Какая судебная инстанция возглавляет судебную систему японии по конституции 1946

Обновлено: 25.04.2024

Судебную власть возглавляет Верховный суд, который состоит из главного судьи, назначаемого императором по представлению Кабинета, и 14 судей, назначаемых Кабинетом. В Верховном суде имеются три отделения (по пять судей). Кворум для пленарного заседания суда -- 9 членов, для отделений -- 3 члена. Верховный суд, как отмечалось осуществляет конституционный контроль, а также является последней инстанцией для рассмотрения других дел. Он окончательно рассматривает во второй инстанции дела о преступлениях против государства, в третьей инстанции -- остальные уголовные, а также гражданские дела. Верховный суд осуществляет также определенные полномочия судебного управления в соответствии с традициями судебного централизма. Он обобщает судебную практику, издает руководящие указания для нижестоящих судов, Положения о прокуратуре при судах, издает акты о судебной дисциплине и об управлении судами (акты административного характера). Решения по принципиальным вопросам руководящих указаний и по иным важным вопросам принимаются особой коллегией, состоящей из членов Верховного суда и других высших судов Японии (их 8).

Конституция устанавливает референдарную ответственность членов Верховного суда: каждые 10 лет одновременно с выборами в нижнюю палату парламента избиратели голосуют «за» или «против» конкретных судей (по всему составу суда). При большинстве голосов «против» судья должен уйти в отставку (случаев такого недоверия не было).

Для подготовки дел к слушанию при Верховном суде имеется 20 секретарей-исследователей, которые избираются из числа судей, но на время работы секретарями-исследователями приостанавливают судейскую деятельность.

Высшие суды, имеющие в своем составе несколько отделений (до 6) являются судами первой инстанции по делам о государственных преступлениях, а также апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам, рассмотренным нижестоящими судами. Дела о некоторых важнейших государственных преступлениях (например, о государственной измене) рассматриваются коллегией пяти судей, остальные дела -- тремя судьями.

Почти 50 окружных судов, имеющихся в каждой префектуре (губернаторстве), делятся на несколько отделений (в среднем 4--5) и рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел. Они являются также апелляционной инстанцией для так называемых дисциплинарные (с элементами общественного характера) судов. В большинстве случаев дела в окружных судах рассматриваются единолично судьей, но уголовные дела, по которым грозит наказание с лишением свободы на срок более одного года, а также гражданские дела с высокой ценой иска -- коллегией из трех судей.

Низовое звено -- дисциплинарные суды. Дела в них рассматривает единолично судья, который не обязательно должен иметь юридическое образование. В этом суде рассматриваются мелкие уголовные дела и гражданские дела с ценой иска не более 900 тыс. иен (приблизительно 11 тыс. долл. США).

Особую систему составляют суды по семейным делам. Они действуют при окружных судах и рассматривают споры о наследстве, мелкие уголовные преступления, совершенные несовершеннолетними, споры, связанные с семейным правом, выполняют посреднические функции, главным образом по семейным делам.

Особых административных судов в Японии, как и в англосаксонских странах, нет (административные судьи в США и административные трибуналы в Великобритании не являются специализированными судами административной юстиции). Контроль за управлением в Японии тоже осуществляют общие суды, но по специальной процедуре и со специальными исками. В их числе так называемый народный иск, когда лицо само не заинтересовано в исправлении незаконных актов администрации и обращается в суд за другого (в каких-то отношениях этот иск напоминает латиноамериканский процесс «ампаро»). [4, c.489-490]


Отдел международного сотрудничества Верховного Суда Донецкой Народной Республики продолжает публикацию обзорных материалов о судебных системах различных стран мира.

Следующий представленный материал касается судебной системы Японии.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ


Вся полнота судебной власти в Японии принадлежит Верховному суду и судам низших инстанций, созданных в соответствии с Законом о судах 1947 г.

Современная судебная система Японии представляет собой четырехзвенную иерархию судебных органов. Ее составляющими являются:

1) Верховный суд;

2) 8 высших апелляционных судов;

3) 50 территориальных (местных, окружных) судов и 50 семейных судов;

4) около 600 первичных (дисциплинарных) судов.

1. Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, который состоит из главного судьи, назначаемого Императором по представлению Премьер-министра, и 14 судей, назначаемых Кабинетом Министров. Назначение членов Верховного суда должно быть санкционировано всенародным референдумом, проводимым во время ближайших выборов в Палату представителей. Конституция 1947 г. установила референдарную ответственность членов Верховного суда, которая предполагает проведение через каждые 10 лет одновременно с выборами в Палату представителей всенародных референдумов по доверию или недоверию конкретным судьям. Судья, которому выразило недоверие большинство участников референдума, должен уйти в отставку. Если такого не случилось, судьи Верховного суда выходят на пенсию по достижении 70 лет.

Компетенция Верховного суда свидетельствует о том, что он выступает в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного контроля и высшего органа судебного управления.

В качестве высшей судебной инстанции Верховный суд Японии является судом последней инстанции. Он рассматривает во второй инстанции дела о преступлениях против государства, т.е. жалобы на решения высших апелляционных судов, и в третьей инстанции жалобы на решения территориальных судов.

Одной из важнейших функций Верховного суда Японии является функция конституционного контроля. Как уже отмечалось выше, он уполномочен решать вопросы о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта в качестве высшего органа конституционного контроля.

Отдавая дань традициям судебного централизма, Конституция 1947 г. наделила Верховный суд полномочиями судебного управления. Ему предоставлено право устанавливать правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, прокуроров, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами. Вместе с тем Верховный суд может делегировать судам низших инстанций право устанавливать правила своей работы.

Верховному суду принадлежит важная роль в формировании судейского корпуса страны. Судьи судов низших инстанций назначаются Кабинетом министров по рекомендации Верховного суда.

2. Высшие апелляционные суды являются судами первой инстанции по делам о государственной измене и другим преступлениям против государства, а также апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассмотренным нижестоящими судами.

3. Территориальные (окружные, местные) суды функционируют во всех префектурах Японии. Ими рассматривается основная масса гражданских и уголовных дел, а также апелляции на решения первичных судов.

В каждой префектуре созданы суды по семейным делам, которые имеют тот же статус, что и территориальные суды. В их компетенцию входит рассмотрение споров о наследстве, принятие решений по делам, связанным с семейным правом и с мелкими уголовными преступлениями, совершенным несовершеннолетними (в возрасте до 20 лет).

4. Первичные (дисциплинарные) суды составляют низшее звено японской судебной системы. Им подсудны гражданские дела с ценой иска не свыше 900 тыс. йен (около 11 тыс. долларов) и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа или лишения свободы сроком до трех лет.

Судьи Японии независимы и действуют, следуя голосу своей совести и требованиям Конституции и законов страны. Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет. Как отмечалось выше, назначение осуществляет Кабинет Министров исходя из списка кандидатов, составленного Верховным судом. Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно и так до тех пор, пока он не достигнет пенсионного возраста.

Конституцией Японии предусмотрена возможность отстранения судей всех судов от должности путем публичного разбирательства в порядке импичмента.

С 1947 г. в Японии отсутствует система административной юстиции, и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Японии предусматривает возможность арбитражного разбирательства споров, однако чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей, в торговых палатах соответствующих префектур.

Прокуратура в Японии входит в систему Министерства юстиции, являющегося одним из важнейших звеньев (оно ведает и тюремными заведениями, а также контролирует иммиграционные службы и "подрывные организации"). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, но структура ее приспособлена, прежде всего, к судебной системе: имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных и других судах. Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследованием, проводимым полицией по всем остальным делам, за исполнением уголовных наказаний. Они возбуждают уголовное преследование, составляют обвинительное заключение, передают его в суд и поддерживают там обвинение, а также защищают "публичные интересы" при судебном разбирательстве гражданских дел. По действующим правилам судопроизводства прокурор не только не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении, но и может скрывать доказательства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, в том числе и подтверждающие его алиби. Прокурор не обязан знакомить со всеми материалами дела (до судебного разбирательства) и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо других документов.

Согласно Конституции защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом, либо выбранным самостоятельно, либо назначенным государством, если у обвиняемого нет средств оплачивать юридические услуги. В гражданском процессе малоимущим также может оказываться материальная помощь, но она сводится либо к отсрочке уплаты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи (ассоциация выделяет адвоката, если имеется перспектива выигрыша процесса).

28 мая 2004 года Национальный парламент принял закон, который требует участия выбранных граждан в судебных разбирательствах, в слушании определенных тяжких преступлений. Граждане, выбранные для такой службы, называемые «сайбан-ин» (народный заседатель), выбираются произвольно из списка избирателей и вместе с профессиональными судьями проводят публичное изучение доказательств, чтобы определить вину и приговор. В большинстве случаев судебная коллегия состоит из 6 народных заседателей и 3 профессиональных судей. Дела, в которых нет значительных разногласий касательно вины, коллегия состоит из 4 народных заседателей и 1 профессионального судьи. В отличие от старой судебной системы обвиняемым не разрешается отказываться от суда с народными заседателями. В 2009 году, будучи частью большего проекта реформы судебной системы, в силу вступили законы, которые ввели участие граждан в уголовных судебных разбирательствах, вводя народных заседателей. Народные заседатели составляют большинство судебной коллегии. Они не образовывают присяжных отдельно от судей, как это происходит в системе общего права, но участвуют в процессе как следственные судьи в соответствии с традицией гражданского закона, которые активно анализируют и изучают доказательства, представленные сторонами защиты и обвинения.

В количественном отношении судейский корпус Японии значительно уступает многим другим странам. В стране с населением в 126 млн. человек насчитывается примерно 2000 судей. Для сравнения отметим, что в Украине с населением 48 млн. человек судебную власть осуществляют 7500 судей. В Японии главное внимание уделяется не количеству, а качеству судейского корпуса. Кандидаты на должность судьи проходят тщательный отбор. Выпускники юридических факультетов, желающие стать судьями, обязаны сдать экзамены специальной комиссии министерства юстиции. Как правило, этот экзамен выдерживает не более 2-3% экзаменующихся. Сдавшие экзамен зачисляются на двухгодичные курсы при Верховном суде, после окончания этих курсов и сдачи новых экзаменов претенденты могут начать карьеру судьи.

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми высокими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми нижестоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и для адвокатов. Его правилам обязаны следовать и прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14 членов Суда.

Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из пяти судей. К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела (существует несколько видов обжалования судебных постановлений в зависимости от характера обжалуемого решения, уровня вынесшей его судебной инстанции и др.). Верховный суд рассматривает обязательно в полном составе жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает необходимость толковать Конституцию или внести в неё изменения либо требуется изменить прежние решения самого Верховного суда.

Высшие суды (их восемь, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают главным образом в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из трех судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе на решения, вынесенные по второй инстанции. Кроме того, в коллегиях из пяти судей они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях. Верховный суд может в случае необходимости учредить еще одно-два отделения (филиала) каждого из высших судов.

Важнейшее звено судебной системы Японии — территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстанции основная масса гражданских и уголовных дел — все дела, за исключением отнесенных к компетенции высших и первичных судов (полномочия некоторых отделений территориальных судов с учетом их категории несколько ограничены). Эти же суды могут разбирать жалобы на решения и постановления первичных судов, вынесенные ими по гражданским делам. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из трех судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше одного года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией.

Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входят споры имущественного и неимущественного характера между супругами, дела о наследстве, а также дела о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет (в случае совершения теми серьезного преступления дело после проверки обоснованности обвинения передается в территориальный суд). Дело в семейном суде разбирает, как правило, единоличный судья и лишь в отдельных случаях — коллегия из трех судей. Нередко эти суды прибегают к примирительной процедуре.

Первичные суды — низшая судебная инстанция (их около 600) — рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верховным судом, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды вправе приговорить не более чем к трем годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судьи.

Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей. В 1923 году суды присяжных были учреждены в законодательном порядке, однако оказалось, что 99% лиц, имевших право на рассмотрение их дела с участием присяжных, отказывались воспользоваться им, поскольку вынесенный судом присяжных приговор согласно установленному правилу нельзя было обжаловать в вышестоящий суд. Конституция 1947 года и последующие законодательные акты не содержат упоминаний о суде присяжных.

Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным, но и нижестоящими судами; некоторые из них неоднократно выносили весьма прогрессивные решения о неконституционности важнейших правительственных постановлений внутри- и внешнеполитического характера.

С 1947 года в Японии отсутствует система административной юстиции и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Японии предусматривает возможность арбитражного разбирательства споров, однако чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей, в торговых палатах соответствующих префектур.

Все судьи независимы и «действуют, следуя голосу своей совести» (ч. 3 ст. 76 Конституции). Введён запрет на учреждение особых (чрезвычайных) судов.

Заключение

Подводя итоги, можно прийти к следующим выводам:

Япония — унитарное демократическое государство, являющееся парламентской конституционной монархией.

Конституция Японии 1947 года провозгласила социальную обязанность государства прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также «народного здравия».

Конституция впервые в истории Японии декларировала отказ Японии на «вечные времена» от войны, а также «от угрозы применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Для достижения этой цели Япония обязывалась не создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства для ведения войны. В соответствии с Конституцией был установлен потолок военных расходов — 1% валового национального продукта в год. Это позволило инвестировать денежные средства в промышленность. Беспрерывное обновление основного капитала привело к стабилизации и в политической жизни.

Также Конституция Японии содержит широкий перечень демократических прав и свобод, большинство из них напрямую заимствованы из американской Конституции.

Принципиально новым явлением стало закрепление автономии местных органов управления. Органы местного самоуправления приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и довольно широким перечнем других дела. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты должны избираться на основе всеобщего избирательного права. При этом население обладает инструментами отрешения от должности как местных органов власти, так и лиц, замещающих высшие государственные должности.

Всё вышеперечисленное позволило японскому государству после завершения Второй мировой войны совершить заметный скачок как в плане экономического развития, так и в отношении охраны прав и свобод собственных граждан. Во многом благодаря этому и менталитету своего населения Япония на данный момент считается одним из самых развитых государств мира.

Современная судебная система Японии сложилась в результате послеконституционных реформ 1947-1948 гг. Она включает Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды.

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми нижестоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Его правилам обязаны следовать и прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14 членов суда. Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из 5 судей. К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела (существует несколько видов обжалования судебных постановлений в зависимости от характера обжалуемого решения, уровня вынесшей его судебной инстанции и др.). Верховный суд рассматривает обязательно в полном составе жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает необходимость толковать Конституцию или внести в нее изменения либо требуется изменить прежние решения самого Верховного суда.

Высшие суды (их 8, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают, главным образом, в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе и на решения, вынесенные по второй инстанции. Кроме того, в коллегиях из 5 судей они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях. Верховный суд может в случае необходимости учредить еще 1-2 отделения (филиала) каждого из высших судов.

Важнейшее звено судебной системы Японии - территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстанции основная масса гражданских и уголовных дел - все дела, за исключением отнесенных к компетенции высших и первичных судов (полномочия некоторых отделений территориальных судов с учетом их категории несколько ограничены). Эти же суды могут разбирать жалобы на решения и постановления первичных судов, вынесенные ими по гражданским делам. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из 3 судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше 1 года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией.

Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входит разбирательство споров имущественного и неимущественного характера между супругами, дел о наследстве, а также дел о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет (в случае совершения теми серьезного преступления дело после проверки обоснованности обвинения передается в территориальный суд). Дело в семейном суде разбирает, как правило, единоличный судья, и лишь в отдельных случаях - коллегия из 3 судей. Нередко эти суды прибегают к примирительной процедуре.

Первичные суды - низшая судебная инстанция (их около 600) рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верховным судом, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды вправе приговорить не более чем к 3 годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судьи. Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей. В 1923 г. суды присяжных были учреждены в законодательном порядке, однако оказалось, что 99% лиц, имевших право на рассмотрение их дела с участием присяжных, отказывались воспользоваться им, поскольку вынесенный судом присяжных приговор, согласно установленному правилу, нельзя было обжаловать в вышестоящий суд. Конституция 1946 г. и последующие законодательные акты не содержат упоминаний о суде присяжных.

Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным, но и нижестоящими судами; некоторые из них неоднократно выносили весьма прогрессивные решения о неконституционности важнейших правительственных постановлений внутри - и внешнеполитического характера.

С 1947 г. в Японии отсутствует система административной юстиции, и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Японии предусматривает возможность арбитражного разбирательства споров, однако чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей, в торговых палатах соответствующих префектур.

Прокуратура в Японии входит в систему Министерства юстиции, являющегося одним из важнейших (оно ведает и тюремными заведениями, а также контролирует иммиграционные службы и "подрывные организации"). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, но структура ее приспособлена прежде всего к судебной системе: имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных и других судах. Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследованием, проводимым полицией по всем остальным делам, за исполнением уголовных наказаний. Они возбуждают уголовное преследование, составляют обвинительное заключение, передают его в суд и поддерживают там обвинение, а также защищают "публичные интересы" при судебном разбирательстве гражданских дел. По действующим правилам судопроизводства прокурор не только не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении, но и может скрывать доказательства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, в том числе и подтверждающие его алиби. Прокурор не обязан знакомить со всеми материалами дела (до судебного разбирательства) и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо других документов.

Согласно Конституции защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом, либо выбранным самостоятельно, либо назначенным государством, если у обвиняемого нет средств оплачивать юридические услуги. В гражданском процессе малоимущим также может оказываться материальная помощь, но она сводится либо к отсрочке уплаты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи (ассоциация выделяет адвоката, если имеется перспектива выигрыша процесса).

Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет. Назначения осуществляет Кабинет министров, обычно на основании списка кандидатов, составленного Верховным судом (председатель Верховного суда назначается императором). Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно, и так до тех пор, пока он не достигнет возраста, установленного законом для выхода в отставку (65 или 70 лет). Конституция предусматривает ряд мер, направленных на повышение судейского авторитета. В частности, назначение в члены Верховного суда подлежит так называемому "пересмотру народом" при проведении очередных выборов в Палату представителей. Если большинство избирателей высказывается за смещение какого-либо судьи, он лишается своей должности. Такая процедура повторяется каждые 10 лет. Несмотря на внешнюю эффектность этих положений, их целесообразность вызывает серьезные сомнения у японских государствоведов, поскольку большинство избирателей плохо знает членов Верховного суда. Судьи всех судов могут быть отстранены от должности только в результате публичного разбирательства в соответствии с процедурой импичмента, которая предусматривает разбирательство обвинений в адрес судьи специальными органами Парламента.

Для занятия должности судьи, а также для того, чтобы стать прокурором или адвокатом, установлены строгие правила отбора. Выпускники юридических факультетов японских университетов, желающие посвятить себя практической деятельности в одном из указанных направлений, обязаны пройти экзамены, которые ежегодно устраиваются специальной комиссией Министерства юстиции. Требования, предъявляемые этой комиссией, столь высоки, что их выдерживает не более 2-3% экзаменующихся. Они зачисляются на двухгодичные курсы подготовки работников юстиции при Верховном суде, в программу которых входят не только теоретические занятия, но и практика в судах (8 месяцев), а также в прокуратуре и адвокатуре (по 4 месяца). Лишь после окончания курсов и сдачи новых экзаменов претенденты могут начать избранную ими карьеру, если получат соответствующее назначение. В Японии корпорации профессиональных юристов сознательно ограничивают число своих коллег: в стране с населением свыше 120 млн. человек насчитывается примерно 2000 судей, 2100 прокуроров и около 12 тыс. адвокатов, что значительно меньше, чем в других капиталистических странах. При этом сквозь фильтр курсов подготовки работников юстиции - основного источника новых кадров - ежегодно проходит не более 500 человек.

Литература

Вагацума С., Ариидзуми Т. Гражданское право Японии. Книга первая. М., 1983.

Еремин В. Н. Политическая система современного японского общества. М., 1992.

Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии. Общая часть. М., 1991.

В Конституции Японии 1947 года судебной системе посвящена 6 глава.

Согласно ст.76 судебная власть в Японии осуществляется исключительно Верховным судом, а также судами низших инстанций, которые учреждаются в соответствии с Конституцией и дополнительными законами. Примечательно то, что японская судебная система является единой, создание специальных судов (напр., судов административной юстиции или арбитражных) не допускается.

Верховный суд состоит из Главного судьи и 14 судей, которые назначаются на свою должность сроком на 10 лет.

Главный судья назначается императором по представлению кабинета министров, остальные - непосредственно кабинетом. Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно. См: Курс лекций: государственное управление и государственная служба за рубежом. [Электронный ресурс]

Верховный суд может осуществлять свою работу как в полном составе (кворум 9 членов) под председательством Главного судьи, так и в составе отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляет 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Профессор В.В. Маклаков полагает, что эта практика основана на англо-саксонской правовой системе, однако она не соблюдается нижестоящими судами. См: Иностранное конституционное право / под ред. Проф. В.В. Маклакова. [электронный ресурс]

Верховный суд является судом последней инстанции, действует в качестве суда второй инстанции по делам о государственных преступлениях (например, государственная измена) и в качестве суда третьей инстанции по остальным уголовным или гражданским делам.

Верховный суд имеет право проверить конституционность любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 8 членов. В случае признания закона неконституционным, копия решения посылается в Парламент и в Кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск об антиконституционности нормативного акта должен быть подан в суд первой инстанции. См: Курс лекций: государственное управление и государственная служба за рубежом. [Электронный ресурс]

В Японии существует традиция централизации в отношении «управления правосудием». Верховный суд обобщает судебную практику, издает обязательные для нижестоящих судов руководящие указания, устанавливает положение о прокуратуре при нем, о внутренней дисциплине и административном управлении судебными органами. Эти решения принимаются коллегией, состоящей из членов Верховного суда и высших судов Японии. Наряду с этим каждые 10 лет (ст. 79 конституции) одновременно с выборами в нижнюю палату парламента проводится референдум по поводу состава Верховного суда: если большинство избирателей проголосует против определенного судьи, он обязан покинуть свой пост.

Для проведения расследования с целью подготовки дела к слушанию в назначенный день имеется 20 «исследовательских секретарей», избираемых из числа судей. В соответствии с этим почти все они должны иметь опыт судейской работы в течение нескольких лет. В отличие от практики Соединенных Штатов, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работают на суд в целом.

В крупнейших городах Японии действует 8 высших судов, которые дополнительно имеют 6 отделений. Они выступают главным образом в качестве апелляционных судов и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по уголовным и гражданским делам. Также в некоторых делах высшие суды могут выступать в качестве второй инстанции или первой, например, в делах о государственных преступлениях. В случае необходимости Верховный суд Японии может учреждать филиалы каждого из высших судов.

В каждой из 47 префектур Японии созданы окружные суды (всего 50, имеют 242 отделения). Они рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел, выступают в качестве апелляционной инстанции по решениям, вынесенным дисциплинарными судами. Дела могут рассматриваться единолично или коллегиально (как правило коллегия состоит из 3 судей) в том случае, если дело касается большой суммы иска или обвинения в преступлении, наказуемое лишением свободы на срок более 1 года. См: Курс лекций: государственное управление и государственная служба за рубежом. [Электронный ресурс]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: