Какая модель социального страхования состоит из данных уровней государство работодатели работник

Обновлено: 19.04.2024

Формирование системы обязательного социального страхования в нашей стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба, важнейшими среди которых являются:

· определение финансовых механизмов отдельных видов и всей системы социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политикой;

· разработка методологических и правовых основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки и не допускающие смешения с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;

· разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) с их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;

· определение 4—6 базовых правовых институтов социального страхования, которые включали бы все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования и кодификации всех форм и видов защиты;

· определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием — моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб.

Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков, и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.

Развитие отдельных отраслей системы социального страхования во многом определяется, по нашему мнению, тремя основными факторами:

· уровнем социального риска в обществе, выражающемся в стоимостном выражении утратившего доход по этой причине;

· степенью потери дохода, полной или частичной, постоянной или временной;

· мерой покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из целей социальной политики.

В связи с этим построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта:

· определение источников финансирования как способа привлечения средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;

· распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;

· способы использования страховых средств и нахождения оптимальных пропорций распределения и перераспределения ресурсов на основе сочетания принципа эквивалентности (по схеме взносы — выплаты) и солидарной взаимопомощи.

Рыночная модель системы социального страхования базируется на следующих принципиальных положениях:

· финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты);

· размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительнее, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят. Особенности демографического и социально-экономического развития нашей страны вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного и других видов социального страхования (за счет средств работодателей, работников и государства).

Формирование средств на социальное страхование предлагается организовать из трех источников: большую часть следует оплачивать работодателям (примерно 60% всего объема), а две другие части распределить между работниками и государством.

Доля отдельных источников финансирования определяет сам характер системы страховых выплат: взносы выражают ее страховые принципы, а участие государства символизирует идею солидарности перед лицом потребностей, удовлетворение которых невозможно обеспечить лишь за счет страховых взносов, что заставляет обращаться к дофинансированию систем из государственных источников (дотации национальных систем социального страхования за счет федерального бюджета довольно типичное явление, например, в Австрии они составляют 25%, в Германии — 21%, в Канаде — около 30% их общего объема). Страховые взносы работодателей и самих застрахованных прежде всего играют роль источника, обеспечивающего выплату компенсаций за утрату дохода пропорционально его величине, а средства государства предназначаются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостает поступающих страховых взносов.

С учетом вышеперечисленных аргументов, выполненных макроэкономических расчетов и зарубежного опыта нами предлагается экономическая модель социального страхования для России, рассмотренная ниже (табл. 3).

Таблица 3. Предлагаемое распределение страховых взносов в фонды обязательного социального страхования, % фонда зарплаты

Вид страхования Работодатели Работники Государство Всего
Пенсионное страхование 12,0 2,0 6,0 (социальные и базовые пенсии) 20,0
Страхование профессиональных и региональных пенсий В среднем 2,0 (тариф гибкий: от 0,1 до 10,0) 1,0 2,0 (шахтеры, горняки и др., работающие в экстремальных условиях) 5,0
Страхование по болезени 3,5 0,5 0,5 (пособия по уходу за ребенком, оздоровление застрахованных) 4,5
Медицинское страхование 2,5 0,5 1,5 (неработающие члены общества) 4,5
Страхование от несчастных случаев на производстве В среднем 1,0 (тариф гибкий: от 0,5 до 10%) - - 1,0
Страхование по безработице 0,5 0,5 0,5 1,5
Страхование по уходу 0,5 0,5 0,5 1,5
Итого 22,0 5,0 11,0 38,0

Размер минимальной величины заработной платы работника, с которой целесообразно ввести обязательные страховые взносы работника в пределах 5 — 7% от ее нетто величины (нижний предел), можно установить как пороговую величину, размер которой должен составлять не менее 80% от средней заработной платы в промышленности. Верхний предел заработной платы работника, выше которого обязательные страховые взносы работника не взимаются, можно установить как пороговую величину на уровне не более 250% средней заработной платы в промышленности.

Установление нижнего и верхнего пределов заработной платы связано с необходимостью недопущения чрезмерного сокращения покупательной способности остающейся (после уплаты налогов и страховых платежей) заработной платы (нижний предел заработной платы), а также достижения оптимального и справедливого перераспределения бремени страховых взносов (верхний предел). Кроме того, для снижения общего финансового бремени работников (налоги и страховые взносы), потребуется несколько снизить (на 2 — 3 процентных пункта) величину налоговых платежей, с тем чтобы совокупное финансовое обременение работника не превышало 15 — 18% его заработной платы.

Предложенная более дифференцированная структура системы социального страхования в большей степени смогла бы обеспечивать учет природы риска, что крайне важно для наиболее точного расчета финансовых средств, необходимых для страхования и более высокого уровня социальной защиты, а также исключить скрытое перераспределение финансовых средств, неизбежное, к сожалению, при применении объединенных систем.

Г) Юридическое лицо и дееспособное физическое лицо, заключающее со страховщиком договор страхования в свою пользу или в пользу третьих лиц и участвующие своими средствами в формировании страхового фонда

14. Страховой взнос - это:

А) Тарифная ставка;

Б) Сумма, уплачиваемая страхователем по договору за тот или иной вид страхования;

В) Взнос учредителей в акционерный капитал страховой фирмы

15. Застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию не являются:

А) Граждане Российской Федерации

Б) Иностранные граждане

В) Безработные граждане

16. К трудовой пенсии НЕ относится:

А) Трудовая пенсия по старости

Б) Трудовая пенсия по инвалидности

В) Трудовая пенсия по заявлению работника

17. Функции социального страхования:

А) Защитная, воспроизводственная, перераспределительная, стабилизирующая

Б) Защитная, регулирующая, стабилизирующая, контролирующая

В) Контролирующая, регулирующая, воспроизводственная, перераспределительная

18. Страховые отношения могут возникнуть:

А) С момента заключения трудового договора

Б) С момента проведения собеседования с работником

Г) С момента заключения договора гражданско-правового характера

19. Какого вида пенсии не бывает по случаю потери кормильца:

20. Формами проведения личного страхования являются:

21. Из каких частей состоит трудовая пенсия по старости:

А) Базовая и страховая

Б) Базовая, страховая и накопительная

В) Накопительная и страховой

22. Механизм регулирования социальной гарантии и прав: по закону социально-алиментарные притязания граждан в случае признания их нуждающимися относятся к:

А) Институту социальной помощи

Б) Добровольному, личному страхованию

В) Институту государственного социального обеспечения

23. Периодические выплаты денег для обеспечения граждан в старости, инвалидности, потере кормильца, выслуге лет – это:

24. Объектом социального страхования являются:

А) Физические лица

Б) Юридические лица

В) Социальные риски

25. Как найти размер пенсии по случаю потери кормильца:

А) П=Базовая часть+Страховая часть

Б) П=Базовая часть+Накопительная часть

В) П=Страховая часть+Накопительная часть

26. Основной принцип страхования: страхование - это защита, а не обогащение был сформирован в:

А) 920 год до н.э.

Б) 916 год до н.э.

27. В каком году был организован ИНГОССТРАХ СССР:

28. Принцип организации Обязательного Социального Страхования:

А) ответственность государства как работодателя

Б) самоответственность граждан

В) самоответственность работников, солидарная взаимопомощь работодателей, ответственность государства

29. Какая функция социального страхования реализуется как поддержка материального уровня дохода населения:

2-Д (все варианты верные)

3-А (субъекты социального страхования)

4-В (для возмещения ущерба)

5-А (22 декабря 1990г)

6-В (имущественное страхование)

7-Б (модель Бисмарка)

9- А, В (А-базовая, В-страховая)

10- А (в любой организационно-правовой форме)

11- Б, В, Г, Е (Б-акционерное, В-кооперативное, Г-взаимное,

12- Б (модель Бевериджа)

13- Б (Юридические или физические лица, в пользу которых заключается договор страхования)

14- Б (Сумма, уплачиваемая страхователем по договору за тот или иной вид страхования)

15- В (безработные граждане)

16- В (Трудовая пенсия по заявлению работника)

17- А (Защитная, воспроизводственная, перераспределительная, стабилизирующая)

19- В (накопительной)

20- А, Б (А-обязательная, Б-добровольная)

21- В (накопительной и страховой)

22- А (институту социальной помощи)

24- В (социальные риски)

25- А (П=Базовая часть+Страховая часть)

26- Б (916 год до н.э.)

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Поиск по сайту

Обязательное социальное страхование построено на принципе перераспределения страховщиком денежных средств от благополучных застрахованных к пострадавшим застрахованным.

Итак, социальное страхование – один из базовых институтов социальной защиты, построенный на принципах солидарной взаимопомощи (принцип коллективной солидарности) и самоответственности занятого трудом населения и работодателей. Оно имеет целью компенсацию социальных рисков утраты заработков или значительных дополнительных расходов из-за утраты места работы, болезни, несчастного случая, а также утраты трудоспособности в связи со старостью, а также получение гражданами медицинской и реабилитационной помощи[1].

Второй принцип – принцип эквивалентности взносов и компенсаций.

Третий принцип – всеобщий охват либо трудящихся, либо всего населения, либо широких слоев населения.

Социальное страхование финансируется особым образом - из страховых взносов.

Страховые взносы – это отложенная и перераспределяемая часть заработной платы работников. Существуют актуарные расчеты – для всех видов риска рассчитывается вероятность. Благодаря актуарным расчетам при установленных законодательством страховых взносах возможно рассчитать величины социальных выплат (пособия).

Социальные страховые выплатыопределяют благосостояние населения, в особенности для тех групп, которых затронули страхуемые социальные риски.

Каждая система устройства обязательного социального страхования, рассмотренная в наиболее общем виде, классифицируется как модель социального страхования.

Существуют следующие модели:

· классическая модель на принципах Бисмарка,

· советская (ее еще называют Сталинская модель),

· смешанная модель (эта модель наиболее распространенная).

Социальное страхование классическим образом было построено Отто фон Бисмарком – он был первым канцлером Германии, послом Пруссии в Петербурге 1881г. Бисмарк впервые указом прусского короля (далее законом) обязал работодателей, наряду с работниками, платить в кассу взаимопомощи на заводе страховые взносы – так возникла паритетная уплата взносов. И тогда касса стала страховой организацией профессионально-трудовой солидарности.

Нынче мы говорим: Работодатель - это страхователь, работники - это застрахованные, а организационная система учреждения, в котором их застраховали - страховщик.

Система Бисмарка развивалась самостоятельно, сначала снизу. Ее главные черты - автономия, паритетная уплата страховых взносов (платили и работники и работодатели), самоуправление (трипартизм). Главное в ней то, что собственность на страховые ресурсы негосударственная, а принадлежит страховой организации.

Советская модель и модель У. Бевериджа – несколько схожи. Платит средства государство, берет их через налоги, компенсация (пособия) по минимуму, прямое государственное управление (нет самоуправления).

В Советской модели – управляли профессиональные союзы. Собственность в обеих системах государственная.

Системы Бевериджа и атлантическая – после Второй мировой войны срослись между собой. Первая обеспечивала минимальное государственное вспомосуществование, второе – установленное частным договором.

Атлантическая система позволила развиваться негосударственным пенсионным фондам. Как модель – это накопительное пенсионное страхование, взносы объединялись и превращались в капиталовложения. Накопительное пенсионное страхование осуществляется автономными, некоммерческими организациями, у которой нет владельцов (бесприбыльные организации). Их средства не принадлежат ни им, ни государству, по существу – это средства в доверительном временном (пусть и долговременном) управлении по договору.

Смешанная система – смешение в одной системе элементов модели Бисмарка, в другом направлении страховании элементов Советской модели или модели Бевериджа, возможно, Атлантической модели и еще некоторых специфических систем.

Социальное страхование любой модели осуществляется на основе государственного законодательства – публичного права, а не гражданского права как коммерческое страхование.

Какая модель лучше в применении? Это зависит от тех условий, в которых существует данное государство, от устройства национальной экономики этого государства, этапа социально-экономического развития, исторических предпосылок, менталитета нации и т.д.

Экономическая природа социального страхования состоит в том, что оно финансируется из отложенной части заработной платы (и возвращается при реализации страхового случая - социальногориска).

Объект социального страхования – конвенционно установленные МОТ социальные риски: болезнь – расходы на лечение, утрата заработка, утрата здоровья - инвалидность, смерть – погребение. Всюду общая основа: либо утрата дохода, либо крайняя необходимость проведения крупных расходов.


Социальное страхование в РФ – это комплекс мероприятий, обеспечивающий материальную поддержку граждан в период нетрудоспособности за счет бюджетных средств. Социальное страхование в РФ доступно как работающим, так и неработающим гражданам, а также ИП. Последним для оплаты больничных листов требуется заключить договор с ФСС и периодически перечислять взносы. Виды выплат, их размер могут зависеть от статуса физических лиц. Рассмотрим принципы соцстрахования в РФ.

Что такое государственное социальное страхование

Государство обеспечивает гражданам некоторые выплаты в качестве социальных гарантий для поддержания их материального положения. Социальное страхование в РФ – это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей социальной незащищенности. Среди предусмотренных государством можно выделить следующие виды обязательного социального страхования:

  1. Оплата периода временной нетрудоспособности, в том числе в период беременности и родов. На это имеет право работающее население при предоставлении больничных листов. Больничные листы выдаются не только в случаях заболеваний самих сотрудников, также они предоставляются при необходимости ухода за больными детьми и прочими нетрудоспособными родственниками.
  2. Выплаты при наступлении несчастных случаев на производстве. Компенсируют полученные работниками увечья при выполнении трудовых обязанностей.
  3. Перечисление единовременных сумм при рождении ребенка, в случае постановки на учет на ранних сроках беременности.
  4. Выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  5. Пособие при усыновлении.
  6. Пособие на погребение.

См. также:

  • «Как правильно рассчитать декретный отпуск»;
  • «Порядок оформления несчастного случая на производстве»;
  • «Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2020 году».

В целях обеспечения дальнейших возможных затрат по нетрудоспособности за своих сотрудников работодатели ежемесячно производят отчисления в фонды. Процент перечислений зависит от видов деятельности, условий труда.

На некоторые виды пособий вправе претендовать лишь работающие граждане. Согласно ст. 183 ТК РФ, работодатель обязан материально компенсировать своим сотрудникам периоды их вынужденной нетрудоспособности в связи с заболеванием, уходом за больными родственниками, больничным листом во время беременности и родов. Размер перечислений зависит от стажа работника и его заработков.

Более подробную информацию о размерах выплат по больничным листам см. в материале «Максимальный размер больничного листа в 2019 - 2020 годах».

Такие виды социального страхования в РФ, как выплаты по уходу за детьми до 1,5 лет, единовременные суммы, связанные с рождением ребенка, пособие на погребение, доступны и неработающим гражданам. Однако, в отличие от работающих лиц, размер выплат будет минимален, в то время как трудоспособное население вправе претендовать на некоторые суммы пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет), размер которых рассчитывается исходя из заработка. Минимальные же суммы могут меняться в зависимости от действующих районных коэффициентов к заработной плате. Кроме того, регионы вправе сами устанавливать дополнительные социальные пособия, регулируя периодичность их выплат и целенаправленность.

Более полную информацию о размере детских выплат можно получить в материале «Новые пособия на детей в 2020 году - таблица».

Принципы социального страхования

Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:

  1. Доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).
  2. Соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния работодателя-страховщика.
  3. Наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.
  4. Ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на соцстрахование физлиц.
  5. Государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию граждан.
  6. Финансовая независимость системы страхования в стране.

Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.

Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника.

Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.

Обязательное страхование от несчастных случаев

Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и реализацию права на социальное страхование.

Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений имеют следующие права:

  • трудиться в оборудованном по всем правилам безопасности рабочем месте;
  • иметь доступ к достоверной информации о порядке охраны труда на рабочем месте, возможных производственных рисках;
  • получить необходимые средства защиты от руководства;
  • проходить обучение по обеспечению безопасности на рабочем месте за счет работодателя;
  • отказаться от выполнения работ, если они нарушают требования по безопасности труда;
  • рассчитывать на компенсацию при наступлении несчастных случаев.

Обеспечение безопасности сотрудников гарантируется обязательным социальным страхованием, связанным с риском возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Подобный вид мер является одним из видов социального страхования, который регулируется нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве

Субъектами страхования от несчастных случаев выступают страхователь, страховщик и застрахованные лица, где страховщиком является ФСС, страхователем – работодатели, а застрахованными лицами – наемные работники. К последней категории лиц относятся выполняющие работу на основании трудовых и гражданско-правовых (если предусмотрена условиями соглашения обязанность по перечислению страховых взносов) договоров сотрудники, в том числе лица без гражданства и иностранцы.

Закон № 125-ФЗ предоставляет работникам следующие гарантии:

  • обеспечение соцзащиты застрахованных лиц;
  • оплата дополнительных медицинских расходов, связанных с наступлением несчастных случаев на производстве, возмещение вреда вследствие травм, полученных при выполнении трудовых обязанностей;
  • оплата последующих расходов на профреабилитацию ;
  • повышенное внимание к мерам, предупреждающим наступление несчастных случаев при выполнении трудовых обязанностей.

Право на получение компенсации наступает с первого дня подтверждения страхового случая. В случае смерти застрахованного выплаты, согласно ст. 7 закона № 125-ФЗ, получают иждивенцы, дети, члены семьи (в том числе родители и супруги умершего). Сроки выплат в таких случаях разные:

  1. Несовершеннолетние вправе претендовать на компенсацию вплоть до достижения ими возраста 18 лет.
  2. Инвалиды – на весь период инвалидности;
  3. Родственники пенсионного возраста – пожизненно.
  4. Обучающиеся дети – до окончания получения образования, но не позже 23-летнего возраста.
  5. Прочие лица – в соответствии с законом № 125-ФЗ.

При некоторых обстоятельствах несчастные случаи на производстве не квалифицируются как страховые ситуации. Так, согласно ст. 229.2 ТК РФ, алкогольное, токсическое, наркотическое и другие виды опьянения сотрудников, а также совершение самими работниками противоправных действий, повлекших по неосторожности причинение ущерба здоровью и жизни, не определяются как несчастные случаи на производстве.

Итоги

Социальное страхование в РФ призвано дать гражданам некоторые гарантии в виде денежной компенсации в случаях наступления нетрудоспособности, рождения детей, обеспечивает компенсационные выплаты при наступлении несчастных случаев на рабочем месте. Другие функции соцстрахования – предотвращение неблагоприятных ситуаций, повышение мер безопасности по охране труда, защита прав сотрудников на обеспечение мер, исключающих несчастные случаи при исполнении трудовых обязанностей.

  • Налоговый кодекс РФ
  • закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ
  • закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Трудовой кодекс

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Социальное страхование в России представлено системой социальной защиты, призванной обеспечить реализацию конституционного права граждан на финансовое обеспечение в случаях:

  1. Виды социального страхования
  2. Заявление в фонд социального страхования
  3. Обязательное социальное страхование
  4. Отчисления в фонд социального страхования
  5. Условия социального страхования
  • болезни;
  • утраты трудоспособности, частичной или полной;
  • безработицы;
  • потери кормильца;
  • по достижению определенного возраста.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным, смешанным.

Виды социального страхования

Обязательное социальное страхование в России — часть государственной системы по соцзащите населения. Речь идет о социальной защите как работающего, так и неработающего населения от вероятных изменений в их материальном или социальном положении, вследствие субъективных или объективных причин.

Социальное страхование в РФ представлено следующими видами:

  • обязательное социальное;
  • обязательное медицинское;
  • обязательное пенсионное;
  • страхование пассажиров;
  • страхование автогражданской ответственности.

Заявление в фонд социального страхования

Фонд социального страхования РФ представляет собой один из внебюджетных государственных фондов, цель которого заключается в обеспечении обязательного социального страхования российских граждан.

Обратившись с заявлением фонд социального страхования, вы можете рассчитывать на:

  • возмещение расходов, связанных с лечением, устранением последствий форс-мажорных обстоятельств;
  • выплату пособий;
  • подтверждение вида деятельности;
  • оплату больничного листа;
  • оплату родовых сертификатов, выплату пособий, связанных с беременностью и материнством;
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение.

Обязательное социальное страхование

Обязательное социальное страхование — особая система защиты россиян, имеющих работу, и членов семей, находящихся на их иждивении, от потери трудового дохода в случаях наступления нетрудоспособности (вследствие болезни, старости, материнства, инвалидности и так далее).

Финансовые средства, вращающиеся в системе обязательного социального страхования, аккумулируются и распределяются 3-мя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского образования, Фонд социального страхования. Все эти фонды имеют собственные бюджеты, которые никак не связаны с бюджетной системой РФ.

Отчисления в фонд социального страхования

Фонды, деятельность которых простирается в рамках обязательного страхования в России, являются внебюджетными, это значит, что они не зависят от российской бюджетной системы.

Все отчисления в Фонд социального страхования осуществляются предприятиями (страхователями), где работают застрахованные физические лица. Если наблюдается дефицит бюджета в фондах, недостаток средств восполняется из федерального бюджета РФ с помощью трансферных платежей.

Что касается размера страховых взносов, то рассчитываются они при учете размеров оплаты труда работников, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке суммы взносов определяются в случае с ИП, нотариусами и адвокатами.

Условия социального страхования

В соответствии с трудовым кодексом РФ условия социального страхования в обязательном порядке должны отражаться в трудовом договоре. Наличие в договоре пункта о социальном страховании дает возможность работнику рассчитывать на различные пособия и льготы в случае временной или постоянной потери трудоспособности. Содержание этого пункта может быть разным и зависит от характера и объема выполняемой работы. Чем более вредной является работа, чем большими рисками получения увечий она сопровождается, тем более высокими будут страховые взносы. В трудовом договоре также необходимо отразить наличие услуг дополнительного пенсионного или медицинского страхования, если работодатель оказывает такие услуги.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: