Какая правовая система не имеет собственной системы религиозных судов

Обновлено: 15.04.2024

РЕЛИГИОЗНЫЕ СУДЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ СУДЫ - в некоторых странах негосударственный суд, применяющий нормы религиозного права. Различаются два вида этих органов: церковные суды (рассматривают внутрицерковные споры на основе религиозного права), действующие во многих странах мира (Великобритания, Испания, Россия), и собственно Р.с. (рассматривают более широкий круг вопросов, хотя и на основе религиозного права, напр. брачно-семейные, наследственные споры). Под юрисдикцию последних подпадают не только священнослужители, но и миряне данной конфессии (такие суды действуют, напр., в Израиле). К Р.с. относятся в принципе и шариатские суды, которые имеют, однако, смешанную, государственно-общественную природу.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "РЕЛИГИОЗНЫЕ СУДЫ" в других словарях:

религиозные суды — в некоторых странах негосударственный суд, применяющий нормы религиозного права. Различаются два вида этих органов: церковные суды (рассматривают внутрицерковные споры на основе религиозного права), действующие во многих странах мира… … Большой юридический словарь

Судебная система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

Израиль — Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… … Географическая энциклопедия

Индонезия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Юго Восточной Азии, на островах Малайского архипелага… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Израиль — У этого термина существуют и другие значения, см. Израиль (значения). Государство Израиль מדינת ישראל Мединат Исраэль دولة إسرائيل‎ Даулат Исра’иль … Википедия

Суд — У этого термина существуют и другие значения, см. Суд (значения). Суд государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения … Википедия

Египет — Арабская Республика Египет, Миср, гос во на С. В. Африки и на Синайском п ове Азии. Название Египет известно с III тыс. до н. э. Оно восходит к др. егип. Кипет черная земля , что противопоставляло долину Нила с ее плодородной почвой красной земле … Географическая энциклопедия

Правовая система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

Израиль — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Западной Азии, на побережье Средиземного моря.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Эфиопия — Федеративная Демократическая Республика Эфиопия Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Правовая система – это совокупность элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин.

Главным критерием выделения этого типа правовой системы является государственное признание и обеспечение религиозных предписаний. В настоящее время в рамках религиозного типа правовой системы выделяются только две подсистемы — мусульманское и индусское право. К религиозному типу принадлежат правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, и др. Характерные черты религиозного типа правовой системы:

1) доминирующее место в социальном регулировании занимают не нормы права, а религиозные нормы;

2) источником права выступают священные книги: Коран, Сунна, Иджма, распространяющиеся на мусульман, Шастры, Веды, Законы Ману, действующие в отношении индусов, на основе которых создаются собственно правовые формы в виде толкований и комментариев.

Религиозно-философские идеи ислама, индуизма играют роль принципов права.

3) Нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение. Судебная практика в собственном смысле слова не являетсяисточником права;

4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-богословов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

5) правовые нормы не расчленены с нормами религии, а составляют с ними синкретическое единство. Так, норма мусульманского права рассматривается как общеобязательное правило поведения, адресованное мусульманам Аллахом;

6) право не структурировано, а именно: отсутствует привычное для романо-германского типа деление права на частное и публичное, на отрасли и институты. Например, мусульманское право содержит такие структурные общности: правила осуществления религиозных обязанностей, право личного статуса, деликтное право, регулирование имущественных отношений;

7) в правовом регулировании преобладают обязывания, в отличие от систем европейского права, где преобладают дозволения.

Религиозный тип правовой системы наименее подвержен влияниям извне. Для этого типа правахарактерны стабильность, даже консерватизм, а порой и нетерпимость к иным влияниям. Коран – священная книга мусульман и первый по значению источник мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации. Сунна – своего рода толкование Корана в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммеда. Иджма – третий источник МП, с помощью которого искались ответы на вопросы, не разрешенные Кораном и сунной. (согласованное заключение др. юристов). Кияс – решение на аналогии (жизнь пророка – жизнь мусульман).

Религиозное право действует сегодня во многих государствах Северной Африки, Ближнего Востока, Тихоокеанского и других регионов - Малайзии, ОАЭ, Индии, Алжире, Тунисе, Израиле, Пакистане, Саудовской Аравии, Египте и т.д. Очевидно, что правовые системы указанных стран испытывают на себе более существенное влияние религии. Основой религиозных правовых систем служит определенная система вероучения.

Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Мусульманское право в своей основе сложилось в Арабском халифате в VII – X в. и основано на мусульманской религии – исламе. Хотя ислам – самая молодая из трех мировых религий, он получил очень широкое распространение. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который открыл его человеку через пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая система берет начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что он не должен верить. Во-вторых, она содержит предписания верующим, указывающие на то, что они должны делать и что не должны. В исламе совокупность таких предписаний именуется шариатом (“путем следования” – в переводе) и составляет то, что называется мусульманским правом.

К семье мусульманского права относятся правовые системы таких государств, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др.

Среди признаков мусульманской правовой системы можно выделить следующие:

1) главный творец права Бог, а не общество и государство;

источниками мусульманского права являются религиозно-нравственные нормы, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме, Кийасе и распространяющиеся на мусульман.

Коран – священная книга ислама, собрание изречений Мухаммеда, первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного свойства, носящих общий характер в отличие от конкретности и определенности юридических норм;

Сунна – сборник хадисов, то есть преданий о жизни Мухаммеда;

Иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов (мусульманской общины);

Кийас – суждение по аналогии;

Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.

2) право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Правда, мусульманская правовая доктрина признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что ушли века кропотливой работы мусульманских юристов. Но эти усилия были направлены не на создание права, а лишь на то, чтобы приспособить ниспосланное Аллахом право к практическому использованию. Закон как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть. В действительности единственным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов. Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые обычно относят к правовой сфере;

3) шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами;

4) отсутствует деление права на частное и публичное;

5) нормативно-правовые акты имеют вторичное значение;

6) архаичность, казуистичность, отсутствие систематизации;

Сформировавшись еще в древности и пройдя более чем двухтысячелетний длительный и сложный путь исторического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Индусское право тесно связано с традиционными социальными институтами, то есть с общиной и кастовым делением общества. Все общество делится на 4 касты, каждая из которых занимает свое место в социальной иерархии, имеет свои права и обязанности. 1-ая каста: брахманы (жрецы, священнослужители); 2-ая каста: кшатрии (воины); 3-я каста: вайшии (торговцы); 4-я каста: шудры (слуги, ремесленники). В самом низу находятся бесправные группы “неприкасаемых” (чандалы). Они выполняют тяжелую и грязную работу. Переход из одной касты в другую возможен только в следующей жизни. Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст.

Главная особенность индусского права – тесная связь с религией. Индусское право не имеет относительной самостоятельности и является неотъемлемой частью индуизма. Индуизм – крупнейшая в мире национальная религия. В широком смысле индуизм – это масса культов и верований, существовавших с древних времен на Индостане и в областях, испытывавших влияние традиционной культуры Индии (территории нынешнего Непала, Афганистана, Юго-Восточной Азии, Шри-Ланки). Индусское право – это право общины, исповедующей индуизм в Индии, Бирме, Пакистане, Малайзии, Сингапуре, Танзании, Уганде, Кении и др. Индусская правовая система – одна из древнейших в мире. Источником индусского права являются относящиеся ко II тыс. до н.э. веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, содержащие правила поведения. Кроме того, к индусским источникам права относятся: смрити - собрание древнеиндийских текстов, возводимых к отдельным авторитетным личностям и передаваемых от учителя к ученику. Смрити включает поздние упанишады, эпосы («Махабхарату» и «Рамаяну»), псевдоисторические сочинения о прошлом – пураны и итихасы, дхармашастры – своды законов, в их числе известные «Законы Ману» и различные дхармасутры. Индусское право всегда признавало, что обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, должны рассматриваться как источник права. В предшествовавший британской колонизации период классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, устанавливаемых светскими правителями, ни на судебных решениях. По существу, оно опиралось на труды ученых, их комментарии и сборники. Все эти труды – это описание обычного права. Жрецы-юристы Индии, несомненно, играли важную роль в определении обычаев, заслуживающих правового признания. Индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии. В области права собственности и обязательного права традиционные нормы заменили нормы общего права. Иначе обстояло дело в области семейного и наследственного права, где все тяжбы о наследовании, браке, касте и других обычаях или институтах решались в соответствии с нормами индусского права. Сложилось нечто вроде “англо-индусского права”. Тем не менее, полного вытеснения индусского права не произошло и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать. В ходе борьбы за независимость обсуждался план полной кодификации индусского права, а вскоре после провозглашения независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект «Индусского кодекса», который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако в результате сопротивления консервативных сил и противодействия на местах проект не был утвержден, и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Такая практика удалась. Первым в 1955 году вступил в действие Закон о браке, унифицировавший брачное право индусов и приспособивший его к современному мировоззрению. В 1956 г. вступили в действие еще три закона: Закон о несовершеннолетних и опекунстве, Закон о наследовании, Закон об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи. Таким образом, к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права, и судьи руководствуются, прежде всего, новыми законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом. В последующем произошли дальнейшие преобразования индусских правовых институтов, в результате чего резко сократилась сфера действия обычаев. Было разрешено усыновление сирот. Усыновленный ребенок полностью уравнивался с законнорожденным в наследственных правах. Запрещалась полигамия, узаконивался развод по суду. Было реформировано наследственное право – в сторону расширения наследственных прав женщины, в результате чего уменьшились юридические различия между правами мужчин и женщин. На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор редки среди них браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к более высокой касте. Не часто и вдовы вторично выходят замуж, хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, согласно которому такой брак признавался недействительным, а дети от него – незаконнорожденными. Тем не менее, в стране принято говорить о “кастовых институтах” и “кастовой автономии”. Они сохраняются ст. 26 Конституции Индии: “Всякое религиозное течение или секта, если они не нарушают общественный порядок, мораль и здравоохранение, имеют право: а) основывать и содержать заведение в религиозных или благотворительных целях; б) осуществлять руководство в вопросах религии…” В соответствии с Конституцией Индии каста может налагать наказание на своих членов, нарушивших религиозные предписания. Если разногласия носят религиозный характер, то нарушители могут быть отлучены за отказ подчиниться. Следовательно, касты могут поддерживать внутреннюю дисциплину в вопросах поклонения, питания, брака и в других вопросах веры. Суд не полномочен пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Суд может аннулировать решение касты, если оно содержит вызов национальному правосудию.

Под «индусским правом», таким образом, понимают личное право индусов, видоизмененное законами и еще действующим (Бирма, Малайзия, Сингапур) обычаем. Индусское право применяется непосредственно и косвенно как отрасль права в Индии и Восточной Африке, где оно также видоизменено законодательством (Кения, Уганда).

30

Понятие, содержание и принципы правотворчества

Как свидетельствует термин "правотворчество", речь идет о творении, создании права. Под

правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене

нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством,

последнее придает им статус общеобязательных правил поведения. Иначе говоря, правотворчество

-это государственная по своему характеру деятельность, направленная на регулирование

общественных отношений, совершенствование действующего законодательства, установление

новых порядков и вытеснение нежелательных для общества отношений;

созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом

явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании

общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их

реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном

порядке. Нарушение процесса правотворчества может привести к признанию принятого акта

недействительным. В ходе процесса правотворчества происходит выявление общесоциальных

интересов, согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой

законодательства и права, оформление принятого решения, придание ему государственновластного

Правотворческая деятельность основана на определенных принципах, т.е. руководящих началах,

требованиях. К числу этих принципов в юридической литературе принято относить: законность,

демократизм, научность, профессионализм, гласность, системность. Иногда называют и другие

принципы, но перечисленные признаются в целом всеми учеными.

Принцип законности предполагает:

принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены

соответствующими полномочиями и в их пределах;

оформление определенной процедурой;

выбор формы акта должен соответствовать содержанию принимаемого акта;

новый акт не должен противоречить конституции, законам, общепринятым принципам и нормам

международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве

важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных

нормативных правовых актов в форме референдума. Кроме того, проекты актов, особенно

законопроекты, обсуждаются в средствах массовой информации, научной общественностью, в

общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с

предложениями, замечаниями, пожеланиями. Наконец, работа законодательных органов

транслируется по телевидению, как центральному, так и местному. Одним словом, население

широко оповещается о работе правотворческих органов и о принятых ими решениях, особенно

если это касается прав и свобод личности.

Принцип научности включает в себя:

разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране;

планирование приоритетности принимаемых актов;

прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;

учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой;

учет научных рекомендаций.

Принцип профессионализма относится к любой государственной деятельности, но особенно важен

для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности

требует специальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта. Для принятия

эффективных нормативных правовых актов требуется учет множества разнообразных факторов

объективного и субъективного характера, владение правилами юридической техники, в том числе

умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения.

Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат

обязательному опубликованию, т.е. доведению до сведения населения. В ст. 15 Конституции РФ

закреплено: "Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты,

затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если

они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Однако это правило не

распространяется на акты, содержащие государственную тайну. Принцип гласности тесно связан с

принципом демократизма, поскольку предполагает участие общественности в подготовке и

обсуждении проектов основополагающих актов.

Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны "вписываться" в

существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать

коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования

общественных отношений, присущие данной отрасли права.

Правотворчество следует отличать от правообразования. Последнее -более широкое понятие, чем

правотворчество, и включает в себя анализ социальной ситуации в стране, выявление потребности

в правовом регулировании общественных отношений, осознание этой потребности, ее адекватное

правовое выражение. Процесс правообразования завершается выработкой и принятием

конкретного нормативного правового акта. Следовательно, правотворчество есть завершающий

этап процесса правообразования, результат правообразования и его конечный результат.

.Семья религиознотрадиционного праваПринципы, которыми руководствуются страны с си­стемой права, опирающейся на религиозные догмы, бывают двух видов: 1)право признается как большая ценность, но оно понимается иначе, чем в странах Запада, имеет место тесное переплетение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права); 2)отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться только религией (некоторые страны Дальнего Востока, Африки, Мадагаскар).

Мусульманское право— это система норм, вы­раженных в религиозной форме и основанных на му­сульманской религии — исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный мо­мент истории открыл его человеку через своего про­рока Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социаль­ной жизни. Ислам — самая молодая из трех мировых религий. Она содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусу­льманин должен верить, и шариат, т. е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык «путь следования» и составляет то, что называется мусуль­манским правом. Шариат основан на идее обязанно­стей, возложенных на человека. Последствием невы­полнения обязанностей является грех. Грех того, кто их нарушает. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — это ре­лигия закона. К чертам мусульманского права относятся: Архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. Развитие этой системы права прекратилось в X в. н. э., когда отпала возможность его толкования. Дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (Кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

Индусское правосоставляет вторую систему ре­лигиознотрадиционной семьи и относится к древне­йшим системам в мире. Это право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, испо­ведует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к опреде­ленному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на соци­альные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мора­ли. Оправдание кастовой структуры общества — осно­ва философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. Конституция 1950 года отвергла систему каст и за­претила дискриминацию по мотивам кастовой при­надлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако основной закон применяет­ся только к индусам.

Есть свои особенности у систем китайского и япон­ского права. Внешнее китайское право«европеизировалось» и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. При этом продолжали существовать традиционные понятия, и именно они преобладали в жизни. Имеется в виду конфуцианство, соблюдение ритов (правил), предписываемых обычаями, неува­жение к суду, презрение к людям, знающим закон. В 1978 году принята Конституция КНР. Начиная с 1979 года издан ряд нормативных актов. Однако отме­чается, что законодательство в Китае не может быть реализовано, пока существенно не возрастет количе­ство судов, судей и адвокатов и не изменится тради­ционная враждебность к законам. Считается, что современная правовая си­стема Япониив своих основных чертах сфор­мировалась в эпоху Мейдзи («просвещенного правителя»), начавшуюся с буржуазной революции 1867—1868 годов и закончившуюся в первом десяти­летии XX в. До этого на протяжении нескольких веков Япония находилась под сильным влиянием Китая, что явно отразилось на ее праве. Основной принцип гла­сил: «Народ не должен знать законов, но лишь подчиня­ться им». При этом исходной была концепция древ­некитайского права, согласно которой неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от соверше­ния преступления, чем точное знание конкретного на­казания.

Особенно значимые изменения в японском законо­дательстве произошли после Второй мировой войны, когда в 1946 году была принята конституция. На законодательство в области регулирования тор­говли и функционирования промышленных компаний влияние оказало американское право. Под его воз­действием были внесены изменения и в другие отра­сли действующего законодательства (семейное, на­следственное и др.). Источниками гражданского и торгового права в Япо­нии признаются действующие обычаи и нормы морали. Интенсивно развиваются пенсионное законодате­льство, законодательство об охране окружающей сре­ды, трудовое законодательство, а также процессуаль­ное всех видов.

.
44. Формы (источники) права, их понятие и виды

Источник права – форма выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания. Юридическая норма может быть выражена в различных формах. Виды источников права:

1. Правовой обычай – санкционированный государством обычай, приобретший в силу этого характер юридической нормы..

Исторически в раннеклассовых обществах юридическая норма появляется в виде правового обычая, который регулирует все сферы общества (трудовые, религиозные, брачносемейные). Постепенно выделяются наиболее важные – имущественные общественные отношения, появляется власть, полнота власти принадлежит верхушке общества, доминирующее положение которой определяется имущественным положением. Власть начинает нуждаться в закреплении своего статуса, с этой целью выбираются соответствующие обычаи, которые санкционируются государством.

Правовой обычай – самый первый источник права. Правовой обычай – самая органичная демократичная форма права. Недостатки правового обычая:

1)чтобы укрепился обычай, уходит много времени;

2)на отмирание обычая уходит тоже много времени;

3)правовой обычай из всех форм права наименее формализован (появляется возможность двоякого толкования). В России правовой обычай занимает незначительное место.

2. Прецедент – решение судебного или административного органа по конкретному вопросу, приобретшее силу юридической нормы и ставшее общеобязательным. Виды прецедента: судебный (решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем); административный; кассационный (решение, принятое в результате кассации, т. е. обжалования).

В раннеклассовых обществах прецедент утверждался как решение судебных органов, затем – как решение высшего судебного органа. Недостатки прецедента:

—при использовании прецедента резко сужается круг субъектов правотворчества;

—прецедент очень сложно изменить.

К достоинствам прецедента можно отнести более простой порядок введения, чем правовой обычай.

3. Нормативно-правовой акт – акт правотворчества, принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно.

Нормативный акт имеет преимущества перед другими источниками права:

– государственные органы, принимающие эти акты, имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса;

– в силу определенных правил изложения нормативный акт является наиболее целесообразным способом оформления устоявшихся норм;

– на него легко ссылаться, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. Ему присущи следующие особенности: исходит от строго определенных субъектов (например, указ Президента России, постановление Правительства РФ); принимается в четко установленном порядке; имеет установленную форму и реквизиты (название, указание на орган, подпись должностного лица, печать, дата издания); он может быть относительно быстро принят, изменен, отменен; имеет временные, пространственные пределы действия; он всегда содержит юридическую норму. Классификация нормативно-правового акта:

1) по критерию сферы действия:

а) внешние; б) внутренние;

2) по критерию субъектов правотворчества:

а) акты референдума; б) акты органов государственной власти; в) акты президента; г) акты органов государственного управления (правительство, министерства, ведомства); д) акты должностных лиц.

Юридическая сила нормативноправового акта (какие акты приоритетнее):

—обладающие высшей юридической силой – законы;

—обладающие меньшей юридической силой – подзаконные акты.

С юридической точки зрения различают: закон в широком смысле слова – синоним права; – закон в узком смысле слова – вид нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой.

Закон – нормативноправовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, регулирующий общественные отношения и обладающий высшей юридической силой (схема 14).

Наивысшей юридической силой обладают основные законы государства: конституция, т. е. в ней изложены наиболее важные юридические нормы. Затем законодательство по отраслям права и кодексы, законы, принятые в порядке текущего законодательства.

На основе закона как нормативноправового акта принимаются подзаконные акты. Это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненное между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.

В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на:

1) Общие подзаконные акты – нормативноправовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны.

По юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты действуют за подзаконными. Посредством подзаконных актов подразделяется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся: нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства.

В зависимости от формы государственного правления нормативноправовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов:

а) нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением;

б) постановления правительства. Это подзаконные нормативноправовые акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более конкретные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т. д.

2) Местные подзаконные акты. Это нормативноправовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах (в районах, городах, поселках и т. д.). В Российской Федерации это органы местного самоуправления. В таких актах решаются местные вопросы, они действуют на соответствующей территории и обязательны для всех лиц, проживающих или находящихся на этой территории. К числу местных нормативных актов относятся решения или постановления представительного органа местного самоуправления (совета, думы и др.), постановления, приказы, распоряжения исполнительных структур (мэра, главы администрации, префекта и т. д.).

3) Ведомственные нормативноправовые акты (приказы и инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями. Это нормативноправовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, транспортные, банковские и т. д.).

4) Внутриорганизационные правовые акты. Это такие нормативноправовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на всех членов этих организаций в рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативно правовые акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей.

4.Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании РФ, договоры между РФ и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

5.Юридическая доктрина мнения, идеи и концепции выдающихся ученых юристов. В римском праве научные труды некоторых известных юристов зачастую клались в основу решения юридических дел.

6 Религиозные тексты (священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике). Этот источник применяется в первую очередь в мусульманском праве (Коран –• собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда).


Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Совокупность национальных правовых систем государств мира, где доминирует религиозное право называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права). Термин религиозная правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом.

Материальными источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.

В своём чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана (и то с не большими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами.

Наиболее развитыми религиозно-правовыми системами являются мусульманское право, еврейское право, индусское право, христианское право, состоящее из канонического и церковного права.

Содержание

Христианское право



Христианское право делится на две большие ветви: каноническое (католическое) право и церковное право. Они действуют в западных странах, однако сфера их действия очень ограничена, так как церковь в таких странах отделена от государства. Правила в основном распространяются только на служителей церкви, а также регулируют очень ограниченный круг вопросов личного статуса, например, брак и венчание, погребение, ведение метрических записей.



Каноническое право

Каноническое право возникло в странах Западной Европы, официально было оформлено монахом Грацианом в XII веке, позднее развивалось при активном участии Римской курии. На сегодняшний день имеет около 1 миллиарда верующих [источник не указан 110 дней] .

Каноническое право имеет ярко выраженный центр власти и управления, сосредоточенный в Ватикане.

Церковное право

Церковное право действует в некоторых странах Восточной Европы, особенно в России, Украине и Белоруссии. Церковное право имеет своим источником не только Библию и учения Апостолов, но и Византийское право сильно повлиявшего на развитие древнерусского права и государственности.

Церковное право не имеет единого центра, так как существуют пять самостоятельных глав (патриархов) православных церквей, каждый из которых претендует на первенство в иерархии, таким образом управление в церковном праве децентрализовано и рассредоточено по пяти центрам.

Мусульманское право



Мусульманское право (Шариат) действует в странах Африки и Азии, а также частично в государствах Индийского и Тихого океанов. Оно зародилось в VI веке на аравийском полуострове в результате деятельности пророка Мухаммеда и ведёт своё летоисчисление с 622 года.



Мусульманское право распадается на две огромных ветви: суннитскую и шиитскую. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран — священная книга ислама, Сунна — традиции, связанные с посланцем Бога, Иджма — «единое соглашение мусульманского общества» и Кияс — суждение по аналогии.

Страны, где одной из правовых систем является мусульманское право, принадлежат к странам со смешанными правовыми системами. При этом стран, где действует мусульманское право в чистом виде не существует, даже в Саудовской Аравии действуют, хоть и фрагментарно признаки других правовых систем. В разных странах мусульманское право действует с очень разной интенсивностью — от ярко консервативного в странах Аравийского полуострова, до либерального в Турции. В любом случае во всех этих странах мусульманское право выступает так или иначе правовым источником.

Индуистское право

Индуистское право возникло в Древней Индии, первоисточники которого восходят к Хараппской цивилизации. Действует на территории ряда штатов и общин современной Индии и в ряде сопредельных государств Юго-Восточной Азии. Индуистское право имеет очень сложную структуру и иерархию источников.

Иудейское (еврейское) право





Иудейское (еврейское) право возникло около XV века до н. э.. В иудаизме источниками права выступают Письменная Тора (Танах) и Устный Закон, зафиксированный в Мишне и Талмуде. Еврейское право послужило для укрепления еврейских общин и создания древнего еврейского государства. На сегодняшний день еврейское право действует только в Израиле, а также ряде еврейских общин по всему миру, и только очень ограниченно, так как Израиль — светское государство.

Буддийское право

Буддийское право возникло в Индии в VI веке до н. э. в результате учения Будды. На сегодняшний день распространено в Индии и ряде сопредельных стран Юго-Восточной Азии, а также в нескольких странах Дальнего Востока. Буддийское право не существует в чистом виде, оно закреплено в национальных правовых системах некоторых стран в форме некой традиции, и в каждой стране она имеет свои особенности. Верховным наставником для буддистов является Далай-Лама, ныне проживающий в изгнании в Индии.

Синтоистское право

Синтоистское право действует фрагментарно в одной стране — Японии. Зачастую сложно выявить его сферу действия, так как в Японии действует и буддизм, постоянно конкурирующий с синтоизмом. Япония к тому же является светским государством. Однако и буддизм и синтоизм оказали влияние на развитие её правовой системы.

Зороастризм

Зороастризм является одной из древнейших религий, приверженцы которой живут преимущественно в Индии и Иране. Предписания этой религии на сегодня соблюдаются в общинах, исповедующих её, и касаются, прежде всего, права личного статуса (рождение, брак, завещание).

См. также

Источники

Ссылки

  • Сравнительное правоведение
  • Религиозное право
  • Религия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Религиозное право" в других словарях:

РЕЛИГИОЗНОЕ ПРАВО — одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. В формальном смысле источниками Р.п. могут быть… … Юридический словарь

религиозное право — одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. В формальном смысле источниками Р.п. могут быть… … Большой юридический словарь

Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У … Википедия

Религиозное обращение — Религиозное обращение отождествление себя с какой либо религией, либо с рождения в силу существующих обычаев, либо в результате перехода из иной веры, либо в результате сознательного решения. Подразумевает безоговорочное принятие системы… … Википедия

ПРАВО — система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Тесная связь с государством осн. отличие П. от правил поведения в доклассовом обществе, а также от др. нормативных систем (напр., морали). Связь П. с государством не… … Философская энциклопедия

ПРАВО (система норм) — ПРАВО, система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством (см. ГОСУДАРСТВО) и обеспечиваемых силой принуждения (позитивное право) или вытекающих из природы человека (естественное право). В государственно… … Энциклопедический словарь

ПРАВО — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума; императив, стоящий… … Юридический словарь

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридическая энциклопедия

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридический словарь

Религиозное обучение и образование — система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов теологов, преподавателей богословия в духовных учебных заведениях (См. Духовные учебные заведения) и религиозное обучение населения. Р. о. и о. используется… … Большая советская энциклопедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: