Какая судьба ожидала женщину вступившую в сожительство с рабом своим или чужим римское право

Обновлено: 02.05.2024

2. О том, что как на королевской власти, так и на всем народе лежит обязанность почитать законы. (. ) [56]

6. О тех, кто, став перебежчиками или мятежниками, выступают против короля, народа или родины.

Всякий, кто добивается королевской власти либо с помощью мятежного плебса, либо путем тайных от государства козней, тотчас же со всеми, столь нечестиво ему содействовавшими, предается анафеме. (. )

33. О тех, кто пренебрег королевским приказом.

Если будет установлено, что кто-либо из свободных людей пренебрег выполнить приказ короля, то, если это знатная особа, выплачивает в казну 3 фунта золота, если же не в состоянии заплатить такую сумму, наказывается 100 ударами бича, но без нанесения бесчестия его достоинству.

4. (. ) Мы никоим образом не потерпим, чтобы против знатных особ (in personis nobilibus) возбуждалось через посредничество доверенных лиц судебное преследование, связанное с применением пытки. (. )

2. Если свободная женщина вступит в сожительство с рабом или собственным вольноотпущенником.

Если свободная женщина очевидными доказательствами изобличена в том, что она вступила в сожительство с рабом или собственным вольноотпущенником и даже хотела сделать его своим мужем, то она предается смерти. (. )

1. О том, что сестры с братьями в одинаковой степени вступают в родительское наследство.

Если отец или мать умерли без завещания, пусть сестры с братьями все родительское имущество и беспрепятственно, и в равных долях наследуют.

2. О том, что дети наследуют первыми.

В наследстве тех, кто умер без завещания, первыми наследуют дети. Если дети умерли, наследство отходит внукам. Если и внуков не будет, правнуки допускаются к наследству. Если же тот кто умер, не оставил ни детей, ни внуков, ни правнуков, ни отца, ни матери, тогда пусть дед или бабка требуют себе наследство. [57]

5. О тех вещах, которые дети приобретают при жизни отца или матери.

Сын, который при жизни отца или матери сам приобретет что-нибудь, либо получит от щедрот короля или в результате дарений патронов, имеет возможность продавать или дарить из этого имущества, кому захочет. (. )

О дарениях родственников

3. Об имуществе, дарованном королем мужу или жене.

Особым законом устанавливается, что из имущества, полученного по королевскому дарению, если дарение будет записано на имя мужа, жена не должна претендовать ни на что, кроме полученного в приданое. Точно так же, если дарение окажется сделано на имя жены, пусть муж ничего оттуда после ее смерти не пытается каким-либо образом захватить или присвоить, пользуясь собственным правом, кроме того, что он получил по щедрости жены.

4. Об имуществе, переданном жене мужем сверх приданого.

Если женщине мужем кроме приданого будет когда-либо что-нибудь подарено из любого имущества, приобретенного им по дарению либо в результате взыскания долга, или которое ему следует получить, жена пусть спокойно до дня смерти владеет этим и обладает властью делать, что хочет, с пятой частью этого имущества, если в этом браке будут рождены дети; после же ее смерти оставшаяся часть полностью и целиком пусть достанется ее детям, рожденным от этого мужа. (. ) Если же от этого брака детей не будет, пусть жена имеет полную свободу делать с подаренным ей имуществом, что предпочтет. (. )

Об обменах и продажах

1. О том, каким образом обмен имеет силу так же, как и покупка.

Обмен, если он не совершен под воздействием силы или страха, имеет ту же силу, что и покупка.

2. О том, что если продавец не будет надежным, должен даваться поручитель.

Если продавец ненадежен, он должен представить покупателю поручителем свободного, и тогда покупка будет иметь крепость [силу].

3. Пусть не имеет силы продажа, совершенная по принуждению. [58]

Продажа, (. ) совершенная с составлением грамоты, пусть имеет полную силу. Кроме того, если даже запись не будет сделана, а то что плата отдана, будет подтверждено присутствующими свидетелями, покупка пусть имеет полную силу. (. )

5. Если часть оплаты не будет отдана.

Если часть оплаты будет отдана, а часть обещана, пусть из-за этого совершенная продажа не расторгается. Но если покупатель к условленному времени оставшуюся часть оплаты не представит пусть платит проценты с той части платы, которую должен, если только случайно не будет так, что купленная вещь должна будет быть возвращена продавцу.

7. Если кто скажет, что продал свою вещь за низкую цену.

Пусть соблюдается такая форма продажи, чтобы любое имущество или земли, или рабы, или любой вид животных продавалось и никто не расторгал продажу из-за того, что по его словам, продал вещь по низкой цене.

О залогах и долгах

2. О внесенном и украденном залоге.

Если кто внесет другому залог за какой-либо долг, и тот, кто внес украдет его, пусть считается вором.

3. О залоге, внесенном за долг.

Залог, который вносится в обеспечение долга, если он будет отдан в качестве гарантии, и тот, кто внес залог, не позаботится вернуть долг в установленное время в течение гарантированных десяти дней (. ) пусть начисляются проценты. Кроме того, если пренебрежет явиться в течение десяти дней (. ) или отдать, что должен, тогда пусть заимодавец предъявит залог судье или препозиту 1 города, чтобы получить разрешение на продажу, (. ) пусть возьмет себе, сколько ему положено, а остальное пусть получит тот, кто его внес.

8. О тех, кто посмеет продать или подарить чужое.

Сколько бы ни происходило тяжб по поводу проданного или подаренного имущества, т. е., если случится так, что кто-либо подарит или продаст чужую вещь, не может быть никакого предпочтения покупателю. Но тот, кто посмеет продать или подарить чужое имущество, пусть будет принужден уплатить двойную цену вещи ее хозяину; покупателю же пусть возвратит плату, которую получил. (. )

9. О том, что имущество, по поводу которого ведется тяжба, не разрешено продавать или дарить.

Имущество, по поводу которого ведется тяжба, т.е. которое другой или начал требовать назад или может получить по какой-либо причине, не разрешено ни дарить, ни продавать, ни перемещать куда-либо. [59]

13. Об имуществе вольноотпущенника, который умирая, не оставил законнорожденных детей.

Если вольноотпущенник, который, будучи уже свободным, получил что-либо в дар от патрона и умер, не имея детей, рожденных в законном браке, или, может быть, оставил служение патрону и переселился куда-нибудь, то все, без сомнения, должно быть возвращено патрону или его наследникам.

8. Лишь тот должен считаться виновным, на ком лежит вина.

За всякие преступления нужно преследовать тех, кто совершил их; не должны бояться преследования ни отец из-за сына, ни сын из-за отца, ни жена из-за мужа, ни муж из-за жены, (. ) ни родственник из-за родственника; лишь тот должен считаться виновным, кто совершил нечто достойное осуждения; и преступление умирает вместе с тем, кто его совершил. (. )

8. Если кто-нибудь, осуществляя умеренное наказание, убивает человека.

Коль случится так, что кто-нибудь находившийся в учении, под патроцинием 2 или в рабстве, умер, будучи избит бичом в порядке подобающего наказания учителем, патроном или господином, и если тот, кто убил, поучая и наказывая, сделал это не из-за ненависти или злоумышленно, то он не может быть подвергнут ни бесчестию, ни наказанию.

Об ущербе животным и другим вещам

24. Об ущербе общественной дороге.

Если общественная дорога будет перекрыта, тот, кто разрушит изгородь и вал, не обязан никаким штрафом. Тот же, кто перекрыл дорогу, которой имеют обыкновение часто пользоваться, если он серв, (. ) пусть получит 100 плетей, и будет принужден (. ) судьей прежнюю дорогу расчистить. (. ) Если же это будет совершено более могущественным, пусть с него будет взыскано 20 солидов, остальные же лица, совершившие подобное, должны выплатить 10 солидов. (. ) [60]

3. То, что постановлено относительно раздела большинством или лучшими, не может быть изменено меньшинством или менее достойными людьми.

8. О разделе земель между готом и римлянином.

Условия раздела земель или леса между готом и римлянином, если доказано, что подобный раздел действительно был осуществлен, никоим образом не должны нарушаться. Не может захватывать или претендовать на что-либо из двух долей гота римлянин, а из трети римлянина — гот, если только ему [готу] не будет что-нибудь пожаловано в результате нашей щедрости. То, что разделено родителями или соседями, потомство не смеет изменять.

11. Тот, кто получил землю при условии выплаты оброка, должен соблюдать соглашение.

Тот, кто, заключив соглашение о выплате оброка, получил земли, может владеть ими и выплачивать ежегодно собственнику тот оброк, который был установлен, ибо соглашение не может быть нарушено. (. )

16. Если готы отберут у римлян их трети, то по настоянию судьи должны все вернуть римлянам.

2. Пусть заморские купцы судятся у своих телонариев 3 и по своим законам.

Если заморские купцы начинают между собой тяжбу, то никакой наш суд, не должен брать на себя рассмотрение этого дела. Они должны судиться у своих телонариев, по своим законам.

2. Пусть никто из тех, кто получает власть и попечение над народом, не пытается угнетать кого-либо из населения поборами или налогами. (. )

Когда мы назначаем должностных лиц, мы предоставляем им доходы.

Перевод выполнен по изданию: Lex Visigothorum // Monumenta Germaniae Historica. Legum Section. T. 1. 1902.

1. Препозит — должностное лицо городской администрации.

2. Патроциний — отношения, связывающие вольноотпущенника и патрона, дружинника и господина и пр.

3. Телонарии — должностные лица, которые взимали пошлины с иностранных купцов и судили последних.

(пер. И. И. Варьяш)
Текст воспроизведен по изданию: Антология мировой правовой мысли, Том 2. М. Мысль. 1999

© текст - Варьяш И. И. 1999
© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© OCR - Луговой О. М. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Мысль. 1999

Поскольку раб заведомо является чьей-то собственностью, то для его освобождения требовалось согласие хозяина этого раба. Зачем хозяину освобождать своего раба? На то могло быть множество причин. Финансовые соображения, тщеславие, личные чувства, милосердие. Рассмотрим их поочерёдно.

Раб, который по каким-то причинам (старость, болезнь и т.д.) уже не мог приносить прибыль, становился обузой. Его приходилось кормить и выделять ему место хотя бы под постель. Поэтому иногда таких рабов освобождали точно так же, как сейчас увольняют работников — в целях сокращения расходов. Впрочем, бывали и противоположные случаи. Раб мог владеть какой-то востребованной специальностью. Когда он работал на хозяина, у него не было стимула особо выкладываться. А вот как свободный труженик он выполнял ту же работу с куда большим прилежанием. Иногда подобных рабов отправляли на заработки и после этого позволяли выкупить свою свободу за заработанные деньги. Известен случай, когда некий раб, умевший лечить глаза, освободился за 50 тыс. сестерциев. При этом обычный молодой здоровый раб имел рыночную стоимость около 2 тыс. сестерциев.

Освобождать работящего раба было выгодно и по иным соображениям. Раба обязан содержать его хозяин, тратя на это собственные деньги. Если тратить на содержание рабов слишком много, прибыль упадёт. Если слишком мало, то рабы станут плохо работать и могут заболеть. А за врача для раба придётся платить опять же хозяину.

Освобождённый раб назывался вольноотпущенником. Вольноотпущенник по древнеримским законам обязан был заботиться о своём бывшем хозяине, как о родном отце. То есть теперь уже бывшие рабы должны содержать своего прежнего хозяина. Если у владельца раба хозяйственная жилка отсутствовала (к примеру, он был вышедшим в отставку легионером и бизнесом никогда не занимался), а у кого-то из его рабов она была, то сделать его вольноотпущенником становилось намного выгоднее, чем продолжать держать в рабстве.

Патриции иногда массово отпускали своих рабов из чистого тщеславия. Считалось, что богатый и влиятельный аристократ не может показаться в обществе без окружающей его толпы клиентов. Клиентами римляне называли свободных граждан, финансово зависящих от своего патрона и поэтому оказывающих ему всякие услуги. Чтобы привлечь в клиенты избалованный бесплатными раздачами хлеба римский плебс, следовало постоянно тратить на них немалые суммы. Намного проще и дешевле было отпустить на свободу десяток-другой своих рабов из числа прислуги. Востребованной ремесленной профессии у них всё равно нет, а хозяин будет по-прежнему их кормить и поить, так что они волей-неволей останутся в его доме, но теперь уже не на положении рабов, а в качестве свободной клиентуры.

Кроме того, освобождали и самых близких к хозяевам рабов, бывших учителями, няньками и т.п. Древнеримский писатель Светоний писал, что многие рабы греческого происхождения, преподававшие римлянам грамматику, отпускались на волю «за свои дарования и свою образованность». В надписях на надгробиях богатых вольноотпущенников часто встречается упоминание, что этот человек был отпущен хозяином в признание его заслуг. Например, так получил вольную раб Харидем, бывший с младенчества опекуном римского поэта I в. н.э. Марка Валерия Марциала.

Из чувства милосердия старый хозяин мог освободить своих рабов посредством завещания. Так часто поступали главы знатных римских семейств, это даже стало своего рода традицией. В имперские времена освобождали дворцовых рабов после смерти императора, чтобы они славили доброту покойного. Впрочем, античный писатель Дионисий Галикарнасский в «Римских древностях» считал, что главная причина освобождения рабов по завещанию не в доброте и милосердии их хозяина, а всё в том же тщеславии: «Некоторые завещают отпустить после их смерти всех рабов на волю, чтобы прослыть прекрасными людьми и чтобы за их погребальным ложем шла толпа отпущенников в своих колпаках». Здесь имеется в виду «фригийский колпак», отличительный признак вольноотпущенника в Древнем Риме.

Классическое римское право налагало некоторые ограничения на право хозяина освободить своих рабов. Нельзя было освобождать больше 100 рабов. Запрещалось освобождать рабов моложе 30 лет. Сам хозяин должен был иметь возраст не менее 20 лет, т.е. быть совершеннолетним по римским законам. Должник не мог освобождать своих рабов без согласия кредиторов. Но со временем эти законы смягчались, в конечном итоге сохранились лишь два последних пункта: о совершеннолетии хозяина освобождаемого раба и о его свободе от долгов.

Древние римляне освобождали своих рабов настолько часто, что вольноотпущенники составляли немалый процент населения римского государства. Не будучи полноправными римскими гражданами, они, тем не менее, занимали иногда важные посты и пользовались большим влиянием в обществе.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Как правило, человек, обращённый в раба, оставался им до конца своей жизни. Больше того, в большинстве случаев рабами становились и его дети. Тем не менее, даже невольник имел возможность получить желанную свободу. Как и при каких обстоятельствах?

Самый, наверное, простой и один из самых распространённых способов освобождения раба – воля его хозяина. В римском праве для этого случая было своё название – манумиссия («manumissio» – manus «рука» и mitto «отпускаю»).

Существовали разные способы манумиссий. Древнейший из них – виндикта. Хозяин находил римского гражданина, который выступал во время процесса в качестве истца. Он заявлял, что невольник на самом деле не раб, а свободный человек. Ответчиком в этом фиктивном суде был, естественно, господин, который соглашался с истцом. Претор провозглашал свободу недавнего раба. Процесс заканчивался тем, что истец касался бывшего невольника палкой, называемой vindicta, как бы подтверждая готовность защищать его свободу оружием.

Другой способ – Manumissio censu – был куда менее торжественным. Хозяин просто подавал особое заявление, и раба вносили в цензорский список свободных граждан.

Порой хозяин хотел освободить раба, но при жизни он был ему ещё нужен. В таком случае составлялось завещание, в котором господин указывал, что такого-то невольника нужно сделать свободным. Этот способ назывался Manumissio testamento (testamento, как нетрудно догадаться, переводится как «завещание»). В некоторых случаях, впрочем, хозяин мог не дать прямых распоряжений по освобождению раба. Вместо этого он просил своего наследника исполнить свою волю, а тот уже мог выбрать способ манумиссии.

Порой раба отпускали на волю в неофициальной обстановке. Например, звали невольника ко столу (разумеется, рабы ели отдельно от хозяев). Или же хозяин даровал ему свободу прямо на смертном одре. Правда, в таком случае, хоть раб и становился свободным, но права гражданина не получал.

В республиканский период для хозяина не существовало никаких ограничений для освобождения своих рабов. Октавиан Август, первый римский император, это положение изменил. Отпускать на волю было разрешено лишь определенную долю рабов, и не больше 100. При этом самому хозяину не должно было быть меньше 20 лет.

Рабов, которым было меньше 30 лет, освободить могли только «после исследования перед советом законной причины отпуска. Законной же причиной отпуска на волю будет, например, тот случай, когда в присутствии совета отпускает кто-либо на волю родного сына или дочь, брата или сестру, питомца или воспитателя или раба, для того чтобы иметь в его лице поверенного, или когда кто-либо отпускает на волю рабыню для вступления с нею в брак».

В то же время в императорское время раб имел возможность стать свободным с помощью государства. Если хозяин бросил больного раба на произвол судьбы; если кто-то убил хозяина, а раб открывал имя убийцы; если раб стал совсем старым и больным; за какие-либо особые заслуги перед Римом; если раб узнавал о готовящемся бунте и своевременно донёс об этом.

Новый способ манумиссии возникает в IV в. н.э. – Manumissio in ecclesia. Хозяин мог освободить раба, ходатайствуя об этом перед епископом и общиной.

В некоторых случаях раб имел возможность выкупить самого себя из рабства. Конечно, касалось это не рабов, работавших на полях, а «домашних» рабов, прислуживавших хозяину. Господин, который милосердно относился к невольнику, мог позволить ему иметь личные деньги. Накопив тем или иным способом энную сумму, раб мог потратить её для выкупа себя из рабства. С бывшим хозяином они, конечно, часто поддерживали тесные отношения, и тот мог даже назначить бывшего раба своим доверенным лицом.

Наконец, существовал и радикальный способ освобождения из рабства – с оружием в руках. Восстания рабов, правда, как правило, кончались весьма плачевно для восставших. Тем не менее, они могли привести к заметному смягчению положения других рабов.

Судя по статье в римских законах о том, как следует поступать со свободной римлянкой, вступившей в связь с рабом, такое случалось нередко. Среди рабов встречались юные и пригожие, из-за частых войн молодых свободных мужчин не хватало: многие из них в армии, защищают рубежи Отечества где-нибудь в Парфии, Британии или Германии. Что оставалось делать несчастным римским дамам?

Допустим, свободная римлянка влюбилась в раба. Дальнейший ход событий зависел в первую очередь от семейного статуса римской гражданки. Если она была незамужней дочерью при живом отце, ситуацию в семейном кругу разрешал её отец, как глава семьи. Если римлянка была замужней, то муж либо точно так же разбирался с неверной женой в кругу семьи или мог потребовать развода. По римским законам, доказанный факт неверности жены давал повод для разрыва брачных уз. Хозяин самого раба не имел возможности подать в суд на свободную римскую гражданку, в противном случае любой рабовладелец мог бы шантажировать любых римских дам обвинением в том, что они приставали к его «говорящим орудиям».

Итак, кто имел право обращаться в римский суд по поводу связи римлянки с рабом? По римскому закону, только dominus (хозяин дома, отец семейства) этой женщины. Но ведь у него и так была власть над собственной дочерью (внучкой, племянницей, супругой)? Да, но если его подопечная совсем отбилась от рук, то он мог урезонить её через суд. Для этого требовалось, чтобы он трижды публично (т.е. при дееспособных свидетелях) призывал её одуматься. И только если после этого связь с рабом не прекращалась, он подавал обращение в суд. Судья должен был выслушать обе стороны и свидетелей. Если факт подтверждался, римлянка официально становилась рабыней владельца того раба, с кем у неё была доказанная через суд связь.

Как видим, полностью свободную римскую гражданку (вдову или сироту, у которой не было официального опекуна) по этому закону осудить невозможно за неимением над ней dominus’а. Очень сложно было осудить осторожных любовников, которые не выставляли свою связь напоказ и встречались без свидетелей. Судья мог принять во внимание косвенные улики, если таковые были, а мог и не принять. Для осуждения римлянки было абсолютно необходимо, чтобы её dominus этого желал, в противном случае он просто не стал бы публично призывать её прекратить позорную связь и тем более подавать в суд на члена собственной семьи. Кроме всего прочего, сам факт такого суда бросал тень на честь всей фамилии.

И наконец, совершенно невозможно было осудить римлянку, вступившую в связь с собственным рабом. Дело в том, что все рабы в доме официально принадлежали dominus'у, так что собственный раб мог иметься только у свободной от семейной опеки римской гражданки. Поэтому подавать в суд на неё, даже при самом что ни на есть публичном и разгульном поведении, было просто некому. Если же свободная и обеспеченная матрона влюблялась в чужого раба, она попросту покупала объект своей страсти у его хозяина.

Во-вторых, можно было уговорить dominus’а выкупить раба у его хозяина. Далее раба можно либо отпустить на свободу, в таком случае подопечная dominus’а будет встречаться хотя бы с вольноотпущенником, а не рабом, что не так сильно дискредитирует семью. Или же оставить в доме, чтобы оба влюблённых были под присмотром. В-третьих, можно было договориться с хозяином раба. В этом случае dominus подавал в суд, и римлянка становилась рабыней хозяина её возлюбленного. После чего он освобождал обоих (естественно, не бесплатно), и счастливые влюблённые дальше жили семейной парой, освободившись от опекунов и хозяев. Если, конечно, хозяин раба выполнит эту договорённость, а не захочет остаться владельцем пары рабов.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

"Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни". Данное определение закреплено в Институциях Юстиниана (1.9.1). Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" (D. 23.2.1).

Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак.

Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие iusconubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования.

Союз между лицами, не имевшими iusconubii, являлся незаконным браком. Он не имел указанных выше правовых последствий, хотя и дозволялся законом.

Постоянный союз мужчины и женщины без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен.

Сожительница (конкубина) не разделяла социального состояния сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права.

Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения.

Чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям.

Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" (Ульпиан, Ер. 5.2).

Право заключения законного брака (iusconubii) первоначально принадлежало только римским гражданам и latiniveteres.

В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.

Так, до Закона Канулея 445 г. до н.э. были запрещены браки между патрициями и плебеями. До Закона Августа 18 г. до н.э. был запрет на браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными.

Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства.

Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между правителем провинции и жительницей этой провинции; между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия.

Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких правовых последствий такие браки не влекли.

В постклассическом праве термин iusconubii теряет свое значение и перестает употребляться.

Брачный возраст был установлен с 12 лет - для женщин, с 14 лет - для мужчин. Согласие на брак в древнейшее время требовалось от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся personasuiiuris. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти paterfamilias. Позже в ряде случаев детям было предоставлено право вступать в брак и без согласия paterfamilias.

Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, "есть предложение и обещание будущего брака" (D. 23.1.1). Совершалась она посредством двух стипуляций. Как писал Ульпиан: "Помолвка (sponsalia) так называется от слова обещать (spondere); поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен" (D. 23.1.2). Заключалась она между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб.

В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка.

По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере.

Виды брака. Формы заключения брака.Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cummanu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

Как указывал Гай, "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею" (Гай, 1.110).

"Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа. " (Гай, 1.111). Этот способ называется usus.

"Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа черезнекоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio" (Гай, 1.112). Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

"Что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит" (Гай 1.113). Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sinemanu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]". Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sinemanu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться personasuiiuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sinemanu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа.

Возникнув позже брака cummanu, брак sinemanu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sinemanu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака.

В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа.

Отличие брака sinemanu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей.

До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак.

Основаниями прекращения брака являлись как объективные причины, так и субъективные. К первым относились: смерть одного из супругов; лишение свободы одного из супругов (плен, рабство), причем только брак sinemanu считался прекращенным; лишение гражданства одного из супругов; изменение семейного положения одного из супругов, при котором невозможно вступление в брак. К субъективным относился развод.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории.

Расторжение брака cummanu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.

Расторжение брака sinemanu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.

Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма.

Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях.

В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.

При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.

Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев.

В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании.

Также были введены ограничения с целью ограждения интересов детей от первого брака.

Понятие семьи. Эволюция семейных отношений

Определение семьи (familia) дал известный римский юрист Ульпиан (D. 50.16.195.1-2).

Он указал, что этот термин "имеет различные значения, так как может относиться и к вещам, и к лицам". Он также различал семью в узком, или строгом, смысле (proprioiure) и в широком - семью по общему праву (familiacommuniiure).

Ульпиан писал: "Семьей в строгом смысле слова мы называем совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву". "Семьей по общему праву (родства) мы называем семью всех агнатов. подчинявшихся власти одного лица, поскольку они происходят из одного дома и рода".

Родовая община (familiagentilicia) являлась наиболее обширным родственным союзом. Члены одного рода (gens) имели общего предка, носили общее имя этого предка, у них был общий родовой культ, жертвенник.

Имущественная дифференциация внутри рода с образованием государства способствует выделению из рода более мелких союзов - семей.

По своей сути древнейшая римская семья являлась строго патриархальной. Она строилась на началах абсолютной власти главы семьи (paterfamilias) над женой, подвластными детьми, другими родственниками, рабами, кабальными работниками, а также над всем имуществом.

Сначала это была одинаковая власть (manus) над всеми. Однако со временем эта власть стала делиться на:

dominicapotestas - надвещами, рабами; manusmariti - надженой; patriapotestas - наддетьми; mancipium - над кабальными.

Власть домовладыки прекращалась только с его смертью или по его воле. После смерти домовладыки происходило изменение семейного состояния всех подвластных лиц.

Только домовладыка обладал полной правоспособностью. Он являлся лицом своего права (personasuijuris), все другие члены семьи были подвластными ему лицами - лицами чужого права (personaalienajuris).

Постепенно, однако очень медленно, происходит ослабление власти домовладыки над подвластными лицами. Жена и дети получают признание своих прав, положение свободных подвластных значительно улучшается по сравнению с положением рабов.

Родство.Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское.

Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти (agnatio). Агнаты между собой соединены гражданским родством (Гай, 3.10). Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" (Гай, 1.156). Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты. ". Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.

Родство по крови (cognatio) - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.

Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское.

Родство римляне определяли по линиям и степеням.

Лица, происходящие одно от другого (отец и дочь), называются родственниками по прямой линии.

По восходящей линии - это родственники от потомка к предку (отец, дед, прадед); по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку (прадед, дед, отец).

Лица, происходящие от общего предка (дядя и племянник, брат и сестра), называются родственниками по боковой линии.

Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным.

Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени.

Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого (свекор, теща, зять).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: