Какая великая морская держава спроектировала и первой начала строить тип судов фрегат

Обновлено: 24.04.2024

Ответ от Ѓженок Дождя[гуру]
Французский двор задавал всему миру тон не только в моде, но и в кораблестроении. В конце XVII века в составе французского флота находились и изящные фрегаты. Крупный фрегат представлял собой парусно-гребное судно шхерного флота. Сверх обычного вооружения на фрегате размещались 18 пар весел и 38 пушек.
Трехмачтовый корабль располагал открытой и закрытой палубами, на которых размещалась мощная артиллерия. Фрегаты прекрасно подходили для дальних плаваний, а потому в дальнейшем широко использовались для разведывательных походов.
В 1780 году французский флот пополнился мощным фрегатом, который получил название «Флора». Во всем мире Франция имела лишь одного достойного противника на море – флот Великобритании.
Фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Своё происхождение фрегаты ведут от лёгких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. С ростом морских флотов и их радиуса действия, характеристики дюнкеркских фрегатов перестали удовлетворять адмиралтейства, и термин начал трактоваться расширительно, означая, фактически, любой лёгкий быстроходный корабль, способный к самостоятельным действиям.
Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооружённые примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. Меньшие корабли, не имевшие ни одной батарейной палубы, к фрегатам не относились. В дальнейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли, и после наполеоновских войн они достигали 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и в XIX веке получили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века.
Подобно нынешним эсминцам, фрегаты являлись наиболее загруженным типом кораблей парусного флота. В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол, подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надёжность и скорость фрегатов делали их популярными кораблями для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате «Будёз» (Капризница) в 1766—1769, а знаменитый фрегат «Паллада» , на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I.
В британском Королевском Флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвёртого по шестой.
Источник:

Французский двор задавал всему миру тон не только в моде, но и в кораблестроении. В конце XVII века в составе французского флота находились и изящные фрегаты. Крупный фрегат представлял собой парусно-гребное судно шхерного флота. Сверх обычного вооружения на фрегате размещались 18 пар весел и 38 пушек.
Трехмачтовый корабль располагал открытой и закрытой палубами, на которых размещалась мощная артиллерия. Фрегаты прекрасно подходили для дальних плаваний, а потому в дальнейшем широко использовались для разведывательных походов.
В 1780 году французский флот пополнился мощным фрегатом, который получил название «Флора» . Во всем мире Франция имела лишь одного достойного противника на море – флот Великобритании.

Фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Своё происхождение фрегаты ведут от лёгких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. С ростом морских флотов и их радиуса действия, характеристики дюнкеркских фрегатов перестали удовлетворять адмиралтейства, и термин начал трактоваться расширительно, означая, фактически, любой лёгкий быстроходный корабль, способный к самостоятельным действиям.

Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооружённые примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. Меньшие корабли, не имевшие ни одной батарейной палубы, к фрегатам не относились. В дальнейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли, и после наполеоновских войн они достигали 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и в XIX веке получили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века.

Подобно нынешним эсминцам, фрегаты являлись наиболее загруженным типом кораблей парусного флота. В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол, подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надёжность и скорость фрегатов делали их популярными кораблями для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате «Будёз» (Капризница) в 1766—1769, а знаменитый фрегат «Паллада» , на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I.

В британском Королевском Флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвёртого по шестой.

Как появились фрегаты: галеры, корсары и артиллерия

История фрегатов началась с… галер. В конце XV века на Средиземном море появились лёгкие галеры с шестью-двадцатью банками для гребцов; манёвренные, быстрые, ходкие, предназначенные для набеговых и разведывательных миссий. Именно их изначально и стали называть фрагатами (fragata). Эти фрагаты очень полюбились берберийским пиратам, которые использовали их для набегов на европейское побережье по принципу тактики hit & run (бей-беги).

Юркие судёнышки стали настоящей головной болью средиземноморских государств, но у фрагат было два недостатка, которые ограничивали их применение: малая автономность и возможность использования только в хорошую погоду.

Новый виток развития фрагат пришёлся на 1606 год. Некий голландский ренегат Саймон Дэнсер (Симон Данса, Симон Датзер — называют его по-разному) перешёл на службу к паше Алжира и предложил… строить быстроходные парусные корабли. Доподлинно неизвестно, то ли он сам был неплохим кораблестроителем, то ли выкрал корабельных дел мастеров, но в 1609 году берберийские пираты обзавелись четырьмя бретонскими буерами (малые двухмачтовые суда с косыми парусами), которые могли плавать в непогоду и имели повышенную автономность.

Вскоре этот опыт распространился и на Тунис, и на Марокко, и на другие страны Варварийского берега.

Пираты вышли за пределы Средиземного моря и начали свои рейды к берегам Англии, Шотландии, Дании, Норвегии и т. д. Так, только в водах Англии с 1606-го по 1616 год берберийцы захватили 466 британских кораблей, и это не считая кораблей других наций.

Как появились фрегаты: галеры, корсары и артиллерия

«Львята»

В 1567 году началась Нидерландская революция и Восьмидесятилетняя война. Главной базой испанских каперов стал город-порт Дюнкерк во Фландрии, где фламандцы творчески переработали опыт средиземноморских корсаров и начали строить флиботы (vlieboot) — двухмачтовые мелкосидящие манёвренные быстроходные корабли, предназначенные для нападений на голландских купцов. В случае столкновения с боевыми кораблями флиботы отходили на мелководье, где галеоны и паташи действовать не могли, и тем самым избегали захвата.

Из-за берберийских пиратов и дюнкеркских корсаров в водах Англии творился форменный бардак, а летом 1627 года голландский ренегат Ян Янсзоон из Марокко разграбил графство Корк (Ирландия), захватил остров Ланди у северного побережья Корнуолла и создал там пиратскую базу, откуда эти лихие молодцы постоянно терроризировали английское побережье. Попытки навязать пиратам и корсарам правильный морской бой терпели неудачу: английские галеоны и корабли были слишком тихоходными и противник успевал отходить. Атаковать пиратов малыми судами тоже не получалось — слишком слабо они были вооружены.

В том же 1627 году герцог Бэкингем, который тогда являлся главой английского флота, решил заказать кораблестроителю Уильяму Кастеллу новый тип кораблей, которые вошли в историю под именем «львята» (lion’s whelps). «Львята», согласно пожеланию герцога, должны были иметь возможность ходить как под парусами, так и на вёслах, иметь лёгкий ход и манёвренность, действовать на мелководье, а кроме того — быть хорошо вооружёнными.

Отдельным требованием стала быстрота постройки, поскольку промедление было смерти подобно — пираты нападали на побережье чуть ли не каждый день.

Как появились фрегаты: галеры, корсары и артиллерия

Однако погоня за взаимоисключающими характеристиками вылилась в отвратительную мореходность. Из-за мощного и тяжёлого вооружения «львята» имели большую перегрузку, квадратное сечение и почти плоское днище не давали кораблям этого типа нормально «резать» волну. В итоге они всходили на волны, крутясь вокруг своей оси, постоянно рыскали, их заливало, а пушки при малейшем волнении использовать, по сути, не получалось.

К 1628 году было построено десять «львят» (их именовали в английском флоте по номерам), которые, несмотря на мощное вооружение, не стали угрозой для пиратов.

«Кто виноват?» и «Что делать?»

Бэкингема в 1628 году убил отставной офицер Джон Фельтон, а проблема пиратов и корсаров осталась. Король Карл I строил мощные 70-100-пушечные корабли, но неожиданно выяснилось, что состоявший из «плавучих крепостей» флот неспособен защитить собственные английские воды от берберийских и дюнкеркских корсаров. Большие корабли оказались слишком дорогими в содержании в мирное время и недостаточно быстроходными, чтобы догонять лёгкие пиратские суда.

Прорыв произошёл в 1635 году, когда в руки англичан попал голландский приватир «Сван», предназначенный для действий против дюнкеркских корсаров. Корабль был очень быстроходным, и по его образу и подобию в 1636 году построили корабли «Робек» и «Грейхаунд». Однако они оказались гораздо медленнее «Свана».

В этом же году англичане захватили настоящий дюнкеркский флибот — «Никодемус», который они охарактеризовали как «самый быстрый корабль в мире» (most absolute sailer in the world). Естественно, его решили скопировать, и, хотя систершипы «Экспедишн» и «Провиденс» получились довольно удачными, скорости «Никодемуса» они не достигали.

Первый настоящий фрегат

Однако «Сван» и «Никодемус» дали английским кораблестроителям понимание, как необходимо строить охотников за корсарами, и в 1645 году Питер Петт заложил 32-пушечный охотник «Констант Уорвик», который считается первым настоящим фрегатом и родоначальником всех последующих подобных кораблей.

«Констант Уорвик» (фото: https://collections.rmg.co.uk/)

Ещё в 1640 году Карл I зафрахтовал (или купил) во Фландрии несколько дюнкеркских корсаров, славившихся лёгкостью хода и манёвренностью. Они попали на верфь Вулвича, где граф Уорвик, глава морского ведомства в то время, оплатил и заказал постройку совершенно нового корабля на манер дюнкеркцев.

По мысли Уорвика следовало соединить силу «львят» и скорость и манёвренность фламандских фрегатов.

Питер Петт, выполняя техзадание, сделал просто — за основу он взял «Свана», а обшивку решил делать как у «Никодемуса». В результате получился, как его назвал Уорвик, «несравненный парусник».

Размеры «Констант Уорвика»: водоизмещение — 315,5 тонны, длина — 85 футов, ширина — 26,5 фута, осадка — 13,2 фута; на артиллерийской палубе было расположено 12 кулеврин, 12 полукулеврин и десять малых пушек. Чуть позже количество пушек уменьшили до 24, что благотворно сказалось на скорости и манёвренности. Вскоре по подобию «Констант Уорвика» была заказана целая серия фрегатов, множество из которых построили к 1651 году.

«Констант Уорвик» задал новый стандарт скорости, мореходности и управляемости. Если сравнить его с предыдущими английскими кораблями IV-го ранга, то при сходных размерах новый фрегат имел на одну палубу меньше, а облегчение веса корпуса позволило усилить вооружение до 24 орудий на деке.

Фрагаты становятся фрегатами

Как появились фрегаты: галеры, корсары и артиллерия

Однако использовать охотников на корсаров только для охоты на корсаров смысла не было. И к 1650-м годам в английском флоте фрагаты, переименованные англичанами во фрегаты, стали отдельным типом кораблей, предназначенным для крейсерств к вражеским побережьям (то есть во время войны занимались тем же, чем раньше занимались корсары), а также для атаки отступающих и подранков противника в генеральном сражении.

Как раз в это время флоты мира перешли на линейную тактику: фрегаты сначала пытались ставить в линию, но, поскольку они проигрывали в вооружении ранговым кораблям, их стали использовать как крейсера — для задач разведки, набеговых операций и преследования противника.

Однако в XVII веке «фрегат» была классификация по назначению. В XVIII веке сложилось понятие о корабельной архитектуре фрегата. И если возникновение этого типа корабля связано с англичанами, то вот разработка его оптимальной корабельной архитектуры — заслуга французов.

Дело в том, что фрегаты типа «Констант Уорвик» всё ещё оставались кораблями с плохой мореходностью. Пушки располагались всего в метре от ватерлинии, и при малейшем волнении стрельба из орудий закрытой палубы была практически невозможна — вода попадала в пушечные порты. Отсюда, кстати, и тактика абордажа, которой изобиловали крейсерские действия англичан и французов в Войне Аугсбургской лиги и Войне за испанское наследство.

В 1741 году французский кораблестроитель Блез Оливье (Blaise Ollivier) предложил до гениальности простое решение — расположить жилое помещение для команды под закрытой артиллерийской палубой.

В результате та поднялась над уровнем воды, фрегаты избавились от лишних палубных надстроек и теперь могли вести огонь даже при плохой погоде. Двадцатишестипушечный фрегат «Медея», построенный Блезом Оливье, считается первым «истинным фрегатом» в истории. Ещё одно новшество — этот корабль нёс на главной палубе длинные восьмифунтовые пушки — потому и его назвали «восьмифунтовым».

Классическое же определение фрегата парусной эпохи в точности описывает именно «Медею» — это парусник с одной закрытой артиллерийской палубой, имеющий трёхмачтовое парусное вооружение типа «корабль» (то есть трёхмачтовое с прямыми парусами).

Малые страны Европы и Америки в разное время строили и двухдечные, и полуторадечные фрегаты, и фрегаты с косыми парусами, однако это больше были «извращения для бедных». Общепринятой считается классификация именно по определению, приведённому чуть выше.


Фрегат [1] — класс боевых эскортных и многоцелевых кораблей морской зоны действия. Используются для ведения разведки, сопровождения конвоев, разрушения коммуникаций противника и уничтожения кораблей, действующих вне состава флотских соединений. По наиболее распространенной классификации водоизмещению занимает промежуточное положение между корветами и эскадренными миноносцами.

Содержание

Происхождение названия

Возникновение термина фрегат относится к эпохе Средневековья. Основными военными кораблями того времени были галеры ( греч. galea ) - гребные суда с парусами в качестве дополнительного движителя. Помимо иных классификаций использовалась деление галер в зависимости от парусного вооружения. Трехмачтовые галеры с фок-мачтой, несущей прямые паруса, получила название саета. Быстроходные облегченные модификации сает стали называть фрегатами. Позже этот термин распространился на все парусные военные двухдечные суда, несущие прямые паруса на трех мачтах и косой парус на бизани.

В русском языке слово "фрегат" появилось при Петре I и использовалось до 90-х годов XIX века для обозначения всех военных кораблей, выполняющих крейсерские функции, независимо от наличия парусного вооружения.

Фрегат в парусном флоте



Реплика фрегата «Штандарт» — первого корабля Балтийского флота, заложеного по указу Петра I 24 апреля 1703 года.

В 1677 году британское Адмиралтейство ввело единый пушечный рейтинг для военных кораблей. Первые 3 ранга отводились линейным кораблям, предназначенным для эскадренного боя в линии баталии. К 4 рангу относились линейные корабли, неспособные к бою в составе эскадры, и потому использовавшиеся для разведки, патрульной и посыльной службы. К 5 и 6 рангу относились трехмачтовые корабли, имевшие 1 или 2 пушечные палубы, на которые размещалось до 44 пушек. К 5-6 рангу и стали относиться фрегаты, впервые появившиеся в составе военно-морского флота Франции. Первые фрегаты несли 20-30 24-фунтовых орудий, но к началу XIX века стали появляться 60-пушечные линейные фрегаты, которые по формальным признакам относились к 4 рангу по английской классификации. Фрегаты в XIX веке стали наиболее востребованными и многочисленными типами парусных кораблей. В мирное время они не ставились на прикол, как линейные корабли, а использовались для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей.

Фрегаты эпохи паровых двигателей



Появление паровых машин не сразу повлияло на конструкции и функциональное назначение фрегатов. Так как они действовали в открытом море, вдали от собственных баз, неэкономичные паровые двигатели не могли полностью заменить парусное вооружение и использовались только в бою или во время штиля. Бронирование и тяжелые орудия на фрегатах не применялись, так как их боевые действия ограничивались уничтожением торговых судов и противоборство с однотипными кораблями противника, а в случае столкновения с тяжелыми кораблями фрегаты использовали преимущество в скорости и уклонялись от боя. Таким образом главными параметрами фрегатов при проектировании считались автономность и скоростные качества, поэтому парусное вооружение и деревянный корпус в их конструкции использовались дольше, чем в конструкциях линейных кораблей.

По мере появления все более быстроходных и крупных торговых судов с паровыми машинами парусно-паровые фрегаты перестали стали соответствовать основным требованиям по скорости хода, защищенности и вооруженности. Появление корабельной брони и башенных орудийных установок стали предпосылками для возникновения новых классов кораблей. Линейные фрегаты стали получать бронированные корпуса, а орудия размещались в башенных установках на единственной палубе. Так возник класс броненосцев. Более легкие и скоростные корабли с цельнометаллическими корпусами и паровыми машинами в качестве основного движителя, выполняющие тот же круг задач по разрушению морских коммуникаций, что и фрегаты, стали называть крейсерами ( нидерл. тот, кто пересекает ). Таким образом появление крейсеров, в том числе рейдеров и скаутов, во второй половине XIX века стало причиной прекращения постройки и использования фрегатов.

Появление сторожевых кораблей



В годы Первой мировой войны Великобритания столкнулась с проблемой противоборства с мощным немецким подводным флотом. Подводные лодки первоначально планировалось использовать вблизи собственных баз, но быстрый рост их автономности позволил субмаринам взять на себя часть рейдерских функций и эффективно разрушать морские коммуникации противника. Для борьбы с немецкими подводными лодками англичане в первое время пытались использовать эсминцы. Быстроходные, но тяжелые и дорогостоящие корабли этого класса оказались мало пригодны для патрульной службы. Требовались более легкие корабли, способные выполнять задачи по охране конвоев и дозорной службе в ближней береговой и дальней морской зонах. Для этих целей началась постройка патрульных кораблей типа Р водоизмещением 613-680 тонн, вооруженных 102-мм орудием, двумя торпедными аппаратами и носовым тараном. Аналогичные по параметрам корабли типа Eagle чуть позже начали поступать на вооружение флота США, а в России были построены специальные сторожевые корабли типа Коршун. При этом в разных странах эти корабли квалифицировались как шлюпы, корветы, патрульные корабли, фрегаты и эскортные эсминцы, но выполняли одинаковые задачи.

Возрождение фрегатов





Быстроходность эсминцев была необходима при атаках на корабли противника, в то время как для сопровождения союзных конвоев на первое место выходила дальность плавания в открытом море. Так как эсминцы являлись оптимальными кораблями для сопровождения, в 1930-х годах стали появляться относительно небольшие и тихоходные корабли, которые в США получили название "destroyer escort" - эскортные эсминцы. Они не несли торпедного вооружения и предназначались для защиты конвоев от воздушных и торпедных атак. Эскортные эсминцы могли развивать скорость до 20 узлов, но были значительно маневреннее обычных эсминцев, так как им приходилось действовать в тесном конвойном строю. Вооружение этих кораблей состояло из мощных противолодочных орудий и развитой зенитной артиллерии. Многие эскортные эсминцы вооружались глубинными бомбами, многоствольными противолодочными бомбометами Hedgehog и мощными гидролокаторами. В результате сформировался специфический и весьма многочисленный класс эскортных кораблей, занявших нишу между быстроходными эсминцами и корветами, действовавшими в прибрежных районах.

В СССР аналогичные по назначению корабли относились к типу сторожевых кораблей (СКР), термины "фрегат", "эскортный эсминец" и "корвет" не использовались. В годы Великой Отечественной войны в качестве СКР использовались также переоборудованные гражданские суда и пограничные корабли.

В Великобритании эскортные эсминцы, поступавшие из США по ленд-лизу, отнесли к возрожденному типу фрегатов, хотя более ранние корабли охраны конвоев в британском флоте считались шлюпами и корветами.

В Германии корабли сопровождения ( нем. Flottenbegleiter - корабль сопровождения флота) начали строиться в 1930-х годах. Изначально их планировалось использовать для охраны броненосных сил, но позже среди решаемыми ими задач на ведущие роли вышло сопровождение транспортов.

В Японии эскортные корабли были отнесены к классу Kaibōkan ( яп. 海防 艦 - корабль морской обороны). Помимо сопровождения транспортов в круг их задач входило патрулирование прибрежных вод, благодаря чему их также называли кораблями прибрежной обороны.

Современные фрегаты





В годы Второй мировой войны произошла коренное изменение классификации военных кораблей. Задачи по сопровождению конвоев стали выполняться специально сконструированными кораблями, которые в разных странах стали называться фрегаты, эскортные эсминцы, лидирующие эсминцы, сторожевые корабли, сторожевые корабли океанической зоны или корабли сопровождения. Эти корабли по своему водоизмещению как правило занимали промежуточное положение между корветами и эскадренными миноносцами и несли мощное пушечное, зенитное и противолодочное вооружение. С появлением управляемого ракетного оружия к названию класса стала добавляться аббревиатура УРО.

В разных странах существуют различные системы классификации эскортных и сторожевых кораблей.

В США к классу фрегатов УРО отнесены корабли водоизмещением 3000-6000 тонн, несущие управляемое ракетное оружие и предназначенные для сопровождения основных военно-морских сил или крупных конвоев и защиты их от воздушных и подводных атак. Таким образом фрегаты в американском флоте занимают промежуточное положение между эсминцами УРО и крейсерами УРО и их основной задачей является охрана ударных соединений и конвоев. В зависимости от модификации они имеют буквенные обозначения FFG — фрегаты УРО или FFGN — атомные фрегаты УРО. Строящиеся в настоящее время в рамках программы LCS ( англ. Littoral Combat Ship литоральные боевые корабли) являются промежуточным звеном между фрегатами и корветами и предназначены для действий в прибрежной зоне.

В Великобритании к классу фрегатов относятся корабли, предназначенные для противовоздушной и противолодочной обороны морских соединений, уничтожение легких военных кораблей противника и поддержки наземных операций. По своим размерам британские фрегаты УРО вплотную приблизились к эсминцам УРО. Аналогичное назначение и характеристики имеют фрегаты Германии, Китая, Франции, Южной Кореи, Японии. В Испании, Нидерландах и ряде других стран фрегаты являются самыми крупными военными кораблями.

В Российском флоте в настоящее время к типу сторожевых отнесены корабли 2 ранга, предназначенные для охраны боевых флотов и конвоев от лёгких надводных сил, подводных и воздушных сил противника в дальней морской зоне. Дополнительно сторожевые корабли могут использоваться для постановки минных заграждений и поддержке десантных атак на береговые цели. Большие противолодочные корабли проекта 22350 отнесены к классу фрегатов, в том числе фрегат УРО "Адмирал флота Советского Союза Горшков". Таким образом к сторожевым кораблям по российской классификации относятся бывшие большие противолодочные корабли, сторожевые корабли дальней морской зоны, корветы ближней морской зоны и универсальные сторожевые корабли, то есть корабли, занимающие по водоизмещению промежуточное положение между корветами и фрегатами. Фрегаты в свою очередь по водоизмещению превосходят сторожевые корабли и уступают эсминцам 1 ранга, вооруженных крылатыми ракетами.

История фрегатов началась в далеком 15 веке. Так назывались легкие парусно-гребные (могли ходить как под парусом, так и на веслах) суда отличительной особенностью которых были скорость и маневренность. Фрегат, это боевой корабль, но история этим определением не ограничивается…


«Guepratte» французский фрегат типа «Лафайет»

Происхождение слова

Слово «фрегат» скорее-всего происходит от латинского aphractus или aphractum которое в свою очередь произошло от греческого aphraktos. Так назывались корабли без палубы «открытый корабль». Вторая версия гласит, что это слово происходит от итальянского «фрегата» (fregata! Да, в итальянском языке фрегата — женского рода). Которое в свою очередь происходит от слова fabricata, что означает «построенная», что, возможно, хотя не точно, намекает на то, что эти суда создавались по единому проекту.

Впервые фрегаты были использованы во время Восьмидесятилетней войны (между Нидерландами и Габсбургской Испанией). Они были частью так называемой Дюнкеркской флотилии, попросту корсарами (или пиратами), которые при поддержке испанского правительства атаковали голландские торговые суда.

Попытки голландцев противодействовать корсарам на море не дали значительных результатов. С того времени фрегаты начали пользоваться популярностью, особенно преуспели на этом поприще французские кораблестроители.

Парусный флот

Парусные фрегаты были быстрыми и маневренными, могли действовать самостоятельно и в составе эскадры, а главное, стоили дешевле, чем линейные корабли. Для постройки этого типа судна использовалась более дешевая древесина. Это был универсальный и надежный корабль.


«Корабль Ее величества» Dartmouth. 17-й век

Все это способствовало тому, что к 17 веку фрегаты стали самым распространенным классом кораблей. Обычно они использовались и в мирное и в военное время с одинаковой интенсивностью, в отличии от больших линейных кораблей.

Классический парусный фрегат — трехмачтовое судно водоизмещением от 800 до 1000 тонн (линейный фрегат) с одной или двумя палубами и 20-30 орудиями на борту. В те времена, фрегат — это и боевой корабль и торговое судно одновременно.

Пар и колеса

В начале 19 века появился гибрид — параходофрегат. При сохранении парусного вооружения добавлялась паровая машина с гребными колесами. Позже, примерно в середине века, колеса фрегата заменили гребным винтом.

По мере того как на море стали появляться броненосцы все большего и большего размеров, фрегаты перестали участвовать в бою, их задачи свелись к разведке и терроризированию торговых караванов. Поэтому старое название забылось и появилось новое — крейсер.

До начала Второй мировой войны ни о каких фрегатах речи не шло. Но британскому флоту понадобился класс кораблей которые были бы меньше (и дешевле) эсминца но при этом могли сопровождать транспортные конвои и бороться с подводными лодками противника.

Так фрегат появился снова…

Фрегат сегодня

Сегодня фрегат, это боевой корабль меньше эсминца, но больше корвета. В зависимости от решаемых задач это может быть:

Голландский фрегат HNLMS Tromp, класс

Голландский фрегат HNLMS Tromp, класс «Семь провинций»

  • Фрегат УРО (Управляемое ракетное вооружение)
  • Фрегат ПВО (противовоздушная оборона)
  • Фрегат ПЛО (противолодочная оборона)

Также, в зависимости от тоннажа разделяются на «первый» и «второй» классы.

В СССР такие корабли именовались «Сторожевой корабль».

В зависимости от задач, размеры и оборудование могут значительно отличаться.

Например, фрегаты ПВО ВМС Голландии класса «7 провинций» вооружены 8 противо-корабельными ракетами (ПКР) и 40 зенитными. Но, кроме того, имеются торпеды и вертолет для борьбы с субмаринами. Полное водоизмещение — 6000 тонн.

Французский «Лафайет» при полном водоизмещении 3600 тонн несет на борту 8 ПКР, а для отражения атаки с воздуха имеет только две 20 миллиметровых орудия и один ракетно-зенитный комплекс ближнего радиуса действия «Кроталь». Зато построен корабль по технологии малой радиолокационной заметности и на радарах должен выглядеть как совсем небольшое судно размером с катер.

Южнокорейский «Ульсан» еще меньше (2350 тонн), оснащен гидроакустической станцией, шестью торпедами, 12 глубинными бомбами и 8 ПКР «Гарпун».

А самым большим считается тип «Баден-Вюртемберг» ВМС Германии. Его полное водоизмещение 7200 тонн, что вполне позволяет отнести его к эсминцам. При этом отсутствует оборудование и вооружение для борьбы с подводными лодками противника (кроме вертолета).

Все перечисленные типы фрегатов также вооружаются пушками и пулеметами разных калибров и могут нести один вертолет (кроме немецкого «Баден-Вюртемберг», у которого 2 ангара для вертолетов NH 90).

И сегодня и во все времена такой класс кораблей как фрегат был и будет востребован. Ведь это «рабочая лошадка» для большинства флотов мира. Ведь фрегат, по определению должен быть способен к самостоятельным операциям в открытом море. Все, что больше, уже дороже и не всем державам по карману.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: