Как строят суда на сск звезда

Обновлено: 24.04.2024

Поэтому сейчас все гадают, что будет дальше с верфью. По официальной информации - руководство собирается найти замену корейцам. Возможно, это будут китайцы. Но это дело небыстрое, потребуется несколько лет, что бы сделать полноценную замену. Пока посмотрим что сейчас происходит на стапелях.

А здесь все по старому. Еще в прошлом месяце сделали рокировку газовозов, и сейчас первый газовоз стоит у достроечной стенке.

Вот это - строят танкер продуктовоз "Иван Айвазовский". Рядом собирают 2й корпус такого же проекта.

А это 2й корпус судна снабжения усиленного ледового класса IBSV 10022 AH. Первое судно "Катерина Великая" сейчас стоит на достройке во Владивостоке, и судя по дошедшим слухам, из-за санкций ее невозможно дооснастить. Компания Даймен закрыла свои проекты в России.

В настойщий момент можно ожидать что будут проблемы в текущей работе, но в цехах работа кипит. Те технологии, которые были переданы иностранцами ранее - достаточно для того что бы продолжать делать сборку корпусов.

Проблема возникнет на финальной стадии, когда требуется установить оборудование, которое мы получали в готовом виде, выполнить пусконаладочные работы. Обычно это делали поставщики самостоятельно, привозя своих специалистов на объекты.

В сухом доке сейчас находятся "Валентин Пикуль" и "Петр Столыпин". Недавно проходила информация, что третий СПГ-газовоз будет называться "Сергей Витте", но его корпус еще не доставлен на верфь.

Сейчас в акватории верфи есть 2 корпуса афрамакса, которые перегнали из Кореи, но для них нет места на стапеле. Даже плавучий док занят под достроку. Ранее проходила информация что весь контракт Корея давно выполнила, все 12 корпусов готовы и только жду, когда они потребуются на Звезде. Но похоже, это не так. Иначе непонятно, где остальные 6 корпусов. Если Корея расторгла контракт, то оплаченные работы надо вернуть заказчику. Или они собираются вернуть деньги? С другой стороны, непонятно кому еще кроме нас могут понадобятся афрамаксы ледового класса, если они дороже обычных в 2 раза. Надеюсь, это информация еще появится в СМИ.

2й афрамакс построенный на ССК "Звезда" "Владимир Виноградов" все еще стоит у достроечной стенки. Видимо, он до сих пор не готов. С другой стороны судьба 1го афрамакса "Владимир Мономах" непонятна, он больше года стоит в районе Тамани. Напишите, если знаете в чем причина.

Еще хочу обратить внимание, что 2я очередь строительства корпусов верфи все еще не закончена и именно здесь могут продолжиться работы.

Что касается текущих заказов - то ясно, что Звезда не сможет их закончить самостоятельно. Я предполагаю, что пока нет ясности, на верфи будут вести сборку корпусов в том виде, что могут сделать. Напомню что сейчас в работе 6 корпусов. Позднее, они могут быть достроены в Китае, или в Корее, если вопрос с санкциями будет урегулирован через 2-3 года. Сейчас нет причин торопиться с такими проектами, так как новые газовые проекты остановлены и возить СПГ не куда.

Что будет дальше? Почти на 2 года у Звезды есть работа. Потом я ожидаю, что найдут другого китайского поставщика, кто будет помогать дальше развивать нашу верфь. Но если будут проблемы - здесь могут строить более мелкие суда гражданского назначения, но лучше всего - передать какие то военные заказы. У них есть одна важная особенность - они не зависят от импортных поставок.

Новая верфь была заложена в 2009 году как совместное предприятие ОСК и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering и носило название «Звезда DSME». Однако в 2012 году компания Daewoo вышла из совместного предприятия. Проект практически не развивался, пока его не передали в Роснефть и Газпромбанку. В 2015 году предприятие получило название Судостроительный комплекс «Звезда» .

Как будет выглядеть новый завод - это видно на макете, представленому на выставке "Нева -2019"

Вот еще один вид с юга, со стороны сухого дока. С одной стороны видно, что какие то корпуса уже построены, но и становится понятно, что еще надо сделать для завершения 2й очереди к 2024 году

Еще на территории верфи построен завод винторулевых колонок «Сапфир» (совместное предприятие General Electric и «Роснефть») по производству подруливающих устройств мощностью до 15 МВт. Запущен в 2019 году.

В ноябре 2020 года глава «Роснефти» озвучил планы по строительству завода листового проката и трубной продукции. Завод должен обеспечивать потребности ССК «Звезда» в металле и будет располагаться в районе бухты Суходол. Эта бухта находится к северу 5 км и сейчас там небольшое село с населением 300 человек. Инвестиции в завод составят 2,2 млрд долл., а мощность — 1,5 млн тонн стальной и трубной продукции, из которых только четверть переработает сама верфь. Прежде Минпромторг не видел смысла в этом производстве, а металлурги возражали против него, считая проект экономически неэффективным и избыточным.

А теперь к самому важному

Сейчас в портфеле Звезды 40 заявленных судов, и еще до 13 в планах. Линейка представлена в 6 разных типах.

1. НЕФТЕНАЛИВНОЕ СУДНО ТИПА "АФРАМАКС" ПРОЕКТА 114К ДЕДВЕЙТОМ 114 ТЫСЯЧ ТОНН, длинна 250 метров. "Владимир Мономах" сдан заказчику, еще видно что идет сборка двух корпусов на стапеле. Планируется построить 12 штук и уже для 7го корпуса проведена резка металла.

2. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СУДНО СНАБЖЕНИЯ УСИЛЕННОГО ЛЕДОВОГО КЛАССА ПРОЕКТА IBSV 10022 AH. Судно "Катерина Великая" спустили со стапеля в декабре и сейчас оно достраивается у стенки. Еще планируют построить 3 штуки. Формально они заложены 08.09.2017, но корпусов на стапелях не видно.

3. АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ПРОЕКТА «ЛИДЕР». Длина нового атомохода составит 210 метров, ширина - 47 метров, осадка - 13 метров. Известно название "России" и уже началась резка металла

4. АРКТИЧЕСКИЙ ТАНКЕР-ЧЕЛНОК ЛЕДОВОГО КЛАССА ARC6 ДЕДВЕЙТОМ 69 ТЫС. ТОНН, Длина составляет 257 м, ширина – 34 м.;

5. ТАНКЕР ПРОДУКТОВОЗ ТИПА MR, Длина составляет 183 м, ширина 32,2 м, высота борта до главной палубы – 19,1 м, осадка – 13,4 м; Началась резка металла для 3-го судна

6. ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ТАНКЕР-ГАЗОВОЗ СПГ КЛАССА ARC 7. Длина составляет 300 м, ширина 48,8 м, осадка – 11,7 м; Началось строительство 2-го судна

Все понимают, что ССК "Звезда" не имеет опыта разработки таких судов самостоятельно и все эти суда - участие иностранных компаний (кроме ледокола)

И понятно, что своими силами они не смогут построить полностью все эти суда. Наверняка, будет так же, как с афрамаксами. Для первого судна основную часть сделали в Корее, у нас сделали примерно 5-10%, но сейчас доля локализации увеличивается.

Возможно, суда снабжения тоже сейчас собираются на верфях в Европе (так как это проект DAMEN), поэтому не видно что бы шли работы по их корпусам.

И таким же образом будут построены газовозы и продуктовозы. То, что объявлено их строительство - это только нарезка металла для какой то небольшой части корпуса, который будет смонтирован на территории ССК "Звезда".

Но каждый корпус требует минимум 4-6 месяцев сборки на стапели и еще 4-6 месяца достройки у стенки. А там всего три площадки на стапеле. При этом ледокол и газовозы потребуется достраивать в сухом доке, а туда можно поставить макс 4 корпуса.

Даже в Кореи такие суда строят более года, но они используют очень крупные блоки, их строительство идет сразу паралельно и потом финишный монтаж 6-9 блоков до 3000т вместе

Я не строитель, могу ошибаться, по моим расчетам, верфь может спускать со стапеля 6-9 корпусов на достройку, и 2 корпуса из дока в год. А куда они собираются поставить на достройку эти корпуса? Там всего 6 мест у стенок.

«Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) опубликовал очередной отчёт о ходе строительства судостроительного комплекса (ССК) «Звезда» в Большом Камне. Любой желающий может ознакомиться с состоянием основных производственных площадок верфи на конец прошлого года.

Особый интерес у многих, в том числе и у блога «Судострой», вызывает сухой док строящейся супер-верфи. Здесь будут создаваться наиболее сложные суда и объекты морской техники. Официально гидротехнический объект был сдан в декабре 2021 года. Теперь в одном из крупнейших в мире сухих доков уже красуются два почти сформированных корпуса. Из свежего фотоотчёта следует, что это суда «Валентин Пикуль» и «Алексей Косыгин».

Под названием «Валентин Пикуль» на «Звезде» в декабре 2020 года был заложен арктический танкер-челнок. Судно было заказано компанией «Роснефтефлота» для обслуживания нефтяных месторождений в Ненецком автономном округе.

Судно строится по проекту AST69K и имеет следующие основные характеристики:

  • длина – 257 м;
  • ширина – 34 м;
  • осадка – 14 м;
  • скорость – 15,5 узла;
  • пропульсивная мощность – 2х10 МВт;
  • грузовместимость – 86 тыс. куб. м;
  • дедвейт – 69 тыс. тонн;
  • ледовый класс – Arc6.

Ранее три таких танкера-челнока были построены на южнокорейской верфи Samsung Heavy Industries (SHI). В постройке «Валентина Пикуля» SHI также участвует. В качестве разработчика проекта и технологического партнёра.

Суда по фотоочёту о строительстве ССК «Звезда» за июль 2021 года, корпус, за исключением носовой части, был доставлен в Большой Камень в собранном виде.

Остаётся только установить носовую часть. Что и будет производиться в ближайшее время в сухом доке ССК «Звезда». Сдать судно заказчику планируется в 2022 году.

Вторым строящимся судном является танкер-газовоз сжиженного природного газа (СПГ) «Алексей Косыгин». Это головное судно в серии из пятнадцати единиц, которую должен сдать ССК «Звезда» для обслуживания проекта «Новатэка» и зарубежных партнёров «Арктик СПГ 2».

Первый, пилотный газовоз СПГ «Звезды» был заложен в июле 2021 года. Запланированная дата завершения строительства заказа – 8 марта 2023 года.

Из технических характеристик известны следующие данные:

  • длина – 300 м;
  • ширина – 48,8 м;
  • пропульсивная мощность – 3х15 МВт;
    грузовместимость – 172,6 тыс. куб. м;
  • ледовый класс – Arc7.

На данный момент газовозы являются одними из самых технологически сложных судов в мире, поэтому ничего удивительного в том, что «Звезда» привлекает для строительства серии иностранных партнёров, нет. В данном случае это вновь SHI. И судя по фотографиям, основная часть корпуса сформирована за пределами сухого дока «Звезды».

Похоже, в отношении газовозов будет применяться тот же подход, что и к сдаваемым «Звездой» танкерам типоразмера «Афрамакс». Часть работ будет производиться за границей. С каждым заказом доля работ, выполняемых корабелами «Звезды», будет возрастать.

Как создают первую в России верфь крупнотоннажного судостроения

В ходе рабочей поездки в Приморье президент России Владимир Путин посетит судостроительный комплекс "Звезда" (ООО "ССК "Звезда"). После ввода в эксплуатацию он станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения и будет выпускать целую линейку средне- и крупнотоннажных судов и морской техники, в том числе танкеры, газовозы, элементы буровых платформ, суда снабжения и сейсморазведки.

Уверен, что коллектив предприятия хорошо понимает масштаб и важность стоящих задач, сделает все необходимое, чтобы создать здесь конкурентоспособный центр судостроения, готовый производить самую современную и востребованную продукцию. "Звезда" обязательно войдет в число ведущих судостроительных верфей России и мира

Где строят и что будет

ССК "Звезда" строится в городе Большой Камень Приморского края. Проект реализуется консорциумом АО "Роснефтегаз", ПАО "НК "Роснефть" и АО "Газпромбанк".

Базой для новой верфи стал дальневосточный завод "Звезда". Это единственный на Дальнем Востоке завод, специализирующийся на ремонте, переоборудовании и модернизации атомных подводных лодок и кораблей с атомной энергетической установкой. Его технические возможности позволяют изготавливать, поднимать и перемещать плавучие сооружения весом до 13,5 тыс. тонн.

Новая верфь будет выпускать крупнотоннажные суда, морскую технику и оборудование для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. Это, в частности, танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозы емкостью до 250 тыс. куб. метров, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 тыс. тонн, элементы морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа.

Генеральный директор ССК "Звезда" с 2016 года — Сергей Целуйко. Ранее он работал главным строителем судов снабжения на ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" (Санкт-Петербург).

Кому принадлежит

Первоначально учредителями судоверфи, чья стоимость оценивалась в $1 млрд, выступали ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (ДЦСС, на тот момент — в составе Объединенной судостроительной корпорации, ОСК) и крупная южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME, подразделение концерна Daewoo). В 2012 году корейская сторона вышла из проекта. Генеральным проектировщиком выступает ООО "Дальневосточный проектный институт "Востокпроектверфь".

17 декабря 2015 года у строящейся верфи появилось юридическое лицо — из состава АО "ДВЗ "Звезда" было выделено ООО "ССК "Звезда". По данным "Спарк-Интерфакс", в новом предприятии у ДВЗ осталось 0,010% акций. 99,99% получило акционерное общество "Современные технологии судостроения" (СТС). До 2017 года оно на паритетной основе принадлежало Газпромбанку и "Роснефти".

В феврале 2017-го стало известно, что в рамках финансирования "Звезды" 89% акций АО "СТС" выкупил государственный холдинг "Роснефтегаз" (основной владелец "Роснефти").

Как проходит строительство

Строительство судоверфи ведется с 2009 года. На основе проекта постановления правительства РФ от 28 января 2016 года создана территория опережающего развития (ТОР) "Большой Камень", ССК "Звезда" стал ее первым резидентом.

1 сентября 2016 года в присутствии президента РФ Владимира Путина на площадке предприятия были сданы в эксплуатацию блок корпусных производств и окрасочные камеры.

8 сентября 2017 года Владимир Путин принял участие в церемонии запуска в эксплуатацию тяжелого достроечного стапеля с передаточным доком для строительства среднетоннажных судов и морской техники.

Открытый стапель оснащен мощным крановым хозяйством: в его состав входят четыре башенных крана грузоподъемностью по 100 тонн, два козловых крана грузоподъемностью по 320 тонн, а также самый большой кран в России "Голиаф" грузоподъемностью 1 тыс. 200 тонн (построен китайской компанией China Heavy Industry Corporation).

24 июля 2018 года на верфь был доставлен один из ключевых ее элементов — плавучий транспортно-передаточный док грузоподъемностью 40 тыс. тонн, построенный по российскому заказу в Циндао (КНР) компанией BSIC.

  • Сдача всех объектов первой очереди намечена на 2019 год.

Вторая очередь строительства предусматривает введение в эксплуатацию сухого дока и производственных цехов полного цикла для постройки крупнотоннажных судов и офшорной техники. Планируется, что поэтапный ввод комплекса в эксплуатацию будет завершен в конце 2024 года.

В начале 2017 года стоимость проекта оценивалась в 145,5 млрд рублей. В октябре 2017-го стало известно, что правительство РФ в 2018–2022 годах может выделить ССК "Звезда" субсидии в размере 5,9 млрд рублей.

Численность сотрудников верфи в сентябре 2018 года — около 1 тыс. 500 человек, из них 89% — жители Дальнего Востока. Планируется, что к 2024-му на "Звезде" будут работать около 7 тыс. 500 человек.

Закладка судов и портфель заказов

Пилотную загрузку комплексу обеспечивает нефтяная компания "Роснефть", заключившая с ДЦСС эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на мощностях "Звезды".

8 сентября 2017 года президент РФ Владимир Путин принял участие в закладке четырех многофункциональных судов снабжения для "Роснефти". Суда получили имена "Владимир Мономах", "Александр Невский", "Екатерина Великая" и "Святая Мария".

По состоянию на сентябрь 2018 года в портфеле заказов ССК "Звезда" — 26 контрактов на строительство судов:

  • десять танкеров типа "Афрамакс" на газомоторном топливе;
  • десять арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тыс. тонн;
  • арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тыс. тонн;
  • суда снабжения.

По словам главы "Роснефти" Игоря Сечина, "Звезде" для "выхода на позитивную экономику работы" до 2035 года нужно получить портфель в 178 судов.

В 2017 году комплекс начал оформление документов для получения лицензии на атомное судостроение. В июле этого года замминистра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев заявил, что на Дальнем Востоке будет построен перспективный атомный ледокол "Лидер". Решение о том, какое именно предприятие будет создавать ледоколы этого типа, президент РФ Владимир Путин озвучит на Восточном экономическом форуме.

Какие суда строит судостроительный комплекс «Звезда»

Сегодня портфель ССК «Звезда» включает в себя 56 заказов на новые суда, из них 18 находятся в процессе строительства. В первую очередь на верфи идет строительство газовозов, судов обслуживания, танкеров. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов. Суммарно производственная программа ССК «Звезда» на период до 2035 года (что обозначено в Стратегии развития судостроительной промышленности) насчитывает 178 единиц судов и морской техники различных типов. Учитываются суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники.

Владислав Букин

Афрамаксы»

Сегодня это первые суда такого типа, строительство которых ведется в России.

Соглашение на строительство пяти «Афрамаксов» проекта 114К типа «Афрамакс» для НК «Роснефть» с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» и АО «Роснефтефлот» – профильным дочерним обществом НК «Роснефть», реализующим проекты в области морской логистики, ССК «Звезда» подписал в сентябре 2017 года.

Затем верфь взяла заказ еще на пять судов, соглашение подписано «Роснефтью», «Совкомфлотом» (оператор), ГТЛК, «Роснефтефлотом».

Год спустя «Совкомфлот» подписал соглашение с «Роснефтью», «Звездой» и ВЭБом еще на два танкера. Тогда же состоялась церемония закладки первого «Афрамакса», в ноябре «Роснефть» объявила о начале серийного производства – на «Звезде» прошла резка металла для второго танкера на СПГ.

Таким образом всего в портфеле ССК «Звезда» двенадцать судов этого типа.

Главная и вспомогательная энергетические установки танкера этого типа могут работать на сжиженном природном газе.

Документацию на судно разрабатывало ООО «Звезда-Хендэ», совместное предприятие ССК «Звезда» и Hyundai Samho Heavy Industries Co., Ltd. (HSHI). С российской стороны в проекте было задействовано и нижегородское АО «ЦКБ «Лазурит».

В марте 2021 года на предприятии заложили уже восьмой танкер этой серии.

Однако, пока завод находится в процессе строительства, не до конца отработаны все технологические операции, «Звезда» строит танкеры в кооперации с южнокорейской верфью Hyundai Heavy Industries Co. Ltd. Южнокорейская сторона – большую часть корпуса с насыщением, составные части которого затем стыкуются уже в Большом Камне. Однако на ССК «Звезда» неоднократно подчеркивали, что постепенно локализацию собственных работ на верфи планируют повышать, особенно с вводом в строй третьей очереди.

Суда-снабженцы

Контракт на строительство четырех судов-снабженцев проекта IBSV10022 АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» заключило в апреле 2017 года.

Проект разработала Damen Shipyards Group, выпуском рабоче-конструкторской документации занималось ЦКБ «Лазурит». Также голландская сторона занималась техническим наблюдением в ходе всей работы.

Стоимость контракта на момент заключения составила 11,821 млрд руб.

Суда снабжения проекта IBSV10022 предназначены для доставки грузов на морские буровые платформы, ледокольного обеспечения, буксировки судов и морских объектов.

На снабженец установили две колонки высокого ледового класса мощностью по 7,5 МВт. Вес каждой – 130 тонн, высота – 6 м, длина – 10 м. Эти ВРК позволят судну преодолевать арктические льды толщиной более 1,5 м.

Производство винторулевых колонок локализовано в Большом Камне на совместном предприятии НК «Роснефть» и компании General Electric – ООО «Завод по производству ВРК «Сапфир».

Вся серия из четырех судов была заложена 8 сентября 2017 года в присутствии президента РФ Владимира Путина и главы «Роснефти» Игоря Сечина. Формирование корпуса головного судна «Катерина Великая» на открытом тяжелом достроечном стапеле «Звезды» началось в августе 2018 года. На тот момент спуск на воду предполагался в 2019 году, но из-за сложности сроки сдвинулись. Церемония состоялась 15 декабря 2020 года.

Параллельно на верфи ведутся работы на трех других судах серии: «Святая Мария», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Танкер-челнок

В 2018 году в рамках Петербургского международного экономического форума АО «Роснефтефлот» (дочернее общество НК «Роснефть») и ООО «ССК «Звезда» заключили договор на строительство танкера-челнока усиленного ледового класса Arc6 дедвейтом 69 тыс. тонн с опционом на второе судно. Одновременно между ПАО «НК «Роснефть» и АО «Роснефтефлот» был подписан договор фрахтования танкера сроком на 20 лет.

Танкер будет использоваться для вывоза нефти и нефтепродуктов с месторождения имени Требса и Титова, которое разрабатывается СП «ЛУКОЙЛа» и входящей в «Роснефть» «Башнефти» в Ненецком АО.

Судно предназначено для перевозки нефти и способно самостоятельно осуществлять навигацию без ледокольного сопровождения в акваториях северных морей, в разряженных однолетних льдах при толщине до 1,1 м в зимне-весеннюю навигацию и до 1,7 м в летне-осеннюю. Движительная установка включает управляемые полноповоротные винторулевые колонки. Кроме того, новое судно будет оборудовано носовым погрузочным устройством для приема нефти непосредственно со стационарного морского ледостойкого причала.

Корни проекта танкера-челнока южнокорейские. В 2008–2009 годах по заказу «Совкомфлота» в Южной Корее на Samsung Heavy Industries (SHI) были построены три арктических танкера-челнока ледового класса Arc6 проекта 1660 типа «Панамакс»: «Василий Динков», «Тимофей Гуженко» и «Капитан Готский». Суда предназначались для транспортировки нефти с Варандейского нефте-отгрузочного терминала, дочернего предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» и ConocoPhillips.

По основным характеристикам эти суда ничем не отличаются от строящегося челнока на «Звезде».

Разработкой проекта 1660 занимались судостроители из Норвегии, России, США и Финляндии.

В создании нового танкера-челнока на ССК «Звезда» Samsung Heavy Industries принимает участие в качестве технологического партнера и разработчика проекта AST69K (так обозначен на закладной доске танкер-челнок).

Официальное начало резки стали на танкер Arc6 на ССК «Звезда» состоялось 24 декабря 2019 года. Церемония закладки прошла 4 декабря 2020 года. Танкер получил имя «Валентин Пикуль». О сроках сдачи судна и продлении серии пока не сообщалось.

Газовозы

Танкеры-газовозы СПГ ледового класса Arc7 предназначены для перевозки сжиженного природного газа и способны работать в суровых климатических условиях.

Конструкция судна-газовоза позволяет самостоятельно преодолевать лед толщиной более 2 м. Мощность силовой установки составляет 45 МВт. Судно оборудовано тремя винторулевыми колонками, производство которых локализовано в Большом Камне на совместном предприятии НК «Роснефть» и компании GE.

В июле 2020 года ССК «Звезда» получил международную лицензию и стал единственной российской верфью, которая может строить СПГ-газовозы с мембранной системой хранения Mark 3.

Также судостроительный комплекс подписал лицензионное соглашение об оказании технической помощи и лицензирования с французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz, которая специализируется на разработке и лицензировании строительства криогенных мембранных систем для транспортировки и хранения сжиженного газа.

В октябре 2020 года на аналогичные суда «НОВАТЭК» для проекта «Арктик СПГ – 2» заключил контракт с южнокорейской верфью DSME. Всего серия будет включать в себя шесть танкеров Arc7 стоимостью $1,7 млрд ($283 млн за судно). Как тогда сообщали СМИ, заказчиками выступили «Совкомфлот» и японская MOL, каждая из которых заказала по три танкера.

После их сдачи «Совкомфлот» и MOL станут собственниками танкеров и заключат долгосрочный тайм-чартерный контракт с «Арктик СПГ – 2». Каждая из компаний будет самостоятельно оперировать этими судами. До этого DSME уже построила для «НОВАТЭКа» весь флот для «Ямал СПГ» – это 15 танкеров Arc7.

Такое распределение заказов между российской и корейской стороной объяснялось сжатыми сроками ввода в строй «Арктик СПГ – 2». ССК «Звезда», исходя из мощностей, не справилась бы с двумя десятками судов.

Танкеры-продуктовозы MR

В самом конце 2018 года группа компаний «Совкомфлот» разместила на ССК «Звезда» заказ на строительство трех танкеров-продуктовозов типа MR50 на СПГ. Поставка судов запланирована на 2022–2023 годы. Финансирование контракта обеспечивает АО «ВЭБ-лизинг».

Речь идет о танкерах ледового класса 1B, которые смогут осуществлять круглогодичную навигацию, в том числе в ледовых условиях Балтийского моря. Использование СПГ позволяет существенно снизить объем выбросов в атмосферу и полностью удовлетворяет требованиям международной конвенции MARPOL-2020.

Суда предназначены для транспортировки нефтепродуктов и газового конденсата и будут эксплуатироваться в рамках долгосрочных тайм-чартерных договоров компании «СКФ Атлантик» (входит в группу компаний «Совкомфлот») с ПАО «НОВАТЭК».

Закладка головного танкера «Иван Айвазовский» состоялась 30 марта 2021 года. Металл на второй танкер начали резать еще в ноябре 2020 года, на третий заказ – в январе 2021 года.

Технических подробностей проекта и информации о поставщиках основного оборудования на суда в открытых источниках нет. Известно лишь только то, что винты на заказы диаметром 6,8 м поставит Балтийский завод, который уже приступил к выполнению заказа.

Научно-исследовательские суда

Контракт на строительство двух научно-исследовательских судов проекта 123 ССК «Звезда» и управление научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения Российской академии наук подписали 10 декабря 2020 года. Верфь стала единственным исполнителем заказа в рамках федерального национального проекта «Наука». Проект НИСов разработало нижегородское ЦКБ «Лазурит». Путем народного голосования судам присвоили имена Виктора Ильичева и Александра Лисицына.

Суммы, которые заложены в нацпроекте (по состоянию на заключение контракта), составляют 28,4 млрд руб. на два судна, из них 760 млн руб. выделялись на проектно-исследовательские работы.

Новые НИС проекта 123 неограниченного района плавания предназначены для проведения в Мировом океане различного вида научных исследований фундаментального и прикладного значения, включая физические, химические, метеорологические, биологические, геологические, геофизические и другие.

Суда позволят проводить широкий спектр измерений параметров морской среды с помощью бортовой и буксируемой аппаратуры с возможностью обработки получаемых данных в режиме реального времени. Также на судах будут установлены бортовые лаборатории для проведения анализа проб воды, взвеси и донных осадков. НИСы будут оснащены вертолетной площадкой и телеуправляемыми подводными аппаратами. Ледовый класс судов Arc4 позволяет им самостоятельно преодолевать однолетние льды толщиной до 0,6 м в зимне-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летне-осеннюю.

В качестве прототипа для судов пр. 123 было выбрано немецкое научно-исследовательское судно Sonne, введенное в эксплуатацию в 2014 году. Внешний облик обоих судов схожий, однако, как говорили в «Лазурите», речи о полном копировании не шло. У российских судов есть ряд нововведений.

О необходимости строительства новых НИСов для Минобрнауки говорили еще в начале сентября 2018 года. Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН сформировал техническое задание на перспективный проект, которое и стало базой для объявления тендера на разработку судна. Конкурс выиграло ЦКБ «Лазурит» со своим проектом 123.

Изначально предполагалось, что оператором судов станет Институт океанологии РАН им. П.П. Ширшова. Но в 2020 году стало известно, что Минобрнауки разработало концепцию создания в России единого оператора научно-исследовательских судов. В рамках пилотного проекта решило создать ФГБУ «Единый ведомственный оператор научно-исследовательского флота Минобрнауки России», в который должны быть переданы все суда Института океанологии.

Закладка двух НИС проекта 123 должна пройти в 2021 году, сдача двух судов намечена на 2024 год.

Мелкосидящие ледоколы

В мае 2018 года пресс-служба «Роснефти» сообщала, что ССК «Звезда» и «Росморпорт» при поддержке «Роснефти» договорились о строительстве мелкосидящего ледокола проекта 22740 с опционом еще на три судна. Договор подписан в продолжение соглашения, заключенного в сентябре 2017 года во время Восточного экономического форума.

Разработкой концепт-проекта и технического проекта занималось входящее в состав Крыловского центра ЦКБ «Балтсудопроект» по госконтракту с Росморречфлотом в 2014 году. Судно предназначено для мелководных районов Арктики, Азовского и Каспийского морей, других морских бассейнов.

На судне предполагается размещение беспилотных летательных аппаратов и рабочего катера на воздушной подушке.

Использовать судно будут для организации проводки судов в морских портах и на подходах к ним, в том числе для нужд морских терминалов, оператором которых является «Роснефть».

Как сообщала пресс-служба «Роснефти», сдать судно планировали в конце 2021 года. Однако затем планы скорректировали.

Как рассказывал генеральный директор ФГУП «Росморпорт», до 2025 года ССК «Звезда» построит по заказу компании два мелкосидящих ледокола уже модернизированного проекта 22740М вместо запланированных ранее четырех ледоколов 22740. Стоимость новых ледоколов также изменилась. Цена головного ледокола возросла с 4,9 млрд до 5,8 млрд рублей. Серийное судно подорожало с 4,3 млрд до 5,4 млрд рублей.

Сдача головного судна запланирована на 2024 год. При этом если проект окажется удачным, то в «Росморпорте» планируют увеличить серию до четырех единиц. Но заказ на еще два мелкосидящих ледокола за счет федеральных денег планируется разместить уже после 2025 года.

Ледокол «Лидер»

Контракт на строительство ледокола проекта 10510 мощностью 120 МВт типа «Лидер» Росатомфлот и ССК «Звезда» подписали 23 апреля 2020 года. Стоимость строительства (в ценах на стадии заключения контракта) оценивалась в 127,5 млрд рублей. Деньги выделялись из федерального бюджета. Проект судна готовило петербургское ЦКБ «Айсберг».

Головной ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт первым в мире сможет круглый год проводить суда по Северному морскому пути при толщине льда до 4 м. Судно будет оснащено двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, которые разработаны специалистами Росатома.

Согласно плану развития инфраструктуры Северного морского пути, ввод в эксплуатацию головного ледокола проекта «Лидер» запланирован на декабрь 2027 года, первого серийного ледокола проекта – на декабрь 2030 года, второго серийного ледокола проекта – на декабрь 2032 года. Однако эти планы подписанными контрактами не подтверждались.

В декабре 2020 года ССК «Звезда» получил лицензию на строительство атомоходов в соответствии с действующими в Российской Федерации нормами. Верфь успешно прошла проверки Межрегионального территориального управления по Сибири и Дальнему Востоку Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Это позволило приступить к работе над судном.

Первая резка металла для будущего ледокола была 6 июля 2020 года, церемония закладки судна, которому присвоили имя «Россия», состоялась 5 июля 2021 года. Пока корабелы «Звезды» занимаются изготовлением секций для будущего корпуса судна.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: