Как соотносятся между собой понятия государственная должность и должностное лицо

Обновлено: 07.05.2024

Те лица, которые замещают государственные должности – все являются должностными лицами, потому что по характеру своих полномочий они действуют непосредственно от лица тех госорганов в которых учреждены их должности. Они всегда являются представителями власти не имея часто распорядительных полномочий в отношение частных лиц

Среди государственных служащих есть определенная часть, которая относится к должностным лицам – это те служащие, для которых обеспечение исполнения полномочий государственных органов связано с непосредственной реализацией этих полномочий. Причем реализация полномочий может быть двоякой – либо это руководитель органа исполнительной власти, который действует от его имени и непосредственно принимает нормативно-правовые акты (руководитель федеральной службы, издающий нормативный акт[S17] )

Кроме того, есть служащие, которые по характеру предоставленных им служебных полномочий могут издавать обязательные предписания, направленные с одной стороны на реализацию властных полномочий государственного органа, с другой стороны – направленных на частных лиц, для которых данные предписания обязательны (инспектор налогового органа).

Но все остальные государственные служащие, не наделенные правом действовать от лица государственного органа непосредственно, к должностным лицам не относятся.


+ есть категория должностных лиц, которые не являются ни государственными служащими, ни лицами, замещающими государственную должность, но эта категория выделяется по сути только для целей привлечение к административной или уголовной ответственности тех лиц, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в частных организациях (юридических лицах – государственных или негосударственных, но не в органах власти). (пример – руководитель или бухгалтер любого юридического лица является должностным лицом

Виды должностей

Категории:

2) помощники (советники);

4) обеспечивающие специалисты.

Применительно к должностям категорий руководителей и помощников практически не действует требование о конкурсе. Только в отношении специалистов и обеспечивающих специалистов действует правило обязательного проведения конкурса

В любом государственном органе чаще всего создаются структурные подразделения, которые по своей классификации очень хорошо видны из деления должностей государственной службы на категории.

1) Подразделения, которые непосредственно осуществляют публичные полномочия государственного органа состоят из специалистов.

2) В любом государственном органе есть подразделения, которые обеспечивают его деятельность – состоят из обеспечивающих специалистов в этих подразделениях не всегда все позиции являются должностями государственной службы.

3) + руководитель и аппарат руководителя как особое подразделение любого государственного органа, выделяемое в его структуре

Группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Правила соотнесения категорий с группами (в законе о государственной гражданской службе) – например категории руководителей и помощников относятся к категориям высших и главных должностей, а специалист – может быть отнесен только к ведущим должностям.

Эти правила имеют значение для определения квалификационных требований, для проведения конкурсов, для определения гражданских званий и в некоторых случаях для размеров должностных окладов и категорий надбавок к должностным окладам

Первичным элементом в структуре организации является долж­ность. Должность (общеродовое понятие) следует понимать как юри­дически установленную социальную роль, выполняемую человеком в организации (учреждении, предприятии), совокупность соответст­вующих ей полномочий, обязанностей и ответственности, требований к знаниям, опыту и квалификации.

Должность как исходная структурная единица включает четыре Формальных элемента: точно обозначенное в штатном расписании служебное место, которое может занимать только одно лицо; обязан­ности по данной должности; права и полномочия; ответственность как совокупность поощрений и санкций, назначаемых служащему за е го работу.

Должность государственного служащего — это и общественный статус, и совокупность формальных прав и обязанностей, и определенный стандарт поведения, зафиксированный в нормативной документации.

Иногда дается такое определение должности государственного служащего: это первичное структурное образование органа госуправ­ления, наделенное обязанностью, правами и ответственностью, необ­ходимыми для реализации его общественного (социального) статуса, как должностного лица.

Должностное лицо (англ. Official, office, holder, functionary) — лицо, осуществляющее постоянно или временно функции представителя власти, а также занимающее постоянно или временно в учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполне­нием организационно-распорядительных или административно-хозяй­ственных обязанностей, либо выполняющее такие обязанности в ука­занных учреждениях, организациях и на предприятиях по специально­му полномочию.

В науке административного права утверждается мнение, что раз­личие между должностными лицами и иными служащими состоит в том, что первые имеют властные (распорядительные) полномочия, а вторые — нет.

Должностные лица наделены более широкими правами, чем другие работники, могут действовать от имени организации внутри ее или во­вне, от них требуется более внимательное, компетентное отношение к своим обязанностям, и закон устанавливает повышенную ответствен­ность за правонарушения, совершенные ими в связи с выполнением служебных обязанностей (КоАП РФ, УК РФ — ст. «Должностные пре­ступления»).

Современный законодатель трактует понятие «должностное лицо» не всегда однозначно. В Федеральном законе об основах государст­венной службы РФ, устанавливающем классификацию должностей, данное понятие не употребляется. Между тем понятие «Должностное лицо» является одним из ключевых, так как признается специальным субъектом правоотношений, регулируемых различными отраслями права.

К определению должностного лица необходимо подойти через оп­ределение понятия «государственный служащий». Государственный служащий, наделенный властными полномочиями, является должно­стным лицом. Властные полномочия непосредственно связаны с вы­работкой и/или принятием управленческих решений («имеющий пра­во подписи»).

Итак, должностное лицо в госаппарате — это государственный служащий, осуществляющий организационно-распорядительные и ад­министративно-хозяйственные функции, государственно-властные полномочия и юридически значимые действия.

Отсюда и классификация госслужащих: руководители, специалисты, и ответственные исполнители.

В 1-ю категорию входят руководители и их заместители, имеющие делегированное руководителем право подписи;

2-ю категорию составляют специалисты госуправления: аналитики, эксперты, советники, консультанты;

3-ю категорию госслужащих составляют ответственные исполните­ли, они участвуют в процессе подготовки и принятия решений, но анонимно, номинально (не ставя свою подпись).

Должности в государственных органах РФ включают в себя госу­дарственные должности, а также должности, которые не имеют стату­са государственных должностей и образуются в целях технического обеспечения деятельности госорганов в соответствии со штатным рас­писанием этих органов.

Государственная должность — это первичная организацион­но-структурная единица госаппарата, заключающая в себе часть его компетенции.

8.3. Индивидуальное рабочее место и принципы его организации

Должность служащего как рабочее место в структуре администра­тивного органа является наименьшей частицей системы высшего по­рядка. Нет нужды доказывать очевидное положение, что на оценку системы в целом влияет оценка частей, из которых эта система скла­дывается.

В деятельности по надлежащей организации индивидуального ра­бочего места — как, впрочем, вообще любого звена организационной структуры — существует основополагающий принцип. Пренебрежение этим принципом оказывает столь дезорганизующее влияние, что лик­видировать его невозможно никакими методами.

Мы имеем в виду принцип согласованности и соответствия трех основных элементов, которые должны составлять суть каждого рабо­чего места:

1) определение задач (функций), для решения которых создано данное рабочее место, а также определение вытекающих из задач обя­занностей, возлагаемых на работника, занимающего данное место;

2) определение прав и полномочий, обеспечивающих выполнение задач и обязанностей, а также выявление необходимого оснащения (оборудования, средств и т. п.);

3) определение ответственности.

Таким образом, должность государственного (муниципального) тужащего — это исходная структурная единица государственного ап­парата, точно обозначенное в штатном расписании индивидуальное Рабочее место, которое может занимать только один служащий, вы полняющий определенный круг задач, функций, наделенный соответ­ствующими этим задачам и функциям правами и полномочиями и от, ветственностью.

Все элементы должности должны быть взаимно согласованы и со­ставлять гармоничное целое.

Базовым из указанных элементов является первый, поскольку он обосновывает необходимость существования рабочего места и служит базой для правильного понимания двух остальных.

Если смотреть на рабочее место как на систему, то все три эле­мента важны в равной мере, а недостаточное соответствие одного из них остальным разрушает правильную в принципе структуру.

Как известно, вплоть до настоящего времени нетрудно найти при­меры таких организационных решений, в которых основное внимание обращается на задачи (нередко, впрочем, их неправильно подбирают, составляя не конкретно, а шаблонно, что подтвердили и последние исследования), часто — на ответственность, причем в сочетании с уг­розой применения карательных санкций. Зато забота о полномочиях и средствах деятельности известна мало, т. е. о соблюдении упомяну­тых всех трех элементов она^ не всегда проявляется.

Постараемся вникнуть в психику занимающего какую-то долж­ность человека, которому руководители определили задачи, возложи­ли на него ответственность за их выполнение, но не наделили его со­ответствующими правами или необходимыми материальными средст­вами. После неудачных попыток добиться увеличения полномочий и средств у этого человека имеется для выбора три пути: первый — заявить, что из-за невозможности выполнения возложенных на него обязанностей он отказывается от работы; второй заключается в неле­гальном изыскании материальных средств и самовольном присвоении полномочий; третий сводится к фальсификации отчетности, т. е. к ее приукрашиванию.

Первый путь используется сравнительно редко. Обычно выбира­ются в наиболее выгодных для конкретного случая пропорциях вто­рой и третий пути. Создается ситуация, чрезвычайно деморализующая работника. Наряду с этим общественное мнение и вышестоящее ру­ководство вводятся в заблуждение фальсифицированной отчетностью нередко диспропорция между поставленными задачами, выделенны­ми средствами и полномочиями становится причиной преступной деятельности.

Следует добавить, что любое требование ответственности може т иметь место только в рамках выделенных средств и полномочий. Вся­кое превышение этих рамок в равной мере и несправедливо, и нело­гично. Если руководитель независимо от уровня допускает в подчи­ненном ему коллективе несогласованность рассматриваемых элемен­тов, то он пренебрегает одной из главнейших своих обязанностей: не сохраняет в допустимых границах организационную стабильность, являющуюся неотъемлемым условием правильного функционирования любого института.

В специальной литературе редко обращается внимание на влия­ние, которое оказывает правильно организованное рабочее место на хорошие человеческие отношения в коллективе (мы имеем в виду слаженность указанных выше элементов организационных структур). Множество вопросов, разногласий, взаимных обид и претензий воз­никает лишь потому, что неизвестно, кто какие имеет полномочия и кто за что отвечает. В связи с этим целесообразно обобщить прин­ципы организации рабочего места.

Принцип надлежащей детальности. Часто возникает вопрос о сте­пени детальности круга задач и обязанностей. При этом высказыва­ются опасения, что весьма подробный их перечень содержит элемен­ты излишней регламентации. Мы склонны разделять эти опасения: Детальность можно и должно доводить лишь до границ существующей необходимости, так как переход этих границ является явной органи­зационной ошибкой.

Проведем обоснование необходимой степени детальности.

1. Детальность определения задач и обязанностей должна способ­ствовать точному разграничению сфер деятельности между рабочими местами таким образом, чтобы эти сферы не перекрывались и чтобы между отдельными рабочими местами не появлялось «ничейных» зон. Отсюда вывод: особенно детально и точно следует определять пери­ферийную тематику.

2. Детальность определения задач и обязанностей должна быть настолько полной, чтобы не допускать тенденции к перемещению це­лей, т.е. чтобы не возникала ситуация, когда, например, работник, призванный оказывать обществу определенные услуги, начинает боль­шую часть рабочего времени и энергии посвящать обслуживанию от­делов собственного учреждения. Так, иногда большая часть времени отводится написанию отчетов о проделанной работе и составлению докладных записок на случай контроля, нежели самой работе.

3. Детальность, описания задач и обязанностей бывает оправданна лишь в той мере, в какой она облегчает работнику, занимающему данное рабочее место, планирование своих действий и правильное их распределение.

5. Пожалуй, наиболее важным вопросом является обеспечение та­кой детальности, которая делала бы возможным определение критери­ев выполнения работы. Речь идет об использовании показателей.

Если степень деятельности определения задач и обязанностей не укладывается ни в один из перечисленных пунктов, то это означает, что мы имеем дело с чрезмерной детализацией, ограничивающей сво­боду действия как самого работника, так и всего учреждения.

Принцип показателей. Чтобы перечень задач и обязанностей не мог подвергаться свободной интерпретации и мог быть оперативным инструментом в руках руководителя, каждому его пункту должен со­ответствовать показатель исполнения. Этот показатель следует опреде­лить не «кабинетным путем», а после консультаций и, если это воз­можно, по согласованию с работником, для оценки труда которого он будет применяться. При определении показателей надлежит обращать серьезное внимание на то, чтобы они отражали только те результаты, которые зависят от самого работника. Проблему показателей мы рас­смотрим более широко в следующих темах книги, так как это в зна­чительной мере связано с другими проблемами, не относящимися к описанию рабочего места.

Принцип значимости порученных задач. Допустим, что описание ра­бочего места содержит шесть пунктов. Однако получилось так, что пять из них работник выполняет, а шестым пренебрегает. Этот работ­ник, используя простейший расчет, может искренне считать, что он справляется со своими обязанностями на 5/6. Хорошо, если его руко­водитель придерживается такого же мнения. Но может быть и иначе.

Еели по опенке руководителя невыполняемое задание составляет, ска­жем, 5/6 качественного значения совокупности задач данного рабоче­го места, в то время как пять выполняемых работником задач состав-

й)0т едва 1/6, то возникает недоразумение, неприятное для обеих за­интересованных сторон. Существует весьма простой способ устранения подобного рода недоразумений. В перечне задач следует определить вес и значение каждой из порученных обязанностей. По­добное дополнение перечня будет элементом взаимопонимания руко­водителя и подчиненного, что, несомненно, положительно скажется на эффективности работы.

О важности соблюдения принципа значимости свидетельствует, в частности, то, что согласно мнению, разделяемому многими учены­ми и практиками, зачастую решение 20% задач данного учреждения < дает 80% результатов его работы в суммарном подсчете, в то время как решение остальных 80% задач дает едва 20% вклада в эти резуль­таты.

Нарушение критерия значимости'отдельных задач и обязанностей (направлений активности) является первым шагом к трансформации их в цель, существующую для самой себя. К этому ведет длительный, постепенно нарастающий процесс. Его начало обычно коренится в нарушении надлежащего соотношения между отдельными целями. Исходя из этого утверждения принцип качественной значимости за­дач приобретает дополнительную ценность.

Принцип равномерности стимулов и санкций. Если точность описа­ния задач, обязанностей и показателей будет разной, то центр тяже­сти интересов исполнителя переместится от менее конкретных про­блем к более конкретным. В этом же направлении будут действовать как некоторые стимулы, так и некоторые санкции. Чем задание кон­кретнее и показатель яснее, тем легче каждому, прежде всего руково­дителю, заметить малейшее упущение. А замеченное упущение влечет за собой, как правило, неприятные последствия, т. е. принуждение. В свою очередь, стимул возникает из потребности человека видеть и знать оценку результатов своего труда. Он хочет видеть это сам и хочет, чтобы это увидели другие. И чем задачи и показатели кон­кретнее, чем заметнее результаты предпринятых усилий, тем более привлекательным для исполнителя становится труд. Под влиянием одностороннего воздействия принуждения и стимула наступает нару­шение запланированных пропорций в выполнении задач. Соблюдение принципа равномерности стимулов и санкций — это стремление к тому, чтобы все задачи и все показатели* их выполнения были в гра­ницах возможного определены с одинаковой точностью.

Принцип самовыражения. Каждый нормальный человек обладает определенными способностями, честолюбием (преимущественно до­вольно высоким), увлечениями и пристрастиями, хочет чем-то выделиться, обратить на себя внимание окружающих, влиять на выполняе­мую работу, пользоваться уважением коллектива и ощущать общест­венную полезность. Если он делает работу, отвечающую его увлечениям и способностям и дающую возможность удовлетворить честолюбие, то мы говорим, что данная ситуация создает условия для «самореализации», или «самовыражения». В стремлении к самовыра­жению человек не только избавляется от тенденции к минимизации своих обязанностей, но и старается расширить их. Многие психологи ставят потребность в самовыражении на первое место среди всех че­ловеческих потребностей.

Если путем соответственно сформулированных задач и обязанно­стей работника в какой-то мере обеспечены условия для самовыраже­ния, то тем самым мобилизуется мощный фактор мотивации, чего не сможет дать никакая формальная дисциплина.

Целесообразно уделить внимание двум вопросам: последствиям пренебрежения принципом самовыражения и способу использования его при формулировании задач и обязанностей рабочего места! По первому вопросу отметим следующее: если в профессиональной рабо­те человек не может удовлетворить естественных увлечений и интере­сов, если ему не созданы соответствующие условия, он ищет их в другом месте, перемещает свою энергию и заинтересованность из области профессионального труда в иные сферы, что, естественно, наносит ущерб учреждению, предоставившему ему работу. Именно поэтому можно относительно часто встретить в одном лице рьяного, весьма изобретательного и толкового любителя-садовода или коллек­ционера-филателиста и вместе с тем нерадивого или ограниченного служащего.

Перейдем ко второму вопросу. Говоря о практических рекоменда­циях в деле формулирования функций рабочего места таким образом, чтобы обеспечить условия для самовыражения работника, приходится признать, что дело это далеко не простое, однако не следует подда­ваться пораженческим настроениям. Слишком часто, отказываясь от чего-то «недостижимого», мы забываем, что эта недостижимость от­носится к области идеала. А стремиться к нему необходимо.

Остановимся на этой проблеме. Каждая работа будет отвечать принципу самовыражения в более высокой степени, если она:

1) соответствует способностям и влечениям исполнителя;

3) соответствует квалификации;

4) создает лучшие условия для самоконтроля;

5) обеспечивает влияние на формирование методов исполнения;

6) комплексна и разнообразна;

7) является понятным, нужным и полезным элементом более крупного и известного исполнителю целого;

8) наглядно способствует удовлетворению насущных обществен­ных потребностей.

Совсем иного рода возможности самовыражения кроются в орга­низационных решениях. В этом отношении прежде всего надо отме­тить следующее: чем шире тематика учреждения и, что обычно за этим следует, многочисленнее штат работников, тем больше возмож­ностей у работников этого учреждения соприкоснуться с трудом, ко­торый он хотел бы выполнять. Отсюда практический совет: по воз­можности избегать создания узкоспециализированных учреждений, поскольку они не способствуют полному развитию индивидуальности.

Упомянутый перечень средств этим не исчерпывается. Его про­должение — дело руководителя, учитывающего конкретные обстоя­тельства. Определенные шаги в указанных выше направлениях 'воз­можны почти всегда. Учет принципа самовыражения при формулиро­вании перечня задач и обязанностей каждого рабочего места является одним из условий гуманизации труда. Расстановка работников таким образом, чтобы они в максимальной мере имели возможность для са­мовыражения, — это один из существенных принципов кадровой по­литики и кадровой работы администрации, стремящейся обеспечить каждому гражданину условия для наиболее полного использования его возможностей, т. е. квалификации и способностей.

Принцип повышения квалификации кадров. В настоящее время каж­дый работник обязан постоянно повышать свою квалификацию. Эта обязанность, ставшая одной из основных, все еще не реализуется над­лежащим образом служащими административных учреждений. Поэто­му необходимо повторять, что постоянное повышение квалификации должно быть обязанностью любого без исключения работника на каж­дом рабочем месте.

Принцип повышения квалификации кадров учитывается при со­ставлении перечня задач и обязанностей (должностных инструкций) работников. Необходимо периодически пересматривать должностные инструкции, проверяя, не узки ли предусмотренные в них участки деятельности для постоянного развития и роста работников.

Понятия «должность», «должностное лицо», «государственная должность РФ», «государственная должность государственной службы» и «муниципальная должность». Принципы построения иерархии должностей государственной гражданской службы. Правила формирования штатов государственного органа (организации).
Система должностей государственной службы. Соотношение групп и категорий должностей, их увязка с системой классных чинов гражданской службы.
Реестры государственных должностей государственной службы, их сущность, назначение и виды.
Принципы должностного роста на государственной гражданской службе. Основания для должностного роста государственных гражданских служащих.

Должность -это юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее; связующее звено между организацией государственной службы и деятельностью человека.

У должности 2 аспекта:

На практике различаютсястатус служащего:

- формальный (служебный, должностной),

- неформальный (персональный, личностный).

Установление должностиозначает закрепление её точного наименования, положения в системе организации, основных функций, способа замещения и требований к лицу, которое может ее замещать.

Должностное лицо - это лица, занимающее должность, устанавливаемую Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственная должность Российской Федерации —это должность, устанавливаемая Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов России.

Правовой статус лиц, их замещающих госдолжности, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Государственная должность государственной службы — это структурная единица государственных органов, учрежденная в

установленном законодательством порядке, устанавливающая

круг обязанностей, соответствующий полномочиям государственного органа, включающая денежное содержание и ответственность за

неисполнение, либо ненадлежащее исполнение установленных обязанностей.

Муниципальная должность - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность, которая определена Федеральным Законом РФ

«О муниципальной службе в Российской Федерации»

№ 25 от 02.03.2007 г. (в редакции Закона от 22.12.2014 года N 431).

Порядок формирования штата государственных гражданских служащих должен обеспечивать прием на работу наиболее квалифицированных кадров, способных выполнять функции государственного управления. Поступающие на государственную гражданскую службу должны соответствовать требованиям, вытекающим из особенностей государственной службы.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Должностной рост является одним из сильнейших стимулов к эффективной деятельности государственных гражданских служащих.

(в редакции Закона № 185 от 02.07.2013 г.).

Должности государственной службы подразделяются на:

1. должности федеральной государственной гражданской службы;

2. должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

3. воинские должности;

4. должности правоохранительной службы.

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Должности государственной службы распределяются по группами категориямв соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

Iруководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

IIпомощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

III специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

IYобеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1)высшие должности гражданской службы;

2)главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4)старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на:

- ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "специалисты" подразделяются на:

- старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на:

- младшую группы должностей гражданской службы.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.

Указом Президента РФ № 1574 от 31.12.2005 года «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» (в редакции от 29.12.2014 г., вступает в силу с 01.01.2015 года)утверждены перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; воинской и правоохранительной службы.

Перечень должностей Место
1. Должности категории "руководители" Высшая группа должностей 2. Должности категории "помощники (советники)" Высшая группа должностей 3. Должности категории "специалисты" Высшая группа должностей Главная группа должностей Ведущая группа должностей 4. Должности категории "обеспечивающие специалисты" Ведущая группа должностей Старшая группа должностей Администрация Президента РФ
1. Должности категории "руководители" Высшая группа должностей Главная группа должностей 2. Должности категории "помощники (советники)" Высшая группа должностей Главная группа должностей Ведущая группа должностей 3. Должности категории "специалисты" Высшая группа должностей Главная группа должностей Ведущая группа должностей Старшая группа должностей 4. Должности категории "обеспечивающие специалисты" Главная группа должностей Ведущая группа должностей Старшая группа должностей Младшая группа должностей Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ
1. Должности категории "руководители" Высшая группа должностей Главная группа должностей 2. Должности категории "помощники (советники)" Высшая группа должностей Главная группа должностей Ведущая группа должностей 3. Должности категории "специалисты" Высшая группа должностей Главная группа должностей Ведущая группа должностей 4. Должности категории "обеспечивающие специалисты" Главная группа должностей Ведущая группа должностей Старшая группа должностей Младшая группа должностей Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания РФ
1. Должности категории "руководители" Высшая группа должностей 2. Должности категории "помощники (советники)" Высшая группа должностей 3. Должности категории "специалисты" Высшая группа должностей Главная группа должностей Ведущая группа должностей 4. Должности категории "обеспечивающие специалисты" Ведущая группа должностей Старшая группа должностей Аппарат Правительства РФ
1. Должности категории "руководители" Высшая группа должностей 2. Должности категории "помощники (советники)" Высшая группа должностей 3. Должности категории "специалисты" Главная группа должностей Ведущая группа должностей Старшая группа должностей 4. Должности категории "обеспечивающие специалисты" Главная группа должностей Ведущая группа должностей Старшая группа должностей Младшая группа должностей Управление делами Президента РФ
1. Должности категории "руководители" Высшая группа должностей Главная группа должностей 2. Должности категории "помощники (советники)" Высшая группа должностей 3. Должности категории "специалисты" Главная группа должностей Ведущая группа должностей Старшая группа должностей 4. Должности категории "обеспечивающие специалисты" Ведущая группа должностей Старшая группа должностей Младшая группа должностей Федеральные министерства
и т.д. в Федеральных службах,агентствах,Государственных комитетах, департаментах, Министерствах и ведомствах

Представителем нанимателя ведется реестр гражданских служащих.

Сведения из личного дела гражданского служащего включаются в реестр гражданских служащих в государственном органе и хранятся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования.

Умерший (погибший) гражданский служащий, а также гражданский служащий, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим решением суда, вступившим в законную силу, исключается из реестра гражданских служащих в день, следующий за днем смерти (гибели) гражданского служащего или днем вступления в законную силу решения суда.

Общими условиямиприсвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:

- присвоение в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;

- досрочное присвоение в качестве меры поощрения;

- сохранение присвоенного при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.

Лишение присвоенного классного чина,дипломатического ранга, воинского и специального званиявозможнопо решению суда.

Указом Президента РФ "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» от 01.02.2005 № 113 (в редакции от 30.09.2013 года № 744) "утверждены перечнидолжностей федеральной государственной гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, подлежат включению в Реестр.

Наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах или их аппаратах должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в Реестр.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства спорта РФ от 25 апреля 2019 г. № 05-05-2-20/10893 О разъяснении определения «должностное лицо»


Обзор документа

Письмо Министерства спорта РФ от 25 апреля 2019 г. № 05-05-2-20/10893 О разъяснении определения «должностное лицо»

Правовой департамент рассмотрел служебную записку Департамента науки и образования от 22 марта 2019 г. № 04-04-3-20/10393 по вопросу разъяснений определения «должностное лицо» и сообщает следующее.

Понятие «должностное лицо» закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными лицами в статьях Главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Содержание понятий «функции представителя власти», «организационно-распорядительные функции» и «административно-хозяйственные функции» раскрыто в пунктах 3-5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее - Постановление Пленума).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что УК РФ и КоАП РФ имеют специфичную, узконаправленную сферу правового регулирования, что необходимо учитывать в случаях использования закрепленных в них понятий «должностное лицо» в процессе реализации норм части 12 статьи 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Также в некоторых случаях законодательство Российской Федерации содержит понятие должностного лица в соответствующей сфере отношений. Например, статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для целей данного Федерального закона под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Таким образом, понятие должностного лица, как правило, распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Дополнительно отмечаем, что законодательством субъекта Российской Федерации также может быть закреплено понятие «должностное лицо».

С учетом вышеуказанного под должностным лицом, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, может пониматься такое должностное лицо, которое подпадает под вышеуказанные признаки данной категории лиц и у которого обозначенные выше функции будут включены в должностной регламент.

Директор
Правового департамента
А.О. Миняев

Обзор документа

Минспорт разъяснил, кто относится к должностным лицам, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физкультуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд.

По общему правилу должностным является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Понятие должностного лица распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Законодательством региона также может быть закреплено понятие "должностное лицо".

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

1. Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности подразделяются в настоящем Федеральном законе на:

Информация об изменениях:

2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б";

3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В".

Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.

В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.

2. Государственная должность государственной службы - государственная должность категории "Б" или "В", включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации.

Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации является частью Реестра государственных должностей Российской Федерации.

3. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются государственные должности категорий "Б" и "В", классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.

Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Реестр федеральных государственных служащих утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. N 33

См. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. N 32

См. перечни государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 11 октября 2004 г. N 1294

См. Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых в Государственной технической комиссии при Президенте РФ для обеспечения ее деятельности, утвержденный Указом Президента РФ от 1 марта 2003 г. N 258

См. Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 20 декабря 1996 г. N 1748

О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Управлении делами Президента Российской Федерации см. Указ Президента РФ от 12 апреля 1996 г. N 530

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: