Как участник может защищать свои права в административном внесудебном порядке

Обновлено: 19.04.2024

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Комментарии к ст. 11 ГК РФ

1. Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции.

Комментируемая статья закрепляет три важных положения. Во-первых, гражданские права подлежат защите в суде независимо от того, имеется ли соответствующее указание в ГК и иных законах; во-вторых, суд защищает не только права, но и законные интересы, при этом защите подлежит как нарушенное, так и оспариваемое право; в-третьих, судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. Допускается и административный порядок защиты гражданских прав, однако он возможен только в случаях, предусмотренных законом, и за субъектом гражданского правоотношения сохраняется право обжаловать в суд решение, принятое в административном порядке. При этом право обжалования не зависит от того, предусмотрена ли такая возможность законом или иными правовыми актами.

2. В статье определены судебные органы, осуществляющие защиту гражданских прав. К ним отнесены суд общей юрисдикции, арбитражный суд и третейский суд. В последующем ГК использует общий термин - суд.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1) установил, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона к федеральным судам отнесены: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и составляющие его систему федеральные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и составляющие его систему федеральные арбитражные суды. Суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации. При этом судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Третейские суды, упомянутые в п. 1 комментируемой статьи, не входят в судебную систему. В силу ст. 11 ГК они осуществляют защиту гражданских прав в соответствии с действующими о них нормативными актами. Однако спор на разрешение третейского суда может быть передан лишь при наличии соглашения об этом сторон спорного правоотношения. Выбор между государственными судами и третейским судом предоставлен спорящим сторонам.

3. В статье не разграничена компетенция между органами, входящими в судебную систему. Подведомственность дел каждому из судов определяется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и иными законами.

Для разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в процессуальном законодательстве использованы два критерия: субъектный состав спорящих сторон и (или) характер правоотношений, из которых возник спор. Прежде всего подведомственность спора предопределена субъектами спорных правоотношений. Споры с участием граждан - физических лиц, как правило, подведомственны судам общей юрисдикции. Споры с участием юридических лиц и граждан - индивидуальных предпринимателей рассматривает арбитражный суд. Это правило знает несколько исключений. Во-первых, в арбитражном суде рассматриваются дела с участием граждан - кредиторов по заявлениям о признании несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан - индивидуальных предпринимателей; во-вторых, заявления граждан о признании незаконными отказа или уклонения от их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В таких случаях основное значение для определения подведомственности отдается не субъектам спора, а характеру спорных правоотношений.

Основные критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов определены в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" (Вестник ВАС РФ. 1992. N 1. С. 84), а также в п. п. 13 - 15 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8.

4. Полномочия Конституционного Суда РФ установлены ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447). К ним отнесена проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.

5. Организация деятельности арбитражных судов определена Конституцией, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589) и АПК. К подведомственности арбитражного суда отнесены экономические споры, возникшие из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами - индивидуальными предпринимателями, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; между субъектами Российской Федерации. Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или соглашением сторон спорного правоотношения.

Статья 22 АПК к экономическим относит споры о разногласиях по договору в случаях, предусмотренных законом, об изменении условий договора либо о его расторжении; споры о собственности; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств и другие имущественные споры, возникающие в предпринимательской деятельности и вытекающие из гражданских отношений. Экономическими спорами законы об арбитражном суде называют также споры из административных и иных правоотношений, связанные с защитой гражданских прав организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе о признании недействительными ненормативных (индивидуальных) неправомерных актов государственных органов и органов местного самоуправления, отказ или уклонение от государственной регистрации организации или гражданина - индивидуального предпринимателя и в иных случаях, когда предусмотрена государственная регистрация и др.

Перечень экономических споров, перечисленных в ст. 22 АПК, не является исчерпывающим.

Арбитражные суды - это специализированные суды, задачей которых прежде всего является разрешение экономических споров в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому все остальные споры, не отнесенные к подведомственности Конституционного Суда и арбитражных судов, разрешаются судами общей юрисдикции. В ст. 28 ГПК закреплен приоритет общей судебной подведомственности и установлено, что при соединении нескольких связанных между собой требований, из которых одно подведомственно суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

6. Третейские суды, хотя они и не входят в систему судебных органов Российской Федерации, названы в комментируемой статье судами, осуществляющими защиту гражданских прав. Третейский суд избирается сторонами гражданского правоотношения для разрешения возникшего или могущего возникнуть между ними спора о праве гражданском. Они могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами.

Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров, подведомственных судам общей юрисдикции, определен Положением о третейском суде (приложение N 3 к ГПК). Статья 1 Положения не допускает передачу гражданами в третейский суд споров по поводу трудовых и семейных правоотношений. Передача гражданами споров таким судам на практике почти не встречается.

Организация и деятельность третейских судов для разрешения споров, подведомственных арбитражным судам, установлена Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1700). Этим Положением предусмотрено создание третейских судов для рассмотрения конкретного дела или постоянно действующих судов. Последние получили достаточно широкое развитие. Постоянно действующие суды разрешают споры в соответствии с правовыми актами в форме положений, правил и иных актов, определяющих порядок предъявления исков и рассмотрения ими споров. Эти акты утверждаются органами - учредителями постоянно действующих третейских судов.

К постоянно действующим в Российской Федерации третейским судам прежде всего относятся Международный коммерческий арбитражный при ТПП РФ суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ. Деятельность МКАС регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже" (Ведомости РСФСР. 1993. N 32. Ст. 1240), Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ (приложение N 1 к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже") и Регламентом о нем, вступившим в силу 1 мая 1995 г. (Комментарий судебно-арбитражной практики. 1995. Вып. 2. С. 138). Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ действует на основании Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" и Положения о ней (приложение N 2 к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже").

МКАС подведомственны споры, которые в зависимости от субъектного состава делятся на две категории: а) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей; б) споры организаций с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации между собой, между их участниками, споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Стороны договора вправе включить в него так называемую "арбитражную оговорку", т.е. условие о передаче возникшего или могущего возникнуть гражданско-правового спора на рассмотрение третейского суда. Соглашение о передаче в третейский суд конкретного спора (при отсутствии оговорки) должно быть заключено в письменной форме. Согласно ст. 23 АПК споры, вытекающие из административных отношений, подведомственные арбитражному суду, не могут передаваться на решение третейского суда. В силу ст. 23 АПК соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда может быть достигнуто и сообщено арбитражному суду до принятия им решения.

Решения третейских судов стороны исполняют добровольно. Решения Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, не исполненные добровольно, принудительно исполняются на основе исполнительных листов, выдаваемых судами (ст. 7 Закона об исполнительном производстве). Арбитражный суд при наличии предусмотренных нормативными актами оснований вправе отказать в выдаче исполнительного листа.

7. К административному порядку защиты гражданских прав, применяемому в предусмотренных законом случаях, можно отнести, во-первых, обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти; во-вторых, принятие государственными органами, наделенными юрисдикционными полномочиями, решений с использованием способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК, при соблюдении установленной нормативными актами процедуры.

В соответствии со ст. 371 ТК граждане и юридические лица, не согласные с постановлением таможенного органа, сначала подают жалобу в его вышестоящий орган - региональное таможенное управление и только после этого, если постановление таможни оставлено без изменения, иски предъявляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в арбитражный суд, а гражданами - в суд общей юрисдикции по месту нахождения таможни. (См. п. 15 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9. С. 119).

Также в административном порядке могут быть обжалованы решения налоговых органов. Однако в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости РФ. 1992. N 11. Ст. 527) юридические лица и граждане вправе выбирать между административным порядком защиты гражданских прав и судебным, т.е. обращаться в суд, минуя вышестоящий налоговый орган.

Административный порядок оспаривания патента или решения об отказе в выдаче патента установлен ст. ст. 22 и 29 Патентного закона. Возражения на отказ в выдаче патента и опротестование его выдачи направляются в Апелляционную палату. Жалоба на решение Апелляционной палаты может быть подана в Высшую патентную палату. И хотя Патентный закон не допускает передачи таких споров в суд, признавая решение Высшей патентной палаты окончательным, оно в силу п. 2 ст. 11 ГК может быть обжаловано в судебном порядке.

8. Иное содержание придано административному порядку защиты гражданских прав, осуществляемой антимонопольными органами и органами регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Законами о конкуренции, "О рекламе", "О защите прав потребителей" антимонопольные органы (Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его территориальные управления) в случае злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением и нарушения гражданских прав других лиц, прав потребителей, а также использования ненадлежащей рекламы наделены полномочиями возбуждать дела по заявлениям заинтересованных лиц или по собственной инициативе. Они рассматривают возбужденное дело с вызовом заинтересованных лиц, с соблюдением сроков, порядка, установленных правилами, принимают решение и на основании решения направляют предписание прекратить нарушение установленных этими законами запретов; восстановить первоначальное положение; заключить или расторгнуть договор с другим хозяйствующим субъектом или внести в него изменения; возместить причиненные убытки; осуществить контррекламу и др. Таким образом, антимонопольные органы применяют способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст. 12 ГК.

Аналогичными полномочиями наделил Закон о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий.

Дела, связанные с нарушением Закона о конкуренции, рассматриваются в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утв. Приказом ГКАП РФ от 25 июля 1996 г. (БНА РФ. 1996. N 4. С. 47). Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе был утвержден Приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. N 147 (БНА РФ. 1996. N 3. С. 9).

Положение о порядке рассмотрения ГКАП РФ и его территориальными управлениями дел о нарушении законов и иных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, действует в редакции, утв. Приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. (РВ от 30 мая 1996 г.).

В соответствии со ст. 23 Закона о естественных монополиях порядок рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушении этого Закона должен быть установлен Правительством РФ.

Все упомянутые законы предусматривают порядок обжалования в суд решений (предписаний), принятых антимонопольными органами и органами регулирования естественных монополий.

Антимонопольные органы и органы регулирования естественных монополий при защите гражданских прав в административном порядке имеют в своем распоряжении такие методы воздействия на нарушителей запретов, как принятие решения и дача на его основе хозяйствующим субъектам, органам исполнительной власти и местного самоуправления соответствующего предписания, применение штрафов и иных административных взысканий.

9. Полномочия антимонопольных органов и органов регулирования естественных монополий необходимо четко отграничивать от компетенции судов. Эти органы не вправе признавать недействительными неправомерные акты государственных органов и органов местного самоуправления, признавать недействительными полностью или частично гражданско-правовые договоры, взыскивать убытки и неустойку. Такие решения принимаются только судами.

В отличие от решений судов, имеющих обязательную силу для всех государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и граждан и подлежащих исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 13 АПК), решения (предписания) антимонопольных органов обязательны лишь для тех лиц, которым они адресованы. Другое отличие состоит в том, что судебное решение подлежит принудительному исполнению; решение же антимонопольных органов и органов регулирования естественных монополий не может быть исполнено принудительно. Поэтому неисполнение предписания может повлечь наложение штрафа и (или) предъявление антимонопольным органом иска в суд.

Вместе с тем обращение в антимонопольные органы заинтересованных лиц имеет ряд преимуществ: а) не требуется уплата госпошлины; б) нет формальных требований к заявлениям; в) антимонопольный орган оказывает содействие в сборе доказательств и сам собирает документы, позволяющие установить доминирующее положение и злоупотребление гражданскими правами; г) его предписание может оказаться более эффективным и быстрым способом защиты нарушенных прав, чем обращение в суд. Этим объясняется ежегодное увеличение количества дел, возбуждаемых антимонопольными органами.

Необходимо подчеркнуть, что как общее правило сторонам гражданских правоотношений предоставлена возможность выбора между судебным и административным порядком защиты своих прав, а при обращении за защитой в административном порядке сохраняется право обжаловать принятое решение в суд.

10. Повышение роли судебной защиты гражданских прав, расширение компетенции суда в применении гражданского законодательства отражено во многих нормах ГК. Он отводит суду важную роль в осуществлении гражданских прав и в применении способов их защиты. Расширение случаев, когда заключение гражданско-правового договора становится обязательным для одной из сторон, придание судебному решению значения юридического факта усиливает влияние судебных актов на осуществление предпринимательской деятельности (см. ст. ст. 8, 421, 426, 445, 446 и др. и коммент. к ним).

Ряд норм ГК содержит оценочные критерии. Так, в силу ст. 151 ГК размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом принципа добросовестности и разумности. Уважительность причин пропуска срока исковой давности гражданином оценивается судом (см. ст. 205 ГК и коммент. к ней).

Такие понятия, как добросовестное и разумное поведение, нормальное (необходимое) время, разумный срок и др., в ГК не конкретизированы, их содержание выявляется в судебной практике и пополняется судебным толкованием. Все это означает повышение роли суда в защите гражданских прав, значения судебной и судебно-арбитражной практики в применении ГК и других актов гражданского законодательства.

Административный и судебный способы защиты прав являются основными видами защиты нарушенных прав. Административный способ является внесудебным методом разрешения спора, хотя этот вопрос и регулируется отчасти Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В российской правовой системе предусмотрена альтернатива подачи жалобы, т.е. лицо имеет право выбора способа защиты своего права -судебный или административный. Надо отметить, что административный способ защиты может предшествовать судебному. Альтернатива способов защиты нарушенных прав является важной демократической особенностью нашей страны, так как предусматривает широкий диапазон возможностей защиты нарушенных прав.

Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.

Согласно теоретическим положениям административного права понятие «досудебный порядок обжалования» означает процедуру, которая предусматривает до обращения с жалобой в суд обязательную предварительную стадию обращения с этой жалобой в органы администрации. Обязательная (досудебная) стадия рассмотрения жалоб, как правило, характерна для многих европейских стран. Классическим примером служит досудебный порядок обжалования актов публичной администрации Федеративной Республики Германия.

Однако, как уже было сказано ранее, в Российской Федерации предусмотрена возможность альтернативного подхода в подаче жалобы, поэтому правильнее говорить либо об административном (внесудебном), либо о судебном порядке обжалования.

Право выбора является важным демократическим положением, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Под порядком административного обжалования в данном исследовании понимается рассмотрение жалоб граждан и организаций органами, осуществляющими финансовую деятельность в административном порядке, т.е. путем рассмотрения жалобы вышестоящим в иерархической структуре органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, соответствующим должностным лицом.

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем направлениям связано с использованием финансов.

В зависимости от характера взаимосвязи с финансовой деятельностью можно выделить органы общей компетенции, которые осуществляют финансовые полномочия в качестве одного из направлений своей деятельности, и органы специальной компетенции, которые созданы для реализации государственных функций в целях образования, распределения и использования фондов денежных средств.

Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ составляют систему органов общей компетенции.

Среди органов специальной компетенции особо можно выделить Минфин России, который обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности.

Основными задачами Минфина России являются: совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации; участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов, драгоценных металлов и драгоценных камней; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществление в пределах своих полномочий государственного контроля и др.

Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 «О Федеральном казначействе» была образована единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиненная Минфину России. В состав этой системы входят Главное управление Федерального казначейства Минфина России и подчиненные ему территориальные органы по субъектам Российской Федерации, городам (кроме городов районного значения), районам и районам в городах.

В основном процедура административного обжалования регулируется законодательством в рамках порядка рассмотрения обращений граждан и организаций, где жалоба понимается как определенный вид обращения.

Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан на личное обращение, а также на направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет конституционное положение, предусматривая право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам органов местного самоуправления.

Действующий порядок административного обжалования содержит следующие принципиальные положения.

Граждане и организации имеют право обратиться с жалобой лично или через своего законного представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы. Для того чтобы жалоба была рассмотрена обстоятельно и объективно, ее надо подать в тот орган или тому должностному лицу, к компетенции которого отнесено ее рассмотрение. При этом предусматривается право обжаловать отказ в принятии и рассмотрении обращения в вышестоящую по компетенции инстанцию, т.е. последующее обжалование происходит также по инстанционному принципу (в порядке субординации в системе соответствующих органов). В то же время должен быть соблюден принцип, согласно которому запрещается направлять жалобы для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.

Письменные жалобы должны содержать следующие реквизиты: наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется жалоба; изложение существа дела; фамилия, имя, отчество обращающегося; адрес либо данные о месте работы или учебы обратившегося; дата, подпись. Анонимные обращения не подлежат рассмотрению (за исключением анонимных сигналов о преступлениях, поступающих в правоохранительные органы).

В случае отклонения жалобы органы публичной администрации должны указать точную мотивировку такого отказа. При этом гражданин или организация могут обжаловать такое решение в суд. В принципе предусматривается возможность на любом этапе административного обжалования обратиться с этой же жалобой в суд, однако в случае одновременного обжалования и в административном, и в судебном порядке приоритет рассмотрения этой жалобы остается за судом.

Нарушение установленного порядка рассмотрения жалоб, бюрократическое отношение к ним, волокита, а также преследование граждан в связи с подачей жалоб либо за содержащуюся в них критику влекут в отношении виновных должностных лиц дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Следует отметить, что в теории права все еще остается актуальным вопрос о соотношении административной и судебной юрисдикции в плане эффективности воздействия на состояние законности и охрану прав граждан и организаций. Необходимость повышения роли суда в рассмотрении жалоб граждан, возникающих из административно-правовых отношений, в том числе в связи с осуществлением административных процедур, признается большинством правоведов. С позиций правовой доктрины, господствующей в большинстве европейских стран, в настоящий момент обеспечение законности и более строгое уважение прав граждан требуют расширения круга дел по спорам между гражданином и администрацией, подпадающих под судебную юрисдикцию, т.е. определения таких правоотношений, при которых споры между участниками были бы отнесены к компетенции суда.

Тем не менее, сочетание судебного и административного порядков разрешения жалоб позволяет наилучшим образом решить проблему взаимоконтроля между различными органами государства и улучшения механизма охраны прав граждан и их организаций. Важно при этом правильно разрешить вопрос о разграничении сферы административной и судебной компетенции в рассмотрении жалоб, связанных со спорными ситуациями между гражданами и органами публичной администрации. В условиях автономного существования двух ветвей государственной власти гражданин вправе по своей инициативе выбирать в качестве первоначальной инстанции рассмотрения его жалобы либо орган публичной администрации, либо суд.

Таким образом, расширение компетенции суда по рассмотрению административных дел соответствует требованиям демократии, и этому не должны сопутствовать какие-либо ограничения возможности обжалования действий органов публичной администрации. Должны оставаться два пути обжалования, т.е. административный и судебный, поскольку, чем больше путей ликвидации нарушений законности, тем более демократичной является система обжалования. Административный и судебный способы разрешения конфликтов - две части единого механизма защиты прав, разумно дополняющие друг друга, но не теряющие своей самостоятельности.

Поскольку государственные органы наделены законом властными полномочиями и способны применять к предпринимателю штрафные санкции, игнорировать их требования невозможно, однако оспаривать в установленном законом порядке вполне допустимо.

Защита в административном порядке, как уже было сказано, предполагает принятие какого-либо решения или совершение действия должностных лиц государственных органов, обжалуемых по подчиненности в вышестоящий орган.

Особо следует отметить, что при подаче жалобы нельзя «перескакивать» через инстанцию, так как срок рассмотрения жалобы в этом случае только увеличится, поскольку жалоба будет направлена для рассмотрения в нижестоящую структуру. Этот способ защиты и восстановления нарушенных прав доступен всем, не регламентирован какой-либо процессуальной процедурой, однако следует помнить, что основанием для отмены принятого должностным лицом решения могут быть лишь четко изложенная в жалобе позиция заявителя с анализом фактов и обстоятельств, ссылками на действующее законодательство и ведомственные акты, а также приложенные к жалобе необходимые расчеты, копии законодательных и нормативных актов, подтверждающих правоту заявителя. В свою очередь должностное лицо обязано доказать законность и обоснованность принятого им решения.

Кроме того, административный порядок предполагает упрощенное производство по поданной жалобе, вынесение решения по ней.

В различных по виду финансовых отношениях, как справедливо отмечает Ю.А. Крохина, имеются свои особенности в применении административного способа защиты. Для сравнения рассмотрим применение административного способа защиты в бюджетном праве.

Предоставление субъектам бюджетного права гарантий защиты их прав является необходимым условием функционирования бюджетной системы. Административный способ защиты прав субъектов бюджетного права заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы финансовых органов без передачи спора в суд. Преимуществами такого способа, по мнению многих авторов, являются:

- простота процедуры, позволяющая субъекту бюджетного самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами профессиональных юристов;

- относительно быстрое рассмотрение жалобы;

- отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины;

- обжалование решений вышестоящего органа.

К сожалению данный институт не достаточно развит в Российской Федерации по сравнению с иным институтом финансового права-с институтом административного порядка защиты нарушенных прав налогоплательщиков. В Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) их должностных лиц соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направлена жалоба (ст. 139 НК РФ).

Статья 140 НК РФ устанавливает срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения в один месяц с момента получения жалобы соответствующим лицом. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение.

По общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случая, когда налоговый орган или должностное лицо, рассматривающее жалобу, приостанавливает их исполнение (ст. 141 НК РФ).

Для рассмотрения налоговых споров в налоговых органах ряда стран созданы специальные подразделения. Например, в составе Службы внутренних доходов Соединенных Штатов Америки и в Главном налоговом управлении Франции действуют соответствующие службы; в Дании существуют специальные налоговые суды, которые входят в систему налоговых органов; в Федеративной Республике Германия попытка Досудебного урегулирования спора является обязательным условием принятия дела к судебному рассмотрению.

На данный момент вопрос об административном способе защиты прав (в данном случае не только бюджетных) не утратил своей актуальности. Для подтверждения вышесказанного можно привести в качестве примера мнение первого заместителя председателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко. Он пояснил, что за последнее десятилетие количество обращений от граждан в судебные инстанции увеличилось в пять раз. Так, по словам В.И. Радченко, если в 1993 г. было принято к рассмотрению 36 тыс. исковых заявлений граждан против государственных органов власти, то в 2002 г. эта цифра увеличилась до 424 тыс. При этом число жалоб на неправомерные действия должностных лиц в период с 1993 по 2002 гг. выросло с 19 тыс. до 161 тыс. Количество дел о неправомерном взимании налогов с частных лиц увеличилось с 5 тыс. до 168 тыс., а дел, в которых граждане оспаривали наложенные на них административные взыскания - с 5 тыс. до почти 47 тыс.

Одним из эффективных способов повышения уровня правовой защиты граждан и одной из мер разгрузки судов общей юрисдикции В.И. Радченко считает создание нового государственного правового института - института административных судов. В соответствии с новым законопроектом административные суды будут оказывать процессуальное содействие гражданам. Кроме того, при рассмотрении дела не будут участвовать руководители государственных органов, которые могут повлиять на ход судебного слушания. Также будет запрещено возвращать дела из второй инстанции в первую. Граждане, обратившиеся с иском в административный суд, освобождаются от уплаты предварительной госпошлины - по окончании процесса пошлина будет взиматься с той стороны, которая проиграет суд.

К сожалению, административная реформа в Российской Федерации остается лишь на стадии дебатов, а административные суды так и не сформированы. Следствием такого промедления является чрезмерная перегрузка судов общей юрисдикции. Но нельзя забывать о том, что когда-то суды общей юрисдикции были загружены и спорами экономического характера, связанными с осуществлением предпринимательской деятельности, что на сегодняшний день сложно себе представить в связи с существующей и успешно действующей системой арбитражных судов.


Субъектами, реализующими административный порядок защиты гражданских прав, являются только субъекты, наделенные публичными полномочиями. Административный (внесудебный) порядок и судебный порядок административно-правовой защиты нарушенных гражданских прав, который реализуется при привлечении к административной ответственности уполномоченным лицом или судом за нарушение субъективного гражданского права. Однако подобная защита является предметом изучения и регулирования исключительно административного права, несмотря на то, что нарушается субъективное гражданское право. Использование административного порядка гражданско-правовой защиты должно приводить к реальному восстановлению нарушенного гражданского права через применение соответствующих способов защиты прав.

Ключевые слова: административные правоотношения, защита, судебный порядок, административный порядок.

Административный (внесудебный) порядок и судебный порядок административно-правовой защиты нарушенных гражданских прав, который реализуется при привлечении к административной ответственности уполномоченным лицом или судом за нарушение субъективного гражданского права. В таком порядке реализуются не гражданско-правовые, а административно-правовые способы защиты гражданских прав [6].

Однако подобная защита является предметом изучения и регулирования исключительно административного права, несмотря на то, что нарушается субъективное гражданское право. К примеру, при мелком хищении имущества (ст. 7.27 КоАП) действительно нарушается субъективное гражданское право — право собственности. За это административное правонарушение следуют такие административные наказания, как наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Однако ни одна из этих административных мер реагирования на нарушение права собственности не приводит к его восстановлению.

Родовая обязанность государства выступает идейным основанием, на котором зиждется все правовое регулирование. Поэтому она имеет приоритетное значение для научного изучения этого регулирования, в том числе за счет норм административного законодательства. Если гипотетически отказаться от нее, а точнее, не признавать ее наличие, то будет оставаться неизвестным и начало юридизации общественной жизни, так как утрачиваются юридические истоки, стимулирующие государство на осуществление названного регулирования.

Как представляется, несогласованность некоторых научных умозаключений стала возможной в основном из-за отсутствия в рассуждениях объединяющих начал указанного регулирования. Родовая обязанность через причинно-следственные связи и механизм административных правоотношений существенным образом облегчает научное уяснение сущности государственного управления, осуществляемого в том числе органами исполнительной власти.

Говоря о судебном порядке защиты нарушенных прав субъектов административных правоотношений, необходимо определить, что он возникает при рассмотрении конкретного дела судом, по жалобе субъекта, чьи права, по его мнению, были нарушены, или же в некоторых случаях при обращении прокурора. Отметим, что судебная защита прав и свобод каждого субъекта, как физических, так и юридических лиц, гарантирована ст. 46 Конституции РФ.

В области юридической защиты прав личности выделяют два основных направления:

Защита от неправомерных действий граждан и юридических лиц (преступления, деликты, иные направления);

Защита от нецелесообразных и неправомерных действий субъектов публичной власти.

Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право на личные, индивидуальные либо коллективные обращения к государственным органам и органам местного самоуправления.

Обжалование подразумевает обращение гражданина (группы граждан) о восстановлении либо защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также интересов других лиц (неопределенного круга лиц).

Порядок разрешения жалоб подразделяется на административный и судебный. Правовое регулирование порядка обжалования регламентируется Федеральным законом № 59-ФЗ [4], Федеральным законом N 2202–1 [5], а также иными нормативными правовыми актами РФ (КоАП РФ [2], ГПК РФ [2], НК РФ [3]), законами субъектов РФ, ведомственными и нормативными актами.

Все жалобы граждан можно подразделить на административные (рассматриваются во внесудебном и административном порядке), судебные (рассматриваемые в порядке гражданского, административного, уголовного либо конституционного производства).

Правовые признаки административных жалоб позволяют подразделить их на общие и специальные.

Право на общую жалобу является неотчуждаемым, неограниченным и абсолютным правом. Реализация права на подачу общей жалобы не ограничена поводом, временными рамками, чьим-либо предварительным согласием.

Обжалованию подлежат любые действия (бездействие) работников предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые гражданином, как нарушающие его свободы и ущемляющие его права. Предмет жалобы могут составлять не только незаконные, но и нецелесообразные либо аморальные деяния.

В большинстве граждане обращаются с заявлениями о неверном толковании «свободы усмотрения», несправедливом подходе при решении вопроса, отсутствии четкости в действиях (ответе на обращение) уполномоченных органов и лиц.

Так, председателю Счетной палаты РФ Кудрину А. Л. направлен адвокатский запрос в интересах собственников квартиры № 2 по ул. К.Заслонова в г. Калининграде И-ой С. А., К-ой А. А., М-ва О. А., в котором указывается, что до настоящего времени Администрацией ГО «Город Калининград» не были представлены документы, обосновывающие правомочность перечисления бюджетных средств физическому лицу на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, в мировом соглашении между собственниками квартир № № 1, 2 в доме № 26 по ул. К.Заслонова в г. Калининграде и Администрацией ГО «Город Калининград» о самостоятельном проведении собственниками капитального ремонта общего имущества МКД и обязании Администрации перечислить на расчетный счет собственника квартиры № 2 М-вой Л. П. — физического лица — бюджетных денежных средств в сумме 12 856 684 руб., не определен порядок контроля за целевым расходованием перечисленных на расчетный счет физического лица бюджетных средств, что позволяет в соответствии со ст. 268 Бюджетного кодекса РФ утверждать о нецелевом использовании со стороны Администрации ГО «Город Калининград» бюджетных средств, которые предназначались для выполнения решения Московского районного суда от 09.10.2012 г. — т. е. для проведения капитального ремонта общего имущества МКД.

Согласно ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ (ст.286 на момент перечисления денежных средств согласно платежному поручению № 87988 от 21.06.2017 г.) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

По заявлению И-ой С. А., К-ой А. А. и М-ва О. А. о проверке обоснованности перечисления бюджетных средств для проведения капитального ремонта общего имущества МКД № 26 по ул. К.Заслонова в г. Калининграде на расчетный счет физического лица получен ответ Контрольно-счетной палаты Администрации ГО «Город Калининград» № 13/КСП от 23.01.2019 г., в котором указано, что «для осуществления проверки использования собственниками помещений дома денежных средств при проведении капитального ремонта общего имущества МКД № 26 по ул. К.Заслонова в г. Калининграде у Контрольно-счетной палаты ГО «Город Калининград» отсутствуют правовые основания».

Руководствуясь ст.14, п.3 ст.15 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О Счетной палате Российской Федерации”, заявители просят поручить провести контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, направленные на установление правомочности действий по выделению, предоставлению, перечислению денежных средств субсидии на проведение капитального ремонта общего имущества МКД на расчетный счет физического лица М-ой Л. П.

Таким образом, заявителями реализовано право на обращение с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности по отношению к Контрольно-счетной палате ГО «Город Калининград» государственному органу. Порядок подачи жалобы предусматривает также обращение к органам местного самоуправления, учреждению, предприятию, общественному объединению, объединению, государственному служащему, должностному лицу.

Субъекты административно-правовых отношений наделены административными правами и обязанностями, которые устанавливаются нормами административного права.

Важно отметить особенную черту субъекта административных правоотношений, отличающую его от субъекта административного права, а именно административную правосубъектность, содержащую в себе административную правоспособность и административную дееспособность. Каждый субъект административных правоотношений имеет свои отличия: в размере предоставляемых им прав и обязанностей, административно-правовом статусе и круге выполняемых ими функций.

Объектами осуществляемой в административном порядке гражданско-правовой защиты, подпадающими под действие п. 2 ст. 11 ГК РФ, могут быть только нарушенные субъективные гражданские права.

Оговоримся, что субъектами, реализующими административный порядок защиты гражданских прав, являются только субъекты, наделенные публичными полномочиями.

Выделяются две группы субъектов, осуществляющих гражданско-правовую защиту в административном порядке по иерархической подчиненности.

Во-первых, это орган или лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями.

Во-вторых, это организации, наделенные государственными или иными публичными полномочиями.

Субъектами, защищающими права, нарушенные лицами, состоящими с потерпевшим в отношениях равенства, также могут быть только субъекты, наделенные публичными полномочиями (указанные в законе уполномоченные органы и должностные лица).

Стоит отметить, что защита прав являет собой правой инструмент, активное использование которого является целесообразным и необходимым, так как ни одна сфера жизни не исключает возможное нарушение прав. Более того, суть административных правоотношений во многом представляет собой столкновение различных интересов государства, с одной стороны, и всех других субъектов правоотношений, с другой стороны. Потому данные отношения могут выливаться и подчас неизбежно выливаются в правовые споры и конфликты, нуждающиеся в законодательном регулировании.

Таким образом, административный порядок защиты гражданских прав обладает рядом преимуществ перед судебным. В частности, нет особых, строго формализованных требований к заявлению (жалобе), более гибкий подход к выбору способа защиты (заявитель (жалобщик) или защищающий субъект могут самостоятельно сформулировать способ (меру) защиты, приводящий к восстановлению права), отсутствует уплата госпошлины, сокращенные сроки и простая, неформализованная процедура рассмотрения заявления (жалобы), наличие возможности в любом случае обжаловать в суде принятое в административном порядке решение.

Использование административного порядка гражданско-правовой защиты права происходит при помощи таких способов, которые приводят к достижению цели именно гражданско-правовой защиты — реальному восстановлению нарушенного права.

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020)// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020)//Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
  2. Федеральный закон № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060

5. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 17.02.2020 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366

  1. Клейменова М. О. Административно-правовые способы защиты исключительных прав на фирменное наименование // Бизнес в законе. 2017. № 3. С. 144–147; Ситдикова Р. И. Административно-правовые способы защиты авторских прав // Российская юстиция. 2019. № 8. С. 7–8.

Основные термины (генерируются автоматически): Калининград, административный порядок, капитальный ремонт, общее имущество, гражданско-правовая защита, физическое лицо, субъект, административный порядок защиты, расчетный счет, судебный порядок.

Наше направление административная защита прав граждан поможет в защите Ваших прав и интересов.

Права предпринимателей также не должны нарушаться, в случае такового наш административный адвокат будет на страже Вашей стороны административного дела.


Административный порядок защиты прав

Каждый гражданин Российской Федерации имеет определенные права, предусмотренные Конституцией и законодательством. При нарушении прав со стороны физических или юридических лиц, а также органов государственного управления, любой гражданин может осуществлять их защиту и восстановление в тех формах, которые предусматривает гражданское законодательство. Среди наиболее распространенных форм используются самозащита, административная и судебная защита .

Административная защита с помощью составления жалобы

Административная процедура инициируется гражданином посредством подачи жалобы в соответствующий орган, предусмотренный законодательством. Эта форма защиты используется только в предусмотренных законодателем случаях. При этом орган, получивший жалобу гражданина, обязан в четко регламентированный срок провести рассмотрение жалобы, принять решение и поставить гражданина в известность в письменной форме о его сути.

Гражданин, чьи права были нарушены должностным лицом, может обратиться с жалобой непосредственно к руководителю данного должностного лица для устранения нарушения.

В случае неудовлетворительного решения по жалобе, гражданину предоставляется возможность обжалования действий чиновников в вышестоящую инстанцию по подчиненности.

Защита административных прав в Екатеринбурге

Наше адвокатское образование готово оказать Вам квалифицированную юридическую помощь на всех этапах защиты административных прав граждан и организаций.

Мы проанализируем ваше дело на предмет возможности избежать административную ответственность, инициировать административный порядок в связи с действием (бездействием) должностных лиц всех уровней.

Читаете также:

Помощь в процедуре административное задержание по ссылке


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Административные споры в суде и на комиссии требуют обращения к профессиональному защитнику, нашему адвокату. Чаще всего, административные споры являются экономическим столкновением и появляются при необходимости защищать имущество заинтересованного субъекта.

Кроме того, нельзя забывать про водителей, которые постоянно попадают в спорные ситуации связанные с нарушением правил дорожного движения, влекущим судебное лишение водительских прав, где без нашего адвоката по административным делам также не обойтись.


Порядок разрешения административного спора

Административные споры – это правовые и публично-правовые (налоговые) нарушения, совершенные как физическими, так и административная ответственность юридических лиц РФ. Административные споры в суде решаются только после того, как обе стороны – потерпевшая и обвиняемая, предоставят полный перечень документов с доказательствами, позволяющих оценить сложившуюся ситуацию.

В любом подобном споре есть:

  • Субъекты – стороны, которые столкнулись в решении административного вопроса, причем одной из них всегда является орган, наделенный государственной властью.
  • Предмет спора – несогласие сторон по выполнению прав и обязанностей, прописанных в заключенном административном акте.
  • Основание – та база, которая подтверждает несоответствие выполнения действий по заключенному административному акту.

Рассмотрение административных споров, согласно принятому закону, производится в месте возникновения административного спора, в установленные законом сроки. Рассмотрением дела будет заниматься судья, либо уполномоченный должностным лицом. Стоит обратить внимание, что этот процесс возможен только в присутствии стороны, подозреваемой в совершении административного правонарушения. При невыполнении этого условия рассмотрение дела является невозможным т.к. решение суда по административным делам после может быть признано незаконным и подлежать отмене.

Многие считают, что административный порядок спора является самым легким, и трудностей нет. Также многие не знают, какой порядок есть и какие способы есть для решения проблемы именно в административном порядке. Разрешение административно правовых споров имеются несколько, и мы сейчас их перечислим, так как каждая из них имеет свои особенности и трудности, например комиссия по административным спорам.

Внимание : смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал YouTube , чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Разрешение административных споров через комиссии

Административные комиссии являются основным органом, которые рассматривают административные правонарушения. Данные комиссии — это коллегиальные органы, они состоят при исполнительных комитетах районных, городских, сельских и поселковых.

Комиссии решают дела об административных правонарушениях, в них не входят дела, которые решают должностные лица или органы. Если нет прямого указания в законе, кому подведомственны дела, то они подведомственны комиссиям.

Досудебный порядок урегулирования административного спора

Административные споры в суде

Досудебный порядок содержатся в Кодексе об административных правонарушениях, в Таможенном кодексе, в Налоговом кодексе РФ и т.д. Постановление обжалуется вышестоящему должностному лицу либо органу. Если обжалование в вышестоящую иерархию остается без удовлетворения, то вы можете обжаловать его в районный суд по месту административного правонарушения.

В ст.30.3 КоАП РФ указан срок на обжалование постановления с момента его вручения или получения копии постановления, а если вы срок пропустили, то срок может быть восстановлен лицом, рассматривающим вашу жалобу. Пропуск срока должен быть уважительным, а именно, обстоятельства объективного характера, находящегося вне вашего контроля. Для восстановления срока, вы должны будете приложить ходатайство о восстановлении срока к самому заявлению, и документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в вашем ходатайстве.

В ч.1 ст.30.7 КоАП имеется перечень решений, который выносится после подачи жалобы, Срок вручения решения до 3 суток после его вынесения. Его вручают лицу, либо его представителю в отношении кого было вынесено постановление.

Отличается внесудебный от судебного порядка рассмотрения административного дела тем, что во внесудебном порядке осуществляется рассмотрение органами и должностными лица. В судебном порядке, только судебной властью, то есть судом.

Судебный порядок разрешения административных споров

Жалоба подается в тот же район, в котором находится должностное лицо. После того как рассмотрели жалобу, суд выносит одно из решений:

  • оставление постановления без изменения, жалобу без удовлетворения,
  • изменение постановления, если не усиливается наказание или не ухудшает положение лица,
  • прекращается производство ввиду малозначительности или по иным основаниям.

Какие бывают дела по административным спорам?

Административные споры между органом власти и физическим и исполнительным органом власти всегда затрагивают разные отношения и регулируются разными законами. Не каждый гражданин сможет представлять свои интересы грамотно перед должностным лицом или органом власти, и чтобы грамотно себе помочь граждане обращаются за юридической помощью к квалифицированным юристам.

Нужно заметить, что дел по административным спорам имеется широкий спектр, и мы перечислим самые распространенные:

  1. Административное правонарушение, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность;
  2. Охрана собственности;
  3. Правонарушение в сфере дорожного движения (данная проблема является самой проблематичной на сегодняшний день. Очень много вопросов встает, когда сотрудник ГИБДД останавливает гражданина, и требует предъявить документы. В таких ситуациях часто возникает административный спор);
  4. Административные споры в сфере предпринимательской деятельности (осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, без свидетельства, без государственной регистрации);
  5. Административные споры с иностранными гражданами. Иностранные лица и лица без гражданства, вопрос о пребывании на территории РФ (т.е. незаконное осуществление трудовой деятельности без патента, нарушение сроков пребывания на территории РФ и т.д.);
  6. Административные дела против общественной нравственности и порядка (употребление спиртных напитков в общественном месте, хулиганство, нарушение противопожарной безопасности и т.п.);
  7. Правонарушение в области воинского учета (неисполнение обязанностей по воинскому учету, отклонение и укрывательство от медицинского обследования).

Самое главное для гражданина и юридического лица — юридическая помощь. Для решения проблемы всегда требуется больших, а главное профессиональных усилий. Именно наша квалифицированная помощь в лице наших юристов и адвокатов поможет с решением проблемы административного спора.

Адвокат по административным спорам в Екатеринбурге

Решение административных споров происходит в соответствии с законом при предоставлении всех требующихся документов.

Поводом для обращения потерпевшей стороной в суд могут быть как препятствие госучреждений в осуществлении гражданских прав, так и наоборот – несоблюдение гражданином прав, что привело к нанесению ущерба государству.

Разрешение административных споров без последствий для пострадавшей стороны возможно при грамотном и профессиональном подходе к предоставленному делу.

Читайте еще про участие адвоката в производстве по административным делам:

Наш автоюрист по ДТП профессионально поможет решить проблему


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: