноценную промышленную отрасль. Такое развитие привело к тому, что людьми были изобретены разные типы рыболовных судов. Существуют такие виды, как траулер, плавучая база, дрифтер, сейнер, тунцелов и другие промысловые суда. Стоит отметить, что именно коммерческие рыболовные суда первыми стали снабжаться такой техникой, как радионавигационные приборы, помогающие определить местонахождение косяка рыбы.

Разделение на классы. Дрифтер

Рыболовные суда в настоящее время разделяются на несколько классов в зависимости от своих размеров, а также способа ловли.

Существует такой класс, как дрифтер. Данный корабль принадлежит к малым и среднетоннажным типам судна. Название же этого судна произошло от английского слова drift, что означает дрейф. Названо оно было так не случайно, а потому, что ловля рыбы осуществляется в то время, пока судно спокойно дрейфует. Отлов добычи же осуществляется за счет плоской сети, которая в высоту может достигать от 3 до 15 метров, а ее длина может достигать 5 км. К особенностям конструкции этого типа корабля стоит отнести то, что у него низкий борт, а также много свободного места в носовой части палубы. Это место предназначено для расположения устройств, занимающихся выборкой сети.

суда рыболовные

Траулер

Рыболовные суда-траулеры считаются одними из наиболее распространенных типов кораблей. Для того чтобы увеличить количество пойманной рыбы за один заход, эти большие судна используют траловые сети - тралы. Также на этих судах происходит и первичная обработка всей пойманной добычи. В настоящее время все рыболовные суда, принадлежащие к этому типу, оснащаются холодильными установками и морозильными камерами, которые предназначены для хранения пойманной рыбы в то время, пока экипаж все еще находится в плавании. Тут стоит отметить, что существует несколько подклассов траулера. Главное отличие между этими видами заключается в способе, которым они ловят рыбу.

работа на рыболовных судах вакансии

Бывает рыболовный траулер с боковым тралением, рыболовный траулер с кормовым тралением, большой рыболовный траулер, большой автономный траулер и т.д. Как видно из их названия, разница между большинством кораблей заключена в месте размещения трала, от чего изменяется и процесс ловли рыбы.

Стоит отметить, что вакансии на работу на рыболовные суда - это большая редкость. Несмотря на то что работа очень тяжелая, за нее платят хорошие деньги даже обычным матросам.

Ярусники

Следующим типом ловли рыбы стал ярусный лов. Использование этого метода подразумевает охоту за такой рыбой, как треска, тунец, палтус, сайда. Суть этого метода заключается в том, что в море спускается крючковая снасть с наживкой. Данная снасть крепится к длинному тросу, который и называют ярусом. По этой причине все корабли, использующие этот метод рыбной ловли, называют ярусниками.

морские рыболовные суда

В то время, пока судно следует к точке, где будет проводиться ловля рыбы, экипаж занимается насадкой наживки на крючки. Длина труса может составлять до 5 км. В таком случае имеется примерно 4500 крючков, на которые необходимо надеть наживку. Для того чтобы опустить снасть с крючками на самое дно, где и кормятся рыбы, используют якоря. Однако существуют и более продвинутые морские рыболовные суда типа ярусника. Модернизация заключается в том, что на борту корабля имеется автоматическая система насадки наживки на крючки. Скорость насадки достигает четырех крючков в секунду.

Сейнер

Сейнеры - это рыболовные суда, матросы которых ведут лов рыбы, используя такой метод, как кошельковый невод. Данный невод поднимается из воды при помощи грузового крана корабля. Используется этот метод очень активно для ловли такой рыбы, как сельдь. Наибольший улов можно получить весной, если промышлять ловлей рыбы в городе Sitka, расположенном на Аляске. По своей конструкции сейнер - это самое простое рыболовное судно с одной палубой, а также надстройкой, которая чуть смещена в сторону носа корабля. На корме судна располагается рабочее пространство, где происходит хранение и обработка невода, а также тут располагается поворотная площадка, из которой он выметывается при облове. Стоит также отметить, что сейнер обычно буксирует за собой небольшую моторную лодку. Для того чтобы обнаружить большую стаю сельди во время ловли, у этого судна имеется эхолокатор.

типы рыболовных судов

Плавучие базы

Чаще всего происходит так, что рыболовное судно выгружает свой улов на рыбоперерабатывающий корабль. Данная категория считается наиболее многочисленной, а функционирует она обычно вдали от берега. На борту таких судов обязательно имеется место для хранения, а также для переработки рыбы. Среди характеристик таких кораблей можно выделить то, что их максимальная грузоподъемность может достигать от 2 000 до 3 000 тонн. Кроме этого, такие объекты имеют на своем борту оборудование, которое вполне способно осуществлять все процессы по переработке рыбы, включая очистку, разделку, замораживание и т.д.

Численность экипажа, который обслуживает это судно и работает на нем, доходит до 90 человек. Фото рыболовных судов этого типа всегда найти проще остальных, так как размеры этой категории корабля намного больше остальных. Стоит отметить, что такие корабли довольно долго находятся в тех районах, где ведется промысел рыбы, а потому они чаще всего комплектуются плавучими базами. На таких базах расположены административные органы флота, места отдыха экипажа, госпитали и средства для связи с землей.

рыболовные суда фото

Гарпунные суда или драги

Использование гарпунных судов оправдано лишь в охоте на очень крупную дичь. Чаще всего этой дичью являются киты. Такие судна оборудованы большими гарпунами, к концам которых крепится канат, а наконечник обладает либо заостренными концами, либо поворотными лапами. Тут стоит отметить, что ловля кита чаще всего осуществляется не одним судном. Для этого используют целые китобойные флотилии, а хранение и переработка добычи осуществляются на плавучих базах.

Однако в настоящее время ловля кита запрещена практически всеми странами, кроме Японии, Исландии и Норвегии. Рыбная ловля - это очень прибыльный промысел, однако стоит подготовиться к тому, что большую часть года придется проводить в море.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: