Какая характеристика якоря дэнфорта затрудняет его использование на маломерных судах

Обновлено: 24.04.2024

Адмиралтейский якорь - якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, — укреплённым на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскостй рогов.
По держущей силе в 3-4 раза уступает якорям, цепляющимся за дно двумя лапами, например якорю Холла, но Адмиралтейский якорь одинаково надежен при любом грунте.

Масса адмиралтейского якоря составляет 10-3000 кг.
В зависимости от типа грунта держащая сила адмиралтейского якоря в 2-8 раз превышает его вес.

Якорь Денфорта - якорь, состоящий из:
- веретена;
- двух поворотных широких треугольных лап, примыкающих к веретену; и
- скобы якоря.

По бокам якоря Денфорта сделаны приливы (штоки), которые предохраняют якорь от опрокидывания. Якорь Денфорта не теряет сцепления даже при развороте судна на 360°. Якорь надежно держит в слабом илисто-песчаном и твердомелко каменистом грунте. Держащая сила якоря Денфорта в четыре раза больше, чем у Адмиралтейского якоря аналогичной массы.

Недостатком якоря Денфорта является тенденция заклинивания якорных лап. Якорь Денфорта может быть литым или сварным и выпускается начиная с массы 5кг, что делает его пригодными для большинства маломерных судов.

Якорь "плуг" (CQR) с шарниром - является якорем повышенной держащей силы.

Сокращение CQR - соответствует английскому слову secure - т.е. безопасный, надежный. Так изобретатель Тейлор назвал свой якорь.

Еще его называют "якорь-плуг" или "плуг-анкер", не смотря на его компактность и относительно малый вес.
У якоря CQR отличная держащая сила: 18 кгс на 1 кгс веса якоря на плотном песке и 13,5 кгс на травянистом грунте.

Вес якоря Длина катера
9 кг. 7,0 м.
12 кг. 10,0 м.
15 кг. 12,0 м.
22 кг. 15,0 м.

Якорь Холла - якорь с поворотными лапами, состоящий:
- из веретена прямоугольного или круглого сечения;
- из головы с лапами;
- из штыря, на котором вращается голова;
- из штифтов, удерживающих штырь и веретено в голове.
Держащая сила якоря Холла в 3-4 раза превышает массу якоря.

Якорь Холла при натяжении каната нередко выворачивается из-за неоднородности грунта под лапами.


Так называемый якорь Дэнфорта, благодаря своим характеристикам и простоте изготовления, является одним из самых популярных решений среди бывалых рыболовов и любителей активного отдыха на воде. В соответствии с действующими правилами, любое плавсредство в обязательном порядке должно оснащаться устройством для удержания судна. Заводское изделие подобного типа – удовольствие очень дорогостоящее. Поэтому большинство рыбаков и владельцев катеров и яхт предпочитают изготавливать такие вещи собственноручно. Чертежи якоря Дэнфорта находятся в открытом доступе. И имея в гараже сварочный аппарат и несколько кусков листового железа, можно изготовить якорь, который не будет уступать по своим характеристикам заводским аналогам. В данной статье дается сравнительная характеристика существующих типов устройств для удержания судна, даны рекомендации по их выбору.

Якорь Дэнфорта

Исторические сведения о якоре Дэнфорта

Своим появлением устройство данного типа обязано не изобретательному рыбаку, а работе группы ученых, работавших по заказу Военно-морских сил Соединенных Штатов Америки. Они разработали несколько типов якорей, которые специальная комиссия из офицеров военно-морского флота подвергла суровым испытаниям.

События происходили уже после Второй мировой войны. Апрельским утром 1948 года из базы военно-морского флота поблизости Сан-Франциско в море вышел буксир, на борту которого находились представители вооруженных сил, а также различных судоходных организаций США. Удалившись на достаточное расстояние от берега, судно развернулось против течения. Последовала череда экспериментов. К цепи был закреплен динамометр, позволивший определить предельное усилие, которое способно выдержать изделие.

Якорь Дэнфорта испытывался самым последним, так как на него возлагались самые малые надежды. Однако результаты были сенсационными. Данная конструкция превзошла все ожидания. Последующие испытания в различных условиях и на различных грунтах показали безоговорочное преимущество якоря Дэнфорта перед другими типами устройств для удержания судна. В настоящее время все морские и речные суда оснащаются подобными устройствами.

Рыбаки на лодке

Требования к конструкции

Якорь должен надежно удерживать плавсредство на поверхности водной глади, невзирая ни на какие сложности и погодные условия. Хорошее устройство для удержания судна может спасти жизнь всему экипажу лодки в экстремальных ситуациях. Этот показатель достигается за счет хорошей и продуманной конструкции изделия. Однако в некоторых случаях способность якоря удерживать лодку или яхту достигается за счет увеличения массы последнего. Такой подход в корне неправильный и порождает целый ворох проблем.

Еще одно немаловажное требование – возможность легко высвободить устройство для удержания лодки в случае его зацепления.

Немаловажное место среди требований к якорным механизмам занимают компактность и способность сопротивления коррозии (особенно в морской воде).

О важности каждого из указанных требований следует поговорить отдельно.

Правила использования якоря

Способность к оказанию значительного сопротивления

Многие начинающие и неопытные рыбаки ошибочно полагают, что в качестве якорного устройства можно использовать любую увесистую болванку. Это глубочайшее заблуждение, в чем они и убеждаются при первом же выходе на воду. И ведь на какие только ухищрения и выдумки они не идут! В ход идут тяжелые камни, арматура и так далее. Но все тщетно! После первого же значительного порыва ветра лодку начинает сносить, а дно водоема загрязняется различным хламом. После возни настроение падает, силы иссякают, и уже не до рыбалки. По этой причине необходимо иметь нормальное устройство для удержания лодки. Его также позволит избежать неприятной аудиенции с инспектором по водному транспорту и выплаты значительного штрафа.

Минимальное усилие для выбора якоря и для высвобождения в случае зацепления, компактность устройства

Агрегат должен немного весить и быть компактным. Максимально этим критериям удовлетворяет якорь Дэнфорта.

Рыбаки, да и просто любители прогулок на водном транспорте, очень часто меняют место дислокации в поисках «рыбного» места. Трудно даже представить, как устанет человек после цикла постановок на стоянку с помощью тяжелого камня или любого другого увесистого предмета.

Зацепление якоря за коряги или за бытовой крупногабаритный мусор, которого хватает на дне отечественных водоемов происходит очень часто и с завидной регулярностью. Стоит он довольно прилично. И терять его крайне нежелательно. Именно поэтому изделие должно быть оснащен устройством, позволяющим свободно и легко высвобождать его из плена.

Коррозионная стойкость якоря

Это требование немаловажное. Якоря из обычных черных металлов, особенно в агрессивных средах (морская вода), очень быстро приходят в негодность. Такое устройство, возможно, и прослужит несколько лет, но вид при этом у него будет просто ужасный. По этой причине небольшие якоря (Дэнфорта и других типов) рекомендуется изготавливать из нержавеющей стали. Стали с высоким содержанием хрома отличаются высокой стоимостью, но оно того стоит.

Некоторые рыбаки умудряются покрывать сделанные из сталей обыкновенного качества якоря слоем цинка или даже никеля. Такая мера несколько отсрочит разрушительный коррозионный процесс, но все же со временем жуки ржавчины покрывают поверхность изделия.

Требования к канатам

В отличие от требований непосредственно к самим якорям, с канатом все довольно просто. В качестве такового отлично подойдет любой синтетический канат. Для удержания лодки на поверхности реки или озера вполне достаточно и тросика диаметром шесть миллиметров. Однако такая веревка будет резать кисти рук при выборе якоря. Поэтому лучше все же использовать конец диаметром не менее десяти миллиметров.

Эксплуатация якоря

Инструмент и комплектующие для изготовления устройства для удержания судна в домашних условиях

Якорь данной конструкции имеет сравнительно несложную конструкцию, что позволяет в условиях гаражной мастерской изготовить достойный экземпляр. Все, что для этого нужно – набор инструмента и необходимых материалов.

Прежде всего, понадобится хороший и надежный канат достаточной длины. На крупных судах якорь удерживается стальными цепями, но для удержания небольшой лодки вполне сгодится и обычная веревка.

Понадобится также листовой материал. Лучше, если это будет нержавейка, так как такой якорь прослужит гораздо дольше. Однако, с другой стороны, нержавейка хуже поддается обработке и свариванию, поэтому изготовление устройства для удержания лодки из этого материала отнимет гораздо больше времени и сил.

Понадобится также стальной пруток (из него будет изготовлен крепеж к тросу якоря Дэнфорта), полая металлическая труба длиной 30 сантиметров.

Технология изготовления

Первым необходимо согнуть проволоку и сформировать из нее веретено. Чтобы в процессе работы веретено не разогнулось произвольно, его концы свариваются. Это нехитрое решение позволит удерживать части якоря и значительно облегчит дальнейшую работу.

Далее при помощи сварочного аппарата крепится планка, фиксатор и привариваются ребра к лапам. Эти ребра необходимы для того, чтобы значительно повысить надежность всей конструкции.

Расчеты, геометрия и чертежи якоря Дэнфорта

Конструктор запатентовал свое изобретение. В документе от 15.07.1941 содержатся сведения об особенностях конструкции и геометрии якоря. Основные из них следующие:

  1. Идеальное соотношение параметров достигается в том случае, когда площадь сопротивления грунта составляет 60 % от общей площади устройства. Этот показатель не может быть меньше 40%, так как эксплуатационные характеристики такого якоря будут крайне низкими.
  2. Уклон лапы изделия не может превышать 75 градусов. Несоблюдение этого условия приведет к тому, что якорь не будет удерживаться в грунте.
  3. Угол атаки напрямую зависит от того, какая часть площади лап изделия находится за осью вращения. В том случае, когда эта величина составляет 35% от площади поверхности лап якоря и более, угол может принимать значения от 30 до 50 градусов. Если площадь лап за осью вращения меньше 35 % площади лап изделия, размеры устанавливаются таким образом, чтобы угол атаки был равен 40-60 градусам. Если якорь предназначен для работы на твердом песчаном грунте, он должен иметь минимально допустимый угол атаки (40 градусов). Если же устройство будет работать на илистом болотном дне, то угол атаки увеличивается. Данное обстоятельство следует учитывать при проектировании и изготовлении подобных устройств. Если точно не известно, в каких условиях предстоит работать устройству (изготавливается для последующей реализации), то этот показатель обычно составляет 50 градусов.
  4. Важный размер якоря Дэнфорта – расстояние между лапами (точнее, между их центрами). При проектировании и изготовлении таких изделий необходимо стремиться к тому, чтобы этот показатель имел минимальное значение. Это позволит уменьшить значение возникающей пары сил.

Чертеж и размеры якоря Дэнфорта

Форма лап

Если проанализировать чертежи и размеры якоря Дэнфорта, то бросаются в глаза значительные отличия в форме лам и других элементов. Геометрия лап зависит от принятого угла атаки грунта устройством для удержания лодки. Чем они длиннее, тем больше угол атаки. Длина лап может составлять от 55 до 70 процентов длины якорного веретена. Это требование необходимо соблюдать в том случае, если за осью вращения расположено не более 35 процентов площади поверхности лап. Если этот показатель больше, то их длина может составлять 55 процентов и более.

Не существует общего мнения относительно самой выгодной формы лап якоря Дэнфорта. Отзывы владельцев катеров и лодок порой противоречивые. Если верить научным расчетам, то наиболее выгодной является треугольная форма. При этом для их изготовления следует использовать тонкостенные листы прочных легированных хромом и другими примесями марок сталей.

Оптимальная длина штока

При производстве изделия в домашних условиях очень важно правильно подобрать длину штока. Описание якоря Дэнфорта составлялось толковыми инженерами, которые уделили этой детали особое внимание, понимая ее важность.

В случае если шток слишком короткий, устройство не «вгрызается» в грунт. Оно просто скользит по дну, когда лодку сносит течением. Подсчитано, что величина длины штока должна составлять не менее двух расстояний между геометрическими центрами лап устройства для удержания лодки.

Якорь Дэнфорта как сделать

Как правильно использовать якорь?

Человек, который только недавно приобрел лодку и лишь планирует свой первый выход в море на ней, может ошибочно полагать, что процесс постановки на стоянку – дело чрезвычайно простое. С уверенностью можно сказать, что такой рыболов будет огорошен. Заякорение – дело отнюдь не простое, которое требует от рыбака или яхтсмена определенной сноровки, навыков и знаний.

Прежде всего необходимо надежно закрепить конец каната к крепежному кольцу якоря. Для этих целей желательно воспользоваться специальным морским узлом. В противном случае можно потерять устройство.

Непосредственно возле лап якоря имеется второе кольцо. К нему необходимо привязать тросик с буем. Длина тросика должна быть больше глубины в месте стоянки лодки, иначе буек утонет. Этот буй поможет «спасти» устройство в случае обрыва якорного каната или при зацепе за корни растений и камни.

Достигнув места, где планируется сделать остановку, устройство для удержания выбрасывается за борт. В течение определенного времени лодку будет уносить течением и ветром в сторону, пока якорь не достигнет дна и не «вгрызется» в него. Потом можно подтянуть канат.

Забрасывание якоря

Недостатки, присущие конструкции

Любые инженерные решения имеют свои недостатки. Можно уже по фото якоря Дэнфорта заметить некоторые изъяны в его конструкции. Их следует вкратце обсудить, чтобы читатель мог взвесить все за и против при выборе устройства для удержания лодки.

Пожалуй, одним из главных недостатков малых якорей данного типа является их непригодность для использования на покрытом крупными камнями дне. Атака такого устройства на каменистое дно всегда остается безрезультатной. Малые категории якорей Дэнфорта (4 кг и более) сильно сносятся течением. Таким образом, устройство опускается совершенно в неожиданном месте.

И обратная сторона медали… Даже незначительный по массе и по габаритам якорь Дэнфорта лодку ПВХ хорошо и надежно зафиксирует, если дно мягкое и илистое. Работая лишь руками, такое устройство достаточно трудно вырвать. При этом небольшая лодка будет сильно раскачиваться и может даже перевернуться.

Так называемый якорь Дэнфорта, благодаря своим характеристикам и простоте изготовления, является одним из самых популярных решений среди бывалых рыболовов и любителей активного отдыха на воде. В соответствии с действующими правилами, любое плавсредство в обязательном порядке должно оснащаться устройством для удержания судна. Заводское изделие подобного типа – удовольствие очень дорогостоящее. Поэтому большинство рыбаков и владельцев катеров и яхт предпочитают изготавливать такие вещи собственноручно. Чертежи якоря Дэнфорта находятся в открытом доступе. И имея в гараже сварочный аппарат и несколько кусков листового железа, можно изготовить якорь, который не будет уступать по своим характеристикам заводским аналогам. В данной статье дается сравнительная характеристика существующих типов устройств для удержания судна, даны рекомендации по их выбору.

Вам будет интересно: Беговые дорожки: польза и вред для здоровья мужчин и женщин

Якорь Дэнфорта

Исторические сведения о якоре Дэнфорта

Вам будет интересно: Самый полезный вид спорта: влияние на организм, эффективность, отзывы

Своим появлением устройство данного типа обязано не изобретательному рыбаку, а работе группы ученых, работавших по заказу Военно-морских сил Соединенных Штатов Америки. Они разработали несколько типов якорей, которые специальная комиссия из офицеров военно-морского флота подвергла суровым испытаниям.

События происходили уже после Второй мировой войны. Апрельским утром 1948 года из базы военно-морского флота поблизости Сан-Франциско в море вышел буксир, на борту которого находились представители вооруженных сил, а также различных судоходных организаций США. Удалившись на достаточное расстояние от берега, судно развернулось против течения. Последовала череда экспериментов. К цепи был закреплен динамометр, позволивший определить предельное усилие, которое способно выдержать изделие.

Якорь Дэнфорта испытывался самым последним, так как на него возлагались самые малые надежды. Однако результаты были сенсационными. Данная конструкция превзошла все ожидания. Последующие испытания в различных условиях и на различных грунтах показали безоговорочное преимущество якоря Дэнфорта перед другими типами устройств для удержания судна. В настоящее время все морские и речные суда оснащаются подобными устройствами.

Вам будет интересно: Беговая дорожка: польза для здоровья и сколько нужно заниматься на ней

Рыбаки на лодке

Требования к конструкции

Якорь должен надежно удерживать плавсредство на поверхности водной глади, невзирая ни на какие сложности и погодные условия. Хорошее устройство для удержания судна может спасти жизнь всему экипажу лодки в экстремальных ситуациях. Этот показатель достигается за счет хорошей и продуманной конструкции изделия. Однако в некоторых случаях способность якоря удерживать лодку или яхту достигается за счет увеличения массы последнего. Такой подход в корне неправильный и порождает целый ворох проблем.

Еще одно немаловажное требование – возможность легко высвободить устройство для удержания лодки в случае его зацепления.

Немаловажное место среди требований к якорным механизмам занимают компактность и способность сопротивления коррозии (особенно в морской воде).

О важности каждого из указанных требований следует поговорить отдельно.

Правила использования якоря

Способность к оказанию значительного сопротивления

Многие начинающие и неопытные рыбаки ошибочно полагают, что в качестве якорного устройства можно использовать любую увесистую болванку. Это глубочайшее заблуждение, в чем они и убеждаются при первом же выходе на воду. И ведь на какие только ухищрения и выдумки они не идут! В ход идут тяжелые камни, арматура и так далее. Но все тщетно! После первого же значительного порыва ветра лодку начинает сносить, а дно водоема загрязняется различным хламом. После возни настроение падает, силы иссякают, и уже не до рыбалки. По этой причине необходимо иметь нормальное устройство для удержания лодки. Его также позволит избежать неприятной аудиенции с инспектором по водному транспорту и выплаты значительного штрафа.

Минимальное усилие для выбора якоря и для высвобождения в случае зацепления, компактность устройства

Вам будет интересно: Охотничий карабин «Архар» (ТОЗ-97): описание, характеристики, правила ухода

Агрегат должен немного весить и быть компактным. Максимально этим критериям удовлетворяет якорь Дэнфорта.

Рыбаки, да и просто любители прогулок на водном транспорте, очень часто меняют место дислокации в поисках «рыбного» места. Трудно даже представить, как устанет человек после цикла постановок на стоянку с помощью тяжелого камня или любого другого увесистого предмета.

Зацепление якоря за коряги или за бытовой крупногабаритный мусор, которого хватает на дне отечественных водоемов происходит очень часто и с завидной регулярностью. Стоит он довольно прилично. И терять его крайне нежелательно. Именно поэтому изделие должно быть оснащен устройством, позволяющим свободно и легко высвобождать его из плена.

Коррозионная стойкость якоря

Это требование немаловажное. Якоря из обычных черных металлов, особенно в агрессивных средах (морская вода), очень быстро приходят в негодность. Такое устройство, возможно, и прослужит несколько лет, но вид при этом у него будет просто ужасный. По этой причине небольшие якоря (Дэнфорта и других типов) рекомендуется изготавливать из нержавеющей стали. Стали с высоким содержанием хрома отличаются высокой стоимостью, но оно того стоит.

Некоторые рыбаки умудряются покрывать сделанные из сталей обыкновенного качества якоря слоем цинка или даже никеля. Такая мера несколько отсрочит разрушительный коррозионный процесс, но все же со временем жуки ржавчины покрывают поверхность изделия.

Требования к канатам

В отличие от требований непосредственно к самим якорям, с канатом все довольно просто. В качестве такового отлично подойдет любой синтетический канат. Для удержания лодки на поверхности реки или озера вполне достаточно и тросика диаметром шесть миллиметров. Однако такая веревка будет резать кисти рук при выборе якоря. Поэтому лучше все же использовать конец диаметром не менее десяти миллиметров.

Эксплуатация якоря

Инструмент и комплектующие для изготовления устройства для удержания судна в домашних условиях

Якорь данной конструкции имеет сравнительно несложную конструкцию, что позволяет в условиях гаражной мастерской изготовить достойный экземпляр. Все, что для этого нужно – набор инструмента и необходимых материалов.

Прежде всего, понадобится хороший и надежный канат достаточной длины. На крупных судах якорь удерживается стальными цепями, но для удержания небольшой лодки вполне сгодится и обычная веревка.

Понадобится также листовой материал. Лучше, если это будет нержавейка, так как такой якорь прослужит гораздо дольше. Однако, с другой стороны, нержавейка хуже поддается обработке и свариванию, поэтому изготовление устройства для удержания лодки из этого материала отнимет гораздо больше времени и сил.

Понадобится также стальной пруток (из него будет изготовлен крепеж к тросу якоря Дэнфорта), полая металлическая труба длиной 30 сантиметров.

Технология изготовления

Первым необходимо согнуть проволоку и сформировать из нее веретено. Чтобы в процессе работы веретено не разогнулось произвольно, его концы свариваются. Это нехитрое решение позволит удерживать части якоря и значительно облегчит дальнейшую работу.

Далее при помощи сварочного аппарата крепится планка, фиксатор и привариваются ребра к лапам. Эти ребра необходимы для того, чтобы значительно повысить надежность всей конструкции.

Расчеты, геометрия и чертежи якоря Дэнфорта

Конструктор запатентовал свое изобретение. В документе от 15.07.1941 содержатся сведения об особенностях конструкции и геометрии якоря. Основные из них следующие:

Вам будет интересно: Польза велотренажера для женщин, техника тренировок и отзывы

Чертеж и размеры якоря Дэнфорта

Форма лап

Если проанализировать чертежи и размеры якоря Дэнфорта, то бросаются в глаза значительные отличия в форме лам и других элементов. Геометрия лап зависит от принятого угла атаки грунта устройством для удержания лодки. Чем они длиннее, тем больше угол атаки. Длина лап может составлять от 55 до 70 процентов длины якорного веретена. Это требование необходимо соблюдать в том случае, если за осью вращения расположено не более 35 процентов площади поверхности лап. Если этот показатель больше, то их длина может составлять 55 процентов и более.

Не существует общего мнения относительно самой выгодной формы лап якоря Дэнфорта. Отзывы владельцев катеров и лодок порой противоречивые. Если верить научным расчетам, то наиболее выгодной является треугольная форма. При этом для их изготовления следует использовать тонкостенные листы прочных легированных хромом и другими примесями марок сталей.

Оптимальная длина штока

При производстве изделия в домашних условиях очень важно правильно подобрать длину штока. Описание якоря Дэнфорта составлялось толковыми инженерами, которые уделили этой детали особое внимание, понимая ее важность.

В случае если шток слишком короткий, устройство не «вгрызается» в грунт. Оно просто скользит по дну, когда лодку сносит течением. Подсчитано, что величина длины штока должна составлять не менее двух расстояний между геометрическими центрами лап устройства для удержания лодки.

Якорь Дэнфорта как сделать

Как правильно использовать якорь?

Человек, который только недавно приобрел лодку и лишь планирует свой первый выход в море на ней, может ошибочно полагать, что процесс постановки на стоянку – дело чрезвычайно простое. С уверенностью можно сказать, что такой рыболов будет огорошен. Заякорение – дело отнюдь не простое, которое требует от рыбака или яхтсмена определенной сноровки, навыков и знаний.

Прежде всего необходимо надежно закрепить конец каната к крепежному кольцу якоря. Для этих целей желательно воспользоваться специальным морским узлом. В противном случае можно потерять устройство.

Непосредственно возле лап якоря имеется второе кольцо. К нему необходимо привязать тросик с буем. Длина тросика должна быть больше глубины в месте стоянки лодки, иначе буек утонет. Этот буй поможет «спасти» устройство в случае обрыва якорного каната или при зацепе за корни растений и камни.

Достигнув места, где планируется сделать остановку, устройство для удержания выбрасывается за борт. В течение определенного времени лодку будет уносить течением и ветром в сторону, пока якорь не достигнет дна и не «вгрызется» в него. Потом можно подтянуть канат.

Забрасывание якоря

Недостатки, присущие конструкции

Любые инженерные решения имеют свои недостатки. Можно уже по фото якоря Дэнфорта заметить некоторые изъяны в его конструкции. Их следует вкратце обсудить, чтобы читатель мог взвесить все за и против при выборе устройства для удержания лодки.

Пожалуй, одним из главных недостатков малых якорей данного типа является их непригодность для использования на покрытом крупными камнями дне. Атака такого устройства на каменистое дно всегда остается безрезультатной. Малые категории якорей Дэнфорта (4 кг и более) сильно сносятся течением. Таким образом, устройство опускается совершенно в неожиданном месте.

И обратная сторона медали… Даже незначительный по массе и по габаритам якорь Дэнфорта лодку ПВХ хорошо и надежно зафиксирует, если дно мягкое и илистое. Работая лишь руками, такое устройство достаточно трудно вырвать. При этом небольшая лодка будет сильно раскачиваться и может даже перевернуться.

Ричард Дэнфорт – изобретатель и романтик однажды поставил цель разработать модель втяжного якоря с повышенной держащей силой. При испытании множества образцов он понял, что принцип Холла, который главенствовал в то время при разработке втяжных якорей, устарел. Якорь Дэнфорта был создан по новому принципу. Он позволял конструкции заглубляться в донный грунт на длину, превышающей в несколько раз величину лап. При этом, пронзая мягкий поверхностный слой, якорь достигал твёрдого основания.

При разработке экспериментальных образцов Дэнфорт пришёл к следующим выводам:

  1. При расчёте модели необходимо учитывать грунты, которые мореходы при заякоривании предпочитают грунтам, где комфортная стоянка проблемна. Так от монолитного жёсткого дна стальные захваты сильно пружинят и им не за что зацепиться.
  2. На разнородном грунте холловские якоря не могут физически заглубиться на величину, большую размеров лап.
  3. Держащая сила конструкций Холла на рыхлых грунтах недостаточна – они плывут, т.е. проволакиваются под натяжением цепи.

Конструкция и принцип действия

Якорь Дэнфорта

В патентованном документе Ричарда Дэнфорта содержатся следующие сведения:

  • показатель площади сопротивления грунта не должен быть меньше 40°, поскольку в этом случае значительно снижаются эксплуатационные характеристики;
  • удержание якоря в грунте будет невозможным, если уклон лапы превышает 75°;
  • расстояние между центрами лап должно быть наиболее минимальным при проектировании и производстве, так как это уменьшит показатель возникающей пары сил;
  • угол атаки прямо пропорционален площади лап, находящихся за осью вращения. Так минимально допустимым углом атаки на твёрдой песчаной поверхности будет являться угол величиной 40°. При работе конструкции на илистом дне угол атаки увеличивается;
  • треугольная форма лап наиболее выгодна, поскольку позволяет конструкции максимально входить в грунт;
  • выступающие элементы коробки должны быть расположены максимально близко к оси веретена;
  • форма лап и угол атаки зависимы от отношения длины лап к длине штока. Здесь углом атаки S Дэнфорт называл угол, образованный плоскостью лапы и прямой, проходящей через центр площади лапы и ось болта скобы якоря;
  • угол разворота лап должен варьироваться в пределах 27-42°;
  • если шток слишком короткий, то судно не сможет остановиться в силу того, что якорь будет волочиться на трёх точках: внешней окантовке лапы, конце штока и верхнем конце веретена.

Размеры лап, веретена, штока, углы атаки, отворота лап, осей носков лап и скоса граней коробки, а также площадь лап и площадь сопротивления Дэнфорт скрупулёзно упорядочил. Как видно из рисунка конструкция напоминает плуг. При погружении он, благодаря массе и продуманной геометрии, пробивает ил и зацепляется за глину. При этом расположенный в нижней части устройства шток не позволяет якорю опрокинуться.

якорь дэнфорта фото

Опыт показал, что при максимальном весе конструкция имеет только один, но существенный недостаток: якорь трудно вытащить вследствие глубокого погружения в грунт. Для того чтобы устройство извлечь требуется сила, которая сопоставима с удерживающей силой.

Лодка, снабжённая маленьким якорем Дэнфорта более простой модели, не сможет встать на стоянку в местах с каменистым дном. Если течение сильное, то неизбежный дрейф не позволит лёгкому якорю погрузиться в намеченном месте.

Характеристики

Основными характеристиками якоря являются держащая сила, критерии оптимальной конструкции и механическая прочность.

Держащая сила якоря – это сила, приходящаяся на единицу веса и приложенная для вырывания конструкции из донного грунта при горизонтально расположенном веретене. Она зависит от конфигурации якоря и типа грунта.

Критерии

  1. Высокая держащая способность якоря обеспечивается размером поверхности лап в совокупе с конструкцией веретена.
  2. Якорь должен противостоять высоким нагрузкам и быть лёгким в управлении.
  3. Устойчивость погружённого якоря способствует корректной работе по заглублению и удержанию.
  4. Грунт через веретено должен проходить свободно.
  5. Элементы, которые мешают устройству в работе, следует устранить.
  6. Площадь поверхности лап должна быть соразмерна конструктивной прочности якоря.
  7. Оптимальная прочность якоря должна соответствовать требованиям классификационных организаций.

Механическая прочность якоря обеспечивается качественным составом сплава и увеличением размеров сечений, подвергающихся наибольшим нагрузкам.

Современные типовые размеры якоря Дэнфорта, которые используются практически, показаны в таблице.

Вес якоря, кг7.713.619.52534456890
Размеры, мм
A108146162181203213229248
B264349395440502521540578
C237308341378427445479522
D61081391410161159120712451334
E372499558619708736759813
F4857645862414954
Якорная скоба, мм9.5312.712.712.712.715.91922.2
Размеры и вес якоря Дэнфорта

Производство

Якоря Дэнфорта производятся преимущественно из легированной стали или оцинкованного чугуна.

Наиболее известные производители:

  • Fendercare Marine (Великобритания);
  • Fountom Marine (Китай);
  • Damen (Нидерланды);
  • ASANO GLOBAL CO. LTD. (Япония)
  • Marinetech (Россия).

Каждая компания при производстве данного типа якоря вносит усовершенствования в форму модели и разрабатывает улучшенные характеристики.

Производство в указанных фирмах поставлено на поток, но уделяется внимание и индивидуальным заказам.

Якорь Дэнфорта

В интернете легко можно найти чертежи и видеоуроки для ручной сборки устройства. При этом качество изготовленного якоря может быть разным. Желательно приобретать конструкцию от проверенных производителей во избежание последствий, показанных на рисунке или более плачевных.

Производство якорей Дэнфорта на высоком уровне учитывает, для какого рода нагрузок приспособлена та или иная конструкция. Поэтому металлы и сплавы, предназначенные для изготовления якоря, проходят многоэтапные испытания, без которых производство надёжных устройств невозможно.

1. Становые якоря. Служат для удержания судна на месте во время стоянки. Находятся они в носовой части судна.

2. Вспомогательные якоря. Расположены на корме и нужны, чтобы не допустить разворота судна вокруг станового якоря.

3. Мёртвые якоря. Нужны для закрепления на одном месте плавучих объектов (бакенов, маячков) на долгое время.

4. Завозы. Специальные якоря для закрепления специальных судов — земснарядов, драг и т.д.

5. Плавучие якоря. Служат для удержания корабля носом к ветру, предотвращают его разворот бортом к волне.
Якоря для круизных яхт.

К выбору типа якорей для круизной яхты нужно подойти максимально ответственно. Если для небольшого катера достаточно иметь якорь-кошку или якорь-пирамиду, то для океанских круизных яхт нужно иметь более солидный якорь, и желательно не один. Рассмотрим основные разновидности якорей, используемых на современных круизных яхтах.

Адмиралтейский


Конструкция его довольно проста: он имеет два неподвижных рога и перпендикулярный к ним шток. Удерживающая сила его в два — восемь раз превышает его массу. Рекомендуется для применения на относительно крупных яхтах и катерах из-за громоздкой конструкции. Классический вариант, на данное время всё больше уходящий в прошлое — этот тип якоря сегодня можно всё больше встретить в музеях, нежели на круизных яхтах. Основная причина состоит в том, что адмиралтейский якорь обладает довольно слабым захватом, по сравнению с более современными конструкциями. Удерживающая сила данного якоря прямо пропорциональна его массе. Именно вес якоря, а не какие-либо конструктивные особенности играют основную роль в его эффективности, поэтому использовать адмиралтейский якорь на современных яхтах и катерах в наши дни абсолютно нецелесообразно. Главный плюс, который имеет он перед якорями более поздних конструкций — это универсальность: его удерживающие качества мало зависят от особенностей грунта. Второй его плюс — низкая стоимость по сравнению с другими современными конструкциями.

Холла


Ещё одна устаревшая конструкция, изобретённая в конце 19 века. В настоящее время практически полностью ушедшая из современного мира яхт. Тем не менее на протяжении 20-го века была довольно распространена на флоте. Основная его особенность — подвижное соединение веретена и рогов. Одним из первых российских судов, оборудованных якорем Холла является крейсер «Аврора» — именно якоря Холла можно видеть подвешенными у его бортов. Для малых судов — траулеров, катеров, яхт, — в начале ХХ века инженером Гриффеном была разработана специальная конструкция якоря Холла, получившая наименование Клип-анкер. В несколько модифицированном виде Клип-анкеры дожили и до наших дней. На данный момент насчитывается до полусотни различных модификаций Клип-анкера, используемых как на речных судах, так и на морских яхтах. Основной плюс этого якоря состоит в его способности очень быстро, по сравнению с другими типами, забирать грунт. От классического Холла Клип-анкер отличается сближенными широкими лапами и отсутствием утяжеляющей коробки в основании. Среди минусов нужно указать довольно слабую держащую силу — лишь в четыре раза превышающую массу якоря, что даже вдвое хуже показателей Адмиралтейского якоря.

Дэнфорта


Изобретён данный якорь в послевоенные годы американским морским инженером Дэнфортом. На данный момент этот якорь со всеми его модификациями является одним из самых популярных среди современных яхтсменов. Наилучшие показатели достигаются при применении якоря на плотных песчаных грунтах. Тут якорь Дэнфорта показывает держащее усилие в 50 кг на один килограмм собственной массы, поэтому данный тип якоря отлично подходит для достаточно крупных круизных яхт. Конструктивно он состоит из длинного веретена и подвижно соединённых с ним плоских острых лап, расположенных близко друг к другу. Шток располагается внизу и не даёт якорю при касании с грунтом заваливаться на бок. Среди минусов якоря Дэнфорта можно указать его непригодность к использованию на каменистых и галечных грунтах — при отдаче с ходу он начинает галопировать по дну, а если и зацепляется, то очень ненадёжно. Другая крайность — излишнее углубление на плотных песчаных грунтах, вплоть до того, что поднять его вручную за скобу веретена бывает невозможно. Поэтому использовать якорь Дэнфорта опытные яхтсмены советуют с буйрепом, с помощью которого его можно легко освободить из грунта. Среди наиболее популярных у современных яхтсменов разновидностей Дэнфорта можно перечислить «Бриттани», «Гуардиан», «Фортресс».

Фортресс


Данная разновидность якоря Дэнфорта была создана в 1980-х годах яхтсменом Гиллербергом, и на сегодняшний момент «Фортресс» (по-английски «крепость») является самой популярной среди яхтсменов разновидностью якоря Дэнфорта. Основным его отличием от классического Дэнфорта является то, что Фортресс изготавливается из алюминиевого сплава и имеет регулируемый в диапазоне от 0 до 45 градусов угол отклонения рогов относительно штока. Увеличивать «угол атаки» до 45 градусов рекомендуется на слабых илистых грунтах. Это делает Фортресс лёгким, компактным и в то же время весьма надёжным якорем.

«Непотеряйка»


Появившаяся недавно ещё одна конструкция якоря Дэнфорта, предназначенная специально для яхт и катеров. Отдаётся также с ходу и наиболее эффективен на песке. Главная особенность «Непотеряйки» — скоба якорь-цепи не прикреплена к вершине веретена, а свободно скользит вдоль него. Поэтому, если якорь слишком плотно вобрал грунт, достаточно сдать назад по ходу движения, скоба якорь-цепи сместится к лапам и выдернуть якорь не составит труда. Такая конструкция позволяет обойтись без использования буйрепов.

Матросова


Один из самых надёжных типов якорей. Отлично держит судно даже после его разворота на 360 градусов вокруг своей оси. Основная его особенность — качающиеся плоские лапы, которые заглубляются в грунт практически сразу после опускания. Подобную конструкцию (с небольшими отличиями) имеют также якоря Дэнфорта и Смита. Его держащая сила в четверо превышает силу адмиралтейского якоря. Из недостатков можно назвать возможность заклинивания качающихся лап. Наилучшие показатели — на илистом и галечном дне, где другие якоря с плоскими лапами (например Дэнфорт) не особо блещут надёжностью.

Плуг

Также, как и якорь Матросова является наиболее надёжным якорем. Удерживающей силы плуга массой в 22 кг вполне хватает для яхты длиной 15 м.Сила его удерживания равна 18 кг на 1 кг собственной массы на песке, и 12 кг на 1 кг — на дне, покрытом водорослями. Под большим напором шквала данные типы якорей могут дрейфовать, особенно это возможно в мягком грунте — илистом или глинистом. Среди наиболее распространенных в настоящее время моделей Плуга можно назвать якоря Дельта, Брюса, Сикьюр и Кобра. В последнее время популярность завоёвывают якоря-плуги нового поколения — «Спайд», «Бюгель». Эти типы якорей, как и якоря Дэнфорта порой бывает трудно освободить из грунта, особенно когда они зацепляются на дне за корягу, старые тросы, кабеля и т.д. В этом случае также рекомендуется применять для их извлечения буйреп.

Брюса


Данный вид плуга отличается от классических конструкций широкой плоской лапой. Именно благодаря этой особенности якорь Брюса обладает отличными удерживающими качествами на мягких грунтах.Относительно неплохо он работает и на мелко каменистом дне, но практически бесполезен на дне, покрытом водорослями — его широкая плоская лапа практически совсем не может забрать такой грунт. К слову, официальный выпуск якорей Брюса уже давно прекращён, и имеющиеся сегодня в продаже якоря — всего лишь реплики или дешёвые подделки. Производятся они, как правило, из дешёвого материала, а их пропорции выверяются на глаз. В соответствии с чем, современные якоря Брюса гораздо хуже работают, чем оригинальные, выпускаемые ранее.

Сикьюр (CQR)


Эта разновидность Плуга была лидером по популярности среди круизных яхтсменов во второй половине ХХ века. Веретено и сам «плуг» соединены шарниром. Наиболее крепко держит на песке и иле. Также может пробиться сквозь слой водорослей для крепкого дна. Среди минусов можно отметить плохую работу на каменистых грунтах — Сикьюр на них старается либо лечь на бок, либо ползёт. А при отдаче с ходу имеет склонность галопировать по каменистому дну.

Дельта


Усовершенствованная модель Сикьюра, отличающаяся от него отсутствием шарнирной связи — лапа и веретено соединены жёстко. Выверенный угол их соединения позволил сделать захват грунта более быстрым и крепким. По силе удержания из всех разновидностей плугов, Дельта уступает лишь якорям «нового поколения». По остальным же показателям Дельта практически аналогичен Сикьюру.

Кобра


Подобный якорь-плуг хорош тем, что не имеет движущихся частей, но обладает при этом хорошей удерживающей силой. Например, кобра массой в 16 кг вполне пригодна для использования на 16-метровой яхте или катере.

Плуги нового поколения

К этим новым разновидностям относятся «Бюгель», «Мэнсон Суприм», «Рокна», «Спэйд». По удерживающей силе якоря «нового поколения» имеют наилучшие показатели среди всех якорей-плугов. Отличительной их особенностью является большая масса острия. У катера «Спэйд» она, например, составляет почти половину всей массы якоря. «Бюгель» имеет самую простую конструкцию — довольно короткую плоскую лапу, плоское веретено — что значительно удешевляет его производство. Однако, в аварийных ситуациях удерживающей силы «Бюгеля» может оказаться недостаточной для круизной яхты. «Рокна», по отзывам опытных шкиперов, является одним из лучших якорей-плугов. Она быстро забирает грунт, хорошо держит яхту. Среди минусов можно отметить большой бугель, который одновременно выполняет роль штока. Из-за него якорь занимает много места на яхте и неудобен при хранении.

Кошка

якоря яхты

Данная разновидность якоря яхты больше подходит малым яхтам и катерам. На круизной же яхте кошка может использоваться лишь в качестве вспомогательного якоря. Он довольно популярен среди яхтсменов за свою компактность и универсальность — он одинаково хорошо держит небольшое судно на любых грунтах. На большой яхте кошка является универсальным приспособлением, с помощью которой можно заякорить яхту за берег, произвести траление дна в поисках потерянной снасти и т.д. Также кошка может быть использована для постановки на якорь у берега, изобилующем корягами или среди останков затонувшего корабля. Современные разновидности кошек специально для этих случаев имеют упругие гибкие рога. Таковым является якорь «Майти Майт» конструкции Шомона — по заявлению конструктора, его выгнутые из арматуры упругие рога хорошо держатся за подводные нагромождения коряг и легко освобождаются при ходовом усилии. Конечно, подобный якорь невозможно рассматривать в качестве основного, но если вы не желаете подарить прибрежным подводным корягам и корням дорогой Фортресс или Рокну, лучше всего использовать такую простую и недорогую конструкцию, как «Майти Майт».

Кроме того, имеется огромное множество различных модификаций, отличающихся от этих основных некими улучшениями конструкции, добавлениями рассчитанными на увеличение держащей силы в каких-то конкретных условиях (песок, ил, водоросли). Из-за наличия на рынке большого количества конструкций неопытному яхтсмену легко запутаться в предложении. В этом случае лучше обратиться за советом к опытным шкиперам, имеющим солидную морскую практику. Он поможет выбрать вам наиболее подходящий для вашей яхты якорь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: