Как в государстве караханидов называлось право на получение с населения налогов

Обновлено: 24.04.2024

Родоначальником династии караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915-955 гг.). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история государства Караханидов.

В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которую наряду с карлуками входили племена чигили и ягма. В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе – Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Средней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами (Газневиды -династия, правившая в Газневидском государстве в X-XI вв.).

В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Испиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так произошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного хана.

Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта» (налог, взимавшийся в пользу государства в государстве Караханидов), а его держателя называли мукта, или иктадар. Институт икты играл значительную роль в хозяйственной и политической жизни юга и юго-востока Казахстана.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI-XIII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре.

Караханидские правители имели большие земельные участки, служившие источником налоговых поступлений в казну и фондом для условных, временных пожалований. Это были конфискованные у врагов караханидской династии земли, а также участки, иногда приобретавшиеся государством.

Земельными участками владело и мусульманское духовенство, которое наряду с крупным землевладением имело вакфные земли, составлявшие основу их материальной базы. С этих земель, как правило, не взимались налоги в пользу государства. Экономическое и политическое влияние духовенства на светскую жизнь возрастало по мере расширения их земельных угодий.

Политический строй Караханидского государства сложился не сразу, а постепенно, по мере утверждения власти караханидской знати в завоеванных землях. Караханиды унаследовали многие государственные традиции покоренных ими местных народов. Они испытывали на себе глубокое воздействие древнетюркского государства, Тюргешского и особенно Карлукского каганатов.

Верховная власть в Караханидской державе лишь внешне была облачена в патриархальную (родоплеменную) оболочку, но в действительности она базировалась на принципе феодальной иерархии. Власть над завоеванными областями принадлежала именно предводителям самых крупных и сильных этнополитических объединений. Все земли считались собственностью правящей династии и всем государством правил «хан ханов», зачастую именовавшийся тамгач-ханом.

В основе структуры Караханидского государства лежала феодальная по своей сути удельная система: государство было разделено на ряд крупных и мелких областей -уделов во главе со своими правителями.

Удельная система порождала междоусобицы, сопровождавшиеся частой сменой правителей. Местные правители стремились к достижению самостоятельности своих уделов, а верховная власть пыталась путем перераспределения уделов ослабить непокорных вассалов, что зачастую приводило к феодальным усобицам.

Глава государства — хакан – считался одновременно и главой Караханидской фамилии, но его власть фактически была ограничена удельными правителями.

Порядок управления скотоводческим населением степных областей был иным, оно осуществлялось через родоплеменную верхушку, преимущественно через старейшин, подчинявшихся ильгибаши, бекам и ханам, в роли которых выступали богатые и знатные беки.

Государственно-административная система Караханидского каганата в целом базировалась на феодальной основе, она служила целям эксплуатации и удержания в повиновении как оседлого, так и кочевого населения.

Развитие феодальных отношений в государстве Караханидов – важный этап в истории укрепления феодального строя на территории Казахстана. Этнополитические процессы, происходившие на юге и юго-востоке в XI-XII вв., сыграли значительную роль в образовании казахской народности.

В конце XI-начале XII вв. в Юго-Восточном и Южном Казахстане, а также в сопредельных областях Средней Азии политическая обстановка характеризовалась нестабильностью, войнами и дальнейшим дроблением феодальных владений. Государство Караханидов все больше приходит в упадок, а Хорезм, ранее входивший в состав государства Сельджуков, укрепляется.

№ 37) Народно-освободительное движение казахов под предводительством И.Тайманова и М.Утемисова (1836-1838 гг.).

В на­чале XVI­II в. ца­ризм про­водил ре­фор­мы, из­ме­няв­шие по­лити­чес­кую струк­ту­ру ка­захс­ко­го об­щест­ва. Мест­ная царс­кая ад­ми­нист­ра­ция, опи­ра­ясь на ха­нов, сул­та­нов, би­ев, про­дол­жа­ла ко­лони­аль­ный зах­ват ка­захс­ких зе­мель, ущем­ле­ние прав ка­захов, вво­дя но­вые на­логи. Зе­мель­ный кри­зис, на­лого­вый гнет, про­из­вол царс­ких чи­нов­ни­ков, при­тес­не­ния ха­на Жан­ги­ра и его родс­твен­ни­ков, осо­бен­но Ка­ра­ул­хо­жи Ба­бажа­нова, яви­лись при­чина­ми восс­та­ния ка­захов, под­ня­того Иса­та­ем Тай­ма­новым и Ма­хам­бе­том Уте­мисо­вым. По­водом к восс­та­нию пос­лу­жило наз­на­чение уп­ра­вите­лем всех ка­захс­ких ро­дов Бу­ке­евс­кой Ор­ды зя­тя ха­на Жан­ги­ра, из­вест­но­го в сте­пи сво­ей жес­то­костью по от­но­шению к на­роду. Прось­ба об его отс­тав­ке окон­чи­лась от­ка­зом.

Восс­та­ние на­чалось в фев­ра­ле 1836 г.. Во гла­ве его встал ба­тыр, стар­ши­на ро­да берш Иса­тай Тай­ма­нов (1791–1838). Его со­рат­ни­ком был дру­гой ба­тыр, по­эт из то­го же ро­да Ма­хам­бет Уте­мисов (1804–1846). Иса­тай Тай­ма­нов объез­жал аулы, при­зывая за­нимать ка­зачьи и бай­ские зем­ли. В районах восс­та­ния сис­те­ма ханс­кой влас­ти и ко­лони­аль­ной ад­ми­нист­ра­ции не дей­ство­вала. Круп­ные со­бытия раз­верну­лись в 1837 го­ду, ког­да ле­том и осенью повс­тан­цы предп­ри­няли оса­ду ханс­кой став­ки Жан­ги­ра. Чис­ло повс­тан­цев дос­ти­гало бо­лее 2000 че­ловек. Они ок­ру­жили и взя­ли нес­коль­ко кре­пос­тей.

Ви­дя та­кой раз­мах восс­та­ния и Жан­гир хан, и мест­ная ад­ми­нист­ра­ция ис­пу­гались и поп­ро­сили по­мощь для разг­ро­ма восс­та­ния. Для по­дав­ле­ния восс­та­ния бы­ли нап­равле­ны круп­ные си­лы, нас­чи­тывав­шие бо­лее ты­сячи. В ка­ратель­ные от­ря­ды из кре­пос­тей и фор­постов вош­ли аст­ра­ханс­кие и ураль­ские ка­заки, ханс­кий от­ряд с дву­мя ору­ди­ями. Возг­ла­вил ка­ратель­ную экс­пе­дицию под­полков­ник Ге­ке.

Круп­ное сра­жение меж­ду повс­тан­ца­ми и ка­рате­лями про­изош­ло на расс­ве­те 15 но­яб­ря 1837 г. в уро­чище Тас-Тю­бе. Эта бы­ла ко­рот­кая и кро­воп­ро­лит­ная бит­ва. Повс­тан­цы по­нес­ли боль­шие по­тери. Ру­ково­дите­лям восс­та­ния уда­лось спас­тись. За по­им­ку Иса­тая Тай­ма­нова бы­ло объяв­ле­но воз­награж­де­ние 500 руб­лей се­реб­ром.

В ночь на 13 де­каб­ря 1837 г. от­ряд Иса­тая пе­реп­ра­вил­ся че­рез Урал вбли­зи Яман­ха­линс­ко­го фор­поста и ушел в За­ураль­скую степь. Здесь Иса­тай и Ма­хам­бет ста­ли объеди­нять раз­рознен­ные повс­тан­ческие от­ря­ды, и к вес­не 1838 г. соб­ра­ли зна­читель­ные си­лы. На их по­дав­ле­ние опять бы­ли бро­шены ка­рате­ли под ко­ман­до­вани­ем Ге­ке, от­ряд ко­торо­го нас­чи­тывал две сот­ни орен­бург­ских и пол­то­ры сот­ни ураль­ских ка­заков, пять­сот сол­дат из ли­ней­ных ба­тальонов при двух ору­ди­ях. 12 июля 1838 г. в мест­нос­ти Ак­бу­лак у ре­ки Кы­ил про­изош­ла бит­ва. Повс­тан­цы про­яви­ли ге­ро­изм, но по­тер­пе­ли по­раже­ние — ос­новная груп­па, око­ло 500 че­ловек, бы­ла раз­би­та. Иса­тай Тай­ма­нов по­гиб. Борь­ба восс­тав­ших пош­ла на убыль. Пос­ледс­твия восс­та­ния бы­ли страш­ны­ми для ка­захов. Ка­рате­ли уст­ро­или расп­ра­ву над участ­ни­ками восс­та­ния. Их на­казы­вали пал­ка­ми, кон­фиско­вали иму­щест­во, ссы­лали на веч­ное по­селе­ние, отп­рав­ля­ли на ка­торж­ные ра­боты, сот­ня­ми вы­носи­лись смерт­ные при­гово­ры. Так за­кон­чи­лось это круп­ное восс­та­ние. В 1847 го­ду по­гиб Ма­хам­бет Уте­мисов.

Ханская власть в Орде отменена в 1845 г. Ослабление традиционного права в жизни казахов произошло из-за изменения системы управления, усиления ханской политики угнете­ния, увеличения объема налогов, беспредела родственников хана. Главные предпосылки восстания в Букеевской Орде формируются в период 1833-1836 гг. Поводом для восстания шаруа 1836-1838 гг. послужило решение Жангирхана о назначении правителем родов, кочевавших в районе Каспийского моря Карауыл-кожу. Возглавил восстание в Букеевской орде 1836-1837 гг. – Исатай Тайманов. Идейным вдохновителем, прославленным акыном, руководителем восстания 1836-1838 гг. во Внутренней Орде был Махамбет Утемисов (Отемис-улы) (1804-1846). Имя Махамбета в первой половине XIX века по силе таланта и гражданской позиции стоит на первом месте среди казахских поэтов. Поэт Махамбет адресовал слова «Ты коварный волк, а не хан! Ядовитая ты змея!»,- Жангир-хану. А между тем в течение 5 лет поэт Махамбет Отемисулы был воспитателем и наставником сына хана Жангира. Главные цели восстания:

  1. Ограничение всевластия хана,
  2. Улучшение положения шаруа,
  3. Изменение земельной колониальной политики царизма,
  4. Прекращение строительства военных укреплений (все перечисленное).

Движущие силы восстания – шаруа.

Территория восстания – Букеевская орда.

Вопрос №62.

Казахстан в период «перестройки» (1985-1991 гг.)

В 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. Горбачев.

Курс на ускорение социально-экономического развития провозглашен на пленуме ЦК КПСС в марте 1985 года.

Курс на перестройку был взят в 1985 году.

В 1987 году в Казахстане была принята программа, целью которой было решение социально-экономических проблем населения республики. Она называлась «Жилье – 91».

На декабрьском пленуме Компартии Казахстана 1986 года рассматривался вопрос замены руководителя Республики.

События 17-18 декабря 1986 года в Алматы имели политический характер.

Декабрьские события 1986 года в г. Алматы были оценены Пленумом ЦК КПСС в июле 1987 года как проявление казахского национализма. В постановлении Президиума Верховного Совета Каз. ССР от 24 сентября 1990 года подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в Алматы в декабре 1986 года в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением выйти из острой ситуации.

Заговор молчания о декабрьских событиях 1986 года в Алматы был прерван выступлением народного депутата СССР М. Шахановым. В 1990 году люди, осужденные за декабрьские события 1986 года, образовали свою партию «Желтоксан».12 декабря 1991 года Н.А.Назарбаев подписал Указ «О реабилитации граждан привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане».

Комитет по проблемам Балхаша и Арала в конце 1980-х гг. возглавил М. Шаханов.

Одним из первых наиболее массовых в Казахстане в конце 80-х гг. было движение в защиту экологии «Невада-Семей» весной 1989 года.

22 сентября 1989 года в Казахстане был принят «Закон о языках». В статье 1 Закона «О языках» казахский язык имеет статус государственного языка.

Реформы СССР с 1962 по 1989 год не дали эффективных результатов, т.к. не предусматривали коренных изменений экономических отношений. В ходе перестройки не был преодолен спад начавшийся в народном хозяйстве республики в 1987 году.

Комплекс накопившихся социально-экономических (нерешенность социальных вопросов) проблем и поведения вахтовиков-нефтянников в июне 1989 года вызвали массовые беспорядки в городе Новый Узень.

Переселение каракитаев в Жетысу. Переселение каракитаев в Жетысу произошло по двум причинам. Первая - завоевание тюркоязычными племенами, передвигавшимися из Центральной Азии на запад, на исконные земли каракитаев. Лишь после этого через Алтай каракитаи стали вторгаться в Жетысу. Вторая - к тому времени начался упадок государства Караханидов, господствовавшего в этих краях. Поэтому хакан государства Караханидов свои восточ­ные границы передал для защиты каракитаям. За подобную службу каракитаи получали жалованье, дары и земельные наделы.

По китайским источникам, каракитаи - это потомки киданских племен, живших в Центральной Азии (Северная Монголия), Северном Китае, Маньчжурии и Уссурийском крае. Перемещавшаяся на запад с IV века их часть в мусульманских источниках называлась каракитая- ми. Об их этническом происхождении и языке имеются различные мнения. Если по одним сведениям, их считают тунгусо-монгольской народностью, то арабские и персидские источники утверждают, что среди каракитаев существовала и тюркоязычная часть населения.

В 924 году племена киданей создали государство Ляо, занимав­шее территорию от Тихого океана до Алтая, в 1125 году оно пало и в этот год предводитель киданей ЕлюйДаши с 40-тысячным войс­ком вторгся в Жетысу. Утвердившись среди местных племен, ка­ракитаи постепенно подчиняли своей власти все новые террито­рии Жетысу. Воспользовавшись упадком государства Карахани­дов, в 1125 году Елюй Даши со своим войском захватил централь­ные районы Жетысу и город Баласагун. Недалеко от него он осно­вал свою ставку - Гуз орду. Затем каракитаи стали распростра­нять свою власть и на Южный Казахстан.

С 40-х годов XII века каракитаи начали захватывать земли го­сударства Караханидов в Центральной Азии.

Общественно-политический строй. По своему общественно-по­литическому строю каракитаи находились на более низком уров­не, чем государство Караханидов. Поэтому они не вмешивались в систему управления государством Караханидов и оставили систему хаканского правления в прежнем виде. Была сохранена и хакан- ская наследственность власти.

Для усиления своей власти Елюй Даши командование войска­ми передал в местное управление. Для этого под командование каж­дого военачальника он передал по 100 воинов. Если местные пле­мена жили в пограничных районах, то им вменялось в обязанность защищать эти границы. А своих приближенных он освобождал от моинской повинности по защите границ.

Каракитайские власти оставили прежней систему связей меж­ду различными регионами, поэтому находящиеся у власти на мес­тах правители или династии постоянно соперничали между собой. Это было выгодно каракитайскому гурхану, так как попытки по­корить и разгромить друг друга обессиливали их. Такая обстанов­ка была на руку только каракитаям. А сами представители мест­ной знати несли огромные расходы по содержанию каракитай- ских войск и к тому же обескровливали себя в постоянных распрях.

Система сбора налогов. Каракитаи с приходом к власти не раз­рушали города и оседлые поселения. По этой причине местное на­селение не оказывало им особого сопротивления. Среди кочевни­ков было немало полукочевников, хорошо знающих земледелие.

По свидетельству письменных источников, с каждого дома соби­рали по одному динару. Владельцы удельных земель получали специ­альные охранные грамоты в знак того, что они находятся под защи­той гурхана.

Представители местной знати были в прямой зависимости от наместников гурхана, занимавшихся сбором налогов. По письмен­ным сведениям арабских историков, каракитаи в основном жили в Туркестане и Мавераннахре. Они беспощадно угнетали их населе­ние. Каждый город имел своего правителя, который собирал и до­ставлял дань каракитаям.

В Отраре и Таразе сбором налогов занимались люди, специ­ально присланные гурханом. А сбор налогов в других регионах и доставка их в столицу каракитаев поручались местным феодалам.

Местные жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдава­ли в пользу правителя десятую часть урожая. Правители круп­ных городов ежегодно платили гурхану земельный налог - харадж.

Каракитаи значительно ужесточили налоговую политику со второй половины XII века. Отныне они перешли к открытому гра­бежу народа. Каракитаи стали нападать на мирные поселения, отнимая скот и имущество. Против такого насилия и произвола часто вспыхивали народные восстания.

Внешнее положение. Каракитайское государство, обра­зованное в Жетысу, постоянно пыталось захватить среднеазиат­ские владения Караханидов. В 1137 году каракитаи под Ходжентом разгромили войска Караханидов. После этого поражения Ка- раханиды в союзе с сельджуками стали готовиться к новому отпо­ру каракитаям. Сражение произошло в 1141 году в Катаунской степи близ города Самарканд. Каракитаи одержали победу и на этот раз. Затем они вторглись в город Бухару, захватили всю цент­ральную часть Мавераннахра. Тем самым каракитаи расширили свои владения в Средней Азии. Караханиды стали их вассалами и вынуждены были платить дань.

Каракитаи совершили поход на Хорезм и захватили его. Шах Хорезма был вынужден платить ежегодно по 3000 золотых дина­ров. Таким образом, их западная граница полностью дошла до ниж­него течения Амударьи. А восточная граница включала в себя уй­гурскую провинцию Гансу. На юге в зависимость от каракитаев попали земли Балха и Хотана. На северо-востоке каракитаи гра­ничили с найманами.

В 1171-1172 годах каракитаи повторно совершили поход на земли Хорезма, так как шах отказался платить дань золотом. Смерть шаха Хорезма аль-Арслана вызвала распри между его сы­новьями за власть. Сын шаха по имени Текеш обратился за помо­щью к каракитаям и при их поддержке захватил власть в Хорезме в свои руки, тем самым поставив себя в прямую зависимость от каракитаев.

Образование государства. В середине X века в Жетысу и в части Восточного Туркестана было создано государство Карахани- дов. Столицей стал город Баласагун. Основателем государства яв­лялся внук Бильге Кул Кадыр-хана СатукБогра-хан (915-955 гг.). Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над своим родственником Огулишком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было со­здано единое централизованное государство Караханидов. После распада Карлукского каганата оно занимало обширную террито­рию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке.

В этнический состав государства Караханидов входили племе­на жикил, ягма, карлуков, огу зов, канлы, уйсунов и другие тюрко­язычные племена. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителя­ми избирались также выходцы из племен ягма и жикил. Имена их предводителей Арслан- хана и Богра-хана были связаны с тотема­ми - объектами религиозного почитания (животные, растения и т.д.) этих племен: у жикил - лев, у ягма - бура (верблюд).

Общественный строй. Верховная власть находилась в руках хакана (кагана). Власть передавалась по наследству. К представи­телям знати относились потомки хакана - тегины, илик ханы, беки, нукеры. Власть осуществлялась по удельному принципу. Удельные земли подразделялись на большие и малые. У хакана имелись со­ветники, везиры. По своей деятельности они были схожими с коль еркинами в период Огузского каганата. По письменным свидетель­ствам Махмуда Кашгари, значение слова «коль еркин» раскрыва­ется, как «ум глубокий, подобно озеру» и эту должность занимали советники-соправители.

Ставка хакана, откуда он осуществлял свою политико-администра­тивную власть, называлась ордой. В ней жили дворцовые придворные.

По сравнению с системой правления предшествовавших тюрк­ских каганатов система общественного строя у государства Караханидов была более развитой, с феодаль­ным укладом. Это можно проследить по видам землевладения, системе сбора на­логов, социальному неравноправию и другим формам угнетения для поддер­жания правящей власти.

Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image040.jpg

Одной из разновидностей землевла­дения была икта- земельный надел, по­жалованный хаканом своим приближен­ным. Землевладельцев называли икта- дарами (персидское слово). По-арабски таких землевладельцев именовали мук- та. Однако икта навечно не узаконива­лась. А иктадары выделенные им икты стремились закрепить за собой навечно. Мавзолей Карахана.

Лица, получившие икты, в обязательном порядке обязаны были собирать налоги с простых людей и проходить у хакана военную службу.

Кроме икты существовали и другие разновидности землевла­дения. Так, например, крупным феодалам выделялись большие зе­мельные участки за счет захваченных территорий в целях сбора там налогов с населения. Также для этого феодалам выделялись и земли, принадлежащие государству.

Земельные наделы выделялись не только священнослужителям, но и религиозным учреждениям в целях укрепления их матери­альной самостоятельности. Такие земельные наделы назывались вакф (вакуф). С них налоги не взимались.

В оседлых районах основным видом угнетения мелких кресть­ян являлся сбор налогов с их удельных земель. В арабских и пер­сидских источниках таких земледельцев именовали му зари или бар- зигары.

Другой разновидностью гнета в период государства Караха­нидов была коммендация. Смысл ее состоял в следующем: «слабый (человек) передает под покровительство сильного свой земельный участок, чтобы он (сильный) защищал его». Мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что выплачивали им налоги. Существовали и другие виды нало­гов. Так, если одни крестьяне выделяли человека для прохожде­ния военной службы, то другие выполняли различные повинности у своих защитников - феодалов.

В целом, государство Караханидов не являлось продолжением тюркских каганатов. Оно было государством с развитой системой об­щественного строя, сильным как политически, так и экономически.

Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image041.jpg

Бронзовые светильники, найденные при раскопках города Тараз.

Политическое положение государства. После смерти основа­теля государства Сатука Богра-хана в стране начались политичес­кие распри. В 955 году к власти пришел его сын Муса. С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил исламскую рели­гию государственной. Столицей стал город Кашгар. Однако вто­рой сын Сатука Богра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул верховного хакана перешел к Али Арслану (960-990 гг.). Он был также провоз­глашен правителем Тараза и Баласагуна. С этого времени у потом­ков двух сыновей Сатука Богра-хана власть попеременно перехо­дила из рук в руки.

Несмотря на это, государство Караханидов умело использова­ло в своих целях внутренние распри и слабость соседних стран. Так, например, из-за социальных противоречий во второй полови­не X века значительно ослабло государство Саманидов в Средней Азии. Вовремя воспользовавшись такой обстановкой, Хасан Бог- ра-хан без особого сопротивления захватил Испиджаб, затем он за­воевал столицу государства Саманидов Бухару и Самарканд. Од­нако, опасаясь нападения племен, живших в районе города Дженд, Хасан Богра-хан вскоре возвращается в Жетысу. Он умер в мест­ности Кошкарбасы. В конце X века снова возобновились завоева­тельные походы Караханидов в Среднюю Азию. В 992 году сын Хасана Богра-хана Жусип (Юсуф) завоевал Хотан, а сын Али Арс­лана Насыр ибн Али в 996 году совершил поход на Мавераннахр. Правитель Саманидов обратился за помощью к своему газневид- скому вассалу Себук-тегину. Но Себук-тегин заключил мир с Ка- раханидами, согласно которому весь Присырдарьинский регион оказался во власти Караханидов.

Насыр ибн Али продолжил свои завоевательные походы. В 999 году он подчинил себе столицу Саманидов - город Бухару. Таким образом, государство Караханидов полностью захватило Маверан­нахр.

Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image042.jpg

Государство Караханидов состояло из двух владений - Восточного и Западного ханств. Территория Восточного ханства включала в себя Жетысу и Восточный ТуР кест &н. Столицей был город Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ города Ба- ласагун, а позднее - город Кашгар. К За­падному ханству относился Маверан- нахр. Столицей являлся сначала Узгенд, а затем Самарканд.

Тюркская одежда времени

Традиционно Восточное ханство счи­талось основной частью государства Ка­раханидов. Поэтому его хан являлся ве­ликим хаканом. Все остальные ханы были обязаны подчиняться ему. Однако этого

не произошло из-за разгоревшейся меж­доусобной борьбы за власть между правителями двух владений государства Караханидов. В 40-х годах XI века потомок Насыр- хана Ибрагим ибн Насыр в борьбе за власть с потомками Али-теги- на одержал победу. В 1040 году он принял титул тамгач Бурахан и стал полновластным правителем Мавераннахра. Но длительная междоусобная борьба между двумя владениями государства Кара­ханидов продолжалась, все более ослабляя государство.

Междоусобицами в государстве Караханидов воспользовался сельджукский султан Малик-шах. В 1089 году он захватил столи­цу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Бурахан поне­воле признал свою зависимость от сельджуков. Малик-шах не вме­шивался во внутреннюю систему управления государством Кара­ханидов. Он лишь назначал ханами тех, кто беспрекословно вы­полнял его указания.

В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В сражении в Катуанской степи близ города Самар­канд они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Караки- таи захватили город Бухару вместе с центральной частью Маве­раннахра. Тут следует учесть одно обстоятельство: каракитаи также не внесли каких-либо изменений во внутреннюю систему управле­ния государством Караханидов. Но они назначали ханами предан­ных им людей и власть осуществляли через них. Отныне государ­ство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев. Однако власть оставалась в руках династии Караханидов. Поэто­му караханидские правители во время сбора налогов для караки­таев старались пополнить и свою казну.

Воспользовавшись невмешательством каракитаев в систему сво­его управления, Караханиды распространили свое господство на

Самарканд, Бухару и Узгенд. В Самаркан­де и Узгенде они чеканили свои монеты.

Описание: Подпись: Фасад мавзолея Айша-Биби.

В это время вследствие ослабления сельджуков начало усиливаться госу­дарство Хорезм. В период правления Мухаммед-шаха Текеша государство Хорезм нанесло ощутимый удар по ка- ракитаям. Следившие за обстановкой правители государства Караханидов поддержали Хорезм. Разгромивший на берегах реки Талас каракитаев Мухам- мед-шах, возвратившись в Самарканд, казнил караханидского хакана. После смерти правителя Западного ханства в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно уничтожает государство Караханидов. Тем временем Восточное ханство захва­тывает найманский хан Кучлук.

Таким образом пало государство Караханидов, просущество­вавшее около двух веков.

Хозяйство. В Жетысуйском регионе государства Караханидов хозяйство велось в основном в двух направлениях: первое - близ крупных городов Тараз, Талхир, Баласагун и на зимовках, в кен- тах занимались оседлым земледелием, садоводством и бахчеводством. Второе - в степных, горных районах и холмистых местностях раз­вивалось полукочевое и полуоседлое скотоводство. У скотоводов Жетысу имелись постоянные зимовки и сезонные стоянки: жай- ляу (летние), куздеу (осенние) и коктеу (весенние). Вокруг зимо­вок полуоседлые скотоводы занимались земледелием. Полукочев­ники, имея постоянные зимовки, земледелием не занимались. Та­кой смешанный вид хозяйства был распространен в Южном Ка­захстане и Восточном Туркестане, хотя в этих регионах преобла­дало оседлое скотоводство.

Скотоводство в государстве Караханидов являлось продолжени­ем аналогичного хозяйства в период предыдущего каганата. Тради­ционно разводили четыре вида скота. Юсуф Баласагуни, описывая ско­товодческое хозяйство тюрков, писал, что основной вид хозяйства — коневодство.

Культура. В период государства Караханидов за счет обеднев­ших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. Массовое оживление оседлой культуры привело к возникновению множества зимовок и кентов.

Развитие городской культуры привело к росту числа мастерс­ких по различным видам ремесел и гончарному делу. В письмен

Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image044.jpg


ных источниках часто встречаются данные об увеличении числен­ности тюрков в городах. Они пополняли ряды ремесленников и тор­говцев.

Махмуд Кашгари оставил записи о взаимосвязи культуры еогдийцев и тюрков в обычаях, традициях, языке и одежде.

Распространение ислама как государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры. Стали возводиться купольные мечети. Купола возводили и над захоронениями знат­ных людей. Например, среди них мавзолеи Айша-Биби, Бабаджи- Хатун. Возведение подобных архитектурных сооружений было свя­зано с распространением среди населения исламской религии.

Еще одной особенностью, присущей государству Караханидов, было строительство в городах множества бань.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что государство Караханидов по своему общественному строю было раз­носторонне развитым феодально-патриархальным государством на территории Казахстана.

1. Расскажите об образовании государства Караханидов.

2. Что вы можете сказать об общественном строе государства?

3. Запишите в тетрадь по истории слова иктсь, мукта, вакф, му зари, барзигар, коммендация и объясните их смысл.

4. Почему государство Караханидов было разделено на две части? Расскажите о каждой из них в отдельности.

5. Когда государство Караханидов полностью захватило Маверан- нахр?

6. Расскажите о хозяйстве государства.

7. Как была развита культура государства Караханидов?

Вопросы для самопроверки

1. Особую роль в создании государства Караханидов сыграли племе­на .

A. жикил D . огузов

2. Кто являлся основателем государства Караханидов?

A. Бильге Кул Кадыр-хан D . Муса

B. Сатук Богра-хан Е. Сулейман-илик

3. В каком году ислам был объявлен государственной религией Го­сударства Караханидов?

Государство Караханидов (942—1210 гг.)

Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915—955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов.

В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. В X в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу от Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее — в долине р. Или. В этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Прииссыккулья.

В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Сред­ней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами и пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза. На северо-востоке владения. Караханидов не выходили за линию озер Балхаш и Алакуль. На востоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидов простирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджуки-дов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи). В течение двух последующих веков владения Караханидов прости­рались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке.

Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися титулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми. Политическая жизнь характе­ризовалась распрями и междоусобной борьбой.

В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так про­изошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана.

В 1056 г. сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование власти захватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отрав­лен. На престол взошел сын Йинал-тегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханским владетелем. После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет (1059—1074) прави­ли сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун. При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула его уделы перешли к Богра-хан Харуну (1075—1102) — владетелю Кашгара, Баласагуна и Хотана. В 1089 г. он подпал под вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана, на Мавераннахр напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Он захватил все земли до Амударьи, пытался захватить у Сельджукидов Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен.

При правлении могущественного султана Санджара (1118—1157) Сельджукиды добились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период уже наметился политический упадок Караханидов.

В начале второй четверти XII в. многочисленный народ караки-таи (киданей) завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения восточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухам­мед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могущественного государства Караханидов на этом завершилась.

Государство Караханидов не было простым повторением пре­жних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом прин­ципе.

Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта», а его держателя называли мукта, или иктадар. Институт икты играл значительную роль в хозяйственной и политической жизни юга и юго-востока Казахстана.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земле­делию и приобщалась к городской культуре.

В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальней­шее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской рели­гии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике.

Рост самосознания тюркских этносов при Караханидах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всего были известены Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.

В целом Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоевания прервали естественный процесс наме­тившегося развития.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 60 13 (вн - 1163)

Караханиды

Сатук Богра-хан правил в 942-955 годах над частью карлукских владений. Он принял ислам, на основании этого стал союзником Саманидов и с их помощью смог захватить в 942 году власть в государстве. Он победил своего дядю Огулчака, подчинил себе Тараз, Кашгар и Баласагун, и в 942 году был провозглашен верховным каганом (ханом). Получил прозвище Карахан. Сатук Богра-хан поделил свои владения между сыновьями Мусой и Сулейманом. У Мусы был сын Али, а у Сулеймана сын Хасан (Харун).


Муса правил в 955-970 годах. В 960 году Муса провозгласил ислам государственной религией своего государства. Вместе с ним ислам приняло «200 тысяч шатров» (200 тысяч семей кочевников или около 1 миллиона человек). Столицу Муса перенес в город Кашгар. Сулейман же получил в свое владение город Баласагун. Баласагун известен также как Куз Орду (Осенняя ставка, Осенняя орда)


Наследники Мусы стали правителями Восточной части государства Караханидов. Они носили титул Арслан Кара-каган (Арслан Кара-хан), опираясь на карлукское племя Чигиль. Тотем Арслан (Лев) принадлежал племени Чигиль. Чигиль было карлукским племенем, оказавшимся на данной территории в 746 году.

Наследники Сулеймана стали правителями Западной части государства Караханидов. Они стали носить титул Богра Кара-каган (Богра Кара-хан), опираясь на племя Ягма. Тотем Богра (Верблюд) относился к племени Ягма. Ягма было телесским племенем, оказавшимся на данной территории раньше карлуков, то есть до 746 года.

После смерти Мусы в 970 году его трон унаследовал Хасан (сын его брата Сулеймана), он же Харун Богра-хан (970-993). Во время его правления в 990 году Караханиды завоевали Испиджаб (Сайрам). Чуть позже в 992 году Караханиды смогли завоевать Фергану, Хотан. Развивая свой успех, в 992 году войска Караханидов временно захватили Бухару и Самарканд, но были вынуждены отступить.

Стоит отметить, что завоевание Караханидами Трансоксианы (междуречье Амударьи и Сырдарьи) связано с Насром, братом Ахмеда Тогана. Наср не носил титул хан, а был лишь илеком (князем). В 994-995 годах он при жизни своего отца Али отвоевал у Саманидов Ходжент и Фергану. Чуть позже в том же 995 году он захватил город Илак. В 996 году войска Караханидов под предводительством Насра пошли на Саманидов. После чего был заключен мирный договор, согласно которому границей между Караханидами и Саманидами стала Катванская степь (северо-восточнее Самарканда).


Под командованием Насра были завоеваны Ходжент, Фергана, Шаш (Ташкент), Илак и Усрушана. Наср начал свой поход против Саманидов в 999 году. Осенью 999 года Наср без военного вооруженного сопротивления занял Бухару, захватил в плен Саманидского правителя Абд ал-Малика. Пленник вместе с остальными Саманидскими принцами был отправлен в Узген, который считался городом-резиденцией Насра. Наср оставил в Бухаре и Самарканде своих наместников и вернулся домой. Наср формально считался третьим лицом в Караханидском каганате (первый верховный каган Ахмед, второй Юсуф, сын Хасана (Харуна), но фактически Наср был наиболее могущественным из всех Караханидов, а его владения стали самыми большими за счет завоеваний Насра. В 1000 году из Узгена бежал Саманидский принц Исмаил ибн Нух. Он принял прозвище ал-Мунтасир (победоносный) и попытался отвоевать Саманидские владения. Сначала он испытал успех и захватил пару населенных пунктов, но в 1000-1001 годах после подхода войск Насра Исмаил ибн Нух бежал в Хорасан, где погиб в 1005 году. В 1004-1005 годах Исфиджаб (Сайрам) окончательно и бесповоротно вошел в состав Караханидского каганата.

В 999 году тюркский гулям (воин) Махмуд Газневи, бывший вассал Саманидов, провозгласил себя правителем Хорасана.

Опасаясь Караханидов, в 1001 году Махмуд Газневи отправил посольство к Насру. Целью посольства было установление общей границы и возможный династический союз. Он был заключен: Махмуд Газневи женился на дочери Насра, помимо этого был заключен договор о границе между Газневидами и Караханидами по реке Амударье.

После смерти последнего Саманидского принца ал-Мунтасира Наср решил нарушить договор и захватить все «Саманидское наследство». В 1007 году он заключил союз с другим караханидом Юсуфом, сыном Хасана (Харуна) и выступил в поход на Газневидов. 4 января 1008 года произошла битва возле Балха, где армия Караханидов потерпела поражение от войск Махмуда Газневи. Поражение привело к тому, что ранее обговоренная граница по Амударье была заново обозначена как граница между двумя государствами. Наср умер в 1012 году. В 1017-1018 годах во владения караханидов вторглись кочевники, которые были разбиты в битве. Спустя некоторое время после битвы Ахмед Тоган-хан (верховный правитель и брат Насра) скончался.


В 1016 (1018)-1025 годах правил его брат Мансур, принявший титул Арслан-хан. После него власть захватил Мухаммед, сын Хасана (Харуна) с титулом Тоган-хан, правивший с 1025 до 1026 года. Его трон унаследовал младший брат Юсуф, который принял титул Кадыр-хан и правил в 1026-1031 годах. Сын Юсуфа Сулейман принял титул Арслан-хан и правил в 1031-1040 годах как верховный правитель.

Параллельно с ним начал набирать политический вес Ибрагим, сын Насра, который известен был также по имени Бури-тегин. В 1038 году он захватил Самарканд и принял титул Тамгач-хан (Табгач-хан). Ибрагим, даже когда захватил Баласагун, оставил своей столицей Самарканд. Через два года в 1040 году Ибрагим и Сулейман окончательно разделили территории, и единый Караханидский каганат распался на Западно-Караханидский и Восточно-Караханидский каганаты.

Ибрагим проводил политику централизации, унифицировал денежную систему чеканки монет на территории всего своего государства.


В восточных летописях Ибрагим предстает идеалом справедливого государя. Он строил бесплатные больницы и разные медресе. В его правление начался расцвет Караханидской культуры.

Последний Восточно-Караханидский каган в Кашгаре Мухаммед IV Богра-хан правил в 1205-1211 годах. Последний Восточно-Караханидский каган в Узгене Махмуд-хан правил в 1210-1212 годах. Последний Западно-Караханидский каган Осман правил в 1201-1212 годах. Он был женат на Хан-Султан, старшей дочери Мухаммеда Хорезмшаха, и был убит по ее просьбе. В дальнейшем Хан-султан вышла замуж за Джучи, сына Чингиз-хана, и родила ему трех детей: Берке, Беркечара и Буда (Бура или Будакур).

Таким образом, 1212 год был годом смерти последних караханидских правителей как Западно-Караханидского, так и Восточно-Караханидского государств.

1. Пиков Г.Г. Западные кидани. Новосибирск. 1989.

2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы. Атамура. 2010. С. 417.

3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы. Атамура. 2010. С. 418.

4. История Казахстана в арабских источниках. Том II. Арабские географы и путешественники IX-XII вв. Алматы: Дайк-Пресс, 2010. с. 35.

6. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Алматы. Атамура. 2010. Том 1. С. 322.

7. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Алматы. Атамура. 2010. Том 1. С. 323.

8. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве пресвитера Иоанна» Москва. Ди-Дик. 1993. С. 404

9. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 104-107.

10. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 108.

11. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 29.

12. Minorsky V. Tamim ibn Bahr's journey to the Uyghurs. — BSOAS, 1948, vol. XII. pt 2, p. 300.

13. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 107.

14. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 152.

15. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 110.

16. Новое известие о средневековых тюрках // Известия АН ТуркмССР. Серия общественных наук, № 6. 1965.

17. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 116.

18. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы: Дайк-пресс, 2002. С. 110-135.

19. Пилипчук Я.В. Кімаки, кай та куни: тюрки чи протомонголи // Цирендоржиївські читання 2012 (V): Тибетська цивілізація та кочові народи Євразії: кросскультурні контакти. К.: Поліграфіст, 2012. С. 171-182.

20. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том I. Москва-Ленинград: 1950. С. 374.

21. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том I. Москва-Ленинград: 1950. С. 370.

22. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 140.

23. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 142.

24. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. С. 35.

25. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. C. 157.

26. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. C. 121-122.

27. Гумилев Л.Н. История народа хунну. Том II. Москва. Ди-Дик. 1998. С. 182.

28. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 121.

29. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том II. Москва-Ленинград: 1950. С. 72.

30. Гумилев Л.Н. История народа хунну. Том II. Москва. Ди-Дик. 1998. С. 42.

31. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. Москва. Наука. 1980. С. 192.

32. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. Москва. Наука. 1980. С. 5.

33. Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Ленинград. Издательство Ленинградского государственного университета. 1951. С. 122.

36. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 109.

37. Думан Л.И. Проблемы внешней политики киданей в VII-X вв. н.э.//Восточная Азия и соседние территории в средние века. Новосибирск: 1986. C. 18.

38. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 60.

39. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 119.

40. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы: Дайк-пресс, 2002. С. 133.

41. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 184-197.

42. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 185-186.

43. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 193-195.

44. Шараф ал-Заман Тахир Марвази. Глава о тюрках (перевод В. Храковского) // Труды сектора востоковедения, Том 1. АН КазССР. 1959. C. 212.

45. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 64.

46. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 65-66.

47. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 66.

48. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III - середина XVI вв.). Институт истории АН РТ. Казань: Школа, 2007.

49. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 64.

51. Навширванов В.Ш. Предварительные заметки о племенном составе тюркских народностей, пребывавших на юге Руси и в Крыму // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Том 3. Симферополь, 1929. С. 83-84.

52. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. Москва. Наука. 1974. С. 172.

53. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989. С. 263

54. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы, 1996. С. 426-427.

55. Ильясова З.С. Сабитов Ж.М. Сведения Нухбат ад-дахр фи аджаиб ал-барр ва-л-бахр ад-Димашки о тюркских племенах Дешт-и Кыпчака//Золотоордынское обозрение. Казань. 2016. № 3.

56. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 120-125.

57. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 208.

59. Пилипчук Я.В. Политическая и военная история кыпчаков в Индии в XIII в. //Военное дело кочевников Казахстана и сопредельных стран эпохи Средневековья и Нового времени. Астана, 2013. С. 76.

60. Шихаб ад-дин ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Москва. Восточная литература. 1996. С. 241, 279.

61. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве пресвитера Иоанна» Москва. Ди-Дик 1993. С. 168.

62. Храпачевский Р.П. Половцы-куны в Волго-Уральском междуречье (по данным китайских источников). Москва: ЦИВОИ. 2013. С. 26.

63. Пилипчук Я.В. Монгольское завоевание кочевий восточных кыпчаков// Тюркологический сборник. 2009-2010. Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. Москва: «Восточная литература». 2011. С.

64. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 207

65. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 147.

66. Шихаб ад-дин ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Москва. Восточная литература. 1996. С. 224.

67. Иванов А.Н. «К вопросу о причинах принятия ислама золотоордынским ханом Берке»//Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 2. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. С. 106.

68. Сабитов Ж.М. Берке и его правление в Золотой Орде// Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство «Астраханский университет». 2011. С. 164.

69. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 195.

70. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 76.

71. Золотая Орда в источниках. Том 3. Китайские и монгольские источники. Москва. ЦИВОИ. 2009. С. 223-224.

73. Расовский Д.А. Половцы, чёрные клобуки: печенеги, торки, берендеи на Руси и Венгрии (работы разных лет). Москва. ЦИВОИ, 2012. С. 213.

74. Катанчиев С. Т. Александр Невский — правнук кыпчакского (половецкого) хана Котяна. Нальчик: Эльбрус, 2008. С. 30-31.

75. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 141.

76. Голден П. К вопросу о происхождении племенных названий кыпчаков. //Кыпчаки Евразии: история, язык и письменные памятники. Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 1100-летию Кимекского государства в рамках Дней тюрскской письменности и культуры. Астана, 2013. С. 25.

77. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы. Атамура. 2010. С. 454.

Жаксылык Сабитов

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 60 13 (вн - 1163)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: