Какие бывают грузовые мачты на транспортных судах

Обновлено: 19.04.2024

Грузовым устройством называется комплекс конструкций, механизмов и из­делий, предназначенный для грузовых операций силами судна.

Наличие на судах различных конструктивных типов грузовых устройств обусловлено рядом факторов:

  • назначением и типом судна;
  • характером перевозимых грузов и способом перевозки;
  • размерениями судна;
  • особенностями бассейна, в котором эксплуатируется судно.

К грузовым устройствам относятся:

  • устройства со стрелами;
  • устройства с кранами, где грузовая стрела смонтирована совместно с меха­низмами подъема, поворота и изменения вылета;
  • смешанные устройства (со стрелами и кранами).

Наиболее распространенным является грузовое устройство со стрелами (стреловое либо смешанное).

Основные элементы такого устройства:

  • мачты или грузовые колонны, которые служат опорой для стрел (на некото­рых судах опорой может являться лобовая переборка надстройки);
  • грузовые стрелы с такелажем и оборудованием для проводки и крепления такелажа;
  • грузовые лебедки;
  • грузовые помещения (трюмы и твиндеки) с соответствующим закрытием грузовых люков.

Грузовые мачты

Мачты современных морских судов, прежде всего, используются для монта­жа на них грузового устройства. Кроме того, на мачтах размещают средства внеш­ней связи и сигнализации.

При наличии на судне трех мачт носовую называют фок-мачтой, среднюю – грот-мачтой и кормовую — бизань-мачтой.

Наиболее простой по конструкции является одиночная мачта, которая пред­ставляет собой стальную трубу большого диаметра. Для прочного крепления мачты она пропускается через отверстие в верхней палубе — пяртнерс и ее нижний конец – шпор приваривается к настилу нижней палубы или второго дна. Место крепления шпора мачты называется степсом. Кроме крепления к корпусу судна, мачты рас­крепляются при помощи стоячего такелажа из жесткого стального троса. Тросы, идущие от мачты к бортам, называются вантами. Спереди мачты поддерживаются штагами, а в корму идут бакштаги.

Для обеспечения необходимого вылета грузовых стрел за борт вместо оди­ночных мачт устанавливают грузовые колонки и портальные мачты (рис. 1), со­стоящие из двух мачт – Л-образной или П-образной, которые в верхней части со­единены салингом. Салинг служит для крепления троса, который поддерживает стрелу. В середине салинга устанавливается стеньга. Верхний конец стеньги закан­чивается плоским диском — клотиком.

Мачта

Рис. 1 Грузовые мачты: а – одиночная; б – Л-образная; в – П-образная

Грузовые стрелы делятся на легкие и тяжелые. Легкой называется стрела грузоподъемностью не более 10 т, а тяжеловесной – одиночная стрела грузоподъ­емностью более 10 т.

Легкая грузовая стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части (рис. 2).

Нижний конец стрелы (шпор) имеет вилку с двумя проушинами. На верхний конец стрелы (нок) насаживают кольцо (бугель), имеющий четыре обуха. Стрелы сварной конструкции могут не иметь бугеля, а для крепления такелажа к ноку стрелы приваривают обухи.

Для шарнирного соединения шпора стрелы с мачтой на последней на высоте 2 – 2,5 м от палубы устанавливают башмак, имеющий проушину и подпятник.

Нок стрелы поддерживается топенантом. Изменяя длину топенанта, можно изменить угол подъема стрелы. Топенант состоит из стального троса, коренной ко­нец которого крепится к верхнему обуху нокового бугеля. Второй, ходовой конец топенанта проходит через топенант-блок, закрепленный на мачте. Ниже блока к топенанту крепится треугольное звено – треугольник топенанта. С другой стороны, к треугольнику прикреплены длиннозвенная цепь – грузовой стопор и стальной трос — лопарь топенанта. Лопарь топенанта служит для подъема стрелы. Выби­рают лопарь с помощью грузовой лебедки, на турачку которой заводят ходовой ко­нец лопаря. Грузовым стопором стрелу закрепляют в нужном положении, для чего одно из звеньев цепи крепят к обуху, приваренному на палубе.

На многих судах для крепления топенанта и подъема стрелы вместо грузового стопора используют топенантные вьюшки, которые приводятся во вращение от грузовой лебедки. Для подъема стрелы с грузом суда имеют специальные топенантные лебедки или грузовые лебедки снабжаются топенантным барабаном. В этом случае топенант выполняется в виде талей (топенант-тали), что уменьшает нагрузку на топенантную лебедку.

Грузовая стрела

Рис. 2 Легкая грузовая стрела: 1 – мачта; 2 – топенант; 3 – грузовой блок; 4 – грузовой шкентель; 5 – грузовой гак; 6 – оттяжка; 7 – стрела; 8 – канат на турачку грузовой лебедки; 9 – канат на барабан грузовой лебедки; 10 – лопарь топенанта; 11 – башмак; 12 – шпор стрелы; 13 – нок стрелы; 14 – бугель; 15 – топенант-блок

Груз поднимают гибким стальным тросом – грузовым шкентелем. На одном конце его закрепляют грузовой гак (рис. 3) и противовес, а другой конец через грузовой и направляющий блоки прово­дят к грузовой лебедке, где прочно за­крепляют на барабане.

Поворот стрелы для выноса груза за борт и обратно производится при по­мощи оттяжек (рис. 4). Каждая стре­ла имеет две оттяжки, что дает возмож­ность надежно закрепить ее в нужном положении. Оттяжка состоит из конца стального троса – мантыля и талей, осно­ванных растительным тросом. Мантыли оттяжек закрепляют за боковые обухи носового бугеля (рис. 5), а тали нижними блоками крепят за обухи или рымы, установленные на палубе, фальшборте, рубке.

Рис. 3 Грузовой гак Рис. 4 Поворотные оттяжки Рис.5 Нок стрелы

Легкие стрелы могут работать как в одиночном так и в спаренном варианте. При работе в спаренном варианте «на телефон» грузовые шкентеля соединяют как показано на рис. 3. Затем одну стрелу (береговую) устанавливают в положение «за бортом» так, чтобы ее нок находился над причалом. Вторую стрелу (трюмную) устанавливают в положение «над люком» так, чтобы ее нок находился над просве­том люка грузового трюма (рис. 6).

Стрелы

Рис. 6 Работа легкими стрелами на «телефон»: 1 – оттяжки; 2 – контроттяжки; 3 – гак; 4 – топрик; 5 – грузовые шкентели

Выгрузка осуществляется следующим образом. Груз, зацепленный грузовым гаком «трюмной» стрелы, поднимается ее лебедкой выше комингса трюма и фаль­ шборта. Лебедка «береговой» стрелы подбирает слабину своего грузового шкенте­ля и как бы «берет груз на себя», одновременно лебедка «трюмной» стрелы по­травливает свой грузовой шкентель. Груз начинает перемещаться в сторону прича­ла и, как только окажется над местом выгрузки, оба шкентеля травят и груз опуска­ется на причал.

Грузоподъемность при работе на «телефон» уменьшается почти вдвое отно­сительно грузоподъемности каждой отдельной стрелы вследствие увеличения уси­лий в стрелах, шкентелях и оттяжках, особенно при угле между шкентелями 120 0 и более. Недостатком этого способа является и то, что с изменением места подъема или укладки груза в трюме требуется перестановка стрел, на которую затрачивает­ся время.

В полной мере грузоподъемность стрел может быть использована при работе способом «одиночной стрелы». В этом случае стрелу устанавливают над люком и груз на шкентеле поднимают из трюма на достаточную высоту. Затем стрелу с по­мощью оттяжек вываливают за борт и груз опускают на причал. Подобрав шкен­тель, стрелу возвращают в исходное положение. Способ «одиночной стрелы» име­ет низкую производительность и требует большой затраты ручного труда. Поэтому он применяется только в исключительных случаях.

Многие универсальные грузовые суда оборудуют одной или двумя тяжело­весными стрелами грузоподъемностью до 40 – 50 т, а в отдельных случаях (на спе­циальных судах) – до 300 т. Тяжеловесными стрелами работают по способу оди­ночной стрелы (рис. 7). Но в отличие от легких стрел стрелы-тяжеловесы имеют три рабочих движения: подъем груза, поворот стрелы и изменение наклона стрелы.

Стрела

Рис. 7 Виды тяжеловесных стрел

Конструкция и вооружение тяжеловесной стрелы имеют некоторые особенности. Шпор стре­лы для уменьшения изгиба мачты опирается не на мачту, а на специальный фундамент, установлен­ный на палубе. Отличием в конструкции нока стрелы является наличие врезного блока, установ­ленного в прорези, которая сделана несколько ни­же бугеля. К нижней скобе на ноке стрелы подве­шен верхний неподвижный блок многошкивных талей – грузовых гинеи. К нижнему подвижному блоку гиней подвешен двурогий гак с вертлюгами.

Перегрузка тяжеловесов судовыми средствами должна производиться под личным руководством старшего помощника капитана. К работе на тяжеловесных стрелах допускаются только специально обученные члены экипажа, объявленные приказом по судну.

Грузовые краны

На многих грузовых и пассажирских судах устанавливают грузовые краны (рис. 8). Грузоподъемность судовых грузовых кранов составляет от 1,5 до 25 т. Устанавливаемые на судах краны могут быть стационарными поворотными, пере­мещающими поворотными и мостовыми с выдвижной консолью.

Основными преимуществами кранов по сравнению со спаренными грузовы­ми стрелами являются их сравнительно небольшие размеры, быстрота действия, постоянная готовность к действию, возможность поворота стрелы с грузом на 360 0 и удобство обслуживания. К недостаткам судовых грузовых кранов следует отне­сти ограниченную грузоподъемность и «чувствительность» к крену.

Краны

Рис. 8 Суда, оборудованные грузовыми кранами

Маркировка грузовых стрел и кранов

Судовые грузоподъемные устройства должны иметь следующие документы:

  • регистровую книгу судовых грузоподъемных устройств;
  • свидетельства об испытании и полном освидетельствовании грузоподъемных устройств, спаренных грузовых стрел, заменяемых и съемных деталей, сталь­ного троса;
  • сертификаты завода-изготовителя на растительные и синтетические тросы;
  • инструкции по работе со спаренными грузовыми стрелами и кранами.

На каждое освидетельствованное грузовое устройство должна ставиться марка, содержащая следующие сведения (рис. 9, табл. 1):

  • грузоподъемность в тоннах с проставлением перед ней букв SWL (Safety Weight Load), также для стрел наименьший допускаемый угол наклона к го­ризонту, а для кранов и механизированных стрел с переменным вылетом – допускаемый наименьший и наибольший вылеты для каждой установленной грузоподъемности;
  • месяц и год испытания;
  • отличительный номер.
Знаки маркировки и их значение
Знаки маркировкиСтрелы
SWL 1,5 т 15°Грузоподъемность 1,5 т при
наклоне стрелы к горизонту не менее 15°
SWL 5т 30°Грузоподъемность 5 т при
наклоне стрелы к горизонту не менее 30°
SWL 3-5 т 15°При наклоне стрелы к горизонту не менее 15° грузоподъемность 3 т при одинарном шкентеле и 5 т при двойной основе шкентеля
(тали)
SWL 3-5 т 30°При наклоне стрелы к горизонту не менее 30° грузоподъемность
одинарном шкентеле и 5 т при двойной основе шкентеля
(тали)
SWL 3-5 т 15°При наклоне стрелы к горизонту
не менее 15° грузоподъемность одинарном шкентеле и 5 т при двойной основе шкентеля
(тали)
SWL 10 т 30°При наклоне стрелы к горизонту не менее 30° при применении
специального вооружения стрелы в соответствии с документацией устройства
грузоподъемность
SWL 80 т 25°Грузоподъемность 80 т при наклоне стрелы к горизонту
не менее 25°
SWL3 т 2 т 15° VГрузоподъемность 3 т при наклоне стрелы к горизонту не менее 15°
Грузоподъемность 2 т при работе
спаренными стрелами в соответ­ствии с инструкцией по вооружению и
эксплуатации спаренных стрел
Краны
SWL 3ТГрузоподъемность 3 т (для нестреловых кранов и подъемников, а так-
же кранов с постоянным вылетом стрелы)
SWL 1,5 т 4-12 мГрузоподъемность 1,5 т при вылете стрелы от4 до 12 м
SWL 3 т 4-12 мГрузоподъемность 3 т при вылете стрелы от 4 до 12 м

Грузоподъемность – наибольшая масса допустимого к подъему груза, вклю­чая массу вспомогательных приспособлений, применяемых для крепления груза.

Вылет – расстояние между центром тяжести поднятого груза и верти­кальной осью вращения (для стрелы – шпор стрелы).

Люковые закрытия

Закрытия грузовых люков делятся на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые. Для доступа в трюмы в палубах делают большие вырезы – грузо­вые люки, которые по периметру ограждают вертикальным листом – комингсом высотой 500 – 600 мм.

Наиболее простым является съемное закрытие, состоящее из одной стальной крышки, которая закрывает весь люк. Подъем крышек и установка их на место производится краном. Снятую крышку укладывают на палу­бу или на соседний люк. Наиболее широко съемные закрытия применяются на контейне­ровозах и лихтеровозах Специализированные суда для перевозки сухих грузов , где они могут выпол­няться без комингсов люка, что обеспечивает удобное размещение контейнеров на палубе.

Откидное закрытие может быть выполнено из одной крышки, которая закрывает весь люк (рис. 10). Крышка шарнирно крепится к комингсу и при от­крытом люке занимает вертикальное положение, что создает некоторые неудобства при грузовых операциях.

Поэтому чаще применяется откидное закрытие с двумя крышками, каждая из которых закрывает только половину люка. Крышка состоит из двух частей — сек­ций, соединенных между собой шарнирно. Для открывания и закрывания крышек используют мощный гидравлический привод.

Люковое закрытие

Рис. 10 Откидное люковое закрытие с гидроприводом: 1 – ведущая секция; 2 – ведомая секция; 3 – гнездо для стопорной планки; 4 – роульс ведомой секции; 5 – стойка-ограничитель; 6 – стойки; 7 – плунжер; 8 – резиновые амортизаторы; 9 – крайние кронштейны

Большое применение на флоте получили закрытия системы Мак­Грегора, у которых люк закрывается несколькими металлическими секциями длиной на всю ширину люка (рис. 11). В положении по-походному секции плот­но обжаты. Поэтому прежде чем открывать люк, необходимо секции несколько приподнять (подорвать), иначе при горизонтальном перемещении секции будет происходить быстрый износ резины уплотнения. Для подъема и опускания секций имеется целый ряд различных конструкций.

Каждая из этих секций имеет четыре ведущих ролика (по два с каждого бор­та) и два направляющих (центрирующих). При выбирании троса, который закреп­лен на последней секции, все секции начинают сдвигаться вдоль люка, перемеща­ясь на ведущих роликах по продольным комингсам. Когда секции последовательно подходят к концу люка, центрирующие ролики вкатываются на направляющие балки, и под действием силы тяжести каждая секция поворачивается и занимает вертикальное положение.

Закрывают люк в обратном порядке. Для этого ведущий трос проводят через канифас-блок, установленный на противоположном конце люка. При натяжении троса крайняя секция сходит с направляющих балок и начинает перемещаться по продольным комингсам. Все секции соединены между собой цепью, поэтому каж­дая тянет за собой следующую.

Система Мак-Грегор

Рис. 11 Люковое закрытие системы Мак-Грегор: 1 – люковая секция; 2 – направляющая балка; 3 – центрирующий ролик; 4 – опорные катки; 5 – цепочка, связывающая секции между собой; 6 – соединительный клин; 7 – трос, предназначенный для открытия; 8 – трос, предназначенный для закрытия; 9 – канифас-блок

Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновым уплотнением между крышкой и комингсом, а также между отдельными секциями крышки. Для плотного обжатия резинового уплотнения секции прижимают одну к другой кли­новыми зажимами. К комингсу люка секция прижимается винтовыми задрайками или клиньями.

Откатываемое закрытие (рис. 12) состоит из двух секций, которые при открывании люка откатываются на роликах к бортам по специальным направляю­щим. При многоярусной конструкции откатываемое закрытие также выполняется из двух секций, каждая из которых при помощи гидравлических домкратов может быть приподнята так, что вторая подкатывается под нее, открывая половину люка.

Балкер

Рис. 12 Откатываемые закрытия на балкере

Судно со специальным грузовым устройством

Судно со специальным грузовым устройством

Грузовым устройством называется комплекс конструкций, механизмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна. Грузовые устройства современных морских сухогрузных судов могут быть периодического и непрерывного действия.

К устройствам периодического действия относятся:

устройства со стрелами и лебедками (в таких устройствах установка, поворот и изменение вылета стрел осуществляется с использованием мачт, грузовых колонн и т. д.);

устройства с кранами, где грузовая стрела смонтирована совместно с механизмами подъема, поворота и изменения вылета;

смешанные устройства (со стрелами и кранами).

Грузовые устройства непрерывного действия (транспортеры и элеваторы) применяются только на специализированных саморазгружающихся судах.

Наиболее распространенным является грузовое устройство со стрелами (стреловое либо смешанное).

Основные элементы такого устройства:

мачты или грузовые колонны, которые служат опорой для стрел (на некоторых судах опорой может являться лобовая переборка надстройки);

грузовые стрелы с такелажем и оборудованием для проводки и крепления такелажа;

грузовые помещения (трюмы и твиндеки) с соответствующим закрытием грузовых люков.

Грузовые стрелы делятся на легкие и тяжелые. Легкой называется стрела грузоподъемностью не более 10 т, а тяжеловесной – одиночная стрела грузоподъемностью более 10 т.

Суда контейнеровозы, которые обслуживают регулярные линии между портами, имеющими терминалы по перегрузке контейнеров, собственное грузовое устройство, как правило, не имеют. На этих судах обычно устанавливается 1 - 2 вспомогательных стрелы для приема продовольствия и снабжения.

Суда с горизонтальной схемой грузообработки (ро-ро) также в основном оборудуются только вспомогательными стрелами. В качестве бортовых перегрузочных средств на таких судах обычно имеется по нескольку автопогрузчиков.

Танкер Knock Nevis

На наливных судах основное грузовое устройство состоит из трубопроводов и насосов. Вспомогательные грузовые стрелы служат также для работ по пополнению запасов и, кроме того, для подъема и поддержания грузовых шлангов, что бывает необходимо при грузовых операциях на судне, стоящем к причалу лагом.

Пассажирские суда обычно оборудуются грузовыми кранами, предназначенными для перегрузки багажа, почты и груза.

Грузовые краны, установленные на линейных ледоколах, в основном служат для обеспечения хозяйственных нужд этих судов, подъема вертолетов и т. д.

Обобщая изложенное, можно сказать, что наличие на судах различных конструктивных типов грузовых устройств обусловлено рядом факторов:

назначением и типом судна;

характером перевозимых грузов и способом перевозки;

особенностями бассейна, в котором эксплуатируется судно.

Например, говоря об особенностях бассейна, следует иметь в виду степень оснащенности портов этого бассейна перегрузочным оборудованием. Чем больше на бассейне необорудованных портов и портпунктов (и особенно, так называемых, "точек"), тем большее количество судов, работающих здесь, должно быть оборудовано собственным, достаточно эффективным грузовым устройством. К таким бассейнам можно отнести Северный, но особенно Дальневосточный.

- под грузовыми операциями понимаются операции по погрузке на суда, выгрузке из судов грузов, доставленных в порт, отправляемых из порта в соответствии с договором морской перевозки.

Судно со специальным грузовым устройством

Состав грузового устройства на судне

Судно со специальным грузовым устройством


Грузовым устройством называется комплекс конструкций, механизмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна. Грузовые устройства современных морских сухогрузных судов могут быть.

Грузовые мачты на судне

Грузовые мачты на судах

Грузовые мачты на судне


Мачты современных морских судов, прежде всего, используются для монтажа на них грузового устройства. Кроме того, на мачтах размещают средства внешней связи и сигнализации. При наличии на судне трех мачт.

Грузовые стрелы на судне

Грузовые стрелы на судах

Грузовые стрелы на судне


Легкая грузовая стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части. Нижний конец стрелы (шпор) имеет вилку с двумя проушинами. На верхний конец стрелы (нок) насаживают.

Грузовые краны на судне

Грузовые краны на судах

Грузовые краны на судне


На многих грузовых и пассажирских судах устанавливают грузовые краны. Грузоподъемность судовых грузовых кранов составляет от 1,5 до 25 т. Устанавливаемые на судах краны могут быть стационарными поворотными.

Грузовые краны на балкере

Маркировка грузовых стрел и кранов на судах

Грузовые краны на балкере


Судовые грузоподъемные устройства должны иметь следующие документы:
регистровую книгу судовых грузоподъемных устройств;
свидетельства об испытании и полном освидетельствовании.

Люковые закрытия на балкере

Люковые закрытия

Люковые закрытия на балкере


Закрытия грузовых люков делятся на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые. Для доступа в трюмы в палубах делают большие вырезы - грузовые люки, которые по периметру ограждают вертикальным листом.

Грузовая марка на судне и ее поднятие

Грузовая марка и марки углубления

Грузовая марка на судне и ее поднятие


Положения о грузовой марке разработаны на основе Международной конвенции о грузовой марке 1966 года. Положения о грузовой марке применяются к каждому судну, которому назначен минимальный надводный борт.

Эксплуатация грузового устройства на судне

Техническая эксплуатация грузового устройства

Эксплуатация грузового устройства на судне


Лица комсостава, ответственные за техническое состояние и обслуживание грузового устройства, назначаются судовладельцем. Как правило,это старший помощник, старший механик, боцман,4-й механик и электромеханик.

Погрузка яхты на судно

Техника безопасности при работе с грузовым устройством

Погрузка яхты на судно


Грузовые операции относятся к категории работ повышенной опасности.Правила техники безопасности на судах морского флота определяют требования к грузовому устройству судна и регламентируют безопасные.

Судно в порту под погрузкой

Вахтенная службы при грузовых операциях в порту

Судно в порту под погрузкой


1. Заступающий вахтенный помощник должен прибыть на вахту за 10 минут в установленной форме одежды с нарукавной повязкой.
2. Вместе со сдающим вахту помощником обойти внутренние.

Грузовые операции на рейде

Рейдовые грузовые операции

Грузовые операции на рейде


Морские суда доставляют грузы не только в оборудованные порты, но и в районы побережий, где грузовые операции приходится вести на открытых рейдах (например, на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке).

Подъем трактора на борт судна

Техника для рейдовых грузовых операций

Подъем трактора на борт судна


Для выгрузки грузов на открытых рейдах судно должно располагать следующей техникой: плавсредствами, контейнерами, тракторами, катерами и специальным грузовым такелажем. При рейдовых грузовых операциях.

Грузовым устройством называется комплекс конструкций, механизмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна.

Грузовые устройства современных морских сухогрузных судов могут быть периодического и непрерывного действия.

К устройствам периодического действия относятся:
• устройства со стрелами и лебедками (в таких устройствах установка, поворот и изменение вылета стрел осуществляется с использованием мачт, грузовых колонн и т. д.);
• устройство с кранами, где грузовая стрела смонтирована совместно с механизмами подъема, поворота и изменения вылета;
• смешанные устройства (со стрелами и кранами).

drycargo

Грузовые устройства непрерывного действия – транспортеры и элеваторы – применяются только на специализированных саморазгру-
жающихся судах.

Наиболее распространенным является грузовое устройство со стрелами (стреловое либо смешанное).

Основные элементы такого устройства:
• мачты или грузовые колонны, которые служат опорой для стрел (на некоторых судах опорой может являться лобовая переборка надстройки);
• грузовые стрелы с такелажем и оборудованием для проводки и крепления такелажа;
• грузовые лебедки;
• грузовые помещения (трюмы и твиндеки) с соответствующим закрытием грузовых люков.

Грузовые стрелы делятся на легкие и тяжелые. Легкой называется стрела грузоподъемностью не более 10 т, а тяжеловесной – одиночная стрела грузоподъемностью более 10 т.

Суда контейнеровозы, которые обслуживают регулярные линии между портами, имеющими терминалы по перегрузке контейнеров, собственное грузовое устройство, как правило, не имеют. На этих судах обычно устанавливается 1-2 вспомогательных стрелы для приема продовольствия и снабжения.

Суда с горизонтальной схемой грузообработки (ро-ро) также в основном оборудуются только вспомогательными стрелами. В качестве бортовых перегрузочных средств на таких судах обычно имеется по нескольку автопогрузчиков.

На наливных судах основное грузовое устройство состоит из трубопроводов и насосов. Вспомогательные грузовые стрелы служат также для работ по пополнению запасов и, кроме того, для подъема и поддержания грузовых шлангов, что бывает необходимо при грузовых операциях на судне, стоящем к причалу лагом.

Пассажирские суда обычно оборудуются грузовыми кранами, предназначенными для перегрузки багажа, почты и груза.

Грузовые краны, установленные на линейных ледоколах, в основном служат для обеспечения хозяйственных нужд этих судов, подъема вертолетов со льда и т. д.

Обобщая изложенное, можно сказать, что наличие на судах различных конструктивных типов грузовых устройств обусловлено рядом факторов:

• назначением и типом судна;
• характером перевозимых грузов и способом перевозки;
• размеренными судна;
• особенностями бассейна, в котором эксплуатируется судно.

Например, говоря об особенностях бассейна, следует иметь в виду степень оснащенности портов этого бассейна перегрузочным оборудованием. Чем больше на бассейне необорудованных портов и портпунктов (и особенно так называемых “точек”), тем большее количество судов, работающих здесь, должно быть оборудовано собственным, достаточно эффективным грузовым устройством. К таким бассейнам можно отнести Северный, но особенно Дальневосточный.

Грузовые мачты

Мачты современных морских судов, прежде всего, используются для монтажа на них грузового устройства. Кроме того, на мачтах размещают средства внешней связи и сигнализации.

При наличии на судне трех мачт носовую называют фок-мачтой, среднюю — грот-мачтой и кормовую — бизань-мачтой.

Грузовые мачты:

Грузовые мачты:

Наиболее простой по конструкции является одиночная мачта, которая представляет собой стальную трубу большого диаметра. Для прочного крепления мачты она пропускается через отверстие в верхней палубе — пяртнерс и ее нижний конец — шпор приваривается к настилу нижней палубы или второго дна. Место крепления шпора мачты называется степсом.

При необходимости увеличения высоты мачты для крепления антенн, огней и т.п. на ней устанавливается стеньга, которая может быть как деревянной, так и трубчатой стальной. Верхний конец стеньги заканчивается плоским диском— клотиком.

Кроме крепления к корпусу судна, мачты раскрепляются при помощи стоячего такелажа из жесткого стального троса. Тросы, идущие от мачты к бортам, называются вантами. Спереди мачты поддерживаются штагами, а в корму идут бакштаги.

Для обеспечения необходимого вылета грузовых стрел за борт вместо одиночных мачт устанавливают грузовые колонки и портальные мачты, состоящие из двух мачт – Л-образные и П-образные, которые в верхней части соединены салингом. Салинг служит для крепления троса, который поддерживает стрелу. В середине салинга устанавливаться стеньга.

Грузовые стрелы

Легкая грузовая стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части.

Легкая грузовая стрела

Легкая грузовая стрела

Нижний конец стрелы — шпор имеет вилку с двумя проушинами. На верхний конец стрелы — нок насаживают кольцо — бугель, имеющий четыре обуха. Стрелы сварной конструкции могут не иметь бугеля, а для крепления такелажа к ноку стрелы приваривают обухи.

Для шарнирного соединения шпора стрелы с мачтой на последней на высоте 2 — 2,5 м от палубы устанавливают башмак, имеющий проушину и подпятник.

Нок стрелы поддерживается топенантом. Изменяя длину топенанта, можно изменить угол подъема стрелы. Топенант состоит из стального троса, коренной конец которого крепится к верхнему обуху нокового бугеля. Второй, ходовой, конец топенанта проходит через топенант-блок, закрепленный на мачте. Ниже блока к топенанту крепится треугольное звено — треугольник топенанта. С другой стороны к треугольнику прикреплены длиннозвенная цепь — грузовой стопор и стальной трос — лопарь топенанта. Лопарь топенанта служит для подъема стрелы. Выбирают лопарь с помощью грузовой лебедки, на турачку которой заводят ходовой конец лопаря. Грузовым стопором стрелу закрепляют в нужном положении, для чего одно из звеньев цепи крепят к обуху, приваренному на палубе.

На многих судах для крепления топенанта и подъема стрелы вместо грузового стопора используют топенантные вьюшки, которые приводятся во вращение от грузовой лебедки.

Для подъема стрелы с грузом суда имеют специальные топенантные лебедки или грузовые лебедки снабжаются топенантным барабаном. В этом случае топенант выполняется в виде талей (топенант-тали), что уменьшает нагрузку на топенантную лебедку.

Груз поднимают гибким стальным тросом — грузовым шкентелем. На одном конце его закрепляют грузовой гак и противовес, а другой конец через грузовой и направляющий блоки проводят к грузовой лебедке, где прочно закрепляют на барабане.

Поворот стрелы для выноса груза за борт и обратно производится при помощи оттяжек. Каждая стрела имеет две оттяжки, что дает возможность надежно закрепить ее в нужном положении. Оттяжка состоит из конца стального троса — мантыля и талей, основанных растительным тросом.

Мантыли оттяжек закрепляют за боковые обухи нокового бугеля, а тали нижними блоками крепят за обухи или рымы, установленные на палубе, фальшборте, рубке и т. п.

а) – грузовой гак; б) - поворотные оттяжки

а) – грузовой гак; б) – поворотные оттяжки

При подъеме груза грузовой шкентель выбирают с помощью грузовых лебедок.

Грузовая лебедка

Грузовая лебедка

Легкие стрелы могут работать как в одиночном так и в спаренном варианте. При работе в спаренном варианте «на телефон» одну стрелу (береговую) устанавливают в положение «за бортом» так, чтобы ее нок находился над причалом. Вторую стрелу (трюмную) устанавливают в положение «над люком» так, чтобы ее нок находился над просветом люка грузового трюма.

Выгрузка осуществляется следующим образом. Груз, зацепленный грузовым гаком «трюмной» стрелы, поднимается ее лебедкой выше ко мингса трюма и фальшборта. Лебедка «береговой» стрелы подбирает слабину своего грузового шкентеля и как бы «берет груз на себя», одновременно лебедка «трюмной» стрелы потравливает свой грузовой шкентель. Груз начинает перемещаться в сторону причала и, как только окажется над местом выгрузки, оба шкентеля травят и груз опускается на причал.

pic 9.5

Грузоподъемность при работе на «телефон» уменьшается почти вдвое относительно грузоподъемности каждой отдельной стрелы вследствие увеличения усилий в стрелах, шкентелях и оттяжках, особенно при угле между шкентелями 120° и более. Недостатком этого способа является и то, что с изменение места подъема или укладки груза в трюме требуется перестановка стрел, на которую затрачивается время.

В полной мере грузоподъемность стрел может быть использована при работе способом «одиночной стрелы». В этом случае стрелу устанавливают над люком и груз на шкентеле поднимают из трюма на достаточную высоту. Затем стрелу с помощью оттяжек вываливают за борт и груз опускают на причал. Подобрав шкентель, стрелу возвращают в исходное положение.

Способ «одиночной стрелы» имеет низкую производительность и требует большой затраты ручного труда. Поэтому он применяется только в исключительных случаях.

На переходе легкие стрелы опускаются в горизонтальное положение, для чего устанавливаются стойки с накладными бугелями, в которых закрепляются ноки стрел.

Многие универсальные грузовые суда оборудуют одной или двумя тяжеловесными стрелами грузоподъемностью до 40 — 50 т, а в отдельных случаях (на специальных судах) — до 300 т.

Тяжеловесными стрелами работают по способу одиночной стрелы. Но в отличие от легких стрел стрелы-тяжеловесы имеют три рабочих движения: подъем груза, поворот стрелы и изменение наклона стрелы.

Тяжеловесная стрела в рабочем положении

Тяжеловесная стрела в рабочем положении

Конструкция и вооружение тяжеловесной стрелы имеют некоторые особенности. Шпор стрелы для уменьшения изгиба мачты опирается не на мачту, а на специальный фундамент, установленный на палубе. Отличием в конструкции нока стрелы является наличие врезного блока, установленного в прорези, которая сделана несколько ниже бугеля.

К нижней скобе на ноке стрелы подвешен верхний неподвижный блок многошкивных талей – грузовых гиней. К нижнему подвижному блоку гиней подвешен двурогий гак с вертлюгами.

Тяжеловесная стрела в работе

Тяжеловесная стрела в работе

Перегрузка тяжеловесов судовыми средствами должны производиться под личным руководством старшего помощника капитана. К работе на тяжеловесных стрелах допускаются только специально обученные члены экипажа, объявленные приказом по судну.

Грузовые краны

На многих грузовых и пассажирских судах устанавливают грузовые краны. Грузоподъемность судовых грузовых кранов составляет от 1,5 до 25 т. Устанавливаемые на судах краны могут быть стационарными поворотными, перемещающими поворотными и мостовыми с выдвижной консолью.

Ship Cargo Crane

Судовой грузовой кран

Основными преимуществами кранов по сравнению со спаренными грузовыми стрелами являются их сравнительно небольшие размеры, быстрота действия, постоянная готовность к действию, возможность поворота стрелы с грузом на 3600 и удобство обслуживания. К недостаткам судовых грузовых кранов следует отнести ограниченную грузоподъемность и «чувствительность» к крену.

Маркировка грузовых стрел и кранов

Судовые грузоподъемные устройства должны иметь следующие документы:

• регистровую книгу судовых грузоподъемных устройств;
• свидетельства об испытании и полном освидетельствовании грузоподъемных устройств, спаренных грузовых стрел, заменяемых и съемных деталей, стального троса:
• сертификаты завода-изготовителя на растительные и синтетические тросы;
• инструкции по работе со спаренными грузовыми стрелами и кранами.

Маркировка: а) – грузовой стрелы; б) – грузового крана

Маркировка: а) – грузовой стрелы; б) – грузового крана

На каждое освидетельствованное грузовое устройство должна ставиться марка, содержащая следующие сведения:

• грузоподъемность, т, с проставлением перед ней букв SWL (Safety Weight Load), для стрел также наименьший допускаемый угол наклона к горизонту, а для кранов и механизированных стрел с переменным вылетом – допускаемый наименьший и наибольший вылеты для каждой установленной грузоподъемности;
• месяц и год испытания;
• отличительный номер.

pic 50

Грузоподъемность – наибольшая масса допустимого к подъему груза, включая массу вспомогательных приспособлений, применяемых для крепления груза.

Вылет – расстояние между центром тяжести поднятого груза и вертикальной осью вращения (для стрелы – шпор стрелы).

Люковые закрытия

Для доступа в трюмы в палубах делают большие вырезы — грузовые люки, которые по периметру ограждают вертикальным листом — комингсом высотой 500 — 600 мм.

Закрытия грузовых люков делятся на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые.

Наиболее простым является съемное закрытие, состоящее из одной стальной крышки, которая закрывает весь люк. Подъем крышек и установка их на место производится краном. Снятую крышку укладывают на палубу или на соседний люк. Наиболее широко съемные закрытия применяются на контейнеровозах и лихтеровозах, где они могут выполняться без комингсов люка, что обеспечивает удобное размещение контейнеров на палубе.

Откидное закрытие может быть выполнено из одной крышки, которая закрывает весь люк. Крышка шарнирно крепится к комингсу и при открытом люке занимает вертикальное положение, что создает некоторые неудобства при грузовых операциях. Поэтому чаще применяется откидное закрытие с двумя крышками, каждая из которых закрывает только половину люка. Крышка состоит из двух частей — секций, соединенных между собой шарнирно. Для открывания и закрывания крышек используют мощный гидравлический привод.

Откидное люковое закрытие с гидроприводом:

Откидное люковое закрытие с гидроприводом:

Большое применение на флоте получили закрытия системы Мак-Грегора, у которых люк закрывается несколькими металлическими секциями длиной на всю ширину люка.

В положении по-походному секции плотно обжаты. Поэтому прежде чем открывать люк, необходимо секции несколько приподнять (подорвать), иначе при горизонтальном перемещении секции будет происходить быстрый износ резины уплотнения. Для подъема и опускания секций имеется целый ряд различных конструкций.

Каждая из этих секций имеет четыре ведущих ролика (по два с каждого борта) и два направляющих (центрирующих). При выбирании троса, который закреплен на последней секции, все секции начинают сдвигаться вдоль люка, перемещаясь на ведущих роликах по продольным комингсам. Когда секции последовательно подходят к концу люка, центрирующие ролики вкатываются на направляющие балки, и под действием силы тяжести каждая секция поворачивается и занимает вертикальное положение.

Люковое закрытие системы Мак-Грегор

Люковое закрытие системы Мак-Грегор

Закрывают люк в обратном порядке. Для этого ведущий трос проводят через канифас-блок, установленный на противоположном конце люка. При натяжении троса крайняя секция сходит с направляющих балок и начинает перемещаться по продольным комингсам. Все секции соединены между собой цепью, поэтому каждая тянет за собой следующую.

Откатываемые закрытия на балкере

Откатываемые закрытия на балкере

Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновым уплотнением между крышкой и комингсом, а также между отдельными секциями крышки. Для плотного обжатия резинового уплотнения секции прижимают одну к другой клиновыми зажимами. К комингсу люка секция прижимается винтовыми задрайками или клиньями. Эта система люкового закрытия надежна, прочна и обеспечивает водонепроницаемость.

маркировка грузового крана

Грузоподъемность – наибольшая масса допустимого к подъему груза, включая массу вспомогательных приспособлений, применяемых для крепления груза.
Вылет – расстояние между центром тяжести поднятого груза и вертикальной осью вращения (для стрелы – шпор стрелы).
Люковые закрытия. Закрытия грузовых люков делятся на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые. Для доступа в трюмы в палубах делают большие вырезы – грузовые люки, которые по периметру ограждают вертикальным листом – комингсом высотой 500 – 600 мм.
Наиболее простым является съемное закрытие, состоящее из одной стальной крышки, которая закрывает весь люк. Подъем крышек и установка их на место производится краном. Снятую крышку укладывают на палубу или на соседний люк. Наиболее широко съемные закрытия применяются на контейнеровозах и лихтеровозах, где они могут выполняться без комингсов люка, что обеспечивает удобное размещение контейнеров на палубе.

откидное люковое закрытие

Откидное закрытие может быть выполнено из одной крышки, которая закрывает весь люк (рис. 6.74). Крышка шарнирно крепится к комингсу и при открытом люке занимает вертикальное положение, что создает некоторые неудобства при грузовых операциях.
Поэтому чаще применяется откидное закрытие с двумя крышками, каждая из которых закрывает только половину люка. Крышка состоит из двух частей — секций, соединенных между собой шарнирно. Для открывания и закрывания крышек используют мощный гидравлический привод.

люковое закрытие

Большое применение на флоте получили закрытия системы Мак-Грегора, у которых люк закрывается несколькими металлическими секциями длиной на всю ширину люка (рис. 6.75).
В положении по-походному секции плотно обжаты. Поэтому прежде чем открывать люк, необходимо секции несколько приподнять (подорвать), иначе при горизонтальном перемещении секции будет происходить быстрый износ резины уплотнения. Для подъема и опускания секций имеется целый ряд различных конструкций.
Каждая из этих секций имеет четыре ведущих ролика (по два с каждого борта) и два направляющих (центрирующих). При выбирании троса, который закреплен на последней секции, все секции начинают сдвигаться вдоль люка, перемещаясь на ведущих роликах по продольным комингсам. Когда секции последовательно подходят к концу люка, центрирующие ролики вкатываются на направляющие балки, и под действием силы тяжести каждая секция поворачивается и занимает вертикальное положение.
Закрывают люк в обратном порядке. Для этого ведущий трос проводят через канифас-блок, установленный на противоположном конце люка. При натяжении троса крайняя секция сходит с направляющих балок и начинает перемещаться по продольным комингсам. Все секции соединены между собой цепью, поэтому каждая тянет за собой следующую.
Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновым уплотнением между крышкой и комингсом, а также между отдельными секциями крышки. Для плотного обжатия резинового уплотнения секции прижимают одну к другой клиновыми зажимами. К комингсу люка секция прижимается винтовыми задрайками или клиньями.

Откатываемое закрытие (рис. 6.76) состоит из двух секций, которые при открывании люка откатываются на роликах к бортам по специальным направляющим. При многоярусной конструкции откатываемое закрытие также выполняется из двух секций, каждая из которых при помощи гидравлических домкратов может быть приподнята так, что вторая подкатывается под нее, открывая половину люка.

откатываемые закрытия

Техника безопасности при работе с грузовым устройством. Грузовые операции относятся к категории работ повышенной опасности. За техническое состояние и обслуживание грузового устройства ответственны старший помощник, старший механик, боцман, 4-й механик и электромеханик.
1. Места прохождения тяговых тросов необходимо оградить и сделать надпись “Проход закрыт”. Запрещается ходить по люковым секциям во время их открытия, закрытия, а также при частичном открытии.
2. Установленные в вертикальное положение секции должны быть надежно застопорены. Запрещается оставлять их незастопоренными даже на короткое время. Любые работы в пространстве между открытыми люковыми секциями могут выполняться только с разрешения вахтенного помощника капитана или руководителя работ. На все время работ между секциями на палубе должен находиться матрос, который обязан следить за тем, чтобы никто не снял стопоров с люковых секций, не подсоединил тяговые тросы к секциям, не включил систему управления люковых закрытий с гидравлическим приводом.

3. На не полностью закрытых люковых секциях запрещается проводить какие-либо работы до тех пор, пока не будет установлено временное леерное ограждение, исключающее возможность падения людей в трюм. Леерами с вывешенными запрещающими знаками должна быть ограждена палуба в местах проведения перегрузочных работ с того борта, в сторону которого перемещается груз.
4. Нельзя спускаться в неосвещенные и непровентилированные трюмы. Переносить осветительные люстры, подвешенные на штертах, можно только при снятом напряжении и после того, как все люди выйдут из трюма.
5. Лица, участвующие в грузовых операциях, до начала работы проходят инструктаж по технике безопасности. К работе на грузоподъемных механизмах в качестве крановщика и лебедчика, а также в качестве стропальщика допускаются матросы первого класса и другие члены экипажа, прошедшие специальное обучение и имеющие специальные свидетельства.
6. К работе на тяжеловесных устройствах допускаются только специально подготовленные члены экипажа не моложе 18 лет, фамилии которых объявлены приказом по судну после сдачи ими экзамена. Сигнальщиками могут назначаться только опытные матросы первого класса.
7. Лебедчик или крановщик выполняет все сигналы, поданные только сигнальщиком, кроме сигнала аварийной остановки, который должен быть выполнен независимо от того, кем и каким способом он подан. Всякий непонятый сигнал следует воспринимать как сигнал остановки.
Сигнал о подъеме груза может быть подан только после того, как стропальщик подтвердит, что груз застроплен надлежащим образом, и сигнальщик убедится, что перемещение не подвергает опасности людей, работающих в трюме или на палубе.
8. Запрещается находиться или проходить под поднятым грузом, находиться на линии перемещения груза, под стрелой, в просвете люка, а также спускаться в трюм или подниматься из него при подъеме и опускании груза. Не допускается нахождение посторонних лиц на рабочей площадке во время грузовых операций.
9. При работе на лебедках и кранах запрещается:
— допускать неравномерное натяжение всех ветвей при подъеме груза с использованием многоветвевых стропов;
— поправлять стропы, когда груз находится на весу;
— расстропливать груз прежде, чем он твердо не встал на прокладки;
— раскачивать груз для укладки его вне радиуса действия стрел или крана;
— поднимать груз с находящимися на нем людьми или незакрепленными предметами, а также груз, находящийся в неустойчивом положении или заложенный другими грузами;
— оттягивать, разворачивать и останавливать раскачивающийся груз во время подъема, перемещения или опускания без применения специальных оттяжек.

10. Кроме того, при работе на лебедках и кранах запрещено:
– подавать груз в трюм без предупредительного окрика или сигнала, если в трюме находятся люди;
– подавать в трюм груз до того, как с просвета люка будет убран ранее поданный груз и люди отойдут в безопасное место;
– проносить груз на высоте менее 0,5 м от конструкций судна или предметов, находящихся на пути перемещения груза;
– оставлять по окончании работ или во время перерыва груз в подвешенном состоянии;
– оставлять без присмотра механизмы, находящиеся под током;
– поправлять шкентель рукой, одному сматывать или наматывать его на барабан лебедки во время ее работы.
11. Работа грузоподъемного устройства должна быть прекращена в случаях нарушения правильной работы тормозов, появления в механизме ненормальных шумов, повреждения троса, неисправности выключателей и систематического срабатывания систем электрической защиты.
12. При перевозке грузов на палубе надлежит выполнять следующие основные требования:
– палубный груз должен быть уложен так, чтобы оставались безопасные для людей проходы шириной не менее 0,7 м из всех помещений к трапам, мерительным и воздушным трубам, противопожарным постам, рожкам и огнетушителям и т. д.;
– все проходы должны быть сквозными (без тупиков);
– крепление палубного груза должно производиться надёжно, но с расчётом, чтобы в критическом положении судна можно было быстро отдать найтовы или в крайнем случае перерубить их.
13. При перегрузочных работах с опасными и легковоспламеняющимися грузами, кроме перечисленного выше, следует руководствоваться также установленными для них правилами перевозки.
14. На переходе морем детали грузового устройства нужно надежно крепить по-походному:
– ноки стрел хорошо закрепляются в гнёздах;
– гаки грузовых шкентелей закладываются за палубные рымы (носками вверх с закаболиванием), а грузовые шкентели туго обтягиваются на барабанах лебёдок;
нижние блоки оттяжек выкладываются из рымов и закладываются у шпора своей стрелы, лопари талей обтягиваются, укладываются в бухту и подвешиваются у мачты;
грузовой шкентель и лопари талей оттяжек прихватываются к стреле в нескольких местах линями.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: