Как стать судебным приставом в казахстане

Обновлено: 27.03.2024

1. Судебный пристав - должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него настоящим Законом задачи.

2. Судебному приставу выдается форменная одежда (без погон), идентификационная карта и жетон, образцы которых утверждаются уполномоченным органом по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов.

Натуральные нормы обеспечения судебных приставов форменной одеждой (без погон) утверждаются уполномоченным органом по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.

3. Законные требования судебного пристава обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами.

Статья 2. Задачи судебных приставов

Задачами судебных приставов являются:

1) поддержание общественного порядка в зале во время судебного заседания;

2) контроль за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы;

3) содействие суду в выполнении процессуальных действий;

4) обеспечение охраны зданий судов, охрана судей и других участников процесса;

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о судебных приставах

Законодательство Республики Казахстан о судебных приставах основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Статья 4. Организация деятельности судебных приставов и порядок их назначения

1. Подразделения судебных приставов образуются уполномоченным государственным органом по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов (далее - уполномоченный орган) в Верховном Суде и территориальных подразделениях (Администратор судов) в областях, столице и городах республиканского значения (далее - территориальные подразделения).

2. Организационное и методическое руководство деятельностью судебных приставов в Верховном Суде и территориальных подразделениях осуществляют уполномоченный орган и его территориальные подразделения.

1) организует работу судебных приставов;

2) занимается обучением кадров судебных приставов, повышением их профессиональной подготовки;

3) обобщает практику деятельности судебных приставов, вырабатывает на этой основе методические рекомендации;

4) занимается ведением учета деятельности судебных приставов;

5) обеспечивает взаимодействие с другими государственными и правоохранительными органами по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;

6) осуществляет материально-техническое обеспечение подразделений судебных приставов.

4. Судебные приставы в территориальных подразделениях назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих территориальных подразделений.

Судебные приставы в Верховном Суде Республики Казахстан назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем уполномоченного органа.

5. Штатная численность подразделений судебных приставов утверждается руководителем уполномоченного органа в пределах штатной численности, утверждаемой Президентом Республики Казахстан.

Статья 5. Взаимодействие судебного пристава с правоохранительными органами

1. При выполнении возложенных на него задач судебный пристав вправе обращаться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел, а судебный пристав военного суда - к военному командованию.

2. Сотрудники правоохранительных органов оказывают помощь судебному приставу в пределах реализации возложенных на них законом задач.

3. Взаимодействие судебных приставов с сотрудниками правоохранительных органов и военных подразделений осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующим подзаконным актом по взаимодействию, утвержденным руководителями указанных органов.

Статья 6. Требования, предъявляемые к судебному приставу

1. Судебным приставом может быть назначено лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, в возрасте не моложе двадцати одного года, имеющее среднее (послесреднее) образование, способное по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности и прошедшее специальную проверку.

Судебные приставы проходят специальную подготовку, после которой имеют право на хранение и ношение огнестрельного табельного и электрического оружия, использование специальных средств.

2. На должность судебного пристава не могут быть назначены лица, ранее судимые или освобожденные от уголовной ответственности на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также уволенные по отрицательным мотивам с государственной службы и из правоохранительных органов.

Статья 7. Права и обязанности судебного пристава

1. В целях выполнения возложенных на него задач судебный пристав имеет право:

1) требовать от граждан соблюдения установленного порядка деятельности суда, а также прекращения противоправных действий в помещении суда и в зале судебного заседания;

2) производить в помещении суда (в случае проведения выездного заседания - в помещении, где проводится судебное заседание) административное задержание правонарушителя;

3) составлять протокол о правонарушении для привлечения к ответственности в установленном законодательством порядке;

4) доставлять правонарушителя в органы внутренних дел;

В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 262-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

5) применять огнестрельное и электрическое оружие, специальные средства и физическую силу в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

2. Судебный пристав обязан:

1) использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

2) осуществлять охрану судей и иных лиц, участвующих в судебном процессе;

3) обеспечивать охрану совещательных комнат, других судебных помещений и зданий;

5) предупреждать и пресекать правонарушения в зале судебного заседания и помещении суда;

6) обеспечивать по поручению судьи доставку уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность при проведении судебного разбирательства вне места постоянного пребывания суда;

7) выполнять распоряжение судьи, связанные с соблюдением порядка проведения судебного разбирательства;

8) осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд;

9) взаимодействовать с сотрудниками конвойной службы по вопросам охраны и безопасности лиц, содержащихся под стражей.

В заголовок внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 262-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

Статья 8. Порядок применения огнестрельного и электрического оружия, специальных средств и физической силы

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 262-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

1. Применение судебным приставом огнестрельного и электрического оружия, специальных средств и физической силы может быть обусловлено только выполнением задач, указанных в статье 2 настоящего Закона.

2. Судебные приставы имеют право применять огнестрельное оружие в целях:

1) отражения нападения на судей и участников судебного разбирательства, когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

2) отражения нападения на судебного пристава при выполнении им своих служебных обязанностей, когда его жизнь и здоровье подвергаются опасности;

3) пресечения попытки завладеть оружием или специальными средствами;

4) отражение группового или вооруженного нападения на суд и здания судов.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 262-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

3. Физическая сила, в том числе боевые приемы, а также электрическое оружие, специальные средства, перечень которых определяется специальным законодательством, могут быть применены судебным приставом для:

1) отражения нападения на судей и участников судебного разбирательства;

2) пресечения физического сопротивления и нападения на судебного пристава при исполнении им служебных обязанностей;

3) задержания лица, если это лицо отказывается выполнить требование о прекращении противоправных действий;

4) пресечения побега лица из-под стражи, а также пресечения попытки насильственного освобождения лица, содержащегося под стражей.

4. Запрещается применять оружие, специальные средства и боевые приемы в отношении женщин, несовершеннолетних и лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения и оказания вооруженного сопротивления либо группового нападения.

5. Во всех случаях применения оружия, специальных средств и боевых приемов судебный пристав обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан и оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, доложить о применении оружия, специальных средств и боевых приемов руководителю соответствующего территориального подразделения. Судебный пристав Верховного Суда Республики Казахстан обязан доложить о применении оружия, специальных средств и боевых приемов руководителю уполномоченного органа.

В каждом случае применения оружия, специальных средств и боевых приемов, повлекших гибель людей или иные тяжкие последствия, незамедлительно информируется прокурор.

6. Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, электрического оружия и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, и порядок их выделения устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Обеспечение подразделений судебных приставов оружием и специальными средствами возлагается на уполномоченный орган.

Статья 9. Ответственность судебных приставов

За совершенные проступки и правонарушения, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей судебные приставы несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Закон дополнен статьей 9-1 в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 262-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования); изложена в редакции Закона РК от 29.06.20 г. № 351-VI (введено в действие с 1 июля 2021 г.) (см. стар. ред.)

Статья 9-1. Обжалование действий (бездействия) судебного пристава

Действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы заинтересованным лицом в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Статья 10. Меры социальной защиты судебных приставов

1. Обязательное страхование судебных приставов осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан за счет бюджетных средств.

3. В случае гибели (смерти) судебного пристава при исполнении служебных обязанностей либо в течение года после увольнения со службы вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей, лицам, находящимся на иждивении, и наследникам выплачивается единовременная компенсация в размере десятикратного годового размера заработной платы по последней занимаемой должности.

4. При установлении судебному приставу инвалидности, наступившей в результате травмы, ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, ему выплачиваются единовременные компенсации в размерах:

1) инвалиду первой группы - пятилетней заработной платы;

2) инвалиду второй группы - трехлетней заработной платы;

3) инвалиду третьей группы - годовой заработной платы.

5. В случае получения судебным приставом при исполнении служебных обязанностей тяжелого увечья (травмы, ранения, контузии), не повлекшего инвалидности, ему выплачивается компенсация в размере трехмесячной заработной платы, легкого увечья -месячной заработной платы. При этом единовременные компенсации, предусмотренные настоящей статьей, выплачиваются независимо от других выплат, в том числе страховых выплат и выплат в порядке возмещения вреда.

6. Единовременная компенсация, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается, если в установленном порядке доказано, что гибель (смерть), травма, ранение (увечье) судебного пристава наступили в связи с обстоятельствами, не связанными с исполнением служебных обязанностей.

7. Семье погибшего и его иждивенцам назначается пособие по случаю потери кормильца в установленном законодательством порядке.

8. Выплата на погребение умершего или погибшего судебного пристава выдается в размере, устанавливаемом законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год.

В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 г.) (см. стар. ред.)

Статья 11. Финансирование деятельности судебных приставов

Финансирование деятельности судебных приставов осуществляется за счет бюджетных средств.

Статья 12. Контроль за деятельностью судебных приставов

Контроль за деятельностью судебных приставов в Верховном Суде и территориальных подразделениях осуществляют уполномоченный орган и его территориальные подразделения.

zhso.kz

zhso.kz

Очень распространена практика ограничения водительских прав, о чем должны задуматься должники, использующие машину.

Что произойдет, если вы проиграли суд и в отношении вас выдан исполнительный лист, либо нотариус вынес в отношении вас исполнительную надпись. На эти вопросы ответил юрист Илья Князев, передает zakon.kz.

По словам юриста, в этих случаях частный судебный исполнитель (ЧСИ) применит к вам меры принудительного исполнения на основании принятого к производству исполнительного документа.

Список мер, которые ЧСИ обязан обязан принять по обеспечению исполнения исполнительных документов:

  1. наложение ареста на имущество должника, то есть запрет на распоряжение этим имуществом, включая деньги и ценные бумаги;
  2. наложение ареста на деньги и имущество должника, находящиеся в банках, организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также в страховых организациях;
  3. изъятие движимого имущества должника;
  4. изъятие недвижимого имущества должника;
  5. запрет должнику на совершение определенных действий, в том числе запрет органам юридического лица на принятие решений, а равно приостановление действия принятых решений по отчуждению имущества, имущественных и неимущественных прав, ценных бумаг и долей в уставном капитале и имуществе юридического лица;
  6. запрет должнику на пользование принадлежащим ему на праве собственности имуществом, в том числе деньгами, либо указание на его использование в установленных судебным исполнителем пределах;
  7. опечатывание имущества должника;
  8. изъятие правоустанавливающих документов;
  9. запрет другим лицам на передачу имущества, в том числе денег, должнику или выполнение по отношению к нему иных действий.

При этом пункты 2, 4 и 8 применяются только с санкции прокурора.

Кроме того, ЧСИ обязан вынести постановление о временном ограничении на выезд физического лица, руководителя (исполняющего обязанности) юридического лица, являющегося должником, из РК в случаях неисполнения:

  • более трех месяцев требования исполнительного документа о взыскании периодических платежей, к примеру, алиментов;
  • требования исполнительного документа на сумму, равную либо превышающую 40 МРП.

Постановление ЧСИ о запрете на выезд санкционируется судом. Запрет на выезд налагается после истечения пяти рабочих дней со дня надлежащего извещения должника о применении подобной меры и направляется в Пограничную службу КНБ РК. При этом надо иметь в виду, что запрет на выезд может быть приостановлен в случае необходимости проведения лечения за пределами Республики Казахстан, для чего ЧСИ выносит постановление, которое подлежит санкционированию судом, – пояснил юрист.

Если вам предстоит выехать за пределы РК, то снятие запрета на выезд в течение одного рабочего дня осуществляется по следующим основаниям:

  • прекращение исполнительного производства на основаниях, предусмотренных статьей 47 ЗРК "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей";
  • отсутствие задолженности по исполнительным производствам о периодических взысканиях;
  • возвращение исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ;
  • заявление взыскателя;
  • смена руководителя юридического лица, являющегося должником;
  • отмена постановления судебного исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Еще один вариант воздействия ЧСИ на должника – это временные ограничения в сфере выдачи и действия лицензий, разрешений и специальных прав при неисполнении должником без уважительных причин исполнительного документа:

  1. о взыскании с физического лица суммы более 250 МРП;
  2. о взыскании с юридического лица суммы более 1250 МРП;
  3. об исполнении требований неимущественного характера по истечении срока исполнения (2-6 месяцев);
  4. о взыскании алиментов в случае образования задолженности.

В этих случаях ЧСИ направляет в суд представление о временном запрете на выдачу должнику лицензии, разрешения и специальных прав, а также о приостановлении действия ранее выданных должнику лицензий, разрешений и специальных прав.

К примеру, очень распространена практика ограничения водительских прав, о чем должны задуматься должники, использующие машину.

Копии определения суда, вынесенного по результатам рассмотрения представления судебного исполнителя, направляются должнику и для исполнения в соответствующие уполномоченные органы.

ЧСИ не позднее дня, следующего за днем исполнения требований исполнительного документа или возникновения оснований для отмены временного ограничения в сфере выдачи и действия лицензий, разрешений и специальных прав, выносит постановление о снятии данного ограничения. Копии указанного постановления незамедлительно направляются должнику, взыскателю и соответствующим уполномоченным органам для исполнения, – пояснил Илья Князев.

Должник обязан по требованию судебного исполнителя предоставить ему информацию об имеющемся у него имуществе, сообщить сведения об источниках доходов, а также о наличии всех причитающихся ему имущественных требований.

Отказ от представления вышеуказанных сведений, либо представление заведомо ложных сведений, является неисполнением исполнительного документа и влечет соответствующую санкцию.

В каждом суде действует служба судебных приставов. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июля 1997 года № 150 «О судебных приставах», судебный пристав - должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него настоящим Законом задачи.

Задачами судебных приставов являются: поддержание общественного порядка в зале во время судебного заседания, а также во время совершения судебными исполнителями исполнительных действий; контроль за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы; содействие суду в выполнении процессуальных действий; обеспечение охраны зданий судов, охрана судей и других участников процесса, а также охрана судебных исполнителей и лиц, участвующих в исполнительных действиях, во время совершения этих действий; оказание содействия судебным исполнителям в принудительном исполнении исполнительных документов судов и других органов.

Одной из основных и важнейших задач, стоящих перед судебными приставами, это поддержание общественного порядка в зале во время судебного заседания лицами, находящимися в суде, выполнение ими распоряжений председательствующего в судебном заседании, т.е. роль пристава заключается сведение к минимуму риска возникновения конфликтов в здании суда и на судебном заседании.

Во время судебного заседания пристав постоянно находится в зале суда и до окончания судебного заседания выполняет распоряжение председателя суда, председательствующего в судебном заседании или судьи, связанные с соблюдением порядка в суде, обеспечением безопасности защищаемых лиц, охраной совещательной комнаты и помещения судебного заседания.

В случае нарушения установленного порядка деятельности суда судебный пристав самостоятельно, в пределах предоставленных ему полномочий, определяет в соответствии с Законом комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий.

В соответствии с ст.7 Закона «О судебных приставах» судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет прова:

- требовать от граждан соблюдения установленного порядка деятельности суда, а также прекращения противоправных действий в помещении суда и в зале судебного заседания;

- требовать от граждан соблюдения установленного порядка и прекращения противоправных действий во время совершения судебными исполнителями исполнительных действий;

- производить в помещении суда (в случае проведения выездного заседания - в помещении, где проводится судебное заседание) и во время совершения судебными исполнителями исполнительных действий административное задержание правонарушителя;

- составлять протокол о правонарушении для привлечения к ответственности в установленном законодательством порядке;

- доставлять правонарушителя в органы внутренних дел;

- применять огнестрельное и электрическое оружие, специальные средства и физическую силу в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Кроме того, Законом оговорено, что судебный пристав обязан:

1) использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

2) осуществлять охрану судей и иных лиц, участвующих в судебном процессе, а также лиц, участвующих в исполнительных действиях, во время совершения таких действий;

3) обеспечивать охрану совещательных комнат, других судебных помещений и зданий;

4) в соответствии с законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей участвовать в совершении исполнительных действий;

5) предупреждать и пресекать правонарушения в зале судебного заседания и помещении суда, а также во время совершения исполнительных действий;

6) обеспечивать по поручению судьи доставку уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность при проведении судебного разбирательства вне места постоянного пребывания суда;

7) выполнять распоряжения судьи, связанные с соблюдением порядка проведения судебного разбирательства;

8) осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, к судебному исполнителю или на место совершения исполнительных действий;

9) взаимодействовать с сотрудниками конвойной службы по вопросам охраны и безопасности лиц, содержащихся под стражей.

Закон Республики Казахстан от 7 июля 1997 года N 150.

Вниманию пользователей!
Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ

Статья 1. Правовое положение судебных приставов

1. Судебный пристав - должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него настоящим Законом задачи.

2. Судебному приставу выдается форменная одежда (без погон), идентификационная карта и жетон, образцы которых утверждаются уполномоченным органом по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов.

Натуральные нормы обеспечения судебных приставов форменной одеждой (без погон) утверждаются уполномоченным органом по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.

3. Законные требования судебного пристава обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами.

Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 06.01.2011 № 379-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.11.2019 № 273-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Задачи судебных приставов

Задачами судебных приставов являются:

1) поддержание общественного порядка в зале во время судебного заседания;

2) контроль за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы;

3) содействие суду в выполнении процессуальных действий;

4) обеспечение охраны зданий судов, охрана судей и других участников процесса.

5) исключен Законом РК от 26.06.2020 № 349-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными законами РК от 22.06.2006 № 147 ; от 26.06.2020 № 349-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о судебных приставах

Законодательство Республики Казахстан о судебных приставах основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Статья 4. Организация деятельности судебных приставов и порядок их назначения

1. Подразделения судебных приставов образуются уполномоченным государственным органом по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов (далее – уполномоченный орган) в Верховном Суде и территориальных подразделениях (Администратор судов) в областях, столице и городах республиканского значения (далее – территориальные подразделения).

2. Организационное и методическое руководство деятельностью судебных приставов в Верховном Суде и территориальных подразделениях осуществляют уполномоченный орган и его территориальные подразделения.

1) организует работу судебных приставов;

2) занимается обучением кадров судебных приставов, повышением их профессиональной подготовки;

3) обобщает практику деятельности судебных приставов, вырабатывает на этой основе методические рекомендации;

4) занимается ведением учета деятельности судебных приставов;

5) обеспечивает взаимодействие с другими государственными и правоохранительными органами по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;

6) осуществляет материально-техническое обеспечение подразделений судебных приставов.

3. Исключен Законом РК от 27.12.2010 № 367-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

4. Судебные приставы в территориальных подразделениях назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих территориальных подразделений.

Судебные приставы в Верховном Суде Республики Казахстан назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем уполномоченного органа.

5. Штатная численность подразделений судебных приставов утверждается руководителем уполномоченного органа в пределах штатной численности, утверждаемой Президентом Республики Казахстан.

Статья 5. Взаимодействие судебного пристава с правоохранительными органами

1. При выполнении возложенных на него задач судебный пристав вправе обращаться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел, а судебный пристав военного суда - к военному командованию.

2. Сотрудники правоохранительных органов оказывают помощь судебному приставу в пределах реализации возложенных на них законом задач.

3. Взаимодействие судебных приставов с сотрудниками правоохранительных органов и военных подразделений осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующим подзаконным актом по взаимодействию, утвержденным руководителями указанных органов.

Статья 6. Требования, предъявляемые к судебному приставу

1. Судебным приставом может быть назначено лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан в возрасте не моложе двадцати одного года, имеющее среднее (послесреднее) образование, способное по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности и прошедшее специальную проверку.

Судебные приставы проходят специальную подготовку, после которой имеют право на хранение и ношение огнестрельного табельного и электрического оружия, использование специальных средств.

2. На должность судебного пристава не могут быть назначены лица, ранее судимые или освобожденные от уголовной ответственности на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также уволенные по отрицательным мотивам с государственной службы и из правоохранительных органов.

Сноска. Cтатья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 27.07.2007 № 320 (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 02.04.2010 № 262-IV (вводятся в действие с 21.10.2010); от 04.07.2014 № 233-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Статья 7. Права и обязанности судебного пристава

1. В целях выполнения возложенных на него задач судебный пристав имеет право:

1) требовать от граждан соблюдения установленного порядка деятельности суда, а также прекращения противоправных действий в помещении суда и в зале судебного заседания;

1-1) исключен Законом РК от 26.06.2020 № 349-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

2) производить в помещении суда (в случае проведения выездного заседания - в помещении, где проводится судебное заседание) административное задержание правонарушителя;

3) составлять протокол о правонарушении для привлечения к ответственности в установленном законодательством порядке;

4) доставлять правонарушителя в органы внутренних дел;

5) применять огнестрельное и электрическое оружие, специальные средства и физическую силу в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

2. Судебный пристав обязан:

1) использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

2) осуществлять охрану судей и иных лиц, участвующих в судебном процессе;

3) обеспечивать охрану совещательных комнат, других судебных помещений и зданий;

4) исключен Законом РК от 26.06.2020 № 349-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

5) предупреждать и пресекать правонарушения в зале судебного заседания и помещении суда;

6) обеспечивать по поручению судьи доставку уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность при проведении судебного разбирательства вне места постоянного пребывания суда;

7) выполнять распоряжения судьи, связанные с соблюдением порядка проведения судебного разбирательства;

8) осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд;

9) взаимодействовать с сотрудниками конвойной службы по вопросам охраны и безопасности лиц, содержащихся под стражей.

Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 05.05.2003 № 409 ; от 22.06.2006 № 147 ; от 02.04.2010 № 262-IV (вводятся в действие с 21.10.2010); от 15.01.2014 № 164-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.06.2020 № 349-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 8. Порядок применения огнестрельного и электрического оружия, специальных средств и физической силы

Сноска. Заголовок статьи 8 с изменением, внесенным Законом РК от 02.04.2010 № 262-IV (вводится в действие с 21.10.2010).

1. Применение судебным приставом огнестрельного и электрического оружия, специальных средств и физической силы может быть обусловлено только выполнением задач, указанных в статье 2 настоящего Закона.

2. Судебные приставы имеют право применять огнестрельное оружие в целях:

1) отражения нападения на судей и участников судебного разбирательства, когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

2) отражения нападения на судебного пристава при выполнении им своих служебных обязанностей, когда его жизнь и здоровье подвергаются опасности;

3) пресечения попытки завладеть оружием или специальными средствами;

4) отражения группового или вооруженного нападения на суд и здания судов.

3. Физическая сила, в том числе боевые приемы, а также электрическое оружие, специальные средства, перечень которых определяется специальным законодательством, могут быть применены судебным приставом для:

1) отражения нападения на судей и участников судебного разбирательства;

2) пресечения физического сопротивления и нападения на судебного пристава при исполнении им служебных обязанностей;

3) задержания лица, если это лицо отказывается выполнить требование о прекращении противоправных действий;

4) пресечения побега лица из-под стражи, а также пресечения попытки насильственного освобождения лица, содержащегося под стражей.

4. Запрещается применять оружие, специальные средства и боевые приемы в отношении женщин, несовершеннолетних и лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения и оказания вооруженного сопротивления либо группового нападения.

5. Во всех случаях применения оружия, специальных средств и боевых приемов судебный пристав обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан и оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, доложить о применении оружия, специальных средств и боевых приемов руководителю соответствующего территориального подразделения. Судебный пристав Верховного Суда Республики Казахстан обязан доложить о применении оружия, специальных средств и боевых приемов руководителю уполномоченного органа.

В каждом случае применения оружия, специальных средств и боевых приемов, повлекших гибель людей или иные тяжкие последствия, незамедлительно информируется прокурор.

6. Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, электрического оружия и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, и порядок их выделения устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Обеспечение подразделений судебных приставов оружием и специальными средствами возлагается на уполномоченный орган.

Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 05.05.2003 № 409 ; от 22.06.2006 № 147 ; от 02.04.2010 № 262-IV (вводятся в действие с 21.10.2010); от 27.12.2010 № 367-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 26.06.2020 № 349-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 9. Ответственность судебных приставов

За совершенные проступки и правонарушения, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей судебные приставы несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Статья 9-1. Обжалование действий (бездействия) судебного пристава

Действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы заинтересованным лицом в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Сноска. Закон дополнен статьей 9-1 в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).

Статья 10. Меры социальной защиты судебных приставов

1. Обязательное страхование судебных приставов осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан за счет бюджетных средств.

2. Исключен Законом РК от 07.05.2007 № 244.

3. В случае гибели (смерти) судебного пристава при исполнении служебных обязанностей либо в течение года после увольнения со службы вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей, лицам, находящимся на иждивении, и наследникам выплачивается единовременная компенсация в размере десятикратного годового размера заработной платы по последней занимаемой должности.

4. При установлении судебному приставу инвалидности, наступившей в результате травмы, ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, ему выплачиваются единовременные компенсации в размерах:

1) лицу с инвалидностью первой группы – пятилетней заработной платы;

2) лицу с инвалидностью второй группы – трехлетней заработной платы;

3) лицу с инвалидностью третьей группы – годовой заработной платы.

5. В случае получения судебным приставом при исполнении служебных обязанностей тяжелого увечья (травмы, ранения, контузии), не повлекшего инвалидности, ему выплачивается компенсация в размере трехмесячной заработной платы, легкого увечья - месячной заработной платы. При этом единовременные компенсации, предусмотренные настоящей статьей, выплачиваются независимо от других выплат, в том числе страховых выплат и выплат в порядке возмещения вреда.

6. Единовременная компенсация, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается, если в установленном порядке доказано, что гибель (смерть), травма, ранение (увечье) судебного пристава наступили в связи с обстоятельствами, не связанными с исполнением служебных обязанностей.

7. Семье погибшего и его иждивенцам назначается пособие по случаю потери кормильца в установленном законодательством порядке.

8. Выплата на погребение умершего или погибшего судебного пристава выдается в размере, устанавливаемом законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год.

Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 07.05.2007 № 244 ; от 27.06.2022 № 129-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 11. Финансирование деятельности судебных приставов

Финансирование деятельности судебных приставов осуществляется за счет бюджетных средств.

Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными Законом РК от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005).

Статья 12. Контроль за деятельностью судебных приставов

Контроль за деятельностью судебных приставов в Верховном Суде и территориальных подразделениях осуществляют уполномоченный орган и его территориальные подразделения.

Сноска. Статья 12 в редакции Закона РК от 27.12.2010 № 367-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

1. Судебный пристав - должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него настоящим Законом задачи.

2. Судебному приставу выдается форменная одежда (без погон), идентификационная карта и жетон, образцы которых утверждаются уполномоченным органом по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов.

Натуральные нормы обеспечения судебных приставов форменной одеждой (без погон) утверждаются уполномоченным органом по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.

3. Законные требования судебного пристава обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами.

Статья 2. Задачи судебных приставов

Задачами судебных приставов являются:

1) поддержание общественного порядка в зале во время судебного заседания;

2) контроль за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы;

3) содействие суду в выполнении процессуальных действий;

4) обеспечение охраны зданий судов, охрана судей и других участников процесса;

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о судебных приставах

Законодательство Республики Казахстан о судебных приставах основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Статья 4. Организация деятельности судебных приставов и порядок их назначения

1. Подразделения судебных приставов образуются уполномоченным государственным органом по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов (далее - уполномоченный орган) в Верховном Суде и территориальных подразделениях (Администратор судов) в областях, столице и городах республиканского значения (далее - территориальные подразделения).

2. Организационное и методическое руководство деятельностью судебных приставов в Верховном Суде и территориальных подразделениях осуществляют уполномоченный орган и его территориальные подразделения.

1) организует работу судебных приставов;

2) занимается обучением кадров судебных приставов, повышением их профессиональной подготовки;

3) обобщает практику деятельности судебных приставов, вырабатывает на этой основе методические рекомендации;

4) занимается ведением учета деятельности судебных приставов;

5) обеспечивает взаимодействие с другими государственными и правоохранительными органами по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;

6) осуществляет материально-техническое обеспечение подразделений судебных приставов.

4. Судебные приставы в территориальных подразделениях назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих территориальных подразделений.

Судебные приставы в Верховном Суде Республики Казахстан назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем уполномоченного органа.

5. Штатная численность подразделений судебных приставов утверждается руководителем уполномоченного органа в пределах штатной численности, утверждаемой Президентом Республики Казахстан.

Статья 5. Взаимодействие судебного пристава с правоохранительными органами

1. При выполнении возложенных на него задач судебный пристав вправе обращаться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел, а судебный пристав военного суда - к военному командованию.

2. Сотрудники правоохранительных органов оказывают помощь судебному приставу в пределах реализации возложенных на них законом задач.

3. Взаимодействие судебных приставов с сотрудниками правоохранительных органов и военных подразделений осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующим подзаконным актом по взаимодействию, утвержденным руководителями указанных органов.

Статья 6. Требования, предъявляемые к судебному приставу

1. Судебным приставом может быть назначено лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, в возрасте не моложе двадцати одного года, имеющее среднее (послесреднее) образование, способное по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности и прошедшее специальную проверку.

Судебные приставы проходят специальную подготовку, после которой имеют право на хранение и ношение огнестрельного табельного и электрического оружия, использование специальных средств.

2. На должность судебного пристава не могут быть назначены лица, ранее судимые или освобожденные от уголовной ответственности на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также уволенные по отрицательным мотивам с государственной службы и из правоохранительных органов.

Статья 7. Права и обязанности судебного пристава

1. В целях выполнения возложенных на него задач судебный пристав имеет право:

1) требовать от граждан соблюдения установленного порядка деятельности суда, а также прекращения противоправных действий в помещении суда и в зале судебного заседания;

2) производить в помещении суда (в случае проведения выездного заседания - в помещении, где проводится судебное заседание) административное задержание правонарушителя;

3) составлять протокол о правонарушении для привлечения к ответственности в установленном законодательством порядке;

4) доставлять правонарушителя в органы внутренних дел;

В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 262-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

5) применять огнестрельное и электрическое оружие, специальные средства и физическую силу в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

2. Судебный пристав обязан:

1) использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

2) осуществлять охрану судей и иных лиц, участвующих в судебном процессе;

3) обеспечивать охрану совещательных комнат, других судебных помещений и зданий;

5) предупреждать и пресекать правонарушения в зале судебного заседания и помещении суда;

6) обеспечивать по поручению судьи доставку уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность при проведении судебного разбирательства вне места постоянного пребывания суда;

7) выполнять распоряжение судьи, связанные с соблюдением порядка проведения судебного разбирательства;

8) осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд;

9) взаимодействовать с сотрудниками конвойной службы по вопросам охраны и безопасности лиц, содержащихся под стражей.

В заголовок внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 262-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

Статья 8. Порядок применения огнестрельного и электрического оружия, специальных средств и физической силы

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 262-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

1. Применение судебным приставом огнестрельного и электрического оружия, специальных средств и физической силы может быть обусловлено только выполнением задач, указанных в статье 2 настоящего Закона.

2. Судебные приставы имеют право применять огнестрельное оружие в целях:

1) отражения нападения на судей и участников судебного разбирательства, когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

2) отражения нападения на судебного пристава при выполнении им своих служебных обязанностей, когда его жизнь и здоровье подвергаются опасности;

3) пресечения попытки завладеть оружием или специальными средствами;

4) отражение группового или вооруженного нападения на суд и здания судов.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 262-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

3. Физическая сила, в том числе боевые приемы, а также электрическое оружие, специальные средства, перечень которых определяется специальным законодательством, могут быть применены судебным приставом для:

1) отражения нападения на судей и участников судебного разбирательства;

2) пресечения физического сопротивления и нападения на судебного пристава при исполнении им служебных обязанностей;

3) задержания лица, если это лицо отказывается выполнить требование о прекращении противоправных действий;

4) пресечения побега лица из-под стражи, а также пресечения попытки насильственного освобождения лица, содержащегося под стражей.

4. Запрещается применять оружие, специальные средства и боевые приемы в отношении женщин, несовершеннолетних и лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения и оказания вооруженного сопротивления либо группового нападения.

5. Во всех случаях применения оружия, специальных средств и боевых приемов судебный пристав обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан и оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, доложить о применении оружия, специальных средств и боевых приемов руководителю соответствующего территориального подразделения. Судебный пристав Верховного Суда Республики Казахстан обязан доложить о применении оружия, специальных средств и боевых приемов руководителю уполномоченного органа.

В каждом случае применения оружия, специальных средств и боевых приемов, повлекших гибель людей или иные тяжкие последствия, незамедлительно информируется прокурор.

6. Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, электрического оружия и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, и порядок их выделения устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Обеспечение подразделений судебных приставов оружием и специальными средствами возлагается на уполномоченный орган.

Статья 9. Ответственность судебных приставов

За совершенные проступки и правонарушения, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей судебные приставы несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Закон дополнен статьей 9-1 в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 262-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования); изложена в редакции Закона РК от 29.06.20 г. № 351-VI (введено в действие с 1 июля 2021 г.) (см. стар. ред.)

Статья 9-1. Обжалование действий (бездействия) судебного пристава

Действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы заинтересованным лицом в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Статья 10. Меры социальной защиты судебных приставов

1. Обязательное страхование судебных приставов осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан за счет бюджетных средств.

3. В случае гибели (смерти) судебного пристава при исполнении служебных обязанностей либо в течение года после увольнения со службы вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей, лицам, находящимся на иждивении, и наследникам выплачивается единовременная компенсация в размере десятикратного годового размера заработной платы по последней занимаемой должности.

4. При установлении судебному приставу инвалидности, наступившей в результате травмы, ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, ему выплачиваются единовременные компенсации в размерах:

1) инвалиду первой группы - пятилетней заработной платы;

2) инвалиду второй группы - трехлетней заработной платы;

3) инвалиду третьей группы - годовой заработной платы.

5. В случае получения судебным приставом при исполнении служебных обязанностей тяжелого увечья (травмы, ранения, контузии), не повлекшего инвалидности, ему выплачивается компенсация в размере трехмесячной заработной платы, легкого увечья -месячной заработной платы. При этом единовременные компенсации, предусмотренные настоящей статьей, выплачиваются независимо от других выплат, в том числе страховых выплат и выплат в порядке возмещения вреда.

6. Единовременная компенсация, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается, если в установленном порядке доказано, что гибель (смерть), травма, ранение (увечье) судебного пристава наступили в связи с обстоятельствами, не связанными с исполнением служебных обязанностей.

7. Семье погибшего и его иждивенцам назначается пособие по случаю потери кормильца в установленном законодательством порядке.

8. Выплата на погребение умершего или погибшего судебного пристава выдается в размере, устанавливаемом законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий год.

В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 г.) (см. стар. ред.)

Статья 11. Финансирование деятельности судебных приставов

Финансирование деятельности судебных приставов осуществляется за счет бюджетных средств.

Статья 12. Контроль за деятельностью судебных приставов

Контроль за деятельностью судебных приставов в Верховном Суде и территориальных подразделениях осуществляют уполномоченный орган и его территориальные подразделения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: