Какая общая вместимость надувных спасательных плотов на грузовых судах морского флота

Обновлено: 28.03.2024

Спасательная шлюпка и спасательный плот является коллективными спасательными средствами, предназначенными для сохранения жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Все спасательные шлюпки имеют надлежащую конструкцию. Они обладают достаточной остойчивостью на волнении и имеют достаточный надводный борт, когда они нагружены полным комплектом людей и снабжения.

Спасательные шлюпки буксируются на переднем ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде. Посадка в спасательную шлюпку совершается в течение не более 3 минут с момента подачи команды к посадке. Пластмассовые шлюпки устойчивы к воздействию морской среды. Срок службы шлюпок превышает срок эксплуатации судна. При изготовлении спасательных шлю-пок применяют литье пластмассы (два корпуса на одну шлюпку – наружный и внутренний). Технология позволяет изготовлять цельнолитые шлюпки.

Особенности конструкции и эксплуатации:

  • частично закрытых спасательных шлюпок
  • полностью закрытых спасательных шлюпок
  • спасательных шлюпок, спускаемых свободным падением
  • спасательных шлюпок с автономной системой воздухоснабжения
  • огнезащитных спасательных шлюпок

Конструкция спасательного плота предусмотрена так, чтобы он был способен выдерживать на плаву влияние окружающей среды, в течение 30 суток при любых условиях моря. Высота сброса плота до 18 метров. Плот выдерживает многократные прыжки на него с высоты не менее 4,5 метров от его днища. Конструкция плота позволяет буксировать его со скоростью 3 уз-ла с одним выброшенным плавучим якорем и с полным комплектом людей и снабжения.

  • Минимальная вместимость – 6 человек.
  • Масса плота не превышает 185 кг.
  • Плоты изготавливаются однокамерные и двухкамерные. Плоты тентованные.
  • устройство крепления плота на судне;
  • устройство надувания плота газом;
  • устройство для переворачивания плота;
  • устройство для входа в плот из воды;
  • устройство тента (накачка воздухом, сбор дождевой воды, вентиляция, герметизация, освещение);
  • буксирное приспособление;
  • балластные карманы от опрокидывания.

Конструкция каждого спасательного плота должна быть такой, чтобы он был способен выдерживать на плаву влияние окружающей среды, в течение 30 суток при любых условиях моря.

Конструкция спасательного плота должна обеспечивать нормальную работоспособность как самого плота, так и его оборудования после сбрасывания плота на воду с высоты 18м. Если спасательный плот должен устанавливаться на высоте более 18 м над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна, то он должен быть таким, чтобы удовлетворительно пройти испытание сбрасыванием на воду по крайней мере с этой высоты.

Спасательный плот, находясь на плаву как с раскрытым, так и с нераскрытым тентом, должен быть способен выдерживать многократные прыжки на него с высоты не менее 4,5 м от его днища.

Конструкция спасательного плота и его оборудование должны позволять буксировать его со скоростью 3 уз. на тихой воде с одним выброшенным плавучим якорем, когда плот нагружен полным комплектом людей и снабжения.

Спасательный плот должен иметь тент для защиты находящихся на нем людей от воздействия внешней среды; тент должен устанавливаться автоматически после спуска плота на воду и должен отвечать следующим требованиям:

  • он должен обеспечивать изоляцию подтентового пространства от зноя и холода с помощью либо двух слоев материала, разделенных воздушной прослойкой, или с помощью других, обладающих равноценной эффективностью средств. Должны быть предусмотрены средства, предотвращаю-щие скопление воды в воздушной прослойке;
  • цвет внутренней поверхности тента не должен вызывать дискомфорта у находящихся на плоту людей;
  • каждый вход должен быть четко обозначен и оборудован эффективным регулируемым закрывающим устройством, которое человек в гидроко-стюме может легко и быстро открывать изнутри и снаружи и закрывать изнутри плота. При этом должна обеспечиваться вентиляция плота при исключении проникновения морской воды, ветра и холода. На спасательных плотах вместимостью более 8 человек должно иметься не менее двух диаметрально противоположных друг другу входов;
  • он должен постоянно пропускать достаточное количество воздуха для находящихся на спасательном плоту людей даже при закрытых входах;
  • на нем должно быть предусмотрено по меньшей мере одно смотровое окно;
  • он должен быть оборудован приспособлениями для сбора дождевой воды;
  • он должен иметь устройство для установки радиолокационного ответчика на высоте не менее 1м над поверхностью моря; и
  • он должен иметь достаточную высоту для размещения людей в сидя-чем положении в любой части подтентового пространства.

Главная камера плавучести должна быть разделена, по меньшей мере, на два отдельных отсека, надуваемых каждый через свой собственный невозвратный клапан. Камеры плавучести должны быть устроены так, чтобы в случае повреждения какого-либо одного из отсеков или в случае, если какой-либо один из отсеков не будет надут, неповрежденные отсеки должны поддерживать спасательный плот на плаву с положительным надводным бортом по всему периметру, когда плот нагружен допустимым к размещению числом людей массой по 75 кг, сидящих в нормальном положении.

Днище спасательного плота должно быть водонепроницаемым и обеспечивать достаточную изоляцию от холода:

  • либо с помощью одного или нескольких отсеков, которые могут быть надуты находящимися на плоту людьми или которые надуваются автоматически, а затем могут быть спущены и надуты вновь находящимися на плоту людьми;
  • либо с помощью других обладающих равноценной эффективностью средств, не зависящих от надувания.

Спасательный плот должен быть таким, чтобы его надувание мог обеспечить один человек. Спасательный плот должен надуваться нетоксичным газом. Надувание спасательного плота должно занимать не более 1 мин при температуре окружающей среды от -18 до +20°С и не более 3 мин при температуре окружающей среды –30°С. После надувания спасательный плот должен сохранять свою форму, когда он нагружен полным комплектом людей и снабжения.

Каждый отсек надувного плота должен быть способен выдерживать давление, по меньшей мере, в три раза превышающее рабочее давление, но должен быть защищен от давления в два раза превышающего рабочее, либо с помощью предохранительных клапанов, либо путем ограничения количества подаваемого газа. Для поддержания в отсеках рабочего давления должна быть предусмотрена возможность их подкачки насосом или мехами.

Жесткие спасательные плоты должны отвечать требованиям Конструкция спасательного плота выше и, дополнительно, требованиям настоящего раздела.

Плавучесть спасательного плота должна обеспечиваться одобренным плавучим материалом, расположенным как можно ближе к краям спасательного плота. Этот плавучий материал должен быть не способствующим горению или иметь защитное покрытие.

Палуба спасательного плота должна препятствовать проникновению воды, эффективно поддерживать находящихся на плоту людей вне воды и изолировать их от холода.

Конструкция спасательных шлюпок

Все спасательные шлюпки должны иметь надлежащую конструкцию и такую форму и соотношение главных размерений, чтобы они имели достаточную остойчивость на волнении и достаточный надводный борт, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения. Все спасательные шлюпки должны иметь жесткий корпус и сохранять положительную остойчивость в прямом положении на тихой воде, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения и имеют пробоину в любом одном месте ниже ватерлинии, предполагая, что при этом не произошло потери плавучего материала и отсутствуют другие повреждения.

Каждая спасательная шлюпка должна нести подтвержденные Администрацией сведения, по меньшей мере содержащие:

  • наименование изготовителя и его адрес;
  • модель шлюпки и ее серийный номер;
  • месяц и год изготовления;
  • число людей, одобренное для размещения в шлюпке;

Организация, производящая освидетельствование шлюпки, должна выдать свидетельство об одобрении, в котором дополнительно к вышеупомянутым сведениям указывается:

  • номер подтверждения Администрацией одобрения шлюпки;
  • материал, из которого изготовлен корпус шлюпки, с указанием деталей в отношении проблем совместимости материалов в случае ремонта;
  • общая масса полностью оснащенной снабжением и укомплектованной людьми шлюпки;

Все спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы:

  • их можно было безопасно спускать на воду, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения; и
  • их можно было спускать на воду и буксировать на переднем ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде.

Корпуса и жесткие закрытия должны быть не способствующи-ми горению или негорючими.

Посадочные места для людей должны быть оборудованы на поперечных и продольных банках или закрепленных сиденьях и иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать:

  • общую статическую нагрузку, эквивалентную массе одобренного для размещения количества людей, весом по 100кг каждый человек, на местах в шлюпке.
  • для шлюпки, предназначенной для спуска на талях - нагрузку в 100 кг на любом посадочном месте, когда она сбрасывается на воду с высоты по крайней мере 3м; и
  • для шлюпки, предназначенной для спуска свободным падением - нагрузку в 100 кг на любом посадочном месте, когда она сбрасывается с высоты по крайней мере в 1,3 большей, чем одобренная в свидетельстве.

Каждая спасательная шлюпка, кроме предназначенных для спуска свободным падением, должна обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать указанную ниже нагрузку без остаточной деформации после ее снятия:

  • для шлюпок с металлическим корпусом – нагрузку в 1,25 раза превышающую общую массу такой шлюпки, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения; или
  • для других шлюпок – нагрузку в 2 раза превышающую общую массу такой шлюпки, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения.

Каждая спасательная шлюпка, кроме предназначенных для спуска свободным падением, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения и оборудована, в применимых случаях, салазками или наружными привальными брусьями, должна обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать удар о борт судна спасательной шлюпки в направ-лении перпендикулярно борту судна при скорости не менее 3,5 м/с, а также сбрасывание на воду с высоты не менее 3м.

Вертикальное расстояние между настилом днища и внутренней поверхностью закрытия или тента, простирающегося над 50% площади днища, должно быть:

  • не менее 1,3м – для спасательных шлюпок вместимостью 9 человек или менее;
  • не менее 1,7 – для спасательных шлюпок вместимостью 24 человека или более;
  • не менее расстояния, рассчитанного линейной интерполяцией, между 1,3 и 1,7 м. для спасательных шлюпок вместимостью от 9 до 24 человек.

Частично закрытые спасательные шлюпки должны отвечать требованиям раздела Требования к спасательным шлюпкам и, дополнительно, требованиям настоящего раздела.

  • он должен быть оборудован соответствующими жесткими секциями или опорами для его установки;
  • он должен легко устанавливаться не более чем двумя лицами;
  • он должен обеспечивать термоизоляцию подтентового пространства с целью защиты находящихся на спасательной шлюпке людей от зноя и холода с помощью по меньшей мере двух слоев материала, разделенных воздушной прослойкой, или с помощью других обладающих равноценной эффективностью средств. Должны быть предусмотрены средства, предотвращающие скопление воды в воздушной прослойке;
  • его наружная поверхность должна быть хорошо видимого цвета, а внутренняя – такого цвета, который не вызывает дискомфорта у находящихся на спасательной шлюпке людей;
  • его входы должны быть оборудованы эффективными регулируемыми закрытиями, которые могут легко и быстро открываться и закрываться изнутри или снаружи, обеспечивая вентиляцию, но исключая проникновение в спасательную шлюпку морской воды, ветра и холода; должны быть предусмотрены надежные средства, позволяющие держать входы в открытом и за-крытом положениях;
  • при закрытых входах он должен постоянно пропускать достаточное количество воздуха для находящихся на спасательной шлюпке людей;
  • он должен иметь приспособление для сбора дождевой воды;
  • в случае опрокидывания спасательной шлюпки находящиеся на ней люди должны иметь возможность покинуть ее.

Внутренняя поверхность спасательной шлюпки должна быть хо-рошо видимого цвета.

Если УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи стационарно установлена в спасательной шлюпке, она должна быть установлена в рубке, имеющей достаточные размеры, чтобы вместить радиооборудование и радиооператора. Отдельной рубки не требуется, если конструкция спасательной шлюпки обеспечивает наличие защищенного пространства, отвечающего требованиям Администрации.

Полностью закрытые спасательные шлюпки должны отвечать требованиям раздела Требования к спасательным шлюпкам и, дополнительно – требованиям настоящего раздела.

Каждая полностью закрытая спасательная шлюпка должна быть оборудована жестким водонепроницаемым закрытием, полностью закрывающим спасательную шлюпку. Закрытие должно быть устроено так, чтобы отвечать следующим положениям:

  • должно обеспечивать укрытие для находящихся на спасательной шлюпке людей;
  • доступ в спасательную шлюпку должен обеспечиваться с помощью люков, которые могут герметично закрываться;
  • входные люки, за исключением спасательных шлюпок, спускаемых свободным падением, должны располагаться так, чтобы можно было производить спуск и подъем шлюпки, не прибегая при этом к выходу людей из закрытия;
  • входные люки должны быть способны открываться и закрываться как снаружи, так и изнутри шлюпки, и быть оборудованы надежными средствами, позволяющими держать их в открытом положении;
  • за исключением спасательных шлюпок, спускаемых свободным падением, оно должно обеспечивать возможность грести;
  • оно должно быть способно при закрытых люках и без значительных протечек поддерживать на плаву общую массу спасательной шлюпки с полным комплектом людей и снабжения, включая механизмы, когда шлюпка находится в опрокинутом положении;
  • оно должно иметь окна или прозрачные панели, пропускающие внутрь спасательной шлюпки достаточное количество дневного света при закрытых люках, чтобы исключить необходимость искусственного освещения;
  • наружная поверхность закрытия должна быть хорошо видимого цвета, а внутренняя – такого цвета, который не вызывает дискомфорта у находящихся на спасательной шлюпке людей;
  • оно должно быть снабжено поручнями, за которые могут надежно держаться люди, передвигающиеся снаружи спасательной шлюпки, и которые могут быть использованы при посадке и высадке людей;
  • люди должны иметь возможность проходить от входа к своим местам для сидения, не перелезая через поперечные банки или другие препятствия;
  • при работающем двигателе и закрытых входах атмосферное давление внутри спасательной шлюпки в любых обстоятельствах не должно быть выше или ниже наружного атмосферного давления более чем на 20 гПа.

Каждая спасательная шлюпка, спускаемая свободным падением, долж-на иметь достаточную прочность, чтобы выдерживать падение на воду с полным комплектом людей и снабжения с высоты в 1,3 раза превышающей ве-личину, указанную в свидетельстве об одобрении этой шлюпки.

Спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения

В дополнение к требованиям разделов Полностью закрытые спасательные шлюпки или Спасательные шлюпки, спускаемые свободным падением , соответственно, спасательная шлюпка с автономной системой воздухоснабжения должна быть устроена так, чтобы при ее движении двигатель работал нормально не менее 10 мин, когда все входы в шлюпку и отверстия закрыты, и чтобы воздух внутри шлюпки оставался безопасным и пригодным для дыхания. В течение этого периода времени давление воздуха внутри шлюпки не должно падать ниже наружного атмосферного давления или превышать его более чем на 20 гПа. Система воздухоснабжения должна быть оборудована индикаторами, постоянно показывающими давление подаваемого воздуха.

Огнезащищенные спасательные шлюпки

В дополнение к требованиям раздела Спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения ,огнезащищенная спасательная шлюпка должна обеспечивать защиту допустимого к размещению на ней числа людей в течение не менее 8 мин, когда она находится на воде в зоне непрерывного и охватывающего ее со всех сторон огня.

Система водяного орошения

Спасательная шлюпка с системой водяного орошения для защиты от огня должна отвечать следующим положениям:

  • ее система водяного орошения должна питаться забортной водой, по-даваемой самовсасывающим насосом. Должна предусматриваться возможность включать и выключать подачу воды для орошения наружной поверхности спасательной шлюпки;
  • водозаборное устройство системы должно быть устроено так, чтобы предотвращать попадание в систему горючих жидкостей с поверхности воды;
  • система должна предусматривать промывку ее пресной водой и полное осушение.

Литература

Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками. [2019]

Общие требования SOLAS для спасательных плотов

Общие требования SOLAS для спасательных плотов

Спасательные плоты являются пассивными спасательными средствами. По конструкции различаются надувные и жесткие спасательные плоты, а по способу перемещения за борт - сбрасываемые и спускаемые.

Требования, которым должны удовлетворять все спасательные средства, установлены Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (SOLAS-74). Они воспроизведены в Правилах по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства.

Общие требования SOLAS к спасательным плотам:

  1. Каждый спасательный плот должен быть сконструирован таким образом, чтобы выдерживать на плаву воздействие всех морских условий в течение 30 дней.
  2. Спасательный плот должен быть сконструирован таким образом, что при его погружении в воду с высоты 18 м и он сам и его оборудование могли работать удовлетворительно. Если спасательный плот расположен на высоте более 18 м над ватерлинией в спокойной воде, он должен быть испытанным на погружение с этой высоты.
  3. Спасательный плот с навесом, и без навеса на плаву должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты не менее 4,5 м.
  4. Конструкция спасательного плота и его фитингов должны выдерживать буксировку со скоростью 3 узла в спокойной воде с полной загрузкой людьми и оборудованием и с одним из его морских якорей.
  5. Спасательный плот должен иметь навес для защиты пассажиров от воздействия окружающей среды, который автоматически устанавливается на место, когда спасательный плот запускается и попадает в воду.
  6. Спасательный плот с грузоподъемностью менее шести человек не может быть допущен к перевозке людей.
  7. Если спасательный плот не должен спускаться на воду спусковым устройством, то масса спасательного плота, его контейнера и его оборудования не должна быть больше чем 185 кг.
  8. Спасательный плот должен быть оснащен эффективным гидростатом, таким чтобы исключалась возможность неправильного срабатывания устройства. Гальванизация или другие способы нанесения металлического покрытия на детали гидростатического разобщающего устройства не допускаются;

Спускные плоты

В дополнение к вышеуказанным требованиям спускной спасательный плот должен:

Должны быть оборудованы все суда 3
В дополнение все пассажирские суда должны быть оборудованы командным трансляционным устройством (КТУ)

Спасательные круги

Длина пассажирского судна Минимальное количество спасательных кругов Длина грузового судна Минимальное количество спасательных кругов
менее 60 м 8 шт менее 30 м 4 шт
от 60 до 120 м 12 шт от 30 до 100 м 8 шт
от 120 до 180 м 18 шт от 100 до 150 м 10 шт
от 180 до 240 м 24 шт от 150 до 200 м 12 шт
более 240 м 30 шт более 200 м 14 шт
Длина рыболовного судна Минимальное количество спасательных кругов
от 25 до 45 м 4
от 45 до 75 м 6
более 75 м 8

Спасательные средства / тип судна 1 2 3 4 5 7
Спасательные жилеты Для каждого находящегося на судне человека должен быть предусмотрен спасательный жилет, отвечающий требованиям безопасности SOLAS и РМРС
Огни спасательных жилетов

На пассажирских судах каждый спасательный жилет должен быть снабжен огнем, отвечающим требованиям

Для каждого члена команды дежурной шлюпки или персонала, обслуживающего морскую эвакуационную систему, должен быть предусмотрен гидротермокостюм 7

Аварийно-спасательное снаряжение

Морские суда, плавающие под российским флагом, оснащаются аварийным снаряжением. Судовладелец должен самостоятельно определить необходимость и комплектность аварийного снабжения на борту судна, учитывая его район эксплуатации, размещения, а также национальные стандарты государства флага. Все суда, кроме судов ограниченных районов плавания RI, R2, R2-RSN, R2-RSN (4,5), и R3-RSN (кроме судов ледовых классов Агс5, Агсб, Axel, Агс8 и Агс9) и судов из стеклопластика, должны иметь аварийное снабжение в объеме, не менее указанного в таблице 2

Для несамоходных судов, эксплуатирующийся без экипажа, аварийного снабжения не требуется. Несамоходные суда, эксплуатирующиеся экипажем, должны иметь аварийное снабжение в объеме, не менее указанного в таблице 1

Наименование,

Количество для судов длиной L, м

Кол-во для наливных судов

150 и более

от 150 до 70 включительно

от 70 до 24 включительно

Набор такелажного инструмента,

Набор слесарного инструмента,

150 х 150x4000 мм

80 х 100 х 2000 мм

50 х 200 х 4000 мм

50 х 200 х 2000 мм

30 х 200 х 200 мм

60 х 200 х 400 мм

Пробки сосновые для судов с бортовыми иллюминаторами,

Диаметр бортового иллюминатора

10 х 30 х 150 мм

3 мм, каждый моток по 50 м

Болт с 6-гранной головкой,

Болт с 6-гранной головкой,

Шайба под гайку,

Ускоритель затвердевания бетона,

Сверх аварийного снабжения, указанного в таблице 1, должно быть предусмотрено дополнительное снабжение: на пассажирских судах и судах специального назначения длиной 70 м и более, за исключением судов из стеклопластика, согласно таблице 2;

Переносной автогенный агрегат для резки с комплектом полностью заряженных газовых баллонов, шт.

Ручной гидравлический домкрат, шт.

Кузнечная кувалда, шт.

Кузнечное зубило (с ручкой),шт.

Домкрат грузоподъемностью 9,8 кН, шт.

Домкрат грузоподъемностью 19,6 кН,шт.

на судах из стеклопластика:

Связующая смола с отвердителем

Наборы слесарного и такелажного инструмента, указанные в таблице 1, должны быть укомплектованы в соответствии с таблицей 3

кол-во на 1 комплект

Ключ гаечный разводной

Ширина зева до 36 мм

Ширина зева до 24 мм

Сумка для инструмента

Нормы снабжения стоечных судов определяются по усмотрению судовладельца.

Суда со знаком FF1, FF1WS, FF2, FF2WS и FF3WS в символе класса должны иметь два прожектора, способные обеспечить эффективный горизонтальный и вертикальный диапазон освещения поверхности диаметром не менее 10 м на расстоянии до 250 м при минимальном уровне освещенности до 50 лк в темное время суток и чистом воздухе

Аварийное снабжение должно храниться на двух аварийных постах как минимум, один из которых должен быть расположен в машинном помещении. Аварийными постами могут быть специальные помещения, ящики или места, отведенные на палубе или в помещениях.

В аварийном посту, расположенном в машинном помещении, должно храниться снабжение, необходимое для производства аварийных работ изнутри этого помещения, остальное аварийное снабжение, как правило, должно храниться в аварийных постах, расположенных выше палубы переборок; на судах длиной менее 45 м допускается расположение аварийного поста ниже палубы переборок при условии обеспечения постоянного доступа к этому посту.

На судах длиной 31 ми менее допускается хранение аварийного снабжения только на одном аварийном посту.

Перед аварийным постом должен быть предусмотрен свободный проход; ширина прохода должна выбираться в зависимости от габаритов хранимого на посту снабжения, но не менее 1,2 м. Допускается уменьшение ширины прохода до 0,8 м на судах длиной менее 70 м и до 0,6 м — на судах длиной 31 м и менее.

Проходы к аварийным постам должны быть по возможности прямыми и коротким.

Новичку об основах в области ОБЖ (БЖД), экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

среда, 11 сентября 2019 г.

Спасательные плоты

Надувной спасательный плот — это надувное коллективное спасательное средство, предназначенное для спасения пассажиров и экипажей тонущих судов и летательных аппаратов при вынужденной посадке на воду.

Спасательные плоты, в зависимости от района плавания, комплектуются 3 вариантами снабжения: SOLAS A PACK, SOLAS B PACK, SOLAS С PACK.

Общая масса спасательного плота, его контей­нера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

Жесткие спасательные плоты

Жесткие спасательные плоты представляют собой раму, на которой закреплены металлические плавучести цилиндрической формы, разделенные на отсеки. На плоту устанавливают места для сидения; для защиты от воды и солнца имеется фальшборт и тент. Плот снабжен веслами и парусом. Вдоль наружного края плота крепят леер с поплавками. Пассажировместимость 20 – 30 человек.

Жёсткий спасательный плот из лёгкого сплава состоит из замкнутой трубы и двойного днища, разделённого на ряд водонепроницаемых отсеков, в которых размещается снабжение плота. С обеих сторон настила двойного дна имеются лючки, закрываемые водонепроницаемыми крышками, для доступа к снабжению при плавании плота любой стороной вверх. По периметру плота уложен и закреплён тент с полиэтиленовыми дугами. Тент имеет 2 входа, закрываемые фартуками, сборник дождевой воды, сигнальную лампочку наверху тента и лампочку освещения внутри плота. Плот снабжён входными трапами, фалинем, обухами для крепления подъёмных стропов и скобами для крепления буксирного троса. На горизонтальных поверхностях плота устанавливают рейчатые деревянные или пластмассовые банки для сидения. Днище плота эффективно поддерживает людей вне воды, изолирует от холода, как правило, крепится посередине платформы, что позволяет пользоваться плотом не зависимо от того, на какой стороне он плавает. Снабжение размещается в водонепроницаемом контейнере и крепится к плоту штертом так, чтобы его можно поднять в плот. Тент, изготовленный из прорезиненной ткани, крепится по внешнему периметру плота так, чтобы его можно было установить, независимо от того, какой стороной он плавает на воде. Для удобства посадки плоты оборудуются жёсткими наклонными посадочными площадками или трапами, нижняя балясина которого должна находиться на 0,4м ниже ватерлинии порожнего спасательного плота. Плоты также оборудуются верёвочными леерами и надёжным фалинем.

Жёсткие спасательные плоты должны быть готовы к тому, чтобы их можно было безопасно и свободно спустить или сбросить на воду с любого борта; при погружении судна в воду они должны беспрепятственно всплывать, а разобщающие устройства должны срабатывать автоматически.

На судне плоты устанавливают на специальных приспособлениях в наклонном положении. При отдаче стопорного устройства плот под действием силы веса соскальзывает в воду.

Надувные спасательные плоты

Плоты надувного типа очень широко распространены на судах морского флота. Они снабжены надувным устройством, состоящим из баллона со сжатым углекислым газом. По периметру плота закреплен леер. Корпус плота разделен на отсеки, заполненные газом.


Плот спасательный
надувной ПСН-20

При сбрасывании плота в воду штерт рывком открывает клапан баллона, и углекислый газ заполняет оболочку плота не более чем за 1 минуту. Для удобства входа на плот имеется штормтрап. Над плотом натянут тент оранжевого цвета. Пассажировместимость надувных плотов от 4 до 25 человек.

Надувные плоты хранят в чехлах или ящиках. В комплект снабжения входят: мехи для подкачки воздуха, ремонтные принадлежности для заделки небольших отверстий в оболочке, трос, весла, рыболовные принадлежности, ракеты, продукты, аптечка.

Вместимость надувных спасательных плотов

Число людей, допустимое к размещению на спасательном плоту, должно равняться меньшему из следующих чисел:

  • наибольшее целое число, полученное от деления на 0,096 значения объема главных труб плавучести в надутом состоянии в кубических метрах (для этой цели в значение объема не включаются объемы ни арвок, ни поперечных банок, если таковые имеются)
  • наибольшее целое число, полученное от деления на 0,372 значения внутренней горизонтальной площади сечения спасатель­ного плота в квадратных метрах (для этих целей в эту площадь может включаться площадь поперечной банки или банок, если таковые имеются), измеренной до внутренней кромки труб плавучести
  • число людей средней массой 75 кг с наде­тыми гидрокостюмами и спасательными жилетами или только спасательными жилета­ми для случаев размещения в плотах, спуска­емых плот-балкой, которые могут достаточно комфортно сидеть, имея высоту подтентового пространства, не стесняющую использование оборудования плота.

Основные требования к конструкцииспасательных плотов

Все спасательные плоты должны соответствовать требованиям главы IV "Спасательные шлюпки и плоты" международного кодекса по спасательным средствам.

Поэтому кто хочет, может ознакомиться с этими требованиями самостоятельно. Я же приведу лишь основные.

Новичку об основах в области ОБЖ (БЖД), экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

воскресенье, 22 декабря 2019 г.

Спасательные шлюпки


Спасательная шлюпка закрытого типа
Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.

По способу доставки на воду спасательные шлюпки делятся на спускаемые механическими средствами и спускаемые свободным падением.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% =100%).

Независимо от конструктивных различий все спасательные шлюпки должны:

  • иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность
  • обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании
  • иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки, обеспечивающий скорость шлюпки на тихой воде при полном комплекте людей не менее 6 узлов и защищенный от случайных ударов гребной винт
  • быть окрашены в оранжевый цвет


По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

  • орошения, обеспечивающей проход через непрерывно горящую нефть в течение 8 мин
  • сжатого воздуха, обеспечивающей безопасность людей и работу двигателей в течение 10 мин
  • корпуса шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность
  • рубка должна обеспечивать круговую видимость, иллюминаторы изготавливают из огнестойкого стекла


Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:

  • двигатель должен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды
  • скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз
  • запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов

Для обеспечения возможности использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.
Топрик - трос, натянутый между оконечностями шлюпбалок.
Спасательный шкентель - растительный или синтетический канат с мусингами (узлами), использующийся как экстренное средство для спуска с борта судна в шлюпку или в воду.


Спасательная шлюпка открытого типа

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской; там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь ручной насос для удаления воды.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном. Спускной клапан (один или два в зависимости от размеров шлюпки) устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. Обычно эту задачу выполняет клапан поплавкового типа. При хранении шлюпки на борту судна спускной клапан должен быть открыт для обеспечения стока любой попавшей в шлюпку воды. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Шлюпки, спускаемые на талях, оборудуются разобщающим механизмом, который устроен таким образом, чтобы оба гака отдавались одновременно. При этом разобщающий механизм предусматривает два способы разобщения:

  • обычный - разобщение происходит после спуска шлюпки на воду, когда нагрузка на гаках исчезает
  • под нагрузкой - когда разобщение может быть произведено как на воде, так и на весу при наличии нагрузки на гаках.

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения должны быть устроены так, чтобы обеспечить при закрытых входах и отверстиях нормальную работу двигателя не менее 10 мин. При этом воздух должен оставаться безопасным и пригодным для дыхания.

Огнезащищенные спасательные шлюпки должны обеспечивать безопасность находящихся в них людей в течение не менее 8 мин, находясь на воде в зоне охватывающего ее со всех сторон огня, а температура воздуха на уровне головы сидящего человека не должна превышать 60°С. Обычно такие шлюпки для повышения огнестойкости оборудуются системой водяного орошения. Для орошения используется забортная вода. Водозаборное устройство системы располагается в нижней части шлюпки таким образом, чтобы исключить попадание в систему горючих жидкостей с поверхности воды.


Вертикальное расстояние между настилом днища и внутренней поверхностью закрытия или тента, простирающегося над 50% площади днища, должно быть:

  • не менее 1,3 м - для спасательных шлюпок вместимостью 9 человек или менее
  • не менее 1,7-для спасательных шлюпок вместимостью 24 человека или более
  • не менее расстояния, рассчитанного линейной интерполяцией, между 1,3 и 1,7 м - для спасательных шлюпок вместимостью от 9 до 24 человек.

Вместимость спасательных шлюпок

Не допускаются спасательные шлюпки вмести­мостью более 150 человек.

Количество людей, допустимое к размещению на спасательной шлюпке, спускаемой на талях, должно равняться меньшему из следующих чисел:

  • числа людей средней массой 75 кг, которые могут сидеть в нормальном положении в спа­сательных жилетах, не мешая работе средств приведения спасательной шлюпки в движение и работе любого ее оборудования
  • числа посадочных мест, которое может быть оборудовано на банках и сиденьях. Площади сидений могут пере­крываться, при условии, что имеется достаточное простран­ство для ног и оборудованы подставки для них, а вертикальное расстояние между верхним и нижним сиденьем равно по меньшей мере 350 мм.

Доступ в спасательные шлюпки

  • Каждая спасательная шлюпка пассажирского судна должна быть устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить быструю посадку в нее. Должна также быть возможность быстрой высадки людей из спасательной шлюпки.
  • Каждая спасательная шлюпка грузового судна должна быть устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совер­шить посадку в нее в течение не более 3 мин с момента подачи команды к посадке. Должна также быть возможность быстрой высадки людей из спаса­тельной шлюпки.
  • Спасательные шлюпки должны иметь посадоч­ный трап, позволяющий находящимся в воде людям забраться в шлюпку, и который может быть исполь­зован для ее любого посадочного входа. Нижняя ступенька этого трапа должна располагаться по крайней мере на 0,4 м ниже ватерлинии спасательной шлюпки в порожнем состоянии.
  • Спасательная шлюпка должна быть устроена так, чтобы на борт шлюпки можно было поднимать нахо­дящихся в беспомощном состоянии людей как из воды, так и на носилках.
  • Все поверхности, по которым могут ходить люди, должны иметь не скользящее покрытие

Более подробно от требованиях, предъявляемых к спасательным шлюпкам, указаны в Международном кодексе по спасательным средствам, в главе IV "Спасательные шлюпки и плоты"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: