Как закрывают небо для воздушных судов

Обновлено: 19.04.2024

Многие страны запретили полёты в воздушном пространстве Беларуси, а также закрыли своё небо для белорусских самолётов. Что это значит? Мы решили рассказать, кто и зачем вообще придумал делить небо.

История: свобода против суверенитета

Государства начали устанавливать правила использования воздушного пространства ещё до создания первого самолёта и вообще до определения воздушного пространства. Так, во Франции в 1780-х годах были изданы указы, запрещающие запуск воздушных шаров, согреваемых спиртом, поскольку они могли вызвать пожары.

Воздушное пространство

Более века спустя в различных государствах появились акты, регламентировавшие аэронавигацию, в том числе и международную. Опять же Франция первая в 1909 году издала административное распоряжение о спускающихся на французскую территорию иностранных воздушных шарах. Вслед за ней последовали Германия, Великобритания и другие государства, которые ограничивали полёт иностранных судов над определёнными территориями страны. Франция и Германия в 1913 году впервые в мировой практике заключили двустороннее Соглашение, где закрепили право распоряжаться воздушным пространством над своей территорией и установили порядок влёта и вылета иностранных воздушных судов ‒ для этого требовалось получить разрешение. По сути этот договор стал прообразом современного международного воздушного права.

После окончания Первой мировой войны в 1919 году более 20 стран подписали Конвенцию о регулировании воздушных передвижений (Парижская Конвенция 1919 года), которая закрепила признание суверенитета государств над воздушным пространством, расположенным над их территориями. Надо сказать, что у этого процесса были и противники со стороны юристов, учёных, политиков и пр. Например, французский учёный П. Фошель утверждал, что «воздушное пространство, является важнейшим средством коммуникаций между народами и подчинение его суверенитету привело бы к существенному ограничению этих возможностей. Это обстоятельство диктует необходимость провозглашения «свободы воздуха».

К 1930-м годам практически каждое государство имело специальное воздушное законодательство, регламентирующее аэронавигацию. В советском государстве первым таким документом стал Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) «О воздушном передвижении над территорией РСФСР и ее территориальными водами», подписанный 17 января 1921 года.

воздушное пространство

7 декабря 1944 года на конференции в Чикаго представителями 52 государств была принята Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года). Документ предусматривал создание нового органа при ООН ‒ Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которая контролирует исполнение положений конвенции уже с 1947 года по настоящее время. Советский Союз не участвовал в Чикагской конференции и стал членом ИКАО в 1970 году. Сейчас организация объединяет порядка 200 государств мира.

В группе «Спроси пилота» в Facebook недавно обсуждалась тема воздушного пространства, и пилот и инструктор Михаил Паркански рассказал об истории вопроса (приводим цитату):

«Понимание и договоренность практически всех стран ‒ членов ИКАО (Международная организация гражданской авиации) гласит, что каждая страна имеет суверенитет на воздушное пространство над своей территорией.

Каждая страна может решать, кого пускать или не пускать в своё воздушное пространство, но пустив, должно заботится о безопасности в соответствии с договоренностями.

Есть карликовые страны, которые делегировали управление своими воздушным пространством соседям. Другие, совсем не маленькие, объединили его. Например: Центр в Маастрихте (Нидерланды) контролирует небо над 4 странами ‒ Нидерландами, Германией, Бельгией и Люксембургом, а Лихтенштейн отдал своё воздушное пространство на управление Швейцарии».

Победил суверенитет

Итак, Чикагская конвенция дала странам «полный и исключительный суверенитет» над небом над их территориями. Об этом говорится сразу в Статьях 1 и 2 .

«Статья 1. Суверенитет. Договаривающиеся Государства признают, что каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет на воздушное пространство над своей территорией.

Статья 2. Территория. В целях настоящей Конвенции территорией Государства признаются сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды, находящиеся над суверенитетом, сюзеренитетом, протекторатом или мандатом данного Государства».

Национальный суверенитет не может быть передан другому государству. Но ответственность за выполнение функциональных обязанностей, например, предоставление аэронавигационного обслуживания, может быть передана третьим сторонам. Государства сохраняют за собой полную свободу выбора поставщиков обслуживания (третьих сторон), будь то национальная или иностранная организация.

Страны имеют право запрещать и ограничивать полёты в своём воздушном пространстве. И, надо сказать, это право активно используется и помимо инцидента с Беларусью. Например, во время пандемии многие государства закрыли небо, в Израиле было закрыто воздушное пространство из-за обострения военного конфликта, во Владивостоке ‒ на время проведения Восточного экономического форума.

Воздушное пространство

Пилот авиакомпании airBaltic Алина Архипова в своём Facebook рассказывает, как теперь им приходится летать в обход Беларуси:

«Не люблю я политику, но она, к сожалению, вмешивается даже в нашу лётную работу. Так вот теперь и летаем в Киев в обход Беларуси ‒ по-другому не разрешается. Нелогично, конечно, ведь делаем крюк почти под прямым углом, но это не от нас зависит. Конечно, что польские диспетчера, что украинские, прекрасно понимают, как нам неудобен этот крюк и помогают по максимуму срезать маршрут полётного плана, чтобы нам аккуратно пройти точно вдоль Белорусской границы, не задевая её.

Но всё же такие политические передряги, конечно, выходят авиакомпаниям боком ‒ затраты на рейс больше, потому что лететь-то теперь дольше, топлива сжигается тоже больше. К тому же мы не укладываемся в расписание ‒ постоянно опаздываем, потому что официальное время полёта на данном рейсе остаётся согласно наикратчайшему маршруту, то есть как если бы мы летели через Минск. Но ничего не поделаешь! Пока вот так».

Воздушное пространство

Международное небо

Грубо говоря, если начертить вертикальные линии над территориями государств, то это и будут границы воздушного пространства. Однако останутся и пустые участки ‒ например, открытое море (пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства) или Антарктика.

Воздушное пространство, расположенное над исключительной экономической зоной (район, находящийся за пределами территориального моря), открытым морем и Антарктикой в международном воздушном праве принято называть «международным воздушным пространством», где установлена свобода полётов всех государств, но в соответствии с международными правилами.

Где начинается космос

Интересно, что верхняя граница воздушного пространства не определена конвенциями и договорами. Ведь в какой-то момент начинается космическое пространство, которое уже не делится между государствами. Вопрос границы между ними обсуждается с 1950-х годов.

Неофициально такой отметкой считается 100 км ‒ она была признана Международной авиационной федерацией. Напомним, что гражданские самолёты зачастую летают на высоте 10-12 км.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Режим ограничений на выполнение полетов в 11 аэропортов юга и центральной части России продлен до 24 июля 2022-го, сообщил РБК представитель Росавиации.

Временно ограничены полеты в аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты.

В последний раз ограничения продлевали до 18 июля.

Росавиация ограничила полеты в аэропорты южной и центральной части России 24 февраля, когда Россия начала военную операцию на Украине. Ведомство признало воздушную зону вблизи российско-украинской границы небезопасной для гражданских самолетов. Запрет на полеты действует уже пять месяцев.

В Краснодарском крае единственным работающим аэропортом остается Сочи, где создан временный хаб. В конце мая РЖД сообщили, что летом запущены дополнительные поезда на южном направлении, всего курсировать до курортов юга России будут 144 состава.

Накануне глава Крыма Сергей Аксенов рассказал, что турпоток за июнь оказался на 40% меньше аналогичного периода прошлого года. По сравнению с 2019-м он снизился на 12%. Сезон «полноценно не состоялся», сказал глава региона. Он также пояснил, что число поездов, следующих в Крым, увеличить невозможно из-за пропускной способности железной дороги.

Амбиции падают: CFO готовы менять работу даже без повышения оклада

Эффект теломер. Революционный подход к более молодой, здоровой и долгой жизни

Фото: Shutterstock

Акции Coinbase рухнули вслед за криптой. Стоит ли их покупать на просадке

Фото: Shutterstock

«На дне». Какие российские активы способны на рост несмотря на санкции

Фото: Shutterstock

Как новому руководителю стать своим: четыре правила и десять табу

Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images

Любит колу и ненавидит спорт: как живет антизожник Илон Маск

Российские авиакомпании не смогли предоставить данные, что импортные самолеты официально сняты с регистрации за рубежом, сообщил источник РБК. С марта в России разрешено регистрировать права на иностранные самолеты в лизинге

Фото: Jason Lee / Reuters

О том, что Китай принял такое решение, ранее со ссылкой на авиавласти страны также сообщила компания Global Link Logistics, передавал Telegram-канал «Все о таможне и ВЭД». Другой логистический оператор, «Оптималог», сообщил, что получил информацию об отмене всех рейсов авиакомпаний «Авиастар Ту» и iFly из Китая. В неофициальных комментариях, которые он приводил, говорилось, что самолеты «перестали соответствовать требованиям ИКАО/ИАТА», «нет разрешений на пользование воздушными коридорами».

Один из источников РБК объясняет запрет тем, что в мае авиавласти Китая попросили все авиакомпании, не только российские, актуализировать электронные досье (портфолио; там содержатся сведения о самолетах, собственниках авиакомпаний, договорах на наземное обслуживание). Запрос таких портфолио — стандартная процедура, указывает собеседник. Но недавно в Китае в нее были внесены корректировки.

Российские перевозчики, летающие в Китай, обновили информацию. Но власти Китая запросили подтверждающие данные, что импортные самолеты российских перевозчиков официально сняты с регистрации за рубежом. Таких документов авиакомпании представить не смогли. Поэтому китайские авиавласти, соблюдая международное авиазаконодательство, отказали в полетах на таких самолетах.

Фото: Leon Neal / Getty Images

Другой собеседник РБК в российской авиакомпании подтвердил, что без сертификата о дерегистрации самолеты не допускаются к полетам в Китай.

На рынке PR — деформация: специалисты просят миллионы ни за что

Фото: Mark Kolbe / Getty Images

Как искать информацию о здоровье в интернете и не навредить себе

Фото: Shutterstock

Как защитить кожу от солнца: подробная инструкция от дерматолога

Фото: Shutterstock

Инфляция по всему миру выходит из-под контроля. К чему это приведет

Фото: Shutterstock

Энергокризис поднял цены на уголь. Как на этом заработать

Как оценить и повысить рентабельность продаж

Фото: Shutterstock

Рынок США падает. Пора «выкупать дно» или оно впереди — мнения экспертов

Фото: Shutterstock

Как новому руководителю стать своим: четыре правила и десять табу

Представитель Росавиации отказался от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службу Минтранса, в Управление гражданской авиации Китая (Civil Aviation Administration of China, СAAC) и представителям «Авиастар-ТУ».

В авиакомпании iFly, выполнявшей грузовые рейсы в Китай на Airbus, отказались от комментариев.

С конца февраля западные страны ввели ряд санкций против российской авиационной отрасли. Евросоюз запретил российским самолетам использовать свое воздушное пространство, а также прекратил поставки в страну самолетов и запчастей к ним. Помимо этого, ЕС обязал лизинговые компании разорвать контракты с российскими перевозчиками. В рамках санкций лизингодатели начали арестовывать лайнеры российских авиакомпаний за границей, в связи с чем те стали отменять международные рейсы.

Президент России Владимир Путин, говоря о прекращении лизинга самолетов, заявил, что западные страны обманули российских партнеров, в «одностороннем порядке отказавшись от выполнения своих обязательств». В качестве меры поддержки отрасли он разрешил регистрировать в России иностранные суда, находящиеся в лизинге. Выдача российских сертификатов позволит использовать их в том числе на рейсах внутри страны.

Ограничение было введено в ответ на закрытие воздушного пространства для российских самолетов после начала 24 февраля операции России на Украине.

Ведомство отмечает, что полеты перевозчиков из этих стран теперь могут выполняться только после получения специального разрешения Росавиации или МИД России.



Список стран, для чьих самолетов закрывается российское небо

  • Австрия
  • Албания
  • Ангилья (заморская территория Британии)
  • Бельгия
  • Болгария
  • Британские Виргинские острова
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Германия
  • Гибралтар
  • Греция
  • Дания + Гренландия + Фарерские острова + Территориальное море
  • Джерси
  • Ирландия
  • Исландия
  • Испания
  • Италия
  • Канада
  • Кипр
  • Латвия
  • Литва
  • Люксембург
  • Мальта
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Польша
  • Португалия
  • Румыния
  • Словакия
  • Словения
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • Чехия
  • Швеция
  • Эстония

После начала операции на Украине первыми небо для российских самолетов закрыли Польша и Чехия 25 февраля. Затем полеты начали запрещать другие европейские страны. Канада закрыла небо для России 27 февраля; в тот же день о полном закрытии воздушного пространства Евросоюза заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По ее словам, летать над Европой не смогут даже частные самолеты российских бизнесменов.

Великобритания внесла российского авиаперевозчика «Аэрофлот» в санкционный список, запретив садиться на территории страны его самолетам, а также полеты частных самолетов «олигархов».

В ответ на первые запреты Росавиация 25 февраля закрыла воздушное пространство для британских самолетов, в 26 февраля — для авиакомпаний Болгарии, Польши и Чехии, включая транзитные полеты.

В какие страны Европы летали россияне

США закрывают свое воздушное пространство для авиакомпаний РФ. Об этом во вторник, 1 марта, заявил президент США Джо Байден, выступая в конгрессе с посланием «О положении страны».


«Сегодня вечером я объявляю, что мы присоединимся к нашим союзникам и закроем американское воздушное пространство для всех российских перелетов», — сказал он.

Ранее в этот день газета Walt Street Journal со ссылкой на источники написала, что власти Соединенных Штатов планируют закрыть воздушное пространство для российских самолетов в ближайшие сутки.

Решение о закрытии неба на фоне операции России по защите Донбасса уже принял ряд других стран. Так, первой полеты для самолетов РФ ограничила Великобритания. 24 февраля премьер-министр страны Борис Джонсон заявил, что запретит рейсам авиакомпании «Аэрофлот» приземляться на территории государства. В России пообещали ограничить полеты британских самолетов над своей территорией, включая транзитные полеты. На следующий день компания «Аэрофлот» приостановила все рейсы в Лондон и Дублин до 23 мая.

27 февраля Франция запретила авиаперелеты над своей территорией для российских самолетов. В тот же день воздушное пространство для судов РФ закрыли еще несколько стран: Германия, Италия, Швеция, Исландия, Нидерланды, Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Канада, Испания. Ранее Румыния, Литва, Эстония, Польша, Чехия и Болгария также присоединились к санкциям. 28 февраля Кипр объявил о закрытии воздушного пространства для самолетов России.

В ответ Росавиация ограничила полеты над российской территорией авиакомпаниям из 36 стран мира. Так, перелеты ограничены в Австрию, Албанию, Ангилью (заморская территория Великобритании), Бельгию, Болгарию, Британские Виргинские Острова, Великобританию, Венгрию, Германию, Гибралтар, Грецию, Данию (в том числе Гренландию, Фарерские острова и территориальное море), Джерси, Ирландию, Исландию, Испанию, Италию, Канаду, Латвию, Литву, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Португалию, Румынию, Словакию, Словению, Финляндию, Францию, Хорватию, Чехию, Швецию, Эстонию и на Кипр.

Обстановка в Донбассе обострилась 17 февраля 2022 года. В ДНР и ЛНР сообщили об интенсивных обстрелах со стороны украинских силовиков, в том числе из тяжелого вооружения. Республики объявили всеобщую мобилизацию и эвакуацию мирных жителей на территорию России. 21 февраля президент России Владимир Путин подписал указы о признании независимости Донецкой и Луганской народных республик, а также договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с республиками. На следующий день документы были ратифицированы.

24 февраля Россия начала специальную операцию с целью защиты мирного населения Донбасса. После этого президент Украины Владимир Зеленский обвинил Россию в ударе по военной инфраструктуре страны и ввел военное положение. Также он разорвал дипломатические отношения с РФ.

Больше актуальных видео и подробностей о ситуации в Донбассе смотрите на телеканале «Известия».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: