Как украинские суда проходят через керченский пролив

Обновлено: 24.04.2024

Вечером в четверг, 9 ноября, украинский военный корабль «Донбасс» подошел на опасное расстояние к Крымскому мосту. На запросы российских пограничников корабль не отвечал. Провокация произошла практически одновременно с телефонным разговором президента США Джо Байдена и президента Украины Владимира Зеленского

Об опасном маневрировании «Донбасса» около 22:00 сообщил Центр общественных связей Федеральной службы безопасности России.

«Заявок в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Керчь, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 21 октября 2015 г. № 313, на прохождение Керчь-Еникальским каналом украинской стороной подано не было», — сообщил ЦОС ФСБ.

В 13:45 сопровождающий «Донбасс» корабль береговой охраны ПС ФСБ России предупредил о необходимости соблюдения российского законодательства, а именно о необходимости подать заявку на прохождение Керченским проливом. В ответ на «Донбассе» заявили, что входить в Керченский пролив не планируют. Но идти по направлению к проливу корабль ВМС Украины продолжил.

«В настоящее время "Донбасс" находится на расстоянии 18 морских миль до Керченского пролива, требования изменить курс не выполняет. Указанные действия создают угрозу безопасности мореплавания», — сообщили в ЦОС ФСБ.

Как сообщили некоторые СМИ, из-за действий «Донбасса» у Керченского пролива образовалась «пробка» из кораблей.

Одновременно с этим проходили переговоры президента Украины Владимира Зеленского с президентом США Джо Байденом.

«Закончил полуторачасовой разговор с президентом США. Президент США проинформировал меня о своих переговорах с Путиным. Мы также обсудили возможные форматы разрешения конфликта в Донбассе и коснулись темы курса внутренних реформ на Украине», — написал Зеленский в своём Τwitter в 23:14 по Москве.

​Позже Белый Дом уточнил время беседы Байдена с его украинским коллегой. Согласно администрации американского президента, беседа длилась с 21:34 до 22:50 по Москве.

Таким образом, провокация украинского корабля в Керченском проливе пришлась как раз на время переговоров Байдена с Зеленским.

Через несколько минут после окончания переговоров президентов, около 23:10 ЦОС ФСБ сообщил, что корабль ВМС Украины лёг на обратный курс.

При этом совпадение провокации украинцев по времени с разговорами Байдена и Зеленского — не единственное в тот день.

Что за «Донбасс»?

Корабль управления «Донбасс» был построен на Щецинской судоверфи в социалистической Польше в далёком 1969 году под наименованием «ПМ-9». ПМ — плавучая мастерская. Корабли Щецинской судоверфи активно применялись в боевых походах.

За годы службы в Военно-морском флоте СССР «ПМ-9» совершал переходы из Чёрного, Средиземного и Балтийского морей. В разные годы он базировался в сирийском Тартусе, египетской Александрии, тунисском Мензель-Бургиба, польской Гдыне, советских Калининграде и Севастополе.

В последнем он находился на момент раздела Черноморского флота между Россией и Украиной. Плавучая мастерская досталась Украине и была переименована в «Краснодон», получив бортовой номер U803. Но в 2001 году корабль снова переименовали — в «Донбасс». Ему присвоили и новый бортовой номер — U500.

Украинская история «Донбасса» была трагична. В 2004 году он горел. В 2007 его сорвало со швартовых у причальной стенки, и спасать «Донбасс» пришлось среди прочего и российским буксирам.

К 2010 году корабль находился в неудовлетворительном техническом состоянии. Тогда Минобороны Украины выделило около 4 миллионов гривен (около 12 миллионов рублей. — Ред.) для восстановительных работ.

Во время Русской весны — 20 марта 2014 года — на корабле подняли российский флаг, украинский экипаж вывели на сушу.

Однако менее чем через месяц — 15 апреля — корабль вернули Украине.

«В нейтральных водах на "Донбассе" прошла церемония подъема флага Военно-морских сил Украины. Сейчас корабль идет в Одессу», — сообщило в тот день в 2014 году одесское издание «Думская».

В Одессу «Донбасс» пришел на буксире.

Берега Крыма «Донбассу» было суждено увидеть спустя четыре года — 23 сентября 2018 года его под аркой Крымского моста провёл украинский буксир «Корец». «Донбасс» направили в Бердянск, где, как сообщил «Украинский милитарный портал», «Донбасс» должен был стать основой новой базы ВМС Украины.

И вот, в 2021 году «Донбасс» чуть не прошел под Крымским мостом снова. Впрочем, украинская сторона утверждала: корабль действовал в территориальных водах Украины.

«Судно ВМС Вооружённых сил Украины "Донбасс" не заходило в чувствительные зоны. Корабль выполняет задание в своих территориальных водах. На данный момент "Донбасс" возвращается на базу», — сообщалось на странице Операции объединённых сил в Facebook в 23:22.

Хитрый план Зеленского

В четверг, 9 декабря, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба сообщил: Генассамблея ООН приняла украинскую резолюцию против «милитаризации Крыма».

«Генассамблея ООН одобрила усиленную резолюцию по милитаризации Крыма. Она содержит важную поддержку Крымской платформы, призывает РФ прекратить переброску на полуостров оружия и военных, прекратить нарушение свободы мореплавания в Черном и Азовском морях. Я благодарен всем государствам — членам ООН, поддержавшим документ. Он консолидирует международную поддержку Крымской платформы и ее целей, противодействует нарастающей милитаризации Крыма, посылает сигнал сдерживания на фоне наращивания военного присутствия РФ вдоль нашей границы и в Крыму», — написал Кулеба в Twitter.

В случае, если бы российские пограничники попытались противодействовать «Донбассу», Украина радостно бы обвинила Россию в нарушении международного права, а также в циничном игнорировании резолюций ООН.

При этом обращает на себя внимание и то, как назывался корабль, устроивший провокацию. Президент Украины Владимир Зеленский — грамотный шоумен. Он и его окружение знают, как грамотно выстроить медиакампанию.

Информационный посыл, что «Донбасс» создает проблемы России, был направлен на российских граждан.

А вот посыл «Российские военные атаковали "Донбасс"» — на украинскую, а также западную аудиторию.

Тем временем в России, судя по настроениям в соцсетях, похоже, начали задумываться о том, а стоило ли останавливать наступление ополчения на деморализованные украинские войска летом 2014 года. Ведь окажись Мариуполь и Бердянск, а также другие порты на Азовском море, под контролем ополчения, никаких бы провокаций сегодня не было.

Пока на Азовском море есть базы украинских ВМС, Крымский мост не может быть в полной безопасности.

Не смотря на все завывания, крики и проклятия от украинских политиков, государственных должностных лиц, да и простых граждан в адрес России, как бы там не называли Москву «врагом номер один», но за многое Украина исправно платит в копилку России. Прохождение украинских судов через Керченский пролив не стало исключением.

Если посмотреть на онлайн карту движения судов через Керченский пролив, то видишь достаточно активное движение, даже не смотря на мировые ограничения, карантин и самоизоляцию. Корабли оживленно мотаются туда и обратно.

Украина много раз истерила и психовала, устраивая провокации. Но получив единожды «по шапке», перестала этим заниматься. Теперь платит пошлину исправно и в срок.

По усредненным данным, ежедневный трафик судов составляет примерно 60 шт. Это 22 тыс. кораблей в год проходит через крымский пролив. Такое активное судоходное движение опирается на систему обеспечения мореплавания, и состоит она из следующих параметров:

- Услуги маяков (маячный сбор);

- Услуги по регулировке движения кораблей (навигационный сбор) (работа диспетчеров);
- Лоцманские услуги (лоцманский сбор) (специальный человек, отлично знающий здешние воды. Его принимают на борт судна, на время прохождения керченского пролива).

Так же, периодически проводятся работы по очистке дна пролива, от ила, специализированными судами – Земснаряды. (канальный сбор)

Все эти услуги и работы требуют денежных вложений. Для этих целей и взимается плата с проходящих кораблей.

Если рассматривать инцидент 2018 года с прохождением кораблей Военно-Морских Сил Украины, и восторженных заявлений о бесплатном проходе через Керчь-Еникальский канал, то тут конечно надо учитывать политический окрас данных слов.

«Военно-Морские Силы Украины не просили разрешения у страны агрессора, а реализовали свое право на свободное плавание Керченским проливом и Азовским морем согласно Конвенции ООН и международных соглашений».

Это всё конечно громкие и бахвальские заявления, с украинской стороны, но к реальной картине не имеют отношения. А по факту, каждый проходящий корабль оплачивает свой проход по Керченскому проливу.

Величина денежного сбора зависит от тоннажа плавсредства. Не большие суденышки оплачивают примерно 18 тыс. руб. Суда по больше, уплачивают в района 30 тыс. руб. Это установленные расценки для судов иностранных компаний, и в частности для украинских. Российские корабли платят в два раза меньше.

В общем, Украина и любые иностранные суда, проходящие под Крымским мостом обязаны платить. И пусть даже украинские должностные лица делают нелепые и громкие заявления, но от реальности никуда не деться. Украина исправно пополняет крымский бюджет.

Спасибо, что были с нами и дочитали до конца!

Понравилась статья! Жми палец вверх и подписывайся на наш блог , чтобы не пропустить новую публикацию.


Когда смотришь на онлайн карту движения судов в Керченском проливе, невольно вспоминается муравейник. Даже сейчас, во время всеобщих ограничений, так наблюдается довольно много кораблей:

В среднем трафик составляет 60 кораблей в сутки, или 22 000 кораблей в год. Такое плотное движение вынуждает создавать специальную систему обеспечения мореплавания. Она включает в себя:

– Регулирование движения судов (да, там есть диспетчеры, как в авиации)

– Услуги лоцманов (это специальные проводники, которые хорошо знают местность.

Их временно берут на борт для прохода через пролив)

Кроме того, очень много работы проводится для поддержания дна пролива в должном состоянии. Дело в том, пролив довольно быстро затягивается илом, поэтому его периодически чистят специальными судами (они называются Земснаряды).


Земснаряд в действии.

Земснаряды поддерживают глубину пролива, достаточную для прохода крупных корабли (в среднем глубина составляет около 9 метров).

Естественно, все эти работы и услуги стоят денег. Поэтому, с каждого корабля, который проходит через Керченский пролив, берутся специальные сборы.

Конкретная величина сбора зависит от тоннажа судна. Маленькие кораблики могут заплатить в районе 18 000 руб. Крупные – 30 000 руб и более. Но эти цифры – для иностранных судов (украинских, например). Российские платят примерно в 2 раза меньше.

Каковы же доходы за год

Если мы возьмем общий трафик Керченского пролива (22 000 кораблей в год) то 60% этого трафика – российские корабли, а 40% (почти 9000 штук) – иностранные.

Далее, за средний сбор с корабля можно взять цифру в 25 000 рублей. Итого, перемножаем:

25 000 руб * 9000 кораблей = 225 миллионов рублей в год

Кончено, это грубый подсчет и он просто показывает порядок цифр: около 3 миллионов долларов. Именно столько платят иностранные суда российской стороне.

Правда, 95% этой суммы съедают расходы – углубление дна, обслуживание маяков, зарплаты диспетчеров и т.д. Так что, ни о какой особой прибыли речи быть не может. Это просто компенсация наших расходов.


Для сравнения

Если мы возьмем Суэцкий канал, то я уже писал, что за проход по нему Египет берет по 10 долларов за каждую регистровую тонну корабля.

У нас эта цифра составляет всего 10 рублей за регистровую тонну. То есть, в 75 раз меньше. Иными словами, если бы мы брали столько же, сколько Египет, то зарабатывали бы не 3 миллиона, а более 200 миллионов долларов в год.

Но это так – для примера. Сравнивать такие вещи, конечно же, нельзя. Ведь канал, все-таки, копали. А Керченский пролив создала природа 🙂

Военные корабли, задержанные около года назад в Керченском проливе после незаконного пересечения государственной границы России, передадут Украине в нейтральных водах. Об этом Крыминформу сообщил информированный источник в силовых ведомствах.

«Некоторые действия по передаче украинских военных кораблей уже начались. Катера и буксир будут доставлены в нейтральные воды Черного моря. После этого представители украинской стороны смогут подойти и забрать корабли», - сообщил собеседник Крыминформа.

На сайте газеты «Коммерсант» были опубликованы фотографии из Керчи. На снимках видно, как корабли береговой охраны России на буксире отводят украинские корабли из порта. Ссылаясь на очевидцев, издание сообщает, что первым причал Керченского морвокзала покинул буксир «Яны Капу». Затем на буксир был взят один из катеров — «Бердянск». На его борту заделана пробоина, полученная им год назад.

Ранее украинские СМИ опубликовали заявление помощника президента Украины Андрея Ермака, который заявил, что процесс возвращения малых бронированных катеров «Бердянск» и «Никополь», а также буксира «Яны Капу»находится на завершающем этапе.

25 ноября 2018 года все мировые агентства показали кадры задержания российскими пограничниками украинских военных кораблей недалеко от Керченского пролива в Черном море. Прозвучавший в капитанской рубки корабля «Дон» призыв «Дави его, б..я» позже станет мемом.

В этот день события в Черном море с участием украинских и российских кораблей разворачивались на протяжении нескольких часов.

Руководство Украины отдало приказ командам двух малых бронированных артиллерийских катеров «Бердянск» и «Никополь», а также рейдового буксира «Яни Капу» осуществить переход из порта Одессы в порт Мариуполь Азовского моря. Примерно в 7 утра украинские военные корабли нарушили государственную границу России.

«Три корабля Военно-морских сил Украины в нарушение статей 19 и 21 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, определяющих право прибрежного государства на обеспечение безопасности в морском пространстве, пересекли государственную границу Российской Федерации, неправомерно зашли во временно закрытую акваторию территориального моря Российской Федерации», - сообщили в Пограничном управлении ФСБ России.

В акватории Черного моря украинских военных сопровождали российские пограничные катера типа «Соболь», ПСКР «Дон», катера типа «Мангуст», МПК «Суздалец».

«Пограничный корабль «Дон» совершил таран нашего рейдового буксира, в результате которого поврежден главный двигатель корабля, обшивка и леерное ограждение, потерян спасательный плотик», - сообщили в пресс-центре ВМС Украины сразу после знаменитого тарана.

Позже стало известно, что для задержания нарушителей государственной границы российским пограничникам пришлось применить оружие. Все три украинские корабля были задержаны.

«Нарушившие утром 25 ноября госудаственную границу Российской Федерации суда ВМС Украины «Бердянск», «Никополь» и «Яни Капу» в 19 часов этого же дня совершили очередную попытку незаконных действий в территориальных водах Российской Федерации. На законные требования сопровождающих их кораблей Пограничной службы ФСБ России и Черноморского флота Российской Федерации о немедленной остановке не реагировали, совершали опасное маневрирование. С целью принудительной остановки украинских военных кораблей было применено оружие», - сообщил сотрудник Погрануправления ФСБ по Крыму Антон Лозовой.

Три задержанных украинских судна были доставлены в Керчь. По факту нарушения государственной границы Российской Федерации военными кораблями Украины было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 322 УК РФ.

В российском пограничном ведомстве особо отметили, что украинской стороне известен порядок прохождения военных кораблей через территориальные воды Российской Федерации и Керчь-Еникальскому каналу. Этот порядок ранее уже использовался ими для осуществления мирного прохода. Сами украинские военнослужащие позже подтвердили , что действовали в нарушение российского законодательства.

27 ноября 2018 года Киевский районный суд Симферополя определил меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца для первых 12 моряков украинских военных кораблей, задержанных российскими пограничниками за незаконное пересечение государственной границы России в Черном море.

На следующей день под арест были отправлены офицеры с украинских кораблей, а также сотрудник СБУ Андрей Драч, находившийся на бронекатере «Никополь».

«Я хочу сказать, что не нарушал закон Российской Федерации по пересечению границы. Я узнал об этом только когда уже зашли в территориальные воды, когда уже начались радиоэфиры. Только тогда я узнал, что это все случилось. Я не имел злого умысла либо какой-то агрессии», – сказал Драч в суде, упрашивая не отправлять его под арест.

В общей сложности фигурантами уголовного дела о незаконном пересечении государственной границы России оказались 24 украинских моряка. В их числе находившийся на бронекатере «Никополь» сотрудник СБУ Андрей Драч, капитан 3 ранга Владимир Лисовой, старший матрос «Никополя» Вячеслав Зинченко, мичман Андрей Шевченко, матрос с бронекатера «Бердянск» Юрий Безъязычный, матрос Евгений Семидоцкий, командир катера «Никополь» старший лейтенант Богдан Небылица, командир буксира «Яны Капу» Олег Мельничук и капитан 2 ранга Денис Гриценко. А также рядовые члены команды катеров и буксира Владимир Варимез, Виктор Беспальченко, Владимир Терещенко, Сергей Цыбизов, Андрей Опрыско, Юрий Будзыло, Михаил Власюк, Сергей Попов, Богдан Головаш, Роман Мокряк, Сергей Чулиба и Владислав Костышин. Еще трое моряков после задержания в Черном море были доставлены в больницу. Им оказали помощь и через несколько дней они также отправились в СИЗО.

Корабли ВМС Украины «Бердянск», «Никополь» и «Яни Капу», оставленные в Керчи в качестве доказательства по уголовному делу, в последствии много раз привлекали внимание украинских журналистов. Сообщалось, что корабли, якобы, спрятали, перевезли на другое место, утопили. Каждый раз российским военным приходилось показывать корабли в подтверждение того, что с ними ничего не случилось.

«Вот они (пришвартованы), боевые украинские катера: «Бердянск», «Никополь», а вдалеке буксир «Яны Капу». До сих пор, вопреки всем слухам, остаются в Керченском порту. Под охраной Пограничной службы ФСБ России. Их немного скрыли от глаз обывателей, замаскировав специальной сеткой, но они до сих пор остаются здесь», – сказано в одном из сюжетов на российском ТВ.

1 июля 2019 года адвокаты сообщили о завершении следствия по делу задержанных в Керченском проливе украинских моряков. Всем им было предъявлено обвинение в окончательной редакции.

А уже 7 сентября 2019 года между Россией и Украиной состоялся самый масштабный обмен заключенными. 24 украинских моряка, задержанные в 2018 году в Керченском проливе, были отправлены домой.

Российский пограничник на катере Мангуст перед Крымским мостом

С мели — в Италию

Перед Крымским мостом собралось несколько грузовых кораблей. Еще немного и сформируется "караван", а на первое судно зайдет лоцман, корабли тронутся и якорная стоянка возле транспортного перехода практически опустеет. Среди огромных пароходов снует пограничный катер "Мангуст". Задача его экипажа – осмотр судов перед входом в Керченский пролив. Пограничники проверяют, нет ли на них нелегальных эмигрантов, наркотиков, взрывчатых веществ, оружия и контрабанды. На проверку одного корабля уходит ориентировочно час, в зависимости от размера судна и количества членов экипажа.

 Суда, ждущие прохода в Керченский пролив

Керченский пролив

"Приготовиться, подходим по левому борту", — раздается голос командира катера, и "Мангуст" направляется в сторону сухогруза Maryland. Кстати, этот балкер уже получил известность в новостных лентах: в марте он сел на мель недалеко от Крымского моста. Тогда на борту было 17 тысяч тонн украинского металлолома, которые перевозили в Италию из Мариуполя.

Как стало известно, судно под флагом Либерии идет по обратному маршруту. Видимо, украинский груз он все же в Европу доставил.

 Российские пограничники поднимаются на борт сухогруза Maryland для проверки

Корабли ВМСУ в Керченском проливе, 25.11.2018 г.

С борта Maryland скидывают штормтрап. При этом помощник капитана отказывается принять журналистов. "У нас четкое поручение: никаких посторонних на борту", — поясняет он.

Пограничники поднимаются на сухогруз для досмотра, а спустя час в рации раздается голос одного из проверяющих: "Работу закончили".

Сухогруз Maryland в Керченском проливе

Все как везде

Керченский пролив

Своей очереди ждет следующее судно — JSP Porto под флагом Португалии. Штормтрап спущен и проверяющие поднимаются на борт. Журналистов сюда пускают без проблем. Тем временем экипаж, состоящий из филиппинцев, украинцев и капитана-поляка, собирается у кают-компании для предоставления документов на проверку. Пока один пограничник изучает паспорта, двое других в сопровождении помощника капитана ведут осмотр судна. Тем временем капитан Марчин Крых рассказывает о транспортируемом грузе.

"Мы сейчас идем из испанского порта с грузом ветрогенераторов, которые вы можете увидеть на палубе. Мы оставляем груз в Мариуполе. Это новый для нас тип грузов – энергопроизводящие мощности. Их устанавливают во многих странах, на побережье, чтобы использовать энергию ветра для производства "чистого" электричества. У нас на борту 30 запчастей", — показывает он на огромные контейнеры, надежно закрепленные на судне.

 Пограничники проводят досмотр корабля JSP Porto

Вид на Крымский мост через Керченский пролив

Поднявшихся на капитанский мостик пограничников Марчин Крых встречает улыбкой и рукопожатием. По его словам, никаких проблем при осмотре он не видит.

"Увидим в конце досмотра, насколько они дружелюбны. Шучу. Это обычная процедура и она везде одинакова. Мы сейчас проходим российскую границу, потом будем пересекать украинскую и это нормальная процедура досмотра судна. Ее в России можно сравнить с процедурой в США, там береговая охрана тоже поднимается на борт, чтобы проверить корабль и документы. Нет никакой разницы и жаловаться не на что", — поясняет с улыбкой Марчин Крых.

Капитан заверяет: времени на осмотр уходит немного и эта мера вполне оправдана. "Конечно, эта процедура необходима, мы прибываем в другую страну, а судно – это территория другого государства, которое приближается к границам РФ. И если вы хотите ее пересечь, вы должны предоставить необходимые документы, показать груз. Мы приходим, вы не знаете нас, не знаете, что мы везем, и ваши власти должны быть проинформированы", — уверен поляк.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: