Какая часть всенощного бдения символизирует страшный суд

Обновлено: 24.04.2024

Всенощные бдения совершались в самые первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко посвящал ночные часы молитве (Мф. 14, 23; 26-46 и др.). «Бодрствуйте и молитесь, – говорил Спаситель апостолам, – чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41). И апостолы собирались ночью на молитву (см., например, Деян. 20, 7; 25). В эпоху гонений христиане также совершали богослужения ночью.

Над составлением чина всенощного бдения трудились великие молитвенники – святые отцы: преподобные Харитон Исповедник и Савва Освященный, святители Иоанн Златоуст и Софроний, патриарх Иерусалимский, преподобный Иоанн Дамаскин.

Начинается всенощное бдение великой вечерней. Вечерня отображает историю Церкви Божией в ветхозаветное время и показывает, что Ветхий Завет имеет свое логическое завершение в Новом Завете.

Пред началом вечерни отверзаются царские врата и священнослужители совершают каждение алтаря, которое знаменует Божественную благодать, наполнявшую Рай, и блаженное пребывание в нем прародителей – Адама и Евы. Затем диакон призывает христиан возгласом Востаните! Священник, стоя пред престолом в алтаре, прославляет Святую Троицу: Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков. Затем священнослужители в алтаре поют: Приидите, поклонимся…, – призывая к поклонению Господу Иисусу Христу как Царю – Создателю и Владыке мира видимого и невидимого (Ин. 1, 3; Откр. 1, 5). Совершается каждение всего храма в знамение Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мира (Быт. 1, 2). Хор поет 103-й псалом: Благослови, душе моя, Господа. В нем прославляется Бог Творец, выражается восхищение, удивление великолепием творения, небесного и земного, видимого и невидимого. Псалом этот – торжественная песнь радостного согласия, гармонии бытия – духовного и физического, Творца и Его творения, блаженства, которое испытывал человек в Раю. Но человек послушался совета диавола (Быт. 3, 1-4), совершил грех – не сохранил нравственного закона, данного Богом для его правильного духовного развития, и лишил себя райского пребывания (Быт. 2, 3).

Закрываются царские врата. Изгнанные из Рая прародители, лишившись общения с Богом, подверглись болезням, нуждам и страданиям, духовным и физическим. Раскаяние и молитва о помощи к Всеблагому Богу сопровождали трудности и скорби их земной жизни. И подобно осознавшим свой грех прародителям – Адаму и Еве, Церковь молит Бога о помощи грешному человеку в различных нуждах его земной жизни – произносится великая, мирная ектения.

Священник в алтаре читает семь тайных молитв, по числу дней творения (Быт. 1). В них содержатся прошения к милостивому и долготерпеливому Богу о нашем духовном просвещении, о даровании нам любви к Нему, страха Божия и благоговения – страха оскорбить Его любовь к нам, о даровании нам радости петь от чистого сердца хвалу Богу ныне и в Вечной жизни. Молитвы эти называются светильничными, поскольку с самых древних времен вечерня совершалась при возжженных светильниках.

Пением псалма 1-го Блажен муж… изображается жизнь ветхозаветных праведников, которые среди нечестия и безверия не теряли упования на Обетованного Христа Спасителя. Этот псалом образно повествует также о Единородном Сыне Божием, Едином Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Пением Господи, воззвах… и каждением в это время изображаются времена, когда дан был Богом через пророка Моисея Закон (Исх. 20; 30, 7, 8) и установлено ветхозаветное богослужение. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… – это голос души, уклонившейся от Бога и нуждающейся в Его помощи. Люди не могли исполнить во всей строгости ветхозаветного Закона, который должен был привести людей к полному и живому осознанию невозможности спасения своими силами и чрез это возбудить в каждом человеке желание пришествия на землю Обетованного Спасителя мира, Который исполнит Закон и восстановит общение человека с Богом.

Поются стихиры на Господи, воззвах со стихами. Ветхозаветные стихи чередуются со стихирами, которые повествуют о событиях новозаветных, что свидетельствует о согласии Ветхого и Нового Заветов. Последняя стихира – Богородичен, или догматик, – песнь во славу Божией Матери. В ней раскрывается догмат (церковное учение) о Воплощении Господа от Пресвятой Девы Марии (Ин. 1, 1-14). Во время пения догматика совершается важное священнодействие вечерни – вход с кадилом. Как на литургии священник совершает вход в алтарь со Святыми Дарами для принесения Безкровной Жертвы, так на вечерне – для принесения словесной жертвы – молитвы хвалы, благодарения. Вечерний вход символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей. Свещеносцы идут со свечами, которые знаменуют свет учения Христова (Ин. 1, 1-5, 9). Диакон – образ Предтечи Господня Иоанна (Ин. 1, 15-27). Священник идет «прост», то есть с опущенными руками, как бы уничиженный, как Сын Божий при Воплощении. Во время входа священник возносит тайную молитву, в которой просит Господа уберечь сердца верующих от уклонения в лукавые слова и мысли, просит избавления от ловящих души наши – духов зла.

Песнь Свете тихий повествует о пришествии на землю Христа в конце ветхозаветного времени, о начале нового, благодатного дня, свет которого принес Спаситель. Во время этого пения священник входит в алтарь, лобызает св. престол и становится на горнее место, обратившись лицом к народу. Этим он изображает вознесение Иисуса Христа на небо и воцарение Его во всей славе над миром, поэтому певчие вслед за пением Свете тихий поют: Господь воцарися, в лепоту облечеся, т.е. что Иисус Христос, после Своего вознесения, воцарился над миром и оделся красотою. Стих этот взят из псалмов царя Давида и называется прокимном; он поется всегда под воскресенье. В другие дни недели поются иные прокимны, также взятые из псалмов Давидовых. После прокимна под двунадесятые и Богородичные праздники и под праздники в честь святых угодников Божиих, особенно чтимых нами, читаются паремии, или приличные праздникам небольшие три чтения из книг Ветхого и Нового заветов. Чтение ветхозаветных Писаний (паремий) указует прообраз или пророчества в Ветхом Завете о ныне празднуемом Церковью священном событии.

После прокимна сразу, если нет паремий, (или после паремий, когда они есть) диакон произносит сугубую ектению.

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам … – молитва о ниспослании безгрешного вечера и вечернее славословие Триединому Богу.

В просительной ектении, как говорит о том ее наименование, Церковь просит Господа о различных духовных нуждах христианина.

Священник возглашает: Мир всем, а диакон призывает молящихся преклонить главы во образ смирения и сокрушения духа. Священник в молитве над преклонившими главы смиренно умоляет Бога, сшедшего с Небес для спасения человечества, помиловать преклонивших Ему свои главы, ибо только от Него они ждут милости и спасения, и просит сохранить нас на всякое время от диавола.

После этого на всенощном бдении полагается лития, которую совершают только на бдениях великих праздников. Литийные молитвы – прошения Церкви за весь мир, о нуждах всего человечества. Церковь просит ходатайства пред Богом у всех святых. Она обращается к Пресвятой Богородице, Предтече Иоанну, Святителю Николаю Чудотворцу, равноапостольным Кириллу и Мефодию, равноапостольным великому князю Владимиру и великой княгине Ольге и к другим могущественным заступникам. Церковь молится о всех людях и особенно за нуждающихся в помощи: о труждающихся (занятых тяжелым трудом) и служащих, о оставльшихся и во отшествии сущих, то есть о тех, кто по работе или другой нужде остаются вне храма, не присутствуют за богослужением, о болящих, умерших и об их ослабе (то есть отдохновении от земных трудов и скорбей) и оставлении грехов. Церковь просит также избавления своих чад и всего мира от стихийных бедствий, войн и междоусобиц. Просит милости Божией от належащаго прещения, то есть грядущего справедливого наказания грешников, просит Господа пременить (сменить) справедливый гнев на милость. Иерей, благословляя молящихся рукой, преподает Мир всем, диакон приглашает их приклонить главы, и иерей читает вслух молитву: Владыко Многомилостиве.., составляющую отпуст литии.

После литии хор поет стихиры, в которых повествуется о празднуемом священном событии. Песнопение Ныне отпущаеши… благовествует об исполнении Божия обетования о ниспослании в мир Спасителя. Эта молитва воспета Симеоном Богоприимцем – последним ветхозаветным праведником, который в конце своей жизни сподобился увидеть Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир (Лк. 2, 22-32).

В знак того, что мы уразумели тот свет, который явился во откровение язычников и славу людей Израиля, и познали истинного Бога, в Троице прославляемого, читается дальше: Трисвятое… Пресвятая Троице, помилуй нас… Отче наш. После поется так называемый отпустительный тропарь, в котором кратко излагается сущность празднуемого события или похвала празднуемому святому. На бдении под воскресный день, когда нет никакого другого праздненства, поется Богородице, Дево, радуйся – трижды.

Если совершалась лития, то в центре храма на приготовленном столе в особом сосуде полагаются пять хлебов (символизирующих пять хлебов евангельских, которыми Господь насытил 5000 человек; Мф. 14, 15-21), пшеница, вино и елей. Священник молится об умножении этих Божиих даров и благословляет их.

Хор поет: Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века. Это песнопение и следующий за ним 33-й псалом, из которого поется самая его торжественная часть, служат переходом к службе утрени. Церковь словами 33-го псалма благодарит Господа за прошедший день и преподает своим верным чадам назидание, что все ищущие (взыскующие) Бога получат спасительную помощь (всякое благо) как в земной жизни, так и для стяжания блаженной вечности. Призыванием священником благословения Господня вечерня заканчивается.

Утреня – вторая часть всенощного бдения. В ней изображаются события новозаветные. Она начинается песнью, воспетой ангелами при рождении Спасителя: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14), воспеваемой трижды – в честь Пресвятой Троицы. К этому славословию присоединяется прошение: Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 17).

Затем начинается чтение шестопсалмия (6 псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142). Псалмы изображают и радостное состояние души человека, с которым милость Господня, и скорбь души, находящейся под тяжестью грехов, осознающей нужду искупления. И днем, и ночью взывает праведник к Богу, понимая свою как бы младенческую слабость, страшась множества губительных для души соблазнов. Милостивый и Щедрый Господь очищает человека от греха, исцеляет недуги, утешает в обидах, укрепляет на пути исполнения заповедей. Поставляя себя пред Богом как на Страшном Суде, молит душа о милости и просит Духа Святого преобразить ее смертоносную оземленность. Слушать чтение шестопсалмия надо благоговейно, молясь о прощении своих грехов. Святые отцы советуют в это время размышлять о суетности человеческой жизни, о смерти и о Страшном Суде Божием.

По прочтении чтецом трех псалмов священник исходит из алтаря, изображая собой Небесного Ходатая за нас пред Богом-Отцом – Господа Иисуса Христа. Стоя перед закрытыми царскими вратами, он безмолвно читает 12 утренних молитв, освящающих часы всенощного бдения.

После великой ектении диакон торжественно возглашает: Бог Господь, и явися нам! … – благовестие ветхозаветного пророка об ожидаемом Спасителе мира (Пс. 117, 19-29). Этот пророческий глас прославляет первое и второе пришествия Христовы.

После пения «Бог Господь» следует пение тропарей праздника. Утреннее богослужение переходит теперь от грустно-покаянного настроения к празднично-радостному, к предощущению спасения. Затем следует чтение двух кафизм. Кафизмами называется чтение определенных отделов Псалтири, которая разделяется на двадцать таких отделов.

По прочтении кафизм начинается самая торжественная часть утрени – полиелей. Полиелей с греческого значит буквально «много масла (елея)» или «многая милость». Царские врата отверзаются, и на клиросе поется хвалебная песнь Богу из псалмов 134 и 135: Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуия! Благословен Господь от Сиона (где в древности была скиния и храм), живый во Иерусалиме, аллилуия! Исповедайтеся Господеви (признайтесь в своих согрешениях), яко благ (потому что Он добр), яко в век милость Его, аллилуия! Исповедайтеся Богу небесному, яко благ, яко в век милость Его, аллилуия! Священник с диаконом совершают каждение по всей церкви. Отворенные царские врата знаменуют нам отваление ангелом камня от гроба Господня, откуда нам воссияла новая вечная жизнь, полная духовной радости и веселья. Хождение священнослужителей по церкви с кадилом напоминает нам св. мироносиц, ходивших ко гробу Господню в ночь воскресения Христова, чтобы помазать тело Господа, но получивших радостную весть от ангела о воскресении Христовом.

Под воскресные дни после этого пения поются тропари о воскресении Христовом. Каждый тропарь начинается словами, прославляющими Господа: благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим (т.е. заповедям Твоим). Если с воскресным днем совпадает большой праздник, то перед тропарями поется величание празднику.

Церковь готовит своих чад к чтению Евангелия, молится об их освящении и призывает все живущее к прославлению Бога: Всякое дыхание да хвалит Господа. Читается Евангелие, повествующее об одном из явлений воскресшего Спасителя (на службе под воскресенье) или о празднуемом событии (на службе под праздник). Затем все молящиеся поют торжественную песнь воскресению Христову: Воскресение Христово видевше…

Читается 50-й псалом. Это молитва грешного человека, который, созерцая радость духовного праздника Церкви, помнит о нечистоте своего сердца и страшится, что в Вечной жизни не узрит Бога, будет отвергнут Им.

Начинается чтение канона – важнейшей части утрени. Канон – это священное поэтическое произведение, объединяющее девять песней, в котором прославляются жизнь и подвиги святого или лика святых, славословится праздничное событие. Пока читается канон, совершается елеопомазание: верующие по очереди подходят к праздничной иконе, лежащей на аналое, прикладываются к ней, и священник помазывает их благословенным елеем. Если отмечается большой праздник, то одновременно раздается и благословенный хлеб, раздробленные частицы которого омочены благословенным вином. Елеопомазанием передается верующим Божие благословение и напутствие на дальнейшие подвиги.

Перед девятой песнью канона диакон с кадилом возглашает перед иконой Богородицы: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим, призывая к особому вниманию и торжественности. Далее поется песнь Пресвятой Девы – ее слова, произнесенные при свидании с праведной Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи: Величит душа Моя Господа… (Лк. 1, 46-55). Припевом к ней служит песнь Честнейшую Херувим…

По окончании канона диакон троекратно возглашает: Свят Господь Бог наш, в подражание хвале Серафимов (Ис. 6, 2, 3). Затем поется светилен – он воспевает Бога как Подателя Света. Светильны также называются «эксапостилариями» (от греч. «эксапостелло» — «высылаю», «отсылаю»), ибо воскресные эксапостиларии рассказывают о послании Господом апостолов на проповедь. Затем поются хвалитные псалмы: пс.148: Хвалите Господа с небес…; пс.149: Воспойте Господеви…; пс.150: Хвалите Бога во святых Его

Священник возглашает: Слава Тебе, показавшему нам свет! И лик поет великое славословие, начинающееся словами: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Перед этим отверзаются царские врата, остающиеся открытыми уже до отпуста утрени. В этом песнопении, приспособленном к утру, к началу дня, воздается прославление Богу за различные Его благодеяния. Мы благодарим Св. Троицу и особенно Агнца Божия – Иисуса Христа, вземлющего грехи мира, и просим, да сподобит Он нас все время дня провести без греха. Великое славословие заканчивается ангельским гимном: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

В заключение утреня как бы возвращается к своему началу. Снова поется праздничный тропарь. Произносятся сугубая и просительная ектении.

Возгласом Премудрость начинается чин отпуста. Хор от лица молящихся просит: Благослови. Священник возглашает: Сый благословен Христос Бог наш… Далее Церковь просит Господа утвердить святую православную веру на вечные времена и молит Богоматерь ходатайствовать о нас пред Ее Божественным Сыном: Пресвятая Богородице, спаси нас. Хор воспевает Ей песнь Честнейшую Херувим…

Хор славословит Пресвятую Троицу и от имени всех молящихся просит благословения. Священник произносит отпуст. Поется многолетие Святейшему Патриарху, епархиальному архиерею, служащим в храме, прихожанам и всем православным христианам.

Затем читается первый час – третья часть всенощного бдения. Эта короткая служба установлена в воспоминание того, что в этот час Господь перед распятием был приведен на суд от иудейского первосвященника Каиафы к правителю Пилату (Мф. 27, 2). Первый час оканчивается благодарственной песнью в честь Божией Матери: Взбранной Воеводе победительная…, составленной жителями Константинополя за их избавление заступничеством Богородицы от персов и аваров, нападавших на Грецию в седьмом веке.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ –
УТРЕНЯ С ПОЛИЕЛЕЕМ
(от греч. – «многомилостивие»)
XVII. Шестопсалмие
Если праздник, то поет Хор: «Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние» (трижды).
«Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́ » (дважды).
Чтец читает нараспев: псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. После третьего псалма на солею выходит иерей тайно читать 12 утренних молитв (о покаянии и о благодарении Богу и о прошении разных благ).
Символика: Утреня начинается со славословия «Славы в вышних Богу…», которое воспевали ангелы при Рождении Спасителя. Затем чтец читает шесть покаянных псалмов (шестопсалмие). В это время в знак греховной тьмы, которая окутала все человечество после грехопадения, в храме выключается свет. Священник на амвоне символизирует как Моисея, который молился Богу за согрешивший народ в Синайской пустыне, так и Христа. Последний 142 псалом «не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́й…», напоминает о последних днях мира, пришествии Господа и Страшном Суде. Сидеть или ходить по храму во время чтения шестопсалмие не рекомендуется.
XVIII. Великая ектения
Диакон: «Ми́ром Го́споду помо́лимся…»
Иерей: «Яко подоба́ет тебе́ вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Содержание этой ектении раскрыто в последовании Литургии. Такое же, как и на Вечерне.
XIX. «Бог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне…».
Это – свидетельство о явившемся миру Спасителе возглашает диакон попеременно с хором.
XX. Стихословие псалтири
Чтение двух кафизм. После каждой кафизмы – малая ектения. Чтение седальна (можно сидеть).
Все псалмы Псалтири поделены на 20 кафизм. Кафизма – «сидение» (греч.), так как при их чтении можно сидеть в храме. Чтение кафизм полностью совершается не во всех храмах, но в монастырях – неукоснительно.
XXI. Полиелей
Открытие Царских врат.
Духовенство выходит из Алтаря со свечами к аналою в центре Храма.
Хор: «Хвали́те и́мя Госпо́дне, хвали́те, раби́ Го́спода. Аллилу́иа» (3 раза).
Хор: «Благослове́н Госпо́дь от Сио́на, живы́й во Иерусали́ме. Аллилу́иа» (3 раза).
Хор: «Испове́дайтеся Госпо́деви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́. Аллилу́иа» (3 раза).
Хор: «Испове́дайтеся Бо́гу Небе́сному, я́ко в век ми́лость Его́. Аллилу́иа» (3 раза).
Затем поется Величание праздника (если есть).
Символика: Особо торжественный момент. Полиелей – пение стихов двух псалмов (134 и 135). Открытые врата – символ отверстого Гроба Господня. Каждение всего храма.

XXVII. Воскресная песнь по Евангелии

Диакон поднимается с Евангелием на амвон.

Духовенство и народ: «Воскресе́ние Христо́во ви́девше, / поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, / еди́ному безгре́шному. / Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Христе́, / и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: / Ты бо еси́ Бог наш, / ра́зве (кроме) Тебе́ ино́го не зна́ем, / и́мя Твое́ имену́ем. / Прииди́те вси ве́рнии, / поклони́мся Свято́му Христо́ву Воскресе́нию: / се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру. / Всегда́ благословя́ще Го́спода, / пое́м Воскресе́ние Его́: / распя́тие бо претерпе́в, / сме́ртию смерть разруши́».
Евангелие возлагается на аналой для поклонения и целования.
Этим песнопением совершается прославление Воскресения Христова и Христа Спасителя, и поклонение Ему.
XXVIII. Стихира воскресная (праздничная)

Хор: «Воскре́с Иису́с от гро́ба, я́коже прорече́, даде́ нам живо́т ве́чный и ве́лию ми́лость»
Диакон на солее у иконы Христа Спасителя:
«Спаси́, Бо́же, лю́ди Твоя́ …» (Если не было Литии).
Иерей: «Ми́лостию и щедро́тами и человеколю́бием Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, с Ни́мже благослове́н еси́, со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
Лобзание Евангелия и помазание елеем духовенства и народа.
Елеопомазание – помазание чела верующего освящённым елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на человека.

XXXIII. Славословие великое
Открываются Царские Врата.
Иерей: «Сла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет».
Хор: «Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. Хва́лим Тя, благослови́м Тя, кла́няем Ти ся, славосло́вим Тя, благодари́м Тя вели́кия ра́ди сла́вы Твоея́. Го́споди, Царю́ Небе́сный, Боже, Отче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный, Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше. Го́споди Бо́же, Агнче Бо́жий, Сы́не Оте́чь, взе́мляй грех ми́ра, поми́луй нас. Взе́мляй грехи́ ми́ра, приими́ моли́тву на́шу. Седя́й одесну́ю Отца́, поми́луй нас. Яко ты еси́ Еди́н Свят; ты еси́ Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, в сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь. На всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ во ве́ки, и в век ве́ка. Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам. Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки, ами́нь. Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́ коже упова́хом на Тя. Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м. (Трижды)
Го́споди, прибе́жище был еси́ нам в род и род. Аз рех: Го́споди, поми́луй мя, исцели́ ду́шу мою́, я́ко согреши́х Тебе́. Го́споди, к Тебе́ прибего́х, научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой, я́ко у Тебе́ исто́чник живота́, во све́те Твое́м у́зрим свет. Проба́ви ми́лость Твою́ ве́дущим Тя.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас».
Это молитвословие совершается с апостольских времен и составлено из важнейших изречений многих псалмов Псалтыри, прославляющих Господа. Мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света — Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом Истины.
XXXIV. Тропарь воскресный
Он поется после окончания славословия. Если глас 1,3,5,7, то хор поет: «Днесь спасе́ние ми́ру бысть, пое́м Воскре́сшему из гро́ба, Нача́льнику жи́зни на́шея; разруши́в бо сме́ртию сме́рть, побе́ду даде́ нам и ве́лию ми́лость».
Если глас 2,4,6,8 то хор поет: «Воскре́с из гро́ба и у́зы растерза́л еси́ а́да, разруши́л еси́ осужде́ние сме́рти, Го́споди, вся от сете́й врага́ изба́вивый; яви́вый же Себе́ апо́столом Твои́м, посла́л еси́ я на про́поведь, и те́ми мир Твой по́дал еси́ вселе́нней, Еди́не Многоми́лостиве».

XXXV. Сугубая ектения
Диакон: «Поми́луй нас, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…».
Иерей: «Яко ми́лостив и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Ектения сугубая и просительная здесь разделяются лишь возгласом иерея, и следуют одна за другою, благодаря чему сливаются в одну большую и величественную молитву.

XXXVI. Просительная ектения
Диакон: «Испо́лним у́треннюю моли́тву на́шу Го́сподеви…»
Иерей: «Яко Бог ми́лости, щедро́т и человеколю́бия еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Затем, после нескольких возгласов, следует отпуст воскресного всенощного бдения.

XXXVII. Отпуст
Иерей: «Воскресы́й из ме́ртвых, Христо́с, и́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, свято́го Архистрати́га Бо́жия Михаи́ла и про́чих небе́сных Сил Беспло́тных, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, (и святаго, егоже есть храм, и святаго, егоже есть день), святы́х и пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и Анны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».
Отпуст – благословение молящихся на добрые дела и выход из храма. Недопустимо, когда некоторые христиане, или по невоспитанности, или по невежеству, выходят из храма без благословения, прежде окончания богослужения.
XXXVIII. Многолетние
Хор: «Великого Господина и отца нашего Кирилла… и Господина нашего Игнатия, епископа Выборгского и Приозерского…».
Этим заканчивается служба Утрени.
Закрываются Царские врата, задергивается завеса и начинается служба первого часа.
В этой заключительной части Всенощного бдения Святая Церковь всем желает долгих лет жизни и благополучия.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ – СЛУЖБА ПЕРВОГО ЧАСА
Служба первого часа – освящает молитвой наступающий день; в ней вспоминается изгнание из рая Адама и Евы, и предстояние Христа на суде Каиафы.
Оканчивается служба 1-го часа победной песнью (кондаком), в честь Божией Матери:
«Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная восписуем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная».
Обычно, после этого иерей совершает малый отпуст и произносит краткое слово назидания, раскрывающее смысл данного воскресного дня или праздника. После чего начинается Таинство Исповеди.
В заключении следует отметить тот факт, что в Древней Церкви Всенощное бдение являлось нераздельной частью Божественной Литургии. Оно совершалось в ночное время, и заканчивалось утренним причащением Святых Христовых Тайн. Со временем Святая Церковь, с точки зрения икономии (от греч. – «устроение дома, дел». В более широком понимании – принцип богословия и решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, не противоречащее духу церковного канона), эти богослужения разделила на вечернее и утреннее – Всенощную и Литургию. Поэтому не допускается пропускать ни одно из них, как это многие делают, приходя лишь на божественную Литургию. Не следует этим своим нерадением умножать, и без того великое, множество наших прегрешений.


Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом«Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже(который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.

Лития

Лития

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне», то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес святой праведный Симеон, с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки [1] . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.


Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий.


В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.

Шестопсалмие – это основа первой части утрени. Оно включает шесть избранных псалмов царя Давида: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

Ввиду важности шестопсалмия, его читают на середине храма, внятно и неспешно. Во время чтения шестопсалмия, по уставу, свечи погашаются. Наступившая темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришел на землю Христос, прославленный ангельским пением: "Слава в вышних Богу". Полумрак храма способствует большей молитвенной сосредоточенности.

Иеромонах Иов (Гумеров):

"Богослужение утрени посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестпсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14)".

Эта ангельская песнь читается трижды. Затем дважды произносится стих из 50-го псалма:"Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою".

И затем читаются псалмы, разделенные на две части. Шестопсалмие напоминает нам о пришествии Спасителя и о необходимости покаяния в деле нашего спасения. Псалмы эти исполнены покаяния и умиления. В псалмах шестопсалмия изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Они равномерно взяты из всех частей Псалтири (3, 37, 62, 87, 102 и 142).

«Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (Пс.3:8; 62:6) от увеличения преследований (пс.3:2-3; 37:7-8; 87:4-5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс.102)»
(М.Скабалланович. Толковый Типикон. Всенощная).

Типикон предписывает слушать их со вниманием и страхом, "яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших". Устав не дозволяют во время чтения шестопсалмия никаких разговоров (даже шепотом), хождения по храму, даже возбраняет чихнуть или кашлянуть. Если кто-то вошел в храм во время шестопсалмия, то надо остаться у входа до окончания чтения и лишь после пройти на свое место.

Иером. Иов (Гумеров):

"Во время чтения необходимо соблюдать благоговейную тишину. Нельзя ходить или сидеть (кроме больных): «но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон. 49-я гл.). Возможно, именно это строгое предписание устава породило сравнение времени чтения шестпсалмия с грядущим Страшным Судом. Если во время любого богослужения благоговейно и покаянно предстоять перед Лицом Божиим, то сравнение со Страшным Судом не будет казаться суеверием. «Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых…» (Последование ко святому Причащению. Молитва 4-я).

Также на шестопсалмии совсем отменяются поклоны. После первых трех псалмов на "Аллилуия" полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном "Аллилуия" - три поклона.

Старец Паисий Святогорец на вопрос: "Геронда, а почему мы не садимся на шестопсалмии?" - отвечал:

"Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится [миру] как Судия".

В середине шестопсалмия, во время начала чтения 4-го, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых "утренних" молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87 псалме.

В "утренних" молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Каждение

Каждение

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Чтение Евангелия

Чтение Евангелия

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

Миропомазание

Миропомазание

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием. » — начинается чтение канона.

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа. ». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево. » После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу. » Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: