Как в государстве караханидов называлось право на получение с населения налогов
Обновлено: 24.04.2024
Родоначальником династии караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915-955 гг.). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история государства Караханидов.
В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которую наряду с карлуками входили племена чигили и ягма. В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе – Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Средней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами (Газневиды -династия, правившая в Газневидском государстве в X-XI вв.).
В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Испиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так произошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного хана.
Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта» (налог, взимавшийся в пользу государства в государстве Караханидов), а его держателя называли мукта, или иктадар. Институт икты играл значительную роль в хозяйственной и политической жизни юга и юго-востока Казахстана.
Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI-XIII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.
Караханидские правители имели большие земельные участки, служившие источником налоговых поступлений в казну и фондом для условных, временных пожалований. Это были конфискованные у врагов караханидской династии земли, а также участки, иногда приобретавшиеся государством.
Земельными участками владело и мусульманское духовенство, которое наряду с крупным землевладением имело вакфные земли, составлявшие основу их материальной базы. С этих земель, как правило, не взимались налоги в пользу государства. Экономическое и политическое влияние духовенства на светскую жизнь возрастало по мере расширения их земельных угодий.
Политический строй Караханидского государства сложился не сразу, а постепенно, по мере утверждения власти караханидской знати в завоеванных землях. Караханиды унаследовали многие государственные традиции покоренных ими местных народов. Они испытывали на себе глубокое воздействие древнетюркского государства, Тюргешского и особенно Карлукского каганатов.
Верховная власть в Караханидской державе лишь внешне была облачена в патриархальную (родоплеменную) оболочку, но в действительности она базировалась на принципе феодальной иерархии. Власть над завоеванными областями принадлежала именно предводителям самых крупных и сильных этнополитических объединений. Все земли считались собственностью правящей династии и всем государством правил «хан ханов», зачастую именовавшийся тамгач-ханом.
В основе структуры Караханидского государства лежала феодальная по своей сути удельная система: государство было разделено на ряд крупных и мелких областей -уделов во главе со своими правителями.
Удельная система порождала междоусобицы, сопровождавшиеся частой сменой правителей. Местные правители стремились к достижению самостоятельности своих уделов, а верховная власть пыталась путем перераспределения уделов ослабить непокорных вассалов, что зачастую приводило к феодальным усобицам.
Глава государства — хакан – считался одновременно и главой Караханидской фамилии, но его власть фактически была ограничена удельными правителями.
Порядок управления скотоводческим населением степных областей был иным, оно осуществлялось через родоплеменную верхушку, преимущественно через старейшин, подчинявшихся ильгибаши, бекам и ханам, в роли которых выступали богатые и знатные беки.
Государственно-административная система Караханидского каганата в целом базировалась на феодальной основе, она служила целям эксплуатации и удержания в повиновении как оседлого, так и кочевого населения.
Развитие феодальных отношений в государстве Караханидов – важный этап в истории укрепления феодального строя на территории Казахстана. Этнополитические процессы, происходившие на юге и юго-востоке в XI-XII вв., сыграли значительную роль в образовании казахской народности.
В конце XI-начале XII вв. в Юго-Восточном и Южном Казахстане, а также в сопредельных областях Средней Азии политическая обстановка характеризовалась нестабильностью, войнами и дальнейшим дроблением феодальных владений. Государство Караханидов все больше приходит в упадок, а Хорезм, ранее входивший в состав государства Сельджуков, укрепляется.
№ 37) Народно-освободительное движение казахов под предводительством И.Тайманова и М.Утемисова (1836-1838 гг.).
В начале XVIII в. царизм проводил реформы, изменявшие политическую структуру казахского общества. Местная царская администрация, опираясь на ханов, султанов, биев, продолжала колониальный захват казахских земель, ущемление прав казахов, вводя новые налоги. Земельный кризис, налоговый гнет, произвол царских чиновников, притеснения хана Жангира и его родственников, особенно Караулхожи Бабажанова, явились причинами восстания казахов, поднятого Исатаем Таймановым и Махамбетом Утемисовым. Поводом к восстанию послужило назначение управителем всех казахских родов Букеевской Орды зятя хана Жангира, известного в степи своей жестокостью по отношению к народу. Просьба об его отставке окончилась отказом.
Восстание началось в феврале 1836 г.. Во главе его встал батыр, старшина рода берш Исатай Тайманов (1791–1838). Его соратником был другой батыр, поэт из того же рода Махамбет Утемисов (1804–1846). Исатай Тайманов объезжал аулы, призывая занимать казачьи и байские земли. В районах восстания система ханской власти и колониальной администрации не действовала. Крупные события развернулись в 1837 году, когда летом и осенью повстанцы предприняли осаду ханской ставки Жангира. Число повстанцев достигало более 2000 человек. Они окружили и взяли несколько крепостей.
Видя такой размах восстания и Жангир хан, и местная администрация испугались и попросили помощь для разгрома восстания. Для подавления восстания были направлены крупные силы, насчитывавшие более тысячи. В карательные отряды из крепостей и форпостов вошли астраханские и уральские казаки, ханский отряд с двумя орудиями. Возглавил карательную экспедицию подполковник Геке.
Крупное сражение между повстанцами и карателями произошло на рассвете 15 ноября 1837 г. в урочище Тас-Тюбе. Эта была короткая и кровопролитная битва. Повстанцы понесли большие потери. Руководителям восстания удалось спастись. За поимку Исатая Тайманова было объявлено вознаграждение 500 рублей серебром.
В ночь на 13 декабря 1837 г. отряд Исатая переправился через Урал вблизи Яманхалинского форпоста и ушел в Зауральскую степь. Здесь Исатай и Махамбет стали объединять разрозненные повстанческие отряды, и к весне 1838 г. собрали значительные силы. На их подавление опять были брошены каратели под командованием Геке, отряд которого насчитывал две сотни оренбургских и полторы сотни уральских казаков, пятьсот солдат из линейных батальонов при двух орудиях. 12 июля 1838 г. в местности Акбулак у реки Кыил произошла битва. Повстанцы проявили героизм, но потерпели поражение — основная группа, около 500 человек, была разбита. Исатай Тайманов погиб. Борьба восставших пошла на убыль. Последствия восстания были страшными для казахов. Каратели устроили расправу над участниками восстания. Их наказывали палками, конфисковали имущество, ссылали на вечное поселение, отправляли на каторжные работы, сотнями выносились смертные приговоры. Так закончилось это крупное восстание. В 1847 году погиб Махамбет Утемисов.
Ханская власть в Орде отменена в 1845 г. Ослабление традиционного права в жизни казахов произошло из-за изменения системы управления, усиления ханской политики угнетения, увеличения объема налогов, беспредела родственников хана. Главные предпосылки восстания в Букеевской Орде формируются в период 1833-1836 гг. Поводом для восстания шаруа 1836-1838 гг. послужило решение Жангирхана о назначении правителем родов, кочевавших в районе Каспийского моря Карауыл-кожу. Возглавил восстание в Букеевской орде 1836-1837 гг. – Исатай Тайманов. Идейным вдохновителем, прославленным акыном, руководителем восстания 1836-1838 гг. во Внутренней Орде был Махамбет Утемисов (Отемис-улы) (1804-1846). Имя Махамбета в первой половине XIX века по силе таланта и гражданской позиции стоит на первом месте среди казахских поэтов. Поэт Махамбет адресовал слова «Ты коварный волк, а не хан! Ядовитая ты змея!»,- Жангир-хану. А между тем в течение 5 лет поэт Махамбет Отемисулы был воспитателем и наставником сына хана Жангира. Главные цели восстания:
- Ограничение всевластия хана,
- Улучшение положения шаруа,
- Изменение земельной колониальной политики царизма,
- Прекращение строительства военных укреплений (все перечисленное).
Движущие силы восстания – шаруа.
Территория восстания – Букеевская орда.
Вопрос №62.
Казахстан в период «перестройки» (1985-1991 гг.)
В 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. Горбачев.
Курс на ускорение социально-экономического развития провозглашен на пленуме ЦК КПСС в марте 1985 года.
Курс на перестройку был взят в 1985 году.
В 1987 году в Казахстане была принята программа, целью которой было решение социально-экономических проблем населения республики. Она называлась «Жилье – 91».
На декабрьском пленуме Компартии Казахстана 1986 года рассматривался вопрос замены руководителя Республики.
События 17-18 декабря 1986 года в Алматы имели политический характер.
Декабрьские события 1986 года в г. Алматы были оценены Пленумом ЦК КПСС в июле 1987 года как проявление казахского национализма. В постановлении Президиума Верховного Совета Каз. ССР от 24 сентября 1990 года подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в Алматы в декабре 1986 года в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением выйти из острой ситуации.
Заговор молчания о декабрьских событиях 1986 года в Алматы был прерван выступлением народного депутата СССР М. Шахановым. В 1990 году люди, осужденные за декабрьские события 1986 года, образовали свою партию «Желтоксан».12 декабря 1991 года Н.А.Назарбаев подписал Указ «О реабилитации граждан привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане».
Комитет по проблемам Балхаша и Арала в конце 1980-х гг. возглавил М. Шаханов.
Одним из первых наиболее массовых в Казахстане в конце 80-х гг. было движение в защиту экологии «Невада-Семей» весной 1989 года.
22 сентября 1989 года в Казахстане был принят «Закон о языках». В статье 1 Закона «О языках» казахский язык имеет статус государственного языка.
Реформы СССР с 1962 по 1989 год не дали эффективных результатов, т.к. не предусматривали коренных изменений экономических отношений. В ходе перестройки не был преодолен спад начавшийся в народном хозяйстве республики в 1987 году.
Комплекс накопившихся социально-экономических (нерешенность социальных вопросов) проблем и поведения вахтовиков-нефтянников в июне 1989 года вызвали массовые беспорядки в городе Новый Узень.
Переселение каракитаев в Жетысу. Переселение каракитаев в Жетысу произошло по двум причинам. Первая - завоевание тюркоязычными племенами, передвигавшимися из Центральной Азии на запад, на исконные земли каракитаев. Лишь после этого через Алтай каракитаи стали вторгаться в Жетысу. Вторая - к тому времени начался упадок государства Караханидов, господствовавшего в этих краях. Поэтому хакан государства Караханидов свои восточные границы передал для защиты каракитаям. За подобную службу каракитаи получали жалованье, дары и земельные наделы.
По китайским источникам, каракитаи - это потомки киданских племен, живших в Центральной Азии (Северная Монголия), Северном Китае, Маньчжурии и Уссурийском крае. Перемещавшаяся на запад с IV века их часть в мусульманских источниках называлась каракитая- ми. Об их этническом происхождении и языке имеются различные мнения. Если по одним сведениям, их считают тунгусо-монгольской народностью, то арабские и персидские источники утверждают, что среди каракитаев существовала и тюркоязычная часть населения.
В 924 году племена киданей создали государство Ляо, занимавшее территорию от Тихого океана до Алтая, в 1125 году оно пало и в этот год предводитель киданей ЕлюйДаши с 40-тысячным войском вторгся в Жетысу. Утвердившись среди местных племен, каракитаи постепенно подчиняли своей власти все новые территории Жетысу. Воспользовавшись упадком государства Караханидов, в 1125 году Елюй Даши со своим войском захватил центральные районы Жетысу и город Баласагун. Недалеко от него он основал свою ставку - Гуз орду. Затем каракитаи стали распространять свою власть и на Южный Казахстан.
С 40-х годов XII века каракитаи начали захватывать земли государства Караханидов в Центральной Азии.
Общественно-политический строй. По своему общественно-политическому строю каракитаи находились на более низком уровне, чем государство Караханидов. Поэтому они не вмешивались в систему управления государством Караханидов и оставили систему хаканского правления в прежнем виде. Была сохранена и хакан- ская наследственность власти.
Для усиления своей власти Елюй Даши командование войсками передал в местное управление. Для этого под командование каждого военачальника он передал по 100 воинов. Если местные племена жили в пограничных районах, то им вменялось в обязанность защищать эти границы. А своих приближенных он освобождал от моинской повинности по защите границ.
Каракитайские власти оставили прежней систему связей между различными регионами, поэтому находящиеся у власти на местах правители или династии постоянно соперничали между собой. Это было выгодно каракитайскому гурхану, так как попытки покорить и разгромить друг друга обессиливали их. Такая обстановка была на руку только каракитаям. А сами представители местной знати несли огромные расходы по содержанию каракитай- ских войск и к тому же обескровливали себя в постоянных распрях.
Система сбора налогов. Каракитаи с приходом к власти не разрушали города и оседлые поселения. По этой причине местное население не оказывало им особого сопротивления. Среди кочевников было немало полукочевников, хорошо знающих земледелие.
По свидетельству письменных источников, с каждого дома собирали по одному динару. Владельцы удельных земель получали специальные охранные грамоты в знак того, что они находятся под защитой гурхана.
Представители местной знати были в прямой зависимости от наместников гурхана, занимавшихся сбором налогов. По письменным сведениям арабских историков, каракитаи в основном жили в Туркестане и Мавераннахре. Они беспощадно угнетали их население. Каждый город имел своего правителя, который собирал и доставлял дань каракитаям.
В Отраре и Таразе сбором налогов занимались люди, специально присланные гурханом. А сбор налогов в других регионах и доставка их в столицу каракитаев поручались местным феодалам.
Местные жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдавали в пользу правителя десятую часть урожая. Правители крупных городов ежегодно платили гурхану земельный налог - харадж.
Каракитаи значительно ужесточили налоговую политику со второй половины XII века. Отныне они перешли к открытому грабежу народа. Каракитаи стали нападать на мирные поселения, отнимая скот и имущество. Против такого насилия и произвола часто вспыхивали народные восстания.
Внешнее положение. Каракитайское государство, образованное в Жетысу, постоянно пыталось захватить среднеазиатские владения Караханидов. В 1137 году каракитаи под Ходжентом разгромили войска Караханидов. После этого поражения Ка- раханиды в союзе с сельджуками стали готовиться к новому отпору каракитаям. Сражение произошло в 1141 году в Катаунской степи близ города Самарканд. Каракитаи одержали победу и на этот раз. Затем они вторглись в город Бухару, захватили всю центральную часть Мавераннахра. Тем самым каракитаи расширили свои владения в Средней Азии. Караханиды стали их вассалами и вынуждены были платить дань.
Каракитаи совершили поход на Хорезм и захватили его. Шах Хорезма был вынужден платить ежегодно по 3000 золотых динаров. Таким образом, их западная граница полностью дошла до нижнего течения Амударьи. А восточная граница включала в себя уйгурскую провинцию Гансу. На юге в зависимость от каракитаев попали земли Балха и Хотана. На северо-востоке каракитаи граничили с найманами.
В 1171-1172 годах каракитаи повторно совершили поход на земли Хорезма, так как шах отказался платить дань золотом. Смерть шаха Хорезма аль-Арслана вызвала распри между его сыновьями за власть. Сын шаха по имени Текеш обратился за помощью к каракитаям и при их поддержке захватил власть в Хорезме в свои руки, тем самым поставив себя в прямую зависимость от каракитаев.
Образование государства. В середине X века в Жетысу и в части Восточного Туркестана было создано государство Карахани- дов. Столицей стал город Баласагун. Основателем государства являлся внук Бильге Кул Кадыр-хана СатукБогра-хан (915-955 гг.). Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над своим родственником Огулишком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было создано единое централизованное государство Караханидов. После распада Карлукского каганата оно занимало обширную территорию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке.
В этнический состав государства Караханидов входили племена жикил, ягма, карлуков, огу зов, канлы, уйсунов и другие тюркоязычные племена. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителями избирались также выходцы из племен ягма и жикил. Имена их предводителей Арслан- хана и Богра-хана были связаны с тотемами - объектами религиозного почитания (животные, растения и т.д.) этих племен: у жикил - лев, у ягма - бура (верблюд).
Общественный строй. Верховная власть находилась в руках хакана (кагана). Власть передавалась по наследству. К представителям знати относились потомки хакана - тегины, илик ханы, беки, нукеры. Власть осуществлялась по удельному принципу. Удельные земли подразделялись на большие и малые. У хакана имелись советники, везиры. По своей деятельности они были схожими с коль еркинами в период Огузского каганата. По письменным свидетельствам Махмуда Кашгари, значение слова «коль еркин» раскрывается, как «ум глубокий, подобно озеру» и эту должность занимали советники-соправители.
Ставка хакана, откуда он осуществлял свою политико-административную власть, называлась ордой. В ней жили дворцовые придворные.
По сравнению с системой правления предшествовавших тюркских каганатов система общественного строя у государства Караханидов была более развитой, с феодальным укладом. Это можно проследить по видам землевладения, системе сбора налогов, социальному неравноправию и другим формам угнетения для поддержания правящей власти.
Одной из разновидностей землевладения была икта- земельный надел, пожалованный хаканом своим приближенным. Землевладельцев называли икта- дарами (персидское слово). По-арабски таких землевладельцев именовали мук- та. Однако икта навечно не узаконивалась. А иктадары выделенные им икты стремились закрепить за собой навечно. Мавзолей Карахана.
Лица, получившие икты, в обязательном порядке обязаны были собирать налоги с простых людей и проходить у хакана военную службу.
Кроме икты существовали и другие разновидности землевладения. Так, например, крупным феодалам выделялись большие земельные участки за счет захваченных территорий в целях сбора там налогов с населения. Также для этого феодалам выделялись и земли, принадлежащие государству.
Земельные наделы выделялись не только священнослужителям, но и религиозным учреждениям в целях укрепления их материальной самостоятельности. Такие земельные наделы назывались вакф (вакуф). С них налоги не взимались.
В оседлых районах основным видом угнетения мелких крестьян являлся сбор налогов с их удельных земель. В арабских и персидских источниках таких земледельцев именовали му зари или бар- зигары.
Другой разновидностью гнета в период государства Караханидов была коммендация. Смысл ее состоял в следующем: «слабый (человек) передает под покровительство сильного свой земельный участок, чтобы он (сильный) защищал его». Мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что выплачивали им налоги. Существовали и другие виды налогов. Так, если одни крестьяне выделяли человека для прохождения военной службы, то другие выполняли различные повинности у своих защитников - феодалов.
В целом, государство Караханидов не являлось продолжением тюркских каганатов. Оно было государством с развитой системой общественного строя, сильным как политически, так и экономически.
Бронзовые светильники, найденные при раскопках города Тараз.
Политическое положение государства. После смерти основателя государства Сатука Богра-хана в стране начались политические распри. В 955 году к власти пришел его сын Муса. С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил исламскую религию государственной. Столицей стал город Кашгар. Однако второй сын Сатука Богра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул верховного хакана перешел к Али Арслану (960-990 гг.). Он был также провозглашен правителем Тараза и Баласагуна. С этого времени у потомков двух сыновей Сатука Богра-хана власть попеременно переходила из рук в руки.
Несмотря на это, государство Караханидов умело использовало в своих целях внутренние распри и слабость соседних стран. Так, например, из-за социальных противоречий во второй половине X века значительно ослабло государство Саманидов в Средней Азии. Вовремя воспользовавшись такой обстановкой, Хасан Бог- ра-хан без особого сопротивления захватил Испиджаб, затем он завоевал столицу государства Саманидов Бухару и Самарканд. Однако, опасаясь нападения племен, живших в районе города Дженд, Хасан Богра-хан вскоре возвращается в Жетысу. Он умер в местности Кошкарбасы. В конце X века снова возобновились завоевательные походы Караханидов в Среднюю Азию. В 992 году сын Хасана Богра-хана Жусип (Юсуф) завоевал Хотан, а сын Али Арслана Насыр ибн Али в 996 году совершил поход на Мавераннахр. Правитель Саманидов обратился за помощью к своему газневид- скому вассалу Себук-тегину. Но Себук-тегин заключил мир с Ка- раханидами, согласно которому весь Присырдарьинский регион оказался во власти Караханидов.
Насыр ибн Али продолжил свои завоевательные походы. В 999 году он подчинил себе столицу Саманидов - город Бухару. Таким образом, государство Караханидов полностью захватило Мавераннахр.
Государство Караханидов состояло из двух владений - Восточного и Западного ханств. Территория Восточного ханства включала в себя Жетысу и Восточный ТуР кест &н. Столицей был город Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ города Ба- ласагун, а позднее - город Кашгар. К Западному ханству относился Маверан- нахр. Столицей являлся сначала Узгенд, а затем Самарканд.
Тюркская одежда времени
Традиционно Восточное ханство считалось основной частью государства Караханидов. Поэтому его хан являлся великим хаканом. Все остальные ханы были обязаны подчиняться ему. Однако этого
не произошло из-за разгоревшейся междоусобной борьбы за власть между правителями двух владений государства Караханидов. В 40-х годах XI века потомок Насыр- хана Ибрагим ибн Насыр в борьбе за власть с потомками Али-теги- на одержал победу. В 1040 году он принял титул тамгач Бурахан и стал полновластным правителем Мавераннахра. Но длительная междоусобная борьба между двумя владениями государства Караханидов продолжалась, все более ослабляя государство.
Междоусобицами в государстве Караханидов воспользовался сельджукский султан Малик-шах. В 1089 году он захватил столицу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Бурахан поневоле признал свою зависимость от сельджуков. Малик-шах не вмешивался во внутреннюю систему управления государством Караханидов. Он лишь назначал ханами тех, кто беспрекословно выполнял его указания.
В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В сражении в Катуанской степи близ города Самарканд они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Караки- таи захватили город Бухару вместе с центральной частью Мавераннахра. Тут следует учесть одно обстоятельство: каракитаи также не внесли каких-либо изменений во внутреннюю систему управления государством Караханидов. Но они назначали ханами преданных им людей и власть осуществляли через них. Отныне государство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев. Однако власть оставалась в руках династии Караханидов. Поэтому караханидские правители во время сбора налогов для каракитаев старались пополнить и свою казну.
Воспользовавшись невмешательством каракитаев в систему своего управления, Караханиды распространили свое господство на
Самарканд, Бухару и Узгенд. В Самарканде и Узгенде они чеканили свои монеты.
В это время вследствие ослабления сельджуков начало усиливаться государство Хорезм. В период правления Мухаммед-шаха Текеша государство Хорезм нанесло ощутимый удар по ка- ракитаям. Следившие за обстановкой правители государства Караханидов поддержали Хорезм. Разгромивший на берегах реки Талас каракитаев Мухам- мед-шах, возвратившись в Самарканд, казнил караханидского хакана. После смерти правителя Западного ханства в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно уничтожает государство Караханидов. Тем временем Восточное ханство захватывает найманский хан Кучлук.
Таким образом пало государство Караханидов, просуществовавшее около двух веков.
Хозяйство. В Жетысуйском регионе государства Караханидов хозяйство велось в основном в двух направлениях: первое - близ крупных городов Тараз, Талхир, Баласагун и на зимовках, в кен- тах занимались оседлым земледелием, садоводством и бахчеводством. Второе - в степных, горных районах и холмистых местностях развивалось полукочевое и полуоседлое скотоводство. У скотоводов Жетысу имелись постоянные зимовки и сезонные стоянки: жай- ляу (летние), куздеу (осенние) и коктеу (весенние). Вокруг зимовок полуоседлые скотоводы занимались земледелием. Полукочевники, имея постоянные зимовки, земледелием не занимались. Такой смешанный вид хозяйства был распространен в Южном Казахстане и Восточном Туркестане, хотя в этих регионах преобладало оседлое скотоводство.
Скотоводство в государстве Караханидов являлось продолжением аналогичного хозяйства в период предыдущего каганата. Традиционно разводили четыре вида скота. Юсуф Баласагуни, описывая скотоводческое хозяйство тюрков, писал, что основной вид хозяйства — коневодство.
Культура. В период государства Караханидов за счет обедневших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. Массовое оживление оседлой культуры привело к возникновению множества зимовок и кентов.
Развитие городской культуры привело к росту числа мастерских по различным видам ремесел и гончарному делу. В письмен
ных источниках часто встречаются данные об увеличении численности тюрков в городах. Они пополняли ряды ремесленников и торговцев.
Махмуд Кашгари оставил записи о взаимосвязи культуры еогдийцев и тюрков в обычаях, традициях, языке и одежде.
Распространение ислама как государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры. Стали возводиться купольные мечети. Купола возводили и над захоронениями знатных людей. Например, среди них мавзолеи Айша-Биби, Бабаджи- Хатун. Возведение подобных архитектурных сооружений было связано с распространением среди населения исламской религии.
Еще одной особенностью, присущей государству Караханидов, было строительство в городах множества бань.
Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что государство Караханидов по своему общественному строю было разносторонне развитым феодально-патриархальным государством на территории Казахстана.
1. Расскажите об образовании государства Караханидов.
2. Что вы можете сказать об общественном строе государства?
3. Запишите в тетрадь по истории слова иктсь, мукта, вакф, му зари, барзигар, коммендация и объясните их смысл.
4. Почему государство Караханидов было разделено на две части? Расскажите о каждой из них в отдельности.
5. Когда государство Караханидов полностью захватило Маверан- нахр?
6. Расскажите о хозяйстве государства.
7. Как была развита культура государства Караханидов?
Вопросы для самопроверки
1. Особую роль в создании государства Караханидов сыграли племена .
A. жикил D . огузов
2. Кто являлся основателем государства Караханидов?
A. Бильге Кул Кадыр-хан D . Муса
B. Сатук Богра-хан Е. Сулейман-илик
3. В каком году ислам был объявлен государственной религией Государства Караханидов?
Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915—955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов.
В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. В X в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу от Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее — в долине р. Или. В этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Прииссыккулья.
В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Средней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами и пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза. На северо-востоке владения. Караханидов не выходили за линию озер Балхаш и Алакуль. На востоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидов простирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджуки-дов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи). В течение двух последующих веков владения Караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке.
Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися титулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми. Политическая жизнь характеризовалась распрями и междоусобной борьбой.
В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так произошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана.
В 1056 г. сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование власти захватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отравлен. На престол взошел сын Йинал-тегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханским владетелем. После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет (1059—1074) правили сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун. При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула его уделы перешли к Богра-хан Харуну (1075—1102) — владетелю Кашгара, Баласагуна и Хотана. В 1089 г. он подпал под вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана, на Мавераннахр напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Он захватил все земли до Амударьи, пытался захватить у Сельджукидов Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен.
При правлении могущественного султана Санджара (1118—1157) Сельджукиды добились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период уже наметился политический упадок Караханидов.
В начале второй четверти XII в. многочисленный народ караки-таи (киданей) завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения восточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могущественного государства Караханидов на этом завершилась.
Государство Караханидов не было простым повторением прежних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом принципе.
Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта», а его держателя называли мукта, или иктадар. Институт икты играл значительную роль в хозяйственной и политической жизни юга и юго-востока Казахстана.
Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.
В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике.
Рост самосознания тюркских этносов при Караханидах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всего были известены Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.
В целом Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоевания прервали естественный процесс наметившегося развития.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 60 13 (вн - 1163)
Сатук Богра-хан правил в 942-955 годах над частью карлукских владений. Он принял ислам, на основании этого стал союзником Саманидов и с их помощью смог захватить в 942 году власть в государстве. Он победил своего дядю Огулчака, подчинил себе Тараз, Кашгар и Баласагун, и в 942 году был провозглашен верховным каганом (ханом). Получил прозвище Карахан. Сатук Богра-хан поделил свои владения между сыновьями Мусой и Сулейманом. У Мусы был сын Али, а у Сулеймана сын Хасан (Харун).
Муса правил в 955-970 годах. В 960 году Муса провозгласил ислам государственной религией своего государства. Вместе с ним ислам приняло «200 тысяч шатров» (200 тысяч семей кочевников или около 1 миллиона человек). Столицу Муса перенес в город Кашгар. Сулейман же получил в свое владение город Баласагун. Баласагун известен также как Куз Орду (Осенняя ставка, Осенняя орда)
Наследники Мусы стали правителями Восточной части государства Караханидов. Они носили титул Арслан Кара-каган (Арслан Кара-хан), опираясь на карлукское племя Чигиль. Тотем Арслан (Лев) принадлежал племени Чигиль. Чигиль было карлукским племенем, оказавшимся на данной территории в 746 году.
Наследники Сулеймана стали правителями Западной части государства Караханидов. Они стали носить титул Богра Кара-каган (Богра Кара-хан), опираясь на племя Ягма. Тотем Богра (Верблюд) относился к племени Ягма. Ягма было телесским племенем, оказавшимся на данной территории раньше карлуков, то есть до 746 года.
После смерти Мусы в 970 году его трон унаследовал Хасан (сын его брата Сулеймана), он же Харун Богра-хан (970-993). Во время его правления в 990 году Караханиды завоевали Испиджаб (Сайрам). Чуть позже в 992 году Караханиды смогли завоевать Фергану, Хотан. Развивая свой успех, в 992 году войска Караханидов временно захватили Бухару и Самарканд, но были вынуждены отступить.
Стоит отметить, что завоевание Караханидами Трансоксианы (междуречье Амударьи и Сырдарьи) связано с Насром, братом Ахмеда Тогана. Наср не носил титул хан, а был лишь илеком (князем). В 994-995 годах он при жизни своего отца Али отвоевал у Саманидов Ходжент и Фергану. Чуть позже в том же 995 году он захватил город Илак. В 996 году войска Караханидов под предводительством Насра пошли на Саманидов. После чего был заключен мирный договор, согласно которому границей между Караханидами и Саманидами стала Катванская степь (северо-восточнее Самарканда).
Под командованием Насра были завоеваны Ходжент, Фергана, Шаш (Ташкент), Илак и Усрушана. Наср начал свой поход против Саманидов в 999 году. Осенью 999 года Наср без военного вооруженного сопротивления занял Бухару, захватил в плен Саманидского правителя Абд ал-Малика. Пленник вместе с остальными Саманидскими принцами был отправлен в Узген, который считался городом-резиденцией Насра. Наср оставил в Бухаре и Самарканде своих наместников и вернулся домой. Наср формально считался третьим лицом в Караханидском каганате (первый верховный каган Ахмед, второй Юсуф, сын Хасана (Харуна), но фактически Наср был наиболее могущественным из всех Караханидов, а его владения стали самыми большими за счет завоеваний Насра. В 1000 году из Узгена бежал Саманидский принц Исмаил ибн Нух. Он принял прозвище ал-Мунтасир (победоносный) и попытался отвоевать Саманидские владения. Сначала он испытал успех и захватил пару населенных пунктов, но в 1000-1001 годах после подхода войск Насра Исмаил ибн Нух бежал в Хорасан, где погиб в 1005 году. В 1004-1005 годах Исфиджаб (Сайрам) окончательно и бесповоротно вошел в состав Караханидского каганата.
В 999 году тюркский гулям (воин) Махмуд Газневи, бывший вассал Саманидов, провозгласил себя правителем Хорасана.
Опасаясь Караханидов, в 1001 году Махмуд Газневи отправил посольство к Насру. Целью посольства было установление общей границы и возможный династический союз. Он был заключен: Махмуд Газневи женился на дочери Насра, помимо этого был заключен договор о границе между Газневидами и Караханидами по реке Амударье.
После смерти последнего Саманидского принца ал-Мунтасира Наср решил нарушить договор и захватить все «Саманидское наследство». В 1007 году он заключил союз с другим караханидом Юсуфом, сыном Хасана (Харуна) и выступил в поход на Газневидов. 4 января 1008 года произошла битва возле Балха, где армия Караханидов потерпела поражение от войск Махмуда Газневи. Поражение привело к тому, что ранее обговоренная граница по Амударье была заново обозначена как граница между двумя государствами. Наср умер в 1012 году. В 1017-1018 годах во владения караханидов вторглись кочевники, которые были разбиты в битве. Спустя некоторое время после битвы Ахмед Тоган-хан (верховный правитель и брат Насра) скончался.
В 1016 (1018)-1025 годах правил его брат Мансур, принявший титул Арслан-хан. После него власть захватил Мухаммед, сын Хасана (Харуна) с титулом Тоган-хан, правивший с 1025 до 1026 года. Его трон унаследовал младший брат Юсуф, который принял титул Кадыр-хан и правил в 1026-1031 годах. Сын Юсуфа Сулейман принял титул Арслан-хан и правил в 1031-1040 годах как верховный правитель.
Параллельно с ним начал набирать политический вес Ибрагим, сын Насра, который известен был также по имени Бури-тегин. В 1038 году он захватил Самарканд и принял титул Тамгач-хан (Табгач-хан). Ибрагим, даже когда захватил Баласагун, оставил своей столицей Самарканд. Через два года в 1040 году Ибрагим и Сулейман окончательно разделили территории, и единый Караханидский каганат распался на Западно-Караханидский и Восточно-Караханидский каганаты.
Ибрагим проводил политику централизации, унифицировал денежную систему чеканки монет на территории всего своего государства.
В восточных летописях Ибрагим предстает идеалом справедливого государя. Он строил бесплатные больницы и разные медресе. В его правление начался расцвет Караханидской культуры.
Последний Восточно-Караханидский каган в Кашгаре Мухаммед IV Богра-хан правил в 1205-1211 годах. Последний Восточно-Караханидский каган в Узгене Махмуд-хан правил в 1210-1212 годах. Последний Западно-Караханидский каган Осман правил в 1201-1212 годах. Он был женат на Хан-Султан, старшей дочери Мухаммеда Хорезмшаха, и был убит по ее просьбе. В дальнейшем Хан-султан вышла замуж за Джучи, сына Чингиз-хана, и родила ему трех детей: Берке, Беркечара и Буда (Бура или Будакур).
Таким образом, 1212 год был годом смерти последних караханидских правителей как Западно-Караханидского, так и Восточно-Караханидского государств.
1. Пиков Г.Г. Западные кидани. Новосибирск. 1989.
2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы. Атамура. 2010. С. 417.
3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы. Атамура. 2010. С. 418.
4. История Казахстана в арабских источниках. Том II. Арабские географы и путешественники IX-XII вв. Алматы: Дайк-Пресс, 2010. с. 35.
6. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Алматы. Атамура. 2010. Том 1. С. 322.
7. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Алматы. Атамура. 2010. Том 1. С. 323.
8. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве пресвитера Иоанна» Москва. Ди-Дик. 1993. С. 404
9. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 104-107.
10. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 108.
11. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 29.
12. Minorsky V. Tamim ibn Bahr's journey to the Uyghurs. — BSOAS, 1948, vol. XII. pt 2, p. 300.
13. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 107.
14. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 152.
15. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 110.
16. Новое известие о средневековых тюрках // Известия АН ТуркмССР. Серия общественных наук, № 6. 1965.
17. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 116.
18. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы: Дайк-пресс, 2002. С. 110-135.
19. Пилипчук Я.В. Кімаки, кай та куни: тюрки чи протомонголи // Цирендоржиївські читання 2012 (V): Тибетська цивілізація та кочові народи Євразії: кросскультурні контакти. К.: Поліграфіст, 2012. С. 171-182.
20. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том I. Москва-Ленинград: 1950. С. 374.
21. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том I. Москва-Ленинград: 1950. С. 370.
22. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 140.
23. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 142.
24. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. С. 35.
25. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. C. 157.
26. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. C. 121-122.
27. Гумилев Л.Н. История народа хунну. Том II. Москва. Ди-Дик. 1998. С. 182.
28. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 121.
29. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том II. Москва-Ленинград: 1950. С. 72.
30. Гумилев Л.Н. История народа хунну. Том II. Москва. Ди-Дик. 1998. С. 42.
31. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. Москва. Наука. 1980. С. 192.
32. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. Москва. Наука. 1980. С. 5.
33. Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Ленинград. Издательство Ленинградского государственного университета. 1951. С. 122.
36. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 109.
37. Думан Л.И. Проблемы внешней политики киданей в VII-X вв. н.э.//Восточная Азия и соседние территории в средние века. Новосибирск: 1986. C. 18.
38. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 60.
39. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 119.
40. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы: Дайк-пресс, 2002. С. 133.
41. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 184-197.
42. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 185-186.
43. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 193-195.
44. Шараф ал-Заман Тахир Марвази. Глава о тюрках (перевод В. Храковского) // Труды сектора востоковедения, Том 1. АН КазССР. 1959. C. 212.
45. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 64.
46. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 65-66.
47. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 66.
48. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III - середина XVI вв.). Институт истории АН РТ. Казань: Школа, 2007.
49. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 64.
51. Навширванов В.Ш. Предварительные заметки о племенном составе тюркских народностей, пребывавших на юге Руси и в Крыму // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Том 3. Симферополь, 1929. С. 83-84.
52. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. Москва. Наука. 1974. С. 172.
53. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989. С. 263
54. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы, 1996. С. 426-427.
55. Ильясова З.С. Сабитов Ж.М. Сведения Нухбат ад-дахр фи аджаиб ал-барр ва-л-бахр ад-Димашки о тюркских племенах Дешт-и Кыпчака//Золотоордынское обозрение. Казань. 2016. № 3.
56. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 120-125.
57. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 208.
59. Пилипчук Я.В. Политическая и военная история кыпчаков в Индии в XIII в. //Военное дело кочевников Казахстана и сопредельных стран эпохи Средневековья и Нового времени. Астана, 2013. С. 76.
60. Шихаб ад-дин ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Москва. Восточная литература. 1996. С. 241, 279.
61. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве пресвитера Иоанна» Москва. Ди-Дик 1993. С. 168.
62. Храпачевский Р.П. Половцы-куны в Волго-Уральском междуречье (по данным китайских источников). Москва: ЦИВОИ. 2013. С. 26.
63. Пилипчук Я.В. Монгольское завоевание кочевий восточных кыпчаков// Тюркологический сборник. 2009-2010. Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. Москва: «Восточная литература». 2011. С.
64. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 207
65. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 147.
66. Шихаб ад-дин ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Москва. Восточная литература. 1996. С. 224.
67. Иванов А.Н. «К вопросу о причинах принятия ислама золотоордынским ханом Берке»//Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 2. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. С. 106.
68. Сабитов Ж.М. Берке и его правление в Золотой Орде// Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство «Астраханский университет». 2011. С. 164.
69. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 195.
70. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 76.
71. Золотая Орда в источниках. Том 3. Китайские и монгольские источники. Москва. ЦИВОИ. 2009. С. 223-224.
73. Расовский Д.А. Половцы, чёрные клобуки: печенеги, торки, берендеи на Руси и Венгрии (работы разных лет). Москва. ЦИВОИ, 2012. С. 213.
74. Катанчиев С. Т. Александр Невский — правнук кыпчакского (половецкого) хана Котяна. Нальчик: Эльбрус, 2008. С. 30-31.
75. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 141.
76. Голден П. К вопросу о происхождении племенных названий кыпчаков. //Кыпчаки Евразии: история, язык и письменные памятники. Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 1100-летию Кимекского государства в рамках Дней тюрскской письменности и культуры. Астана, 2013. С. 25.
77. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы. Атамура. 2010. С. 454.
Жаксылык Сабитов
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 60 13 (вн - 1163)
Автор статьи
Читайте также:
- Какие процессуальные акты исполнительного производства утверждаются старшим судебным приставом тест
- Профессия дубровского после суда какая
- Государственное управление в узком смысле это деятельность органов законодательной власти
- Руководство о порядке проверки противопожарного состояния судов речного флота и ремонтно отстойных пунктов
- Подготовка юристов в государствах общего права на примере сша или англии