Как высокие зарплаты влияют на распределение денег в государстве

Обновлено: 24.04.2024

Когда вы в последний раз пробовали зефир? Сколько вы съели — один, два или целую упаковку? Зефир — не только вкусное лакомство, но и способ проверки силы воли. Известный психолог из Стэнфорда Уолтер Мишель в 1970-х гг. проводил эксперимент, в рамках которого с помощью зефира проверял силу воли у детей. Учёный ставил лакомство перед ребёнком и, если малыш сопротивлялся искушению в течение 15 минут, награждал его вторым зефиром. Дети, которые не удержались, не получили от психолога дополнительных лакомств.

Как показал эксперимент, рациональный подход — более выгодный. Дети, которые смогли удержаться, в итоге получили больше зефира. Аналогичная ситуация и с вашими деньгами. Правильная оценка потребностей и рациональное распределение денежных средств помогут эффективнее накапливать собственный капитал.

Важно знать:

    все ваши расходы делятся на две категории — потребности и желания;

Для грамотного распределения финансов на расходы, сбережения и инвестиции используйте несколько правил.

  1. 50/30/20.
  2. 50/15/5.
  3. 30% на жильё.
  4. Планирование бюджета.

Правило 50/30/20

Идеальной методики планирования бюджета не существует, но правило 50/30/20 может стать надёжной отправной точкой. Суть в следующем: чистый доход, который остался у вас после уплаты налогов, надо разделить на предполагаемые расходы.

Например, ваш годовой оклад составляет 600 000 руб. Половину из этой суммы (300 000 руб.) вы тратите на основные нужды — оплату жилья, коммунальных услуг, кредита, обучения, на покупку еды, одежды и так далее. Окончательный список зависит от индивидуальных потребностей каждого человека. Следующие 30% (180 000 руб.) тратите на развлечения — поездку на отдых, покупку рыболовного снаряжения, музыкальной аппаратуры и т.д. А оставшиеся 20% (120 000 руб.) откладываете в качестве сбережений или инвестируете в активы, которые есть на фондовом рынке.

Такая процентовка расходов довольно условна: то, что подходит одному человеку, неприемлемо для другого. Сумма заработка может меняться из года в год, как и ваши потребности с желаниями. Взгляды на сбережения и инвестирование также со временем меняются. Тем не менее правило 50/30/20 взяли за основу сенатор от штата Массачусетс, США, Элизабет Уоррен и её дочь Амелия Уоррен Тьяги при написании книги «Всё ваше благосостояние», посвящённой эффективному распоряжению деньгами. Также они основали Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB).

50/30/20 — оптимальный вариант для граждан со средним доходом. Если же он невысок, подобная схема распределения средств не подходит: больше 50% зарплаты уходит на основные нужды. Тем, кто зарабатывает много, правило также не подходит, потому что им не приходится тратить половину на базовые потребности.

Правило 50/15/5

При таком варианте половина заработка расходуется на основные потребности, выплату кредитов и других долговых обязательств. 15% можно использовать для пенсионного взноса, а 5% поместить в резервный фонд. В итоге у вас останется 30% незадействованных средств. Как их потратить (на отдых или инвестиции), вы решите самостоятельно. Правило не сильно отличается от схемы 50/30/20. Здесь 20% делится на две части и перенаправляется на реализацию долгосрочных целей — пенсионное обеспечение и резервный фонд.

Правило 30% на жильё

Это метод распределения средств, при котором вы тратите не более 30% от дохода на жильё — ипотеку или арендную плату. Правило несколько устарело, так как было сформулировано в 1960-х гг. прошлого века как часть финансовых обязательств по государственному жилью, и с тех пор его условия не менялись. Цены на недвижимость за полвека выросли в разы, тогда как доходы многих граждан остаются примерно на том же уровне, поэтому правило 30% им не подходит.

Вы можете проанализировать текущее состояние рынка недвижимости, после чего рассчитать, что выгоднее — аренда квартиры или оформление ипотеки. Оптимизация расходов на приобретение собственной недвижимости, пусть даже и в кредит, поможет в будущем откладывать более существенные суммы на другие цели.

Распределение бюджета

Главный принцип управления деньгами таков: общая сумма расходов не должна превышать общую сумму доходов. Только так можно сохранить и приумножить собственный капитал.

Говоря о доходах, мы имеем в виду два вида прибыли:

    Валовой доход — ваш заработок до вычета пенсионных отчислений и налоговых выплат. Сюда можно отнести зарплату на основной работе, доход от сберегательных, инвестиционных счетов и так далее.

Именно чистую прибыль необходимо брать за основу при распределении бюджета.

Расходы

Все расходы делятся на две группы:

    Фиксированные (постоянные) — коммунальные услуги, кредит и другие ежемесячные выплаты.

У большинства граждан основные фиксированные расходы связаны с жильём. Также сюда можно отнести покупку продуктов, оплату учёбы, выплату долгов, кредита на авто и так далее. К периодическим расходам относится приобретение новой одежды, бытовой техники и другие траты.

Рис. 1. Наиболее популярные варианты расходов

Список ваших трат может отличаться. Вставьте свои варианты и посчитайте, во сколько обойдётся ваша жизнь, по следующей формуле:

стоимость жизни = общая сумма постоянных расходов + общая сумма периодических расходов.

Для подсчёта суммы годовых расходов умножьте величину ежемесячных трат на 12. Затем разделите все расходы на сумму чистой годовой прибыли, и вы поймёте, сколько денег останется на реализацию других целей.

Подобные расчёты проводите регулярно, например, раз в месяц. Вспомните, что вы покупали в течение «отчётного периода», и подсчитайте, сколько денег потратили. Если итоговая величина окажется меньше суммы чистого дохода, у вас получилось сэкономить, и можно отложить остаток или потратить на другие цели.

Сумма расходов каждый месяц не будет одинаковой, так как у вас могут быть разовые дорогие покупки (например, смартфон, кофемашина) или незапланированные траты (ремонт ноутбука, автомобиля). При планировании бюджета на год все расходы также следует делить на двенадцать месяцев, а внеплановые траты должны осуществляться из резервного фонда.


Накопление резервного фонда

Резервный фонд — отложенные деньги, которые нельзя тратить на текущие или периодические расходы. Они нужны на случай форс-мажорных обстоятельств — болезни, ДТП, потери работы и так далее. Создать чрезвычайный фонд довольно сложно, если вы живёте от зарплаты до зарплаты, но делать попытки экономить всё же нужно.

Некоторые финансовые консультанты советуют иметь в резервном фонде сумму, которая полностью покроет расходы на жизнь в течение трёх месяцев. Другие рекомендуют держать на чёрный день средства, которых хватит на шесть месяцев или даже больше. Сколько для вас будет достаточно — решайте сами.

Инвестиции в будущее

Если раздумываете над вложением средств, скорее всего, у вас уже определены цели. Возможно, это покупка дома, автомобиля, регулярные перечисления в пенсионный фонд и так далее. Определить точный процент из доходов, необходимый для инвестирования, довольно сложно, поскольку у каждого человека свои цели. Например, если вы рассчитываете на хорошую пенсию по достижении определённого возраста, нужно делать регулярные взносы в пенсионный фонд.

Что делать?

Планирование бюджета — это учёт ваших доходов и расходов с корректировками для достижения поставленных целей. Выполняется планирование в несколько шагов.

    Расчёт величины чистого дохода.

Если итоговый баланс получается положительным, значит, вы тратите не весь заработок и постепенно увеличиваете свой капитал. Отрицательная цифра свидетельствует о накоплении долгов.

Важно научиться вести учёт собственных средств. Планирование помогает грамотно распределить заработанные деньги на текущие расходы, сбережения и инвестиции.

Читайте в специальном материале, когда нужно начинать копить — сейчас или позже, и вы узнаете, почему время — деньги.

В России налицо проблема социального неравенства, и ежегодно ситуация ухудшается. Одна из причин — низкий уровень зарплат. Государство смотрит среднюю зарплату и убеждает население, что все в порядке. На деле инфляция растет ежегодно, а зарплаты не индексируются и годами остаются на прежнем уровне.

Не жизнь, а выживание

Жизнь человека превращается в выживание: полученных денег хватает на еду и жилье, но о том, чтобы откладывать или ездить в путешествия, многие и не мечтают.

Позиция рынка в России — незаменимых нет: не хотите работать за предложенные деньги, наймем других, в том числе гастарбайтеров.

Важно понимать, что зарплаты напрямую связаны с экономикой. Что может позволить себе человек, который все деньги тратит на еду и жилье? Кто будет покупать машины, делать ремонт или задумываться над увеличением жилплощади? У людей просто нет на это денег, а значит, финансы не перетекают из рук в руки, и экономика замирает. Такими темпами население России рискует быстро обнищать.

У предпринимателей свои проблемы

Текучка кадров

За зарплаты, которые работодатели готовы платить, желающих работать мало, отсюда текучка кадров. Выход — поднимать зарплаты, обучать и удерживать специалистов, мотивировать их не покидать рабочие места. Человеку должно быть интересно и выгодно работать на конкретного бизнесмена, чтобы он не задумывался, сидя на работе, о том, где и каким способом заработать.

Налоги

Вторая проблема предпринимателей — налоги. Для их уплаты предприятию нужно много заработать, у бизнеса должен быть большой оборот. Иначе, если Фонд заработной платы (ФЗП) больше половины от прибыли, держать сотрудников просто нерентабельно. Выкручиваются бизнесмены путем понижения ФЗП и зарплаты конечному сотруднику.

А как за рубежом?

Интересно мнение крупнейших западных бизнесменов по вопросам ведения бизнеса, оплаты труда и взаимоотношений с наемными работниками.

Конвейер Генри Форда

Мысль Форда проста: чем больше получает рабочий, тем лучший уровень жизни сможет обеспечить себе и семье — хватит на питание, оплату жилья и останутся свободные деньги. В результате обычный рабочий имеет шансы в дальнейшем стать клиентом завода «Форд», и деньги таким образом вернутся бизнесу.

Другими словами, Форд считал, что зарплата — это прибыль, выплаченная вперед.

Бизнесмен отмечал, что важно быть в партнерских отношениях со всеми работниками, даже если это простой курьер, и разделял с ними дивиденды компании. Конечно, зарплата разных сотрудников отличалась и напрямую зависела от сложности и объема выполненной работы. На предприятии Форда функционал рабочих замерялся хронометрическим способом, и сотрудник получал оплату по установленному тарифу.

Форд был убежден, что зарплата должна обеспечивать достойную жизнь. Семейные люди получали больше, а специальная служба отслеживала, чтобы деньги тратились по назначению — на содержание семьи. Холостяки тоже могли рассчитывать на большее, если придерживались здорового образа жизни.

«Зарплату платит не работодатель, он только распоряжается деньгами. Зарплату платит клиент»,— еще одна знаменитая и очень правильная мысль Генри Форда.

Многие считают, что высокая заработная плата – это показатель стабильности. Однако, согласно статистике, далеко не все люди, которые получают зарплату выше средней, имеют хоть какие-то накопления.

Мы лишь хотим сказать, что даже те люди, которые получают недостаточно высокую заработную плату, могут позволить себе все, что пожелают, если запасутся терпением.

Для того, чтобы добиться такого результата, следует просто выработать правило, которому будете следовать изо дня в день. К счастью для нас всех, такое правило уже есть и им пользуется большое число жителей Российской Федерации, благодаря чему постепенно приближаются к своей цели.

Итак, переходим к основной теме разговора и советуем каждому, кто читает данную статью, с этого момента быть более внимательным, чтобы не упустить важную информацию. Правило «50-20-30» – это способ, с помощью которого Вы сможете в ближайшем будущем стабилизировать поток прибыли и приобрести то, о чем давно мечтали. Можно сказать, что данное правило является лишь обычным примером того, как правильно распределять собственную прибыль.

Как распределять заработную плату, следуя правилу «50-20-30»

С тех самых пор, когда американка Алекса Фон Тобель изобрела данное правило, многие взяли его на вооружение и пользуются до сих пор.

Правило «50-20-30» предполагает следующее:

  • 50% от каждой заработной платы следует использовать в качестве платы на ежедневные траты. То есть, из этой суммы рекомендуется выделять деньги на приобретение одежды и еды, а также на оплату коммунальных услуг;
  • 20% - это сумма, которую необходимо регулярно откладывать в «долгий ящик», чтобы в скором времени у Вас появились первые сбережения;
  • 30% от заработной платы нужно использовать на различные развлечения и приобретение тех вещей и предметов, которые не являются особо важными.

Однако, как показывает практика, далеко не каждый среднестатистический работник может придерживаться данного правила.

Дело в том, что некоторые из нас вынуждены расплачиваться с кредитами, ежемесячная выплата которых превышает пятьдесят процентов от заработной платы. Таким образом, можно с уверенностью заявить, что правило «50-20-30» - это идеальная стратегия планирования доходов и расходов, к которой должен стремиться каждый.

Теперь, когда Вы знаете все, что нужно знать о правиле «50-20-30», мы бы хотели дать несколько советов, благодаря которым жить станет гораздо проще:

Совет первый: деньги любят счет

Для того, чтобы наладить финансовое положение, необходимо научиться считать деньги и контролировать себя. То есть, если Вы хотите понять, насколько много потратили в этом месяце, необходимо записывать каждую покупку, а в конце срока суммировать каждую трату.

Благодаря такому простому решению, Вы сможете понять, куда у Вас уходит больше всего денег и, разумеется, сократить эти расходы. То же самое можно проделывать и с дневными тратами, а также с недельными. Как только научитесь считать деньги и грамотно их распределять, Вы на шаг приблизитесь к правилу «50-20-30».

Совет второй: не храните сбережения под подушкой

Для того, чтобы деньги не лежали просто так и не теряли свою ценность, мы настоятельно рекомендуем Вам открыть накопительный счет в банке.

Положив сбережения в банковское учреждение, Вы не только перестанете переживать за сохранность денег, но и регулярно будете получать хороший процент. Допустим, в месяц Вы получаете заработную плату, равную тридцати тысячам рублей. Следуя правилу «50-20-30», откладываете двадцать процентов, то есть, шесть тысяч рублей, в копилку. Таким образом, спустя год усердной работы и экономии, у Вас будет 72 000 рублей. А если открыть счет в банке и откладывать ту же сумму, спустя год у Вас будет примерно на четыре тысячи рублей больше.

Совет третий: контролируем расходы и не покупаем лишнее

Мы уже неоднократно повторяли, что необходимо уметь контролировать доходы и расходы, чтобы стабилизировать финансовое положение. К сожалению, согласно статистике, большинство граждан, не только Российской Федерации, но и ряда других стран, тратят гораздо больше, чем зарабатывают. Дело в том, что на данный момент практически каждый человек увяз в кредитах. Разумеется, это может привести к полному банкротству, ведь жизнь – штука непредсказуемая. И, если Вы не желаете жить «от зарплаты до зарплаты», настоятельно рекомендуем выяснить, на что Вы тратите больше всего денег и перераспределить расходы, чтобы избежать лишних трат.

Как только Вы научитесь экономить на том, что не является предметом первой необходимости, Вы сможете увеличить размер копилки, ежемесячно помещая в нее гораздо больше денег.

Подводя итоги, хотелось бы напомнить всем гражданам, что, отказав себе в чем-либо, Вы получаете деньги, на которые уже не рассчитывали. Таким образом, если Вы купили подержанный телевизор вместо нового, у Вас появились свободные деньги, которые можно потратить на что-либо более ценное, или же отложить в копилку.

Судьба россиян может сложиться очень по-разному в зависимости от того, в каком месте страны они родились. Как сделать так, чтобы национальные блага распределялись более равномерно и чтобы жители регионов, где нет ископаемых ресурсов, чувствовали себя не хуже уроженцев нефтегазовых областей и столицы?

Автор: Виктория Полторацкая , политолог (магистрант Центрально-Европейского университета в Будапеште). Статья подготовлена для аналитического проекта «План Перемен» .

Почему регионам не хватает денег на дороги и школы

Эффективная демократия — это когда люди могут сами влиять на то, как расходуются налоговые сборы. Государство тратит бюджетные средства на обеспечение граждан благами, но когда управление ведется издалека и не самым прозрачным образом, жители на местах зачастую недовольны качеством этих услуг. Мировая практика показывает, что самые эффективные расходы — максимально приближенные к избирателям, то есть когда решение о тратах принимается на уровне муниципалитета — депутатами, которые живут в данном районе или городе. Именно в этом заключается бюджетная децентрализация, необходимость которой в России давно назрела. Об этом говорят не только эксперты (например, Наталья Зубаревич ) — потребность в шагах по этому направлению признает даже руководство Минфина. На сегодня муниципальные собрания и мэрии городов распоряжаются ничтожными суммами; основной бюджет — федерального масштаба, остальное (меньше половины) — на уровне региональных правительств.

Ситуация в России осложняется тем, что доходы субъектов очень неравномерны — Москва или нефтегазовые регионы собирают налогов намного больше, чем среднероссийская область. По итогам последних лет около половины регионов заканчивают год с дефицитом, то есть тратят больше того, что зарабатывают и что поступает из центра. Налогов такие регионы собирают все меньше, в чем не последнюю роль играют решения Минфина: в 2017 году 1% от налога на прибыль, один из основных источников региональных доходов, стал перечисляться в федеральный бюджет, и это отняло у регионов в общей сложности 120 млрд рублей. И хотя в целом ситуация с дефицитами региональных бюджетов улучшается, происходит это скорее за счет урезания расходов, а не за счет роста доходов, — и это бьет по социальным статьям бюджета.

Поскольку доходы регионов сильно разнятся, единственный выход избежать неравенства между субъектами — распределять деньги от богатых к бедным. Встают вопросы: сколько денег направлять на места, регионам или муниципалитетам, по каким правилам, насколько прозрачно распределять их между субъектами и какие экономические права и обязанности должны быть у местных властей?

Сейчас примерно 20−30% от доходов всех регионов остается на местах. 40% направляется на «выравнивание» между регионами через федеральные трансферты (прозрачный механизм). При этом есть еще субсидии и дотации, которые получают «избранные» регионы и обоснование которых зачастую не оглашается. Например, 80% своего бюджета Чечня получает от федерального центра, но из них меньше половины — за счет прозрачного трансферта на выравнивание, остальное — субсидии и дотации на различные «дополнительные нужды». Примерно та же картина наблюдается с бюджетами Ингушетии, Дагестана и Севастополя. В то же время регионы, находящиеся в «середине» бюджетного рейтинга, не могут претендовать на аналогичную помощь и учатся сокращать собственные расходы.

Еще одна проблема — финансовые обязательства регионов. В России на региональный уровень спущено множество социальных программ — от здравоохранения до школьного образования. Особенно болезненными оказались «майские указы» президента от 2012 года, где в числе прочего значилось повышение зарплат бюджетникам. Обязанность выполнять указы легла на региональные бюджеты. Вследствие нехватки средств происходит закрытие больниц или объединение школ. Согласно данным Росстата, с 2000 по 2015 год число школ сократилось с 68 100 до 42 600; число больниц — с 10 700 до 5900.

Получается, что при высокой административной нагрузке регион оперирует малым количеством собственных денег, постоянно рассчитывая на трансферты из центра. Эта система с горем пополам работала до кризиса 2014 года, когда произошло серьезное сокращение федеральных трансфертов, а в стране прибавилось два дотационных региона, требующих внушительных расходов, — Крым и Севастополь. В нынешней ситуации, когда денег из федерального бюджета не хватает, а выполнять обязательства надо, региональные правительства ищут выход сами, и пока одни режут социальные расходы, другие набирают до 20% долгов у коммерческих банков или объявляют технический дефолт .

Как распределяет деньги Канада

В реформе по бюджетной децентрализации для России полезен опыт других федераций. Классический пример — Канада: ее схемы перераспределения бюджета просты и прозрачны. Как и Россия, Канада больших размеров. При этом страна осознанно выбрала путь асимметричного федерализма, когда регионы имеют разную степень автономии в культурном, политическом и экономическом плане. Бюджет Канады делится 50 на 50: половина — федеральному центру, половина — на региональный уровень.

Регионы, как и в России, несут расходы на медицину и начальное образование, однако за административный дизайн (то есть систему функционирования) этих направлений они также отвечают сами. Для примера: именно избираемое на региональных выборах правительство решает, сколько нужно школ, сколько учителей должно быть в расчете на 100 учеников и нужно ли вообще такое ограничение, какими должны быть зарплаты, сами ли школы распоряжаются своими бюджетами или они выполняют разнарядку сверху.

По сути, местные правительства занимаются микроменеджментом, при этом федеральный центр изредка может вмешаться — например, через установление минимальной оплаты труда. В Канаде часть налогов гармонизирована с федеральным центром (то есть ставка единая или задана в некотором коридоре), в частности, это касается налога на индивидуальные доходы и доходы предприятий, а также налога на продажу.

Провинции делятся с центром налогами на доходы, налогом на продажу и заработную плату, но передают их не полностью, а в пределах 15−20%. Затем федеральный центр занимается перераспределением этих средств: до 20% расходов «отстающих» провинций покрывается трансфертами федерального центра. Трансферты из центра не целевые, то есть региональные правительства сами решают, как тратить эти средства. Так как Канада является асимметричной федерацией, у Квебека больше полномочий по расходам и регулированию собственного бюджета, при этом регион является «донором», самой богатой провинцией страны.

Полезно понимать, как в Канаде устроены бюджетные трансферты от центра регионам. Они состоят из двух частей — уравнительной и добавочной. Уравнительная часть направляется в зависимости от уровня доходов региона: если регион собирает налогов ниже среднего, то федеральный центр добавляет ему недостающую до среднего сумму. Добавочная часть помогает регионам справляться с расходами на здравоохранение и образование, однако у нее есть одно важное условие: чтобы получать полную сумму, нужно соответствовать критериям федеральных программ. Регион может отказаться и не выполнять условия центра, потеряв при этом часть доходов от трансфертов. Аналогичная система существует и в США, позволяя регионам выбирать: играть по федеральным правилам или отказаться, но тогда недополучить денег.

В России, как и в Канаде, лучше было бы делить трансферты на выравнивающую часть и стимулирующую, которые будут направляться регионам по прозрачным, понятным правилам. Однако пример Канады не на 100% подходит России. Например, эксперты склоняются к тому, что в России главными управляющими средствами на местах должны быть не регионы, а муниципалитеты. Кроме того, в России регионы разнятся не столько инвестклиматом и бизнес-средой, сколько наличием природных ресурсов. То есть у нас стоит вопрос не свободной рыночной конкуренции, когда регионы могут бороться за установление наиболее привлекательных правил игры, а вопрос ресурсов — есть они или нет.

Как распределяет деньги Германия

Пример Германии интересен тем, как можно сместить акцент бюджетных трансфертов на муниципальный уровень, не выключая из игры регион. Один из основных налогов — налог на доход бизнеса — собирается на уровне региона, однако примечательно, что каждый муниципалитет устанавливает ставку этого налога для своей территории самостоятельно. В Германии около 10 тысяч муниципалитетов, и их относительно небольшой размер делает эту систему по-настоящему конкурентной — муниципалитеты соревнуются между собой за наиболее выгодные для бизнеса условия.

Однако они не демпингуют налоги, не снижают их ниже разумного уровня, и происходит так из-за хитрой системы выравнивания, которая существует между муниципалитетами. Если муниципалитет привлекает слишком много бизнеса, его «налоговый потенциал» (то есть сумма налогов, которые он собирает с бизнеса) вырастает. Если этот индекс, высчитывающий налоговый потенциал на одного жителя, превышает бюджет муниципалитета в расчете на одного жителя, муниципалитет становится донором и весь лишний заработок отдает соседям. Соответственно, муниципалитеты с консолидированным бюджетом ниже налогового потенциала выступают прямыми реципиентами.

На региональном уровне все несколько сложнее: налог на добавочную стоимость, индивидуальный налог и налог на предприятие устанавливаются федеральным центром. Затем распределение ведется по принципу места проживания налогоплательщика или места основной деятельности компании (а не регистрации, как происходит в России, отчего многие деньги текут в Москву). Налог на добавочную стоимость распределяется между землями частично исходя из численности населения, частично — из потенциала расходов.

Большая часть трансфертов распределяется между землями примерно так же, как и между муниципалитетами, однако перераспределение бюджетов происходит не по принципу «регион — федеральный центр — регион», а от более богатого региона напрямую (без участия федерального центра) к более бедному. Регионы привязывают друг к другу — чем богаче регион, тем больше он может дать наиболее бедному, и все денежные вопросы они ведут напрямую. Для России эта схема подойдет, только если регионы начнут зарабатывать и оставлять деньги в своем бюджете — так мы поймем, какое в стране соотношение богатых и бедных регионов и можно ли, например, на один богатый повесить несколько бедных. После этого этапа перераспределения федеральный центр добавляет свои гранты тем регионам, которые все еще остаются ниже среднего показателя соотношения доходов на душу населения к налоговому потенциалу по стране.

Недостатки немецкой системы в том, что она сильно подавляет конкуренцию между регионами, а также позволяет им вести себя менее ответственно, полагаясь на федеральные гранты.

Как можно сделать в России

России имеет смысл реализовать «среднюю» стратегию. Сохраняя относительное конкурентное преимущество регионов, установить систему выравнивания аналогично немецкому или канадскому варианту (то есть помогать тем регионам, которые находятся ниже среднего соотношения бюджета на душу населения и налогового потенциала или ниже средней налоговой базы по регионам). Возможно, также имеет смысл исключить из схемы перераспределения федеральный центр и ввести прямые финансовые транзакции между регионами.

Такая система предполагает, что большая часть (более 50%) налогов на прибыль, продажу и добавочную стоимость остается на уровне региона. Это, с одной стороны, поможет установить более прямую систему подотчетности между регионами, а с другой — перестанет концентрировать решения в руках центра. Федерация, однако, может помогать софинансированием федеральных социальных программ — и в этом направлении канадский или американский опыт выглядит наиболее справедливым и честным, позволяя регионам самостоятельно решать, имплементировать ли федеральные программы или создавать свои, рассчитывая на собственные финансовые возможности.

Региональное выравнивание необходимо для устранения огромного разрыва между ресурсными или институционально привлекательными регионами и теми, кто обеих привилегий лишен. В свою очередь, перенос соревнования бизнес-привлекательности на муниципальный уровень сделает сами регионы более равномерно развитыми изнутри, а также сохранит ту самую конкуренцию, необходимую для развития более комфортной бизнес-среды. Но начинать любую из этих стратегий необходимо с установления самых базовых институтов подотчетности — с прямых и конкурентных выборов на уровне муниципалитета, регионов и федерального центра.

Почти три четверти россиян получают официальную зарплату ниже средней по стране, следует из результатов исследования Росстата. Почему Россия — страна низких зарплат и в каких регионах больше всего работающих бедных, разбирался РБК

Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Росстат представил результаты масштабного обследования заработных плат россиян. Оно проводится раз в два года и учитывает крупные и средние предприятия всех видов экономической деятельности и форм собственности, где работают 27,1 млн человек.

В 2019 году выборочное исследование охватило 101,4 тыс. крупных и средних предприятий (28,1% всех предприятий, включенных в основу выборки), выбранных методом случайного отбора. Малые и микропредприятия не учитывались. Росстат определял распределение численности работников по размерам зарплаты за апрель, вознаграждения по итогам работы за год и любые единовременные выплаты не учитывались.

Страна с низкой зарплатой

Средняя зарплата работников средних и крупных предприятий по России в апреле 2019 года составила 47 657 руб. Президент Владимир Путин на «прямой линии» обращал внимание, что средние зарплаты растут в номинальном и реальном выражении. Действительно, по сравнению с апрелем 2018 года они выросли на 8,4% в номинальном выражении и на 3,1% в реальном, то есть с корректировкой на инфляцию.

Зарплату ниже средней по стране получают 71,2% россиян, занятых на крупных и средних предприятиях, свидетельствуют данные Росстата.


Низкие зарплаты сегодня в экономике России — это расплата за тот выбор, которые сделали российские власти еще в 1990-е годы, чтобы избежать социального взрыва, объяснила РБК директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Тогда между высокой безработицей и низкими зарплатами с высокой занятостью был сделан выбор в пользу последнего, и эта модель по сей день определяет российский рынок труда, пояснила она. Это ярко видно во время кризиса в экономике: безработица не растет, зато падает цена труда, покупательная способность зарплат снижается, отметила экономист. Сейчас уровень безработицы в России не превышает 5% экономически активного населения (в апреле — 4,7%).

Как оценить и повысить рентабельность продаж

Фото: Sean Gallup / Getty Images

В России новые требования к кибербезопасности компаний. Как их выполнить

Фото: Kevin Frayer / Getty Images

Как технологический сектор Китая потерял $2 трлн капитализации

Что надо учесть компании, создавая корпоративный суперапп для сотрудников

Фото: Kevin Dietsch / Getty Images

Фастфуд и зарядка для мозга: как держит себя в форме Уоррен Баффетт

Фото: Kevin Dietsch / Getty Images

«Я нынешний был бы противен себе в 20 лет»: как отдыхает Билл Гейтс

Налоговые споры: на что обратить внимание прямо сейчас

Фото: Shutterstock

Рынок США падает. Пора «выкупать дно» или оно впереди — мнения экспертов

«Россия — страна с высокой занятостью, но с низкой заработной платой, что предопределяет весь тип ее социального развития», — сказала Малева. Зарплата — это определяющий фактор для всех социальных выплат, она лежит в основе формирования размера пенсий и всех пособий. Кроме того, низкий уровень зарплат определяет слабый потребительский спрос, что тормозит развитие российской экономики в целом, заключила она.

Минэкономразвития ожидает, что рост ВВП по итогам первого полугодия составит 0,7%. Ситуация в экономике свидетельствует о низком уровне совокупного спроса, констатирует ведомство (.pdf).

Неравенство в зарплатах внутри регионов

Российские регионы отличаются друг от друга как уровнем зарплат, так и их распределением между работниками. В числе антилидеров по доле сотрудников, получающих зарплату ниже средней (по региону), — Астраханская, Костромская и Магаданская области, Ингушетия, Дагестан и Москва.


В Дагестане (примерно так же в Ингушетии) две трети населения получают зарплату ниже средней по региону (см. инфографику). Большая доля работников (40,3 тыс. человек, или 15%) получают зарплату ниже законодательно установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 11 280 руб.

Распределение работников по размерам зарплаты в Москве демонстрирует обратную ситуацию. Более 27% столичных работников зарабатывают выше средней зарплаты по региону, которая в апреле составила 96 тыс. руб. Похожее распределение и в Магаданской области.

В Астраханской области треть работников (около 32%) получают зарплату как минимум в два раза ниже средней по региону (34,6 тыс. руб.). Близкая ситуация и в Костромской области.

Лидеры по доле работающих бедных

Работающие бедные — это граждане, чья зарплата ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (.pdf). С 2019 года федеральный МРОТ ежегодно устанавливается в размере прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года.


Лидером по доле работников, получающих зарплату ниже МРОТ, стал Дагестан. В республике почти 15% жителей являются работающими бедными, то есть их зарплата ниже регионального МРОТ (равен федеральному, 11 280 руб.). На втором месте — Ингушетия, где почти 13% работников зарабатывают ниже МРОТ. В Курганской области региональный зарплатный минимум равен 12 972 руб., и 12,4% населения получают зарплату ниже этой величины. В Чечне доля работающих бедных составляет почти 12% жителей региона, в Северной Осетии — 11,7%.

Из пяти регионов-антилидеров четыре — регионы Северного Кавказа, где высока доля занятости в сельском хозяйстве, то есть в самой низкооплачиваемой отрасли, объяснила главный научный сотрудник Института социального анализа РАНХиГС Наталья Зубаревич. «В Курганской области и аграрный сектор, и обрабатывающая промышленность находятся в состоянии полной депрессии», — добавила она. Во всех указанных регионах мало крупных и средних предприятий, и основная часть жителей работает в теневом секторе. «Мы не знаем, сколько реально зарабатывают люди на Северном Кавказе, потому что экономика в основном находится в тени», — подчеркнула Зубаревич.

Численность рабочей силы составляет 75 млн человек (по состоянию на конец мая 2019 года). Росстат представил статистику номинальных зарплат только 27,1 млн работников, то есть 36% от всего экономически активного населения России. Еще около 14 млн человек работает на малых и микропредприятиях, оценивала РБК завлабораторией количественных методов исследования регионального развития РЭУ им. Г.В.Плеханова Елена Егорова.

Государственная статистика не учитывает и зарплаты россиян, занятых в теневом секторе экономики. Сам Росстат оценивает долю россиян, работающих в неформальном секторе, в 13,8 млн человек, или 19,3% от общей численности рабочей силы (данные за первый квартал 2019 года). По расчетам Всемирного банка, от 10,9 млн до 15 млн россиян (15,1–21,2% рабочей силы) трудятся в теневом секторе (.pdf).

Разрыв между средней и медианной зарплатой

Медианное значение зарплаты в апреле 2019 года составило 34 335 руб., следует из результатов исследования. Медиана зарплаты — это уровень оплаты труда, 50% работников получают ниже, а 50% — выше которого, пояснял РБК директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон: соответственно, половина россиян, занятых на крупных и средних предприятиях, получают меньше медианного значения, то есть 34 335 руб. в 2019 году. «Если взять все предприятия, медианное значение зарплаты будет еще меньше», — уточнял экономист.


Одновременно есть прямая зависимость: чем сильнее средняя зарплата отличается от медианы, тем сильнее неравенство в оплате труда и выше доля людей с низкой зарплатой, объяснил Гимпельсон. Высокооплачиваемые работники тянут вверх значение средней зарплаты и практически не влияют на медианное значение, говорил он. Отклонение медианы от средней зарплаты в 2019 году составило 27,9%. Разрыв между медианным и средним значением зарплаты различается по регионам и колеблется от 13 до 31%.

Неравенство по отраслям

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: