Какая роль государства в обеспечении международной конкурентоспособности национальной экономики

Обновлено: 23.04.2024

Эффективность любой системы управления определяется тем, насколько она охватывает все уровни управления. В России пока «задействованы» низшие и средние звенья — персонал и руководство предприятий, ориентированных на экспорт продукции.

Организуемые федеральными органами исполнительной власти конкурсы представляют собой первый опыт участия высших звеньев в управлении конкурентоспособностью.

В ряде стран программы повышения конкурентоспособности разрабатываются и контролируются на самом высоком уровне управления государством.

Особого внимания заслуживает опыт США. В работе отмечены следующие этапы формирования государственной политики США в области конкурентоспособности:

1988 г. — принятие Конгрессом США закона о торговле и конкурентоспособности;

1988 г. — формирование Национального совета по конкурентоспособности при президенте США;

1994 г. — принятие администрацией президента США Стратегии национальной безопасности США, в которой первый из семи разделов посвящен повышению конкурентоспособности страны.

Федеральным органом, реализующим в США закон о торговле и конкурентоспособности, является министерство торговли США в лице своей администрации по технологиям (AT). В состав AT входят: управление по технологической политике; национальный институт стандартов и технологий; национальная служба технической информации.

Управление по технологической политике (УТП) служит форумом для обсуждения основных вопросов в области конкурентоспособности.


В частности, УТП рассматривало рекомендации по решению проблемы увеличивающейся потребности США в квалифицированных специалистах в области информационных технологий; результаты всесторонней оценки конкурентоспособности различных отраслей промышленности страны в целях разработки федеральными исполнительными органами и Конгрессом США мер по стимулированию конкурентоспособности в этих отраслях.

Специалисты УТП осуществляют мониторинг научной и технологической политики зарубежных стран с целью определения интересов и позиций промышленности США на мировом научно-технологическом рынке, уровня и путей повышения ее конкурентоспособности.

Вероятно, аналогичные меры должны быть приняты и высшим руководством России. Только задействование всех уровней управления («вертикали управления») способно поднять рейтинг России по показателю конкурентоспособности производимой продукции и услуг.

Уже много лет в нашей стране дискутируется национальная идея России в нынешнем веке.

Попытку поставить точку в этой дискуссии сделал В. В. Путин в своем программном выступлении перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. в рамках предвыборной компании по выборам Президента России. Отвечая на вопрос о своем видении национальной идеи, национальной миссии России в XXI веке, он сказал: «…Можно собираться и дискутировать на эту тему сколь угодно.

Вы знаете, я глубоко убежден: мы стоим перед очень серьезным вызовом времени, различные страны и регионы мира очень активно развиваются.

Если мы все время будем упоминать о свой тысячелетней истории и говорить о том, как мы богаты природными ресурсами и какими умными мы являемся, и почивать на этих лаврах, мы захиреем окончательно. Нам нужно быть конкурентоспособными во всем.

Вот это и есть наша основная национальная идея сегодня». Для реализации идеи, высказанной Президентом РФ, и разработки эффективного механизма повышения конкурентоспособности экономики постановлением Правительства РФ от 03.06.2004 был создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству.

Презентация на тему: " Роль государства в обеспечении международной конкурентоспособности страны и компаний Презентацию подготовила студентка 4 курса 43 группы Тихонова Юлия." — Транскрипт:

1 Роль государства в обеспечении международной конкурентоспособности страны и компаний Презентацию подготовила студентка 4 курса 43 группы Тихонова Юлия

2 Конкуренция – это один и основных элементов рыночной экономики, где ведется борьба хоз. субъектов за доходы, за свое место в системе производства и потребления. Основой построения конкурентоспособной экономики является широкое внедрение инноваций и участие страны в МРТ.

3 В современных условиях конкурентоспособность проявляется на всех хозяйственных уровнях: на индивидуальном уровне (на рынке труда); на микроуровне (уровень предприятий); на мезоуровне (уровень отраслей и секторов); на макроуровне (уровень всей экономики в целом); на глобальном уровне (для межстрановых сопоставлений).

4 Политика государства в целях повышения конкурентоспособности страны должна строится на: национальной стратегии экономического роста; повышении возможностей национальной экономики с учетом мирохозяйственных связей. В условиях довольно сильного роста конкуренции в мировом масштабе все более важной становится роль государства в обеспечении конкурентоспособности страны и ее повышении.

5 Роль государства при этом состоит в: правовом регулировании экономики; создании производственной и социальной инфраструктуры; Увеличении инвестиций в НИОКР; выработке стратегии политически и стратегически важных предприятий вместе с предпринимателями и профсоюзами (автомобильная промышленность, нефтегазовый комплекс, банковская сфера и тд.

6 Также особое значение в современны условиях имеет экономическая политика государства, поскольку от нее зависит состояние среды, в которой действуют экономические контрагенты.

7 Современными факторами национальной конкурентоспособности являются: выгодное ЭГП; обладание богатыми природными ресурсами; наличие относительно благоприятных цен на труд и природные ресурсы; НО наиболее важными являются:

8 сформировавшаяся конкурентная среда и проводимая конкурентная стратегия; участие государства в политических и экономических альянсах. достигнутый в стране уровень производительности труда и качества жизни; использование новейший технологий;.

9 Таким образом, проблема повышения конкурентоспособности как страны, так и предприятий, может быть решена при помощи активного участия государства. Оптимальная роль государства в повышении конкурентоспособности страны состоит с одной стороны в том, чтобы достигнуть максимальной либерализации и открытости экономики, с другой – вести активную работу по строительству инфраструктуры и привлечению частного сектора к развитию ключевых отраслей.

Понятие и значение конкурентоспособности национальной экономики

Национальная экономика представляет собой сложную, многоступенчатую систему, которая охватывает весь социально-экономический комплекс государства. В общем виде она может быть определена в качестве исторически сложившейся системы общественного воспроизводства страны.

Под национальной экономикой следует понимать взаимосвязанную совокупность экономических субъектов и видов экономической деятельности, охватывающую все формы общественного разделения труда. Ее базовыми признаками выступают:

  • общность экономического пространства;
  • территориальная определенность с общим экономическим центром;
  • тесные экономические связи между субъектами хозяйствования.

Основополагающей целью национальной экономики считается обеспечение экономического роста экономики страны посредством максимизации возможностей для формирования благоприятных условий жизнедеятельности населения страны.

Национальная экономика обладает различными характеристиками, одной из которых выступает ее конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью в общем смысле принято понимать возможность быть лучше своих конкурентов. В ее основе всегда лежит наличие определенных конкурентных преимуществ.

Применительно к сфере общественного воспроизводства термин «конкурентоспособность» принимает несколько иное значение. Чаще всего конкурентоспособность национальной экономики принято рассматривать в качестве трех компонентов:

  • способности государства добиваться высоких темпов экономического роста, устойчивых в среднесрочной перспективе;
  • уровня производительности факторов производства страны;
  • способности хозяйствующих субъектов к успешной конкуренции на мировых рынках.

В общем смысле под конкурентоспособностью национальной экономики следует понимать конкурентоспособность системы общественного, государственного и политико-правового устройства страны и регулирования всех сторон общественной жизни. Также она может быть определена в качестве способности государства к обеспечению устойчивого, динамичного развития национальной экономики, предполагающего материальное благосостояние членов общества, соответствующее мировым стандартам.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе обеспечения конкурентоспособности национальной экономики лежит три базовых элемента (рисунок 1).

Рисунок 1. Основы обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Конкурентоспособность национальной экономики обеспечивается эффективностью государственной экономической политики, развитием экономики производства знаний и ростом конкуренции на внешних и внутренних рынках.

Стадии роста конкурентоспособности национальной экономики

Согласно классическому подходу, обозначенному М. Портером, существует четыре базовых стадии конкурентоспособности национальной экономики. В общем виде они представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Стадии конкурентоспособности национальной экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждая из представленных стадий соответствует четырем базовым стимулам (движущим силам), предопределяющим развитие национальной экономики. При этом первые три стадии отличаются ростом конкурентоспособности национальной экономики, а последняя – предопределяет его стабилизацию.

На первой стадии роста достижение конкурентных преимуществ национальной экономики обеспечивается на счет использования факторов производства (экономических ресурсов). Для нее характерна уязвимость и неустойчивость конкурентных преимуществ. Сама же экономическая система государства характеризуется высокой чувствительностью к случайным событиям, которою происходят на мировом пространстве, таким как движение транснациональных капиталов, изменение валютных курсов, экономические кризисы и пр.

На второй стадии роста достижение конкурентных преимуществ обеспечивается за счет инвестиций, посредством проведения эффективной инвестиционной политики. В этом случае конкурентные преимущества отличаются более устойчивым характером, а разработка и внедрение новых технологий получают более широкое распространение.

Для третьей стадии характерна опора конкурентных преимуществ на инновации, стимулирование нововведений, а также рост научных организаций, ориентированных на конкретные потребности отраслей и фирм. В целом она характеризуется более высоким и труднодостижимым уровнем конкурентных преимуществ, в сравнении с предыдущими стадиями.

Факторы конкурентоспособности национальной экономики

В основе конкурентоспособности всякой государственной экономической системы лежат определённые факторы. Иначе их принято называть факторами конкурентоспособности национальной экономки. Все они делятся на факторы низшего и высшего порядка. В настоящее время существует два основных подхода к их определению:

  • неоклассический подход (по М. Портеру);
  • институциональный подход (по О. Уильямсону).

Согласно неоклассическому подходу, озвученному М. Портером, факторы конкурентоспособности национальных экономических систем делятся на основные и развитые. Первые существуют объективно, а для их создания требуются незначительные частные и/или государственные инвестиции. К таким факторам относятся природно-климатические ресурсы, экономико-географическое положение страны, рабочая сила и пр. Зачастую преимущества, формируемые такими факторами, нестойки, а прибыль от их использования невысока.

Развитые факторы считаются факторами более высокого порядка. Для их создания, как правило, требуются высококвалифицированные кадры и высокоразвитые технологии. На базе развитых факторов могут быть созданы комплементарные развитые факторы.

В соответствии с институциональным подходом О. Уильямсона факторы конкурентоспособности национальной экономики могут быть общими (универсальными) и специфическими. К первым относятся те факторы, которые могут быть использованы в широком спектре видов деятельности, а ко вторым – те, которые находят применение в одной отрасли либо их ограниченном количестве.

Как правило, общие факторы формируют конкурентные преимущества ограниченного характера. Факторы специфические в своей основе опираются на общие факторы и образуют более долговременную, фундаментальную основу для обеспечения конкурентоспособности национальных экономических систем. Зачастую они носят более рискованный характер и являются более целенаправленными.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 25.09.2021

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Микро-, макроэкономика» , преподавательский стаж — 10 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Глобализация мировой экономики, которая сопровождается повышением международной экономической зависимости, осуществляется в несколько этапов и приводит к большим переменам в мировой экономике, политике, науке и технике. На нынешнем этапе глобализации появляются глубокие противоречия и наблюдаются неоднозначные последствия: ведется борьба за ресурсы, за сферы влияния, интеллектуальные ресурсы, рынки сбыта, а это затрагивает интересы всех стран.

Противоречия в мировом хозяйственном порядке особенно проявились в результате мирового финансового кризиса, что обострило проблему приспособления национальных механизмов хозяйствования и мировой экономики в целом к вызовам глобализации. по данным исследований, ситуация на мировых рынках на сегодняшний день зависит не от национальных правительств, а от частного капитала. Из 3-х трлн. долл. финансовых средств, переходящих в месяц из страны в страну, более 2-х трлн. государствами не контролируется.

Ускоренные темпы развития мирового рынка связаны с инновационной деятельностью, которую успешно используют ТНК, затрачивая не только свои ресурсы, но и разработки со всего мира. Повышение роли ТНК позволяет утверждать, что в современном мире движущая сила глобализации – это банки и транснациональные корпорации. Они являются частнохозяйственным механизмом регулирования. Между тем, на мировом рынке свою деятельность активизировали национальные хозяйства. Это вызвано тем, что регулирование стихийных процессов мирового рынка не поддается ТНК, поэтому в данном случае задействованы государства.

Особенно это заметно при координации правительствами и центральными банками общеэкономической и валютно-кредитной политики.

Под влиянием глобализации происходят некоторые изменения в деятельности государственных структур. Прежде всего усложняется выявление общенационального интереса, его защита на мировом уровне.

Роль государства в качестве структурообразующего элемента глобальной экономики сохраняется и даже имеет тенденцию к увеличению. В будущем предполагается, что государство усилит воздействие на экономику в национальных масштабах.

Готовые работы на аналогичную тему

Следующие явления характеризуют состояние современной глобальной экономики:

  • Углубление противоречий глобализации и потребность в нахождении новых путей, методов и средств для их решения;
  • Появление необходимости государственного участия в согласовании методов регулирования мирового рынка;
  • Стирание граней во внутренней и внешнеэкономической политике, что создает предпосылки для более эффективного использования глобализационных тенденций;
  • Эффективное присоединение внутреннего рынка к глобальному увеличивает требования методам ведения бизнеса, которые соответствуют процессам глобализации.

Глобальная конкуренция

Во многих странах под влиянием глобализации сменяются социально-экономические ориентиры, общенациональные задачи смещаются на второй план.

Государства сталкиваются со своеобразной проблемой, при которой в условиях возрастающей взаимозависимости экономик, государство теряет возможности эффективно использовать традиционные рычаги регулирования рынка: курс валюты, таможенные барьеры, пошлины и квоты. Безусловно, страны используют перечисленные механизмы, но оглядываясь на другие государства и международные организации.

Чтобы поддерживать конкурентоспособность, государству приходится отказываться от определенной доли суверенитета.

Процессы глобализации привели к тому, что ни одна страна не может существовать в современном мире без взаимодействия с международной системой. Увеличивающаяся взаимозависимость государств ограничивает их в выборе внешней и внутренней политики.

В глобальной экономике доминирующую роль играет крупный капитал, т.е. ТНК. Таким образом, государства ограничены в возможностях вести контроль за деятельностью ТНК внутри страны и за ее пределами. Чтобы глобализация развивалась и дальше, необходимо наличие сильного и дееспособного государства, которое сможет противодействовать отрицательным последствиям деятельности ТНК.

При глобализации повышается влияние бизнеса на внутреннюю жизнь страны. Однако задачей государства является объединить свои силы и силы ТНК для максимальной концентрации государственных возможностей.

В процессы глобальной конкуренции вмешиваются также наднациональные органы. В большинстве случаев это осуществляется в стратегически важных сферах, например, в энергетической.

Роль государства в глобальной экономике

Международные интеграционные процессы и глобализация открывают и размывают национальные границы государств, что требует приспособления государств к новым условиям хозяйствования. Открытость национальных хозяйств при глобализации, усиление их взаимозависимости в различных областях приводят к тому, что увеличивается влияние внешних факторов. При этом глобализация ослабляет регулирующие функции государства, которое уже не в состоянии ограждать как раньше национальную экономику от негативных внешних воздействий.

Наблюдаются следующие явления, касающиеся государств, в глобальной экономике:

  • Происходит экономизация политики, т.е. экономические проблемы выходят на первых план, а на второй смещаются вопросы военной мощи и политического влияния;
  • С появлением глобальной экономики для большинства стран ограничены возможности решающего влияния на регулирование экономических процессов;
  • Национальные правительства большинства стран утратили некоторые рычаги управления экономикой и внешней политикой.

Однако, не смотря на увеличение процессов глобализации экономики, государство играет ведущую роль в международных экономических отношениях и механизмах их регулирования. Государство координирует усилия всех субъектов международной экономической жизни в решении важнейших задач современности.

Понятие глобальной конкурентоспособности государства

Глобальная конкурентоспособность государства – это способность этого государства на равных действовать и взаимодействовать с другими государствами преимущественно в экономическом плане.

Проблемы глобальной конкурентоспособности государства стали объектом повышенного интереса, начиная с 80-х годов прошлого столетия.

Взгляды на глобальную конкурентоспособность государства существенно различаются. С одной стороны, в основе глобальной конкурентоспособности государства находится глобализация рынка и увеличение значимости мировой торговли, ведущей к усилению борьбы между государствами за доступ на мировой рынок. В этом случае глобальную конкурентоспособность государства можно рассматривать в качестве показателя, характеризующего эффективность реализации экономического потенциала государства в сравнении с аналогичным показателем других стран. К важнейшим задачам государства в этом смысле относится обеспечение роста глобальной конкурентоспособности страны.

С другой стороны, специалистами выдвигается концепция, в соответствии с которой мировая торговля является выгодным мероприятием для всех ее участников, значит, она может рассматриваться как основа устранения соперничества между государствами.

Кроме того, следует принимать во внимание такой значимый фактор как глобализация экономики, приводящий к отсутствию разграничения конкурентоспособности отдельных предприятий и государств. Это можно проиллюстрировать конкретным примером.

Крупные предприятия, действующие в рамках различных стран, могут создавать стоимость на территории отдельной страны (например, Китай), но реализовать ее в рамках рынков других государств (например, США, Канада).

В связи с этим, конкурентоспособность, выражающаяся в противоборстве субъектов экономики, не отвечает сущность экономических связей между государствами, а политика, направленная на рост конкурентоспособности, приносит ущерб развитию мирового хозяйства.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика факторов, влияющих на глобальную конкурентоспособность государства

На конкурентоспособность государства оказывает влияние ряд факторов, природа которых также являются дискуссионным вопросом. Изначально в основе факторов, влияющих на глобальную конкурентоспособность государства, рассматривались факторы, связанные с деятельностью хозяйствующих субъектов на территории этого государства. В этом смысле конкурентоспособность государства характеризовалась через интегральный показатель, синтезирующий в себе параметры конкурентоспособности национальных хозяйствующих субъектов и производимой ими продукции.

В дальнейшем глобальную конкурентоспособность государства стали рассматривать как способность этого государства создавать и обеспечивать поддержку среды, способствующей созданию хозяйствующими субъектами добавленной стоимости. В этом случае конкурентоспособность определялась не ресурсными факторами, а институциональными, представляющими собой параметры среды, которая определяет типологию поведения предприятий. В этом смысле конкурентоспособность государства ориентирована не на результат, который достигается им на конкретный момент времени, отражает потенциал этого государства на будущее.

Факторы глобальной конкурентоспособности государства можно разделить на два вида:

  • во-первых, факторы, которые определяют технологические условия производственного процесса. Эти факторы образуют собой технологическую матрицу, включающую в свой состав два элемента: вещественный в виде техники и технологии и личный в виде рабочей силы. Эффективность производства находится в зависимости от качественных параметров этих элементов;
  • во-вторых, факторы, которые отражают общественные условия производства. Эти факторы являются выражением особенностей среды, в рамках которой действует технологическая матрица. К числу этих факторов относят культурные, правовые, социальные, институциональные и иные факторы.

Конкурентоспособность страны определяется наличием развитых производительных сил. В том случае, если страны обладают равными производительными силами, конкурентоспособность страны определяется наличием лучших условий, обеспечивающих функционирование этих сил.

Факторы глобальной конкурентоспособности государства также делятся на факторы низкого порядка, которые обеспечивают формирование преимуществ с низкой степенью устойчивости, и факторы высокого порядка, которые обеспечивают формирование конкурентоспособности как отражения устойчивости субъекта.

Понимание природы глобальной конкурентоспособности государства

Глобальная конкурентоспособность государства представляет собой способность осуществлять перераспределение созданной в мировом хозяйстве стоимости в собственную пользу.

Это позволяет государству создавать большую добавленную стоимость и повышать качество жизни граждан до более высоких уровней.

Глобальная конкурентоспособность государства выражается через следующие категории:

  • во-первых, объект, в качестве которого рассматривается созданная стоимость;
  • во-вторых, наличие состязательных отношений между государствами;
  • в-третьих, значение эффективности государственной интеграции в мировое экономическое хозяйство;
  • в-четвертых, перераспределительность отношений;
  • в-пятых, ориентированность не на результат, а на сохранение лидирующего положения на мировом рынке.

Источник глобальной конкурентоспособности государства - это способность к осуществлению производства сравнимых потребительских ценностей с затратами, уровень которых ниже общемировых затрат, и к созданию большей потребительной ценности при равных затратах ресурсов.

Источники глобальной конкурентоспособности государства нацелены на получение одного результата в виде обеспечения притока дополнительной стоимости в экономику государства. Основой первого источника является его конкурентное происхождение, второе источник основан на монополии.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 17.02.2022

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: