Какая из отраслей права регулирует сферу общественных отношений связанных с устройством государства

Обновлено: 25.04.2024

Какая из отраслей права регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека?

Общественные отношения регулирует Конституционное право.

Основой конституционного права называют Конституцию - совокупность правовых актов, которые обладают наивысшей юридической силой. Именно она регулирует взаимоотношение между государством и гражданином.

При помощи конституционного права регулируются самые важные общественные отношения (основы государственного строя, избирательной системы), закрепляет за гражданином основные права (на труд, образование, лечение), нормы которых содержатся в Конституции.

Основной источник конституционного права - сама конституция, источником такого права являются и законы, связанные с наиболее важными вопросами государственного устройства, решения, принятые на основе референдума, декларации прав и т.д.

"Чтите уголовный кодекс!" - именно и только он на деле регулирует общественные отношения. Все остальные - лишь декларируют. Они "повисают в воздухе", тогда как уголовное право отличается четкими и действенными рычагами регулирования. Конституционные права мало кого интересуют

Административным проступком считается: проезд в общественном транспорте без оплаты, и переход дороги в неположенном месте, если такое действие было совершенно впервые или есть обстоятельства полагать, что лицо пересекая дорогу не могло в виду своих физических или психологических возможностей ориентироваться или понимать противоправность своих действий. а проезд зайцем, Здавно никто не штрафует, потому что нет конкретной статьи, да и возиться никто не будет по мелочи, проще либо не допустить, либо выгнать того же зайца. Есть множество способов, с учётом конкретного дела, когда классическое правонарушение, можно перевести в разряд административных проступков, но и встряхнуть муниципальные органы и заставить их исполнять свои должностные обязанности. В мире всё относительно и однозначно сказать, где грань между проступком и правонарушением установить пока не удалось, соответственно нет чёткого разграничения между правонарушением и преступлением. Тенденция практики показывает на широкие возможности усмотрения суда, такое положение не может способствовать справедливому разрешению дел, сам же законодатель всё правовое разрешение споров и непонимание простым народом недописанных законов, а проще пробелы в законе, отдал на откуп усмотрения суда.

Что бы привлечь лицо по ч.1 ст.158 УК РФ надо, что бы стоимость кражи была большее 100руб.

Санкция статьи альтарнативная т.е из перечисленных наказаний судья выберет по своему усмотрению вид наказания.

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

ЧТО КАСАЕТСЯ ВТОРОЙ ЧАСТИ ВОПРОСА то данные виды преступлений будет расследовать следственные органы и у них срок предварительного расследования от 2-х мес до 18мес. На практике крайне редко бывает, что продлевают срок предварительного следствия до 18мес. Тут конечно все будет зависеть от того какое преступление и как обстоят дела с доказательственной базой.

Взаимосвязь прав и обязанностей проявляется в жизни любого человека, любого возраста, в любой сфере жизни. Эти два понятия неразрывно связаны друг с другом и являются уравновешивающим фактором человеческого бытия, своего рода ограничителем, предохранителем, строгими рамками в развитии характера любого человека. В обязанности родителей входит привить своим детям с самого раннего возраста понимание этих факторов и научить понимать их значение. Если упустить этот момент и, например, не научить ребёнка, что у него есть не только права, но и обязанности - то он вырастет неблагодарным хамом, который привык потакать каждому своему желанию и диктовать свои условия всем и каждому. В случае перегиба в другую сторону человек будет всегда зависеть от других людей, будет у всех в подчинении, каждый сможет его контролировать, будет постоянно под чьим-то каблуком, раболепно выполнять желания других и жить чужой жизнью, забывая о том, что у него есть своя жизнь, что у него есть ПРАВА на себя и свою жизнь. Поэтому понимание прав и обязанностей должно быть развито у каждого человека, для того чтобы он был ценной, целостной личностью, индивидуумом и мог нормально функционировать в человеческом обществе.

Вообще, все обязанности правительства прописаны в Конституции. В глава 6 "Правительство Российской Федерации".

1. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет:

А. Государственная Дума.

Б. Правительство РФ.

В. Совет Федерации.

Г. Общественная палата.

2. Палатой Федерального Собрания в России является:

А. Совет безопасности.

Б. Общественная палата.

В. Совет Федерации.

Г. Верховный Суд.

3. Что является административным проступком:

А. Безбилетный проезд в метро.

Б. Порча чужого имущества.

В. Кража продуктов из магазина.

Г. Нарушение трудового договора.

4. Что является отличительным признаком правового государства?

А. Наличие системы законодательства.

Б. Равноправие и равенство граждан перед законом.

В. Функционирование правоохранительных органов.

Г. Наличие суверенитета.

5. Что отличает конституцию от других правовых актов?

А. Письменная форма.

Б. Обращение ко всем гражданам.

В. Поддержка силой государства.

Г. Высшая юридическая сила.

6. Правовая связь человека с государством – это:

7. Сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека регулирует:

А. Гражданское право.

Б. Административное право.

В. Конституционное право.

Г. Трудовое право.

8. Источник права – народ. К такому выводу пришел:

9. Первые попытки создать конституцию в России принадлежат:

А. П. Пестелю и Н. Муравьеву.

В. Александру II и М. Лорис-Меликову.

Г. Александру III.

10. Конституция РФ 1993 г. была принята:

А. Федеральным Собранием

Б. Правительством РФ.

В. Конституционным Судом РФ.

Г. Всенародным голосованием.

11. Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки (I) и преступления (II):

В. Невыполнение договора.

Г. Безбилетный проезд в транспорте.

12. Завершите приведенные ниже определения трех ветвей власти:

А. Система органов государства, осуществляющих правосудие, - это ____________ власть.

Б. Система органов государственного управления – это ___________ власть.

В. Система органов власти, имеющих право принимать законы, - это _________ власть.

13. Укажите три главные задачи Конституции нашего государства:

14. Впишите вместо пропусков:

А. В зависимости от характера защищаемого общественного отношения право подразделяется на __________ и ___________ право

Б. _________ право защищает государственные интересы и интересы общества в целом.

В. __________ право защищает интересы частного лица как отдельного субъекта.

Часть А. Выберите единственно верный вариант ответа.

1. Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является:

А. Федеральное Собрание РФ.

Б. Правительство РФ.

В. Общественная палата РФ.

Г. Конституционный Суд РФ.

2. Президент Российской Федерации является:

А. Главой политической системы.

Б. Главой законодательной власти.

В. Главой государства.

Г. Главой судебной власти.

3. На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражали свои мысли. Какое правонарушение они совершили?

А. Гражданский проступок.

Б. Административный проступок.

В. Дисциплинарный проступок.

Г. Уголовное преступление.

4. Что относится к отличительным признакам правового государства?

А. Наличие суверенитета.

Б. Деятельность правоохранительных органов.

В. Налогообложение граждан.

Г. Верховенство закона.

5. Какова главная цель Конституции РФ?

А. Признание, соблюдение защита прав и свобод человека.

Б. Установление сильной власти Президента РФ.

В. Подтверждение законодательных полномочий парламента.

Г. Фиксирование определенных ценностей.

6. Нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой – это:

В. Подзаконный акт.

Г. Международный договор.

7. Общественные отношения в сфере государственного управления регулирует:

А. Трудовое право.

Б. Семейное право.

В. Административное право.

Г. Гражданское право.

8. Категорический императив в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей сформулировал:

9. 17 октября 1905 г. Николай II:

А. Подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Б. Осуществил правовое закрепление свободы крестьян.

В. Ввел автономное муниципальное самоуправление (земство).

Г. Подписал указ о введении выборных представителей соловий.

10. Конституция РФ 1993 г.:

А. Имеет косвенное действие.

Б. Включает в себя определенный набор ценностей.

В. Не предусматривает возможность введения отдельных ограничений прав и свобод граждан.

Г. Устанавливает большие полномочия исполнительной власти.

11. Обозначьте цифрами правонарушения: 1 – проступки, 2 – преступления.

А. Повреждение дерева.

Б. Нападение на банк.

В. Ограбление прохожего.

Г. Нарушение техники безопасности.

12. Назовите три важнейших признака правового государства:

13. Укажите основные исторические этапы на пути к Конституции России в XIX в.

14. Впишите вместо пропусков:

А. Регулирование сферы общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека, осуществляет ________________ отрасль права.

Б. Регулирование сферы имущественных отношений осуществляет __________ отрасль права.

В. Регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляет __________ отрасль права.

III вариант

Часть А. Выберите единственно верный вариант ответа.

1. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

Б. Совет безопасности.

В. Общественная палата.

Г. Федеральное Собрание.

2. Исполнительная власть в Российской Федерации:

В. Исполняет принятые Президентом решения.

Г. Создает законы.

3. Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную Книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?

А. Уголовное преступление.

Б. Дисциплинарный проступок.

В. Административный проступок.

Г. Гражданский проступок.

4. Что из перечисленного относится к признакам правового государства?

А. Всенародное избрание Президента.

Б. Разделение властей.

В. Отделение церкви от государства.

Г. Наличие двухпалатного парламента.

5. Конституция Российской Федерации:

А. Обладает высшей юридической силой.

Б. Является сводом законов Российской Федерации.

В. Была принята парламентом страны.

Г. Не вводит никаких ограничений действия законов, закрепленных в ней.

6. Охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности, - это:

Г. Подзаконный акт.

7. Сферу имущественных отношений регулирует:

А. Административное право.

Б. Трудовое право.

В. Конституционное право.

Г. Гражданское право.

8. Теорию разделения властей на 3 ветви создал:

9. Первая Конституция России была принята в:

10. Конституция РФ 1993 г.:

А. Устанавливает главенствующую роль исполнительной власти.

Б. Вторая демократическая Конституция в истории России.

В. Имеет прямое действие

Г. Принята парламентом страны.

11. Отметьте, что относится к признакам правонарушения:

А. Поведение человека, выраженное в действии или бездействии.

Б. Общественная вредность деяния.

В. Отягчающие или смягчающие обстоятельства.

Г. Противоправность деяния.

Д. Виновность поведения субъектов права.

Е. Мысли человека, не повлекшие за собой противоправного деяния.

12. Назовите имена величайших мудрецов античности, в чьих трудах зарождалось и развивалось учение о правовом государстве:

13. Заполните пропуски:

В эпоху великих реформ Александра II Россия сделала три великих шага на пути к установлению конституционного порядка: в результате крестьянской реформы было осуществлено __________ закрепление свободы крестьян; в результате ________ реформы сложилось автономное муниципальное самоуправление; в результате судебной реформы сложилась бессословная, относительно __________ демократическая судебная система.

14. Заполните пропуски:

Право, существующее объективно, естественно, из самой природы человека, общества, окружающего мира, называют __________ правом. Оно принадлежит человеку от __________ уже потому, что он человек. И никто не может его отнять у человека – это неотъемлемое, прирожденное _________ людей.

Ответы и критерии оценивания

Критерии оценивания в баллах

4 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

3 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

А. Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека

Б. Упорядочить государственную власть.

В. Утвердить правосудие.

3 (по 1 баллу за каждый верный ответ. Возможна иная последовательность указания задач).

Публичное и частное. Публичное; частное

3 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

4 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

А. Верховенство права (правового закона)

Б. Незыблемость прав и свобод человека

В. Разделение властей.

3 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

А. П. Пестель «Русская Правда» и «Конституция» Н. Муравьева. 1821 – 1825 гг.

Б. Александр II . Эпоха великих реформ.

В. Конституционный проект М. Лорис-Меликова. 1881 г.

3 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

3 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

4 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

3 (по 1 баллу за каждый верный ответ. Возможна иная последовательность указания имен).

Правовое; земской; независимая

3 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

Естественное; рождения; право

3 (по 1 баллу за каждый верный ответ)

Оценка «5» - 23-20 баллов.

Оценка «4» - 19-16 баллов.

Оценка «3» - 15-12 баллов.

Оценка «2» - 11 баллов и менее.

Контрольная работа Обществознание 9 класс


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 913 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: § 6. Участие граждан в политической жизни
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: § 2. Государство
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: § 12. Конституция Российской Федерации
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
  • Тема: § 10. Правонарушения и юридическая ответственность

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Оставьте свой комментарий

  • 17.12.2017 9019
  • DOCX 22.8 кбайт
  • 101 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гордеева Марина Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

60 минут

«Здоровье детям через спорт»

29 минут

««Стань остроумнее» – 12 упражнений для разминки мозга.»

21 минута

«Игра в архитектуру. "Придумай новый дизайн для старой остановки" (для учеников средней и старшей школы)»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, субинститутов, институтов, подотраслей, и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное.

Норма права - установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

Гипотеза - элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

Диспозиция - модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

Санкция - составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Субинститут – общность правовых норм внутри правового института.

Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Предмет правого регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются правом.

Метод правого регулирования – воздействие права на общественные отношения.

Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественный интерес.

Материальное право – совокупность юридических норм, в которых прописаны варианты правового поведения и установлены общеобязательные правила.

Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Парламентское слушание – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа.

Ключевые слова: система права; институт права; субинститут права; отрасль права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – стр.69-80

На уроке мы узнаем, что такое норма права, система права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний на применение знаний о системе права.

Сможем классифицировать отрасли права и приводить примеры отраслей права.

Основное содержание урока.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементами системы права являются:

1. Норма права (определение было дано ранее) это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Она является первичным компонентом. Например, ответственность за совершение кражи.

2. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

3. Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. Примеры: административное право, уголовное, финансовое и пр.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов полномочными органами государства;

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права. Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие о делении отраслей права на публичное и частное:


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, субинститутов, институтов, подотраслей, и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное.

Норма права - установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

Гипотеза - элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

Диспозиция - модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

Санкция - составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Субинститут – общность правовых норм внутри правового института.

Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Предмет правого регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются правом.

Метод правого регулирования – воздействие права на общественные отношения.

Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественный интерес.

Материальное право – совокупность юридических норм, в которых прописаны варианты правового поведения и установлены общеобязательные правила.

Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Парламентское слушание – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа.

Ключевые слова: система права; институт права; субинститут права; отрасль права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – стр.69-80

На уроке мы узнаем, что такое норма права, система права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний на применение знаний о системе права.

Сможем классифицировать отрасли права и приводить примеры отраслей права.

Основное содержание урока.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементами системы права являются:

1. Норма права (определение было дано ранее) это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Она является первичным компонентом. Например, ответственность за совершение кражи.

2. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

3. Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. Примеры: административное право, уголовное, финансовое и пр.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов полномочными органами государства;

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права. Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие о делении отраслей права на публичное и частное:


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Т.ОГЭ право

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.

Всеобщая декларация прав человека – правовой документ, определяющий права и свободы человека, подлежащих всеобщему соблюдению. Принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Советский Союз подписал Декларацию в 1988 году.

Гражданское право – отрасль права, регулирующая сферу имущественных отношений и личных неимущественных отношений.

Дееспособность – способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности (возникает с 6 лет, частичная дееспособность с 14 лет, полная дееспособность с 18 лет)

Закон – правовой документ, принятый высшей законодательной властью государства (в РФ парламент – Федеральное Собрание) или непосредственным волеизъявлением народа (референдумом ), регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Институт права – обособленная группа норм внутри той или иной отрасли права. (Например, внутри трудового права находятся следующие институты: институт приема на работу и увольнения, институт трудового договора , институт заработной правы, охраны труда и др.)

Конституционное право – отрасль права, регулирующая сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека.

Конституция – основной закон государства, обладающий наивысшей юридической силой.

Нормативно – правовой акт – источник права, который создается компетентными государственными органами.

Нормы права – нормы, закрепленные в законах, издаваемых государством, четко описывающие границы поведения и наказания за их нарушение, соблюдение которых обеспечивается правоохранительными органами

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений. (Например: конституционное право, административное право, трудовое право, гражданское право и др.)

?Права человека – правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного (например, право на жизнь, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и др.)

Право – 1) совокупность общеобязательных правил, охраняемых государством.

2) средство закрепления и реального обеспечения естественных прав и свобод человека и гражданина (право на жизнь, на свободу слова, личную неприкосновенность и др.)

Правонарушение – поведение, противоречащее нормам права.

Правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых имеют права и обязанности, обеспеченные и охраняемые государством.

Правоспособность — возможность иметь гражданские права и нести определенные обязанности (имеют все граждане с рождения – право на жизнь, на честь и достоинство, на образование и др. Обязанности – исполнять законы, платить налоги и др.)

Правоохранительные органы – государственные органы, основной задачей которых является охрана правопорядка (суд, прокуратура, органы внутренних дел и др.)

Преступление – опасное, противоправное деяние (действие или бездействие, но не мысли), наносящее наибольший ущерб обществу.

Проступок – менее опасное противоправное деяние.

Публичное право – часть системы права , включающая совокупность отраслей права , нормы которых направлены на обеспечение государственного интереса. (К отраслям публичного права относятся: конституционное, административное, финансовое, уголовное и др.)

Семейное право – отрасль права, регулирующая сферу семейных отношений: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей.

Трудовое право – отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений: права и обязанности работника и работодателя

Уголовное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие по поводу преступления, а также наказания за преступление.

Частное право — часть системы права, включающая совокупность отраслей права , нормы которых регулируют имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей. (К отраслям частного права относятся: гражданское, семейное право и др.)

Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: