Как судиться с судом

Обновлено: 18.04.2024

Обжалование постановлений суда — повсеместная в российском правовом поле практика. Судиться с судом — дело кропотливое и требующее тонкого подхода, а порой и вовсе бессмысленное и беспощадное. Однако в стремлении добиться справедливости, особенно по отношении к себе, никакие преграды не покажутся неприступными.

Потому обжалование решений районного суда, превращающееся порой в противостояние, доходящее до самых высших инстанций, процедура по своей сути бытовая. Обжалованию могут подлежать решения суда как по гражданским, так и по административным и уголовным делам. Главное — это соблюдение сроков и установленных норм по составлению и подаче жалоб.

Порядок обжалования решения суда

Для обжалования понадобится предоставить веские юридические основания для этого, иначе дело кончится, даже не начавшись. Чаще всего при оспаривании судебных решений, ходатайствующие отталкиваются от процессуальных ошибок, которые допустил суд при рассмотрении дела и вынесении вердикта.

Лазейкой для истца послужит нарушение судебным органом процессуальных норм гражданского, уголовного и административного кодекса или других ФЗ. Ходатайствовать о пересмотре дела может любая сторона, участвовавшая в процессе лично или посредством представительства, но лишь в том случае, если ее права были ущемлены решением судьи.

Порядок обжалования судебного решения состоит из нескольких этапов:

  1. Подробное ознакомление с текстом постановления районного суда. Этот этап служит основанием для позиции истца при обжаловании.
  2. Далее необходимо изучить нормы и положения материального права, которые непосредственно касаются предмета судебных тяжб и обжалования решения в рамках процессуального документа.
  3. После выявления нарушений определяется подсудность. Так, большинством споров занимаются суды субъектов РФ.
  4. На последнем этапе происходит составление жалобы и приложение к ней всех необходимых документов. Структура жалобы может отличаться в зависимости от ее вида.

При обнаружении в содержании постановления явного нарушения не стоит останавливаться только на нем. Необходимо подробно изучить весь документ, ведь более обширная доказательная база — залог успеха для истца.

Важно учитывать, что приступать к составлению жалобы необходимо лишь после получения решения суда в окончательной форме. Дело в том, что на заседании суд может огласить лишь свое конкретное решение, без упоминания деталей и подробностей. Окончательное решение предоставляется не более чем через 5 дней после оглашения вердикта. Потому не стоит торопиться ходатайствовать сразу после вынесения итогов рассмотрения, так как велика опасность споткнуться о подводные камни.

Стоит отметить, что интересы истца при рассмотрении ходатайства может защищать как законный представитель, так и представитель по доверенности.

Сроки обжалования решения суда

Срок подачи жалобы может различаться в зависимости от области права, в рамках которой происходило судебное разбирательство. Так, законом предусмотрены следующие временные ограничения:

  • не более месяца или полугода на подачу апелляционной или кассационной жалобы, соответственно, по делам в рамках ГК РФ;
  • не более 10 дней или года на подачу апелляции или кассационной и надзорной жалоб, соответственно, по уголовным делам;
  • не более месяца или полугода на апелляцию по КАС РФ или жалобу в надзорном порядке, соответственно;
  • не более 10 дней для обжалования решения суда по делу в рамках КоАП РФ.

Срок для подачи жалобы отсчитывается с момента получения сторонами постановления суда в окончательной форме.

Обжалование вступившего в силу решения суда

Судебное решение, обретшее силу, подлежит обжалованию лишь в кассационном порядке. Исключения — постановления ВС РФ, так как Верховный суд в этой иерархии служит последней инстанцией, и гражданину попросту некуда обращаться дальше. Для самых отчаянных свои услуги может предоставить ЕСПЧ. Но это уже совсем другая история.

Апелляционная жалоба

Апелляция подается в случае недовольства одной из сторон решением, вынесенным районным судом. Так, ходатайствовать может и ответчик, и истец.

Для успешного хождения жалобы по судам необходимо соблюсти предусмотренные законом формальности, а именно — порядок оформления и направления апелляции в суд. Не менее важно соблюдать и сроки. Особенно это касается тех случаев, когда участниками разбирательства становятся государственные органы. Так, борцам с ЖКХ за права и свободы граждан стоит блюсти сроки, как зеницу ока. Государство бережет граждан, но себя оно бережет вдвойне.

Особенности составления

Требования, предъявляемые законодательством при подаче апелляции:

  • в тексте документа не может быть фактических ошибок, уточнять стоит лишь существенные детали;
  • каждое слово истца, направленное против судебного постановления, должно быть закреплено документально, иначе оно будет использовано против вас;
  • для выработки твердой и уверенной позиции необходимо с особой скрупулезностью изучить все материалы дела;
  • деловой тон заявление является обязательным пунктом при составлении жалобы. Суд не станет рассматривать жалобу, написанную на языке улиц;
  • орфографические, грамматические, пунктуационные ошибки и помарки — также враг истца. Если документ при составлении от руки был испорчен, лучше начать с чистого листа.

Ходатайство граждан, составленное без учета вышеперечисленных требований, будет отклонено без шанса на рассмотрение. Потому, к составлению документа стоит подходить с чувством, толком и расстановкой.

Законодательство также предъявляет ряд требований и к содержанию:

  • указать наименование и адрес суда, в который подается жалоба;
  • ФИО заявителя или название юридического лица, адрес проживания или нахождения, контактные данные;
  • после этого ходатайствующий должен указать дату вынесения оспариваемого решения, его номер и ФИО судьи, которым истец остался недоволен;
  • указание оснований для подачи жалобы;
  • четко изложенные требования ходатайствующего.

Отдельно стоит рассмотреть основания для подачи жалобы и требования, которые должен предъявить гражданин. Так, основаниями для ходатайства служат:

  • игнорирование или неверная трактовка обстоятельств, которые были представлены заявителем;
  • неправильное обозначение законных причин обращения в суд;
  • постановление суда носит противоречивый характер относительно фактов, рассмотренных на процессе;
  • допущение судом ошибок, нарушающих процессуальный кодекс, соответствующий рассматриваемому делу.

Требования, которые может обозначить гражданин в жалобе, регламентированы законодательством. Так, гражданин может просить:

  • об отмене обжалуемого постановления суда и вынесение нового;
  • о полном или частичном пересмотре решения районного суда;
  • об аннулировании оспариваемого постановления и закрытии дела;
  • о полном или частичном аннулировании решения суда или частичном отказе в рассмотрении полученного иска.

При необходимости гражданин правомочен указать, какую именно часть постановления нужно изменить или отменить. Гражданин может подавать апелляцию с перечнем требований, предъявленных им ранее. Дополнение к списку требований прямо противоречит законодательству.

Претензия должна быть подкреплена документальными сведениями. Резюмируя, ходатайствующий указывает дату оформления жалобы, оставляет свою личную подпись. При подаче жалобы юридическим лицом, в документе должна быть печать организации.

Важно учитывать, что оформление апелляции зависит от того, куда именно будет направлено жалоба.

Куда направлять жалобу

Апелляция подается гражданином при оспаривании решений по всем видам судебного производства. Поэтому возможно, что правила оформления и подачи апелляционной жалобы будут существенно отличаться от случая к случаю, так как требования законодательства учитывают характерные черты, присущие каждой отрасли права.

Апелляции рассматриваются судами той юрисдикции, в рамках которой происходило судопроизводство. Так, на долю арбитража выпадает рассмотрение исключительно гражданских дел и апелляций по ним. Споры по уголовным делам — головная боль Апелляционной Коллегии.

Прогадать при подаче жалобы нельзя, так как апелляция подается в суд, вынесший оспариваемое постановление. Далее жалоба будет перенаправлена органу, уполномоченному для рассмотрения претензий.

При исчерпании всех возможностей подачи апелляции, хождение по мукам для ходатайствующего продолжается уже в кассационных органах. Последним оплотом становится ВС РФ. При отклонении жалобы и Верховным Судом, остается надеяться только на западных партнеров, а именно — ЕСПЧ.

Взимание госпошлины

От чего любому законопослушному гражданину не уйти, так от взимаемой госпошлины. Ее уплата — обязательное условие при подаче апелляции. Как можно предположить, за вредность. Ходатайствующего или судьи — это уже неизвестно.

Размер пошлины составляет 150 рублей для физических лиц и до 3000 рублей для организаций.

Тяжбы по рассмотрению экономических споров предполагают иные расходы. При обращении в арбитраж, ценник составляет 3000 рублей, однако стоимость может и расти, в зависимости от статуса истца. В случае, если госпошлина не будет уплачена, дело далеко не пойдет.

Кассационная жалоба

Такая жалоба подается при исчерпании возможностей подачи апелляции. Обращаться в соответствующие инстанции возможно по гражданским, уголовным или административным делам. При просрочке обращения, ходатайствующему будет необходимо дополнительно просить о продлении срока, но лишь в свете веских на то оснований.

Кассационные инстанции

Ходатайствующий имеет право обратиться в:

  • Президиум суда субъекта;
  • арбитраж федерального округа;
  • в судебную коллегию ВС РФ.

При подаче жалобы почтовым отправлением, нужно отправлять заявление заказным письмом.

Если текст жалобы будет содержать ошибки, препятствующие ее рассмотрению, заявление вернут истцу. На исправление всех недочетов предоставляется определенный промежуток времени. При отсутствии ошибок жалоба будет рассмотрена в течение трех дней на заседании, в котором смогут принять участие все заинтересованные в исходе процесса лица.

Оформление жалобы

Требования по оформлению кассации не несут в себе какой-либо принципиальной новизны. Так, принимается жалоба, составленная от руки или при помощи технических средств. В конце заявления должна красоваться личная подпись заявителя или лица, представляющего его интересы.

При составлении кассации необходимо указать следующие сведения:

  • наименование и адрес суда;
  • ФИО заявителя;
  • процессуальное положение дела;
  • перечень судов, отклонивших апелляцию;
  • сведения обо всех участниках судебного разбирательства;
  • список решений, которые нужно отменить полностью или частично;
  • указание оснований для ходатайства;
  • перечень претензий, подкрепленных правовыми нормами и различными документальными сведениями;
  • прошение о рассмотрении ходатайства и пересмотра ранее вынесенного постановления;
  • список прикрепленных документов.

В основной части указываются допущенные судом процессуальные нарушения (если они имеют место быть). Так, к ним относятся:

  • уведомление не всех участников разбирательства;
  • отсутствие протокола рассмотрения дела;
  • нарушение права на защиту;
  • нарушения при проведении судебного расследования, дебатов и т. д.

Также к кассации необходимо приложить определенный перечень документов, который в частных случаях может дополняться. Основными документами являются:

  • ксерокопия паспорта ходатайствующего;
  • копии предыдущих постановлений;
  • документы, подтверждающие нарушение прав истца;
  • квитанция об уплате пошлины.

Оформление кассации при оспаривании решения по уголовным или административным делам составляется по такому же образцу.

Надзорная жалоба

Подача гражданином надзорной жалобы осуществляется в случае необходимости обжалования вступившего в силу постановления или определения суда. Как и в предыдущих случаях, такую жалобу может подать любое заинтересованное лицо, чьи права попрал вердикт судьи.

Однако порядок подачи надзорной жалобы имеет свои специфические особенности:

  • жалоба подается в Президиум суда субъекта или в ВС РФ;
  • список лиц, наделенных правом ходатайства, строго регламентирован;
  • жалоба такого типа подается только на вступившее в силу постановление;
  • срок подачи документа — не более трех месяцев.

Надзорная жалоба — последняя возможность гражданина РФ выиграть дело в российском суде.

Жалобу могут подать:

  • участники предыдущих процессов;
  • третьи лица, чьи права были ущемлены решением суда;
  • прокурором, участвовавшем на предыдущих процессах, Генпрокурором или его заместителями;
  • государственными органами при нарушении постановлением действующего законодательства.

При подачи жалобы третьими лицами следует указать, каким образом вердикт суда задел их интересы и права.

Также как и в предыдущих случаях, при нарушении срока подачи возможно прошение о его продлении при наличии на то уважительных причин. Содержание жалобы по своей структуре не отличается от предыдущих видов жалоб.

Основаниями для подачи надзорной жалобы могут послужить следующие ситуации:

  • нарушение прав определенного участника процесса;
  • нарушение прав неопределенного количества людей или всего общества в целом;
  • нарушение понимания закона, распространяющегося по всей территории РФ.

Указанные основания могут послужить как для частичной, так и для полной отмены судебного постановления.

Для надзорной жалобы характерен определенный порядок рассмотрения:

  • вынесение акта о приеме претензии на рассмотрение;
  • уведомление заинтересованных лиц путем отправления повестки;
  • лицо, принявшее заявление, не участвует в рассмотрении дела;
  • судья, принявший жалобу, выступает в качестве докладчика на заседании состава суда;
  • каждый из участников процесса обладает правом на дачу разъяснений;
  • решение по делу принимается путем голосования.

После рассмотрения жалобы, суд выносит соответствующее решение. Так, возможен отказ в удовлетворении ходатайства, полная или частичная отмена вступившего ранее в силу постановления.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Председателя суда нет на месте, по своим личным делам куда то умчался. У сына секретаря судебного заседания заболел зуб, острая боль. Секретарь отпрашивается у своего судьи, и ведет сына в поликлинику на прием.

Обычная ситуация для провинциального суда.

Председатель приезжает — секретаря на месте нет. В результате — увольнение за прогул.

В небольших населенных пунктах должность секретаря судебного заседания престижная профессия с неплохим, по местным меркам доходом.

Со слов обратившейся клиентки председатель суда относился к ней предвзято, пытался от нее избавиться, чтобы взять на ее место свою знакомую.

Клиентка настроена решительно, настаивает на судебном разбирательстве.

Столкнулись с проблемой подсудности. Подавать заявление надо в тот же суд, который является ответчиком. Таким образом, ответчик и суд. который должен рассматривать дело - совпадают. Ситуация парадоксальная.

Посоветовались с коллегами и решили сделать так — исковое заявление я отправил на имя председателя областного суда. Попросил определить суд, который будет рассматривать дело.

После этого получаю ответ от заместителя председателя областного суда по гражданским делам, вместе с исковым — областной суд не вправе устанавливать и изменять подсудность гражданских дел.

Надо сказать, что бывший на тот момент заместитель председателя областного суда, человек очень порядочный и принципиальный. Он позвонил мне и сказал: дурью не майся, привлекай в качестве соответчика судебный департамент и подавай заявление в районный суд по месту нахождения судебного департамента в областном центре.

Говорю ему: кто захочет такое дело рассматривать, начнутся оставления без движения и другие придирки.

Он ответил: не сомневайся все примут и рассмотрят объективно.

И в самом деле, все в суде у меня сразу приняли заявление, назначили рассмотрение. Все таки думаю, если бы не заместитель председателя, было бы не все так просто.

Рассмотрение было конечно странным. Ответчиком в суде был председатель районного суда. И не скажу, что действовал он безупречно. И ошибки допускал, в заседания не являлся.

Мы все доказательства представили, со стороны ответчика ничего убедительного не получили. Судья, рассматривающий дело, вел себя очень объективно, и иногда даже упирал ответчика.

В общем, обычный гражданский процесс по трудовому спору. Ничего особенного. В результате иск был удовлетворен в полном объеме. Увольнение было признано не законным, секретарь судебного заседания восстановлен на работе.

Ответчик подал жалобу на решение в областной суд, но потом ее отозвал. По каким причинам — можно только догадываться. Через пол года после этого ответчик, председатель суда, ушел в отставку. Секретарь судебного заседания долгое время продолжала работать в суде.

Вот такой вот суд с судом.

Если Вас интересуют конкретные темы, или вопросы, вы можете написать о них в комментариях, я обязательно на них отвечу или напишу отдельные статьи. И конечно же мне интересны ваши комментарии.

Как бороться с затягиванием в выдаче судебных решений, сроков рассмотрения и т.п.?

Здесь главное - это контроль за ходом судебного процесса от момента подачи иска до момента получения решения в окончательной форме. И последующий контроль за возможными апелляциями. кассациями и другими обжалованиями. И я Вам расскажу, как это делается максимально просто.

Сначала опишу те шаги, которые предшествуют вынесению решения.

1. Подача иска. Иск подаётся в суд по подсудности - месту нахождения Ответчика (статья 28 ГПК РФ). В случае, если у Ответчика есть филиалы, то согласно статьи 29 п.2 можно подать иск по месту нахождения её филиала.

Это я написала для того, чтобы Вы понимали, что стало у нас сегодня после реорганизации ПФР: теперь в каждом регионе осталось только по одной организации - гос. учреждению отделению ПФ РФ по такой-то области, краю и т.п. Все остальные, ранее бывшие обособленными организациями - управлениями по конкретному городу, округу, превратились в клиентские службы (на правах отдела). Поэтому в иске нужно указывать и головную организацию ПФ РФ по Вашему региону, и указывать (в рамках п.2 ст. 29 ГПК РФ) филиал, с которым Вы будете судиться. Подсудность можно определить на сайтах судов Вашего города, так как на каждом из них есть раздел "территориальная подсудность", в котором указаны адреса (улица, дом), которые подсудны именно этому суду.

Госпошлина: пенсионеры при подаче исков к ПФР госпошлину не платят: "Освобождены на основании ч.2 п. 5 статьи 333.36 части второй НК РФ", если пока ещё не на пенсии, и боретесь за то, чтобы её назначили, госпошлина составит 300 рублей и должна быть уплачен до подачи иска.

Итак, подавая иск, помним, что сначала его нужно вручить Ответчику, а для суда представить доказательство того, что иск вручен. Если отправляете по почте, то подтверждением будет квитанция об отправке заказного письма на адрес Ответчика. Если у Вас иск к филиалу, то желательно послать копию иска и в головное Отделение ПФР. Если не лень сходить ножками, то на том экземпляре, который будет подаватьсяв суд, в канцелярии ПФР должны поставить штампик о принятии с датой и подписью. Желательно ещё входящий номер. Но при этом нужно идти обязательно с двумя одинаковыми экземплярами иска, чтобы чиновник в канцелярии сверил их на идентичность.

Отдали иск Ответчику, отправляем его в суд вместе с приложениями - копиями Вашей переписки с ПФР, копией трудовой книжки (копируются все листы, где есть записи), копиями справок, на которые Вы ссылаетесь. Причём, если какого-то документа нет у ПФР (ну не пожелали они, предположим, принять Вашу справку), нужно копию этого документа приложить и к иску, который отдали в ПФР. А те документы (ваши заявления, ответы ПФР), которые уже есть в распоряжении ПФР в перечне у каждого такого приложения указываете (1 экземпляр на стольких-то листах - есть у Ответчика).

2. Отдали иск, ждём определения суда о принятии иска к производству. Отслеживаем на сайте того суда, куда подали. Как это делается? Очень просто. Набираем в поисковике название своего суда, переходим на его сайт. Вверху всегда название суда, справа его адрес.

Под названием суда есть выделенная полосочка - строка в которой есть три активные надписи: "судебное делопроизводство". "территориальная подсудность". "калькулятор гос. пошлины". Жмём на судебное делопроизводство и попадаем на страницу, где выведен Список дел, назаченных на сегодняшнюю дату. И сразу под этой надписью есть активная ссылка "Поиск информации по делам". Нажимаем на неё.

Появляется форма поиска с кучей всяких окошечек, каждое из которых заполнять нам не нужно. Сначала нужно выбрать категорию дела. В случае подачи иска к ПФР это будет: картотека поиска - Гражданские дела - первая инстанция. Если иск в административной плоскости, выбираем категорию из административных дел, если жалоба на какое-то Постановление, ГИБДД например, - производство по жалобам и т.д.) И потом в первой строчке впечатываем фамилию истца. Причём лучше всего не печатать фамилию полностью, сокращайте её на две-три буквы. После этого прокручиваем форму поиска до самого низа, где видим два активных окошка: "найти". "очистить". Нам нужно нажать на "найти". После этого у Вас появится таблица, в которой будут указаны, какие иски рассматривались этим судом в разное время, где были участники со схожей фамилией. Ищите своё дело, где истец - Вы.

В этой табличке первый столбец - номер дела. И эта ссылка активна, То есть нажав на номер дела, Вы попадаете на так называемую "карточку дела". Пока иск рассматривается в первой инстанции, в карточке всего три раздела: "Дело". "Движение дела", "стороны по делу, третьи лица".

Каждое заседание, отражается в этой карточке дела с причиной назначения следующего заседания (например, истребование доказательств).

2. В последнем заседании судья оглашает "резолютивную часть решения суда по гражданскому делу", то есть говорит, удовлетворить иск, или отказать в нем полностью или частично. После этого в течение пяти дней должно быть изготовлено мотивированное решение суда в окончательной форме. Дата изготовления окончательного решения обязательно должна быть указана в решении. Потому что со следующего дня начинает течь месячный срок на обжалование решения, если оно Вас в чём-то не устроило. Поэтому мой совет: обязательно после последнего заседания дня через четыре сходите в суд и напишите заявление ( в двух экземплярах, один из которых с отметкой суда останется у Вас) на выдачу решения по Вашему делу, указывайте сразу выдачу двух копий. Суду отводится на это три рабочих дня. Поэтому через неделю Вы уже можете получить своё решение с тем, чтобы успеть подать апелляцию, не пропустив сроки. Одну из копий приложите к апелляционной жалобе, вторая останется у Вас на случай кассации. Ваш месячный срок заканчивается в 24.00 последнего дня этого месяца. Успевайте. Если суд первой инстанции слишком затянул с изготовлением решения, копий решения, нужно обязательно это фиксировать заявлениями (как писала выше - всегда два заявления, одно с отметкой суда остается у вас на руках), чтобы можно было подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока по уважительным причинам.

4. Апелляция подаётся через тот суд, где слушалось Ваше дело, несмотря на то, что апелляционной инстанцией являются областные (краевые и т.п.) суды. Поэтому в шапке после названия суда апелляционной инстанции с его адресом надо написать "через такой-то районный суд, адрес"

К апелляционной жалобе прикладывается только квитанция об отправке жалобы ответчику или же, ели относили сами, то на экземпляре иска должен быть штам ПФР, что эта апелляция ему вручена. То есть порядок точно такой же, как и ри подаче первоначального иска. Единственное различие в приложениях. И ещё одним Приложением будет являться только копия решения суда первой инстанции.

Помните, что никаких дополнительных доказательств в апелляции Вы уже не имеете права предоставлять. Исключением является зафиксированный в протоколе судебного заседания факт, что Вы обращались к суду о принятии какого-то доказательства, а суд Вам отказал. Тогда об этом нужно указать в жалобе и приложить спорный документ (или его копию). Это говорит о том, что если у Вас в ходе заседания суд отклонил Ваше ходатайство о принятии в материалы дела какой-то справки, документа, которые Вы считаете важными, нужно обязательно сразу же, буквально в течение двух-трёх дней, ознакомиться с материалами дела, и если в протоколе это не отражено, написать замечание к протоколу судебного заседания. Иначе ваши доказательства окажутся "в пролёте". А при написании замечаний к протоколу или при указании в протоколе факта того, что суд не принял к рассмотрению Ваши доказательства, у вас появится право использовать их в суде апелляционной инстанции.

5. Смотрим точно также по карточке дела в суде первой инстанции, где уже появится раздел "Обжалование решений, постановлений" И там уже смотрим, когда дело будет отправлено в апелляционную инстанцию. Как только появится запись, что передано по назначению, переходим теперь уже на сайт апелляционного суда. И там точно так же отслеживаем, когда будет назначено рассмотрение Вашей жалобы. И после рассмотрения, чтобы не было затягиваний в выдаче определений, через три-четыре дня идем в канцелярию этого апелл. суда и пишем заявление о выдаче определения на руки. На кассацию отведено три месяца. Отсчет идет с даты вынесения определения судом апелляционной инстанции.

Думаю, на сегодня хватит всей этой судебной круговерти. Чего хочу Вам пожелать? Терпения, терпения и ещё раз терпения . Относиться ко всему этому нужно как можно проще, и во всём искать положительные моменты: перенесли заседание - прекрасно, есть время для поиска новых доказательств, анализа того, что навертел ПФР в доказательствах своей позиции, можно их тщательно проанализировать. Проверить, насколько правильно Ответчик ссылается на законодательство, на те ли положения ссылается, которые должны быть применены. И вообще, могут ли они применяться в данной ситуации.

Всем Вам желаю удачи, здоровья и всего, всего! Всех Вас люблю и целую. Ваша Хозяюшка МарТа.

Рассмотрение дела в суде — это четко регламентированная законом процедура, поэтому практически все судебные заседания проходят по схожему сценарию. Однако, если вы оказываетесь в суде впервые, многое из того, что происходит в зале судебных заседаний, может вызвать удивление или непонимание. Из нашего материала вы узнаете, как проходит суд и из каких этапов состоит рассмотрение дела.

При этом, если вы не имеете юридического образования и опыта участия в судебных разбирательствах, мы рекомендуем обязательно обращаться за помощью к юристу. Рассмотрение дела в суде — очень ответственный процесс. Поэтому любая — даже на первый взгляд, незначительная — ошибка может привести к крайне негативным последствиям (особенно в делах, которые касаются имущества).

Из чего состоят судебные разбирательства?

В первую очередь разберемся, как проходит рассмотрение дел. Чаще всего обычным людям приходится сталкиваться с делами, которые рассматривают по правилам гражданского судопроизводства. Так, например, если вы судитесь с магазином, работодателем, управляющей компанией, соседями, автосервисом и т.д. – все это гражданские дела.

Разбирательство дела происходит в устной форме, причем обязательной составляющей работы суда является непосредственное исследование доказательств. Именно для этого заслушивают показания свидетелей, заключения экспертов и объяснения третьих лиц. Также в процессе разбирательств могут проводить осмотр вещественных доказательств, просматривать видеозаписи и изучать различные письменные доказательства.

Судебные разбирательства принято делить на следующие части:

  • подготовительную;
  • рассмотрение по существу;
  • прения;
  • постановление решения и его оглашение.

Нужно обратить внимание, что очень редко все эти этапы выполняются в одном заседании суда. Как правило, рассмотрение обычного дела занимает до 3–4 заседаний. Если же возникли какие-либо непредвиденные обстоятельства или дело является очень сложным, разбирательства могут растянуться на довольно длительное время.

Что представляет собой подготовительная часть заседания?

Подготовительная часть необходима для того, чтобы суд мог выяснить, существует ли возможность рассматривать дело в данном заседании. С этой целью выясняют, является ли приемлемым состав суда, возможно ли разбирать дело с учетом тех лиц, которые пришли на заседания, и допустимо ли начинать рассмотрение при имеющихся доказательствах. Начало этого этапа — открытие заседания.

После того как заседание открыто, секретарь должен сообщить о том, кто из вызванных лиц явился в суд. Кроме того, устанавливают личности присутствующих, а также происходит разъяснение прав и обязанностей. Также в этой части решают, какие последствия будет иметь неявка кого-либо из лиц, которые были вызваны на заседание. Если сторона не пришла в суд по уважительной причине, заседание может быть отложено. Если же причины неуважительные, суд проходит без отсутствующих лиц.

Как происходит рассмотрение дела по существу?

После того как все организационные вопросы решены, судья приступает к докладу о существе требований, обстоятельствах и имеющихся возражениях. Далее обязательно выясняют, поддерживает ли истец (т.е. тот, кто подал иск) свои требования и признает ли их ответчик по делу. Также на этом этапе судья должен уточнить, не возникло ли у сторон желание закончить дело мировым соглашением. Если мириться стороны не хотят, то начинаются выступления сторон. Заседание проходит таким образом, что сначала слово предоставляется истцу, а затем ответчику.

После выступления истца и ответчика слово может быть предоставлено другим сторонам (например, свидетелям). На этом же этапе анализируют доказательства и заслушивают результаты экспертизы. Если суд проходит с участием прокурора или другого должностного лица, представляющего госорган, ему также должно быть предоставлено слово.

Важно! Лица, которые участвуют в деле, могут задавать вопросы выступающим для уточнения обстоятельств. Также задавать уточняющие вопросы выступающим может судья (причем судья может сделать это в любой момент выступления).

Что такое судебные прения?

Завершение рассмотрение дела по существу означает переход к судебным прениям. Как проходит эта часть разбирательств? Сами прения — это поочередные выступления участников дела, по результатам которых делают выводы по представленным доказательствам. То есть судебные прения позволяют подвести итог и, соответственно, выяснить, какие факты можно считать установленными. Последовательность выступлений на этом этапе:

  1. Истец и его представитель.
  2. Ответчик и его представитель.
  3. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования.

Если заседание проходит с участием прокурора, то в прениях он должен выступать первым. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, выступают или после истца, или после ответчика (порядок выступления определяется тем, на чьей стороне они находятся). Нужно отметить, что в своих выступлениях нельзя ссылаться на доказательства, не исследованные в деле, которое проходит в суде. Но, конечно, иногда бывает так, что в прениях становится очевидной необходимость исследовать новые доказательства. В такой ситуации должно снова проходить разбирательство по существу.

Важно! Каждый из тех, кто участвует в прениях, может выступить повторно (если ему есть что сказать по поводу услышанного от других лиц). При этом право последней реплики предоставлено ответчику.

Как принимается решение?

Главным итогом разбирательств является принятие решения. Этот этап — заключительный, и наступает он сразу после того, как проходят прения. Для того чтобы принять решение, суд объявляет перерыв (иногда он занимает несколько дней). Нужно отметить, что в принятии решения могут участвовать только те судьи, которые принимали участие в рассмотрении дела.

Если при принятии решения судья поймет, что есть необходимость в выяснении новых обстоятельств, разбирательства в суде возобновятся. Если же потребности в этом нет, то после того как решение будет принято, судья (или судьи) возвращается в зал, в котором проходит суд, и объявляет решение. Это делается публично. Исключение составляют те случаи, когда заседания проходят в закрытом режиме (так, например, публично не объявляются результаты по делам об усыновлении).

Как правило, после того как решение принято, присутствующим объявляют только резолютивную часть. В ней содержится информация о том, удовлетворены ли требования лица, или же ему отказано в удовлетворении иска. При этом суд вправе удовлетворять требования и полностью, и частично. Для того чтобы подготовить полный текст решения, у суда будет 5 дней.

Как вести себя в суде?

Представление о том, как проходят заседания, будет неполным, если не разобраться, как вести себя в судебном органе. После того как вы пришли в суд, следует подойти к секретарю судьи и зафиксировать свое прибытие. После того как вас пригласили в зал, нужно передать паспорт секретарю (он проверит личные данные). Затем остается ждать, когда вам дадут слово. Свидетели на время рассмотрения дела (до дачи ими показаний) удаляются.

Есть и элементарные правила поведения в суде. Так, к судье не принято обращаться по имени-отчеству или же используя фразу «Ваша честь». Лучше всего для обращения подходит формулировка «Уважаемый суд». В тот момент, когда судья заходит в зал, следует вставать. Также присутствующие встают при заслушивании решения (т.е. на заключительном этапе разбирательств). Нередко заседания проходят долго, а их начало задерживается, поэтому перед посещением судебного органа это нужно учитывать.

Итак, теперь вы знаете, как проходит суд. Но это, конечно, только общий порядок проведения заседаний, так как на практике каждое из них уникально. Если вам предстоит принять участие в суде, нужно не только разобраться в том, как он проходит, но и тщательно к нему подготовиться.

Именно поэтому следует обязательно обращаться к специалисту для получения профессиональной юридической поддержки. Юрист разработает правильный порядок действий в зависимости от вашего статуса в деле, подготовит нужные документы и обеспечит защиту прав и интересов в ходе разбирательств.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Эту статью я вынашивала дольше обычного. Тема слишком неоднозначная, а мой взгляд на проблему – не совсем типичный, поэтому, предвижу, многим он не понравится. Но у меня нет задачи писать популистские статьи, я стараюсь оставаться честной с собой и другими, поэтому говорю как есть, преследуя цель помогать людям находить оптимальные решения в сложных ситуациях. И если кому-то мои взгляды не по душе, то они имеют полное право на своё мнение. Ну, а я готова к летящим в меня тухлым помидорам и обвинениям в сговоре со всеми мировыми эксплуататорами и заодно – неэффективной судебной системой;)

И ещё - моё мнение вряд ли будет совпадать с мнением юристов, ибо у них работа такая, а я смотрю на ситуацию как представитель HR-сообщества, консультант по карьере и бывший наёмный сотрудник, который в за свою многолетнюю трудовую биографию повидал разных работодателей.

Вступление закончено, переходим к сути вопроса. Опуская юридические подробности, мы рассмотрим две основные ситуации, когда работник ищет защиты своих прав в суде:

  • При незаконном (с точки зрения сотрудника) увольнении по любому основанию,
  • При невыплате ему заработной платы – полной или частичной.

Разберём последствия незаконного увольнения.

Если вас вынудили уволиться, сократили с нарушениями ваших прав или просто утром не пустили на работу – а такое бывает с теми, кто не трудоустроен официально, - то вы можете, конечно, написать жалобу в трудовую инспекцию, что менее эффективно, или сразу подать иск в суд. Но давайте начертим траекторию развития событий в будущее, а не будем пороть горячку под влиянием эмоций.

Сценарий 1. Предположим, ваши требования судебные органы удовлетворят и обяжут работодателя восстановить вас на работе. Представьте, что завтра вы возвращаетесь на своё рабочее место и … что? Как вы станете общаться и выполнять свои обязанности, если вас там не хотят видеть? И теперь не хотят в разы больше, чем ранее, так как вы довели дело до суда, который работодатель проиграл. В лучшем случае вас будут просто игнорировать – руководство или коллеги, а то и все вместе, в худшем – вам будут явно или скрыто противодействовать и пытаться подловить на ошибках, чтобы на сей раз уволить наверняка. Это не ваш бизнес, и правила в нём устанавливаете тоже не вы. Как долго вы продержитесь в такой агрессивной для себя среде? Подумайте хорошо, стоит ли так уж рваться обратно? Ваша обида понятна, желание восстановить справедливость и «всем доказать» – тоже, но что в сухом остатке? Стоит ли это тех нервов, сил и здоровья, которые вы потратите, чтобы в результате оказаться в положении преследуемого?

Допустим, вы после восстановления стиснули зубы, старались не допускать промахов и смогли какое-то время продержаться в этой организации, а потом решили сами уволиться и найти другую работу. Выходите на рынок труда … и обнаруживаете, что после первого-второго собеседования все потенциальные работодатели куда-то испаряются… Либо дают невнятные объяснения своих отказов. Знаете, почему? Потому что после встреч с вами проверяют рекомендации и не хотят связываться с тем, кто до этого судился с прежним нанимателем. Любой отраслевой рынок, даже в огромной Москве, всегда довольно узкий, найти нужных людей и запросить у них информацию о кандидате не составляет особого труда. Да и корпоративные службы безопасности работают исправно. Можно называть это круговой порукой, можно - тотальной несправедливостью, но факт остается фактом: имея опыт судебных разбирательств велика вероятность, что вам потом на протяжении долгого времени будет сложно найти работу. За вами как шлейф потянется репутация человека конфликтного и не способного решать проблемы мирным путем. На профессиональном жаргоне это называется получить «волчий билет». Работодатели страхуют себя от подобных искателей правды, даже если работник был на 100% прав в своей ситуации. Зачем им лишние риски, когда есть много других, менее опасных кандидатов?

Ситуации, когда вы после судебного разбирательства меняете фамилию, паспорт, трудовую книжку и прочие документы мы не рассматриваем. Это уже за гранью разумного.

Пример от обратного. Ко мне обратилась молодая женщина, которая последние полтора года находилась в отпуске по уходу за ребёнком, а когда ввиду сложившейся семейной ситуации решила выйти на работу, узнала от своего начальника, что её просят на выход с вещами. На её месте работает другой специалист, приближенный к руководству компании, и его-то и хотят оставить. Моей клиентке предложили написать заявление «по собственному желанию», пообещав в качестве компенсации 2 оклада и отличные рекомендации в дружественную компанию. Либо, предупредили, её сократят. Сказать, что молодая мать была в шоке от всего происходящего, - ничего не сказать. Тем более, что до декрета все были ею довольны. Буря эмоций, страх остаться без работы и денег, жажда справедливости – с таким букетом она и запросила моей помощи. Успокоившись, мы разложили её ситуацию, оценили все возможные последствия и приняли решение не идти на открытый конфликт, а согласиться с доводами начальства, попросив вместо двух окладов три. В итоге ей всё выплатили, рекомендовали своему деловому партнеру, и уже через месяц она работала в новой компании и была очень довольна и более интересной должностью, и более масштабными задачами, чем ранее. К слову, эта организация – известный бренд в отличие от предыдущего нанимателя. Так что наша героиня ничего не потеряла, а наоборот – приобрела. И даже если бы прежний работодатель не захотел платить ей три оклада, она всё равно не стала бы доводить дело до открытого противостояния – такой вариант мы с ней тоже заранее предусмотрели. А теперь на минуточку представьте, что было бы, реши молодая мать затеять с ним войну.

Сценарий 2. Ваш работодатель сумел доказать, что правда на его стороне, и уволили вас вполне заслуженно. Такое случается реже, чаще подобные трудовые споры выигрывают именно сотрудники, но всё-таки не исключено. Тогда к вашей подмоченной деловой репутации добавятся ещё официальные документы, доказывающие, что работник вы – так себе, коль скоро вас уволили в одностороннем порядке, и суд посчитал это решение законным. Понимаете, чем это грозит вам в будущем?

Если вам не выплатили зарплату – полностью или частично.

Тут тоже процент выигранных работниками судебных дел высок, но через что они проходят и что они получают в итоге? Во-первых, полная или частичная невыплата зарплаты возможна только при условии, что не весь доход работника в компании показывается официально, либо он не оформлен совсем. Значит, вам придется доказывать, что вы реально работали или была ещё чёрная часть в конверте. Для этого нужны документы с подписями официальных лиц, либо иные доказательства, которые раздобыть не так-то просто (видео- и аудиозаписи, свидетельские показания и т.п.). Допустим, получилось, ваши претензии обоснованы, закон на вашей стороне.

Во-вторых, суд-то вы выиграли, но потом ходите годами и не можете получить свои кровно заработанные деньги. Это не страшилка, а вполне себе реалии нашего времени. Компании затягивают разбирательства, подают кассационные жалобы, намеренно банкротятся, пропадают и чего только не делают, чтобы не платить по исполнительным листам. В 2016 году я участвовала в съёмках телепередачи на Первом канале, которая была посвящена как раз теме невыплат зарплат. Там были и приглашенные эксперты, и так называемые «потерпевшие» - те, кто пострадали от недобросовестности работодателя. В кулуарах эти люди делились подробностями своих мытарств. К сожалению, ни от одного из них я не слышала, что он получил по суду все причитающееся ему деньги. Только бесконечные тяжбы, разбирательства, доказательства и хождения по мукам… Самый вопиющий случай: мама малолетнего ребенка, которую обманули перед декретом, ничего не может добиться уже 2 года, хотя есть постановление суда. Сколько сил, нервов, здоровья и денег она в это вложила – не передать.

Если же вы попадёте в исключения и получите свои деньги от работодателя, вариант развития событий, описанный мною в сценарии 1, тоже вполне вероятен. Пятно от судебных разбирательств на вашей деловой репутации, к сожалению, может остаться. И проблемы с поиском работы в будущем не исключены.

Так что же, прощать капиталистам всё и тем самым ещё больше развязывать им руки?! – спросите возмущённо вы.

Делюсь личным опытом и своими наблюдениями эффективных способов решения подобных конфликтов:

Подытожим. Расставаясь с нанимателем полюбовно, вы

  • Избегаете: потерь своих ресурсов - энергии, времени, нервов, психического и физического здоровья - на сбор доказательств, общение с юристами, участие в судебных заседаниях и работу в агрессивной среде - в случае восстановления, а также репутационных рисков.
  • Приобретаете: душевное благополучие, положительный опыт разрешения подобных конфликтов, профессиональные знания и навыки, возможность двигаться дальше и найти более достойное место работы, шансы вернуться к данному работодателю в будущем в качестве наёмного сотрудника или бизнес-партнера. Как вариант – денежную компенсацию возникших неудобств, пусть и в меньшем, чем хотелось бы, размере, но это лучше, чем годами ходить по кругу с исполнительным листом.

Если же ваши негодование, обида и стресс так велики, что успокоиться и внутренне принять своё «поражение» вы не можете, лучше будет потратить время и деньги на помощь специалистов – психологов, психотерапевтов и т.п., чем на юристов и суды. В случае выигрыша ваш триумф победителя будет длиться недолго, а что вы переживёте до него и после – я описала выше.

И самое последнее. Все мои рекомендации, естественно, не относятся к так называемым профессиональным истцам, которые зарабатывают деньги именно на провоцировании конфликтных ситуаций и последующих судебных разбирательствах. Есть такая категория людей, и, как говорится, Бог им судья.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: