Какая из пословиц поговорок правильно раскрывает образ правосудия в символике весов

Обновлено: 27.03.2024

Помню, как-то раз, еще в университете, один преподаватель сказал нам, что ему не дает покоя мысль о том, что многие пословицы по смыслу совпадают с законами и неплохо было бы как-нибудь провести полноценное научное исследование на эту тему.
Не знаю, удалось ему это или нет, но мне хочется поделиться с вами некоторыми наблюдениями на эту тему, уверен, что многим это покажется интересным.

Поговорка 1: "Обещанного три года ждут"

Эта поговорка первая всплывает у меня в голове, когда речь идет о связи поговорок и законов. Возможно, это профессиональная деформация, но совпадение очень уж явное.

Дело в том, что именно три года составляет стандартный срок исковой давности в российском законодательстве. Это означает то, что если кто-то нарушил права человека (например, обещал вернуть долг и не вернул), то человек может подать в суд в течение 3 лет с момента нарушения, потом это право утрачивается.
Но почему тогда ждут? - спросите вы
Ответ достаточно прост - большинство людей стараются избегать судебных тяжб и разбирательств и до последнего ждут и надеются решить все без суда.
Вот и получается, что обещанного три года ждут..
А потом уже в суд идут)

Поговорка 2: "Дорога ложка к обеду"

Смысл этой поговорки в том, что человеку часто что-то нужно именно к определенному моменту времени, а если он не получает это точно к нужному времени, то потом интерес уже теряется и ему это перестает быть нужным.


Например, портному заказали сшить свадебное платье к назначенной дате торжества. Если он просрочит работу даже на 1-2 дня, то заказчику после свадьбы это платье уже и даром не нужно будет, потому что весь смысл был именно в выполнении работы в срок. Таких примеров в жизни много - организовать фуршет в дату выставки, встретить клиента в аэропорту после прилета, подготовить документы к какому-то событию и т.д.

Действующее законодательство в данном вопросе солидарно с народной мудростью и предоставляет право заказчику отказаться от принятия и оплаты работы, если из-за просрочки она ему уже не нужна.

Поговорка 3: "Взялся за гуж - не говори, что не дюж"

В повседневной жизни эта фраза означает примерно следующее - если сказал, что можешь что-то сделать или пообещал это сделать, то будь добр - сделай это как обещал и не нужно потом говорить, что что-то не получается или что недооценил сложность задачи.

В юриспруденции это соотносится с тем, что если исполнитель по договору взялся оказать какую-то определенную услугу, то он не может просто так отказаться от этого (если только это специально не установлено), а должен будет возместить все убытки заказчика (которые могут быть в разы дороже самой услуги).

А при госзакупках все еще строже - нерадивого исполнителя могут привлечь к административной ответственности, обязать возмещать убытки и вдобавок еще внести в реестр недобросовестных поставщиков, то есть отстранить от участия в госзаказе на пару лет.

Поэтому, народная мудрость часто может помочь вам принять правильное решение. Вообще, во всех этих совпадениях есть достаточно очевидная связь - как поговорки, так и законы основаны на одних и тех же принципах здравого смысла, которые формировались веками, наверное поэтому и получаются такие интересные параллели.

Предлагаю вам высказать мнением и угадать в комментариях, с какими законами можно связать поговорки (и в чем подвох в одной из них):

Юридическая мудрость предков-2: пословицы о правосудии и судах - http://apelcin.ru/

Мы уже сообщали ранее об издании книги «Юридические пословицы и поговорки народов мира». По просьбе редакции ИА «Апельсин» ее автор, казахстанский профессор, доктор юридических наук Геннадий Лупарев подготовил несколько статей об этом виде фольклора.

Пословицы и поговорки любого народа являются частью его культуры и истории. Дошедшие из глубины веков крылатые изречения отражают быт, нравы и настроения наших предков. По народным мудрословиям можно, в частности, проследить развитие правосудия, в основе которого лежит стихийное требование возмездия злодеям. Русский дореволюционный правовед Иванишев называл его «вечно живой идеей правосудия, принявшей грубую форму мести у всех народов, стоящих на низшей степени развития».

В глубокой древности у всех народов предтечами правосудия являлись самозащита и талион. Доказательствами тому - известная с незапамятных времен английская пословица «Самозащита – древнейший закон природы» и старинная немецкая поговорка «Сопротивление разрешено». Если же человек не сумел защитить себя и свою собственность в момент злодеяния, то он имел право нанести аналогичный вред виновному. «Око за око, зуб за зуб», – это изречение, формулирующее принцип талиона, зафиксировано даже Библией.

В патриархальном обществе возмездие как реакция на злодеяние не ограничивалось в формах. Ответом лиходею могли стать грабеж или поджог его имущества, порча посевов и другие действия. А в случаях убийства вступала в силу кровная месть – обычай, кое-где бытующий и поныне. «Кровь кровью искупается», – утверждает незыблемость албанская пословица.

Несомненная жестокость талиона и ошибки личного возмездия злодеям со временем потребовали помощи посредников в разрешении острых конфликтов. Поначалу религиозное сознание заставляло людей уповать на вмешательство божества, что породило представление о его суде на земле. В Европе такой суд носил название «ордалии», наиболее распространенными разновидностями которой были вооруженный поединок сторон и жребий. О былых судебных поединках напоминает, например, русская поговорка «В поле две воли: чья сильнее». Решение дела жребием отражает русское изречение «Кому вынется, тому и сбудется» и туркменское «Попал по жребию – не плачь».

Впрочем, все народы постепенно осознали порочность упования на божество при рассмотрении вполне земных и конкретных проблем. И тогда пострадавшие стали обращаться за помощью к своей родовой общине или ее старейшинам, которым они доверяли решение острых конфликтов. По традиционному мнению монголов, «чтобы пожар потушить, нужна вода; чтобы помирить противников, нужен посредник». «Если мир нарушен, идут к посреднику», – говорят представители африканского народа амхара. На основе разового посредничества со временем возник суд как специальная внешняя сила, способная объективно рассудить конфликтующие стороны, справедливо определить наказание злодею. Уяснение подобной роли суда в частности породило русские пословицы «Самосуд – не суд», «Самому судить – не рассудить», а также поговорки «Не согласен – иди к судье», «Захотел правды – иди к судье», бытующие соответственно у ассирийцев и тамилов.

Традиционное судопроизводство, даже по уголовным делам, исстари у всех народов носило заявительный характер, что видно по русской пословице «Вора в суд веди и сам туда иди». Рассмотрение спора в суде только по жалобе конкретного человека объясняется тем, что обычное право считало понесенный ущерб его частным делом.

При частном обвинении рассмотрение жалоб в суде вполне естественно строилось на принципах состязательности и равенства истца и ответчика. Отражением процессуальной состязательности сторон являются, например, индонезийское изречение «Кто лучше говорит, тот и побеждает», сомалийское – «У кого лучше язык подвешен, тот и отцовское наследство у тебя отсудит». Что касается принципа равенства сторон, то пословица восточноафриканского народа кикуйю раскрывает его через призму моральных качеств личности: «Дело хорошего человека равно делу дурного». А английская прямо утверждает, что «В суде все граждане равны». Столь же буквальна и прямолинейна корейская пословица: «Выслушав одну сторону, приговора не выносят».

Принципы состязательности и равенства сторон незыблемо существовали в патриархальном обществе, где помимо посредников судебную функцию часто осуществляла на своих сходах вся родовая или крестьянская община. Русские люди ее называли «мир», а сербы – «братчина». «Братчина судит, как судья», – констатирует сербская пословица. «Людской суд самый правый», – оценивает коллективное правосудие непальская поговорка.

Отношение к суду у всех народов коренным образом изменилось в классовом обществе, когда вершить его стали представители государства. «Где суд, там и обида», «В суд пойдешь – правды не найдешь», – такие горестные поговорки появились на Руси в феодальные времена. «Не закон крив, а у судьи горло кривое», – комментирует решение классового суда сомалийская пословица.

При официальном разбирательстве спора третьей стороной главную роль играли и играют реальные доказательства истца и ответчика. Это видно, например, из арабской пословицы «Доказательства делом лучше свидетельства людей» и из японской «Доказательства лучше рассуждений».

Самой убедительной уликой совершения преступного деяния у всех народов являлся захват преступника с поличным. «Поличное – первый свидетель», «Против поличного нет отвода», – так квалифицируют этот вид доказательства русские юридические пословицы. У немцев в старину схваченного с поличным преступника называли «связанным вором», что указывало на лишение его ряда процессуальных прав: «Связанного вора никто не может простить». Более того, по правилам немецкого обычного права, «связанный вор никого не может назвать виновным».

Но захватить преступника с поличным удается не всегда. На практике более распространенным видом судебного доказательства служили свидетельские показания. У многих народов они подразделялись на две категории: показания очевидцев события и свидетелей по слуху. Первостепенное значение для суда всегда и везде имели очевидцы. «Кто глазами видел, лучше Бога знает», – считают азербайджанцы. «Один очевидец стоит больше, чем десять свидетелей по слуху», – гласит древнеримское изречение. По другой древнеримской пословице - «Очевидец перевешивает других свидетелей». И лишь «когда нет очевидцев, свидетельствует тот, кто слышал», – устанавливает процессуальная амхарская пословица.

Открытое разбирательство дел в народных судах неизбежно вело к тому, что публичные признания сторон приобрели в них роль решающего доказательства. «Признание, сделанное в суде, важнее других доказательств», – утверждает древнеримская пословица. Согласно русским пословицам, «самовольное признание – лучшее свидетельство», «собственное признание паче тьмы свидетелей».

Неизбежные противоречия между показаниями истца и ответчика, а также между их свидетелями вызвали появление в судебном процессе и такого специфического доказательства, как клятва. «В суде не верят тому, кто не принесет присяги», – отмечает древнеримская пословица. Распространение судебной клятвы, скорей всего, связано с тем, что у многих народов истец по обычному праву не должен был доказывать обоснованность своей жалобы. Наоборот, ответчик был обязан подтвердить свою невиновность, что ставило его в очень сложное положение. Чтобы облегчить положение ответчика, народные правовые обычаи давали ему возможность подтвердить отрицание вины клятвой. Об этом гласят албанские поговорки «Клятва – право отрицателя», «Кто отрицает, тот клянется» и изречение «Клятва все покроет» в русском и исландском фольклоре.

Судебная клятва изначально базируется на религиозном страхе людей перед божеством. Как утверждает русская пословица, «когда человек божится, верят не ему, а Богу». Хотя зыбкость утверждения истины с помощью клятвы, особенно со стороны обвиняемого, постоянно заставляла людей сомневаться в фундаментальности подобного довода. В результате фольклор многих народов оценивает судебную клятву весьма скептически. Свидетельство тому – русская поговорка «Горе клянущемуся, а вдвое – на клятву везущему», а также казахская пословица «Плох тот судья, который для решения дела назначает присягу».

Постоянная необходимость выяснения правдивости показаний сторон и свидетелей создала и такой способ устранения противоречий, как очная ставка. Ее значение раскрывает поэтическая по своей форме русская пословица «Очи на очи глядят, очи речи говорят». Возникновение очной ставки, скорей всего, обусловлено многовековыми наблюдениями людей за поведением лиходеев, которые в раздорах между собой часто раскрывали свои тайны. «Мошенники поспорили, а правда – наружу», – утверждает русская пословица. «Если поссорятся два вора, выявится украденное», – отмечает сирийская мудрость.

В государственном правосудии, явившемся воплощением насильственной сущности рабовладельческой и феодальной власти, уголовный процесс изначально носил инквизиторский характер. Основным способом уличения преступников тогда служили их пытки. «Виноватый терпит пытки», – отмечает персидская поговорка. «Ребра ломают, как татя пытают», – свидетельствует русская поговорка. Правда, во многих странах пыткам подозреваемого обычно предшествовало процессуальное действие, именовавшееся на Руси «повальным обыском», а в Англии jurata. Повальный обыск представлял собой сплошной опрос всех проживающих в округе людей о возможном преступнике и обращенное к местной общине требование выдать его. «У кого бы ни покрали, а к нам с обыском», – гласит на сей счет старинная русская поговорка.

Не получив от общины лиходея, государевы чиновники применяли пытки к подозрительным лицам. В таких случаях, отмечал историк Владимир Спасович, «обвиняемого поднимали на висок, секли кнутом, жарили угольями, рвали клещами до тех пор, пока он не сознавался в вине». Примечательно, что кое-где в фольклоре даже сохранились процессуальные правила применения пыток. На Руси, например, долгое время существовал обычай пытать подозреваемого в воровстве только до трех раз. Если несчастный и после этого не признавал свою вину, его отпускали. Отсюда пошла уже подзабытая поговорка «Щупают татя в три перемены». Интересно, что правило пытать обвиняемого только три раза существовало и в средневековом Китае, что подтверждает сходство основных обычно-правовых принципов и норм разных народов.

Длительный и извилистый путь формирования судебных органов, не говоря уже о коррупции среди служителей Фемиды, породила противоречивое отношение людей к официальному правосудию. С одной стороны, никто вроде бы не отрицает значения суда. Но с другой, простой люд обычно избегает сотрудничества с ним. «Сам терпи, а другого не выдай», – учит русская мудрость, родившаяся во времена пыточного судопроизводства. «Не знаю», «не видел» – лучше этих слов ничего нет», – свидетельствует турецкая поговорка. «У того, кто смотрел, да не видал, голова будет цела», – считают лезгины.

Конечно, недоверие государственным властям и суду можно считать пережитком прошлого, но только в том случае, если породившие его причины полностью устранены в современном обществе.

Текст: Геннадий ЛУПАРЕВ

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Помню, как-то раз, еще в университете, один преподаватель сказал нам, что ему не дает покоя мысль о том, что многие пословицы по смыслу совпадают с законами и неплохо было бы как-нибудь провести полноценное научное исследование на эту тему.
Не знаю, удалось ему это или нет, но мне хочется поделиться с вами некоторыми наблюдениями на эту тему, уверен, что многим это покажется интересным.

Поговорка 1: "Обещанного три года ждут"

Эта поговорка первая всплывает у меня в голове, когда речь идет о связи поговорок и законов. Возможно, это профессиональная деформация, но совпадение очень уж явное.

Дело в том, что именно три года составляет стандартный срок исковой давности в российском законодательстве. Это означает то, что если кто-то нарушил права человека (например, обещал вернуть долг и не вернул), то человек может подать в суд в течение 3 лет с момента нарушения, потом это право утрачивается.
Но почему тогда ждут? - спросите вы
Ответ достаточно прост - большинство людей стараются избегать судебных тяжб и разбирательств и до последнего ждут и надеются решить все без суда.
Вот и получается, что обещанного три года ждут..
А потом уже в суд идут)

Поговорка 2: "Дорога ложка к обеду"

Смысл этой поговорки в том, что человеку часто что-то нужно именно к определенному моменту времени, а если он не получает это точно к нужному времени, то потом интерес уже теряется и ему это перестает быть нужным.


Например, портному заказали сшить свадебное платье к назначенной дате торжества. Если он просрочит работу даже на 1-2 дня, то заказчику после свадьбы это платье уже и даром не нужно будет, потому что весь смысл был именно в выполнении работы в срок. Таких примеров в жизни много - организовать фуршет в дату выставки, встретить клиента в аэропорту после прилета, подготовить документы к какому-то событию и т.д.

Действующее законодательство в данном вопросе солидарно с народной мудростью и предоставляет право заказчику отказаться от принятия и оплаты работы, если из-за просрочки она ему уже не нужна.

Поговорка 3: "Взялся за гуж - не говори, что не дюж"

В повседневной жизни эта фраза означает примерно следующее - если сказал, что можешь что-то сделать или пообещал это сделать, то будь добр - сделай это как обещал и не нужно потом говорить, что что-то не получается или что недооценил сложность задачи.

В юриспруденции это соотносится с тем, что если исполнитель по договору взялся оказать какую-то определенную услугу, то он не может просто так отказаться от этого (если только это специально не установлено), а должен будет возместить все убытки заказчика (которые могут быть в разы дороже самой услуги).

А при госзакупках все еще строже - нерадивого исполнителя могут привлечь к административной ответственности, обязать возмещать убытки и вдобавок еще внести в реестр недобросовестных поставщиков, то есть отстранить от участия в госзаказе на пару лет.

Поэтому, народная мудрость часто может помочь вам принять правильное решение. Вообще, во всех этих совпадениях есть достаточно очевидная связь - как поговорки, так и законы основаны на одних и тех же принципах здравого смысла, которые формировались веками, наверное поэтому и получаются такие интересные параллели.

Предлагаю вам высказать мнением и угадать в комментариях, с какими законами можно связать поговорки (и в чем подвох в одной из них):

Но они говорили и так и этак. По-всякому! Пословицы и поговорки — это отражение житейской психологии, многовековой опыт наших предков. Многие пословицы противоречат друг другу. Чему тогда верить?

Верить пословицам и народным мудростям и не нужно, каждый толкует пословицу на своем уровне суждений.

Кто-то скажет «вода камень точит», а кто-то ему возразит «под лежачий камень вода не течет» и «против лома нет приёма». Кто же будет прав? Все по-своему правы.

В зависимости от ситуации вы выберете подходящую для вас пословицу и будете считать свое решение правильным.

«На Бога надейся, а сам не плошай»/ «все под Богом ходим» (от судьбы не уйдёшь)

Один человек скажет, что его судьба предрешена, и в случае каких-то серьезных проблем он может вообще перестать бороться. Другой человек воскликнет, что «на Бога надейся, а сам не плошай». В этой пословице тоже упоминается Бог, но человек не перекладывает свою ответственность на высшие силы и стремится достигать своих целей.

«Работа не волк, в лес не убежит» / «кто не работает, тот не ест»

Скорее всего, каждый из нас употреблял обе пословицы, но только в разных случаях. Правда, если вы часто выбираете первый вариант, то это признаки прокрастинации.

«Око за око, зуб за зуб» / «ударившему тебя по щеке подставь и другую»

Один человек выберет первый вариант и пойдет мстить, а другой не захочет отвечать злом на зло.

«Утро вечера мудренее» / «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»

В одном случае вы выберете первую половицу, в другом — вторую. Когда говорят «утро вечера мудренее», не значит, что откладывают какое-то дело на потом. Таким образом человек оставляет себе вечер на размышления для принятия нужного решения.

А вот если дело касается обыденной задачи (например, уборки квартиры), то гораздо лучше дисциплинирует пословица «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

«Как аукнется, так и откликнется» / «от добра добра не ищут»

Обидчику мы обычно говорим «как аукнется, так и откликнется», потому что верим в справедливость. Но почему же на добрые поступки принцип бумеранга не распространяется? Это подтверждает пословица «от добра добра не ищут».

Каждый из нас сам выбирает принцип жизни, которому следует, и подбирает соответствующие народные мудрости для себя. Но не стоит оправдывать свои поступки народными мудростями, важно самому нести ответственность за свои решения.

Ах, судья, судья: четыре пол'ы, восемь карманов!
Без суда не казнят.
Бог любит праведника, а судья ябедника.
Брюхо что судья: и молчит, да просит.
В земле черви, в воде черти, в лесу сучкИ, в суде крючки - куда уйти?
В суд ногой – в карман рукой.
В суд пойдешь – правды не найдешь.
Вора в суд веди — и сам туда иди.
Где добрые судьи поведутся, там и ябедники переведутся.
Где суд, там и неправда.
Грабежи есть, воровство есть, а воров нет.
Дари судью, так не посадит в тюрьму
Дело по делу, а суд по форме.
Дело правое, да в кармане свербит.
Держи суд по закону!
Досудились, что оба оголели.
Закон – что дышло: куда повернешь – туда и вышло.
Зачем с тем дружиться, кто любит судиться.
Из суда – что из пруда: сух не выйдешь.
Как судишь, так и судим будешь.
Как хочешь рассуждай, а рукам воли не давай.
Кто за пустяк готов сердиться, тот в судьи не годится.
Кто повинился, того суди Бог.
Лошадь с волком тягалась – хвост да грива осталась.
Лучше десятерых виновных простить, чем одного невинного казнить (Екатерина II).
Мужа с женой никто не судит, только Бог судит.
На деле прав, а на бумаге виноват.
На кривой суд, что на милость, образца нет.
На одного виноватого по сту судей.
На пословицу, на дурака, да на правду – и суда нет.
На суд пойдешь – правды не найдешь.
Не бойся суда, бойся судьи.
Не всякий судит по праву, иной и по нраву.
Не зная дела, не суди.
Не спеши карать, спеши выслушать.
Неправдою суд стоит.
Незнайка дома сидит, знайку (свидетеля) в суд ведут.
Несудима воля царская.
Ни хитру, ни горазду, ни убогу, ни богату, суда Божьего не миновать.
Перед богом ставь свечку, перед судьею мешок!
Перо в суде – что топор в лесу.
Порешил суд, и будешь худ.
Постыжает Бог суды человеческие.
Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом.
Пред Бога с правдой, а пред судью с деньгами (явись).
Рассудили шемякиным судом.
С богатым не тягайся, с сильным не дерись.
С сильным не борись, а с богатым не судись.
С казною не судись.
Самосуд – не суд.
Свой суд короче.
Согрешу, да дело решу.
Сиди криво, а суди прямо.
Суд да дело – собака съела.
Суд крив, коли судья лжив.
Суд по форме — судей покормит.
Суд прямой, да судья кривой.
Судейский карман – что поповское брюхо.
Суди по правде.
Судиться – не Богу молиться: поклоном не отделаешься.
Судия праведный– ограда каменна.
Судье полезно, что в карман полезло.
Судье судить п’опряму.
Судью подаришь – все победишь.
Судья в суде, что рыба в пруде.
Судья суди, да и за судьей гляди!
Судья – что плотник: что захочет, то и вырубит.
Судят не по уму, а по карману.
То-то и закон, как судья знаком.
У наших судей много затей.
У неправедных судей много затей.
Умный на суд не ходит, а глупый с суда не сходит.
Холоп на боярина не п'ослух (т.е. не свидетель).
Царя один Бог судит.

______________
Составитель подборки В.А.Разумов.
Основные использованные работы:
Владимир Иванович Даль.Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1—4, М.,1978—1980.
Владимир Иванович Даль. Пословицы русского народа. В 2-х томах, М., 1984.
Русские народные пословицы и поговорки. М., 1958.
Русские пословицы и поговорки. М., 1983.
Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1967.
Церковно-народный месяцеслов на Руси И.П.Калинского. М., 1990.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: