Какая из перечисленных теорий школ происхождения права не признается теорией государства и права

Обновлено: 24.04.2024

706. Такие виды поведения личности, как социально активное, привычное, конформистское и маргинальное, выделяют по признаку:
• активности поведения людей в сфере правового действия

707. Такие юридические науки, как криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия относятся к числу:
• специальных (прикладных)

708. Такой метод, применяемый в теории государства и права, как метод сравнительного правоведения, является .
• частным

709. Тезис о том, что каждый член общества должен осознавать свою социальную функцию, установленную правом, и проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества, является основой:
• солидаристского учения о праве

710. Тезис о том, что право, правовые предписания должны соответствовать воле народа, а не воле какого-либо отдельного класса, правящей группы лиц, являются содержанием принципа:
• демократизма

711. Текстовое исследование происходит при:
• грамматическом толковании

712. Тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в их отношении в соответствии с этой оценкой называется правовой .
• установкой

713. Теократическая монархия — это форма правления, при которой .
• глава государства представляет светскую и религиозную власть

714. Теорий происхождения государства и права существует всего:
• около ста

715. Теория государства и права именуется общей потому, что .
• исследует государственно-правовые явления, общие и закономерные для большинства государств

716. Теория государства и права относится к числу . юридических наук.
• фундаментальных

717. Теория государства и права относится к числу.
• теоретико-исторических юридических наук

718. Теория теологического происхождения права определяет право как.
• результат божественного воздействия

719. Термином «государство» в широком смысле обозначают:
• общество в целом

720. Территориальную организацию государственной власти характеризует .
• форма государственного устройства

Форма правления при которой глава государства является выборным и сменямым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей, называется .
A. демократией
B. республикой
C. конституционной монархией
D. деспотией

Тип и форма государства соотносятся как .
A. причина и следствие
B. содержание и форма
C. общее и частное
D. часть и целое

На основе формационного подхода к типологии государства выделяют . тип политической системы.
A. традиционный
B. капиталистический
C. смешанный
D. цивилизационный

Сущностью явления называется .
A. совокупность средств, с помощью которых достигается регулятивное воздействие права на общественные отношения
B. совокупность устойчивых, повторяющихся признаков, свойств, присущих явлениям и процессам
C. совокупность приемов, средств и способов познания правовой действительности
D. объективный закон

Теория государства и права является общетеоретической наукой, поскольку она.
A. выявляет и изучает закономерности всех отраслей права.
B. изучает и объясняет закономерности развития всех государств мира.
C. изучает систему общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.
D. изучает общественные явления , касающинся государства и права.

Наблюдение ианкетирование в методологии государства и права относятся к.
A. сравнительно-правовуму методу.
B. методу моделирования.
C. методу конкретно-социологических исследований.
D. общенаучному методу.

Основа ирригационной теории происхождения государтства состоит в том, что государство возникло .
A. для обеспечения работы и охраны ирригационных систем.
B. с целью получения ренты за пользование ирригационными системами.
C. вследствие необходимости организации строительства ирригационных систем.
D. с целью захвата ирригационных систем в собственность.

Какая из перечисленных теорий (школ) происхождения права не признается теорией государства и права?
A. Нормативистская школа права.
B. историческая школа права.
C. Теория насильственного происхождения права.
D. Реалистическая школа права.

Теория государства и права - это .
A. прикладная наука правоведения
B. специальная наука о государстве и праве
C. фундаментальная юридическая наука
D. отраслевая наука юриспруденции

Форма государственного правления - это .
A. организация и устройство государственной власти и органов государства.
B. характер взаимоотношений между государством и обществом.
C. форма отношений между территориальными частями государства.
D. характер взаимоотношений между государством и его частями.

В первобытном обществе отношения между людьми регулировали .
B. мононормы

Практически все древние восточные государства были .
B. деспотиями

Для выявления фактов сходства и различия, присущих законодательству разных стран используется . метод.
D. сравнительный

Функция обороны страны относится к . функциям государства.
D. внешним

Категории сущности, формы и содержания заимствованы теорией государства и права из .
C. философии

Форма правления при которой глава государства является выборным и сменямым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей, называется .
A. демократией

Тип и форма государства соотносятся как .
B. содержание и форма

На основе формационного подхода к типологии государства выделяют . тип политической системы.
B. капиталистический

Сущностью явления называется .
B. совокупность устойчивых, повторяющихся признаков, свойств, присущих явлениям и процессам

Теория государства и права является общетеоретической наукой, поскольку она.. .
C. изучает систему общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Наблюдение ианкетирование в методологии государства и права относятся к.. .
C. методу конкретно-социологических исследований.

Основа ирригационной теории происхождения государтства состоит в том, что государство возникло .
C. вследствие необходимости организации строительства ирригационных систем.

Какая из перечисленных теорий (школ) происхождения права не признается теорией государства и права?
C. Теория насильственного происхождения права.
( но вообще-то - ХЗ)

Теория государства и права - это .
C. фундаментальная юридическая наука

Форма государственного правления - это .
B. характер взаимоотношений между государством и обществом.

Государственной территорией принято считать …
A. территорию, которая находится под юрисдикцией определенного государства.
B. территорию в пределах государственных границ.
C. фактическую территорию государства.
D. территорию, состоящую из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

К элементам механизма государства относятся …
A. совокупность органов, а также должностных лиц, с помощью которых осуществляются управленческие функции государства.
B. государственный аппарат и общественные организации.
C. органы законодательной, исполнительной, судебной власти, глава государства и контрольно-надзорные органы.
D. государственный аппарат, государственные учреждения, предприятия и иные организации участвующие в процессе реализации функций государства.

Сущность теории конвергенции в развитии будущей государственности заключается в …
A. отвержении опыта буржуазных государств.
B. заимствовании лучших черт буржуазного и социалистического государств.
C. отвержении опыта социалистических государств.
D. заимствовании опыта только буржуазных государств.

Современное понимание прогресса государственности проявляется в становлении …
A. либерально-демократического государства.
B. федеративного государства.
C. промышленного государства.
D. государства в «человеческом измерении».

Наблюдение и анкетирование в методологии государства и права относятся к .
A. сравнительно-правовуму методу.
B. сравнительному методу.
C. конкретно-социологическому методу.
D. общенаучному методу.

Основа ирригационной теории происхождения государства состоит в том, что государство возникло.
A. для обеспечения работы и охраны ирригационных систем.
B. с целью получения ренты за пользование ирригационными системами.
C. вследствие необходимости организации строительства ирригационных систем.
D. с целью захвата ирригационных систем в собственность.

Какая из перечисленных теорий (школ) происхождения права НЕ признается теорией государства и права?
A. нормативистская школа права.
B. историческая школа права.
C. теория насильственного происхождения права.
D. реалистическая школа права.

Основным признаком парламентарной монархии является.
A. наличие в государстве правительства, подчиненного монарху.
B. наличие в государстве парламента наряду с монархом.
C. возможность низложения монарха парламентом.
D. возможность роспуска парламента правительством.

Термин "диктатура" означает.
A. неограниченную законом власть.
B. тираническую власть.
C. монархическая власть.
D. деспотическую власть.

Функции государства по политической направленности подразделяются на.
A. классовые и общесоциальные.
B. сохранения природы и воспроизводства ресурсов.
C. укрепления оборонной мощи и охраны государственных границ.
D. внутренние и внешние.

В теории государства и права государственная власть отождествляется с политической властью потому, что.
A. государственная власть превалирует над обществом.
B. все ветви государственной власти занимаются политикой.
C. классовые интересы считаются выше личных интересов.
D. государственная власть призвана организовывать руководство обществом.

Государственная власть в своей деятельности вправе применять только методы.
A. общественного воздействия.
B. пресечения нарушений.
C. убеждения и принуждения.
D. предупреждения нарушений.

Вопрос о происхождении государства и права является свидетельством того, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства. Мыслители различных времен и народов по-разному объясняли и объясняют, когда и в силу каких причин возникают государство и право.

Наиболее распространенными теориями происхождения государства и права являются:

Теологическая (божественная) теория государства и права.

Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский), идеологи Ислама и современной католической церкви (неотомисты – представитель Ж. Маритен). Они уподобляли процесс возникновения и развития государства и права процессу сотворения богом мира. Сам божественный разум, по учению Ф. Аквинского, управляет всем миром. Он (божественный разум) лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства. Религия, по Ф. Аквинскому, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь государство обязано защищать религию.

Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь. В послании апостола Павла римлянам говорится: «всякая душа да будет покорна высшим властям, Ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению».

Договорная теория (естественно-правовая). Свое развитие получила в 12-13 веках, хотя впервые была высказана в Индии и Древнем Китае. Наиболее известными представителями данной теории в Голландии был Г. Гроций и Спиноза, в Англии - Т. Гоббс и Дж. Локк, во Франции – Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, в России – А. Радищев и др.

Согласно этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными мыслителями по-разному: свобода и равенство всех членов общества (Дж. Локк), война всех против всех (Т. Гоббс), всеобщее благоденствие – «золотой век» (Ж.Ж. Руссо) и т.п.

«В знаменитом сочинении Гоббса «Левиафан» (1651) эта теория и это стремление получили даже философское обоснование. Человек изображается в нем как существо, лишенное общественных инстинктов, как существо исключительно эгоистическое, способное только насиловать других людей, совершать всевозможные преступления ради своих узкоэгоистических интересов и тем самым создавать общественное состояние, характеризующееся выражением «борьба всех против всех».

И вот, чтобы избежать того внушающего ужас хаотического состояния общей борьбы, люди вступают в договор подвластности, по которому власть вручается сильнейшему для обуздания всех остальных и управления ими. Так возникает государство, которое представляется всепожирающим чудовищем, уничтожающим хаос первобытного состояния. И нельзя не признать, что эта теория Гоббса, не будучи правильной в своих основах, ярко отражала в себе, как в зеркале, многие явления исторической действительности».

В большинстве концепций входит идея «естественного права», т.е. наличие у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие (позитивное право). Это происходит потому, что в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать естественные права. И чтобы защитить человека, гарантировать ему нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государств, добровольно передавая ему часть своих прав.

«И вот, задаваясь вопросом о праве наказания, которое в то время рассматривалось как надежнейшее средство поддержания необходимого общественного порядка, спокойствия, Беккариа прибегает к популярной тогда теории общественного договора. Естественно-свободный первобытный человек, входя в общество, отказался от известной доли своей свободы, конечно, не ради общего блага, а ради собственного интереса, собственной безопасности и взаимного ограждения от насилий окружащих. Он отказался от одной доли своей свободы, чтобы оградить или сохранить по соглашению с другими все остальные ее части.

Из долей, образовавшихся от отдельных отречений, и образовалась верховная власть нации, переданная законом в руки ее представителя. Для охранения же оставшихся у каждого частей его первобытной, неограниченной свободы стали применяться сильные средства – различные наказания за нарушения установленных законов. Из самого уже существа процесса установления наказания следует, таким образом, что всякое наказание несправедливо, если оно не необходимо для охранения порядка, устанавливаемого общественным договором. Всякое пользование властью, выходящее из этих пределов безусловно необходимого стеснения, «есть злоупотребление», говорит Беккариа, «а не правосудие»; это явление факта, а не права; это узурпация, а не законная власть».

«Я хочу исследовать – действительно ли смертная казнь полезна и действительно ли она справедлива при мудром правительстве» И в ответ он решительно утверждает, что, отказываясь от доли своей свободы и вступая в общественный договор, человек не мог отказываться от наибольшего своего блага и не мог согласиться предоставить другим право отнимать у него жизнь. Вывод отсюда яснее. «Смертная казнь,-говорит Беккариа,- не имеет в основе своей никакого права».

Сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права отстаивали тезис о том, что народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государств на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

Органическая теория. Основоположником органической теории является Г. Спенсер (вторая половина Х1Х в.). Согласно этой теории государство есть продукт развития органического вещества, развивающегося с низшей стадии. Органическая теория уподобляет государство живому организму, состоящему из клеток, составных частей (люди) и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию и таким образом обеспечивается нормальное функционирование всего государства.

По мнению Г. Спенсера, воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне – с ногами и руками, а движения и связи – с нервами. (Спенсер Г. Основание социологии. М., 1908). Подобные представления о государстве встречались и в древности. Еще древнегреческий философ Платон способность к управлению объяснял обладанием высшим качеством человеческой души – мудростью, а деление людей на управляющих и управляемых – наличием или отсутствием этого качества с момента рождения.

Патриархальная теория возникла в древности. Ее основоположниками являются Аристотель, Конфуций. Свое распространение теория получила в 12-13 веках.

Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Следовательно, его власть – это продолжение власти отца, и он является отцом всех своих подданных.

Теория насилия возникает в Х1Х веке в Германии в двух вариантах – как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия.

Основоположником теории внутреннего насилия является немецкий философ Е. Дюринг. (Дюринг Е. Ценность жизни. 1894 г.). Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части обществ над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества которая не желает подчиняться воли большинства.

Основоположником теории внешнего насилия являются Л. Гумплович (Общее учение о государстве. 1910) и К. Каутский. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы.

Ирригационная (гидравлическая) теория. Основоположником этой теории был немецкий ученый К.А. Виттфогель, который возникновение государства связывал с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. Ученый деспотизм называет «гидравлической», или «агроменеджеральной», цивилизацией.

В данном случае ученый пытался связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т.п.

Марксисткая теория происхождения государства создана К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, Морганом. Она объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.

В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей жизни общества, расколотого на классы. Классовая борьба необходимо ведет, по мнению Маркса, к диктатуре пролетариата.

Сущность марксистской политической теории может быть понята, если будет понята необходимость диктатуры одного класса для всякого классового общества, в том числе и того общества, в котором станет господствовать пролетариат.

Психологическая теория. Представители этой теории, возникшей в Х1Х веке, были Г. Тард (Социальные законы. 1906), Л.И. Петражицкий (Теория государства и права в связи с теорией нравственности) и др. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в ХХ веке.

Психологическая теория происхождения государства и права обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права.

Основные идеи данной теории:

1) психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся прежде всего, через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувств обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) интуитивного (личного) права. Интуитивное право выступает регулятором поведения.

Историческая школа права. Представители: К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта, Г. Гуго. Право, по учению Савиньи,- продукт «народного духа», творческой деятельности целого народа в его единстве. Служа выражением «общенародного убеждения», оно растет и развивается органически, медленным, самопроизвольным историческим процессом, подобно языку, а не создается в тот или иной момент жизни индивидуальным творчеством, сознательной деятельностью отдельных личностей или их совокупностью.

Примирительная теория права. Ее придерживаются западные ученые: английский правовед Г.Д. Берман и шведский исследователь Аннерс. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами.

Регулятивная теория права – этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.

В теории юриспруденции имеется много разных направлений в области происхождения права. Первостепенность права или правительства, отрасли одного из событий на долгие годы определили возникновение многих концепций и доктрин. Специалисты решали вопросы образования государства и права в общебиологической сфере гражданина, свойствах фона, собственном неравенстве, враждебности людей относительно друг друга, нереальности человека выжить одному в противостоянии с окружающим миром и тому подобное. Ниже представлены некоторые из них.

Естественно-правовая теория происхождения права

Гуго де Гроот (1583-1645) был юристом родом из Голландии, обществоведом и правительственным работником. Один из числа первооснователей концепции стественного права и науки мирового права. Его самые известные работы:

«О свободном море» и «О праве войны и мира».

Гуго Гроций является основателем Естественно-правовой концепции.

Последователи этой теории уверены, что помимо прописываемого правительством права, существуют и права, данные гражданину от природы. Их ни народ, ни государство гражданину не дарит. Они считаются положениями жизнедеятельности и присутствия человека. В числе таких прав – право на жизнедеятельность, самочувствия и другие неотъемлемые права.

Последователи естественно-правовой концепции считали, что естественные права – это главные права по отношению к позитивному праву (законодательной базе, традициям, прецедентам), это права, включающие в себя разум и вечное правосудие.

Эта теория происхождения права отменяла по существу вопрос образования права, делая акцент на первоначальном присутствии у человека общественной совокупности определенных прав. Она разделяла связь между образованием правительства и права. Опираясь на эту теорию право не обязано своим образованием государству и его отраслям.

Теологическая теория происхождения права

Родоначальником Теологического суждения происхождения права выступил Фома Аквинский.

В основу этого суждения заложена концепция о том, что имеется высший божественный закон, являющейся базой существующего права.

В своей интерпретации образования права это учение основывалось на духовные книги, в основном на Библию, где говорилось, что важные заповеди Моисея были даны обществу Богом. Вот одна из цитат из Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его».

Эта концепция существует много веков, но несмотря на это пользуется популярностью в современном обществе.

Причина ее популярности объясняется тем, что законы нынешнего геологического и процерковного государства наделяются божественной силой. Это обеспечивает законам продуктивность, а правительству– мощь.

Историческая школа происхождения права

Историческая школа права образовалась в начале XIX в. в Германии. Одним из ее первооснователей стал Ф. К. Савиньи.

В доктринах Савиньи и его последователей основной акцент ставился на обычное право, несколько ограниченных правовых структур той Европы.

Согласно теории исторической школе, право не образуется законодателями, оно происходит самостоятельно из-за формирования общественного духа.

Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861) был немецким юристом, доктором Берлинского института. Популярность приобрел в качестве создателя многочисленных трудов по общегражданскому праву, как председатель исторической школы. Самая важная работа: «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению».

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) был фенологом, систематиком европейской средневековой философии, сконцентрированной вокруг университетов и представляющей собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля. Важнейшие работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Задачи философов-правоведов заключаются в том, чтобы суметь поймать и высказать проявления общественного духа, объяснить его идеи в правовых формулах.

Историческая школа права считала, что право – объективный продукт исторического формирования. Специалисты исторической школы находили ее минус в туманности объяснения понятия «народного духа», его нематериальном направлении.

Марксистская теория происхождения права

Марксистская концепция образования права держится на материалистическом подходе к этапам формирования права. Основоположниками этого учения были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Согласно марксистской теории прочной считается взаимосвязь права с государством, с финансовым укладом, с классовыми подразделениями, с давлением и репрессиями. Именно в границах этого учения прописывалось, что право является ничем без механизма, способного заставить выполнить нормы права.

Исключалась важность права как глубинного пласта направляющего аппарата, гарантирующего жизнедеятельность социума. Навязывалась грубая, наказательная, насильственная задачи права.

В марксистском учении говорится, что юридические нормы имеют классовое направление. Право считается способом закрепления общественного неравенства и личной собственности.

С появлением частной собственности и разделением на классы способы поведения начали показывать и фиксировать социальное неравенство. Появились правила самовыражения, для выполнения которых требовалась вся сила правительственного насилия. Именно государство считается источником права.

Карл Маркс (1818–1883) основатель научного коммунизма.

В апреле 1841 г. Марксу был официально дан статус доктора философии за его бесценный труд «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».

Достижениями марксистского учения образования права считается проведение принципов и диалектики историзма, подход к появлению права как общественного института, образованного востребованностью материальной жизни социума, взаимосвязь права с классовыми подразделениями и классовыми интересами, ряд других положений. Ценность марксистской теории в ее логическом материалистическом направлении. Выработанные в этой концепции принципы до сих пор очень популярны в обществе и государстве. Марксистская концепция видела право как приведенное в закон желание финансово главенствующего класса.

Психологическая теория возникновения права

Психологическая школа возникла ближе к концу XIX в. Широкую известность приобрела в конце XIX – начале XX вв.

Главный основоположник этой школы – Л. И. Петражицкий. Ero мнение по поводу сущности права написаны в книге «Теория права государства в связи с теорией нравственности».

Он считал, что существует два вида права:

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) польский философ, правовед, депутат первой Государственной думы. Он также является основоположником психологической теории права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: